Закрепление изученного. Тренировочные упражнения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закрепление изученного. Тренировочные упражнения.



1) Упр. 15. Учащиеся распределяют слова в три колонки в зависимости от места положения корня. Корень во всех словах графически обозначить, одинаковый ли смысл корень имеет в них?

Чтение правила об однокоренных словах на стр. 10.

К о м м е н т а р и й у ч и т е л я: слова с одним и тем же корнем пишутся одинаково независимо от ударения.

2) Запись под диктовку.

Горе, горевать, горный, горцы. Чем различаются эти слова? Укажите среди них однокоренные слова к слову гора. Сделайте вывод. (У однокоренных слов корень имеет одно и то же лексическое значение.)

3) Работа с текстом. (Текст записан на доске или распечатан для каждого ученика.)

Серый кот потянулся, взглянул на меня и удивленно мяукнул. После этого он обошел комнату и заглянул в мои сапоги. Там было пусто и темно. Кот снова мяукнул и начал тереться о мои ноги. Пушистая его шкурка едва слышно потрескивала.

Я погладил его. Кот заурчал от наслаждения.

(К. Паустовский)

 

Прочитать текст и выписать из него в столбик глаголы. По ходу записи учащиеся выделяют в глаголах корень, обозначают его графически, к каждому глаголу подбирают однокоренное слово, в котором гласная корня является ударной. Попутно делается вывод о способе проверки безударной гласной корня.

4) Упр. 17 (по заданию учебника).

5) Записать глаголы бежать, писать (упр. 18). Образовать от них новые слова при помощи приставок. Какую же роль приставки и суффиксы играют в образовании слов? В ы в о д: приставки и суффиксы — значимые морфемы. С их помощью можно образовывать новые слова.

6). Поиграем. Упр. 21 (устно).

 

4. Домашнее задание.

§ 5, запомнить правило об однокоренных словах и графическое обозначение морфем. Упр. 22.

Урок 6

Тема: Орфограмма. § 6

ЦЕЛЬ: Усвоение понятия орфограммы и опознавательных признаков орфограмм. Формирования навыка нахождения орфограмм-гласных и орфограмм-согласных в разных морфемах.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (упр. 22; теоретические сведения об однокоренных словах; определения приставки, корня, суффикса и окончания). Одновременно три ученика работают у доски с индивидуальными заданиями.

К а р т о ч к а 1. Среди предложенных слов полевой, поход, помнить, покой найдите слово с приставкой по -, запиши те его на доске, приставку обозначьте графически. Свой выбор обоснуйте.

К а р т о ч к а 2. От существительных город, осина, осень, туман, орех образуйте прилагательные с суффиксами -о-, -ск-, -н-. Разберите их по составу, подчеркните слова, в которых рядом оказалось -нн.

К а р т о ч к а 3. Прочитайте слова: дума ет, лесн ик, большог о, смотр ит, окн о. Запиши на доске те из них, в которых окончание выделено неверно. Обозначь окончания правильно. В чем особенность окончания слова лесник?

 

Работа по теме урока.

У записанного на доске слова дом поочередно заменяем каждую букву на другую. Полученные слова записываются в тетрадь (том, дым, док). Что происходит со словом после подобной замены? (В ы в о д: замена любой буквы исконного корневого слова меняет значение. Ошибиться в написании этого слова невозможно).

Запись слова — дома (множественное число от слова дом). Как произносится в нем безударная гласная о?

В ы в о д у ч и т е л я: если есть выбор букв, значит, мы имеем дело с орфограммой.

Чтение правила об орфограммах на стр. 12 учебника.

 

3. Проверка первичного понимания. Выполнение упр. 23, нахождение и графическое выделение орфограмм по опознавательным признакам.

Работа с текстом (записан на доске или спроецирован на экран).

Это было ранней весной. Лес еще не успел одеться. Мы шли в лесу по нашей тропинке. Вдруг послышались тихие и очень приятные звуки. Это, сидя на ветках деревьев, птички пели и щебетали.

