Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи↑ Стр 1 из 44Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(29 + 7) УРОК 27. Синтаксис. Пунктуация ……………………………………………………………..35 УРОК 28. Словосочетание. § 25 ………………………………………………………………..37 УРОК 29. Виды словосочетаний. § 25 …………………………………………………………38 УРОК 30. Разбор словосочетания ……………………………………………………………...39 УРОК 31. Понятие о предложении как речевой единице ……………………………………40 УРОКИ 32—33. Р.р. Сжатое изложение по упр. 137 …………………………………………42 УРОК 34. Виды предложений по цели высказывания ………………………………………..43 УРОК 35. Восклицательные предложения § 29 ………………………………………………44 УРОК 36. Р.р. Устный анализ тем сочинения ………………………………………………...46 УРОК 37. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. § 30—31 ……………………………………………………………...47 УРОК 38. Сказуемое. § 32 ……………………………………………………………………...48 УРОК 39. Тире между подлежащим и сказуемым ……………………………………………49 УРОК 40. Нераспространенные и распространенные предложения ………………………..51 УРОК 41. Дополнение. § 36 …………………………………………………………………….53 УРОК 42. Определение ……………………………………………………………………….. 54 УРОК 43. Обстоятельство ……………………………………………………………………. 55 УРОК 44. Предложения с однородными членами ………………………………………….. 56 УРОК 45. Знаки препинания в предложениях с однородными членами ………………….. 57 УРОК 46. Обобщающие слова при однородных членах предложения ……………………. 59 УРОК 47. Предложения с обращениями …………………………………………………….. 60 УРОК 48. Р.р. Письмо ………………………………………………………………………… 62 УРОК 49. Синтаксический разбор простого предложения. § 43 …………………………... 62 УРОКИ 50—51. Р.р. Основная мысль в сочинении. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка».. ………………….. 64 УРОК 52. Пунктуационный разбор простого предложения. § 44 …………………………. 64 УРОК 53. Простое и сложное предложения. § 45 …………………………………………... 65 УРОК 54. Простое и сложное предложение ………………………………………………… 67 УРОК 55. Синтаксический разбор сложного предложения ……………………………….. 68 УРОК 56. Р.р. Заголовок и основная мысль текста …………………………………………. 69 УРОК 57. Проверочный тест …………………………………………………………………. 69 УРОК 58. Прямая речь ………………………………………………………………………... 71 УРОК 59. Прямая речь ………………………………………………………………………... 72 УРОК 60. Диалог ……………………………………………………………………………… 73 УРОК 61. Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» ………………….. 74 УРОК 62. Контрольный диктант с грамматическим заданием …………………………….. 75 УРОК 63. Фонетика. Гласные звуки …………………………………………………………. 79 УРОК 64. Гласные звуки ……………………………………………………………………... 76 УРОК 65. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие ………………………………… 77 УРОК 66. Позиционные чередования гласных и согласных.... …………………………… 78 УРОК 67. Позиционные чередования гласных и согласных.... …………………………… 80 УРОК 68. Р.р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по упр. 275) ……………………………………………. 81 УРОК 69. Согласные звонкие и глухие ……………………………………………………… 83 УРОК 70. Согласные звонкие и глухие ……………………………………………………… 83 УРОК 71. Алфавит ……………………………………………………………………………. 84 УРОК 72. Р.р. Описание предмета. Сочинение-описание (упр. 295) ……………………… 85 УРОК 73. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь ………………………………... 86 УРОК 74. Ь для обозначения мягкости согласных …………………………………………. 87 УРОК 75. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я …………………………………………………….. 88 УРОК 76. Орфоэпия ………………………………………………………………………...... 89 УРОК 77. Фонетический разбор слова ………………………………………………………. 90 УРОК 78. Повторение изученного о фонетике ……………………………………………... 91 УРОК 79. Контрольная работа по теме «Фонетика» ……………………………………….. 91 УРОК 80. Р.р. Устное сочинение по картине ……………………………………………….. 92 ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (8 + 2) УРОК 81. Слово и его лексическое значение ……………………………………………….. 93 УРОК 82. Однозначные и многозначные слова. Сколько лексических значений имеет слово ……………………………………. 94 УРОК 83. Прямое и переносное значение слов ……………………………………………... 95 УРОК 84. Омонимы …………………………………………………………………………... 97 УРОК 85. Синонимы ………………………………………………………………………….. 98 УРОК 86. Синонимы ………………………………………………………………………….. 99 УРОК 87. Р.р. Сочинение по картине (И. Э. Грабарь «Февральская лазурь») …………………………………………...100 УРОК 88. Антонимы …………………………………………………………………………..100 УРОК 89. Повторение …………………………………………………………………………101 УРОК 90. Р.р. Подробное изложение по тексту упр. 367 …………………………………...102 МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (22 + 4) УРОК 91. Морфема. Изменение и образование слов ………………………………………..103 УРОК 92. Окончание и основа слова ………………………………………………………...104 УРОК 93. Р.р. Сочинение по личным впечатлениям ………………………………………..105 УРОК 94. Корень слова ………………………………………………………………………..106 УРОК 95. Р.