Тема: Р. Р. Устный анализ тем сочинения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Р. Р. Устный анализ тем сочинения



ЦЕЛЬ: Дать представление о широкой и узкой теме сочинения. Познакомить с особенностями на свободную тему. Формировать умение распознавать широкие и узкие темы.

 

Ход урока

1. Чтение и анализ текста (распечатать).

Вода в маленьком озере была очень чистой. У берегов наросла хрустальная полоска льда. Лед был такой прозрачный, что даже вблизи его было трудно заметить. Я увидел в воде у берега стайку рыб и бросил в них маленький камень. Камень упал на лед, зазвенел, рыбы метнулись в глубину, а на льду остался белый след от удара. Поэтому мы догадались, что у берега уже образовался слой льда. Мы стали обламывать лед руками. Льдинки хрустели и оставляли на пальцах запах снега.

В лесу становилось сумрачнее, тише, наконец пошел густой снег. Он таял в черной воде, заносил деревья.

(И. Соколов-Микитов)

 

1. Определите тему текста.

2. Подберите заголовок. Что он отражает?

3. Определите основную мысль текста.

4. Составьте план. На сколько абзацев разделен текст? Проанализируйте микротему каждого абзаца. Чем отличается тема всего от микротем?

5. Найдите ключевые слова и слова, с помощью которых связываются предложения в тексте.

6. Устно изложите текст.

 

Подготовка к написанию сочинения об одном из памятных дней.

1) Запись слов с пропущенными орфограммами (с доски). Обоснование выбора написания.

Уд..вительный, пам..тный, увл..кательный, прекрас..ный, инт..ресный.

2) Конкретизация темы своего сочинения и определение основной мысли текста.

3) Отбор необходимого материала, определение типа речи, который станет ведущим в сочинении.

4) Составление плана собственного сочинения.

5) Работа над черновиком сочинения.

 

3. Домашнее задание. Написать сочинение по подготовленным материалам.

 

Урок 37

Тема: Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. §30—31

ЦЕЛЬ: Формировать понятие о грамматической основе предложения (подлежащем и сказуемом) и второстепенных членах предложения. Познакомить со способами выражения подлежащего (существительное, местоимение, сочетание слов) и наличием смысловой и грамматической связи подлежащего и сказуемого. Формировать умение находить подлежащее в предложении.

 

Ход урока

Орфографический диктант.

а) Запишите только слова с орфограммой в корне:

зазеваться, крикнуть, вставал, солнце, радость, суровый, белесый.

б) Запишите только именные словосочетания:

горячее дыхание, думал построить, прыгнул в воду, выполнить письменно.

 

Работа по теме урока.

Запись и анализ предложений.

Ночь наступила тихо и незаметно. Ночь тихая и спокойная сегодня. Ночь — самое тихое время суток.

Выделить, главные члены предложения. Это — грамматическая основа предложения.

Чтение теоретического материала — стр. 62.

В ы в о д (записывается в грамматическую тетрадь):

Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения. Подлежащее — это главный член предложения, отвечающий на вопросы к т о? и ч т о? Главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы ч т о д е л а е т предмет? к а к о в предмет? ч т о т а к о е предмет?, называется сказуемым. Остальные члены предложения называются второстепенными.

 

Тренировочные упражнения.

Запись диктуемых предложений, выделение в них главных членов предложения. Какими частями речи они выражены?

Однажды ребята заблудились в ореховой роще.

Летний праздник бывает в Михайловском каждый год в день рождения Пушкина.

На лугах жгут костры, водят хороводы.

Я ночую в старой беседке.

Воробьи с удивлением заглядывают в беседку.

Упр. 155.

Выборочный диктант (записать только грамматические основы).

Еще ударяли холодные сумерки. Рысь — свирепая лесная кошка. Велик наш край. Я рассердился и ушел домой. Бродит по лесу, ищет лягушек еж. У купавки цветы смотрят в небо. Долго я наблюдал за работой муравьев.

 

Обобщение сведений о способах выражения подлежащего.

Запишите предложения, укажите них способ выражения подлежащего.

Кто-то терем прибирал. В лакированном рояле семь сестричек проживали. В живом уголке жили три ежика и четыре черепахи. По горам две хмурых тучи вечером блуждали.

О б р а т и т е в н и м а н и е! Подлежащее может быть выражено группой слов: семь сестричек проживали.

Составление справочной таблицы.

 

Способы выражения подлежащего Примеры
Имя существительное  
Местоимение  
Сочетание слов  

 

Примеры для заполнения таблицы:

Встает заря во мгле холодной.

(А. С. Пушкин)

У кромки воды сидели два медвежонка.

(А. Ахматова)

В неверном лунном свете вошла я в тихий дом.

Две капли брызнули в стекло.

(А. Фет)

Мы проникаем в тайники природы.

(Н. Рыленков).

 

Упр. 158.

Есть такие предложения, в которых трудно обнаружить подлежащее. Трамвай обогнал поезд. Т. к. подлежащее всегда стоит только в именительном падеже и отвечает на вопросы к т о? ч т о?, — существительные или местоимения, стоящие в винительном падеже (к о г о? ч т о?) являются в предложении второстепенными членами. Чтобы правильно определить главные члены в таких предложениях, нужно к тому и другому слову задать двойной вопрос от сказуемого (о б о- г н а л к т о? ч т о?) поезд. Подлежащее можно найти по смыслу (оно обозначает действующее лицо или предмет).

