Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фонетика, грамматика, правописание и развитие речи

Поиск

Изучение начального курса грамматики имеет задачей закрепление практически усвоенных учащимися грамматических закономерностей на уроках развития речи и первоначальное ознакомле­ние с составом и строем русской речи.

Занятия по развитию речи и произношению предшествуют усвоению детьми определенных грамматических формулировок, оп­ределений, правил. Лишь, после того как ученики практически усвоят ту или иную речевую форму и те отношения, которые посредством ее выражаются, можно перейти к соответствующим выводам и обобщениям.

В начальный курс грамматики и правописания входит матери­ал, необходимый для первоначального понимания состава и строя русской речи, формирования прочных умений и навыков по языку.

Основными разделами курса грамматики и правописания для каждого класса являются: «Звуки и буквы», «Слово», «Предло­жение», «Связная речь».

Звуки и буквы.

Важнейшее программное требование по этому разделу не только для I, но и для II, III, IV и V классов заклю­чается в том, чтобы выработать у детей умение различать звуки «а слух и в произношении и обозначать их на письме, считаясь, при этом с условностями русской графики.

Основные навыки и умения по этому разделу учащиеся приоб­ретают в подготовительном и I классах на уроках произношения и грамоты.

Программные требования предусматривают развитие фонема­тического восприятия у детей, умения четко и правильно произно­сить звуки речи, знакомство с фонетическим составом слова, ус­воение различия между гласными и согласными, твердыми и мяг­кими согласными, звонкими и глухими, ударными и безударными гласными.

При этом отмечается необходимость сравнения и различения звуков, выделенных из слова, по их акустическим и артикуляци­онным свойствам.

В III—V классах умения и навыки по этому разделу получают дальнейшее развитие. Совершенствуется звуко-буквенный анализ, усиливается внимание к развитию фонематического восприятия учащихся. Эта работа должна быть направлена, прежде всего на овладение учащимися приемами безошибочного списывания, пись­ма под диктовку, проверки написанного, повышения уровня гра­мотности.

Важнейшее программное требование по этому разделу не толь­ко для I класса, но и для II—V классов заключается в том, что дети должны уметь различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами русской орфографии.

Уже в конце подготовительного и начале I класса дети знакомятся с тем характерным фактом правописания в русском языке, что между письмом и произношением часто не бывает соответ­ствия. Они узнают о различии в произношении и написании звуков и букв в словах, учатся различать ударные и безударные глас­ные и др. Именно на этом этапе учащиеся осознают, что под уда­рением гласные звуки пишутся так же, как и слышатся, а безударные гласные нуждаются в проверке.

В связи с этим особое значение приобретают упражнения по развитию умений соотносить гласные буквы в ударных и безударных слогах форм одного и того же слова, сопоставлять произно­шение и написание слов в целом (вода — воды,, лес — в лесу). По­добного рода упражнения проводятся в ходе изучения курса рус­ского языка в III—V классах в целях формирования более проч­ных навыков правописания. Для анализа берутся не только фор­мы одного слова, но и родственные слова типа водяной, вода — водный; лес — лесник.

Слово.

Программой предусматривается рассмотрение слова его лексическом и грамматическом значениях.

Учащиеся должны усвоить, что каждое слово обозначает тот или иной предмет или явление действительности, оно имеет опре­деленное значение, а в связной речи может приобретать все новые и новые значения.

Грамматическое значение слова выявляется в процессе изуче­ния состава его и выделения в нем значимых частей (корня, при­ставки, суффикса, окончания), а также при овладении общим по­нятием о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе и др.).

Переход к изучению темы «Состав слова» дает возможность познакомить учащихся с морфологическим анализом, что очень важно для общего языкового развития и овладения грамотным письмом.

Для того чтобы эта тема была достаточно усвоена школьника­ми, должна быть проведена подготовительная работа на уроках. развития речи, цель которой — уточнить и обогатить словарный за­пас детей, научить их практически пользоваться различными фор­мами словоизменения (склонением и спряжением) и использовать разные способы словообразования.