р. Рассуждение …………………………………………………………………...108 УРОК 96. Сочинение-рассуждение по упр. 389 ……………………………………………..109 УРОК 97. Суффикс …………………………………………………………………………….109 УРОК 98. Суффикс …………………………………………………………………………….110 УРОК 99. Приставка …………………………………………………………………………..111 УРОК 100. Р.р. Выборочное изложение с изменением лица ……………………………….112 УРОК 101. Чередование звуков. Беглые гласные …………………………………………...113 УРОК 102. Чередование гласных и согласных в корне слова. Беглые гласные …………..114 УРОК 103. Варианты морфем ………………………………………………………………...115 УРОК 104. Морфемный разбор ……………………………………………………………….116 УРОК 105. Правописание гласных и согласных в приставках ……………………………..116 УРОК 106. Буквы З — С на конце приставок (приставки 2-й группы) …………………….118 УРОК 107. Буквы З — С на конце приставок (приставки 2-й группы) …………………….119 УРОК 108. Правописание слов с корнями -лаг- // -лож- ……………………………………119 УРОК 109. Правописание слов с корнями -раст- // -ращ- // -рос- …………………………121 УРОК 110. Правописание слов с корнями -раст- // -ращ- // -рос- …………………………122 УРОК 111. Буквы О — Ё после шипящих в корне слова …………………………………...122 УРОК 112. Буквы Ы — И после Ц ……………………………………………………………123 УРОК 113. Повторение ………………………………………………………………………..124 УРОКИ 114—115. Контрольный диктант и его анализ …………………………………….126 УРОК 116. Р.р. Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» ……….127 МОРФОЛОГ ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ УРОК 117. Самостоятельные и служебные части речи ……………………………………..128
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (20 + 4) УРОК 118. Имя существительное как часть речи …………………………………………..129 УРОК 119. Доказательства в рассуждении ………………………………………………….130 УРОК 120. Имена существительные одушевленные и неодушевленные …………………132 УРОК 121. Имена существительные собственные и нарицательные ……………………...133 УРОК 122. Имена существительные собственные и нарицательные ……………………...134 УРОК 123. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение по упр. 496 …...135 УРОК 124. Морфологический разбор имени существительного …………………………..135 УРОК 125. Род имени существительного ……………………………………………………137 УРОК 126. Имена существительные, имеющие только форму множественного числа …………………………………………………….138 УРОК 127. Имена существительные, имеющие только форму единственного числа ………………………………………………………139 УРОК 128. Три склонения имен существительных …………………………………………140 УРОК 129. Падеж имен существительных …………………………………………………..141 УРОК 130. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе ………………………………………...142 УРОК 131. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе ………………………………………...143 УРОК 132. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе ………………………………………...144 УРОК 133. Повторение и проверочная работа ………………………………………………145 УРОК 134. Р.р. Изложение с изменением лица ……………………………………………...145 УРОК 135. Множественное число имен существительных ………………………………...146 УРОК 136. Множественное число имен существительных...... …………………………….148 УРОК 137. Правописание О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных …………………………………………………..149 УРОК 138. Повторение и систематизация изученного об имени существительном ……………………………………………………….150 УРОК 139. Контрольный диктант и тестовая работа ……………………………………….152 УРОК 140. Р.р. Устное сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» …….153
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (12 + 4) УРОК 141. Имя прилагательное как часть речи ……………………………………………..154 УРОК 142. Имя прилагательное как часть речи ……………………………………………..155 УРОК 143. Имя прилагательное как часть речи ……………………………………………..157 УРОК 144. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных ……………158 УРОК 145. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных ……………159 УРОК 146. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных ……………160 УРОКИ 147—148. Р.р. Описание животного. Изложение по упр. 587 …………………….161 УРОК 149. Прилагательные полные и краткие ……………………………………………...163 УРОК 150. Прилагательные полные и краткие ……………………………………………...164 УРОК 151. Р.р. Описание животного. Сочинение по картине (А. Комаров «Наводнение») ……………………………165 УРОК 152. Морфологический разбор имени прилагательного …………………………….166 УРОК 153. Р.р. Сочинение «Как я испугался» ………………………………………………167 УРОК 154. Обобщение изученного об имени прилагательном …………………………….167 УРОК 155 Контрольный диктант с грамматическим заданием …………………………….169 УРОК 156. Р.р. Наши друзья — животные …………………………………………………..169
