Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фонетика, грамматика, правописание и развитие речи↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Изучение начального курса грамматики имеет задачей закрепление практически усвоенных учащимися грамматических закономерностей на уроках развития речи и первоначальное ознакомление с составом и строем русской речи. Занятия по развитию речи и произношению предшествуют усвоению детьми определенных грамматических формулировок, определений, правил. Лишь, после того как ученики практически усвоят ту или иную речевую форму и те отношения, которые посредством ее выражаются, можно перейти к соответствующим выводам и обобщениям. В начальный курс грамматики и правописания входит материал, необходимый для первоначального понимания состава и строя русской речи, формирования прочных умений и навыков по языку. Основными разделами курса грамматики и правописания для каждого класса являются: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». Звуки и буквы. Важнейшее программное требование по этому разделу не только для I, но и для II, III, IV и V классов заключается в том, чтобы выработать у детей умение различать звуки «а слух и в произношении и обозначать их на письме, считаясь, при этом с условностями русской графики. Основные навыки и умения по этому разделу учащиеся приобретают в подготовительном и I классах на уроках произношения и грамоты. Программные требования предусматривают развитие фонематического восприятия у детей, умения четко и правильно произносить звуки речи, знакомство с фонетическим составом слова, усвоение различия между гласными и согласными, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими, ударными и безударными гласными. При этом отмечается необходимость сравнения и различения звуков, выделенных из слова, по их акустическим и артикуляционным свойствам. В III—V классах умения и навыки по этому разделу получают дальнейшее развитие. Совершенствуется звуко-буквенный анализ, усиливается внимание к развитию фонематического восприятия учащихся. Эта работа должна быть направлена, прежде всего на овладение учащимися приемами безошибочного списывания, письма под диктовку, проверки написанного, повышения уровня грамотности. Важнейшее программное требование по этому разделу не только для I класса, но и для II—V классов заключается в том, что дети должны уметь различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами русской орфографии. Уже в конце подготовительного и начале I класса дети знакомятся с тем характерным фактом правописания в русском языке, что между письмом и произношением часто не бывает соответствия. Они узнают о различии в произношении и написании звуков и букв в словах, учатся различать ударные и безударные гласные и др. Именно на этом этапе учащиеся осознают, что под ударением гласные звуки пишутся так же, как и слышатся, а безударные гласные нуждаются в проверке. В связи с этим особое значение приобретают упражнения по развитию умений соотносить гласные буквы в ударных и безударных слогах форм одного и того же слова, сопоставлять произношение и написание слов в целом (вода — воды,, лес — в лесу). Подобного рода упражнения проводятся в ходе изучения курса русского языка в III—V классах в целях формирования более прочных навыков правописания. Для анализа берутся не только формы одного слова, но и родственные слова типа водяной, вода — водный; лес — лесник. Слово. Программой предусматривается рассмотрение слова его лексическом и грамматическом значениях. Учащиеся должны усвоить, что каждое слово обозначает тот или иной предмет или явление действительности, оно имеет определенное значение, а в связной речи может приобретать все новые и новые значения. Грамматическое значение слова выявляется в процессе изучения состава его и выделения в нем значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также при овладении общим понятием о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе и др.). Переход к изучению темы «Состав слова» дает возможность познакомить учащихся с морфологическим анализом, что очень важно для общего языкового развития и овладения грамотным письмом. Для того чтобы эта тема была достаточно усвоена школьниками, должна быть проведена подготовительная работа на уроках. развития речи, цель которой — уточнить и обогатить словарный запас детей, научить их практически пользоваться различными формами словоизменения (склонением и спряжением) и использовать разные способы словообразования. С целью развития орфографической зоркости у младших школьников, формирования умений и навыков работы со справочным материалом учащиеся (начиная со II класса) обучаются приемам пользования «Орфографическим словарем» П. А. Грушникова. На протяжении всех пяти лет обучения должно придаваться; большое значение словарной (лексической) работе. Эти упражнения носят практический характер, они выполняются в связи с изучением грамматики и правописания. От класса к классу усложняется и языковой материал, даются слова с более сложной морфологической структурой (с приставками, суффиксами), относящиеся к разным частям речи (особенно" глаголы) и включающие 2-3 орфограммы. От умения школьников быстро и правильно производить разбор слов по составу, определять в сопоставляемых словах корень, устанавливать безударные гласные, подбирать проверочные слова, соотносить написание гласной в корнях проверочного и проверяемого слов во многом зависит уровень сформированности навыка, правописания. В процессе работы над составом слова учащиеся усваивают правописание безударных гласных в корне слова. Усвоение правописания безударных гласных является очень сложным и трудным разделом, учащиеся допускают ошибки даже там, где нет сомнений в написании слова, так как неверно ставят ударение и слово произносится неправильно, кроме того, они ограничены в подборе родственных, однокоренных слов. Чтобы избежать этих трудностей, следует проводить большую пропедевтическую словарно-орфографическую работу, начинающуюся еще на первых годах обучения, на уроках произношения, развития речи и грамоты. Изучение грамматической темы «Части речи» связано во всех классах со словарно-логической, словарно-орфографической и лексической работой, что предусмотрено программными требованиями. Предложение. На протяжении всех лет обучения в начальных классах ведется большая работа над предложением. Эта работа является наиболее важным и необходимым разделом, той основной темой, в которой сконцентрированы все возможности дальнейшего развития учащихся. При изучении элементов синтаксиса школьники I—V классов узнают о предложении, его основных видах по значению и интонации, главных и второстепенных членах предложения, связи между словами, однородных членах предложения. На основе знаний у детей формируются орфографические, речевые, пунктуационные навыки и умения в области языкового анализа: фонетического, морфологического, орфографического и синтаксического. Учащиеся должны знать, что предложения выражают определенную мысль. Путем соответствующих практических упражнений они должны научиться выделять предложения из речи, печатного текста, уметь выделять в предложении слова по вопросам о ком? о чем говорится? что говорится?, уметь распространять предложения по вопросам что? у кого? кому? чем? с чем? о ком? о чем? какой? какие? как?, уметь закончить предложение и т. д. Необходимо много времени и внимания уделять упражнениям по установлению связи слов в предложении, используя различные виды наглядных схем. Это помогает учащимся осмыслить, каким членом предложения является то или иное слово и к какому слову оно относится. При выполнении письменных упражнений дети должны пользоваться словарем, особенно при выполнении творческих заданий. Исключение составляет контрольный диктант. В процессе усвоения элементов грамматики и правописания детей развивается умение анализировать языковой материал, сопоставлять, группировать языковые явления, находить главное; на этих уроках осуществляется также умственное и речевое развитие школьников. Связная речь'1. 1 Основная работа по формированию связной речи проводится на специальных уроках развития речи в соответствии с программой по данному предмету. Одно из главных направлений работы в начальных классах — развитие речи учащихся. При обучении связной речи у младших школьников обогащается содержательная сторона высказывания и формируется умение в построении связного текста. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. Работа по развитию речи детей начинается с первых уроков произношения, обучения грамоте и проводится систематически на уроках чтения, грамматики и правописания. На всех ступенях начального изучения русского языка большое внимание уделяется звуку, его правильному произношению, графическому образу и зрительному восприятию написанного слова и его частей, интонации, паузам и т. д. Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, синтаксические и композиционные (анализ и составление рассказов простейшего типа) упражнения. Вводится понятие текста. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умственного и речевого развития. При обучении связной речи у младших школьников формируются умения в построении связного текста. Упражнения в связной речи проводятся на уроках чтения и частично на уроках грамматики и правописания, т. е. в процессе изучения всего программного материала. Обучение письму (чистописание). Задачей обучения письму является развитие мелкой мускулатуры рук, пространственных представлений и глазомера учащихся, совершенствование графических навыков (отработка начертаний букв, четкого, плавного письма слов, предложений, текстов). В результате обучения письму ученик должен «перевести» звук в букву (фонетико-графическое написание), правильно и четко написать букву, слово, предложение, списать их с книги и с доски, написать под диктовку, проверить написанное и исправить ошибки. На совершенствование каллиграфии правильного письма целесообразно отводить: в подготовительном классе во II четверти 30 мин урока один раз в неделю, во II полугодии — 20 мин урока один раз в неделю; в I классе —15 мин урока два раза в неделю; во II—V классах — по 8—10 мин на каждом уроке грамматики и правописания. Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса. В подготовительном — II классах — это упражнения для развития руки, пространственных представлений, глазомера, письмо букв, усложнение их начертаний по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании, в письме под диктовку. В III—V классах содержание графических упражнений составляет письмо трудных для учащихся букв и их соединений, списывание с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку, письмо под счет. Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитывает у них аккуратность трудолюбие. Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка. Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словесные и др.) и обучающие изложения и сочинения. Примерное количество слов для словарных диктантов: подготовительный класс (IV четверть)—3; I класс — 5; II класс — 8; III класс—10; IV класс—12; V класс—15. Количество слов в контрольных диктантах: подготовительный класс—15—20 слов или слогов; I класс — 20—30; II класс — 35—40; III класс — 45—55; IV класс — 60—70; V класс — 70—80. На каждом уроке необходимо учить младших школьников работать с учебником, ориентироваться в нем (быстро найти изучаемую тему, нужное правило, упражнение, последовательно выполнять все задания к упражнению). Учащихся нужно научить понимать назначение выполняемых упражнений. Чтение и развитие речи Раздел программы «Чтение и развитие речи» является органическим продолжением раздела «Обучение грамоте» и строится с учетом тех знаний, умений и навыков в области родного языка, которые получили учащиеся при работе с первой учебной книгой— «Букварем». В процессе обучения чтению ребенок должен научиться правильно и осознанно читать и на этой основе сформировать умение работать с текстом произведения и самостоятельно читать книги. Содержание программы по чтению (классному и внеклассному) служит целям коммунистического воспитания и общего развития школьников. Важнейшими задачами обучения чтению являются: 1. Совершенствование первоначального навыка чтения, его правильности, беглости, осознанности и выразительности. 2. Формирование полноценного восприятия детьми художественного произведения, развитие у них нравственно-эстетических чувств и художественного вкуса. 3. Овладение умением работать с текстом. 4. Активное приобщение учащихся к чтению книг и на этой основе обогащение их знаниями об окружающем мире. Программа по чтению для каждого класса включает следующие разделы: «Тематика чтения и произведения для заучивания наизусть», «Навыки чтения, работа над текстом и связной устной: речью», «Внеклассное чтение». Тематика чтения. Материал для чтения охватывает важные в образовательно-воспитательном отношении стороны окружающей действительности и вводит его в тематику, типичную для художественной и научно-популярной литературы, обеспечивает необходимую подготовку для изучения систематических курсов литературы и истории в средней школе. Направленность методического аппарата книг для чтения на изучение произведений не только познавательного, но и нравственно-эстетического содержания способствует литературному развитию учащихся. На уроках чтения дети узнают о жизни и борьбе трудящихся до Великого Октября, о создателе первого в мире социалистического государства В. И. Ленине, о героизме советского народа в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Изучение центральных тем программы, посвященных нашей Родине, жизни и деятельности В. И. Ленина, труду советских людей, имеет особое значение в осуществлении идейно-политического, трудового и нравственного воспитания школьников. Для повышения воспитательной направленности уроков чтения в программу III—V классов включаются произведения о символах Советского государства — Гербе, Флаге, Гимне СССР, о Конституции СССР. Большое значение в трудовом и нравственном воспитании школьников, в их эстетическом и речевом развитии имеют специально выделенные в программе темы нравственно-трудового характера («Великая радость — работа», «Славим Родину делами» и т. д.). В центре внимания учителя и ученика на уроках чтения должно быть изучаемое художественное произведение, его содержание, идейная направленность и изобразительные средства языка. Большая