Тема: Правописание гласных и согласных в приставках



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Правописание гласных и согласных в приставках



ЦЕЛЬ: дать представление о делении приставок на три группы в зависимости от их правописания. Повторить написание неизменяемых приставок. Формировать навыки правильного написания приставок на основе графико-морфологического анализа слова.

 

Ход урока

Орфографическая работа.

Россия, отдаленная территория, здравствовать, ненастная ночь, чудесный камыш, непреодолимое препятствие, срочно объединиться, георгин, приусадебный, баскетболистка.

 

2. Проверка домашнего задания (устно).

 

Работа по теме урока.

Работа с текстом стихотворения С. Есенина

Прочитать выразительно текст стихотворения (распечатан), выписать из него слова с приставками.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Подумать и ответить, всегда ли приставки пишутся одинаково?

З а п о м н и т ь! (запись в грамматическую тетрадь)

Разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.

Я группа 2-я группа 3-я группа

Приставки, которые Приставки на -з при-; пре-

пишутся одинаково, (-с): раз-рас прибить

независимо от из — ис превеликий

произношения вз — вс

сжаты, надпись, разбивать

передать. расправить

Итак, приставки 1-й группы — приставки неизменяемые. Рассмотрите отрезки слов, записанные на доске:

..дать, ..жимать, ..точить, ..пирать, ..править, ..твердить.

Добавьте к каждому отрезку приставки 1-й группы и запишите полученные слова в тетрадь.

 

Тренировочные упражнения.

Упр. 418.

Упр. 419.

Упр. 421.

Работа с текстом. Прочитать, определить тему текста и записать ее в тетрадь.

Выписать из текста слова с приставками 1-й группы. Свое мнение обосновать:

Одинокая капля дождя отвесно упала в воду, и от нее пошли тонкие круги. Потом сразу в нас зашевелилась, зашептала трава, вся вода покрылась маленькими кругами, и слабый невнятный звон поплыл над омутом.

Шел тихий летний дождь.

Далеко в разрывы мягких туч светило широкими лучами солнце, и степь дымилась и блестела. Сильнее запахли травы, хлеба и земля.

Упр. 422.

 

5. Домашнее задание. Запомнить приставки 1-й группы. Выполнить упр. 420.

 

Урок 106

Тема: Буквы З-С на конце приставок (приставки 2-й группы)

ЦЕЛЬ: Закрепить написание неизменяемых приставок. Познакомить с условиями выбора букв З или С в приставках второй группы. Формировать навык правильного написания приставок на основе морфемного анализа слова.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Чтение слов с приставками из упр. 420, рассказ о написании приставок на основе морфемного анализа слова.

 

Орфографический диктант.

Подать книгу, опадают листья, палит в пушки, полить водой, породить ложь, пародия на роман, обагрить кровью, обогреть помещение.

Графически обозначить приставки и корни записанных слов. Сделать вывод о написании приставок в этих словах.

 

3. Чтение и анализ теоретического материала на стр. 165—167.

Отличаются ли написание приставок 2-й группы от произношения? От чего зависит выбор согласной з // с в этих приставках?

От записанных на доске слов: водить, хвалить, ценный, кинуть, ходить, полезный, бедный образовать новые слова, употребляя приставки 2-й группы. При затруднении обращаться к алгоритму (распечатан или записан на плакате):

 

Тренировочные упражнения

Упр. 423.

Заменить диктуемые словосочетания синонимами с приставками 2-й группы:

Ребенок без забот, небо без звезд, жидкость без цвета, дорога без конца, плач без звука, движение без шума.

Рассмотреть таблицу.

Приставки 1-й группы Приставки 2-й группы (на з / с)
   
   
   
   

 

Заполнить таблицу примерами из упр. 424, графически объяснить выбор написания приставки.

Чтение и анализ написания слов на полях учебника. Составление и запись словосочетаний и предложений с этими словами.

Знакомство с алгоритмом рассуждения при выборе правильного написания приставки:

 

Привести свои примеры для этой схемы.