ГЛАГОЛ (36 + 6) УРОК 157. Глагол как часть речи …………………………………………………………….170 УРОК 158. Глагол как часть речи …………………………………………………………….172 УРОК 159. НЕ с глаголами ……………………………………………………………………172 УРОК 160. НЕ с глаголами ……………………………………………………………………173 УРОК 161. НЕ с глаголами ……………………………………………………………………174 УРОКИ 162—163. Рассказ ……………………………………………………………………175 УРОК 164. Неопределенная форма глагола ………………………………………………….176 УРОК 165. Неопределенная форма глагола ………………………………………………….177 УРОК 166. Неопределенная форма глагола ………………………………………………….178 УРОК 167. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах ………………………………………………………...179 УРОК 168. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах ………………………………………………………...180 УРОК 169. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах ………………………………………………………...181 УРОК 170. Виды глагола. § 111 ………………………………………………………………182 УРОК 171. Виды глагола. § 111 ………………………………………………………………183 УРОК 172. Е — И в корнях с чередованием …………………………………………………184 УРОК 173. Е — И в корнях с чередованием …………………………………………………185 УРОК 174. Е — И в корнях с чередованием …………………………………………………186 УРОК 175. Р.р. Не рассказ о себе ……………………………………………………………..186 УРОКИ 176—177. Контрольный диктант и его анализ …………………………………….187 УРОК 178. Время глагола ……………………………………………………………………..188 УРОК 179. Прошедшее время ………………………………………………………………...189 УРОК 180. Настоящее время ………………………………………………………………….191 УРОК 181. Будущее время ……………………………………………………………………192 УРОК 182. Спряжение глаголов ……………………………………………………………...193 УРОК 183. Как определить спряжение глаголов ……………………………………………194 УРОК 184. Как определить спряжение глаголов ……………………………………………196 УРОК 185. Как определить спряжение глаголов ……………………………………………196 УРОК 186. Как определить спряжение глаголов ……………………………………………197 УРОК 187. Морфологический разбор глагола ………………………………………………198 УРОК 188. Р.р. Сжатое изложение по упр. 701 ……………………………………………...199 УРОК 189. Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа ………………...199 УРОК 190. Ь после шипящих …………………………………………………………………200 УРОК 191. Употребление времен …………………………………………………………….201 УРОК 192. Употребление времен …………………………………………………………….201 УРОК 193. Повторение изученного о глаголе ……………………………………………….202 УРОКИ 194—195. Диктант, контрольная работа и их анализ.... …………………………...203 УРОК 196. Р.р. Сочинение-рассказ по рисунку ……………………………………………..204
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (6 + 2) УРОК 197. Разделы науки о языке …………………………………………………………...204 УРОК 198. Разделы науки о языке …………………………………………………………...205 УРОК 199. Р.р. Сочинение по личным впечатлениям «Однажды в детстве» ……………..206 УРОК 200. Орфограммы в приставках и окончаниях ……………………………………….206 УРОК 201. Орфограммы в окончаниях ………………………………………………………206 УРОК 202. Употребление букв Ъ и Ь. Раздельное написание ……………………………...207 УРОК 203. Знаки препинания в простом и сложном предложении ………………………..208 УРОК 204. Итоговая контрольная работа ……………………………………………………209
ОТ АВТОРА
Настоящее пособие предназначено для учителей русского языка, работающих в 5-м классе, и составлено с учетом действующей программы и учебника Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, «Русский язык. 5 класс». — М.: Просвещение, 2005 г. Целью данного пособия является стремление помочь педагогу организовать обучение на уроках в 5-м классе с учетом развития теоретического мышления и творческих способностей учащихся. Данное поурочное планирование написано учителем практиком, много лет преподающим русский язык в школе, поэтому оно учитывает потребности преподавателей в практическом проведении уроков и включает в себя обширный теоретический материал для работы с учеником, большое количество заданий и упражнений для практической отработки основных базовых умений, а также задания повышенного уровня сложности. При разработке уроков автор руководствовался тем, что содержание и логика построения каждого урока должны ориентироваться на достижение конкретного результата, поэтому для каждого урока указываются цели, в которых этот конечный результат сформулирован. Своеобразие и специфика данного пособия в том, что в нем разработаны и представлены все уроки курса, включая уроки развития речи и контрольные работы, предусмотренные программой. Все уроки расположены именно в том порядке, как этого требует программа, поэтому пособие может оказать неоценимую помощь прежде всего молодому или малоопытному учителю, у которого планирование учебного материала, логическое построение уроков развития речи может вызвать определенные затруднения. Материал по повторению (орфограммы в корнях слов и окончаниях) достаточно равномерно распределен по урокам в течение года и привязан к темам, которые и изучаются по программе 5-го класса. Планирование составлено на 204 учебных часа, но предлагаемый учителю материал достаточно объемен и может быть использован и при большем количестве часов. При работе с пособием педагог может использовать как полный план проведения уроков, так и отдельные задания.
