Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Время и его измерение (12 ч)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Единицы времени: год, месяц, сутки, час, минута. Определение времени по часам. Тысяча (24 ч) Знакомство с сотней как новой счетной единицей. Устная и письменная нумерация чисел до 1 000. Поместное значение цифр в записи трехзначного числа. Представление трехзначного числа в виде суммы сотен, десятков и единиц. Единицы измерения длины: километр, метр (их обозначение). Соотношение между ними. Единицы измерения массы: килограмм, грамм (их обозначение). Соотношение между ними. Повторение (12 ч) Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: - называть и записывать числа до 100; - выполнять устно и письменно сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 100; - применять правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них); - решать задачи в 1—2 действия (по действиям и путем составления выражения) на сложение и вычитание, умножение и деление; - находить длину отрезка с помощью линейки, чертить отрезок заданной длины; - читать и записывать простейшие выражения (сумма, разность, произведение, частное). - Учащиеся должны знать: таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. IV КЛАСС (204 ч) Тысяча (продолжение темы) (90 ч) Устная и письменная нумерация чисел до 1 000 (обобщение и систематизация знаний). Письменное сложение и вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1 000. Название компонентов действий сложения, вычитания, умножения и деления. Устное сложение и вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1 000 (случаи, сводимые к действиям в пределах 100). Приемы проверки устных и письменных вычислений. Решение простых и составных задач на сложение и вычитание, умножение и деление. Числа от 1 до 1 000 000 Величины (42 ч) Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Единицы измерения длины (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр), соотношения между ними. Единицы измерения массы (тонна, центнер, килограмм, грамм)> соотношения между ними. Единицы измерения времени (век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда), соотношения между ними. Определение времени по часам с точностью до 1 минуты. Решение простых задач на вычисление времени. Обозначение буквами точек, отрезков, углов. Нахождение суммы длин сторон прямоугольника (квадрата). Сложение и вычитание (54 ч) Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 устно (случаи, сводимые к действиям в пределах 100) и письменно (в остальных случаях). Способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида х + 312=654, 421 + х=546, 792 — х = 217, х — 125 = 500 и ихиспользование при решении задач; сложение и вычитание с нулем. Числовые выражения, содержащие сложение и вычитание в 2—3 действия (со скобками и без них), вычисление их значения. Решение простых и составных задач в 2—3 действия. Повторение (18 ч) Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: - правильно выполнять устно четыре арифметических, действия в пределах 1 000 (случаи, сводимые к действиям в пределах 100), выполнять проверку вычислений; выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, производить проверку правильности письменных вычислений; - называть компоненты арифметических действий; - читать и записывать выражения (сумма, разность, произведение, частное); - чертить отрезки, многоугольники по заданным размерам с помощью линейки; - решать текстовые задачи, содержащие отношения «меньше на» и «больше на», «меньше в» и «больше в». Учащиеся должны знать:. - таблицу сложения и умножения однозначных чисел (на уровне автоматизированного навыка); - последовательность чисел от 0 до 1 000 (как называть, читать и записывать эти числа). - единицы длины и массы, их обозначения; - единицы времени, их обозначения. V КЛАСС (238 ч) Числа от 1 до 1000000 (продолжение темы) Сложение и вычитание (28 ч) Сложение и вычитание в пределах 1 000000 (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; перестановка и группировка слагаемых при сложении нескольких чисел; взаимосвязь между суммой и слагаемыми, между уменьшаемым, вычитаемым и разностью; сложение и вычитание с нулем; проверка устных и письменных вычислений и т. д. Умножение и деление (189 л) Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; -случаи умножения с числами 1 и 0; деление нуля и невозможность деления на нуль; перестановка множителей; умножение суммы на число и числа на сумму, деление суммы на число; умножение и деление числа на произведение; взаимосвязь между множителями и произведением, между делимым, делителем и частным; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 х = 426, х: 18=270, 364: х=2 и их использование при решении задач. Устное умножение и деление на однозначное число (случаи, сводимые к действиям в пределах 100); умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение на однозначное, двузначное и трехзначное число. Письменное деление на однозначное и двузначное число (в пределах 1 000000). Числовые выражения в 2—3 действия, содержащие умножение и деление (со скобками и без них), вычисление их значения. Задачи на нахождение среднего арифметического, на нахождение нескольких долей числа. Примеры зависимости между величинами (время, скорость, путь при равномерном движении; цена, количество, стоимость и др.). Числовые выражения в 3—4 действия (со скобками и без них), содержащие сложение, вычитание, умножение и деление; вычисление их значений. Представление о площади фигур. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Задачи на нахождение площади прямоугольника (квадрата). Задачи в 3—4 действия, содержащие сложение, вычитание, умножение и деление. Повторение (21 ч) В течение всего года проводятся устные вычисления с использованием изученных приемов, проверка устных вычислений. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: - читать и записывать числа в пределах 1 000 000; правильно и быстро устно вычислять в пределах 100; устно оперировать с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; - выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, проверку правильности вычислений; - выполнять письменно умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число, проверку правильности вычислений; - вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 действия (со скобками и без них); находить числовое значение простейшего буквенного выражения при заданных числовых значениях входящих в него букв; - находить сумму длин сторон и площадь прямоугольника (квадрата); решать задачи в 2—3 действия (на сложение, вычитание, умножение и деление). Учащиеся должны знать: - таблицы сложения и умножения однозначных чисел (на уровне автоматизированного навыка); - таблицы единиц измерения величин (длины, площади, массы„ времени), применять эти знания в практике измерений и при решении задач; - взаимосвязи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, скорость, время, путь при равномерном движении и др., применять эти знания к решению текстовых задач. Рекомендации к оценке знаний и умений учащихся Отметка «5» ставится, если ученик: правильно отвечает на все поставленные вопросы; производит вычисления (устные и письменные) правильно и достаточно быстро; умеет самостоятельно решать задачи (составляет план, выполняет решение, точно формулирует ответ на вопрос); при выполнении практических работ по измерению и черчению умеет правильно использовать измерительные и чертежные инструменты, выполняет задание правильно и аккуратно. Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает установленные для отметки «5» умения, но при этом: допускает при ответе некоторые неточности в формулировках (не искажающие смысла); при вычислениях допускает отдельные негрубые ошибки и оказывается в состоянии их исправить; при решении задач дает недостаточно точные пояснения (при правильном ходе решения); допускает неточности при выполнении измерений и черчении. Все эти недочеты ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя. Отметка «3» ставится, если ученик: допускает в вычислениях отдельные грубые ошибки, но исправляет их при помощи учителя; справляется с решением задачи только при помощи учителя. Отметка «2» ставится, если ученик не может ответить на большую часть поставленных вопросов, не справляется с решением задач и вычислениями даже при помощи учителя. Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание программного материала. Примечания: 1. Отметка «2» в подготовительном и I классах не ставится. 2. При оценке выполнения практических работ по измерению и черчению следует учитывать двигательные возможности руки ученика. Контрольные работы могут быть однородными или комбинированными. При оценке однородных контрольных работ (состоящих только из двух задач) отметка «5» ставится, если правильно решены обе задачи. Отметка «4» ставится, если при правильном ходе решения обеих задач допущены ошибки (до 2) в вычислениях. Отметка «3» ставится, если при правильном ходе решения обеих задач допущены 3 ошибки в вычислениях; если одна задача решена правильно, а в другой имеется ошибка в ходе решения. Отметка «2» ставится, если в обеих задачах неправильный ход решения. Для оценки результатов комбинированных контрольных работ (включающих задачи, примеры, неравенства и др.) отметка «5» ставится, если правильно выполнены все задания. Отметка «4» ставится, если допущены 1—2 ошибки (в вычислениях, при выполнении чертежей). Отметка «3» ставится, если допущены 3—4 ошибки. Отметка «2» ставится, если допущено более 4 ошибок. Отметка «1» ставится, если ученик не приступил к работе.
