Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нотная запись и пение по нотам

Поиск

Дети должны знать названия нот и уметь петь мелодии в по­степенном движении на нескольких звуках (в пределах первой октавы).

Различать на слух несложные песни и попевки.

Дети должны знать и понимать знаки нотной записи, нотный стан (скрипичный ключ, ноты на линейках и между ними). Знать обозначения длительности звуков (четверть, восьмая, половинная); уметь записывать и петь по нотам простые мелодии.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- правильно и быстро находить нужный темп ходьбы и бега в соответствии с характером, размером и строением музыкального произведения;

- различать двух-, трех- и четырехдольный размер, двухчастную и трехчастную формы в музыке, отмечать в движении метр, ак­центы, ритмический рисунок;

- слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой музыкальных фраз и частей;

- различать основные характерные движения некоторых танцев народов СССР;

- следить за движением мелодии при исполнении песни;

- различать мелодию и сопровождение в песне и в инструмен­тальном произведении;

- исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;

- исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохра­няя ансамбль.

Учащиеся должны знать:

- элементарные сведения о нотной записи: нотный стан, счет линеек, скрипичный ключ, запись нот на нотном стане на линейках и между линейками;

- Государственный гимн СССР, революционные песни и песни гражданской и Великой Отечественной войн.

V КЛАСС (35 ч)

ПЕНИЕ

Вокально-хоровые навыки. Уметь петь в диапазоне сим ~ре-2. Соблюдать при пении правильную певческую установку. Уметь петь звонким голосом; напевные, плавные песни исполнять легко, мягко, но не вяло; в отрывистых песнях сохранять мягкость.

Уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы. Уметь правильно форсировать гласные и четко произно­сить согласные. Уметь петь в унисон, чисто, слитно, ритмично, вы­разительно.

Уметь петь выученные песни всем классом, подгруппами с со­провождением и а капелла. Уметь легко исполнять мелкие дли­тельности в песнях быстрого темпа. Ясно п четко произносить трудные звуковые сочетания.

Музыкальный материал

1. Певческие упражнения.

Пение упражнений по звукоряду вверх, вниз, по звукам трезву­чий, интервалов.

Использовать прибаутки, скороговорки:

У сосенки-сосенки выросли опенки.

Роет землю старый крот, разоряет огород.

Сыворотка из-под простокваши.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с тво­рогом.

 

2. Разучивание песен.

Встало солнце. Муз. 3. Компанейца, сл. Л. Кондрашенко,

* Дубинушка. Трудовая песня.

Зимний вечер. Муз. М. Яковлева, сл. А. Пушкина.

Солнце, в дом войди. Грузинская народная песня. Обр. Д. Аракишвили.

* Ах вы, сени, мои сени. Русская народная песня (а капелла),

* Петушок. Латышская народная песня.

* Отважная песня. Муз. 3. Компанейца, сл. Л. Кондрашенко.

* Наша школьная страна. Муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.

Эх, хорошо! Муз. И. Дунаевского, сл. В. Шмидтгофа.

В буденовке-шапке. Муз. М. Зива, сл. В. Коростылева.

Звонкая песня. Муз. и сл. А. Негго.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Дети слушают русские народные песни, определяют их идейное и художественное значение, выявляют особенности музыкального языка. Использование народной песни в творчестве композиторов. Дети знакомятся с музыкой Э. Грига. Знакомятся с певческими голосами: сопрано, тенор, бас.

Музыкальный материал

Русские народные песни

Ой, да ты, калинушка. Рекрутская песня.

Про татарский полон. Историческая песня.

Дубинушка. Трудовая песня.

Про Добрыню. Былина.

 

Русская народная песня в творчестве композиторов

Я с комариком. Былина о птицах. Из «Восьми народных песен для симфонического оркестра» А. Лядова.

Во поле березонька стояла. Из финала IV симфонии (фраг­мент) П. Чайковского.

Сеча при Керженце. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже».

Хор «Высота». Из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова!

 

Зарубежлая музыка

Утро. В пещере горного короля. Танец Анитры из первой сюи­ты «Пер Поит» Э. Грига.

Шествие гномов. Норвежский танец. Муз. Э. Грига.

Полонез до минор. Мазурка. Муз. Ф. Шопена.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

Уметь определять характер музыки в связи с содержанием про­изведении (веселая, грустная, шуточная, торжественная, маршеобразная); различать смену частей в двух- и трехчастном произве­дении.

Различать на слух законченность и незаконченность мелодий, определять тонику как главный устойчивый звук и петь ее "(до, фа, соль); петь мажорную и минорную гаммы. Уметь на слух вы­делять сильную долю в музыкальном отрывке. Иметь представление о тактовом черте и о такте, размерах 2/4, 3/4. Знать дли­тельности (целые, половинные, четверти, восьмые), уметь поль­зоваться ими при пении по нотам.

