Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи



(29 + 7)

УРОК 27. Синтаксис. Пунктуация ……………………………………………………………..35

УРОК 28. Словосочетание. § 25 ………………………………………………………………..37

УРОК 29. Виды словосочетаний. § 25 …………………………………………………………38

УРОК 30. Разбор словосочетания ……………………………………………………………...39

УРОК 31. Понятие о предложении как речевой единице ……………………………………40

УРОКИ 32—33. Р.р. Сжатое изложение по упр. 137 …………………………………………42

УРОК 34. Виды предложений по цели высказывания ………………………………………..43

УРОК 35. Восклицательные предложения § 29 ………………………………………………44

УРОК 36. Р.р. Устный анализ тем сочинения ………………………………………………...46

УРОК 37. Члены предложения. Главные члены предложения.

Подлежащее. § 30—31 ……………………………………………………………...47

УРОК 38. Сказуемое. § 32 ……………………………………………………………………...48

УРОК 39. Тире между подлежащим и сказуемым ……………………………………………49

УРОК 40. Нераспространенные и распространенные предложения ………………………..51

УРОК 41. Дополнение. § 36 …………………………………………………………………….53

УРОК 42. Определение ……………………………………………………………………….. 54

УРОК 43. Обстоятельство ……………………………………………………………………. 55

УРОК 44. Предложения с однородными членами ………………………………………….. 56

УРОК 45. Знаки препинания в предложениях с однородными членами ………………….. 57

УРОК 46. Обобщающие слова при однородных членах предложения ……………………. 59

УРОК 47. Предложения с обращениями …………………………………………………….. 60

УРОК 48. Р.р. Письмо ………………………………………………………………………… 62

УРОК 49. Синтаксический разбор простого предложения. § 43 …………………………... 62

УРОКИ 50—51. Р.р. Основная мысль в сочинении.

Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка».. ………………….. 64

УРОК 52. Пунктуационный разбор простого предложения. § 44 …………………………. 64

УРОК 53. Простое и сложное предложения. § 45 …………………………………………... 65

УРОК 54. Простое и сложное предложение ………………………………………………… 67

УРОК 55. Синтаксический разбор сложного предложения ……………………………….. 68

УРОК 56. Р.р. Заголовок и основная мысль текста …………………………………………. 69

УРОК 57. Проверочный тест …………………………………………………………………. 69

УРОК 58. Прямая речь ………………………………………………………………………... 71

УРОК 59. Прямая речь ………………………………………………………………………... 72

УРОК 60. Диалог ……………………………………………………………………………… 73

УРОК 61. Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» ………………….. 74

УРОК 62. Контрольный диктант с грамматическим заданием …………………………….. 75

УРОК 63. Фонетика. Гласные звуки …………………………………………………………. 79

УРОК 64. Гласные звуки ……………………………………………………………………... 76

УРОК 65. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие ………………………………… 77

УРОК 66. Позиционные чередования гласных и согласных.... …………………………… 78

УРОК 67. Позиционные чередования гласных и согласных.... …………………………… 80

УРОК 68. Р.р. Повествование. Обучающее изложение

с элементами описания (по упр. 275) ……………………………………………. 81

УРОК 69. Согласные звонкие и глухие ……………………………………………………… 83

УРОК 70. Согласные звонкие и глухие ……………………………………………………… 83

УРОК 71. Алфавит ……………………………………………………………………………. 84

УРОК 72. Р.р. Описание предмета. Сочинение-описание (упр. 295) ……………………… 85

УРОК 73. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь ………………………………... 86

УРОК 74. Ь для обозначения мягкости согласных …………………………………………. 87

УРОК 75. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я …………………………………………………….. 88

УРОК 76. Орфоэпия ………………………………………………………………………...... 89

УРОК 77. Фонетический разбор слова ………………………………………………………. 90

УРОК 78. Повторение изученного о фонетике ……………………………………………... 91

УРОК 79. Контрольная работа по теме «Фонетика» ……………………………………….. 91

УРОК 80. Р.р. Устное сочинение по картине ……………………………………………….. 92

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (8 + 2)

УРОК 81. Слово и его лексическое значение ……………………………………………….. 93

УРОК 82. Однозначные и многозначные слова.

Сколько лексических значений имеет слово ……………………………………. 94

УРОК 83. Прямое и переносное значение слов ……………………………………………... 95

УРОК 84. Омонимы …………………………………………………………………………... 97

УРОК 85. Синонимы ………………………………………………………………………….. 98

УРОК 86. Синонимы ………………………………………………………………………….. 99

УРОК 87. Р.р. Сочинение по картине

(И. Э. Грабарь «Февральская лазурь») …………………………………………...100

УРОК 88. Антонимы …………………………………………………………………………..100

УРОК 89. Повторение …………………………………………………………………………101

УРОК 90. Р.р. Подробное изложение по тексту упр. 367 …………………………………...102

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ.

