Развитие навыков восприятия на слух. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие навыков восприятия на слух.



Если вы уже наработали языковую базу, то для дальнейшего развития навыков восприятия на слух удобнее всего использовать аудиозаписи с прилагаемыми к ним печатными текстами. На сегодняшний день в интернете очень много таких материалов. Отрабатывайте каждую такую запись до состояния ее понимания без подглядывания в текст. Когда вы научитесь ухватывать смысл аудиозаписи сразу без помощи печатного текста, можете продолжать упражняться с любыми аудиоматериалами, какие сможете найти – телевизионные передачи, фильмы, радиопередачи и т.п. Старайтесь находить материалы на разные темы, т.к. в них используется разная лексика и стилистика.

Изучение грамматики и развитие навыков правописания.

Для более быстрого изучения грамматических правил лучше всего воспользоваться приемами мнемотехники, т.е. перекодировать правила в яркие образы, связанные в запоминающиеся сценки, или придумывать легко запоминающиеся выражения, как, например, "жи ши пиши с буквой и" и "уж замуж невтерпеж". Чем больше вы будете практиковать иностранный язык, тем меньше будет необходимость вспоминать правила грамматики. Вообще, для свободного владения языком вы должны наработать языковую интуицию, которая подразумевает правильное употребление языка без применения каких-либо правил. Этого можно добиться только практикой. Обратите внимание, что даже если вы не будете изучать грамматику языка, языковая интуиция все равно будет нарабатываться.

В правописании иностранных языков, как и в русском языке, многие слова пишутся не так, как слышатся. Тут опять нужна практика. Для более быстрого запоминания правописания некоторых особенно сложных слов просто проговаривайте их так, как они пишутся. В результате вы будете помнить два произношения: разговорное и письменное. Кстати, у человеческой руки очень сильная моторная память. Это часто используется как дополнительное средство при запоминании слов и выражений. Если вы будете при наработке новых текстов параллельно прописывать по несколько раз новые слова и фразы, вы от этого только выиграете - запоминание будет происходить более надежно, и при этом вы будете нарабатывать навыки правописания. Вообще, при запоминании чего-либо рекомендуют задействовать все имеющиеся информационные каналы, чтобы создавать более полноценные и сильные образы.

"Крючки" – основной инструмент быстрого овладения иностранным языком.

Крючки – это ассоциации, связывающие значение нового слова с его звучанием. Они помогают вашей памяти при необходимости самостоятельно восстанавливать слово и его значение, что очень сильно способствует его быстрому "освоению".

Ставятся крючки следующим образом. Допустим, вы прослушиваете фразу, и вам попадается новое слово. Вы смотрите его значение и формируете в воображении образ этого значения.

Далее вы подбираете русское или уже известное вам иностранное слово, которое чем-то похоже по звучанию. Звучания не должны совпадать на 100%. Достаточно, чтобы известное слово просто напоминало вам по звучанию новое слово так же, как лицо одного человека чем-то напоминает вам лицо другого человека. Желательно, чтобы это было слово, которое пришло вам на ум первым, т.к. оно первым придет вам на ум и при воспоминании.

Теперь, образ значения нового слова необходимо связать с образом слова, похожего на него по звучанию, каким-либо динамичным взаимодействием. В воображении должна получиться сценка, в которой происходит какое-то действие между образами значения и схожего звучания. Очень важно, чтобы это не была статическая картинка, чтобы обязательно было какое-то движение, жизнь, иначе для вашей памяти этот образ-сценка будет все равно, что разведчик в камуфляже, притаившийся в густых зарослях, она его потом просто не найдет.

В дальнейшем, при повторной встрече с упомянутым новым словом, вам необходимо стараться восстанавливать его звучание и значение, опираясь на установленный "крючок". При этом сознание будет выдергивать из памяти с помощью "крючка" тот механический отпечаток нового слова, который формируется вашей психикой независимо от вашего сознания, и который является вашим внутренним источником знания этого слова. Чем чаще вам будет удаваться докопаться с помощью "крючка" до этого механического отпечатка, тем он будет становиться сильнее и доступнее, и может стать настолько очевидным, что "крючок" больше не понадобиться. Это и будет являться состоянием полного "освоения" данного слова. Оно станет для вас родным.

Техника "крючков" происходит из приемов мнемоники. Сейчас можно встретить книжки с мнемоническими связками, подобранными под иностранные слова. Но обратите внимание на то, что мнемоническая связка не является знанием слова, это лишь его запись через другие средства, позволяющая восстанавливать значение и звучание. Такое запоминание подразумевает последующую необходимость расшифровки смысла и звучания до тех пор, пока слово все-таки не "освоится" вами, благодаря частому повторению в разных контекстах. При этом вырабатывается совершенно иное, «родное» восприятие этого слова, а мнемосвязка становится ненужной, и сама собой отпадает.