С целью развития орфографической зоркости у младших школьников, формирования умений и навыков работы со справоч­ным материалом учащиеся (начиная со II класса) обучаются при­емам пользования «Орфографическим словарем» П. А. Грушникова.

На протяжении всех пяти лет обучения должно придаваться; большое значение словарной (лексической) работе. Эти упражне­ния носят практический характер, они выполняются в связи с изу­чением грамматики и правописания.

От класса к классу усложняется и языковой материал, дают­ся слова с более сложной морфологической структурой (с пристав­ками, суффиксами), относящиеся к разным частям речи (особенно" глаголы) и включающие 2-3 орфограммы.

От умения школьников быстро и правильно производить раз­бор слов по составу, определять в сопоставляемых словах корень, устанавливать безударные гласные, подбирать проверочные слова, соотносить написание гласной в корнях проверочного и проверяе­мого слов во многом зависит уровень сформированности навыка, правописания.

В процессе работы над составом слова учащиеся усваивают правописание безударных гласных в корне слова.

Усвоение правописания безударных гласных является очень сложным и трудным разделом, учащиеся допускают ошибки даже там, где нет сомнений в написании слова, так как неверно ставят ударение и слово произносится неправильно, кроме того, они огра­ничены в подборе родственных, однокоренных слов. Чтобы избе­жать этих трудностей, следует проводить большую пропедевтиче­скую словарно-орфографическую работу, начинающуюся еще на первых годах обучения, на уроках произношения, развития речи и грамоты.

Изучение грамматической темы «Части речи» связано во всех классах со словарно-логической, словарно-орфографической и лек­сической работой, что предусмотрено программными требова­ниями.

Предложение. На протяжении всех лет обучения в начальных классах ведется большая работа над предложением. Эта работа является наиболее важным и необходимым разделом, той основ­ной темой, в которой сконцентрированы все возможности дальней­шего развития учащихся.

При изучении элементов синтаксиса школьники I—V классов узнают о предложении, его основных видах по значению и инто­нации, главных и второстепенных членах предложения, связи меж­ду словами, однородных членах предложения. На основе знаний у детей формируются орфографические, речевые, пунктуационные навыки и умения в области языкового анализа: фонетического, морфологического, орфографического и синтаксического.

Учащиеся должны знать, что предложения выражают опреде­ленную мысль. Путем соответствующих практических упражнений они должны научиться выделять предложения из речи, печатного текста, уметь выделять в предложении слова по вопросам о ком? о чем говорится? что говорится?, уметь распростра­нять предложения по вопросам что? у кого? кому? чем? с чем? о ком? о чем? какой? какие? как?, уметь закон­чить предложение и т. д.

Необходимо много времени и внимания уделять упражнениям по установлению связи слов в предложении, используя различные виды наглядных схем. Это помогает учащимся осмыслить, каким членом предложения является то или иное слово и к какому сло­ву оно относится.

При выполнении письменных упражнений дети должны пользоваться словарем, особенно при выполнении творческих заданий. Исключение составляет контрольный диктант.

В процессе усвоения элементов грамматики и правописания детей развивается умение анализировать языковой материал, со­поставлять, группировать языковые явления, находить главное; на этих уроках осуществляется также умственное и речевое развитие школьников.

Связная речь'1.

1 Основная работа по формированию связной речи проводится на специаль­ных уроках развития речи в соответствии с программой по данному предмету.

Одно из главных направлений работы в началь­ных классах — развитие речи учащихся. При обучении связной речи у младших школьников обогащается содержательная сторона высказывания и формируется умение в построении связного тек­ста. От уровня развития речи и мышления во многом зависит ка­чество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников.

Работа по развитию речи детей начинается с первых уроков произношения, обучения грамоте и проводится систематически на уроках чтения, грамматики и правописания.

На всех ступенях начального изучения русского языка большое внимание уделяется звуку, его правильному произношению, гра­фическому образу и зрительному восприятию написанного слова и его частей, интонации, паузам и т. д.

Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, синтаксические и композиционные (анализ и составле­ние рассказов простейшего типа) упражнения. Вводится понятие текста. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, пред­ложением, связным текстом дает возможность детям понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым по­высить уровень их умственного и речевого развития.

