Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: изменение согласных в потоке речи.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Теоретический материал. 1. Условия действия фонетических законов в области согласных звуков. 2. Перцептивно сильные и перцептивно слабые позиции согласных. Вариации согласных фонем. 3. Сигнификативно сильные и перцептивно слабые позиции согласных. Варианты согласных фонем. 4. Фонетические законы в области согласных.
II. Практическое задание. 1. Затранскрибировать текст в фонетической транскрипции Крестьянин и работник Когда у нас беда над головой, То рады мы тому молиться, Кто вздумает за нас вступиться. Не только с плеч беда долой, То избавителю от нас же часто худо. (И.А. Крылов) 2. Выписать согласные звуки, произношение которых обусловлено действием фонетических законов (указать каких). 3. В слове работник указать, в каких позициях (сильных и слабых) находятся гласные и согласные звуки. Определить тип каждого звука (основной вид фонемы, вариант, вариация).
ЛИТЕРАТУРА
1. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – С. 115-127. 2. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч. 1. 3. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – С. 132-134. 4. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – С. 88-101. 5. Немченко В.Н. Основные понятия фонетики в терминах. – Н.Новгород. 1993. – С.95. 6. Щерба Л.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Т. 1. – Л., 1958. – С. 169-170.
Практическое занятие №7 ТЕМА: Позиционные чередования гласных фонем. Понятие фонемного ряда.
1. Теоретический материал. 1. Понятие чередования. Виды чередований. 2. Позиционные и исторические чередования. Их отличие. 3. Два типа позиционных чередований. Параллельные и перекрещивающиеся чередования. 4. Вариант и вариации фонемы. 5. понятие фонемного ряда. Фонемные ряды гласных. 6. Морфофонематическая транскрипция гласных.
II. Практическое задание. 1. Затранскрибировать текст в фонетической транскрипции: Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. (С. Есенин) 2. Найти в тексте вариации фонемы О, вариации фонемы А. 3. Подберите к словам текста слова с теми же морфемами, где бы обнаружились а) исторические чередования, б) параллельные чередования, в) перекрещивающиеся чередования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. – С. 31-33; 23-28; 125. 2. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – С. 128-136; 146-148. 3. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – С. 149-160; 225. 4. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – С. 105-109. 5. Немченко В.Н. Основные понятия фонетики в терминах. – С. 225; 238.
Практическое занятие №8 ТЕМА: Позиционные чередования согласных фонем
1. Теоретический материал. 1. Параллельные и перекрещивающиеся чередования согласных фонем. 2. Фонемные ряды согласных. 3. Понятие гиперфонемы. 4. Принципы морфофонематической транскрипции.
II. Практическое задание. Затранскрибировать текст а) в фонетической транскрипции: б) морфофонематической транскипции Весною степь зелёная Цветами вся разубрана, Вся птичками летучими, Певучими полным-полна (Кольцов) 2. Составить фонемные ряды согласных П (степь), З (разубрана), Т (летучими). 3. Подберите к словам текста слова, где бы обнаружились чередования: а) параллельные, б) перекрещивающиеся, в) исторические
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. – С. 23-28; 31-33; 221-229. 2. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – С. 123-148. 3. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. С. 123-148. 4. Современный русский язык: В 3 ч. Ч. 1. / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. – С. 115-120; 157-160. 5. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – С. 217-239. Практическое занятие №9 ТЕМА: Типы научно-лингвистической транскрипции 1. Теоретический материал. 1. Звуковая система и звуковое письмо. 2. Три аспекта изучения фонетической системы. 3. Фонетическая транскрипция. Её принцип и назначение. 4. Словофонематическая транскрипция. Принцип и назначение. 5. Морфофонематическая транскрипция. Принцип и назначение.