Прочитать, найти в нем слова с орфограммой-гласной в корне слова. Запись этих слов в тетрадь, графическое обозначение в них орфограммы.

Чтение лингвистического текста на стр. 12, 13, знакомство с опознавательными признаками орфограмм. Нахождение опознавательных признаков орфограммы «безударная гласная в корне» в тексте предыдущего упражнения.

 

Тренировочные упражнения.

Упр. 25 (по вариантам: 1-й вариант выписывает слова с опознавательными признаками «гласная без ударения», 2-й вариант — с опознавательными знаками «гласные после шипящих и ц»).

Упр. 26 (выборочно-распределительное списывание). Записать слова с орфограммой-согласной в два столбика: слова с опознавательным признаком «стечение согласных» и с опознавательным признаком «конец слова» (по три примера).

 

Самостоятельная проверочная работа.

Упр. 24 — списать текст, вставить пропущенные буквы, обозначить морфемы в словах с орфограммами

 

Задание на дом.

Запомнить определение орфограммы и опознавательных признаков орфограмм. Упр. 27.

 

Урок 7

Тема: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. § 7

ЦЕЛЬ: Напомнить о проверяемых и непроверяемых безударных в корне слова. Формировать навыки проверки правописания безударных гласных в корне слова, графического обозначения условий выбора правильных написаний. Развивать навык использования различных способов проверки безударной гласной в корне (изменение формы слова и подбор однокоренных слов).

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (с помощью кодоскопа или записанных двумя учениками на доске правильных вари антов).

Одновременно 3 ученика работают с индивидуальными заданиями (можно на доске).

К а р т о ч к а 1. Выпишите подчеркнутые слова, разбери те их по составу и сделайте вывод об их морфемном составе: уходят из дома; досмотрят фильм; черненький медвежонок.

К а р т о ч к а 2. Запишите ряд однокоренных слов с корнем - да -, графически обозначьте корень, над каждым словом укажите, какой частью речи оно является.

К а р т о ч к а 3. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные гласные и корень глаголов. Рядом запишите проверочные слова. Орфограмму-гласную и опознавательные признаки орфограммы обозначьте графически.

Изв..стил родителей, уг..стил шоколадом, соед..нил провода, пос..дел от старости, расч..щал двор, сож..леть о потере, уд..вишь друзей, прибл..жаться к дому.

 

Работа по теме урока.

Упр. 28. Чтение текста стихотворения, запись однокоренных слов, графическое обозначение орфограммы «гласные в корне слова».

Ознакомление с правилом о способах проверки безударных (проверяемых) гласных в корне слова (чтение теоретических сведений, стр. 14,15).

 

Тренировочные упражнения.

1) Выборочно-распределительный диктант. Записать слова в два столбика в зависимости от способа проверки безударной гласной в корне, орфограмму и корень слова обозначить графически:

Сосна, починить, запах, ночевать, тропа, возить, пастух опасение, плясать, небесный, тяжелый, лесной, ходить, полевой, река, холмистый.

2) Упр. 29 (для слабых учащихся).

3) Списать текст, вставить пропущенные буквы. Обозначить корень в словах с пропусками, в скобках записать проверочное слово. (Текст записан на доске или распечатан для учащихся.)

Сережа очень ж..лел воробьев з..мой. Он см..стерил для них к..рмушку, в х..лодные дни часто сыпал в нее хлебные крошки и з..рно. Ведь сытой птице холод перен..сить легче.

(Проверьте себя с помощью кодоскопа: жалость, зимы, мастер, корм, холод, зерна, носит.)

4) Упр. 32, проверка его выполнения.

5) Самостоятельная работа. Упр. 33 (по заданию учебника).

 

4. Домашнее задание. Запомнить правило-орфограмму № 1 стр. 15. Упр. 34.

 

Урок 8

Тема: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. § 7

(2-й урок)

ЦЕЛЬ: Напомнить информацию о непроверяемых безударных гласных в корне слова. Формировать умение правильно писать слова с непроверяемыми и проверяемыми безударными гласными в корне. Развивать навык пользования орфографическим словарем.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (упр. 34).