 

4. Домашнее задание. Запомнить схему рассуждения при выборе правильного написания приставки. Выписать из учебника-хрестоматии по литературе по 5 предложений со словами с приставками 1-й и 2-й групп.

 

Урок 107

Тема: Буквы З — С на конце приставок (приставки 2-й группы)

ЦЕЛЬ: Формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора написания приставки, правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Языковая разминка.

Записать слова под диктовку, подчеркнуть слова с приставками 2-й группы. Слова низкорослый и возчик разобрать по составу.

Расписаться, низкорослый, раззадорить, испечь, избить, ниспадать, восхвалять, возчик, вознаграждение, бессовестный, безнравственный, безбилетный.

 

Тренировочные упражнения.

Упр. 426 — выборочно-распределительное списывание.

Мини-сочинение по словам из упр. 427.

 

4. Проверочная работа (по вариантам и по уровням трудности)

1 в а р и а н т (более сильные учащиеся) — упр. 429.

2 в а р и а н т — упр.430.

 

5. Домашнее задание.

Еще раз обратиться к орфограмме 11, выучить слова на полях стр. 166—167, выполнить упр. 431.

 

Урок 108

Тема: Правописание слов с корнями -лаг-//-лож

ЦЕЛЬ: Познакомить с написанием слов с корнями -лаг- // - лож-, с графическим обликом этих слов. Закрепить навык написания корней с различными орфограммами.

 

1. Рассказать о слове по словомодели:

 

2. Орфографический диктант по упр. 432.

 

3. Проверка домашнего задания. Повторение других случаев чередований гласных и согласных в корнях слов.

Выбрать для каждого слова проверочное (материал распечатан). Свой выбор обосновать. Всегда ли можно легко это сделать?

Хв..стливый (хвост, хвастаться), к..менистый (камень, ком), запл..тить (заплата, зарплата), ут..шать (утеха, тишь,), сл..зать (лижет, лезет), укр..щать (крошечный, красящий), пок..зание (козы, рассказ,), зак..пать (капать, закапывать, окоп).

Одновременно двое учеников выполняют индивидуальные задания.

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е № 1

По какому признаку слова с безударными гласными в корнях распределены на две группы?

бАгровый прЕлестный

сИреневый соблАзнительный

лИловый удИвительный

Со словами левого столбика составить словосочетания; к словам правого столбика записать проверочные слова.

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е № 2

Списать слова, вставляя пропущенные буквы:

Праз..ничная суббота, звонкая г..тара, извес..ный б..янист, красивая ра.. цветка, повесить в г..рдероб к..стюм, грозди ф..олетовой с..рени, о..тенки л..лового цвета, к..лючий ши..повник, ра..дать т..тради.

В словах с приставками второй группы обозначить приставку.

 

Работа по теме урока.

Анализ материала для наблюдений на стр. 168. Запись в грамматическую тетрадь:

З а п о м н и т ь!

Корни -лож- и -лаг- (предложение, полагать) являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные:

о — в корне -лож-, а — в корне –лаг- Подобрать свои примеры к этому правилу. Проанализировать слова ложь и изложение. Положение.

Сделать вывод, одинаковые ли корни в этих словах?

 

Тренировочные упражнения.

Записать слова (под диктовку), распределяя их в два столбика в зависимости от варианта корня. Корень обозначить графически.

Пол..жить, распол..жение, предпол..гать, изл..гать, предпол..жить, пол..гать, изл..жение, изл..ожить, прил..гательное, пол..жить, предпол..жение, нал..гать, разл..жить, вл..жить.

Упр. 436. Списать словосочетания, вставить пропущенные буквы, объяснить графически орфограмму 12. Устно составить с ними предложения.

Упр. 434. — работа с орфографическим словарем.

Творческая работа. Составить и записать мини-текст на тему «Поход в лес» по опорным словам: расположиться на опушке, разложили костер, сложили вещи, углубились в заросли.

Определить тип этого текста, свое мнение аргументировать.

(Это повествование, т. к. по опорным словам мы можем судить о последовательности событий, о которых повествуется в тексте.)

