Время и его измерение (12 ч) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Время и его измерение (12 ч)



Единицы времени: год, месяц, сутки, час, минута. Определение времени по часам.

Тысяча (24 ч)

Знакомство с сотней как новой счетной единицей.

Устная и письменная нумерация чисел до 1 000.

Поместное значение цифр в записи трехзначного числа.

Представление трехзначного числа в виде суммы сотен, десят­ков и единиц.

Единицы измерения длины: километр, метр (их обозначение). Соотношение между ними.

Единицы измерения массы: килограмм, грамм (их обозначе­ние). Соотношение между ними.

Повторение (12 ч) Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- называть и записывать числа до 100;

- выполнять устно и письменно сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 100;

- применять правило порядка выполнения действий в выраже­ниях, содержащих 2 действия (со скобками и без них);

- решать задачи в 1—2 действия (по действиям и путем состав­ления выражения) на сложение и вычитание, умножение и де­ление;

- находить длину отрезка с помощью линейки, чертить отрезок заданной длины;

- читать и записывать простейшие выражения (сумма, разность, произведение, частное).

- Учащиеся должны знать:

таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие слу­чаи деления.

IV КЛАСС (204 ч)

Тысяча (продолжение темы) (90 ч)

Устная и письменная нумерация чисел до 1 000 (обобщение и систематизация знаний).

Письменное сложение и вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1 000. Название компонентов действий сложения, вычи­тания, умножения и деления.

Устное сложение и вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1 000 (случаи, сводимые к действиям в пределах 100).

Приемы проверки устных и письменных вычислений.

Решение простых и составных задач на сложение и вычитание, умножение и деление.

Числа от 1 до 1 000 000 Величины (42 ч)

Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч.

Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых.

Единицы измерения длины (километр, метр, дециметр, санти­метр, миллиметр), соотношения между ними.

Единицы измерения массы (тонна, центнер, килограмм, грамм)> соотношения между ними.

Единицы измерения времени (век, год, месяц, сутки, час, мину­та, секунда), соотношения между ними. Определение времени по часам с точностью до 1 минуты.

Решение простых задач на вычисление времени.

Обозначение буквами точек, отрезков, углов.

Нахождение суммы длин сторон прямоугольника (квадрата).

Сложение и вычитание (54 ч)

Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 устно (слу­чаи, сводимые к действиям в пределах 100) и письменно (в осталь­ных случаях).

Способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида х + 312=654, 421 + х=546, 792 — х = 217, х — 125 = 500 и ихиспользование при решении задач; сло­жение и вычитание с нулем.

Числовые выражения, содержащие сложение и вычитание в 2—3 действия (со скобками и без них), вычисление их значения.

Решение простых и составных задач в 2—3 действия.

Повторение (18 ч) Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- правильно выполнять устно четыре арифметических, действия в пределах 1 000 (случаи,

сводимые к действиям в пределах 100), выполнять проверку вычислений; выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чи­сел, производить проверку правильности письменных вычислений;

- называть компоненты арифметических действий;

- читать и записывать выражения (сумма, разность, произведе­ние, частное);

- чертить отрезки, многоугольники по заданным размерам с по­мощью линейки;

- решать текстовые задачи, содержащие отношения «меньше на» и «больше на», «меньше в» и «больше в».

Учащиеся должны знать:.

- таблицу сложения и умножения однозначных чисел (на уровне автоматизированного навыка);

- последовательность чисел от 0 до 1 000 (как называть, читать и записывать эти числа).

- единицы длины и массы, их обозначения;

- единицы времени, их обозначения.

V КЛАСС (238 ч)

Числа от 1 до 1000000

(продолжение темы)

Сложение и вычитание (28 ч)

Сложение и вычитание в пределах 1 000000 (обобщение и си­стематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитани­ем; перестановка и группировка слагаемых при сложении несколь­ких чисел; взаимосвязь между суммой и слагаемыми, между умень­шаемым, вычитаемым и разностью; сложение и вычитание с ну­лем; проверка устных и письменных вычислений и т. д.

