Нейтральный, книжный, разговорный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нейтральный, книжный, разговорный



(говорить, объяснять; излагать, ораторствовать; болтать трепаться).

Чтение и анализ синонимических рядов (материал распечатан).

1) Прекрасный, хороший, великолепный, отличный, превосходный

2) Небольшой, микроскопический, мелкий, маленький, крошечный, незаметный

3) Грусть, скорбь, печаль, точка

4) Порок, слабость, недостаток

5) Ярость, бешенство, исступление, гнев

6) Улыбаться, хохотать, смеяться, гоготать, хихикать, прыскать, усмехаться.

Записать по два синонимических ряда в тетрадь (по вариантам — 3 варианта), расположив слова по степени нарастания признака (действия). Стержневое слово подчеркнуть.

З а п о м н и т ь! Такое расположение синонимов называется градация.

 

5. Домашнее задание. Упр. 353. Как определить, является ли слово синонимом?

 

Урок 86

Тема: Синонимы

ЦЕЛЬ: Продолжить формировать навык определять общее лексическое значение синонимов; определять смысловые и стилистические отличия синонимов в тексте. Формировать умение употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Языковая разминка.

Записать предложение, выполнить его пунктуационный и синтаксический разбор. Найти по опознавательным признакам известные орфограммы, графически обозначить условия выбора.

Странный человек не бежал, а несся изящными скачками, еле касался земли, подобно балетному танцору.

Есть ли в этом предложении синонимы? Свое мнение обоснуйте.

 

Работа по теме урока.

Упр. 351. Сгруппировать слова по лексическому значению, каждую группу синонимов записать с новой строки.

Всегда ли слова в каждой из групп будут синонимами?

З а п о м н и т ь! Синонимы могут иметь ограниченную смысловую сочетаемость. Такие синонимы называются контекстуальными. Лексическое значение контекстуальных синонимов уясняется только в словосочетании, предложении или контексте.

Сравните: домашняя пища — домашняя еда.

Но! Духовная пища — духовная еда

Прочитайте текст (распечатан):

Некогда красивые высокие липы вместе с другими деревьями росли почти повсеместно в русских лесах. Белая чистая древесина липы дорого ценилась. Из мягкой податливой древесины искусные мастера вырезали красивую деревянную посуду и ложки.

Докажите, что одни выделенные слова являются синонимами, а другие нет.

Упр. 354. Знакомство с ролью синонимов как средства связи предложений в тексте.

 

4. Домашнее задание. Упр. 357. Подготовить сообщение о функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений, средство преодоления неоправданного повторения слов).

 

Урок 87

Тема: Р.р. Сочинение по картине

(И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»)

ЦЕЛЬ: Развивать навык использования синонимов в речи (при описании изображенного на картине).

 

Ход урока

Работа по картине.

Приходилось ли вам видеть зимний лее или парк? Кого напоминают деревья после обильного снегопада? Представим такой лес, рассмотрев картину И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

 

Беседа по вопросам упражнения.

 

3. Упр. 356. Какие слова, словосочетания и предложения из этого упражнения могут быть вами использованы при описании картины «Февральская лазурь»?

 

Подготовка устного сочинения по картине.

Прослушивание нескольких сочинений.

 

Урок 88

Тема: Антонимы

ЦЕЛЬ: Познакомить с понятием «антонимы», словарем антонимов и их ролью в речи. Формировать умение находить антонимы в предложениях, подбирать антонимы к указанным словам, группировать антонимы по общему смысловому признаку и использовать их в речи.

 

Ход урока

Орфографическая работа.

Записать слова под диктовку, обозначить орфограммы — гласные и согласные в корнях слов:

благ..родный, ни..кий бли..кий, дальний, вверх, вни.., взл..телть, садит..ся, вч..ра, завтра, прибл..жаться, уд..ляться, защ..щать, н..п..дать.

В чем особенность записанных слов?

 

Работа по теме урока.

Работа с учебником — стр. 140—150. Запомнить определение антонимов.

Упр. 359.

 

Тренировочные упражнения.

Упр. 360.

Упр. 361.

О б р а т и т е в н и м а н и е!

Умелое использование автонимов придает речи особую остроту. Они обладают огромными выразительными возможностями и могут использоваться для характеристики героев литературных произведений.