Чтение предложения, записанного на доске: Загорелся восток, задрожали первые лучи солнца, засверкали росистые травы.

Найти в нем слова с орфограммой № 1 («Проверяемые безударные гласные»), записать их в тетрадь, обозначая корень. Рядом написать проверочные слова.

К а р т о ч к а 1. Упр.35.

 

2. Работа по теме урока. Формирование навыка письма безударных гласных, не проверяемых ударением.

Чтение текста, записанного на доске.

Летом на осину не обращают внимания, но осенью она превращается в красавицу. Листья осины бывают желтыми, малиновыми, пурпурными, огненными.

Найдите в тексте слова с непроверяемыми гласными в корне. У слов с проверяемыми гласными в корне обозначьте корень графически.

 

Тренировочные упражнения.

1) Упр. 36 — навык использования орфографического словаря.

2) Распределительный диктант.

Учитель диктует слова. Учащиеся записывают их в два столбика: слова с безударной гласной, проверяемой ударением, и слова с безударной гласной, не проверяемой ударением.

Бананы, апельсины, картофель, мириться, бинокль, перила, деревянный, разгадать, водянистый, отличиться, течение.

В ы в о д о видах орфограмм (гласных) в корнях слов: в корне слова встречается два вида орфограмм (гласных): орфограмма «Безударная проверяемая» и «Безударная непроверяемая» (запись в грамматическую тетрадь)

3) Поиграем. Найдите «лишнее слово», выделите в нем корень и обозначьте его графически: удивительный, далекий, увядает, оранжевый.

 

Проверочная работа.

Запишите под диктовку предложения. Обозначьте орфограмму «Безударная гласная в корне слова»:

Солнцем залиты д..лины. Отд..ленные горы были ясно видны. В лесу распевали ранние птички. Орел немного пос..дел и на другой холм перел..тел. Впереди за рекой п..стрела громадная гора. Вода в источнике исс..кала. Гусей кр..кливых караван т..нулся к югу.

 

5. Домашнее задание.

Запомнить правило «орфограмма № 2». Упр. 37. С одним из слов правого столбика составьте предложение. Подчеркните в нем главные члены.

 

Урок 9

Тема: Правописание проверяемых согласных в корне слова. § 8

ЦЕЛЬ: Познакомить со способами проверки правильности написания согласных букв в корне слова. Формировать умение правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова, графически обозначать условия выбора правильного написания. Развивать навык пользования орфографическим словарем и другими способами проверки согласных в корне слова (изменением формы слова и подбором однокоренных слов).

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Учащиеся самостоятельно сверяют выписанные слова со словами, спроецированными на экран. На доске 2 ученика записывают составленные предложения, обозначая в них главные члены.

 

2. Орфографический диктант (по упр. 38). Графически объясняются орфограммы-гласные.

 

3. Работа по теме урока. Чтение текста, записанного на доске или распечатанного для учащихся.

Мороз и солнце! день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Пора, красавица, проснись...

(А. С. Пушкин)

 

Выписать из текста слова, произношение согласных звуков в которых не совпадает с написанием. Корень и согласную в них обозначить графически. (Мороз, солнце, чудесный, друг, прелестный.)

Сделайте вывод о том, какие процессы могут происходить с согласными звуками. (С согласными звуками в корне слова происходит то же, что и с гласными. Когда они стоят в конце слова или в неудачном соседстве, мы слышим не то, что пишем.)

Вспомните правила написания согласных в корне слова. При затруднении используйте правило на стр. 17 (орфограмма № 3), 19 (орфограмма № 2) и на стр. 20 (орфограмма № 4).

Запомните эти правила.

 

Рассмотрите таблицу.

СОГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ СЛОВ

Проверяемые Непроизносимые Непроверяемые
     
     
     
     

 

Запишите в нее диктуемые слова, распределив в три столбика (по видам орфограмм): дерзкий, известный, искусство, редкий, грибки, опасный, свистнул, шоссе, бассейн, местность.

