Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Методика преподавания русского языка
Похожие статьи вашей тематики
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Таблицы, справочные материалы, схемы
Методическое пособие для студентов
КАЗАНЬ 2013
I. Методика преподавания русского языка как наука
Основные характеристики
| Содержание
| Предмет
| Процесс обучения русскому языку.
| Обучение включает в себя
| 1. Содержание обучения, языковой материал, который изучается
2. Деятельность учителя по отбору и подаче материала учащимся, по организации их учебного труда.
3. Деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков.
| Задачи методики
| 1. Определение целей и задач обучения русскому языку (зачем обучать?)
2. Определение содержания обучения, обоснование и составление программы, учебников и учебных комплексов (чему учить?)
3. Разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков, методических пособий, учебного оборудования (как учить?)
4. Определение критериев оценки, методов контроля (как контролировать усвоенное?)
| Методы исследования
| 1.Эксперимент: методический (констатирующий, поисковый, формирующий, контрольный), лингвистический
2. Изучение истории школы и методических учений
3. Теоретический анализ литературы по методике преподавания, анализ языка в учебных целях,
4. Моделирование учебно-воспитательного процесса
5. Диагностика и прогнозирование трудностей в обучении
6. Исследование уровня речевого развития учащихся
7. Изучение опыта работы отдельных школ и передовых учителей
8. Письменные работы
9. Тестирование
10. Анкетирование
11. Беседы и интервью
12. Анализ документации.
|
Теоретические основы
Методики преподавания русского языка
Методологическая основа
| Психологические основы
| Педагогические основы
| Лингвистические основы
| Философия
| Общая психология
Возрастная психология
Педагогическая психология
| Теория обучения (дидактика)
Теория воспитания
| Наука о русском языке
Родной язык
| Взаимосвязь языка и мышления
Формирование мировоззрения
Теория познания
| Мыслительные операции
Механизмы памяти
Психофизиологическая основа речевых навыков, навыков беглого письма и чтения
Основные этапы речевой деятельности
Психологические особенности школьника
Психологическое обоснование методов и приемов обучения
| Теория принципов обучения
Теория методов
и приемов обучения
Теория урока
| Фонетика
Лексикология, лексикография
Морфемика, словообразование
Морфология
Синтаксис
Орфография и пунктуация
Стилистика
Теория речевой деятельности
|
Методологическая основа (философия )
Дидактические основы
Принципы обучения
Принципы
| Разновидности принципов
| 1. Общедидактические принципы обучения
| 1.Принцип научности
2. Принцип доступности
3. Принципы систематичности и последовательности
4. Принципы преемственности и перспективности
5. Принцип связи теории с практикой
6. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся
7. Принципы сознательности и активности в обучении
8. Принцип наглядности в обучении
9. Принцип прочности знаний учащихся
10. Принцип развивающего обучения
11. Принцип воспитывающего обучения
12. Принцип учета особенностей родного языка при обучении русскому языку
| 2. Общеметодические принципы обучения
| 1. Экстралингвистический принцип
2. Функциональный принцип
3. Структурно-семантический принцип.
4. Принцип межуровневых и внутриуровневых связей
5. Нормативно-стилистический принцип
6. Исторический принцип
| 3. Частнометодические принципы обучения
| 1. При изучении фонетики:
-опора на речевой слух учащихся;
- рассмотрение звука в морфеме;
- сопоставление звуков и букв.
2. При изучении лексики и фразеологии:
- лексико-грамматический;
- системный;
- контекстный;
- лексико-синтаксический.
3. При изучении морфемики и словообразования:
- структурно-словообразовательный;
- лексико-словобразовательный;
- мотивационный.
4. При изучении морфологии:
- лексико-грамматический;
- парадигматический;
- морфолого-синтаксический.
5. При изучении синтаксиса:
- морфолого-синтаксический;
- интонационный.
|
Методы и приемы обучения
Метод обучения – способ деятельности преподавателя и учащихся по реализации поставленной цели и задач учебного процесса (А.Н.Щукин).
Метод обучения – система функционально объединенных ведущей идеей частнометодических принципов, моделирующих стратегию обучения какому-либо виду речевой деятельности (Е.И.Пассов)
Методы обучения – упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников (Зверев Н.Д.)