При обучении связной речи у младших школьников форми­руются умения в построении связного текста. Упражнения в связ­ной речи проводятся на уроках чтения и частично на уроках грам­матики и правописания, т. е. в процессе изучения всего программ­ного материала.

Обучение письму (чистописание). Задачей обучения письму яв­ляется развитие мелкой мускулатуры рук, пространственных пред­ставлений и глазомера учащихся, совершенствование графических навыков (отработка начертаний букв, четкого, плавного письма слов, предложений, текстов). В результате обучения письму уче­ник должен «перевести» звук в букву (фонетико-графическое написание), правильно и четко написать букву, слово, предложение, списать их с книги и с доски, написать под диктовку, проверить написанное и исправить ошибки.

На совершенствование каллиграфии правильного письма целе­сообразно отводить: в подготовительном классе во II четверти 30 мин урока один раз в неделю, во II полугодии — 20 мин урока один раз в неделю; в I классе —15 мин урока два раза в неделю; во II—V классах — по 8—10 мин на каждом уроке грамматики и правописания.

Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса.

В подготовительном — II классах — это упражнения для раз­вития руки, пространственных представлений, глазомера, письмо букв, усложнение их начертаний по группам, а также письмо от­дельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании, в письме под диктовку.

В III—V классах содержание графических упражнений состав­ляет письмо трудных для учащихся букв и их соединений, списы­вание с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку, пись­мо под счет.

Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитывает у них аккуратность трудолюбие.

Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка. Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словесные и др.) и обучающие изложения и сочинения.

Примерное количество слов для словарных диктантов:

подго­товительный класс (IV четверть)—3;

I класс — 5;

II класс — 8;

III класс—10;

IV класс—12;

V класс—15.

Количество слов в контрольных диктантах:

подготовительный класс—15—20 слов или слогов;

I класс — 20—30;

II класс — 35—40;

III класс — 45—55;

IV класс — 60—70;

V класс — 70—80.

На каждом уроке необходимо учить младших школьников работать с учебником, ориентироваться в нем (быстро найти изучае­мую тему, нужное правило, упражнение, последовательно выполнять все задания к упражнению). Учащихся нужно научить понимать назначение выполняемых упражнений.

Чтение и развитие речи

Раздел программы «Чтение и развитие речи» является органи­ческим продолжением раздела «Обучение грамоте» и строится с учетом тех знаний, умений и навыков в области родного языка, которые получили учащиеся при работе с первой учебной книгой— «Букварем».

В процессе обучения чтению ребенок должен научиться правильно и осознанно читать и на этой основе сформировать умение работать с текстом произведения и самостоятельно читать книги.

Содержание программы по чтению (классному и внеклассно­му) служит целям коммунистического воспитания и общего разви­тия школьников.

Важнейшими задачами обучения чтению являются:

1. Совершенствование первоначального навыка чтения, его пра­вильности, беглости, осознанности и выразительности.

2. Формирование полноценного восприятия детьми художест­венного произведения, развитие у них нравственно-эстетических чувств и художественного вкуса.

3. Овладение умением работать с текстом.

4. Активное приобщение учащихся к чтению книг и на этой основе обогащение их знаниями об окружающем мире.

Программа по чтению для каждого класса включает следую­щие разделы: «Тематика чтения и произведения для заучивания наизусть», «Навыки чтения, работа над текстом и связной устной: речью», «Внеклассное чтение».

Тематика чтения.

Материал для чтения охватывает важные в образовательно-воспитательном отношении стороны окружающей действительности и вводит его в тематику, типичную для художественной и научно-популярной литературы, обеспечивает необходимую подготовку для изучения систематических курсов литературы и истории в средней школе.

Направленность методического аппарата книг для чтения на изучение произведений не только познавательного, но и нравствен­но-эстетического содержания способствует литературному разви­тию учащихся.

На уроках чтения дети узнают о жизни и борьбе трудящихся до Великого Октября, о создателе первого в мире социалистиче­ского государства В. И. Ленине, о героизме советского народа в годы гражданской и Великой Отечественной войн.