часть времени (30—35 мин) на уроках чтения в III— V классах отводится чтению и работе над текстом. Беседы и рассказы, предшествующие чтению, должны быть тесно связаны с содержанием читаемых текстов, возбуждать интерес к теме, эмоционально настраивать и помогать правильному восприятию детьми произведения. Навыки чтения. В процессе проведения занятий по чтению у школьников должны сформироваться: навык чтения — важнейший вид речевой деятельности, основные умения и навыки работы с текстом и книгой, кроме того, должна получить дальнейшее развитие связная речь учащихся, повыситься культура их речевого общения. В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным и плавным слоговым чтением текстов, пересказом небольших текстов с опорой на картинку или серию картинок. Всю программную работу с текстом учащиеся выполняют вместе с учителем. Во II и III классах дети переходят к самостоятельному чтению про себя отдельных отрывков, коротких рассказов, под руководством учителя находят в тексте главную мысль произведения, слова и выражения, которые характеризуют действующих лиц, обучаются словесному рисованию, умений отвечать на вопросы, передавать содержание сказки или иллюстрации к ней. В IV классе завершается формирование навыка чтения целыми словами, больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся по осмыслению текста: установлению последовательности действий в рассказе, выявлению причинно-следственных связей и др. В V классе все ученики должны читать текст правильно, осознанно, целыми словами. Они должны самостоятельно пересказывать текст, составлять простейший план, выделять основную мысль прочитанного, полно, кратко и выборочно пересказывать прочитанное. С самого начала обучения чтению следует уделять внимание сознательному чтению, что предполагает полное понимание смысла прочитанного. В связи с этим программой предусматривается, помимо формирования навыков чтения, систематическая работа над текстом, которая тесно увязывается с организацией словарной работы на уроках чтения. Словарная работа включает в себя работу над правильным произношением слова, пониманием его лексического и грамматического значения и употреблением слова в связной речи. Словарная работа должна быть направлена на активизацию имеющегося у ребенка словаря, его обогащение и уточнение. Обогащается как пассивный, так и активный словарь. Активизировать словарь — это значит научить школьника не только понимать прочитанное, но и сознательно и правильно пользоваться словом в связной речи. При отборе слов следует учитывать, какие слова поясняются лишь бегло, чтобы облегчить понимание текста, а какие отрабатываются основательно, чтобы они вошли в активный словарь учащихся. Объяснение слов дается либо непосредственно перед чтением рассказа, либо во вступительной беседе, а закрепление их в речи детей предусматривается в процессе анализа содержания прочитанного и в последующей беседе при проверке усвоения содержания. В процессе чтения ученик должен осознать не только лексическое значение слова, но и его грамматическую форму. Слова даются в контексте. Внеклассное чтение. Оно рассматривается как обязательная часть подготовки младших школьников в области русского языка, как важное средство развития и воспитания учащихся в процессе обучения. Цель внеклассного чтения — познакомить учащихся с детской-литературой, входящей в круг чтения современного школьника младшего и среднего возраста, во всем ее разнообразии, сформировать интерес к книге и положительное отношение к самостоятельному чтению. Основной формой работы с детской книгой в I—V классах являются уроки внеклассного чтения. В содержании программы уроков внеклассного чтения на каждом этапе обучения выделяются два основных раздела: 1) круг чтения - указание на то, с какими книгами и в каком порядке следует знакомить детей на данном этапе работы; 2) работа с детской книгой — знания, умения и навыки, которые формируются на этом учебном материале.
ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС РАЗВИТИЕ РЕЧИ (130 ч) Работа над словом. Накопление словаря, необходимого для полноценного общения на основе расширения ориентировки детей в окружающей их обстановке, ознакомления с природным окружением, с некоторыми пилениями общественной жизни. Называние предметов, действий, которые дети непосредственно воспринимают в окружающей их действительности. Называние деталей, частей предмета. Правильное понимание значений используемых слов. Точное соотношение их с объектами окружающего мира. Различение сходных предметов по существенным признакам. Понимание и употребление в разговорной речи слов со значением: уменьшительности-ласкательности (существительные с суффиксами -ик, -ок, -к: столик, грибок, машинка); пространственного расположения предметов (тут, там, здесь, слева, справа, туда, сюда), а