Умножение и деление (189 л)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; -случаи умножения с числами 1 и 0; деление нуля и невозможность деления на нуль; пе­рестановка множителей; умножение суммы на число и числа на сумму, деление суммы на число; умножение и деление числа на произведение; взаимосвязь между множителями и произведением, между делимым, делителем и частным; способы проверки умно­жения и деления. Решение уравнений вида 6 х = 426, х: 18=270, 364: х=2 и их использование при решении задач.

Устное умножение и деление на однозначное число (случаи, сво­димые к действиям в пределах 100); умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение на однозначное, двузначное и трехзнач­ное число.

Письменное деление на однозначное и двузначное число (в пре­делах 1 000000).

Числовые выражения в 2—3 действия, содержащие умножение и деление (со скобками и без них), вычисление их значения.

Задачи на нахождение среднего арифметического, на нахожде­ние нескольких долей числа.

Примеры зависимости между величинами (время, скорость, путь при равномерном движении; цена, количество, стоимость и др.).

Числовые выражения в 3—4 действия (со скобками и без них), содержащие сложение, вычитание, умножение и деление; вычисле­ние их значений.

Представление о площади фигур. Единицы площади: квадрат­ный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.

Задачи на нахождение площади прямоугольника (квадрата). Задачи в 3—4 действия, содержащие сложение, вычитание, умно­жение и деление.

Повторение (21 ч)

В течение всего года проводятся устные вычисления с исполь­зованием изученных приемов, проверка устных вычислений.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- читать и записывать числа в пределах 1 000 000; правильно и быстро устно вычислять в пределах 100; устно оперировать с боль­шими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

- выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чи­сел, проверку правильности вычислений;

- выполнять письменно умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число, проверку правильности вычис­лений;

- вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 действия (со скобками и без них); находить числовое значение простейшего буквенного выражения при заданных числовых значе­ниях входящих в него букв;

- находить сумму длин сторон и площадь прямоугольника (квад­рата);

решать задачи в 2—3 действия (на сложение, вычитание, ум­ножение и деление).

Учащиеся должны знать:

- таблицы сложения и умножения однозначных чисел (на уровне автоматизированного навыка);

- таблицы единиц измерения величин (длины, площади, массы„ времени), применять эти знания в практике измерений и при ре­шении задач;

- взаимосвязи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, скорость, время, путь при равномерном движении и др., применять эти знания к решению текстовых задач.

Рекомендации к оценке знаний и умений учащихся

Отметка «5» ставится, если ученик:

правильно отвечает на все поставленные вопросы;

производит вычисления (устные и письменные) правильно и до­статочно быстро;

умеет самостоятельно решать задачи (составляет план, выпол­няет решение, точно формулирует ответ на вопрос);

при выполнении практических работ по измерению и черчению умеет правильно использовать измерительные и чертежные инстру­менты, выполняет задание правильно и аккуратно.

Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает установлен­ные для отметки «5» умения, но при этом:

допускает при ответе некоторые неточности в формулировках (не искажающие смысла);

при вычислениях допускает отдельные негрубые ошибки и ока­зывается в состоянии их исправить;

при решении задач дает недостаточно точные пояснения (при правильном ходе решения);

допускает неточности при выполнении измерений и черчении.

Все эти недочеты ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя.

Отметка «3» ставится, если ученик:

допускает в вычислениях отдельные грубые ошибки, но исправ­ляет их при помощи учителя;

справляется с решением задачи только при помощи учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик не может ответить на боль­шую часть поставленных вопросов, не справляется с решением за­дач и вычислениями даже при помощи учителя.

Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное не­знание программного материала.

Примечания:

1. Отметка «2» в подготовительном и I классах не ставится.

2. При оценке выполнения практических работ по измерению и черчению следует учитывать двигательные возможности руки уче­ника.

Контрольные работы могут быть однородными или комбиниро­ванными. При оценке однородных контрольных работ (состоящих только из двух задач)

отметка «5» ставится, если правильно реше­ны обе задачи.