Изучение центральных тем программы, посвященных нашей Родине, жизни и деятельности В. И. Ленина, труду советских людей, имеет особое значение в осуществлении идейно-политическо­го, трудового и нравственного воспитания школьников.

Для повышения воспитательной направленности уроков чтения в программу III—V классов включаются произведения о символах Советского государства — Гербе, Флаге, Гимне СССР, о Конститу­ции СССР.

Большое значение в трудовом и нравственном воспитании школьников, в их эстетическом и речевом развитии имеют специально выделенные в программе темы нравственно-трудового ха­рактера («Великая радость — работа», «Славим Родину делами» и т. д.).

В центре внимания учителя и ученика на уроках чтения долж­но быть изучаемое художественное произведение, его содержание, идейная направленность и изобразительные средства языка.

Большая часть времени (30—35 мин) на уроках чтения в III— V классах отводится чтению и работе над текстом.

Беседы и рассказы, предшествующие чтению, должны быть тес­но связаны с содержанием читаемых текстов, возбуждать интерес к теме, эмоционально настраивать и помогать правильному вос­приятию детьми произведения.

Навыки чтения. В процессе проведения занятий по чтению у школьников должны сформироваться: навык чтения — важнейший вид речевой деятельности, основные умения и навыки работы с текстом и книгой, кроме того, должна получить дальнейшее раз­витие связная речь учащихся, повыситься культура их речевого общения.

В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным и плав­ным слоговым чтением текстов, пересказом небольших текстов с опорой на картинку или серию картинок.

Всю программную работу с текстом учащиеся выполняют вме­сте с учителем.

Во II и III классах дети переходят к самостоятельному чтению про себя отдельных отрывков, коротких рассказов, под руковод­ством учителя находят в тексте главную мысль произведения, слова и выражения, которые характеризуют действующих лиц, обучаются словесному рисованию, умений отвечать на вопросы, пере­давать содержание сказки или иллюстрации к ней.

В IV классе завершается формирование навыка чтения целыми словами, больше внимания уделяется самостоятельной работе уча­щихся по осмыслению текста: установлению последовательности действий в рассказе, выявлению причинно-следственных свя­зей и др.

В V классе все ученики должны читать текст правильно, осо­знанно, целыми словами. Они должны самостоятельно пересказы­вать текст, составлять простейший план, выделять основную мысль прочитанного, полно, кратко и выборочно пересказывать прочи­танное.

С самого начала обучения чтению следует уделять внимание сознательному чтению, что предполагает полное понимание смыс­ла прочитанного.

В связи с этим программой предусматривается, помимо фор­мирования навыков чтения, систематическая работа над текстом, которая тесно увязывается с организацией словарной работы на уроках чтения.

Словарная работа включает в себя работу над правильным произношением слова, пониманием его лексического и граммати­ческого значения и употреблением слова в связной речи.

Словарная работа должна быть направлена на активизацию имеющегося у ребенка словаря, его обогащение и уточнение. Обо­гащается как пассивный, так и активный словарь. Активизировать словарь — это значит научить школьника не только понимать про­читанное, но и сознательно и правильно пользоваться словом в связной речи.

При отборе слов следует учитывать, какие слова поясняются лишь бегло, чтобы облегчить понимание текста, а какие отрабаты­ваются основательно, чтобы они вошли в активный словарь уча­щихся. Объяснение слов дается либо непосредственно перед чте­нием рассказа, либо во вступительной беседе, а закрепление их в речи детей предусматривается в процессе анализа содержания прочитанного и в последующей беседе при проверке усвоения со­держания.

В процессе чтения ученик должен осознать не только лексиче­ское значение слова, но и его грамматическую форму. Слова дают­ся в контексте.

Внеклассное чтение. Оно рассматривается как обязательная часть подготовки младших школьников в области русского языка, как важное средство развития и воспитания учащихся в процессе обучения.

Цель внеклассного чтения — познакомить учащихся с детской-литературой, входящей в круг чтения современного школьника младшего и среднего возраста, во всем ее разнообразии, сформи­ровать интерес к книге и положительное отношение к самостоя­тельному чтению.

