Тема: Р.р. Описание предмета. Сочинение-описание (упр. 295) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Р.р. Описание предмета. Сочинение-описание (упр. 295)



ЦЕЛЬ: Закрепить понятие описание». Формировать умение различать описание в научном, разговорном и художественном стилях. Формировать навык редактирования текста (сочинения-описания ученика).

 

Ход урока

1. Беседа по ранее изученному материалу:

Какие типы речи вы знаете? Что такое повествование? Что называем описанием?

 

2. Чтение и сопоставительный анализ текстов на стр. 116. Кому, где и в какой обстановке можно рассказать о лыжах так, как это сделано в 1 тексте? Во 2-м? (+ вопросы учебника). Вывод учителя об использовании описания в текстах различных стилей. Когда мы используем научный стиль речи? Когда уместно использовать разговорный стиль? Какие слова, характерные для разговорного стиля, можно выделить в тексте? Какие предлоги обычно употребляются? (Разговорный стиль необходим, чтобы можно было обменяться различными сведениями, чувствами с близкими людьми. Он уместен в домашней, неофициальной обстановке).

 

Знакомство со строением текста — описания.

В описании обычно имеются три части: 1) общая характеристика предмета или впечатление о нем; 2) отдельные детали или признаки предмета, 3) общая оценка предмета — описания

 

4. Редактирование текста ученического сочинения Упр. 294 (чтение, анализ, нахождение композиционных элементов, запись исправленного варианта).

 

Тренировочное упражнение.

Чтение и анализ текста (материал распечатан).

Весна

Была с..р..дина марта. В..сна в этом г..ду (вы) д..лась ровная, дружная. Изр..дка (вы) п..дали обильные но к..ороткие д..жди. Уже ездили на к..лесах (по) д..рогам, покрытым густой грязью. Сне.. еще л..жал сугробами в глубоких л..сах и в т..нистых оврагах но на п..лях осел стал рыхлым и темным, и (из) под него кое-где б..льш..ми пл..шинами (по)к..залась черная ж..рная, парившаяся на со..нце з..мля. Б..резовые почки (на) бухли. Бара..ки на вербах из белых стали желтыми, пуш..стыми и огромными. Зацв..ла ива. Пчелы выл..тели (из) ул..ев за первым взятком. На л..сных п..лянах ро..ко (по) к..зались первые (под) снежники.

(А. Куприн)

Записать текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Найти и подчеркнуть признаки именно той весны, которую пережил писатель. Что именно поразило автора? Запомнилось ему? Каковы ее особые приметы? Каково отношение А. Куприна к изображаемому времени года? Почему вы так решили?

 

6. Домашнее задание: (на выбор), а) Напишите небольшое сочинение. Опишите любое время года, используя образец текста А. Куприна.

б) Упр. 295 (сочинение — описание какой-либо игрушки).

 

Урок 73

Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

ЦЕЛЬ: дать представление о роли Ь для обозначения мягкости согласных. Формировать умение находить Ь в словах и умение употреблять Ь в своей речи для обозначения мягкости согласных. Познакомить с графическим обозначением условий выбора написания.

 

Ход урока

Языковая разминка.

Записать предложение, определить, простое оно или сложное (поставить знаки препинания). Свое мнение обосновать. Найти согласные в слабой позиции. Обозначить звуки, которые мы произносим на их месте.

Была раз гроза сильная и дождь целый час как из ведра лил.

 

Работа по теме урока

Записать столбиком пары слов и обозначить звуки, которыми они отличаются.

Быть — быт

Угол — уголь

даль — дал

Кон — конь

Банка — банька

Сделать вывод о том, как в русском языке обозначается мягкость согласных на конце и в середине слова.

Подумайте, что обозначает ь в словах брошь и ложь.

Чтение и анализ теоретического материала — стр. 117—118 (орфограммы № 2 и № 9).

Р а б о т а с г р а м м а т и ч е с к о й т е т р а д ь ю.

Анализ таблицы (материал распечатан или написан на доске). Записать ее в грамматическую тетрадь, дополнить своими примерами в каждой строчке.

 

ь пишется ь не пишется
1. На конце слова (камень) 1. В сочетаниях с [ ч ’] и [ щ ’] (гонщик)
   
2. В середине слова (тоньше) 2. В словах, которые проверяются по словарю
] (мостик, бантик)
3. После [ л ’] (болельщик)  
   

 

Упр. 296.

 

3. Домашнее задание. Прочитать слова на полях стр. 119. Укажите, какой буквой обозначен в них звук [ш]. Упр. 301.

З а п о м н и т ь! В большинстве слов буквенное сочетание чн под влиянием письменной речи произносится [ ч’н ] — серде[ ч’н ]а.

Лишь в немногих словах звучит [ шн ]: ску[ шн ]ый, яи[ шн ]ица.

 

Урок 74

Тема: Ь для обозначения мягкости согласных

ЦЕЛЬ: Научить употреблять ь для обозначения мягкости согласных. Формировать умение разграничивать слова с ь для обозначения мягкости согласного, с ь в неопределенной форме глагола, с разделительным ь.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографический диктант по упражнению 302.

 

Тренировочные упражнения.

Рассказать, с помощью каких букв обозначается мягкость согласных на письме, привести собственные примеры.

Работа по таблице.

 

Ь для обозначения мягкости Ь в неопределенной форме глагола Ь разделительный
     
     
     
     
     

 

Заполнить ее словами из упр. 299.

Из текста стихотворения А. С. Пушкина в слова, в которых ь используется для обозначения мягкого согласного.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед;

На красных лапках гусь тяжелый

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падал на брег.