Отметка «4» ставится, если при правильном ходе решения обеих задач допущены ошибки (до 2) в вычислениях.

Отметка «3» ставится, если при правильном ходе решения обе­их задач допущены 3 ошибки в вычислениях; если одна задача ре­шена правильно, а в другой имеется ошибка в ходе решения.

Отметка «2» ставится, если в обеих задачах неправильный ход решения.

Для оценки результатов комбинированных контрольных работ (включающих задачи, примеры, неравенства и др.)

отметка «5» ставится, если правильно выполнены все задания.

Отметка «4» ставится, если допущены 1—2 ошибки (в вычисле­ниях, при выполнении чертежей).

Отметка «3» ставится, если допущены 3—4 ошибки.

Отметка «2» ставится, если допущено более 4 ошибок.

Отметка «1» ставится, если ученик не приступил к работе.

 

 

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основу коммунистического воспитания школьников составляет формирование у них марксистско-ленинского мировоззрения. В осу­ществлении этой задачи важную роль играет курс природоведения.

Природоведение ставит своей целью:

а) сообщить школьникам необходимые сведения о неживой и живой природе, постепенно углубляя, обобщая и систематизируя их по мере прохождения курса;

б) обогатить личный опыт учащихся путем проведения с ними систематических наблюдений явлений живой и неживой природы;

в) раскрыть некоторые доступные для каждого возраста взаи­мосвязи в природе, а также между человеком и природой (пока­зать влияние изменений в природе на труд человека; познакомить с трудом людей по использованию природы, объяснить зависимость будущего природы от деятельности человека);

г) дать учащимся некоторые знания о значении охраны приро­ды, познакомить с мероприятиями, проводимыми по охране при­роды в данной местности (крае, республике);

д) дать первоначальные гигиенические знания, привить некото­рые навыки личной и общественной гигиены.

В процессе усвоения курса природоведения в школе для детей. с тяжелыми нарушениями речи должна решаться также специаль­ная коррекционная задача, состоящая в преодолении речевого не­доразвития и связанных с ним особенностей словесно-логического мышления учащихся.

Не раскрывая понятия о биологическом равновесии в природе, учащимся необходимо дать представление о том, что гибель одного природного фактора влечет за собой гибель других (вырубка леса ведет к пересыханию рек, нарушению почвы, уменьшению числен­ности животных и т. д.). Изучение вопросов охраны природы долж­но быть стержнем для всего курса природоведения, помогать вос­питывать у детей стремление охранять и приумножать сокровища природы.

В связи с изучением природоведения и проведением природоохранительной работы необходимо организовать детей на участие в.различных видах общественно полезного труда (сбор корма, подкармливание птиц, сбор семян цветочно-декоративных растений и распространение их среди населения, сбор колосков на полях после уборки урожая, уход за зелеными насаждениями в микрорайоне, выращивание растений, участие в работе зеленых и голубых пат­рулей и т. д.).

Содержание курса природоведения используется для патриоти­ческого воспитания. Оно должно включать воспитание, любви и бережного отношения к природе, своему краю, гордости за дости­жения тружеников своего края. «Школа призвана формировать ка­чества рачительных хозяев, заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе»,— записано в Основ­ных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональ­ной школы. 1

1 О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник до­кументов и материалов. — М.: 1984. — С. 53.

 

Природоведение по своему содержанию является предметом ес­тественнонаучного цикла, поэтому ведущее место в его преподава­нии должны занимать методы, свойственные этим наукам: непос­редственные наблюдения предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений на уроке в классе, осу­ществление простейшего учебного эксперимента, а также органи­зация таких форм работы с учащимися, как экскурсии, практиче­ские работы, опыты, наблюдения на пришкольном учебно-опытном участке, географической площадке и т. д.

В программе определен обязательный минимум этих работ, од­нако в зависимости от условий, в которых работает школа, и ее природного окружения их количество может быть увеличено.