Классификация методов по пути познания и способам мышления (философская)
| Психологическая классификация методов
| Методы обучения с учетом последовательных действий учителя (педагогическая классификация)
М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер
| 1. Индукция и дедукция
2. Аналогия, сопоставление и противопоставление
3. Анализ и синтез
| 1. Рецептивные
2. Репродуктивные
3. Продуктивные
| 1. Объяснительно-иллюстративный
2. репродуктивный
3. Проблемное изложение
4. Частично-поисковый (эвристический)
5. Исследовательский
|
Приемы обучения
Приемы обучения – устойчивые, наиболее обобщенные, стандартизированные и повторяющиеся действия, направленные на решение какой- либо частной задачи.
Приемы организации тренировки
| Приемы организации применения учебного материала
| Подстановка, группировка, вставка окончаний, вставка слов в нужной форме, перестановка, составление словосочетаний, составление предложений по структурным схемам, употребление одних форм слова вместо других, замена синтаксических конструкций синонимичными, составление предложений с использованием изучаемых грамматических явлений и т.п.
| Постановка вопросов и ответы на них, составление диалогов с опорой на диалог-образец и без опоры на него, составление связных высказываний по аналогии, по данной теме, с использованием опорных слов и без них,, описание картин, рассказ по новому сюжету, составление связного высказывания на основе комбинирования материала нескольких текстов, по заданной ситуации, составление высказывания в условиях неподготовленной речи, оценочных высказываний по просмотренному фильму, прочитанной книге, письменное изложение прочитанного или прослушанного текста, составление рефератов и тезисов, разбивка текста на смысловые отрезки, озаглавливание текста, составление плана, пересказ содержания текста полностью или выборочно и т.п.
| Реализуются в подстановочных, подстановочно-трасформационных, аналитических, конструктивных упражнениях.
| Реализуются в упражнениях предречевого и речевого характера.
|
Виды уроков русского языка
Классификация Е.А.Бариновой
| По цели урока:
1. Урок первичного усвоения знаний.
2. Урок закрепления знаний и навыков.
3. Урок обобщающего повторения.
4. Урок контроля, или проверки знаний, умений и навыков.
| Классификация М.И.Махмутова
| По цели урока:
1. Урок изучения нового материала.
2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
3. Урок обобщения и систематизации.
4. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
| Классификация М.Т.Баранова
| По цели урока:
Обучающие уроки:
1.Урок сообщения нового материала.
2. Урок формирования умений.
3.Урок повторения пройденного.
4. Урок работы над ошибками.
Контрольные уроки:
1. Урок контроля за усвоением знаний и учебно-языковых умений.
2. Урок контроля за овладением орфографической и пунктуационной грамотностью.
3. Урок контроля за овладением навыками связной речи.
| Классификация А.В.Текучева
| По цели урока:
1. Урок сообщения новых знаний.
2. Урок закрепления (повторения, обобщения).
3. Урок проверки (контроля) знаний и навыков.
По содержанию урока:
1. Уроки грамматики и развития речи.
2. Уроки фонетики и орфоэпии.
3. Уроки по изучению лексики и фразеологии.
4. Уроки по изучению состава слова и словообразования.
5. Уроки орфографии.
6. Уроки пунктуации.
7. Уроки развития речи.
|
Формы уроков русского языка
1. Уроки в форме соревнований и игр
| Урок-конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.
| 2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике
| Урок-исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.
| 3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала
| Урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-"дублер начинает действовать" и т.д.
| 4. Уроки, напоминающие публичные формы общения
| Урок-пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, "живая газета", устный журнал и т.д.
| 5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций
| Урок-следствие, патентное бюро, ученый совет и т.д.
| 6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно - культурных мероприятий
| Урок-заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.
| 7. Уроки, опирающиеся на фантазию
| Урок-сказка, урок-сюрприз т.д.
| 8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы
| Урок"следствие ведут знатоки", спектакль, "брейн-ринг", диспут и т.д.
| 9. Интегрированные уроки.
| Русский язык и литература, русский язык и МХК, русский язык и история, русский язык и музыка
| 10. Трансформация традиционных способов организации урока
| Урок-лекция, лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.д.
|
УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА
Школьный учебник - это специальная книга, излагающая основы научных знаний по русскому языку и предназначенная для достижения учебных целей.
Учебник и программа имеют общую систему понятий, фактов, общую последовательность их изучения. Но в учебнике в отличие от программы дается трактовка языковых явлений, уточняется содержание изучаемых понятий, включаются упражнения на закрепление знаний, формирование языковых, правописных и речевых умений. Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности. Он содержит описание языковых понятий, фактов и явлений, включает достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений, расположенных в определенной, методически оправданной последовательности, содействует развитию школьников, формированию у них материалистического мировоззрения, воспитанию высоких моральных качеств.