Сделайте вывод о видах орфограмм (согласных) в корне слова. (В корне слова встречаются три вида орфограмм (согласных): проверяемые, непроверяемые, непроизносимые.)

 

Тренировочные упражнения.

1) Упр. 40 (по заданию в учебнике).

2) Запись под диктовку. Найдите лишнее. Свое мнение мотивируйте.

а) словесность, интересный, яростный.

б) молотьба, узкий, чувственный.

в) безжалостный, тростник, ужасный.

Объясните написание этих слов, выделите корень, устно подберите проверочное слово.

Сделайте вывод: каким способом можно проверить написание согласных в корне слова? 1. Изменение формы слова. 2. Подбор однокоренных слов. 3. Использование орфографического словаря.

3) Упр. 44 (по заданию учебника).

4) Прочитайте слова с непроверяемыми согласными на полях страниц 18, 19 и запомните их. Составьте небольшой текст с этими словами о занятиях спортом и запишите его в тетрадь.

 

6. Домашнее задание. Выучить правила на стр. 17, 19. Составьте рассказ со словами из упр. 46. Запишите его. Непроверяемые согласные подчеркните.

 

Урок 10

Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова. § 9

ЦЕЛЬ: Познакомить со способом проверки непроизносимых согласных в корне слова. Формировать навык правильного написания слов с непроизносимыми согласными в корне слова и графически обозначать условия выбора правильных написаний. Развивать навык проверки непроизносимых согласных в корне.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Чтение составленных рассказов. Одновременно двое учеников выполняют индивидуальные задания.

К а р т о ч к а 1. Выпишите из текста слова с пропущенной гласной, вставьте ее, рядом напишите проверочные однокоренные слова.

Муравей и голубка

Муравей спустился к ручью: зах..тел напиться. В..лна захл..стнула его и чуть не пот..пила. Голубка н..сла ветку; она ув..дела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

(Л. Н. Толстой)

 

К а р т о ч к а 2. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы:

а) сколь..кий, ре..кий, ни..кий, про..ьба;

б) извес..ный, учас..тник, вкус..ный, ярос..ный.

Найдите «лишнее» слово в каждой строке и подчеркните его. Свое мнение обоснуйте.

 

2. Работа с текстом, записанным на доске или распечатанным для каждого ученика.

Прочитайте предложения. Запишите их правильно в зависимости от значения корня в выделенных словах. Рядом запишите проверочные слова, графически обозначая в них корень.

Лу(г/к) благоухает свежим запахом скошенных трав. Разведчики залегли в густом кустарнике, который ро(з/с) перед ними, и увидели плывущий по реке пло(т/д). Щенок мо(г/к) под дождем, и я не мо(г/к) не взять его в дом. Ве(з/с)ти за собой туристов по узкой тропинке было трудно.

На какие правила вы опирались, выполняя это упражнение?

 

Тренировочные упражнения.

1) Объяснительный диктант. Графически обозначить орфограмму-согласную. Слова с непроизносимыми согласными подчеркнуть.

Звездное небо, участвовать в эстафете, опасный переход, честный человек, напрасные усилия, грустная мелодия, хвастливый заяц, тростниковые заросли, просьба отца.

2) Выборочно-распределительный диктант. Заполнить таблицу, записывая диктуемые слова по виду орфограмм в 4 столбика.

 

Происходит изменение согласной в конце слова Происходит изменение согласной в середине слова Непроизносимый согласный Удвоенные согласные
       
       
       
       

 

Кадка, несчастный, рожь, молодежь, перевозка, группа, капустный, ошибка, овраг, лестничный, вокзал, круг, хоккей, улыбка, яростный.

3) Упр. 49 (устно). Какой заголовок точнее отражает содержание текста?

 

4. Проверочная работа (по вариантам).

1 в а р и а н т

Рассмотрите таблицу.

Виды орфограмм (гласных) в корне Примеры
1.  
2.  
3.  

 

Впишите в таблицу название орфограмм (гласных) в корне слова. Заполните правый столбик таблицы, вписав примеры из стихотворения:

Облетели листья с клена,

Клен от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковер лежит.