Урок 1 Тема: Язык и человек. Язык и речь. § 1— 2 ЦЕЛЬ: Познакомить с учебником и его структурой. Дать представление о ведущей роли языка как средства общения и получения знаний в жизни человека. Повторить написание словарных слов. Ход урока Организационный момент. Слово учителя. 1) Знакомство с учебником, условными обозначениями (стр. 4; стр. 299—303). Прочитайте информацию на стр. 299—303. Какие разделы лингвистики вы будете изучать? Запишите в столбик название тех разделов, которые вам известны. 2) Для чего служит язык? Анализ смыслового значения предложения. Язык — это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли. (Л. Успенский)
Прочитайте предложение, записанное на доске. Как вы понимаете эти слова? Запишите его в тетрадь. Укажите известные вам части речи в этом предложении. 3) Чтение и осмысление лингвистического текста из упр. 1. Б е с е д а с у ч а щ и м и с я: О чем говорится в упражнении? Как вы определите тему этого текста? Прочитайте последний абзац текста. Попробуйте доказать справедливость этой мысли. Подумайте, что изменится в нашей жизни, если язык исчезнет. 4) Самостоятельная работа. Чтение лингвистического текста (упр. 2). Б е с е д а с у ч а щ и м и с я: О каких трех функциях языка в нем говорится? Запишите в тетрадь ответ на этот вопрос. (Язык — это средство общения, государственный язык и средство межнационального общения.) 5) Знакомство с понятием «речь». Наблюдение над рисунками из упр. 4, ответы на вопросы к ним. К о м м е н т а р и й у ч и т е л я: чтобы сказать что-то другому человеку, мы обращаемся к языку и с помощью его средств строим речь. В ы в о д: речь — это язык, используемый для общения людей. Закрепление изученного. а) Поиграем. Вы пришли в библиотеку. Охарактеризуйте условия общения: С кем вы будете говорить? Зачем вы пришли? О чем будете говорить? На каком языке? Какое общение будет в этой ситуации? б) Чтение и анализ пословиц из упр. 5. Какая из них больше понравилась? Распределите пословицы (устно) на две группы (по заданию в упражнении). Задание на дом. Прочитать текст упражнения 6. Выучить наизусть и подготовиться писать его под диктовку. Для желающих: устно подготовить сообщение на тему «Зачем человеку нужен язык?»
Урок 2 Тема: Язык и его единицы. § 3 ЦЕЛЬ: дать представление об основных единицах языка (звуке, слове, предложении) и их роли в языке. Формировать навыки нахождения единиц языка: определять границы слов, предложений, определять количество звуков в слове.
Ход урока 1. Проверка домашнего задания. а) Диктант по упр. 6. Беседа по содержанию текста; О чем в нем говорится? Кто его автор? Что вы о нем знаете? Сколько в тексте предложений? б) Прослушивание подготовленных сообщений на тему «Зачем человеку нужен язык». Работа по теме урока. Ознакомление с теоретическим материалом § 3 (с единицами языка). Чтение и анализ предложений, записанных на доске: Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то подарок... (Н. В. Гоголь.)
Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с мнением писателя? Свою точку зрения обоснуйте. К о м м е н т а р и й у ч и т е л я: человека окружают разнообразные звуки. Они образовывают слова. С помощью слов называют предметы, явления окружающего мира. Таким образом, звук и слово — это единицы языка. Запись этого вывода в грамматическую тетрадь. Запишите в тетрадь название предметов, изображенных на рисунках из упр. 11. Сколько звуков в этих словах? Прочитайте запись из упр. 10. Объясните, почему это трудно сделать. Запишите предложенные фразы по законам русской лингвистики (по вариантам). Сколько слов в каждом предложении? В ы в о д (запись в грамматическую тетрадь): предложение — единица языка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.166 (0.009 с.) |