Тема: Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие



 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Устная работа по вопросам упр. 262.

 

2. Языковая разминка. (Записать предложение под диктовку, начертить его схему, объяснить постановку знака препинания. Найти все известные орфограммы и объяснить написание слов. Графически обозначить все гласные звуки в предложении).

Весна — чудесное время года.

 

Работа по теме урока.

Прочитайте слова, записанные на доске:

Слон, олень, брат, брать.

Обозначьте с помощью транскрипции согласные звуки, которые произносятся на конце этих слов. Сделайте вывод о делении согласных звуков на твердые и мягкие.

Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Мягкость согласного звука обозначается так: [’].

Чтение теоретического материала о твердых и мягких согласных на стр. 107—108. Б е с е- д а: Какие согласные не имеют парных твердых звуков? Не имеют парных мягких звуков? Назовите согласные, которые всегда твердые.

Прочитайте слова (распечатаны):

1) Сад, гвозди, пар, лыжи, часы, дело, волны, нести, дата.

2) Далеко, часть, щекотать, летать, щеки, чай, кричать, липа.

Сделайте вывод о том, чем различаются согласные в них.

Из первого столбика выпишите слова, в которых только твердые согласные.

Из второго столбика выпишите слова, в которых только мягкие согласные.

Упр. 271.

 

Тренировочные упражнения.

Прочитайте предложения (распечатаны).

Иногда доносится треск деревьев. Утром мы отправились в ближайший лес на прогулку. Днем яркое солнце съело тонкий ледок. Затрещали и сдвинулись льдины, хлынули потоки воды. Тучи разбежались барашками, прояснело.

Выпишите выделенные слова и обозначьте в них мягкие (м) и твердые (т) согласные.

З а п и с ь в г р а м м а т и ч е с к у ю т е т р а д ь.

Если после согласного звука стоят е, ё, ю, я, и, ь, то этот согласный становится мягким.

Упр. 272.

Упр. 273.

Произнесите написанные слова и укажите «лишнее»: свитер, ателье, тенор.

Чем отличаются эти слова?

Прочитайте слова. Запишите те из них, в которых все согласные мягкие? Забор, чаща, осень, жизнь.

Прочитайте слова (распечатаны). Выпишите пары слов, которые отличаются парными согласными по твердости — мягкости. Напишите транскрипцию этих звуков:

забыл, был, убил, былина, быль, ругал, мел, уголь, гол, угол, игла, мель, рыть, вить, ныть, пить, выть, тикать, рыкать, фыркать, тыкать.

 

5. Домашнее задание. Упр. 274.

 

Урок 66

Тема: Позиционные чередования гласных и согласных

ЦЕЛЬ: дать представление о сильных и слабых позициях гласных и согласных. Познакомить с правилом произношения согласных на месте буквосочетаний чн, чт в словах типа что, конечно.

 

Ход урока

Языковая разминка.

Вставьте необходимые слова, чтобы получились пословицы. Расставьте необходимые знаки препинания. Объясните их постановку.

1) Ученье..., а неученье ….

2) ... источник знаний.

3) Повторение... учения.

4) Молчание..., слово ….

5) Краткость... таланта.

Определите, какие орфограммы есть в затранскрибированных словах. Запишите их согласно нормам. Объясните не совпадение произношения и написания.

[каз’ба], белый [гр’ип], [марос]

 

Работа по теме урока.

С л о в о у ч и т е л я. Вспомните стихотворные строки А. С. Пушкина:

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской.

Представьте себе мысленно эту сказочную картину. Какое слово в стихотворении может вызвать у вас вопрос? Что означает слово чредой? (по очереди, друг за другом). Именно от этого слова образовался глагол чередовать. Его употребляют, когда что-то или кто-то сменяется по очереди. Чередоваться могут и звуки речи (гласные и согласные).

Рассмотрите таблицу.

 

Слова Чередование Слова Чередования
Ухо — уши х/ш Кую—ковать у/ов
Пеку — печь к/ч Заря — зорька а/о
Свет — свеча т/ч Жать — жну — пожинать а/н/ин
Ход — хожу д/ж Жать — жму — пожимать а/м/им

 

Знакомство с теоретическим материалом учебника — стр. 106.

З а п о м н и т е! Сильная позиция для гласных — под ударением. Звук произносится четко: горЯщий.

Слабая позиция — безударный гласный. Он ослабляется, изменяется.

Для согласных сильная позиция (по глухости — звонкости) — перед гласными и перед звонкими согласными.