(Е. Авдеенко)

 

2 в а р и а н т

Рассмотрите таблицу.

Виды орфограмм (согласных) в корне Примеры
1.  
2.  
3.  

 

Впишите в таблицу название орфограмм (согласных) в корне слова. Заполните правый столбик таблицы, вписав примеры из текста.

Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал странный звук в небе. Я поднял голову. Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. Они уверенно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки.

 

5. Домашнее задание.

Упр. 49 (письменно). Графически обозначить орфограммы на месте пропущенных букв.

 

 

Урок 11

Тема: Буквы И, У, А после шипящих

ЦЕЛЬ: Познакомить с правилом написания и, у, а после шипящих. Формировать навык правильного написания слов с этой орфограммой и слов-исключений. Развивать навык пользования орфографическим словарем.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Орфографический диктант по упр. 49, объяснение орфограмм.

Легкие крылья, звенят счастливо, мелькают радостно, перья на грудках, сладкий мед.

 

К а р т о ч к а 1.

Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Лишнее слово подчеркните

Влас..ный, вя..кий, гиган..ский, со..нце.

К а р т о ч к а 2.

Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Лишнее слово подчеркните.

Гря..ка, у..кий, ненас..ный, сугро...

 

Работа по теме урока.

1. Чтение стихотворения А. Милна (перевод Б. Заходера), записанного на доске.

Жили два медвежонка в чащобе глухой,

И один был хороший, другой был плохой,

И хороший твердил свое: «Дважды один»,

А плохой все немытый ходил.

Найдите в тексте всегда твердые и всегда мягкие шипящие согласные и запишите их в [ ]. Подчеркните всегда твердые согласные одной чертой, а всегда мягкие — двумя. (Всегда твердые — [ж], [ш], [ц] всегда мягкие — [ч]. [щ]).

2. Знакомство с орфограммой № 5 и правилом на стр. 21. Запись в грамматическую тетрадь слов жюри, брошюра, парашют. Выяснение их значения по «Толковому словарю» учебника (стр. 288). Составление и запись предложений с эти ми словами.

3. Запись под диктовку.

Чудный, навещу, хороши, ежик, роща, лыжи, карандашик, ощупать, журчит, чужой, сшить, чаща.

Обозначить графически ту морфему, в которой есть орфограмма № 5.

 

Тренировочные упражнения.

1) Упр. 50. Записать слова, распределяя их в три столбика: слова с и после шипящих (ши), слова с у после шипящих (щу), слова с а после шипящих (ча).

2) Списать стихотворение (текст распечатан для каждого ученика), вставить пропущенные буквы, орфограмму № 5 обозначить.

Садись на камень под сосну,

Лесную слушай тиш..ну.

Ж..рчит, л..печет ручеек

О том, что путь д..лек, д..лек.

Упала ш..шка, скрипнул сук,

Ж..жжит, ж..жжит т..желый жук.

(М. Познанская)

Выписать из текста стихотворения слова с орфограммой «Безударная гласная, проверяемая ударением», обозначить графически корень и орфограмму, рядом записать проверочные слова.

3) Чтение и анализ текста (записанного на доске или распечатанного для каждого ученика).

Ветер упал, точно крылья сложил. Ночным душ..стым теплом повеяло от земли. Лодка отч..лила и понеслась по быстрой реке. Словно на прощ..ние примчались звуки старинного вальса. Я поч..вствовал себя сч..стливым. Лучи гасли один за другим. Последний луч вонзился в ч..щу ветвей. На небе ярко сверкнула, как живописный глаз, первая звездочка.

Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму № 5. Сделайте вывод о том, какие гласные пишутся после шипящих ж, ш, ч, щ.

 

4. Домашнее задание.

Правило на стр. 21 запомнить. Упр. 53.