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основу коммунистического воспитания школьников составляет формирование у них марксистско-ленинского мировоззрения. В осуществлении этой задачи важную роль играет курс природоведения. Природоведение ставит своей целью: а) сообщить школьникам необходимые сведения о неживой и живой природе, постепенно углубляя, обобщая и систематизируя их по мере прохождения курса; б) обогатить личный опыт учащихся путем проведения с ними систематических наблюдений явлений живой и неживой природы; в) раскрыть некоторые доступные для каждого возраста взаимосвязи в природе, а также между человеком и природой (показать влияние изменений в природе на труд человека; познакомить с трудом людей по использованию природы, объяснить зависимость будущего природы от деятельности человека); г) дать учащимся некоторые знания о значении охраны природы, познакомить с мероприятиями, проводимыми по охране природы в данной местности (крае, республике); д) дать первоначальные гигиенические знания, привить некоторые навыки личной и общественной гигиены. В процессе усвоения курса природоведения в школе для детей. с тяжелыми нарушениями речи должна решаться также специальная коррекционная задача, состоящая в преодолении речевого недоразвития и связанных с ним особенностей словесно-логического мышления учащихся. Не раскрывая понятия о биологическом равновесии в природе, учащимся необходимо дать представление о том, что гибель одного природного фактора влечет за собой гибель других (вырубка леса ведет к пересыханию рек, нарушению почвы, уменьшению численности животных и т. д.). Изучение вопросов охраны природы должно быть стержнем для всего курса природоведения, помогать воспитывать у детей стремление охранять и приумножать сокровища природы. В связи с изучением природоведения и проведением природоохранительной работы необходимо организовать детей на участие в.различных видах общественно полезного труда (сбор корма, подкармливание птиц, сбор семян цветочно-декоративных растений и распространение их среди населения, сбор колосков на полях после уборки урожая, уход за зелеными насаждениями в микрорайоне, выращивание растений, участие в работе зеленых и голубых патрулей и т. д.). Содержание курса природоведения используется для патриотического воспитания. Оно должно включать воспитание, любви и бережного отношения к природе, своему краю, гордости за достижения тружеников своего края. «Школа призвана формировать качества рачительных хозяев, заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе»,— записано в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. 1 1 О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. — М.: 1984. — С. 53.
Природоведение по своему содержанию является предметом естественнонаучного цикла, поэтому ведущее место в его преподавании должны занимать методы, свойственные этим наукам: непосредственные наблюдения предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений на уроке в классе, осуществление простейшего учебного эксперимента, а также организация таких форм работы с учащимися, как экскурсии, практические работы, опыты, наблюдения на пришкольном учебно-опытном участке, географической площадке и т. д. В программе определен обязательный минимум этих работ, однако в зависимости от условий, в которых работает школа, и ее природного окружения их количество может быть увеличено. Учителю необходимо знать и строго соблюдать правила безопасности при демонстрации опытов и проведении практических работ, предусмотренных программой. Наблюдения ведутся по заданиям «Дневников наблюдений». Порядок наблюдений определяется последовательностью изменений в природе данной местности. Проведенные в природе наблюдения фиксируются в «Дневниках наблюдений» и являются основой формирования важнейших знаний о природе. Важным принципом преподавания природоведения является краеведческий. Поэтому конкретные объекты и явления природы для изучения отбираются самим учителем с учетом особенностей данной местности. В этих же целях учитель вправе произвести замену и перестановку уроков. Так, в III классе изучение изменений в природе должно более или менее совпадать с наступлением этих явлений в самой природе. Если такого совпадения нет, уроки могут быть переставлены или на какое-то время уроки природоведения заменяются другими уроками при условии последующей обратной замены. В начальном курсе природоведения большое место отводится изучению вопросов личной гигиены детей. Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены. Программой по природоведению предусмотрено ознакомление учащихся с первоначальными сведениями о сельскохозяйственном и промышленном производствах (сезонный труд людей на полях и фермах колхозов и совхозов, добыча и использование местных полезных ископаемых и др.). Природоведение способствует развитию логического мышления и речи учащихся. Это имеет особое значение для реализации коррекционной направленности курса природоведения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. В процессе усвоения природоведческого материала на основе непосредственного знакомства учащихся с объектами и явлениями природы, наблюдений в природе, использования на уроках всевозможных средств наглядности (демонстрация натуральных объектов, печатных пособий, диа- и кинофильмов и т. д.) активизируется познавательная деятельность учащихся и создаются условия для их речевой практики. С учетом специфики учебного предмета, содержащего трудную для учащихся лексику, на уроках природоведения, наряду с постоянным требованием нормативного оформления учащимися самостоятельных высказываний, особое внимание уделяется словарной работе, в процессе которой усваиваются специальные термины, уточняются значения имеющихся у детей понятий. Изучая природоведение, учащиеся должны накопить словарь, который в дальнейшем будет использован ими на уроках географии, физики, биологии, химии. В связи с организацией наблюдений за сезонными явлениями природы и ведением календаря погоды учащиеся учатся последовательно и правильно выражать свои мысли в письменной форме. Наблюдения за объектами и явлениями природы, нахождение путем сравнения происходящих с ними изменений, обобщение полученных материалов служат основой для развития словесно-логического мышления учащихся. Изучение природоведения помогает формированию у учащихся ряда трудовых умений и навыков; воспитанию таких качеств, как трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовать свою работу и довести ее до конца. В программу по природоведению заложены большие возможности для осуществления межпредметных связей уроков природоведения с трудовым обучением, а также другими предметами. Задача учителей — полнее реализовать эти возможности. В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи — это прежде всего связь с уроками развития речи и чтения, на которых закладывается основа последующего прохождения природоведения, усвоения соответствующей лексики. Особенно тесно природоведение связано с уроками развития речи, где в программу подготовительного — II классов включается природоведческий материал по ознакомлению с окружающим миром. Эту связь необходимо осуществлять и в дальнейшем; усвоению знаний по природоведению, уже как самостоятельному предмету в III классе, должна также предшествовать соответствующая подготовка на уроках развития речи. В III классе изучаются сезонные изменения в природе данной местности, которые отражены в трех темах: «Летние и осенние изменения в природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе». В каждой теме в основном должен быть выдержан единый план изложения: изменения в неживой природе; изменения в жизни растений и их охрана; изменения в жизни животных и их охрана; сезонный труд людей. Эта последовательность вытекает из естественных связей, существующих в самой природе. И учителю необходимо раскрывать эти связи, показывать, что изменения, происходящие в разные времена года в неживой природе, влекут за собой определенные изменения в жизни растений и животных, оказывают влияние на характер и содержание сельскохозяйственных работ, на другие виды деятельности человека. Такой подход к изучению природы не просто знакомит учащихся с ее явлениями и объектами, но, что очень важно, дает возможность объяснить их детям пока на самом элементарном уровне. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе. Изучение курса природоведения в III классе опирается на представления о природных объектах и явлениях, накопленные в I и II классах в ходе ознакомления с окружающим миром, которые на новом этапе обучения развиваются и обогащаются. Так, наряду с первоначальными понятиями о живой и неживой природе, учащиеся получают конкретные знания о связи людей с природой, труде людей в разные времена года, об использовании природы в хозяйственной деятельности человека; об охране природы, в первую очередь в данной местности и т. д. Содержание программы IV класса раскрывается в теме «Природа нашего края». В ней продолжается изучение природы своего края, однако если в III-классе учащиеся знакомятся с природой местности, окружающей школу, то в IV классе они изучают природу своей области (края, республики). Как и в III классе, изучение природы должно идти последовательно: неживая природа, охрана недр, почв, водоемов, растения и их охрана, животные и их охрана, труд людей и использование человеком природных богатств области. Необходимо показать взаимосвязь факторов природы и на этой основе раскрыть, как комплекс природных условий влияет на труд людей края. Курс природоведения в V классе охватывает следующие темы: «Ориентирование на местности. План и карта», «Земля и другие небесные тела», «Воздух», «Вода», «Горные