Вспомните героев «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, в характеристике которых использованы антонимы. Запишите, кто эти герои и с помощью каких антонимов можно их охарактеризовать (царевна — добрая, ласковая; царица — злая, грубая...).

Прочитайте текст (распечатан).

Весь этот лесной край к северу от Оки называется издавна дремучим.

Действительно, лесные дебри как бы оцепенели в дремоте. Дремали не только леса, но и лесные озера и ленивые лесные реки с красноватой водой.

По берегам этих рек росли цветы — кукушкины слезы. В народе их звали «дремой». Это растение было под стать дремучим лесам. Венчики кукушкиных слез сонно висели, согнувшись до самой земли.

а) Определите тип этого текста. Какое это описание: художественное или научное?

б) Выписать из текста слова — синонимы. Рядом запиши те к этим словам антонимы.

в) Выпишите из текста однокоренные слова, обозначьте в них корни. Являются ли эти слова синонимами?

Работа с текстом (распечатан).

Прочитать, определить стиль и тип текста.

Много-много миллионов лет назад хозяевами Земли были динозавры. Больши.. и маленьк.., мирн.. н хищн.., на двух и четырех ногах, они паслись среди гиган..ких папоротников и огромных деревьев, похожих на наши пальмы, нежились в тонких болотах, парили в небесах и царили в морских стихиях. Многие из этих первобытных животных были настоящими исполинами. Например, голова утконосого ящера-водолаза возвышалась бы над современ.. двухэтажн.. зданием, а под перепончат..м крылом л..тающего ящера-птеронодонта могло бы разместит..ся несколько слонов. Вымерли эти исп..лины 70 миллионов лет назад.

Выписать из текста синонимы и антонимы в два столбика. Определить их роль в тексте.

Списать текст, вставляя пропущенные буквы и запятые.

 

Домашняя работа.

Упр. 362. Индивидуальные задания (по упр. 366 – сообщения о различных типах словарей).

 

Урок 89

Тема: Повторение

ЦЕЛЬ: Систематизировать знания по теме «Лексика».

 

Ход урока

1. Беседа по контрольным вопросам — стр. 142.

 

2. Орфографическая работа по тексту упражнения 363.

 

3. Чтение и анализ высказывания А. М. Горького:

«Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей».

а) Определить лексическое значение слова богат (богатый) в этом предложении.

При затруднении выбрать один из предложенных ответов:

1) обладающий большим имуществом, зажиточный; 2) дорогостоящий, роскошный, великолепный; 3) имеющий что-либо в большом количестве, с избытком.

В ы в о д Русский язык богат словами, грамматическими формами слов для выражения мыслей и их оттенков.

 

Тренировочные упражнения.

Упр. 364.

С какими словарями вы познакомились, изучая раздел «Лексика»? Индивидуальные сообщения о различных типах словарей.

Прочитайте сочетания слов: умываться утром, доброе сердце, солнце улыбается, холодная вода.

Назовите те из них, в которых слова употреблены в переносном значении.

Прочитайте стихотворение И. Бунина.

Иней

Леса в жемчужном инее. Морозно

Поет из телеграфного столба

То весело, то жалобно, то грозно

Звенящим гулом темная судьба.

Молчит и внемлет белая долина.

И все победней, ярче и пышней

Горит, дрожит и блещет хвост павлина

Стоцветными алмазами на ней.

Опишите устно картину, которая возникает перед глазами при чтении этого стихотворения.

Выпишите слова помогающие образно, наглядно представить себе морозный день.

Надпишите над ними м (метафора) или о (олицетворение).

Выделенное предложение разберите по членам.

Выборочно-распределительный диктант.

Записать пары слов в два столбика: синонимы — антонимы

Друг — приятель, неправда — ложь, жара — сушь, противник — сторонник, вспыхивать — гаснуть, зной — стужа, мгновение — вечность, воображение — фантазия.

Систематизация изученных в теме лексических понятий. Составление таблицы:

 

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Многозначные слова Омонимы Синонимы Антонимы
       
       
       
       

 

Заполнить таблицу, распределив данные пары слов (распечатаны или диктуются) и отдельные слова в нужные столбики:

Веселый — грустный, лошадь — конь, богатый, ключ, рукав, тяжелый — трудный, кран, хвалить – корить, голод — аппетит, окончание, свет — тьма, заветный, румяный — поджаристый, поля, тогда теперь, созерцать.

 

4. Домашнее задание. Упр. 305.

 

Урок 90



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.023 с.)