 

Урок 12

Тема: Разделительные Ъ и Ь

ЦЕЛЬ: Познакомить с правилом употребления разделительных ъ и ь. Формировать умение разграничивать ь разделительный и ь как показатель мягкости предшествующего согласного. Развивать навык правильного употребления на письме разделительных ъ и ь.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

 

2. Орфографический диктант: чашка, щука, жир, машина, жить, шить, щупальца, пассажир, пища, часовой, шишка, прополощу, участок, жираф, ландыши, трещит.

Грамматическое задание.

1 в а р и а н т. Найдите среди записанных слов и подчеркните слова с гласными и, у, а после всегда твердых шипящих.

2 в а р и а н т. Найдите среди записанных слов и подчеркните слова с гласными а, у, а после всегда мягких согласных.

 

3. Работа по теме урока.

Вспомните, что вам известно о Ъ и Ь? (К о м м е н т а р и й у ч и т е л я: ъ и ь — две не совсем обычные буквы в русском алфавите. Они не обозначают звуков, но выполняют на письме очень важную роль. Буква мягкий знак (ь) обозначает мягкость согласного (стал — сталь), указывает на 3-е склонение существительных (рожь), глагольные формы (читаешь, печь, намажьте), является разделительным знаком и показывает, что следующие за ним буквы е, е, ю, я, и обозначают два звука: соловьи [ й’, и ]. Буква твердый знак (ъ) всегда является разделительным знаком: объем [ й’, ом ].)

Прочитайте, отчетливо произнося слова: подъезд, льешь, соловьи, обезьяна, съежиться, объявление.

Попробуйте убрать из них разделительные знаки. Что изменится? Запишите эти слова в грамматическую тетрадь, обозначив в них графически приставки, где они есть, и корни. Сделайте вывод, в каком месте в слове пишется разделительный Ъ, а в каком — разделительный Ь.

Знакомство с орфограммой № 6 (стр. 21 учебника). Вывод об условиях употребления разделительных знаков. Дополнительная информация учителя: ъ и ь разделительные знаки подсказывают, что в слове есть звук [ й ’] — йот, не обозначенный отдельной буквой:

подъезд, пьеса

[д й’ э

[п й’ э]

 

Тренировочные упражнения.

1) Запись под диктовку.

Графически обозначьте морфему, где находится разделительный знак; гласную, стоящую после него, подчеркните.

Отъезд, бурьян, объявить, барьер, свинья, воробьи, разъединить, разъяренный, печенье.

2) Прочитайте слова, записанные на доске:

сверх..мощный, трех..этажный,

без..образный с..экономить.

Объясните, надо ли писать ъ и ь в этих словах? Почему? Сделайте вывод: в этих словах разделительные ъ и ь знаки не пишутся, так как после приставок на согласную корень слова начинается с букв э, о или с согласной м.

3) Упр. 55. Что нужно помнить при написании этих слов?

4) Упр. 56. В записанных словах графически обозначьте приставки. В каких случаях между морфемами следует писать ъ?

5) Спишите слова (материал распечатан на каждую парту), распределяя их в три столбика в зависимости от употребления ъ и ь. Дополните каждую графу своими двумя примерами.

6) Напишите мини-рассказ, заглавием которого может стать пословица не учись безделью, а учись рукоделью.

 

5. Домашнее задание.

Запомните правило — орфограмму № 6, выучите слова на полях стр. 22. Упр. 57 (списать слова, вставляя пропущенные буквы, графически обозначить орфограмму).

 

Урок 13

Тема: Раздельное написание предлогов с другими словами. § 11

ЦЕЛЬ: Познакомить с понятием орфограммы-пробела, орфограммы-дефиса. Формировать умение различать совпадающие по звучанию предлоги (отдельные слова), которые пишутся раздельно, и приставки (части слова). Научить писать через дефис предлоги из-за из-под, обозначать орфограмму-дефис и употреблять предлоги в речи.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

 

2. Орфографическая работа. Запись под диктовку: родная сторона, птичьи голоса, урожай картофеля и моркови, тяжелые колосья, холмистая местность, колючий шиповник, летают чижи, щурился на солнце, узкая дорожка, объединимся с друзьями.