Минусом таких книг с готовыми связками является то, что мнемосвязки собственного сочинения запоминаются гораздо легче, чем чужие, и потом, в подборке мнемосвязки, соответствующей звучанию слова почти на 100%, нет особого смысла, т.к. это временная конструкция, и ее смысл лишь в том, чтобы вытягивать из памяти естественно сложившееся восприятие нового слова, а для этого достаточно легкой зацепки, на создание которой уходит гораздо меньше усилий, и она не так сильно оттягивает внимание от естественно сложившегося восприятия. 100% мнемоническое кодирование оправдано лишь в тех случаях, когда вам необходимо быстрое поверхностное запоминание каких-то слов и выражений для того, чтобы произнести их через какое-то время. При этом вы мало чем будете отличаться от попугая или магнитофона, но сможете воспроизводить запись в произвольном порядке.

Пример установки «крючка» при запоминании нового слова.

Допустим, я изучаю французский язык, и мне встречается новое слово «abimee» в фразе «Ma valise est abimee».

В словаре я нахожу значение слова «abimee», являющегося формой глагола «abimer»: портить, разрушать, выводить из строя, избить, намять бока, изувечить, низвергнуть в пропасть, разорять, губить, ругать, поносить.

Вся фраза имеет значение «Мой чемодан поврежден».

Первое, что мне пришло в голову, когда я услышал слово «abimee», было русское выражение «обними меня». У вас могла возникнуть другая ассоциация. Именно ее вы и должны брать за отправную точку, так как именно эта ассоциация с высокой степенью вероятности появится у вас в следующий раз, когда вы вновь встретитесь с этим словом. Это увеличивает ваши шансы найти при следующей встрече со словом «abimee» установленный вами в своем воображении «крючок», с помощью которого вы сможете «вытянуть» наружу значение этого слова. Я не знаю, какая ассоциация возникла у вас, поэтому продолжу развитие своей.

Когда я представил себе фразу «обними меня», я увидел себя или кого-то с распростертыми объятиями по направлению к другому человеку, который подходит, и начинает обнимать.

Далее я начинаю подмешивать в эту ситуацию значение нового слова. Этот другой человек обнимает меня так сильно, что я начинаю разрушаться. Он мнет мне бока, ругает, поносит, я пытаюсь что-то сказать, но получается лишь то, что я ему уже сказал, но в искаженной форме, так как он меня сильно сжимает. У меня получается произнести только «абиме», что соответствует звучанию нового слова. Оно начинается с «а», так как мне больно, и я кричу. Половина букв в фразе «обними меня» выпало.

Возможно, в какой-то момент я превращаюсь в чемодан, который этот человек продолжает портить и выводить из строя. Это связывает новое слово с фразой, в которой я его встретил. Он избивает этот чемодан, пытаясь изувечить, чтобы раскрыть его и разорить. Когда он погубил этот чемодан окончательно, он низверг его в пропасть, так как он ни на что уже не годный.

Я смотрю на растерзанный чемодан на дне пропасти и произношу: «Ma valise est abimee».

История немного странная, но это делает ее более запоминающейся.

Вся история пронизана действием: человек меня сжимает, разрушает, я превращаюсь в чемодан, он разоряет этот чемодан и низвергает в пропасть. Это очень важно, т.к. вспомнить сценку с происходящими в ней событиями легче. Вспомнить статическую сценку так же тяжело, как и удержаться на неподвижном велосипеде.

Когда я встречусь со словом «abimee» вновь, у меня появится ассоциация «обними меня», и так как я сочинял эту историю из того, что мне первым приходило в голову, эта же ситуация развернется в моем воображении вновь, как струйка воды, текущая по оставленному ранее следу. Я вспомню значение этого слова и постараюсь вспомнить его произношение. Если что-то не получится, я постараюсь восстановить первичные образы и ощущения, усиливая след, по которому потечет струйка припоминания в следующий раз, и так до тех пор, пока слово не станет для меня «родным», и его значение и произношение не будут вспоминаться мгновенно и непринужденно без использования каких-либо крючков и сценок.

Не следует заниматься повторением слова до изнеможения, это ничего не даст. Между повторениями должны быть нарастающие промежутки времени, т.е. первое повторение после первичного запоминания можно сделать через несколько минут, затем через пару часов, пару дней, пару недель и пару месяцев.

Процесс запоминания очень тонок. Создав образ, обращайтесь с ним очень аккуратно и деликатно, стараясь не разрушить его. При вспоминании постарайтесь восстановить созданный образ, а не создать новый, т.к. восстановленный образ гораздо сильнее и долговечнее вновь создаваемого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.009 с.)