Слабая — на конце слова (по глухости — звонкости)

Сильная позиция по твердости — мягкости — конец слова и перед гласными, а слабая — перед буквами е, е, ю, я, и.

Упр. 268.

В ы в о д у ч и т е л я. Итак, орфограмма-безударная гласная в корне слова связана со слабой позицией гласных звуков. Значит, чтобы проверить безударную гласную, нужно поставить ее в сильную позицию.

Придумайте свои примеры слов с чередованием гласных и согласных.

 

3. Тренировочные упражнения. Отгадайте загадку.

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

Произнесите выделенные слова и запишите звуки, которые вы слышите на конце слов. Измените слова, поставив конечные согласные в сильную позицию (дубы). Какой звук будут передавать конечные согласные? Этот процесс называется «оглушение». Оглушение звонких согласных в позиции на конце слова в русском языке происходит всегда.

Прочитайте стихотворный текст. Найдите в этом отрывке звонкие согласные, которые «оглушены» на конце слова. Постарайтесь запомнить отрывок и записать его по памяти.

Мальчишек радостный народ

Коньками звонко режет лед;

На красных лапках гусь тяжелый

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

Прочитайте предложения (материал распечатан).

Вместе... Борей прибежал маленький щенок.

В плавании... Жорой не мог соревноваться никто.

В этот день дежурным классе были Володя... Шурой.

На столе стоял стакан... чаем.

Мы... Тамарой ходим парой.

Выпишите в столбик существительные и поставьте к ним соответствующие предлоги. Запишите звуки, которыми выражен этот предлог в каждом предложении. Сколько у вас получилось звуков? [ ж ш с ш]

Как называется такое чередование звуков? (позиционное)

 

4. Домашнее задание. Из сказок А. С. Пушкина выписать отрывки, в которых есть позиционные чередования гласных и согласных звуков.

 

Урок 67

Тема: Позиционные чередования гласных и согласных

ЦЕЛЬ: Формировать умение объяснять правило проверки безударной гласной в корне слова с точки зрения позиционных чередований гласных. Познакомить с правилом произношения согласных на месте буквосочетаний чн, чт в словах типа что, конечно.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (устно).

 

Языковая разминка.

Прочитайте цепочки слов, записанные на доске. Обозначьте звук, который произносится на месте букв а и о после твердых согласных в безударном положении. Измени слово так, чтобы этот гласный оказался в сильной позиции. Сформулируйте правило произношения гласных в русском литературном языке.

Давно — казнить — малыш — шалун — сама.

Вода — нога — болеть — ходить — гостить.

 

Тренировочные упражнения

Упр. 269. Обратить особое внимание на произношение [ш] в словах что, конечно.

З а п о м н и т е! На произношение согласного звука влияет его позиция в слове. Таких позиций может быть две: в начале слова или в середине перед идущим за ним согласным и на конце слова.

Выпишите из стихотворения слова, в которых согласный звук находится под влиянием идущего за ним другого согласного:


У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.


(Перевод С. Маршака)

Выпишите из стихотворения слова, в которых на согласный звук влияет положение на конце слова:

а) Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами.

б) Под горою темный вход.

Он туда скорей идет.

В ы в о д ы у ч и т е л я.

З а п и с ь в г р а м м а т и ч е с к у ю т е т р а д ь.

Если гласные и согласные в сильной позиции — орфографических трудностей нет. Если в слабой позиции, нужно применять правило, чтобы грамотно писать. То есть, важно определить позицию гласного или согласного в слове в слабой или сильной позиции.

Гласные и согласные

Бывают такие опасные!

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

(Г. Граник, С. Бондаренко, Л. Концевая

«Секреты орфографии»)

Из текста стихотворения С. Маршака выпишите выделенные слова и подчеркните в них согласные в слабой позиции:

Чтобы спящих не встревожить,

Не вспугнуть примолкших гнезд,

Тихо по небу ступают

Золотые ножки звезд.

Среди слов, называющих животных, найдите слова с согласными в слабой позиции и подчеркните эти согласные. Свое мнение обоснуйте.

Лев, носорог, леопард, пантера, шакал, кенгуру, жираф, обезьяна, зебра, бегемот, утконос.

Выпишите слова, в которых нет ни одной согласной в слабой позиции:

воздухоплавание, невесомость, небосвод, траектория, астронавтика.

 

4. Домашнее задание. В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина найдите 6 слов с согласными в слабой позиции, запишите их, согласные обозначьте. Подберите к ним слова с этими же согласными в сильной позиции.

 

Урок 68



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.029 с.)