Учителю необходимо знать и строго соблюдать правила безопас­ности при демонстрации опытов и проведении практических работ, предусмотренных программой.

Наблюдения ведутся по заданиям «Дневников наблюдений». Порядок наблюдений определяется последовательностью изменений в природе данной местности. Проведенные в природе наблюдения фиксируются в «Дневниках наблюдений» и являются основой фор­мирования важнейших знаний о природе.

Важным принципом преподавания природоведения является краеведческий. Поэтому конкретные объекты и явления природы для изучения отбираются самим учителем с учетом особенностей данной местности. В этих же целях учитель вправе произвести за­мену и перестановку уроков. Так, в III классе изучение изменений в природе должно более или менее совпадать с наступлением этих явлений в самой природе. Если такого совпадения нет, уроки могут быть переставлены или на какое-то время уроки природоведения заменяются другими уроками при условии последующей обратной замены.

В начальном курсе природоведения большое место отводится изучению вопросов личной гигиены детей. Необходимо, чтобы каж­дый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены.

Программой по природоведению предусмотрено ознакомление учащихся с первоначальными сведениями о сельскохозяйственном и промышленном производствах (сезонный труд людей на полях и фермах колхозов и совхозов, добыча и использование местных по­лезных ископаемых и др.).

Природоведение способствует развитию логического мышления и речи учащихся. Это имеет особое значение для реализации коррекционной направленности курса природоведения в школе для де­тей с тяжелыми нарушениями речи.

В процессе усвоения природоведческого материала на основе непосредственного знакомства учащихся с объектами и явлениями природы, наблюдений в природе, использования на уроках всевоз­можных средств наглядности (демонстрация натуральных объек­тов, печатных пособий, диа- и кинофильмов и т. д.) активизируется познавательная деятельность учащихся и создаются условия для их речевой практики.

С учетом специфики учебного предмета, содержащего трудную для учащихся лексику, на уроках природоведения, наряду с посто­янным требованием нормативного оформления учащимися само­стоятельных высказываний, особое внимание уделяется словарной работе, в процессе которой усваиваются специальные термины, уточняются значения имеющихся у детей понятий. Изучая приро­доведение, учащиеся должны накопить словарь, который в даль­нейшем будет использован ими на уроках географии, физики, био­логии, химии. В связи с организацией наблюдений за сезонными явлениями природы и ведением календаря погоды учащиеся учатся последовательно и правильно выражать свои мысли в письменной форме.

Наблюдения за объектами и явлениями природы, нахождение путем сравнения происходящих с ними изменений, обобщение по­лученных материалов служат основой для развития словесно-ло­гического мышления учащихся.

Изучение природоведения помогает формированию у учащихся ряда трудовых умений и навыков; воспитанию таких качеств, как трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовать свою работу и довести ее до конца.

В программу по природоведению заложены большие возможно­сти для осуществления межпредметных связей уроков природове­дения с трудовым обучением, а также другими предметами. Задача учителей — полнее реализовать эти возможности. В школе для де­тей с тяжелыми нарушениями речи — это прежде всего связь с уроками развития речи и чтения, на которых закладывается основа последующего прохождения природоведения, усвоения соответст­вующей лексики. Особенно тесно природоведение связано с урока­ми развития речи, где в программу подготовительного — II классов включается природоведческий материал по ознакомлению с окру­жающим миром. Эту связь необходимо осуществлять и в дальней­шем; усвоению знаний по природоведению, уже как самостоятель­ному предмету в III классе, должна также предшествовать соот­ветствующая подготовка на уроках развития речи.

