III. Основные направления работы по развитию речи учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Основные направления работы по развитию речи учащихся



Основные направления Содержание работы
1. Овладение нормами литературного языка 1. Работа над усвоением учащимися орфоэпическими, лексическими, грамматическими языка и стилистическими нормами речи. 2. Предупреждение и преодоление просторечного произношения и просторечного употребления слов и словоформ
2.Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся 1. Семантизация и актуализация слов. 2. Обучение пользованию словарями различных типов. 3. Обучение построению различных синтаксических конструкций и употреблению их в соответствии с особенностями жанра и стиля создаваемого текста.
3. Обучение различным видам речевой деятельности 1. Обучение слушанию, чтению (по смыловому восприятию текста). 2. Обучение говорению и письменной речи (по созданию текста или связного высказывания). 3. Развитие всех функционально-смысловых типов речи учащихся (описания, повествования, рассуждения). 4.Развитие и совершенствование стилистических разновидностей речи учащихся.

 

 

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вид речевой деятельности Тип речевой деятельности Речевые разновидности
Активные виды Говорение 1. Диалогическая речь. 2. Монологическая речь: а) описание, повествование, рассуждение; б) творческие высказывания: рассказ, пересказ, устное рисование, устное публичное выступление; в) развернутые ответы по грамматике.
Письмо (письменная речь) Монологическая речь: а) описание, повествование, рассуждение; б) стилистические и жанровые разновидности (репортаж, письмо, интервью, конспект, тезисы, объявление и др.) в) изложение, сочинение
Пассивные виды Аудирование (слушание) 1. Глобальное восприятие. 2. Детальное восприятие. 3. Критическое восприятие.
Чтение 1. Изучающее чтение. 2. Ознакомительное чтение. 3. Просмотровое чтение.

 

МЕТОДИКА ОРФОГРАФИИ

Методика орфографии - это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков.

 

Цель обучения орфографии Формирование относительного уровня орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания.
Задачи обучения орфографии · - познакомить школьников с основными орфографическими понятиями; · - сформировать у учащихся орфографические умения на основе этих понятий; · - научить писать слова с непроверяемыми орфограммами; · - сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарем; - создать необходимые условия (предпосылки) обучения школьников орфографии.
Содержание обучения Орфографические понятия. В программу для V класса включены два понятия: орфограмма и орфографический словарь. В учебниках (в материалах для наблюдений, в заданиях к упражнениям) используются следующие понятия: орфограмма-буква, орфограмма-пробел, слитное написание, раздельное написание, дефис, вид орфограммы, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма (или непроверяемое написание), условия выбора орфограммы, опознавательные признаки орфограмм. Остальные понятия: написание, неорфограмма, орфографическая ошибка, буквенная орфограмма, небуквенная орфограмма, черточка при переносе - используются учителем в учебном процессе. Орфографический факт - это отдельное языковое явление, правописание которого запоминается учеником "в лицо", а также языковое явление, с помощью которого обосновывается то или иное написание в слове. Орфографическими фактами являются и слова с непроверяемыми орфограммами. Орфографическими фактами являются также отдельные морфемы, орфограммы, которые изучаются в школе, например приставки на з и с, пре- и при-, не- и ни-; суффиксы -ек (-ик), -ок (-ек); корни -кос- (кас-), -гор- (-гар-) и др.; отдельные служебные слова, например союзы чтобы, также, частицы -ка, -то. Орфографические правила. Орфографическое правило - это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы1. Формулировки орфографических правил в зависимости от способа перечисления условий выбора бывают двух видов: констатирующие и регулирующие. В констатирующих орфографических правилах перечисляются условия выбора орфограммы или условия запрета на какое-либо написание. В регулирующих орфографических правилах указываются способы действий учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний. Орфографические умения и навыки. Умения и навыки - это интеллектуально-моторные действия учащихся. В работе по орфографии они проявляются в выборе детьми орфограмм и в фиксации их в письменном слове. В школе формируются следующие виды орфографических умений и навыков: · - нахождение в словах орфограмм; · - написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями; · - обоснование орфограмм; · - нахождение и исправление орфографических ошибок.
Орфографическая память Слуховая память заключается в запоминании на слух фонем в морфемах. Осуществляется их запоминание в процессе письма, т.е. при передаче фонем с помощью букв. На уроках для этого используются различные виды диктантов. Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании. На уроках зрительная память проявляет себя при использовании различных видов списывания, а также диктантов со зрительной подготовкой. Речедвигательная (кинестетическая) память опирается на послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого закрепляется фонемный состав изучаемого слова в мускульных движениях органов речи. Речедвигательная память используется при обучении детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами. Моторная память заключается в многократной записи одного и того же слова учеником. Методика и школьный опыт не располагают данными о количестве необходимых повторных записей того или иного слова.
Развитие у учащихся орфографической зоркости Выбор правильных написаний в словах начинается с нахождения в них орфограмм в соответствии с их приметами. Приметами, или опознавательными признаками орфограмм, являются следующие особенности слов: фонетические (безударность гласной, шипящие, ц, и др.), лексико - грамматические (собственные имена и собственные наименования и др.), лексические (предлоги, союзы, частицы), структурные (наличие некоторых приставок, суффиксов, сложные слова).
Принципы методики орфографии Общие принципы: - опора на связь изучения орфографии с изучением грамматики и фонетики, что определило параллельно рассредоточенное ознакомление с орфографическим материалом при изучении фонетического, морфемного, словообразовательного и морфологического материала; - опора на опознавательные признаки орфограмм. Частные принципы: - принцип сопоставления звуков слабой позиции со звуками сильной позиции в определенной морфеме; - сопоставление звука и его фонетического окружения; - принцип сопоставления собственного имени и собственного наименования и нарицательного имени; - сопоставление семантики слова и структуры слова; - принцип сопоставления части речи и члена предложения; - принцип наблюдения над слоговым составом слова.
Орфографические упражнения 1. Списывание (осложненное или неосложненное). 2. Различные виды диктантов. 3. Изложения и сочинения. 4. Орфографический разбор. 5. Для обучения школьников умению писать слова с непроверяемыми орфограммами используются - послоговое орфографическое проговаривание слова; - многократная запись слова; - этимологический анализ слова; - составление таблиц из слов с непроверяемыми орфограммами; - подбор однокоренных слов.