КУЛЬТУРА РЕЧИ. (22 + 4)

УРОК 91. Морфема. Изменение и образование слов ………………………………………..103

УРОК 92. Окончание и основа слова ………………………………………………………...104

УРОК 93. Р.р. Сочинение по личным впечатлениям ………………………………………..105

УРОК 94. Корень слова ………………………………………………………………………..106

УРОК 95. Р.р. Рассуждение …………………………………………………………………...108

УРОК 96. Сочинение-рассуждение по упр. 389 ……………………………………………..109

УРОК 97. Суффикс …………………………………………………………………………….109

УРОК 98. Суффикс …………………………………………………………………………….110

УРОК 99. Приставка …………………………………………………………………………..111

УРОК 100. Р.р. Выборочное изложение с изменением лица ……………………………….112

УРОК 101. Чередование звуков. Беглые гласные …………………………………………...113

УРОК 102. Чередование гласных и согласных в корне слова. Беглые гласные …………..114

УРОК 103. Варианты морфем ………………………………………………………………...115

УРОК 104. Морфемный разбор ……………………………………………………………….116

УРОК 105. Правописание гласных и согласных в приставках ……………………………..116

УРОК 106. Буквы З — С на конце приставок (приставки 2-й группы) …………………….118

УРОК 107. Буквы З — С на конце приставок (приставки 2-й группы) …………………….119

УРОК 108. Правописание слов с корнями -лаг- // -лож- ……………………………………119

УРОК 109. Правописание слов с корнями -раст- // -ращ- // -рос- …………………………121

УРОК 110. Правописание слов с корнями -раст- // -ращ- // -рос- …………………………122

УРОК 111. Буквы О — Ё после шипящих в корне слова …………………………………...122

УРОК 112. Буквы Ы — И после Ц ……………………………………………………………123

УРОК 113. Повторение ………………………………………………………………………..124

УРОКИ 114—115. Контрольный диктант и его анализ …………………………………….126

УРОК 116. Р.р. Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» ……….127

МОРФОЛОГ ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

УРОК 117. Самостоятельные и служебные части речи ……………………………………..128

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

(20 + 4)

УРОК 118. Имя существительное как часть речи …………………………………………..129

УРОК 119. Доказательства в рассуждении ………………………………………………….130

УРОК 120. Имена существительные одушевленные и неодушевленные …………………132

УРОК 121. Имена существительные собственные и нарицательные ……………………...133

УРОК 122. Имена существительные собственные и нарицательные ……………………...134

УРОК 123. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение по упр. 496 …...135

УРОК 124. Морфологический разбор имени существительного …………………………..135

УРОК 125. Род имени существительного ……………………………………………………137

УРОК 126. Имена существительные, имеющие только

форму множественного числа …………………………………………………….138

УРОК 127. Имена существительные, имеющие только

форму единственного числа ………………………………………………………139

УРОК 128. Три склонения имен существительных …………………………………………140

УРОК 129. Падеж имен существительных …………………………………………………..141

УРОК 130. Правописание гласных в падежных окончаниях

существительных в единственном числе ………………………………………...142

УРОК 131. Правописание гласных в падежных окончаниях

существительных в единственном числе ………………………………………...143

УРОК 132. Правописание гласных в падежных окончаниях

существительных в единственном числе ………………………………………...144

УРОК 133. Повторение и проверочная работа ………………………………………………145

УРОК 134. Р.р. Изложение с изменением лица ……………………………………………...145

УРОК 135. Множественное число имен существительных ………………………………...146

УРОК 136. Множественное число имен существительных...... …………………………….148

УРОК 137. Правописание О — Е после шипящих и Ц

в окончаниях существительных …………………………………………………..149

УРОК 138. Повторение и систематизация изученного

об имени существительном ……………………………………………………….150

УРОК 139. Контрольный диктант и тестовая работа ……………………………………….152

УРОК 140. Р.р. Устное сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» …….153

 

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

(12 + 4)

УРОК 141. Имя прилагательное как часть речи ……………………………………………..154

УРОК 142. Имя прилагательное как часть речи ……………………………………………..155

УРОК 143. Имя прилагательное как часть речи ……………………………………………..157

УРОК 144. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных ……………158

УРОК 145. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных ……………159

УРОК 146. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных ……………160

УРОКИ 147—148. Р.р. Описание животного. Изложение по упр. 587 …………………….161

УРОК 149. Прилагательные полные и краткие ……………………………………………...163

УРОК 150. Прилагательные полные и краткие ……………………………………………...164

УРОК 151. Р.р. Описание животного.

