Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Повторение изученного по теме «синтаксис и пунктуация»

Поиск

ЦЕЛЬ: Повторить и обобщить сведения по синтаксису и пунктуации, отработать навык постановки знаков препинания в простом и сложном предложении. Повторить правописание гласных и согласных в корне слова.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Орфографический диктант.

Праздничная суббота, звонкая гитара, известный баянист, красивая расцветка, повесить в гардероб костюм, грозди фиолетовой сирени, оттенки лилового цвете пахучий шиповник, раздать тетради.

 

3. Беседа по контрольным вопросам на стр. 100.

 

Тренировочные упражнения.

Упр. 251.

Упр. 252.

Творческое списывание.

Списать текст (распечатан), соединяя простые предложения в сложные. Использовать для связи слова а, потому что, но, так как, и, когда. Вставить пропущенные буквы в обозначить графически орфограммы.

Изменился ли смысл у составленных сложных предложений?

Прочитать предложения (распечатаны). Составить схему к каждому предложению и начертить ее со знаками препинания:

1) Бабушка с корзиной ходит по лесу и собирает грибы.

2) Незнакомец спросил: «Ты откуда?»

3) Жаворонок пел, чтобы радовались птицы и звери.

4) Осенью олени перебираются к югу, где они находят много корма.

5) Синели звезды на рассвете, и над землей редела мгла.

Собрать «рассыпанные» отрывки из стихотворений С. Маршака и записать их в тетрадь. Расставить знаки препинания и обозначить однородные члены предложения.

1) Диван, собачонку, дама; маленькую, и, сдавала, багаж, картину, в, чемодан, картонку, саквояж, корзину.

2) Квасу, отправился, потом, он, буфет, билет, в, себе, а, помчался, бутылку, покупать, кассу.

Назовите основные пунктуационные правила, изученные в этом разделе.

 

5. Домашнее задание. Упр. 250. Списать, графически объяснить знаки препинания.

 

Урок 62

Тема: Контрольный диктант с грамматическим заданием

ЦЕЛЬ: Проверить усвоение изученного материала, знание орфограмм, умение ставить правильно знаки препинания в конце простого предложения, внутри сложного и простого предложения.

Ход урока

Заячьи лапы

Поздно ночью рассказал мне дед Ларион историю о необыкновенном зайце.

В августе ходил дед охотиться, попался ему заяц с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся.

Дед пошел дальше, но затревожился. Он понял, что начался лесной пожар. Ветер перешел в ураган. Огонь стремительно мчался по земле. Дед побежал по кочкам. И в это время выскочил заяц с рваным ухом. Он бежал медленно, волочил задние лапы, потому что они обгорели.

Дед знал, что звери лучше чуют опасность и всегда спасаются. Он побежал за зайцем. Дед плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!»

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса, оба упали от усталости. Дед подобрал зайца, отнес домой и вылечил.

(По К. Паустовскому)

 

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е.

1. Выписать все словосочетания из первого предложения второго абзаца. Одно из них разобрать.

2. Начертить схему предложения с прямой речью.

3. Выполнить пунктуационный разбор второго предложения.

4. Сделать синтаксический разбор второй части последнего предложения.

 

Урок 63

Тема: Фонетика. Гласные звуки

ЦЕЛЬ: познакомить с предметом изучения фонетики. Научить различать гласные и согласные звуки по способу образования. Дать представление о способах фиксации и обозначения звуков в учебной и научной литературе.

 

Ход урока

Работа по теме урока.

С л о в о у ч и т е л я: Нас окружают разнообразные звуки: лай собаки, шум машин, раскаты грома, пенье птиц. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетика. Назовите слова с этим корнем (телефон, таксофон). Разговаривал, человек не задумывается о том, как он понимает звучащую речь, и о том, как он ее производит.

Звуки порождает вибрация воздуха, встретившего преграду на своем пути, поэтому человек произносит звуки на выдохе.

При производстве звука струя воздуха проходит из легких через гортань, рот или нос, т. е. речевой аппарат, наружу.

Важнейшими составляющими речевого аппарата являются голосовые связки и органы, находящиеся в ротовой полости: небная занавеска, язык, губы, зубы и небо.