Основной формой работы с детской книгой в I—V классах являются уроки внеклассного чтения.

В содержании программы уроков внеклассного чтения на каж­дом этапе обучения выделяются два основных раздела:

1) круг чтения - указание на то, с какими книгами и в каком порядке следует знакомить детей на данном этапе работы;

2) работа с детской книгой — знания, умения и навыки, которые формируются на этом учебном материале.

 

 

ПРОГРАММА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

РАЗВИТИЕ РЕЧИ (130 ч)

Работа над словом.

Накопление словаря, необходимого для полноценного общения на основе расширения ориентировки детей в окружающей их об­становке, ознакомления с природным окружением, с некоторыми пилениями общественной жизни. Называние предметов, действий, которые дети непосредственно воспринимают в окружающей их действительности. Называние деталей, частей предмета. Правиль­ное понимание значений используемых слов. Точное соотношение их с объектами окружающего мира. Различение сходных предме­тов по существенным признакам.

Понимание и употребление в разговорной речи слов со зна­чением:

уменьшительности-ласкательности (существительные с суффик­сами -ик, -ок, -к: столик, грибок, машинка);

пространственного расположения предметов (тут, там, здесь, слева, справа, туда, сюда), а также посредством предлогов в, на, обозначающих местонахождение, направление действия, переме­щения;

признака предмета по цвету, величине, форме, вкусу, состоя­нию (красный, большой, круглый, сладкий, чистый) и признака действия (писать красиво);

временных отношений (сейчас, утром).

Личные и указательные местоимения (я, ты, он, она, оно, этот, тот).

Работа над предложением

Составление простых нераспространенных предложений. Выде­ление в предложении слов, обозначающих предмет и действие, по вопросам (кто? что? что делает? что делал?).

Грамматические признаки числа в именах существительных и в глаголах настоящего и прошедшего времени 1-го и 3-го лица мужского и женского рода, в сочетании существительных с числительными один, одна или местоимениями мой, моя, в глаголах прошедшего времени.

Составление простого распространенного (трехчленного) предложения, где третий член относится к глаголу и обозначает переходность действия на предмет (неодушевленное существительное в винительном падеже женского и мужского рода: ест котлету,, рисует дом).

Пространственные отношения, указывающие направления дви­жения, перемещения предметов, отвечающих на вопрос куда? (существительное в винительном падеже с предлогами в, на, под: положил в парту, на парту, под парту).

Местонахождение предметов, отвечающих на вопрос где? (су­ществительное в предложном падеже с предлогами в, на: лежит & парте, на парте). Усвоение значения предлогов. Умение различать. их и отвечать на вопросы куда? где?

Орудия или средства действия (существительное в творитель­ном падеже мужского и женского рода: рисует карандашом, пилит пилой). Умение отвечать на вопрос делает чем?

Признаки действия (наречие: Вова пишет красиво).

Распространение трехчленного предложения за счет слов, обо­значающих признаки предмета (прилагательное и существитель­ное женского и мужского рода в именительном падеже).

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими вре­менные отношения.

Глаголы настоящего и прошедшего времени 1-го и 3-го лица. Различение и составление предложений с сочетаниями глаголов, выраженных сложным будущим временем.

Правильное соотнесение вопросов что делает? что делал (а)? что будет делать? со временем действия.

Формирование умения устанавливать связь слов в предложе­нии по вопросам.

Связная речь

Понимание простейших обращений, просьб и поручений, адре­сованных одному или всем учащимся, слов или фраз, необходи­мых в учебной и бытовой деятельности, типа: Покажи(те) тетрадь по письму, по математике. Достань (те) букварь, учебник, альбом и т. д.

Различение побудительных и вопросительных обращений ти­па: Возьми карандаш. Взял карандаш?

Самостоятельное обращение к товарищу, учителю, воспитате­лю с простейшей просьбой (Вова, покажи альбом. Принеси книгу).

Ответы на вопросы кто это? что это? что делает? Что делают? что делал? и что делали? что будут де­лать? где? куда?