II. Практическое задание. 1. Затранскрибировать текст в фонетической и морфофонематической транскрипции: О доблестях, о подвигах. О славе Я забывал на горестной земле. Когда твоё лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе. (А. Блок) 2. Объясните, как вы понимаете фразу Р.И. Аванесова «Морфофонематическая транскрипция полностью «раздевает» кратчайшие звуковые единицы языка, полностью освобождает их от всего «внешнего»? 3. Составьте фонемные ряды гласных (3 ряда) и согласных (3 ряда).
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. – С. 213-232. 2. Аванесов Р.И. Русская и диалектная фонетика. – М.: Просвещение, 1974. – С. 43-65.
Практическое занятие №10. ТЕМА: Современные фонологические школы (Коллоквиум)
1. Теоретический материал. Ленинградская фонетическая школа 1. История становления и развития школы. Основные представители 2. Понятие фонемы. Принцип соотношения фонемы и звука. 3. «Оттенок фонемы». Комбинаторные и позиционные оттенки. 4. Принцип установления фонемного состава языка.
Московская фонологическая школа 1. История становления и развития школы. Основные представители. 2. Понятие фонемы. Соотношение фонемы и звука. 3. Понятие гиперфонемы. Отличие фонемы и гиперфонемы. 4. Соотношение понятий: «фонема», «основной оттенок фонемы», «вариант фонемы», «вариация фонемы». 5. Принцип установления фонемного состава языка.
Пражская фонологическая школа 1. История становления школы. Основные представители. 2. Принципы характеристики звуков. Метод оппозиции как основной при характеристике звуков. 3. Фонема. Определение фонемы. Соотношение фонемы и звука. 4. Архифонема. Синонимичны ли термины «гиперфонема» и «архифонема»? 5. Принцип установления фонемного состава языка.
II. Практическое задание. 1. Заполнить таблицу: «Как современные фонологические школы решают два основных вопроса фонологии».
2. Затранскрибировать текст в а) фонетической транскрипции б) морфофонематической (московская школа), в) фонематической (ленинградская школа):
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна. На печальные поляны Льёт печально свет она. (А.С. Пушкин)
ЛИТЕРАТУРА
1. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. 2. Булыгина Т.В. Пражская лингвистическая школа // Основные направления структурализма. М., 1964. 3. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – С. 174-194. 4. Сидоров В.Н О московской фонологической школе // Развитие фонетики современного русского языка. – М., 1971. 5. Функциональная лингвистика // Звегинце6в В.А. История языкознания 19-20 вв. в очерках и извлечениях. – М., 1965. Ч.2. 6. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – М., 1979. – С. 63-74.
Практическое занятие №11 ТЕМА: Слог и слогоделение
1. Теоретический материал. 1. Слог как фонетическая единица. 2. Структура слога. Классификация слогов. 3. Теории слогораздела. Теория мускульного напряжения. 4. Сонорная теория.
II. Практическое задание. 1. разделите слова на слоги с позиций теории мускульного напряжения и сонорной теории. Сравните слогоделение данных слов с возможностями их переноса. Дайте характеристику слогов в следующих словах: разговор, окно, метр, станция, ванна, счастье, вопль, лайка, половодье, землетрясение. 2. Составьте модели слогов следующих слов: артист, астма, воротник, ежевика, жнейка, население, объявление, раздолье, разоружение. 3. Составьте слова по следующим моделям слогов Г- СГ – СГС; СГ – СГ; СГС – СГС; СГ – СС; ГС – СГ где гласный – Г, согласный – С.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. – С. 41-58. 2. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – С. 150-159. 3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – С. 166-177. 4. Зиндер Л.р. Общая фонетика. – С. 251-256. 5. Панов М.в. Современный русский язык. Фонетика. – С. 75-78. 6. Современный русский язык / Под. ред. В.А. Белошапковой. – С. 62-65. 7. Современный русский язык / Шанский Н.М., Иванов В.В. – С. 125-127.
Практическое занятие №12
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.98 (0.007 с.) |