Иметь представление о жанрах русской народной песни (бы­лина, историческая песня, обрядовая, хороводная), их обработках.

Нотная запись и пение по нотам

Знать расположение нот: до1 — до2; следить по нотам за мело­дией при разучивании песен в пределах до\—до2; узнавать вы­ученные песни по потной записи; определять исполнение учителем мелодии (4- 5 звуков) в знакомом диапазоне; уметь петь упраж­нения, части песен в до мажоре в пределах звукоряда до1до2 и ля миноре.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- петь хором, выполняя требования художественного исполнения;

- ясно и четко произносить слова в песнях подвижного харак­тера;

- исполнять песни без сопровождения.

Учащиеся должны знать:

- основные жанры русских народных песен и песен пародов СССР;

- особенности музыкального цикла народной песни, ее идейное и художественное содержание;

- запись нот на добавочных линейках, запись размера, деление на такты, такт и тактовую черту, запись длительностей (целая, половинная, четверть, восьмая).

VI КЛАСС (35 ч)

ПЕНИЕ

Уметь петь в диапазоне лямре2. Петь напевно, звонко. При пении не допускать резкого, форсированного звучания. Экономно расходовать дыхание при исполнении напевных песен, петь на одном дыхании более длинные фразы в медленном темпе. В отры­вистых, быстрых песнях уметь брать быстрый вдох. Уметь петь песни с элементами двухголосия.

Уметь петь песни без сопровождения всем классом и отдель­ными группами.

Музыкальный материал

Дружное наше звено. Муз. И. Дунаевского, сл. Ц. Солодаря.

Светлячок. Грузинская народная песня (двухголосно).

* Ой, по-над Волгой. Современная народная песня. Обр. В. Локтева (двухголосно).

* Бородино. Обр. М. Иорданского, ел. М. Лермонтова (двухголосно, а капелла).

* Сусанин. Русская народная песня (двухголосно).

Ой, ты, Волга-реченька. Современная 'русская народная песня (двухголосно, а капелла).

* Пионер шагает по планете. Муз. Е. Тиличеевой, сл. В, Коркипа.

Орленок. Муз. В. Белого, сл. Я. Шведова.

Ты, соловушка, умолкни. Муз. М. Глинки, сл. В. Забеллы

* Песня о Ленине. Муз. А. Новикова, сл. Р. Севянина.

* Варшавянка. Старая революционная песня.

Хор птиц из оперы «Снегурочка». Муз. Н. Римского-Корсакова.

Я держу путь в страну свободы. Негритянская народная песня. Обр. Т. Попатенко, пер. Ю. Хазанова.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Краткое знакомство с музыкой западноевропейских компози­торов.

Становление оперы и симфонии. Знакомство с оперой и ее эле­ментами: увертюра, ария, речитатив, хоры, танцы.

Симфонический оркестр: группы инструментов, их звучание и выразительное значение. Роль дирижера.

Знакомство с симфоническим творчеством Л. Бетховена, герои­ка его музыки.

Знакомство с творчеством М. Глинки, основоположником: рус­ской классической музыки. Особенности его творчества: патрио­тизм, народность, национальный эпос.

Знакомство с творчеством Н. Римского-Корсакова. Отличи­тельные особенности его творчества: интерес к истории народа, к, фольклору (былинам, сказкам, песням).

Знакомство с общественно-музыкальной деятельностью и твор­чеством

Д. Кабалевского. Знакомство с его музыкой для детей.

Музыкальный материал

Зарубежная музыка

В. Моцарт. 40-я симфония соль минор.

Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». V симфония (фрагменты).

Русская музыка

М. Глинка. Мазурка, романс Антониды, ария Сусанина, сцена в лесу, заключительный хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»; увертюра из оперы «Руслан и Людмила».

Н. Римский-Корсаков. Вступление, ария Снегурочки, 3-я песня Леля из оперы «Снегурочка»; вступления «Океан — море синее», песня Садко «Ой ты, темная дубравушка», колыбельная Волховы, хор «Высота», песня Варяжского гостя, песня Индийского гостя из оперы «Садко».

Советская музыка

Д. Кабалевский. III концерт для фортепиано с оркестром (2-я часть); Реквием-хор «Наши дети»; увертюра к опере «Мастер из Кламси».

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

Расширение знаний и навыков в области лада и метроритма. Уметь различать на слух мажорное и минорное трезвучие, тон и полутон (от одного звука). Размер 4/4.

Нотная запись и пение по нотам.

Уметь разучивать песни по нотам. Знать знаки альтерации (диез, бемоль, бекар), правила их употребления.

Знать и понимать знаки при ключе. Знать ноты: четверть с точкой, паузы ½, ¼, 1/8.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свобод­ным звуком на всем диапазоне;

- исполнять ряд музыкальных произведений с элементами двухголосья;

- разучивать песни по нотам.