Подчеркните 2 слова с непроверяемой безударной гласной. У слов с проверяемой безударной гласной обозначьте корень, гласную подчеркните. Обозначьте разделительные ъ и ь. Над тремя последними сочетаниями слов надпишите части речи.

 

3. Работа по теме урока.

Попробуйте прочитать текст.

Моячаливзимнийлестихоивполяхбудтоприродапогрузиласьвсонносильнеегреетсолнышкоиднистановятсядлиннее.

Сделайте вывод о том, что затрудняет чтение.

Знакомство с правилом на стр. 23.

Соедините слова (записанные на доске), вставляя нужный предлог и ставя существительные в соответствующий падеж. Запишите полученные словосочетания:

Шел (улица), был (прогулка), бежит (опушка), наклонился (девочка), приехал (деревня).

С д е л а й т е в ы в о д: предлог — это самостоятельное слово. Предлоги пишутся отдельно от тех слов, перед которыми они стоят, а приставка — часть слова. Помимо орфограмм-букв существуют орфограммы-пробелы.

Рассмотрите таблицу.

Орфограмма-буква в корне слова Орфограмма-пробел
   
   
   

 

Запишите в таблицу слова, диктуемые учителем, распределив их в два столбика, орфограммы подчеркните.

Под охраной, бежал по мостику, подтянуть, из-под окна, низкое солнце, из-за рощи, местность, разъединял.

 

Тренировочные упражнения.

1) Упр. 58. Прочитать текст стихотворения. Выписать из него в один столбик слова с предлогами, а в другой — с приставками. Предлоги подчеркнуть. А приставку обозначить графически.

2) Знакомство с правописанием предлогов из-за и из-под (стр. 24).

1 в а р и а н т. Употребите и запишите существительные лес, труба, крыша, гора, диван с предлогом из-за. Рядом укажите падеж существительного.

2 в а р и а н т. Употребите и запишите существительные забор, пол, крыльцо, корни, зонт с предлогом из-под. Укажите падеж существительного.

Сделайте вывод: в каком падеже употребляются существительные с этими предлогами?

3) Спишите предложения (распечатаны для каждого ученика), правильно записывая предлоги.

Птица выпорхнула (из..за) дерева и смело уселась (на) открытый сучок. (Из..под) холодных каменных глыб сурки вылезают (на) солнышко. (Из..за) притихших гор поднялось солнце. Ручей я нашел, но (из..за) вязкого берега подойти (к) нему было трудно. (Из..за) кустов торопливо вышел мой товарищ.

Подчеркните те сочетания с предлогом из-за, в которых его можно заменить предлогом за.

4) Проверочная работа. (Распечатывается для каждого ученика)

Раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

Где начинается Ворша? (До)йти (до)ее истока я пытался еще (в)детстве. Но (по)счастливилось мне (у)видеть ее только сегодня. Четыре дубовых венца образовали прямоугольный сруб. (Вы)ливаясь (из)сруба, вода обретала голос и видимость, потому что (на)чинала (пере)ливаться, течь ручьем.

Только так и могла начаться наша река Ворша. Встретит..ся на ее пути и грязь и навоз и скучная глина но она безразлично (про)течет мимо всего этого, помня свое чистое цветочное детство.

(В. Солоухин)

 

Задание на дом

Запомнить правило на стр. 23 и 24 о раздельном написании предлогов со словами. Упр. 61. В а р и а н т — упр. 62 (творческая работа).

 

Урок 14

Тема: Проверочный диктант

ЦЕЛЬ: Выявить зависимость формирования правописных умений от умения видеть строение слов и предложений. Проверка знаний учащихся.

 

Ход урока

Диктант

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.

В такой день идешь но лесной тропинке, кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только тогда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.

Легко дышит осенней свежестью грудь. Приятно идти по мягкому ковру из листьев.

Вдруг среди листвы мелькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой, а то ее найдет лисица и съест.

(80 слов)

 

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е.

1. Выделенное предложение запишите поморфемно.

2. Составьте схему последнего предложения.

 

Урок 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.192 с.)