Составление коротких диалогов по вопросам учителя с исполь­зованием предложений, выражающих: утверждение или отрицание, наличие или отсутствие требуемого предмета, просьбу, умение пли неумение, знание или незнание, возможность или невозмож­ность какого-то действия, сообщение о выполненном или невыпол­ненном действии, задании.

Понимание связности высказывания, состоящего из знакомых слов и оборотов речи, составление краткого связного высказыва­нии (2—3 предложения с помощью вопросов учителя).

Описание хорошо знакомых предметов и демонстрируемых действий помощью вопросов учителя что это? какой (ая) по цвету, форме, величине? что делают с этим предметом?

Установление временной последовательности событий по серии картин (2 — 3 картины) и умение передать их содержание при по­мощи учителя.

Сообщение о погоде, календарных данных, о событиях пред­шествующего дня.

Тематика для развития речи

Наш класс, наша школа (22 ч).

Название и назначение предметов, находящихся в классе. Название личных учебных вещей, Игрушек. Правила поведения во время занятий (правильно сидеть за партой, внимательно слушать объяснения учителя и ответы уча­щихся, не мешать товарищам отвечать на вопросы, ответственно относиться к учебе, поручениям, просьбам).

Имена товарищей по классу, имя, отчество учителя, воспитате­ля. Приветствие старших. Дружеские, приветливые взаимоотноше­ния между детьми.

Знакомство со школой. Расположение классов и других помеще­ний (учительская, спальни, столовая, библиотека и др.).

Режим дня. Элементарные правила личной гигиены: уход за те­лом, волосами, зубами, одеждой, обувью. Название частей тела, предметов ухода за телом.

Режим питания. Столовая. Умение правильно сидеть за столом и пользоваться столовым прибором, экономно относиться к про­дуктам питания, особенно к хлебу. Название чайной и столовой посуды, продуктов питания.

Режим сна. Спальня. Название мебели, спальных принадлеж­ностей, белья и одежды.

Бережное отношение к вещам: к одежде, учебникам, книгам, игрушкам, школьному оборудованию и др.

Осень (16 ч).

Характерные признаки осени: похолодание, из­менение окраски листьев, травы, листопад. Наблюдения за по­годой.

Фрукты, овощи, ягоды, знакомые учащимся.

Домашние животные и их детеныши. Названия 2 — 3 животных и тех действий, которые они совершают. Различение действий.

Участие в работе на пришкольном участке: уборка сухих листь­ев, веток, помощь взрослым в осенних посадках растений, в уборке урожая. Уход за комнатными растениями. Названия 2—3 ра­стений.

Экскурсии на пришкольный участок, огород, в зоопарк.

Наш город (село) (18 ч).

Название города (села), где живут ученики, где находится школа. Знание 2—3 предприятий (завод, фабрика и т. д. — в городе; ферма, оранжерея — в селе) и куль­турно-просветительных учреждений (кинотеатр, библиотека и др.).

Транспорт. Автобус, трамвай, троллейбус, метро. Названия не­которых профессий, связанных с транспортом. Правила поведе­ния детей в транспорте.

Улица. Правила перехода через улицу. Поведение на улице.

Зима (16 ч). Характерные признаки: мороз, снежный покров, замерзание водоемов, внешний вид растений. Наблюдения за пого­дой. Названия предметов зимней одежды, обуви. Зимние развле­чения детей. (Названия некоторых видов спорта.)

Труд людей. Зимние работы.

Праздник елки.

Птицы ближайшего окружения (воробьи, вороны, синицы и др.), их названия, подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.

Наш дом (14 ч). Мое имя, фамилия.

Мои родные (состав семьи). Члены семьи, их имена, занятия. Употребление ласкательных имен членов семьи. Уважение к труду взрослых. Выполнение посильных поручений в семье.

Весна (15 ч). Характерные признаки: потепление, таяние снега, распускание почек и листьев на деревьях, появление зеленой тра­вы, прилет птиц.

Сад и огород. Труд человека в саду и огороде весной. Посадки кустарников, деревьев, вскапывание грядок, клумб. Посильная по­мощь детей. Названия некоторых видов цветов и плодовых деревь­ев, некоторых фруктов и овощей. Посадка лука, бобов, наблюде­ния за ними.