Если выдыхаемый воздух встречает препятствие в гортани, а затем свободно, как при дыхании, проходит через полость рта, то образуется звучание, которое называется тоном. Так образуются гласные звуки. Звуки, для образования которых необходим шум, называются согласными. Одни согласные звуки образует только шум, в образовании других наряду с шумом участвует и тон. Различия в согласных зависят от степени участия в их образовании тона и шума (глухие, звонкие и сонорные согласные), от того, какое препятствие преодолевает струя воздуха при их образовании (место образования), как она его преодолевала (способ образования), и. наконец, от того, какую форму при образовании звука имел язык (мягкие и твердые согласные).

Работа с учебником — § 49, стр. 102. Прочитать. Ответить на вопросы: Что вы знаете о звуках? Чем звуки отличаются от букв? Какой раздел науки о языке изучает буквы?

О б р а т и т е в н и м а н и е! Звуки речи записываются не так, как буквы.

А, б, в — это мы записали буквы, разделив их запятыми. А звуки записываются в квадратных скобках [а]. Такой способ записи называется транскрибированием или транскрипцией. Так звуки речи, входящие в состав слова, передаются на письме.

Упр. 255.

Упр. 257.

Прочитайте загадку, записанную на доске, и отгадайте ее.

Между гор, между дол, бежит белый конь. (Ручей).

Затранскрибируйте гласные звуки, которые вы услышали.

([э] [у] ……..)

З а п о м н и т е!

Повторение гласных звуков создает напевность. Это широко используется, в народных песнях; пословицах, скороговорках.

 

Тренировочные упражнения.

Прочитайте скороговорки и загадку (записаны на доске или распечатаны). Выпишите имена существительные и обозначьте в них орфограмму — безударную гласную в корне слова проверяемую ударением. Напишите транскрипцию этих гласных над буквами, их обозначающими.

Бобры добры идут в боры

Сеня в сени сено нес — щекотало щеки, нос,

В печурке — три чурки, три гуся, три утки.

За горами, за лесами, жеребята ржут, домой не бегут.

Попробуйте доказать, что без знания фонетики нельзя научиться грамотно писать и говорить. Приведите свои примеры. При затруднении посмотрите на доску и помогите двум спорщикам правильно написать слово с(и/е)деть.

В ы в о д: меняется звук — меняется лексическое значение слова.

П о и г р а е м: замените один звук другим, чтобы получилось новое слово. Изменилось ли значение нового слова?

Тужить, задевать.

 

3. Задание на дом: § 49—50. Упр. 57.

 

Урок 64

Тема: Гласные звуки

ЦЕЛЬ: Формировать умение различать гласные и согласные звуки по способу образования; умение подбирать односложные слова с разными ударными гласными и записывать их с элементами транскрипции.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Рассказать о буквах и звуках, используя схему на доске.

Расшифруйте запись:

[П А Н Р А В’ И Ц А]

 

Тренировочные упражнения.

Составьте по одному слову, используя каждый записанный звук как начало слова: [а] [у] [э] [о] [ы] [и]

Упр. 259.

Обобщение изученного о звуках. Закончите предложения:

Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется....

В роли органов речи выступают ….

Звуки речи делятся на... и ….

Гласные состоят только из ….

Согласные состоят из... и … или только из....

Запишите слова: рыжик, труд, Москва, клубок, Воронеж, трель, еда.

Запишите гласные звуки так, как они произносятся в этих словах.

Прочитайте текст про себя (распечатан). Можно ли это сделать, не используя язык, только губами? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте корни. С помощью транскрипции покажите, какой звук обозначается пропущенной буквой.

За морем ц..ревна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю осе..щает,

Месяц под к..сой бл..стит,

А во лбу зв..зда г..рит,

А сама-то вел..чава,

Выступает, будто пава.

(А. С. Пушкин)

Подготовка к письму по памяти.

Записать текст, над гласными надписать звуки, которые они обозначают. Выучить наизусть и подготовиться к письму по памяти.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком.

(К. Паустовский)

Произнесите слова, записанные на доске. Какие гласные звуки слышатся под ударением и в безударном положении в корне слова? Запишите транскрипцию этих звуков.

Сом — сама, бег — бежать, бедный — бедняк, восемь — восьми, дом — дома, дым — дымить, дуб — дубы.

Посмотрите на рисунки на стр. 104 и произнесите слова, обозначающие нарисованные предметы. Запишите звуки, которые различают по смыслу изображенные предметы. Подберите свои примеры слов, которые различаются только одним гласным или одним согласным звуком.

 

3. Домашнее задание. Записать б односложных слов с разными ударными гласными. Записать транскрипцию этих звуков. Упр. 262.

 

Урок 65



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.202 (0.009 с.)