также посредством предлогов в, на, обозначающих местонахождение, направление действия, перемещения; признака предмета по цвету, величине, форме, вкусу, состоянию (красный, большой, круглый, сладкий, чистый) и признака действия (писать красиво); временных отношений (сейчас, утром). Личные и указательные местоимения (я, ты, он, она, оно, этот, тот). Работа над предложением Составление простых нераспространенных предложений. Выделение в предложении слов, обозначающих предмет и действие, по вопросам (кто? что? что делает? что делал?). Грамматические признаки числа в именах существительных и в глаголах настоящего и прошедшего времени 1-го и 3-го лица мужского и женского рода, в сочетании существительных с числительными один, одна или местоимениями мой, моя, в глаголах прошедшего времени. Составление простого распространенного (трехчленного) предложения, где третий член относится к глаголу и обозначает переходность действия на предмет (неодушевленное существительное в винительном падеже женского и мужского рода: ест котлету,, рисует дом). Пространственные отношения, указывающие направления движения, перемещения предметов, отвечающих на вопрос куда? (существительное в винительном падеже с предлогами в, на, под: положил в парту, на парту, под парту). Местонахождение предметов, отвечающих на вопрос где? (существительное в предложном падеже с предлогами в, на: лежит & парте, на парте). Усвоение значения предлогов. Умение различать. их и отвечать на вопросы куда? где? Орудия или средства действия (существительное в творительном падеже мужского и женского рода: рисует карандашом, пилит пилой). Умение отвечать на вопрос делает чем? Признаки действия (наречие: Вова пишет красиво). Распространение трехчленного предложения за счет слов, обозначающих признаки предмета (прилагательное и существительное женского и мужского рода в именительном падеже). Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения. Глаголы настоящего и прошедшего времени 1-го и 3-го лица. Различение и составление предложений с сочетаниями глаголов, выраженных сложным будущим временем. Правильное соотнесение вопросов что делает? что делал (а)? что будет делать? со временем действия. Формирование умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам. Связная речь Понимание простейших обращений, просьб и поручений, адресованных одному или всем учащимся, слов или фраз, необходимых в учебной и бытовой деятельности, типа: Покажи(те) тетрадь по письму, по математике. Достань (те) букварь, учебник, альбом и т. д. Различение побудительных и вопросительных обращений типа: Возьми карандаш. Взял карандаш? Самостоятельное обращение к товарищу, учителю, воспитателю с простейшей просьбой (Вова, покажи альбом. Принеси книгу). Ответы на вопросы кто это? что это? что делает? Что делают? что делал? и что делали? что будут делать? где? куда? Составление коротких диалогов по вопросам учителя с использованием предложений, выражающих: утверждение или отрицание, наличие или отсутствие требуемого предмета, просьбу, умение пли неумение, знание или незнание, возможность или невозможность какого-то действия, сообщение о выполненном или невыполненном действии, задании. Понимание связности высказывания, состоящего из знакомых слов и оборотов речи, составление краткого связного высказывании (2—3 предложения с помощью вопросов учителя). Описание хорошо знакомых предметов и демонстрируемых действий помощью вопросов учителя что это? какой (ая) по цвету, форме, величине? что делают с этим предметом? Установление временной последовательности событий по серии картин (2 — 3 картины) и умение передать их содержание при помощи учителя. Сообщение о погоде, календарных данных, о событиях предшествующего дня. Тематика для развития речи Наш класс, наша школа (22 ч). Название и назначение предметов, находящихся в классе. Название личных учебных вещей, Игрушек. Правила поведения во время занятий (правильно сидеть за партой, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не мешать товарищам отвечать на вопросы, ответственно относиться к учебе, поручениям, просьбам). Имена товарищей по классу, имя, отчество учителя, воспитателя. Приветствие старших. Дружеские, приветливые взаимоотношения между детьми. Знакомство со школой. Расположение классов и других помещений (учительская, спальни, столовая, библиотека и др.). Режим дня. Элементарные правила личной гигиены: уход за телом, волосами, зубами, одеждой, обувью. Название частей тела, предметов ухода за телом. Режим питания. Столовая. Умение правильно сидеть за столом и пользоваться столовым прибором, экономно относиться к продуктам питания, особенно к хлебу. Название чайной и столовой посуды, продуктов питания. Режим сна. Спальня. Название мебели, спальных принадлежностей, белья и одежды. Бережное отношение к вещам: к