Родная страна (29 ч). Наша Родина — Союз Советских Социа­листических Республик. Москва — главный город нашей страны. Красная площадь. Мавзолей В. И. Ленина. Забота партии и пра­вительства о советском народе, о детях.

Советские праздники и знаменательные даты.

Участие детей в подготовке праздничных утренников.

ПРОИЗНОШЕНИЕ (84 ч)

I. Обследование учащихся.

II. Формирование навыков правильного произношения и разли­чения звуков.

1. Развитие историки артикуляционного аппарата в соответ­ствии с индивидуальными затруднениями учащихся. Для детей выраженным нарушением подвижности речевого аппарата прово­дятся специальные упражнения, развивающие мышцы лица; для детей с врожденными расщелинами губы и нёба — упражнения, направленные на развитие правильного дыхания, подвижности мягкого нёба и т. д.

2. Уточнение произношения звуков. Гласные звуки [а], [у], [и], [о], [э], [ы] и их сочетания. Различение гласных звуков.

Выработка точной координации движений речевого аппарата При образовании согласных звуков [п], [т], [м], |[в], [н], [к], [ф], [х] в зависимости от индивидуальных возможностей учащих­ся. Различение согласных звуков.

3. Выработка движений, необходимых для правильного произношения звуков [J], [с], [с1], [з], [з1], [б], [б'], [т], [т1], [д],[д'], [г],[г'].

4. Коррекция неправильно произносимых звуков в соответ­ствии с индивидуальными затруднениями детей.

5. Преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и предложений (на материале пра­вильно произносимых звуков).

Четкое произнесение слогов и сочетаний: уа, иау, та, ат, таг, втпа; слоговых рядов с ускорением темпа и изменением последо­вательности или структуры слогов: и-а-у..., у-а-и..., та-та-ка..., ка-ка-та..., па-та..., пта и т. д.

Восприятие и воспроизведение слоговых рядов с различным ударением: та-та-та; та-та-та; та-та-та.

Заучивание рифмованных потешек (Бом-бом-бом, вот мой дом). Усвоение слов следующего слогового состава: Тома, мак, панама, каток, ветка, танк; постепенное включение трехсложных слов (валенки, самолет) и со стечением согласных в начале слова

(стакан, плита).

6. Преодоление затруднений в анализе и синтезе звукового состава слов.

7. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся в формировании грамматического строя речи.

Фронтальные занятия (48 ч)

1. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

Развитие историки артикуляционного аппарата. Закрепление правильного произношения и различения звуков:

1) не требующих коррекции: [а], [о], [у], [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х], [э ] – 12 часов;

дифференциация [к] — [х] – 1 час;

2) требующих коррекции: [и], [л1], [м'], [к'], [п'], [в'], [н'], [ф1 ], в сочетаниях типа ми, ме и в конце слога - 8 часов;

Дифференциация [в] — [ф] - 2часа;

[J] - 2 часа;

дифференциация [J] — [л1 ] - 2часа;

[c], [с'] - 2 часа;

дифференциация [с] —[с'] - 2 часа;

дифференциация [ы] —[и] - 1 час;

[з], [з1] - 2 часа;

дифференциация [з] —[з'] - 2 часа,

[с] —[з] - 3 часа;

[с'] —[з'] - 2 часа;

[б], [б1] - 2 часа;

дифференциация [ б] - [б1 ] - 2часа, [п]-[б ] – З часа;

3) различение на слух усвоенных звуков и звукосочетаний от прочих ([у] от [а], [о], [ы], [и], [э]; па от ма, ка, ва; са от за, ща, тя, ша и т. д.). Различение звуков в составе слова;

4) развитие внимания, памяти; запоминание 3—4 инструкций выполнения действия, повторение в заданной последовательности «слоговых рядов (по-по; ка-жа; ус-ас-ос; спа; ста и т. д.), запоми­нание в заданной последовательности 3—4 слов различного и сход­ного ритмического и звукового состава (муха, кот, вата; липа, лента, лимон, малина; венок, каток, моток и т. д.).