 

5. Домашнее задание. Упр. 435, графически обозначить орфограмму 12.

 

Урок 109

Тема: Правописание слов с корнями -раст- // -ращ- // -рос-

ЦЕЛЬ: Познакомить с написанием слов с корнями -раст // -ращ- // -рос-, с графическим обликом этих слов. Формировать навыки опознания этих корней.

 

Ход урока

Проверка домашней работы.

2. Языковая разминка.

Прочитать слова, записанные на доске: росли, ложный, сложение, располагаться, держать, раствор, растение, выращенные цветы.

Найти среди них те, в корне которых есть чередующиеся гласные, и записать их в тетрадь. Обосновать свое мнение.

Расшифровать запись на доске. Объяснить, как выбрать правильное написание?

дож и//е вать, доп и//е вать, доб ы//и вать.

Прочитать высказывание М. Рыбниковой (записано на доске). Используя материалы предыдущих заданий, высказать свое мнение о справедливости этих слов.

Найти корень слова — значит найти его внутренний, затаенный смысл — то же, что зажечь внутри фонаря огонек.

 

Работа по теме урока.

Выписать из предыдущих упражнений слова с корнями -раст- // -ращ- // -рос-.

Прочитать теоретический материал и материал для на блюдений на стр. 169—170. Записать вывод в грамматическую тетрадь.

В корнях -раст- // -ращ- // -рос- буква а пишется перед ст и щ. Корни -раст- // -ращ- // -рос- — это варианты одного корня.

Подобрать свои примеры с изученной орфограммой

 

Тренировочные упражнения.

Упр. 437.

Упр. 438.

Прослушать текст и определить, сколько слов с корнями -раст- // -ращ- // -рос- в нем используется:

Зачем возрастаю?

Снегурка спросила меня.

Я знаю, что скоро растаю,

Лишь только увижу веселую стаю,

Растаю, по камням звеня...

Ф. Сологуб

Выписать из текста все глаголы и сделать их морфемный разбор.

Списать предложения (распечатать), вставить пропущенные буквы, графически обозначить условия выбора орфограмм на месте пропусков.

Од..ноко выр..стала елка стройная в л..су.

В блеске огней, за з..ркальными стеклами, пышно цв..тут д..р..гие цв..ты. Их возр..стили в т..плицах заботливо, их прив..зли из-за синих морей.

Черные водор..сли хрустят под н..гами.

Между полем и д..рогою густая липа выр..сла.

Упр. 439..

 

3. Домашнее задание. Придумать и записать 10 слов различных частей речи с корнями –раст- // -ращ- // -рос-, используя различные приставки. Орфограмму обозначить.

 

Урок 110

Тема: Правописание слов с корнями -раст- // -ращ- // -рос-

ЦЕЛЬ: Закрепить навык написанием слов с корнями -раст- // -ращ- // -рос- и графического оформления орфограммы: Формировать навыки опознания этих корней.

 

Ход урока

Орфографический диктант

(Слова из рамок на стр. 166, 167) Растущий, слагаемое, отрасль, выращенный, разрастись, вырос, возложить, произрастать, Ростов, доложить, уложение, приросли, приложение, предполагаемый.

 

2. Запись и анализ предложения. Объяснить орфограммы, постановку знака препинания. Подчеркнуть грамматические основы.

На горизонте блеснула молния, и раскаты грома явственно доносились до слуха дозорных.

 

3. Проверка домашнего задания.

Тренировочные упражнения.

Прочитать текст (распечатан). Определить его тему. Объяснить, почему грибы растут кругами.

Списать, выделяя морфемы, в которых пропущены буквы. Какие орфограммы иллюстрируют эти примеры?

Гр..бница в почве разр..стается по кругу, отм..рая пос..редине. С краю выр..стают пл..довые тела — гр..бы. Питательных в..ществ и воды другим тр..вянисты р..стениям уже не хв..тает. Вот почему в с..редине гр..бного круга трава не выр..сла. В течение года гр..бница нар..стает на десять сантиметров, а круг в семьдесят метров имеет возр..ст в п..тьсот лет. Маленькие гр..бы собирать не следует — им еще не ср..внялось д..сяти суток.