В III классе изучаются сезонные изменения в природе данной местности, которые отражены в трех темах: «Летние и осенние изменения в природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе». В каждой теме в основном должен быть выдержан единый план изложения: изменения в неживой природе; изменения в жизни растений и их охрана; изменения в жизни жи­вотных и их охрана; сезонный труд людей. Эта последователь­ность вытекает из естественных связей, существующих в самой природе. И учителю необходимо раскрывать эти связи, показывать, что изменения, происходящие в разные времена года в неживой природе, влекут за собой определенные изменения в жизни расте­ний и животных, оказывают влияние на характер и содержание сельскохозяйственных работ, на другие виды деятельности челове­ка. Такой подход к изучению природы не просто знакомит учащих­ся с ее явлениями и объектами, но, что очень важно, дает воз­можность объяснить их детям пока на самом элементарном уровне. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе.

Изучение курса природоведения в III классе опирается на представления о природных объектах и явлениях, накопленные в I и II классах в ходе ознакомления с окружающим миром, которые на новом этапе обучения развиваются и обогащаются. Так, наряду с первоначальными понятиями о живой и неживой природе, уча­щиеся получают конкретные знания о связи людей с природой, тру­де людей в разные времена года, об использовании природы в хозяйственной деятельности человека; об охране природы, в первую очередь в данной местности и т. д.

Содержание программы IV класса раскрывается в теме «При­рода нашего края». В ней продолжается изучение природы своего края, однако если в III-классе учащиеся знакомятся с природой местности, окружающей школу, то в IV классе они изучают приро­ду своей области (края, республики).

Как и в III классе, изучение природы должно идти последова­тельно: неживая природа, охрана недр, почв, водоемов, растения и их охрана, животные и их охрана, труд людей и использование человеком природных богатств области. Необходимо показать взаимосвязь факторов природы и на этой основе раскрыть, как комплекс природных условий влияет на труд людей края.

Курс природоведения в V классе охватывает следующие темы: «Ориентирование на местности. План и карта», «Земля и другие небесные тела», «Воздух», «Вода», «Горные породы», «Почва», «Живые организмы и среда обитания», «Организм человека, ох­рана его здоровья».

По теме «Ориентирование на местности. План и карта» учащие­ся усваивают некоторые способы ориентирования, учатся приме­нять их в практике нахождения направлений на местности, зна­комятся с устройством компаса, планом и картой.

Кроме того, учащиеся должны знать основные административ­ные центры, столицу СССР — Москву и столицы союзных рес­публик.

В некоторых случаях при значительных размерах области (края, республики) и при большом разнообразии природных условий объ­ект для изучения может быть сужен несколькими ближайшими административными районами.

При изучении тем «Земля и другие небесные тела», «Воздух», «Вода», «Горные породы», «Почва», «Живые организмы и среда обитания» углубляются знания учащихся о природе, в частности и о местной природе, о рациональном использовании ее богатств. Вместе с тем даются новые сведения о Земле и Солнце, о свой­ствах компонентов природы, о связях между органическим и неор­ганическим миром, об относительной приспособленности растений и животных к различным условиям среды обитания.

В теме «Организм человека, охрана его здоровья» дается лишь общее представление об органах, их положении в организме чело­века и выполняемой ими функции. Эти сведения необходимы для того, чтобы помочь учащимся представить организм человека как единое целое. Основное внимание должно быть уделено вопросам личной и общественной гигиены и особенно тем мероприятиям, ко­торые могут и должны выполнять сами дети для сохранения и ук­репления своего здоровья. Изучение этой темы пойдет успешнее, если учащиеся будут проводить самонаблюдения.

Предусмотренные программой знания, умения и навыки уча­щихся должны быть усвоены в основном на уроках, под руковод­ством учителя. Вместе с тем обучение природоведению потребует и систематического выполнения домашних заданий. Учителя не должны допускать перегрузки учащихся учебным материалом как на уроках, так и в домашних заданиях. В этих целях на каждом уроке следует заботиться о смене видов деятельности, проводить физкультминутки, снимающие утомление у детей.

В программе определены требования к знаниям и умениям уча­щихся по природоведению, необходимые для преемственной связи с изучением в последующих классах естественнонаучных дисцип­лин: ботаники, зоологии, анатомии, географии.

 

ПРОГРАММА

III КЛАСС (34 ч)

Введение (1ч)

Что такое природа? Природа живая и неживая. Наблюдения в природе.