 

 

МЕТОДИКА ПУНКТУАЦИИ

Методика пунктуации - раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся пунктуационных умений и навыков.

 

Цели обучения пунктуации Сформировать у учащихся относительную пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего - адекватно с пишущим понимать написанное.
Задачи обучения пунктуации Познавательные задачи: - раскрытие назначения пунктуации и знаков препинания; - знакомство с основной единицей пунктуации - пунктуационно-смысловым отрезком и типами смысловых отрезков; - ознакомление с функциями знаков препинания, условиями их постановки и опознавательными признаками смысловых отрезков, требующих выделения их знаками препинания; - усвоение пунктуационных правил, включенных в программу. Практические задачи: - развить у учащихся пунктуационную зоркость; - научить расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами; - развить умение обосновывать выбор знаков препинания; - научить детей находить пунктуационные ошибки и исправлять их.
Содержание работы 1. Пунктуационные понятия: - пунктуационно-смысловой отрезок; - пунктуационная норма - узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении и в тексте; - для выделения смысловых отрезков в устной речи используется интонация (ритмомелодика), а в письменной - особые графические средства, называемые знаками препинания, которые делятся на предложенческие (запятая, скобки и др.) и текстовые (абзацный отступ, черта под текстом страницы для отделения ее от сноски и др.). Некоторые знаки препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие) выполняют двоякую роль: употребляются и в предложении (в функции завершения), и в тексте (в функции разделения). 2. Пунктуационное правило. Перечень условий выбора места для знака и выбора необходимого знака включается в особую инструкцию, которая называется пунктуационным правилом. Каждому пунктуационному правилу соответствует свой смысловой отрезок, выделяемый знаками препинания. Пунктуационные правила либо разрешают постановку знака (знаков) препинания, либо запрещают. Первый вид правил называется позитивным, второй - негативным. 3. Пунктуационные умения.В школе формируются следующие виды пунктуационных умений: - находить в коммуникативных единицах смысловые отрезки, требующие выделения их знаками препинания; - ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами; - обосновывать выбор места для знака и выбор необходимого знака препинания; - находить пунктуационные ошибки и исправлять их.
Формирование пунктуационной зоркости В коммуникативных единицах - предложении и тексте - имеются приметы, по которым можно обнаружить смысловой отрезок и выявить его границы - опознавательные признаки. Опознавательными признаками являются морфологические особенности смысловых отрезков: наличие причастий, деепричастий, междометий, союзов, отдельных частиц; синтаксические особенности: наличие двух и более грамматических основ, осложняющих простое предложение элементов (обращений, вводных слов, обособлений, чужой речи, однородных рядов); звуковые (ритмомелодические) особенности: звательная, предупредительная, перечислительная и другие виды интонации; смысловые особенности: причина, противопоставление, последовательность и др.
Структура школьного курса пунктуации   Пунктуация в связи с ее прикрепленностью к коммуникативной единице - предложению - изучается параллельно с синтаксисом. 1. Элементарный этап. Элементарные сведения по пунктуации даются в начальных классах в виде перечня отдельных знаков препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая) и некоторых пунктуационных правил об употреблении знаков препинания в конце предложения, о запятой между однородными членами, не соединенными союзами, соединенными союзами а и но. Пропедевтический этап. Следующей ступенью изучения пунктуации является V класс, в котором сообщаются пропедевтические сведения по пунктуации как простого, так и сложного предложения: знаки препинания в конце предложения; запятые между однородными членами при бессоюзии, с союзами а, но и одиночным союзом и, двоеточие после обобщающего слова; знаки препинания при обращении; запятая между простыми в сложном предложении, при бессоюзии и с союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что; знаки препинания при прямой речи, стоящей до и после слов автора; тире перед репликами в диалоге. В VII классе добавляются сведения о постановке запятых при причастном и деепричастном оборотах. Основной этап. Систематическая работа по пунктуации реализуется в VIII-IX классах. При этом в VIII классе ведется работа над пунктуацией простого предложения и предложений с прямой речью. Сочетается повторение пройденных в V и VII классах пунктуационных норм с новыми вариантами этих норм, а также вводятся новые смысловые единицы - обособленные члены предложения и вводные слова, словосочетания и предложения. В IX классе изучаются правила разделения знаками препинания простых предложений в сложном.
Принципы методики пунктуации Принцип наблюдения над логико-предметной информацией, выраженной в предложении. Принцип наблюдения над структурой предложения Принцип наблюдения над ритмомелодикой предложения.
Пунктуационные упражнения 1. Списывание (осложненное, неосложненное). 2. Различные вида диктантов. 3. Изложения и сочинения. 4. Пунктуационный разбор. 5. Графический диктант.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.008 с.)