Составить и записать предложения со словами: скучно, качнуться, нарочно, отличный, горчичный, скворечник, молочный, порядочный.

Объяснить особенности произношения и написания этих слов.

Выборочно — распределительный диктант (записать в один столбик слова с ь в середине слова, а в другой — без ь).

Настольная лампа, бурильщик, каменщик, бабочка, довольно скучный, резьба по кости, у речного песочка, бренчать бубенчиками, возьмут на память, спичечная коробочка, ночная бабочка, весьма странный.

Упр. 300.

 

4. Домашнее задание. Упр. 303.

 

 

Урок 75

Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю Я

ЦЕЛЬ: Познакомить с двойной ролью букв Е, Ё, Ю. Я. Продолжить формирование навыка транскрибирования, отработать правильное произношение этих слов. Формировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Орфографический диктант.

Записать слова под диктовку, обозначить, какой звук произносится на месте безударного гласного в корне слова. Дать его полную характеристику:

водяной, вдали, позолота, бороться, колючий, старушка, родной, затопить, отдаленный, раздаваться, садовый, разгадать, угадать.

К каждому слову подберите однокоренное с гласным в сильной позиции.

Списать слова (распечатаны), вставляя пропущенные буквы.

Веселые помощ..ники, пришел поран..ше, прос..ба посп..шить изящная птич..ка, пос..дел у реч..ки, перешел через мос..тик, починив зон..тик, ч..десная мес..ность

Сделать вывод о способах обозначения мягкости согласных в записанных словах.

Подчеркнуть слово, в котором буква т не обозначает звука. Подберите к нему проверочное. В подчеркнутых словах обозначить, какие звуки обозначены буквами с и н.

 

Работа по теме урока.

Чтение теоретического материала на стр. 119—120.

Запись в грамматическую тетрадь.

З а п о м н и т ь! В русском языке есть буквы е, ё, ю, я, которые в некоторых случаях обозначают 2 звука: [ й’э ], [ й’о ], [ й’у ], [ й’а ].

Это происходит — в начале слова: [ й’э ] ль — ель;

— после гласных: по [ й’э ] зд — поезд;

—после ь и ъ: в’ [ й’о ] твьёт.

В других словах — после согласных — они обозначают один гласный звук: е — [ э ], ё — [ о ], ю — [ у ], я — [ а ] и мягкость предшествующего согласного: люк — [ л’ук ].

Знание особенностей этих букв необходимо для понимания ряда орфографических правил.

 

Тренировочные упражнения.

Отгадайте загадку: этот звук можно изобразить с помощью буквы й, но его можно обозначить и буквами я (яркий), ю (юла), е (ель), ё (ёлка).

О каком звуке идет речь? Почему количество букв и звуков в русском языке не совпадает?

Упр. 304 (устно).

Упр. 305 (письменно).

Выборочно-распределительный диктант (записать диктуемые слова в два столбика: 1 — буквы е, я, ю, ё обозначают один звук, 2— эти буквы обозначают два звука).

Лень, ежик, юбка, парашют, вьется, люлька, споем, листья, село, жесть, елка, вел.

Орфографическая работа со словами, записанными на доске:

Театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, пианино, каучук, кричать, весь, просьба.

а) Выписать слова, в которых букв больше, чем звуков.

б) Выписать в которых звуков больше, чем букв.

в) Найдите и запишите слова, в которых рядом два гласных звука.

П о м н и те! Звук [ й ’]—согласный.

Упр. 306 (письменно).

Упр. 307 (устно).

Творческая работа. Вспомнить известные стихотворные строчки А. С. Пушкина. Найти в них слова с буквами е, ё, ю, я. Запишите эти слова, звуки, которые произносятся на месте Выделенных букв, обозначьте.

 

4. Домашнее задание. Упр. 308 и теоретический материал стр. 119—120.

 

Урок 76

Тема: Орфоэпия

ЦЕЛЬ: Познакомить с предметом изучения орфоэпии, с основными произносительными нормами и их отражением в орфоэпических словарях. Формировать навык правильного произношения указанных слов.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Языковая разминка.

Записать предложение. Доказать справедливость этого высказывания. Объяснить смысл этих слов Л. Успенского.

Язык родится и живет только там, где люди общаются друг с другом.

(Л. Успенский)

Найти в предложении слова с буквами е, ё, ю, я. Обозначь те звуки, обозначенные этими буквами.

 

Работа по теме урока.

Прочитать про себя текст § 61. Упр. 309 (письменно).

Используя этот материал, рассказать о том, что такое орфоэпия.

С л о в о у ч и т е л я: Русские орфоэпические нормы сложились в первой половине ХVII века на основе разговорного языка Москвы. Орфоэпические нормы распространяются при помощи радио, телевидения, кино, театра.

 

Тренировочные упражнения.

Упр. 310.

Упр. 311.

Прочитайте слова, записанные на доске:

Подводник, в..дица, водный, в.. довоз, заво..ь, безводье, водяной, пав..док, водопровод.

Установить, как звучит корень -вод- данных словах. Как он пишется? Сделайте вывод о связи орфографии и орфоэпии.

Запишите пословицу:

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Как вы поняли смысл пословицы.? Подчеркните в предложении буквы, которые обозначают [ ц ].

Затранскрибируйте слова шинель, темп, скучный. Сделайте орфоэпический разбор этих слов.

Упр. 312.

 

5. Домашнее задание.

Списать предложение:

Прежде всего надо учить отчетливому, ясному и правильному произношению.

(Л. В. Щерба)

Подготовить устное выступление, в котором необходимо ответить, согласны ли вы с этим высказыванием или нет, и обосновать свою точку зрения.

 

Урок 77



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.145.110 (0.088 с.)