(Н. Верзилин)

Упр. 440. Чтение и анализ текста. Выполнение орфографических заданий к упражнению.

 

5. Домашнее задание. Упр. 441.

 

Урок 111

Тема: Буквы О — Ё после шипящих в корне слова

ЦЕЛЬ: Повторить общие правила, связанные с написанием гласных и согласных в корне слова. Познакомить с правилом написания о — ё после шипящих в корне слова. Формировать навыки грамотного письма.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (орфографический диктант по тексту упр. 441).

Привести примеры слов с различными орфограммами в корнях:

1 в а р и а н т — с орфограммами-гласными.

2 в а р и а н т — с орфограммами-согласными.

 

Языковая разминка.

Записать предложение.

Мы зажгли сухой хворост и взметнулись в звездное небо желтые языки огня.

Подчеркнуть в нем грамматическую основу, начертить его схему, разобрать по составу выделенные слова. Указать звук, который произносится под ударением в слове желтый.

 

Работа по теме урока.

Чтение и анализ материала для наблюдения и правило на стр. 171. Запомнить его. Записать в грамматическую тетрадь.

З а п о м н и т ь! В корнях слов после шипящих под ударением пишется буква о, если нельзя подобрать однокоренное слово с безударными гласными: шов — шовчик.

Буква е пишется, если можно подобрать однокоренное слово с безударным гласным е: черный — чернеть.

 

Упр. 442.

 

Тренировочные упражнения.

Прочитать словосочетания (записаны на доске или распечатаны).

Испеченный утром хлеб, разрастающиеся кусты крыжовника, рассортированные по величине желуди, расщепить доску на жердочки, зеленеющий бережок, капюшон с мехом, дешевый билет в театр, войти с зажженной свечой.

Выписать те из них, в которые входят слова с изученной орфограммой (их должно быть 4). Выписать остальные слова с о — е после шипящих и доказать, что эти буквы в других морфемах.

З а п о м н и т ь! В глаголах и образованных от них словах с -енн (-ен) никогда после шипящих не пишется буква О.

Упр. 444.

 

5. Домашнее задание. (по вариантам)

Написать небольшой текст на тему «Осенний дождь».

1 в а р и а н т — текст должен передавать унылое настроение.

2 в а р и а н т — текст должен передавать светлое чувство. В обоих текстах выделить корни, в которых есть изученные орфограммы.

 

Урок 112

Тема: Буквы Ы—И после Ц

ЦЕЛЬ: Познакомить с условиями выбора буквы ы — и после ц в различных морфемах. Формировать навыки структурного анализа слова при выборе написания этой орфограммы.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Обобщение изученного о написании гласных после шипящих в корне слова:

Заполнить схему (на доске), вставив на место точек и вопросительных знаков необходимые слова и буквы (звуки).

 

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е № 1 (устно). Рассказать о написании приставок 2-й группы.

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е № 2. По памяти записать приставки на з — с. Привести примеры слов с этими приставками. В чем особенность написания этих морфем?

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е № 3. Списать слова, вставляя вместо точек приставки на з — с: ..шумный, ..жигать, ..петь, ..кипеть, ..ведчик, ..мерить, ..бираться, ..препенуться, ..призорник, ..порядок.

 

Работа по теме урока.

Вспомнить и записать всегда твердые согласные, не имеющие парных мягких. Вспомнить 3—4 слова с сочетаниями жи—ши.

Сделать вывод о написании гласных в этих сочетаниях.

Произнести вслух слова: цирк, цыпленок, акация, улицы и записать в скобках звук, который слышится после твердого ц. Запомнить написание этих слов (цирк, цыпленок, акация, улицы) (на плакате).

Чтение правила (орфограмма № 15 на стр. 173).

Продолжить ряды слов, пользуясь словарем:

Выполнить упр. 446, используя схему предыдущего задания. Графически обозначить морфему, в которой после ц пишется буква ы.