породы», «Почва», «Живые организмы и среда обитания», «Организм человека, охрана его здоровья». По теме «Ориентирование на местности. План и карта» учащиеся усваивают некоторые способы ориентирования, учатся применять их в практике нахождения направлений на местности, знакомятся с устройством компаса, планом и картой. Кроме того, учащиеся должны знать основные административные центры, столицу СССР — Москву и столицы союзных республик. В некоторых случаях при значительных размерах области (края, республики) и при большом разнообразии природных условий объект для изучения может быть сужен несколькими ближайшими административными районами. При изучении тем «Земля и другие небесные тела», «Воздух», «Вода», «Горные породы», «Почва», «Живые организмы и среда обитания» углубляются знания учащихся о природе, в частности и о местной природе, о рациональном использовании ее богатств. Вместе с тем даются новые сведения о Земле и Солнце, о свойствах компонентов природы, о связях между органическим и неорганическим миром, об относительной приспособленности растений и животных к различным условиям среды обитания. В теме «Организм человека, охрана его здоровья» дается лишь общее представление об органах, их положении в организме человека и выполняемой ими функции. Эти сведения необходимы для того, чтобы помочь учащимся представить организм человека как единое целое. Основное внимание должно быть уделено вопросам личной и общественной гигиены и особенно тем мероприятиям, которые могут и должны выполнять сами дети для сохранения и укрепления своего здоровья. Изучение этой темы пойдет успешнее, если учащиеся будут проводить самонаблюдения. Предусмотренные программой знания, умения и навыки учащихся должны быть усвоены в основном на уроках, под руководством учителя. Вместе с тем обучение природоведению потребует и систематического выполнения домашних заданий. Учителя не должны допускать перегрузки учащихся учебным материалом как на уроках, так и в домашних заданиях. В этих целях на каждом уроке следует заботиться о смене видов деятельности, проводить физкультминутки, снимающие утомление у детей. В программе определены требования к знаниям и умениям учащихся по природоведению, необходимые для преемственной связи с изучением в последующих классах естественнонаучных дисциплин: ботаники, зоологии, анатомии, географии.
ПРОГРАММА III КЛАСС (34 ч) Введение (1ч) Что такое природа? Природа живая и неживая. Наблюдения в природе. Летние и осенние изменения в природе (11ч) Неживая природа летом: температура воздуха, характер облачности, летние дожди и грозы, состояние почвы и водоемов. Неживая природа осенью: похолодание, характер облачности, осенние дожди и другие виды осадков, осенние туманы, первые заморозки, состояние почвы и водоемов. Термометр. Измерение температуры воздуха. Растения летом и осенью. Части растения. Деревья, кустарники, травянистые растения. Деревья лиственные и хвойные. Внешний вид растений летом. Цветение растений. Созревание плодов и семян. Изменения в жизни растений осенью: изменение окраски листьев, листопад, увядание травянистых растений. Осенние плоды и семена. Охрана растений летом и осенью. Дикие и домашние животные летом. Условия питания. Изменения в жизни диких и домашних животных осенью. Изменение условий питания. Исчезновение насекомых. Перелетные птицы и их отлет в теплые страны. Зимующие птицы и изменения в их жизни осенью. Подготовка к зиме зверей и других обитающих в данной местности животных. Отличия диких животных и домашних. Охрана диких животных летом и осенью. Труд людей летом и осенью. Уход за посевами. Уборка урожая. Забота об урожае будущего года. Осенние посадки деревьев и кустарников. Подготовка садов и парков к зиме. Подготовка домашних животных к зиме. Труд людей, связанный с охраной природы в данной местности. Участие детей в труде людей осенью. Охрана здоровья человека. Предупреждение простудных заболеваний. Режим дня школьника. Экскурсия (1): в лес, сад или парк с целью знакомства с местными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями и изменениями в жизни растений и животных осенью. Практические работы (2): строение термометра и измерение температуры воздуха; части растения. Зимние изменения в природе (11 ч) Неживая природа зимой: температура воздуха, характер облачности, осадки. Снегопады, метели. Установление постоянного снегового покрова. Снег и лед. Состояние водоемов и почвы. Растения зимой. Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой. Особенности зимовки растений под снегом. Значение снегового покрова для защиты растений. Охрана растений в природе зимой. Комнатные растения и уход за ними. Животные зимой. Зимующие птицы и условия их питания зимой. Жизнь зверей и домашних животных в зимнее время. Охрана диких животных зимой. Труд людей зимой. Задержание снега на полях. Подготовка техники к весне. Работа в зерно- и овощехранилищах. Уборка снега на улицах городов и поселков. Труд людей, связанный с охраной природы зимой. Участие людей в труде зимой. Охрана здоровья человека зимой. Первая помощь при обмораживании. Экскурсия (1): в лес, сад или парк с целью наблюдения за состоянием деревьев и кустарников зимой. 