Сочинение по картине (А. Комаров «Наводнение») ……………………………165

УРОК 152. Морфологический разбор имени прилагательного …………………………….166

УРОК 153. Р.р. Сочинение «Как я испугался» ………………………………………………167

УРОК 154. Обобщение изученного об имени прилагательном …………………………….167

УРОК 155 Контрольный диктант с грамматическим заданием …………………………….169

УРОК 156. Р.р. Наши друзья — животные …………………………………………………..169

 

ГЛАГОЛ

(36 + 6)

УРОК 157. Глагол как часть речи …………………………………………………………….170

УРОК 158. Глагол как часть речи …………………………………………………………….172

УРОК 159. НЕ с глаголами ……………………………………………………………………172

УРОК 160. НЕ с глаголами ……………………………………………………………………173

УРОК 161. НЕ с глаголами ……………………………………………………………………174

УРОКИ 162—163. Рассказ ……………………………………………………………………175

УРОК 164. Неопределенная форма глагола ………………………………………………….176

УРОК 165. Неопределенная форма глагола ………………………………………………….177

УРОК 166. Неопределенная форма глагола ………………………………………………….178

УРОК 167. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах ………………………………………………………...179

УРОК 168. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах ………………………………………………………...180

УРОК 169. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах ………………………………………………………...181

УРОК 170. Виды глагола. § 111 ………………………………………………………………182

УРОК 171. Виды глагола. § 111 ………………………………………………………………183

УРОК 172. Е — И в корнях с чередованием …………………………………………………184

УРОК 173. Е — И в корнях с чередованием …………………………………………………185

УРОК 174. Е — И в корнях с чередованием …………………………………………………186

УРОК 175. Р.р. Не рассказ о себе ……………………………………………………………..186

УРОКИ 176—177. Контрольный диктант и его анализ …………………………………….187

УРОК 178. Время глагола ……………………………………………………………………..188

УРОК 179. Прошедшее время ………………………………………………………………...189

УРОК 180. Настоящее время ………………………………………………………………….191

УРОК 181. Будущее время ……………………………………………………………………192

УРОК 182. Спряжение глаголов ……………………………………………………………...193

УРОК 183. Как определить спряжение глаголов ……………………………………………194

УРОК 184. Как определить спряжение глаголов ……………………………………………196

УРОК 185. Как определить спряжение глаголов ……………………………………………196

УРОК 186. Как определить спряжение глаголов ……………………………………………197

УРОК 187. Морфологический разбор глагола ………………………………………………198

УРОК 188. Р.р. Сжатое изложение по упр. 701 ……………………………………………...199

УРОК 189. Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа ………………...199

УРОК 190. Ь после шипящих …………………………………………………………………200

УРОК 191. Употребление времен …………………………………………………………….201

УРОК 192. Употребление времен …………………………………………………………….201

УРОК 193. Повторение изученного о глаголе ……………………………………………….202

УРОКИ 194—195. Диктант, контрольная работа и их анализ.... …………………………...203

УРОК 196. Р.р. Сочинение-рассказ по рисунку ……………………………………………..204

 

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

ИЗУЧЕННОГО (6 + 2)

УРОК 197. Разделы науки о языке …………………………………………………………...204

УРОК 198. Разделы науки о языке …………………………………………………………...205

УРОК 199. Р.р. Сочинение по личным впечатлениям «Однажды в детстве» ……………..206

УРОК 200. Орфограммы в приставках и окончаниях ……………………………………….206

УРОК 201. Орфограммы в окончаниях ………………………………………………………206

УРОК 202. Употребление букв Ъ и Ь. Раздельное написание ……………………………...207

УРОК 203. Знаки препинания в простом и сложном предложении ………………………..208

УРОК 204. Итоговая контрольная работа ……………………………………………………209

 

 

ОТ АВТОРА

 

Настоящее пособие предназначено для учителей русского языка, работающих в 5-м классе, и составлено с учетом действующей программы и учебника Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, «Русский язык. 5 класс». — М.: Просвещение, 2005 г.

Целью данного пособия является стремление помочь педагогу организовать обучение на уроках в 5-м классе с учетом развития теоретического мышления и творческих способностей учащихся.

Данное поурочное планирование написано учителем практиком, много лет преподающим русский язык в школе, поэтому оно учитывает потребности преподавателей в практическом проведении уроков и включает в себя обширный теоретический материал для работы с учеником, большое количество заданий и упражнений для практической отработки основных базовых умений, а также задания повышенного уровня сложности.

При разработке уроков автор руководствовался тем, что содержание и логика построения каждого урока должны ориентироваться на достижение конкретного результата, поэтому для каждого урока указываются цели, в которых этот конечный результат сформулирован.