Составьте и запишите предложения со словами мороз — пруд; ветер — дверь. Одно из существительных поставьте в именительном падеже, а другое — в винительном падеже.

 

4. Домашнее задание.

Придумать и записать три предложения, в которых подлежащее 1) выражено именем существительным; 2) состоит из нескольких слов; 3) является словами кто, никто, что-то.

 

Урок 38

Тема: Сказуемое. § 32

ЦЕЛЬ: Познакомить со способами выражения сказуемого. Формировать умение находить сказуемое в грамматической основе. Формировать умение выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Графический диктант. Обозначить предложения по цели высказывания и интонации.

Вы развешивали дуплянки весной для птиц? Теперь неплохо бы их почистить. Подкармливали птиц зимой? Самое время сейчас запасать для них корм на новую зиму. Спасали в ручьях мальков и головастиков? Оглянитесь вокруг — и дела найдутся! Была бы только охота! В рощу за грибами! На болото моховое за клюквой. И хотя долгая зима впереди, а все равно радостно.

 

3. Работа по теме урока. Ответьте на вопросы. Ответ запишите.

Какая весна в этом году? (ранняя, поздняя). Каков парк осенью? Какая погода сегодня?

Какова схема этих предложений? Чем является прилагательное в этих предложениях?

Упр. 159.

Упр. 160.

Чтение теоретического материала на стр. 64.

Работа с таблицей.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СКАЗУЕМОГО

Глагол (что делает предмет?) Имя прилагательное (Каков предмет?) Имя существительное (Что такое предмет? Кто такой предмет?)
     
     
     

 

Найти в предложениях (распечатаны для каждого) грамматические основы и, распределив их по смыслу, вписать в таблицу.

Жгуч мороз трескучий. Воздух легок и чист, и замерзла река. Нежна апрельская прохлада. Май — пора быстрых перемен. Ночь светлая и морозная. Звонка тихая капель.

 

Тренировочные упражнения.

Среди предложений (дана распечатка) найти такие, в которых сказуемое выражено глаголом, записать их номера.

1) Зорче всматривался я в вечернюю мглу. 2) Дневной жар сменялся вечерней прохладой. 3) Небо высокое и чистое. 4) Ландыш свеж и пахуч. 5) В тишине я услышал легкий треск сучьев.

Прочитать предложения. Выписать в тетрадь номера тех из них, в которых сказуемое выражено прилагательным.

1) Небо безоблачное. 2) Воздух чист. 3) Зверь встал на задние лапы. 4) Из-за верхушек соснового леса поднималось солнце. 5) Снегирь — пухлая красногрудая птичка. 6) Радостна, шумна и душна весна. 7) Речная долина походила на сад.

Упр. 163.

 

5. Домашнее задание. Упр. 165.

 

Урок 39

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым

ЦЕЛЬ: Познакомить с ролью тире в предложении; учить пунктуационному правилу постановки тире между подлежащим и сказуемым; формировать умение находить предложения с данной конструкцией и правильно ставить знак препинания (—) в соответствии с изученным правилом.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Составление текста из «рассыпанных» предложений.

1) На, каждый, сидел, старый, день, черемуха, птички.

2) Веселый, птички, свой, покинул, место, родной.

3) Заморозки, начался, первый.

4) Они, щебетал, чирикал, и.

5) День, наступил, дождливый.

 

2. Работа по теме урока.

Прочитать предложения, записанные на доске. Меняется ли в них интонация? Что влияет на смысл каждого предложения?

Старший брат — мой учитель.

Старший брат мой — учитель.

Найти в толковом словаре учебника значение слов лекторий, пурга, ряска. Запишите в тетрадь определения этих слов и подчеркните главные члены предложения. Обозначьте, чем выражены главные члены в них.

З а п о м н и т е! Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.

Упр. 166 (устно). Чтение теоретического материала — стр. 65.

 

Тренировочные упражнения.

Докажите, что предложения 1 и 2 из упр. 167 соответствуют схеме сущ. — сущ.

Какой знак следует в них ставить?

Какие предложения из этого упражнения данной схеме не соответствуют?

«Угадай словечко»:

Ученье..., а неученье....

Краткость... таланта.

Повторение... учения.

«Найдите тире»

Москва (гостеприимная; имеет многовековую историю; красивая; это душа России).

Воспитанный человек (вежливый и скромный; читает много книг, пример для других, всегда интересен людям).

Книга (хранит удивительные открытия; лучший советчик; сопровождает нас всю жизнь; стихотворений А.С. Пушкина).

Работа с текстом.

Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.

(Л. Толстой)

Согласны ли вы с мнением Л. Толстого? Какие слова могут разъединять, а какие соединять людей?

Упр. 169.

Проверочный диктант. Графически обозначить орфограммы в окончаниях разных частей речи. Подчеркнуть главные члены предложения.

В глухих сосновых лесах живут глухари. Глухарь — самая большая птица в наших лесах. Летом скрываются они вместе с лосями в глухих чащобах. Песня глухаря удивительна. Хорошие, умные охотники берегут редкостных лесных птиц.

(И. Соколов-Микитов)

 

4. Домашнее задание.

а) Придумайте рекламу своей любимой книге, используя предложения с тире между подлежащим и сказуемым.

б) Упр. 170.

 

Урок 40



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.035 с.)