120 Простейшие опыты со снегом и льдом. Практические работы: измерение глубины снегового покрова; уход за комнатными растениями; первая помощь при обмораживании. Весенние изменения в природе (10 ч) Неживая природа весной: потепление, таяние снега, характер облачности, осадки. Состояние водоемов: ледоход, половодье. Оттаивание почвы, накопление влаги в почве. Растения весной. Раннецветущие растения. Набухание почек у у деревьев и кустарников. Распускание листьев. Цветение растений. Размножение растений черенками, отводками, усами, луковицами, клубнями, корнями. Охрана растений весной. Животные весной. Изменение условий питания животных. Появление насекомых. Возвращение перелетных птиц, гнездование. Изменения в жизни животных. Появление детенышей у животных. Охрана диких животных весной. Домашние животные весной. Труд людей весной. Весенние работы в полях, садах, парках, на улицах городов и сел. Весенние посадки деревьев и кустарников. Труд людей, связанный с охраной природы. Участие детей в труде людей весной. Экскурсия (1): в лес, сад или парк с целью наблюдения за весенними изменениями в жизни растений и животных. Наблюдения за развитием растений из семян (на основе ранее заложенных опытов на уроках трудового обучения). Практические работы: размножение растений черенками (бальзамин, пеларгония и др.), луковицами (амариллис), отводками (традесканция, плющ), усами (камнеломка); выращивание в ящиках или цветочных горшках лука; проращивание клубней картофеля. Заключение (1ч) Обобщение знаний о временах года. Летнее закаливание организма. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: - вести наблюдения в природе по заданиям «Дневников наблюдений» и фиксировать их; измерять температуру воздуха с помощью термометра; - правильно строить режим дня, выполнять необходимые правила личной гигиены; - охранять свое здоровье от простудных заболеваний; - в доступной форме охранять растения и животных; - ухаживать за комнатными растениями; - выращивать растения одним из изученных способов. Учащиеся должны знать: - характерные признаки лета, осени, зимы, весны своей местности, а также некоторые взаимосвязи в неживой и живой природе; - особенности, назначение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей своей местности; - строение, назначение термометра; - простейшие физические свойства снега и льда; - названия и различия не менее пяти-шести декоративных травянистых растений; - названия и различия местных растений (не менее трех-четырех деревьев, двух-трех кустарников, трех-четырех травянистых растений); - особенности и различия деревьев, кустарников, травянистых растений, лиственных и хвойных растений; - некоторые способы размножения растений (в объеме учебника), цикл развития растения от семени до семени; - названия и различия пяти-шести комнатных растений; - простейшие правила ухода за комнатными растениями; - особенности перелетных и зимующих птиц; - названии и различия разводимых в данной местности домашних животных; - названия и различия десяти диких животных (черви, членистоногие, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери). IV КЛАСС (34 ч) Наблюдения (4 ч; в течение года) Проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями природы. Обобщение данных наблюдений по временам года. Природа нашего края (26 ч) Учителю надо иметь в виду, что в данной теме изучается природа своего края.
Формы поверхности: равнина, холм, овраг, гора. Поверхность своего края. Погода края. Важнейшие полезные ископаемые (четыре-пять), их свойства, добыча, использование. Водоемы, типы водоемов, названия двух-трех водоемов. Использование и охрана водоемов. Вода и ее свойства (цвет, прозрачность, текучесть, запах, вкус, состояния воды, вода — растворитель, очистка воды фильтрованием). Круговорот воды в природе. Почва, ее состав, виды почв. Значение и охрана почв. Растительный и животный мир водоемов, лесов, полей и лугов (для изучения берутся те из перечисленных ландшафтов, которые преобладают в данной местности). Охрана растений и животных в области (крае, республике). Что дает наш край стране? Участие детей в общественно полезном труде при охране природных объектов. Экскурсии (3). Ознакомление с формами поверхности и полезными ископаемыми; ознакомление с особенностью местного водоема, его использованием и охраной; ознакомление с растениями и животными поля, луга или леса. Работа с натуральными объектами: полезные ископаемые своего края, растительность леса, полевые культуры (один урок отводится на знакомство с растениями дикого ландшафта, другой — с растениями культурного ландшафта). Заключение (4ч) Обобщение и систематизация знаний. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: - определять с помощью опытов изученные физические свойства воды, местных почв; - различать три-четыре растения леса, поля, луга, водоема; пять-шесть животных своей местности; - вести наблюдения в природе по заданиям, фиксировать их в «Дневниках наблюдений»; - пользоваться метеорологическими приборами (термометром и флюгером), простейшим лабораторным и экскурсионным оборудованием; - собирать простейшую установку для опыта; - соблюдать правила безопасности при проведении опытов и сельскохозяйственных работ, предусмотренных программой; - охранять растения и животных; - сажать цветы, кусты и деревья; - культурно вести себя в природе. Учащиеся должны знать: - некоторые особенности природы своей местности (поверхность, погода и ее изменения по временам года, почвы, полезные ископаемые, водоемы, растения, животные); - особенности труда людей своей местности; - некоторые физические свойства наиболее важных трех-четырех местных полезных ископаемых; - физические свойства воды (цвет, запах, вкус, прозрачность, текучесть, три состояния воды, вода — растворитель); - физические свойства местных почв (наличие в почве воды, воздуха, глины, песка, минеральных солей, перегноя); - названия трех-четырех растений леса, поля, луга, водоема; пяти-шести животных своей местности1; мероприятия по охране природы своей местности. 1 Количество объектов указано дополнительно к тому, что учащиеся знали из III класса. V КЛАСС (102 ч) Наблюдения ( 4 ч; в течение года) Продолжение наблюдений за погодой и сезонными явлениями природы. Обобщение данных наблюдений по временам года. Ориентирование на местности. План и карта (12 ч) Горизонт. Линия горизонта. Ориентирование на местности по солнцу и компасу. Строение компаса. Правила пользования компасом. Нахождение сторон горизонта по природным признакам. План и карта. Практические работы: определение сторон горизонта по солнцу, определение сторон горизонта по компасу; работа с планом. Наша Родина — СССР. Административные центры. Столица СССР — Москва, столицы союзных республик. Введение (2ч) Тела, вещества, явления природы. Для чего и как человек изучает природу. Практические работы: организация наблюдений за погодой, наблюдения в двадцатых числах каждого месяца за изменением высоты Солнца над горизонтом и происходящими в связи с этим сезонными изменениями в природе. Демонстрация модели флюгера и способа определения направления ветра. Земля и другие небесные тела (12 ч) Солнечная система. Солнце — звезда, источник света и тепла для Земли. Прямолинейное распространение света. Планеты. Планета Земля, расстояние от Земли до Солнца, сравнительные размеры Земли и Солнца, форма Земли; вид Земли из космоса, глобус — модель Земли; полюсы, экватор. Движение Земли: вращение Земли вокруг оси —причина смены дня и ночи; годовое движение Земли вокруг Солнца — смена времен года. Луна —спутник Земли. Расстояние до Земли; размеры Луны по сравнению с Землей; поверхность Луны; почему не видна обратная сторона Луны. Звезды. Созвездия. Изучение космоса человеком. Ю. А. Гагарин —первый космонавт Земли. Практические работы: обучение умению показывать на глобусе и карте полушарий полюсы, экватор, северное и южное полушария, линии направления север—юг, запад—восток. Обучение ориентированию по Полярной звезде. Демонстрация теллурия для объяснения годового движения Земли вокруг Солнца. Воздух (12 ч) Воздух — смесь газов: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе. Свойства воздуха: бесцветность, прозрачность, малая теплопроводность, упругость, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Как человек использует свойства воздуха. Нагревание воздуха от поверхности суши и воды. Изменение температуры воздуха с высотой. Движение воздуха — ветер. Работа ветра в природе. Погода. Изменчивость погоды. Местные признаки изменения погоды. Зачем нужны прогнозы погоды. Значение воздуха для жизни на Земле; необходимость его охраны от загрязнения. Практические работы: по календарю погоды провести сравнение погоды разных дней. Демонстрация опытов: 1) свойство кислорода поддерживать горение; 2) воздух занимает место; 3) воздух сжимаем и упруг; 4) изменение объема воздуха с изменением температуры; 5) движение теплого и холодного воздуха. Вода (10 ч) Свойства воды как жидкости. Изменение объема воды при нагревании и охлаждении. Три состояния воды. Переход воды из одного состояния в другое в зависимости от температуры. Образование облаков и осадков. Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Взвеси и растворы. Оч
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.140 (0.02 с.) |