Летние и осенние изменения в природе (11ч)

Неживая природа летом: температура воздуха, характер облач­ности, летние дожди и грозы, состояние почвы и водоемов. Нежи­вая природа осенью: похолодание, характер облачности, осенние дожди и другие виды осадков, осенние туманы, первые заморозки, состояние почвы и водоемов. Термометр. Измерение температуры воздуха.

Растения летом и осенью. Части растения. Деревья, кустарники, травянистые растения. Деревья лиственные и хвойные. Внешний вид растений летом. Цветение растений. Созревание плодов и семян.

Изменения в жизни растений осенью: изменение окраски листь­ев, листопад, увядание травянистых растений. Осенние плоды и семена. Охрана растений летом и осенью.

Дикие и домашние животные летом. Условия питания. Измене­ния в жизни диких и домашних животных осенью. Изменение ус­ловий питания. Исчезновение насекомых. Перелетные птицы и их отлет в теплые страны. Зимующие птицы и изменения в их жизни осенью. Подготовка к зиме зверей и других обитающих в данной местности животных. Отличия диких животных и домашних. Ох­рана диких животных летом и осенью.

Труд людей летом и осенью. Уход за посевами. Уборка урожая. Забота об урожае будущего года. Осенние посадки деревьев и кустарников. Подготовка садов и парков к зиме. Подготовка до­машних животных к зиме. Труд людей, связанный с охраной при­роды в данной местности. Участие детей в труде людей осенью.

Охрана здоровья человека. Предупреждение простудных забо­леваний. Режим дня школьника.

Экскурсия (1): в лес, сад или парк с целью знакомства с местными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями и изменениями в жизни растений и животных осенью.

Практические работы (2): строение термометра и изме­рение температуры воздуха; части растения.

Зимние изменения в природе (11 ч)

Неживая природа зимой: температура воздуха, характер об­лачности, осадки. Снегопады, метели. Установление постоянного снегового покрова. Снег и лед. Состояние водоемов и почвы.

Растения зимой. Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой. Особенности зимовки растений под снегом. Значение снего­вого покрова для защиты растений. Охрана растений в природе зимой. Комнатные растения и уход за ними.

Животные зимой. Зимующие птицы и условия их питания зи­мой. Жизнь зверей и домашних животных в зимнее время. Охрана диких животных зимой.

Труд людей зимой. Задержание снега на полях. Подготовка техники к весне. Работа в зерно- и овощехранилищах. Уборка сне­га на улицах городов и поселков. Труд людей, связанный с охра­ной природы зимой. Участие людей в труде зимой.

Охрана здоровья человека зимой. Первая помощь при обмора­живании.

Экскурсия (1): в лес, сад или парк с целью наблюдения за состоянием деревьев и кустарников зимой. 120

Простейшие опыты со снегом и льдом.

Практические работы: измерение глубины снегового по­крова; уход за комнатными растениями; первая помощь при обмо­раживании.

Весенние изменения в природе (10 ч)

Неживая природа весной: потепление, таяние снега, характер облачности, осадки. Состояние водоемов: ледоход, половодье. От­таивание почвы, накопление влаги в почве.

Растения весной. Раннецветущие растения. Набухание почек у у деревьев и кустарников. Распускание листьев. Цветение рас­тений.

Размножение растений черенками, отводками, усами, луковица­ми, клубнями, корнями. Охрана растений весной.

Животные весной. Изменение условий питания животных. По­явление насекомых. Возвращение перелетных птиц, гнездование. Изменения в жизни животных. Появление детенышей у животных. Охрана диких животных весной. Домашние животные весной.

Труд людей весной. Весенние работы в полях, садах, парках, на улицах городов и сел. Весенние посадки деревьев и кустарни­ков. Труд людей, связанный с охраной природы. Участие детей в труде людей весной.

Экскурсия (1): в лес, сад или парк с целью наблюдения за весенними изменениями в жизни растений и животных.