Учащиеся должны знать:

- звучание мажорного и минорного звукорядов и трезвучий;

- знаки альтерации (диез, бемоль, бекар), правила их употреб­ления;

- знаки при ключе;

- основные этапы творческой биографии композиторов: Л. Бет­ховена,

Н. Римского-Корсакова, М. Глинки, Д. Кабалевского.

VII КЛАСС (35 ч)

ПЕНИЕ

Вокально-хоровые навыки: петь в диапазоне лямми2 (девоч­ки) и мим — до1 (мальчики).

Петь двухголосные упражнения и песни с элементами двухголосия. Петь песни и упражнения а капелла. Петь песни вырази­тельно, выполняя динамические оттенки в пределах от p до f. Понимать дирижерский жест: разновременное вступление и окон­чание, повышение и понижение звука. Чисто интонировать хроматизмы в песнях и упражнениях.

Музыкальный материал

* Родная страна. Муз. В. Локтева, сл. О. Высотской.

* Интернационал. Муз. П. Дегейтера, сл. Э. Потье, русский текст А. Кода.

* Посвящение. Муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.

* Мы твои, революция. Муз. Г. Подельского, сл. Л. Дербенева.

Было время грозовое. Муз. А. Фаттаха, сл. В. Коркина.

* Песня о первом пионерском отряде. Муз. А. Долуханяна, сл. С. Рунге.

Караваны птиц надо мной летят. Муз. Г. Жуковского, сл. А. Фатьянова.

Христо Ботев. Болгарская народная песня. Обр. М. Иордан­ского.

Песня о Тбилиси. Муз. А. Айвазяна, сл. Г. Строганова.

Солнце скрылось за горою. Муз. М. Блантера, сл. А. Коваленкова.

* Горные вершины. Муз. В. Варламова, сл. М. Лермонтова.

* Счастье. Муз. Д. Кабалевского, сл. О. Высотской.

Узник. Русская народная песня. Сл. А. Пушкина (а капелла).

* Гремят барабаны. Муз. Л. Бетховена, русский текст С. Болотина.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Знакомство с творчеством композиторов:

А. Бородин. Краткие сведения о жизни и творчестве; интерес к богатырским образам русского народа; продолжение традиций М. Глинки.

М. Мусорский. Знакомство с творчеством: народность его произведений их новаторство.

П. Чайковский. Краткое знакомство с жизнью и творчеством. Отражении внутреннего мира человека в произведениях компо­зитора.

Д. Шостакович. Общественное значение произведений; отраже­ние в них идей советского патриотизма, борьбы за мир.

Музыкальный материал

Русская музыка

А. Бородин. Увертюра, ария князя Игоря, ария Кончака, хор «Слава» (фрагмент) из оперы «Князь Игорь»;

Богатырская сим­фония (II часть); «Песня темного леса» (романс).

М. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов, Баба-Яга, Богатырские ворота из сб. «Картинки с выставки»; пролог «Коло­кола» (фрагмент), песня Юродивого, хор «Расходилась, разгуля­лась» из оперы «Борис Годунов»; вступление «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина».

П. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром (фраг­менты I и III части); увертюра, хор «Девицы-красавицы» из оперы «Евгений Онегин»; IV симфония (фрагменты).

Советская музыка

Д. Шостакович. VII симфония (1-я часть), XI симфония (фраг­менты), романс из музыки к кинофильму «Овод».

С. Прокофьев. Фрагменты из кантаты «Александр Невский» и балета «Ромео и Джульетта».

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

Расширение знаний в области лада и метроритма. Уметь раз­личать на слух мажорные и минорные трезвучия.

Иметь общее понятие о параллельных тональностях: до ма­жор — ля минор, соль мажор — ми минор, фа мажор — ре минор.

Знать понятие «интервал», размер 6/8.

Нотная запись

Уметь петь разучиваемые песни по нотам. Понимать значение ключевых знаков альтерации на примере диеза в соль мажоре, бемоля в фа мажоре. Знать запись целых нот и уметь ими пользоваться.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- эмоционально использовать песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;

- применять полученные умения и навыки при художественном исполнений музыкальных произведений;

- исполнять ряд музыкальных произведений двухголосно;

- пользоваться записью целых нот.

Учащиеся должны знать:

- расположение нот на нотном стане в диапазоне ля2 — ре2;

- значение ключевых знаков альтерации;

- запись целых нот;

- различать на слух мажорные и минорные трезвучия;

- иметь понятия о параллельных тональностях;

- основные этапы творческой биографии композиторов: А. Боро­дина, М. Мусоргского, П. Чайковского, Д. Шостаковича, С. Про­кофьева.

ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.92 (0.01 с.)