одежде, учебникам, книгам, игрушкам, школьному оборудованию и др. Осень (16 ч). Характерные признаки осени: похолодание, изменение окраски листьев, травы, листопад. Наблюдения за погодой. Фрукты, овощи, ягоды, знакомые учащимся. Домашние животные и их детеныши. Названия 2 — 3 животных и тех действий, которые они совершают. Различение действий. Участие в работе на пришкольном участке: уборка сухих листьев, веток, помощь взрослым в осенних посадках растений, в уборке урожая. Уход за комнатными растениями. Названия 2—3 растений. Экскурсии на пришкольный участок, огород, в зоопарк. Наш город (село) (18 ч). Название города (села), где живут ученики, где находится школа. Знание 2—3 предприятий (завод, фабрика и т. д. — в городе; ферма, оранжерея — в селе) и культурно-просветительных учреждений (кинотеатр, библиотека и др.). Транспорт. Автобус, трамвай, троллейбус, метро. Названия некоторых профессий, связанных с транспортом. Правила поведения детей в транспорте. Улица. Правила перехода через улицу. Поведение на улице. Зима (16 ч). Характерные признаки: мороз, снежный покров, замерзание водоемов, внешний вид растений. Наблюдения за погодой. Названия предметов зимней одежды, обуви. Зимние развлечения детей. (Названия некоторых видов спорта.) Труд людей. Зимние работы. Праздник елки. Птицы ближайшего окружения (воробьи, вороны, синицы и др.), их названия, подкормка птиц зимой, изготовление кормушек. Наш дом (14 ч). Мое имя, фамилия. Мои родные (состав семьи). Члены семьи, их имена, занятия. Употребление ласкательных имен членов семьи. Уважение к труду взрослых. Выполнение посильных поручений в семье. Весна (15 ч). Характерные признаки: потепление, таяние снега, распускание почек и листьев на деревьях, появление зеленой травы, прилет птиц. Сад и огород. Труд человека в саду и огороде весной. Посадки кустарников, деревьев, вскапывание грядок, клумб. Посильная помощь детей. Названия некоторых видов цветов и плодовых деревьев, некоторых фруктов и овощей. Посадка лука, бобов, наблюдения за ними. Родная страна (29 ч). Наша Родина — Союз Советских Социалистических Республик. Москва — главный город нашей страны. Красная площадь. Мавзолей В. И. Ленина. Забота партии и правительства о советском народе, о детях. Советские праздники и знаменательные даты. Участие детей в подготовке праздничных утренников. ПРОИЗНОШЕНИЕ (84 ч) I. Обследование учащихся. II. Формирование навыков правильного произношения и различения звуков. 1. Развитие историки артикуляционного аппарата в соответствии с индивидуальными затруднениями учащихся. Для детей выраженным нарушением подвижности речевого аппарата проводятся специальные упражнения, развивающие мышцы лица; для детей с врожденными расщелинами губы и нёба — упражнения, направленные на развитие правильного дыхания, подвижности мягкого нёба и т. д. 2. Уточнение произношения звуков. Гласные звуки [а], [у], [и], [о], [э], [ы] и их сочетания. Различение гласных звуков. Выработка точной координации движений речевого аппарата При образовании согласных звуков [п], [т], [м], |[в], [н], [к], [ф], [х] в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся. Различение согласных звуков. 3. Выработка движений, необходимых для правильного произношения звуков [J], [с], [с1], [з], [з1], [б], [б'], [т], [т1], [д],[д'], [г],[г']. 4. Коррекция неправильно произносимых звуков в соответствии с индивидуальными затруднениями детей. 5. Преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и предложений (на материале правильно произносимых звуков). Четкое произнесение слогов и сочетаний: уа, иау, та, ат, таг, втпа; слоговых рядов с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов: и-а-у..., у-а-и..., та-та-ка..., ка-ка-та..., па-та..., пта и т. д. Восприятие и воспроизведение слоговых рядов с различным ударением: та-та-та; та-та-та; та-та-та. Заучивание рифмованных потешек (Бом-бом-бом, вот мой дом). Усвоение слов следующего слогового состава: Тома, мак, панама, каток, ветка, танк; постепенное включение трехсложных слов (валенки, самолет) и со стечением согласных в начале слова (стакан, плита). 6. Преодоление затруднений в анализе и синтезе звукового состава слов. 7. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся в формировании грамматического строя речи. Фронтальные занятия (48 ч) 1. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия. Развитие историки артикуляционного аппарата. Закрепление правильного произношения и различения звуков: 1) не требующих коррекции: [а], [о], [у], [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х], [э ] – 12 часов; дифференциация [к] — [х] – 1 час; 2) требующих коррекции: [и], [л1], [м'], [к'], [п'], [в'], [н'], [ф1 ], в сочетаниях типа ми, ме и в конце слога - 8 часов; Дифференциация [в] — [ф] - 2часа; [J] - 2 часа; дифференциация [J] — [л1 ] - 2часа; [c], [с'] - 2 часа; дифференциация [с] —[с'] - 2 часа; дифференциация [ы] —[и] - 1 час; [з], [з1] - 2 часа; дифференциация [з] —[з'] - 2 часа, [с] —[з] - 3 часа; [с'] —[з'] - 2 часа; [б], [б1] - 2 часа; дифференциация [ б] - [б1 ] - 2часа, [п]-[б ] – З часа; 3) различение на слух усвоенных звуков и звукосочетаний от прочих ([у] от [а], [о], [ы], [и], [э]; па от ма, ка, ва; са от за, ща, тя, ша и т. д.). Различение звуков в составе слова; 4) развитие внимания, памяти; запоминание 3—4 инструкций выполнения действия, повторение в заданной последовательности «слоговых рядов (по-по; ка-жа; ус-ас-ос; спа; ста и т. д.), запоминание в заданной последовательности 3—4 слов различного и сходного ритмического и звукового состава (муха, кот, вата; липа, лента, лимон, малина; венок, каток, моток и т. д.). II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи. Произнесение слогов открытых: па; обратных и закрытых: ап, пап; со стечением 2 согласных: авт, ф та и сочетания из них: ту-та-ты; ап-та; сто-ста-сты и т. д. Четкое и слитное произнесение односложных, двухсложных и трехсложных слов различного слогового состава с правильным ударением. Различение односложных, двухсложных и трехсложных слов по количеству слогов, повторение слоговых рядов с выделением ударных слогов. III. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова. Выделение начального, ударного гласного из слов (Оля, утка). Определение последовательности гласного в ряду из 2—3 гласных: [ а], [у]; [а], [и], [у]. Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего согласного из слов (кот). Выделение слогообразующего гласного из слов мох, пух и т. д. Анализ и синтез прямых слогов са, су. Выделение первого согласного и словообразующего гласного из слов сани, совы и т. п. Звуковой анализ слов суп, нос и т. п. (составление схем). Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложного, двухсложного и трехсложного слова. Звуко-слоговой анализ слов сова, косы и т. п. (составление схем). Усвоение терминов «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «мягкий звук», «твердый звук», «слог». Усвоение слогообразующей роли гласных. Примечание. В подготовительный период обучения упражнениям, направленным на анализ и синтез звукового состава слова, отводится по 12—15 минут из каждого урока произношения. Букварный период обучения Индивидуальные занятия 1. Формирование навыков правильного произношения и различения звуков. Развитие историки артикуляционного аппарата, выработка движений, необходимых для правильного произнесений звуков [л], |ш], [р], [р'], [ж ]. Коррекция звуков [л], [ш], [р], [р'], [ц], [ч], [щ]. Первоначальное закрепление поставленных звуков (в составе слогов, предложений, текстов). 2. Преодоление затруднений, связанных с произнесением слов сложного слогового состава и предложений на следующем материале: слоги и сочетания типа сас, сапа, пла; с оппозиционными; авуками (шос); всевозможные слоговые ряды с ускорением темпа и изменением последовательности звуков в ряду: со-со-шо-со-шо..., ШО-шо-со-шо-со... ( шта-шта..., тша-тша... и т. п.; воспроизведение слоговых рядов с различным ударением. Правильное произношение двухсложных и трехсложных слов с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков (телефон, спасибо, солнышко) и отдельных четырехсложных, употребление заученных слов в составе предложений. Текстов. 3. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся, связанных с анализом и синтезом звукового состава речи, чтением, письмом. 4. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся в формировании грамматического строя речи. Фронтальные занятия (36ч) I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия. 1) Развитие моторики артикуляционного аппарата. Закрепление правильного произношения и различения звуков [т1], [д], [д'] – 3 часа; [д] - [д'] – 2 часа; [т] - [д] – 3 часа; [г]-[г'] - 2 часа; [к]-[г] - 3 часа; [л], [л]-[л'], [ш]- 6 часов; [с] -[ш] - 3 часа; [ж], [ш]-[ж], [з]-[ж] - 6часов; [р], [р'] - 2часа; [р]-[р'],[л]-[р] - 4часа. Развитие навыка правильного произношения изученных мягких звуков в сочетании с гласными (ти, те, тю, тя, те) и в конце слова (ать). Выделение мягкого согласного из состава слова. Развитие фонематического восприятия, умения отличать усвоенные звуки от прочих ([з] от [с], [ж] — [з]; [б] от [п ] и т. д.); и выделение из состава доступных по структуре слов звуки, звонкие, глухие, твердые и мягкие; запоминание инструкций доступной сложности (возьми три кубика, один ни стол, другой — под стол, третий — за шкаф); повторение в данной последовательности слогового ряда, состоящего из трёх - четырех сочетаний (спа-зба-спа, пло-плу-пла-плы). II, Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова. Усвоение произно<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.52 (0.014 с.) |