Наблюдения за развитием растений из семян (на основе ранее заложенных опытов на уроках трудового обучения).

Практические работы: размножение растений черенка­ми (бальзамин, пеларгония и др.), луковицами (амариллис), от­водками (традесканция, плющ), усами (камнеломка); выращива­ние в ящиках или цветочных горшках лука; проращивание клубней картофеля.

Заключение (1ч)

Обобщение знаний о временах года. Летнее закаливание орга­низма.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- вести наблюдения в природе по заданиям «Дневников наблю­дений» и фиксировать их;

измерять температуру воздуха с помощью термометра;

- правильно строить режим дня, выполнять необходимые прави­ла личной гигиены;

- охранять свое здоровье от простудных заболеваний;

- в доступной форме охранять растения и животных;

- ухаживать за комнатными растениями;

- выращивать растения одним из изученных способов.

Учащиеся должны знать:

- характерные признаки лета, осени, зимы, весны своей местно­сти, а также некоторые взаимосвязи в неживой и живой природе;

- особенности, назначение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей своей местности;

- строение, назначение термометра;

- простейшие физические свойства снега и льда;

- названия и различия не менее пяти-шести декоративных травя­нистых растений;

- названия и различия местных растений (не менее трех-четырех деревьев, двух-трех кустарников, трех-четырех травянистых рас­тений);

- особенности и различия деревьев, кустарников, травянистых ра­стений, лиственных и хвойных растений;

- некоторые способы размножения растений (в объеме учебни­ка), цикл развития растения от семени до семени;

- названия и различия пяти-шести комнатных растений;

- простейшие правила ухода за комнатными растениями;

- особенности перелетных и зимующих птиц;

- названии и различия разводимых в данной местности домаш­них животных;

- названия и различия десяти диких животных (черви, членисто­ногие, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери).

IV КЛАСС (34 ч)

Наблюдения (4 ч; в течение года)

Проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями природы. Обобщение данных наблюдений по временам года.

Природа нашего края (26 ч)

Учителю надо иметь в виду, что в данной теме изучается природа своего края.

 

Формы поверхности: равнина, холм, овраг, гора. Поверхность своего края. Погода края. Важнейшие полезные ископаемые (че­тыре-пять), их свойства, добыча, использование. Водоемы, типы водоемов, названия двух-трех водоемов. Использование и охрана водоемов. Вода и ее свойства (цвет, прозрачность, текучесть, запах, вкус, состояния воды, вода — растворитель, очистка воды фильтро­ванием). Круговорот воды в природе. Почва, ее состав, виды почв. Значение и охрана почв.

Растительный и животный мир водоемов, лесов, полей и лугов (для изучения берутся те из перечисленных ландшафтов, которые преобладают в данной местности). Охрана растений и животных в области (крае, республике). Что дает наш край стране?

Участие детей в общественно полезном труде при охране при­родных объектов.

Экскурсии (3). Ознакомление с формами поверхности и по­лезными ископаемыми; ознакомление с особенностью местного во­доема, его использованием и охраной; ознакомление с растениями и животными поля, луга или леса.

Работа с натуральными объектами: полезные ис­копаемые своего края, растительность леса, полевые культуры (один урок отводится на знакомство с растениями дикого ланд­шафта, другой — с растениями культурного ландшафта).

Заключение (4ч) Обобщение и систематизация знаний.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- определять с помощью опытов изученные физические свойства воды, местных почв;

- различать три-четыре растения леса, поля, луга, водоема; пять-шесть животных своей местности;

- вести наблюдения в природе по заданиям, фиксировать их в «Дневниках наблюдений»;

- пользоваться метеорологическими приборами (термометром и флюгером), простейшим лабораторным и экскурсионным оборудо­ванием;

- собирать простейшую установку для опыта;

- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и сель­скохозяйственных работ, предусмотренных программой;

- охранять растения и животных;

- сажать цветы, кусты и деревья;

- культурно вести себя в природе.