 

Тренировочные упражнения.

Выборочно-распределительное списывание упр. 448.

Упр. 447.

Творческая работа. Написать рассказ-миниатюру на тему «Цирк приехал». Использовать в ней записанные на доске словосочетания:

Гастроли ц..рка, генеральная репетиц..я, ц..ганский театр, ходить на ц..почках.

 

4. Домашнее задание. Запомнить правило-орфограмму № 15. Выполнить упр. 449. Подготовиться к беседе по контрольным вопросам на стр. 174.

 

Урок 113

Тема: Повторение

ЦЕЛЬ: Повторить и систематизировать сведения по морфемике и орфографии, подготовиться к контрольной работе. Формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е 1. Рассказ по схеме о написании ы — и после ц.

 

Языковая разминка.

Списать, графически обозначая морфему с пропуском букв (записано на доске или распечатано). Объясните, почему данные примеры разделены на пары.

П..дать книгу — оп..дают листья. П..лит огонь — п..лить водой. П..родить ложь — п..родия на роман. Об..грить кровью — об..греть помещение.

Одновременно два человека у доски выполняют орфографическую работу:

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е 2. Списать, вставляя пропущенные буквы, подчеркнуть «лишнее» слово в каждой группе:

а) ни..послать, ни..водить, ни..корослый, ни..провергать

б) во..певать, во..чик, во..хвалять, во..раст.

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е 3. Списать, вставляя пропущенные буквы, подчеркнуть «лишнее» слово в каждой группе:

а) б..зрукавка, б..зработица, б..знесмен, б..зграмтность

б) р..змах, р..злом, р..зрядка, р..зетка

В ы в о д! Для правильного написания орфограмм в этих словах нужно уметь анализировать строение слова и определять его лексическое значение.

 

Тренировочные упражнения.

Беседа по контрольным вопросам на стр. 174.

Упр. 450

Упр. 452.

Используя записанные на доске слова, собрать и записать известные пословицы и поговорки:

Без, наука, рука, как, без.

Что, люди, то, пожелать, сам.

Нос, не, комар, подточить

Сделать вывод о том, какую морфему употребили для связи слов. Какова роль этой морфемы в слове?

Прочитать слова (записаны на доске) и определить, какие из них изменяются (склоняются или спрягаются), а какие нет Записать слова в два столбика:

Чисто, осень, издалека, аккуратный, слева, учить, аккуратно, пишешь.

Над каждым словом указать часть речи. Обозначить окончания у изменяемых частей речи.

Составить слова, добавив к предложенным окончаниям любые основы:

Укажите часть речи и грамматические признаки полученных слов.

Упр. 453. — устно.

Упр. 454.

Объяснительный диктант.

Провести орфографический и пунктуационный анализ текста. Объяснить правописание корней.

Озеро около берегов засыпано ворохом желтых листьев. Их так много, что мы не можем ловить рыбу. Лески ложатся на листья и не тонут. Приходится брать челн и плыть на середину озера, где голубая вода казалась черной. Том мы ловили разноцветных окуней.

Стояла осень в своем желтом наряде, в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.

(По К. Паустовскому)

Работа с таблицей (материал распечатан).

Заполнить таблицу, распределив в нее предложенные словосочетания. Какой изученной орфограммы в таблице нет?

 

Виды орфограмм Примеры
? по..виться
? д..ректор
? ? р..стение распол..гаться
? ж..лтый
? ?

 

Курчавый ц..ган, маленький р..сток, коричневый ж..лудь, распол..гаться на берегу, ц..ганская пляска, зар..сли кустов, уместное предпол..жение, ц..ферблат часов, большой ц..рк, новая щ..тка, ч..ткий шаг, спелый крыж..вник, тихий ш..пот, уч..ба в школе, слабый ш..рох, ч..рточка в тетради, ож..г руки, небольшая станц..я, свежие огурц.., бледнолиц..й человек.

 

4. Домашнее задание. Упр. 455.

 

Уроки 114-115



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.33.139 (0.029 с.)