II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи. Произнесение слогов открытых: па; обратных и закрытых: ап, пап; со стечением 2 согласных: авт, ф та и сочетания из них: ту-та-ты; ап-та; сто-ста-сты и т. д.

Четкое и слитное произнесение односложных, двухсложных и трехсложных слов различного слогового состава с правильным ударением.

Различение односложных, двухсложных и трехсложных слов по количеству слогов, повторение слоговых рядов с выделением удар­ных слогов.

III. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

Выделение начального, ударного гласного из слов (Оля, ут­ка). Определение последовательности гласного в ряду из 2—3 гласных: [ а], [у]; [а], [и], [у].

Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего со­гласного из слов (кот).

Выделение слогообразующего гласного из слов мох, пух и т. д.

Анализ и синтез прямых слогов са, су. Выделение первого со­гласного и словообразующего гласного из слов сани, совы и т. п.

Звуковой анализ слов суп, нос и т. п. (составление схем).

Членение слов на слоги, составление слоговой схемы однослож­ного, двухсложного и трехсложного слова.

Звуко-слоговой анализ слов сова, косы и т. п. (составление схем).

Усвоение терминов «звук», «слово», «гласный звук», «соглас­ный звук», «мягкий звук», «твердый звук», «слог». Усвоение сло­гообразующей роли гласных.

Примечание. В подготовительный период обучения упраж­нениям, направленным на анализ и синтез звукового состава слова, отводится по 12—15 минут из каждого урока произношения.

Букварный период обучения

Индивидуальные занятия

1. Формирование навыков правильного произношения и разли­чения звуков. Развитие историки артикуляционного аппарата, выработка дви­жений, необходимых для правильного произнесений звуков [л], |ш], [р], [р'], [ж ]. Коррекция звуков [л], [ш], [р], [р'], [ц], [ч], [щ]. Первоначальное закрепление поставленных звуков (в составе слогов, предложений, текстов).

2. Преодоление затруднений, связанных с произнесением слов сложного слогового состава и предложений на следующем мате­риале: слоги и сочетания типа сас, сапа, пла;

с оппозиционными; авуками (шос); всевозможные слоговые ряды с ускорением темпа и изменением последовательности звуков в ряду: со-со-шо-со-шо..., ШО-шо-со-шо-со... ( шта-шта..., тша-тша... и т. п.; воспроизведение слоговых рядов с различным ударением.

Правильное произношение двухсложных и трехсложных слов с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозицион­ных звуков (телефон, спасибо, солнышко) и отдельных четырех­сложных, употребление заученных слов в составе предложений. Текстов.

3. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся, связанных с анализом и синтезом звукового состава речи, чтением, письмом.

4. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся в фор­мировании грамматического строя речи.

Фронтальные занятия (36ч)

I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фо­нематического восприятия.

1) Развитие моторики артикуляционного аппарата.

Закрепление правильного произношения и различения звуков 1], [д], [д'] – 3 часа;

[д] - [д'] – 2 часа;

[т] - [д] – 3 часа;

[г]-[г'] - 2 часа;

[к]-[г] - 3 часа;

[л], [л]-[л'], [ш]- 6 часов;

[с] -[ш] - 3 часа;

[ж], [ш]-[ж], [з]-[ж] - 6часов;

[р], [р'] - 2часа;

[р]-[р'],[л]-[р] - 4часа.

Развитие навыка правильного произношения изученных мягких звуков в сочетании с гласными (ти, те, тю, тя, те) и в конце слова (ать). Выделение мягкого согласного из состава слова.

Развитие фонематического восприятия, умения отличать усвоенные звуки от прочих ([з] от [с], [ж] — [з]; [б] от [п ] и т. д.); и выделение из состава доступных по структуре слов звуки, звонкие, глухие, твердые и мягкие; запоминание инструкций доступной сложности (возьми три кубика, один ни стол, другой — под стол, третий — за шкаф); повторение в данной последовательности слогового ряда, состоящего из трёх - четырех сочетаний (спа-зба-спа, пло-плу-пла-плы).

II, Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова. Усвоение произно<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.221.171 (0.013 с.)