Учащиеся должны знать:

- некоторые особенности природы своей местности (поверхность, погода и ее изменения по временам года, почвы, полезные иско­паемые, водоемы, растения, животные);

- особенности труда людей своей местности;

- некоторые физические свойства наиболее важных трех-четырех местных полезных ископаемых;

- физические свойства воды (цвет, запах, вкус, прозрачность, те­кучесть, три состояния воды, вода — растворитель);

- физические свойства местных почв (наличие в почве воды, воз­духа, глины, песка, минеральных солей, перегноя);

- названия трех-четырех растений леса, поля, луга, водоема; пя­ти-шести животных своей местности1;

мероприятия по охране природы своей местности.

1 Количество объектов указано дополнительно к тому, что учащиеся знали из III класса.

V КЛАСС (102 ч)

Наблюдения ( 4 ч; в течение года)

Продолжение наблюдений за погодой и сезонными явлениями природы. Обобщение данных наблюдений по временам года.

Ориентирование на местности. План и карта (12 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Ориентирование на местности по солнцу и компасу. Строение компаса. Правила пользования ком­пасом. Нахождение сторон горизонта по природным признакам. План и карта.

Практические работы: определение сторон горизонта по солнцу, определение сторон горизонта по компасу; работа с планом.

Наша Родина — СССР. Административные центры. Столица СССР — Москва, столицы союзных республик.

Введение (2ч)

Тела, вещества, явления природы. Для чего и как человек изу­чает природу.

Практические работы: организация наблюдений за по­годой, наблюдения в двадцатых числах каждого месяца за изме­нением высоты Солнца над горизонтом и происходящими в связи с этим сезонными изменениями в природе. Демонстрация модели флюгера и способа определения направления ветра.

Земля и другие небесные тела (12 ч)

Солнечная система. Солнце — звезда, источник света и тепла для Земли. Прямолинейное распространение света.

Планеты. Планета Земля, расстояние от Земли до Солнца, сравнительные размеры Земли и Солнца, форма Земли; вид Земли из космоса, глобус — модель Земли; полюсы, экватор.

Движение Земли: вращение Земли вокруг оси —причина смены дня и ночи; годовое движение Земли вокруг Солнца — смена вре­мен года.

Луна —спутник Земли. Расстояние до Земли; размеры Луны по сравнению с Землей; поверхность Луны; почему не видна об­ратная сторона Луны.

Звезды. Созвездия.

Изучение космоса человеком. Ю. А. Гагарин —первый космо­навт Земли.

Практические работы: обучение умению показывать на глобусе и карте полушарий полюсы, экватор, северное и южное полушария, линии направления север—юг, запад—восток. Обуче­ние ориентированию по Полярной звезде.

Демонстрация теллурия для объяснения годового движения Земли вокруг Солнца.

Воздух (12 ч)

Воздух — смесь газов: азот, кислород, углекислый газ. Приме­си в воздухе. Свойства воздуха: бесцветность, прозрачность, малая теплопроводность, упругость, расширение при нагревании и сжа­тие при охлаждении. Как человек использует свойства воздуха.

Нагревание воздуха от поверхности суши и воды. Изменение температуры воздуха с высотой.

Движение воздуха — ветер. Работа ветра в природе.

Погода. Изменчивость погоды. Местные признаки изменения погоды. Зачем нужны прогнозы погоды.

Значение воздуха для жизни на Земле; необходимость его ох­раны от загрязнения.

Практические работы: по календарю погоды провести сравнение погоды разных дней.

Демонстрация опытов: 1) свойство кислорода поддерживать го­рение; 2) воздух занимает место; 3) воздух сжимаем и упруг; 4) изменение объема воздуха с изменением температуры; 5) дви­жение теплого и холодного воздуха.

Вода (10 ч)

Свойства воды как жидкости. Изменение объема воды при на­гревании и охлаждении. Три состояния воды. Переход воды из од­ного состояния в другое в зависимости от температуры. Образова­ние облаков и осадков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.138 с.)