Своеобразие и специфика данного пособия в том, что в нем разработаны и представлены все уроки курса, включая уроки развития речи и контрольные работы, предусмотренные программой. Все уроки расположены именно в том порядке, как этого требует программа, поэтому пособие может оказать неоценимую помощь прежде всего молодому или малоопытному учителю, у которого планирование учебного материала, логическое построение уроков развития речи может вызвать определенные затруднения. Материал по повторению (орфограммы в корнях слов и окончаниях) достаточно равномерно распределен по урокам в течение года и привязан к темам, которые и изучаются по программе 5-го класса.

Планирование составлено на 204 учебных часа, но предлагаемый учителю материал достаточно объемен и может быть использован и при большем количестве часов.

При работе с пособием педагог может использовать как полный план проведения уроков, так и отдельные задания.

 

Урок 1

Тема: Язык и человек. Язык и речь. § 1— 2

ЦЕЛЬ: Познакомить с учебником и его структурой. Дать представление о ведущей роли языка как средства общения и получения знаний в жизни человека. Повторить написание словарных слов.

Ход урока

Организационный момент.

Слово учителя.

1) Знакомство с учебником, условными обозначениями (стр. 4; стр. 299—303). Прочитайте информацию на стр. 299—303. Какие разделы лингвистики вы будете изучать? Запишите в столбик название тех разделов, которые вам известны.

2) Для чего служит язык? Анализ смыслового значения предложения.

Язык — это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли.

(Л. Успенский)

 

Прочитайте предложение, записанное на доске. Как вы понимаете эти слова? Запишите его в тетрадь. Укажите известные вам части речи в этом предложении.

3) Чтение и осмысление лингвистического текста из упр. 1.

Б е с е д а с у ч а щ и м и с я: О чем говорится в упражнении? Как вы определите тему этого текста? Прочитайте последний абзац текста. Попробуйте доказать справедливость этой мысли. Подумайте, что изменится в нашей жизни, если язык исчезнет.

4) Самостоятельная работа. Чтение лингвистического текста (упр. 2).

Б е с е д а с у ч а щ и м и с я: О каких трех функциях языка в нем говорится? Запишите в тетрадь ответ на этот вопрос. (Язык — это средство общения, государственный язык и средство межнационального общения.)

5) Знакомство с понятием «речь». Наблюдение над рисунками из упр. 4, ответы на вопросы к ним.

К о м м е н т а р и й у ч и т е л я: чтобы сказать что-то другому человеку, мы обращаемся к языку и с помощью его средств строим речь.

В ы в о д: речь — это язык, используемый для общения людей.

Закрепление изученного.

а) Поиграем.

Вы пришли в библиотеку. Охарактеризуйте условия общения: С кем вы будете говорить? Зачем вы пришли? О чем будете говорить? На каком языке? Какое общение будет в этой ситуации?

б) Чтение и анализ пословиц из упр. 5. Какая из них больше понравилась? Распределите пословицы (устно) на две группы (по заданию в упражнении).

Задание на дом.

Прочитать текст упражнения 6. Выучить наизусть и подготовиться писать его под диктовку. Для желающих: устно подготовить сообщение на тему «Зачем человеку нужен язык?»

 

Урок 2

Тема: Язык и его единицы. § 3

ЦЕЛЬ: дать представление об основных единицах языка (звуке, слове, предложении) и их роли в языке. Формировать навыки нахождения единиц языка: определять границы слов, предложений, определять количество звуков в слове.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

а) Диктант по упр. 6. Беседа по содержанию текста; О чем в нем говорится? Кто его автор? Что вы о нем знаете? Сколько в тексте предложений?

б) Прослушивание подготовленных сообщений на тему «Зачем человеку нужен язык».

Работа по теме урока.

Ознакомление с теоретическим материалом § 3 (с единицами языка).

Чтение и анализ предложений, записанных на доске:

Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то подарок...

(Н. В. Гоголь.)

 

Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с мнением писателя? Свою точку зрения обоснуйте.

К о м м е н т а р и й у ч и т е л я: человека окружают разнообразные звуки. Они образовывают слова. С помощью слов называют предметы, явления окружающего мира. Таким образом, звук и слово — это единицы языка. Запись этого вывода в грамматическую тетрадь.

Запишите в тетрадь название предметов, изображенных на рисунках из упр. 11. Сколько звуков в этих словах?

Прочитайте запись из упр. 10. Объясните, почему это трудно сделать. Запишите предложенные фразы по законам русской лингвистики (по вариантам). Сколько слов в каждом предложении?

В ы в о д (запись в грамматическую тетрадь): предложение — единица языка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.11 с.)