Структура и содержание учебника
Основные характеристики
| Содержание
| 1. Основные функции учебника
| Информационная (в учебнике даются знания).
Систематизирующая (знания представлены в виде определенной системы).
Трансформационная (знания служат для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений).
Воспитательная (все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни).
| 2. Структурные компоненты учебника
| 1.Теоретические сведения о языке в виде текстов. Они делятся на основные и дополнительные. В основных текстах описываются факты и явления языка и речи, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков, выводятся правила и т.п. В дополнительных текстах даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений (или способы применения правил) и т.п.
| 2. Аппарат организации работы. Он включает вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями языка, способствуют систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков.
| 3. Иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы, графические обозначения и т.п.).Он способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев восполняет материал, отсутствующий в тексте.
| 4. Аппарат ориентировки (указатели, заголовки, оглавление). Он помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т.п.
| 3. Лингвистическая база учебника
| 1. Лингвистическая (языковая) единица: форма, значение, употребление в речи.
2.Единицы языка: фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст.
3. Уровни языка: фонетика, лексикология, фразеология, морфемика (состав слова), словообразование, грамматика (морфология и синтаксис).
4. Смежные дисциплины: орфография и пунктуация, история языка, лексикография, русская диалектология, стилистика, общие сведения о языке (теория языка).
5. Части речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, особенности изменения, синтаксическая функция, нормы употребления.
6. Функционально-смысловые типы речи, типовые фрагменты: описание, повествование, рассуждение.
7. Стили речи, жанровые разновидности.
8. Нормы русского литературного языка.
| 4. Способы предъявления информации
| 1. Индуктивный способ в учебнике для 5 класса (материал для наблюдений, вопросы и задания для учащихся к этому материалу и вывод в виде определений и правил).
2. Дедуктивный способ в учебниках для 6-7 классов (новые определения и правила, характеризующие изучаемые явления, упражнения)
3. Индуктивно-дедуктивный способ подачи в учебниках 8-9 классов (сначала выполняется ряд упражнений и заданий для первоначального ознакомления с изучаемым явлением (в основе анализа - его структурные особенности); затем следует дедуктивное изложение, в процессе которого обобщаются сделанные школьниками наблюдения и вводятся новые факты, характеризующие изучаемую единицу. Выбор такого способа подачи нового материала обусловлен целым рядом факторов: сложностью, многоаспектностью изучаемых единиц, разнообразием форм их проявления в языке и речи).
| 5. Учебник - средство овладения умениями
| В учебниках значительное место занимает материал, с помощью которого происходит обучение школьников способам деятельности: даны образцы всех видов разбора, образцы рассуждений при анализе фактов языка, способы применения правил и т.п. Это позволяет научить школьников трансформировать полученные знания в умения и навыки.
| 6. Задания и упражнения
| Умения и навыки формируются в учебнике с помощью заданий и упражнений. Практический материал учебников (упражнения и задания) предусматривает развитие всех специальных умений учащихся: учебно-языковых (учебно-познавательных), правописных (орфографических и пунктуационных) и речевых (нормативных и коммуникативных).
| 7. Реализация в учебнике индивидуализации обучения
| Материалы учебников позволяют дифференцировать задания для различных групп школьников с учетом их индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальный подход может быть реализован как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений.
В теоретической части учебника содержится материал различной степени сложности: материал для самостоятельных наблюдений; материал для ознакомления с определенной информацией в рамках данной темы; теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания; материал для обязательного заучивания; сведения, имеющие сугубо практическое значение.
| 8. Система повторения пройденного в учебнике
| Регулярность повторения - необходимое условие организации учебного процесса. Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи. В них включены специальные разделы, содержащие материалы для повторения изученного на разных этапах процесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения каждой новой темы, в конце изучения темы (или раздела), в конце учебного года. При повторении в начале года и перед изучением новой темы даются задания и упражнения для воспроизведения и уточнения знаний и умений, полученных школьниками на предшествующих этапах работы. При повторении в процессе изучения темы (попутное повторение), а также после ее изучения и в конце года даются задания для закрепления и систематизации пройденного.
| 9. Справочные материалы учебника
| Для этого используется справочный аппарат учебника, который содержит материалы различного характера: списки изученных и изучаемых орфограмм и пунктуационных правил, памятки, в которых даются сведения об условных обозначениях, принятых в учебнике, о том, как самостоятельно готовиться к письменным работам (диктантам, изложениям, сочинениям), как совершенствовать написанное, о порядке проведения различных видов разбора. В учебниках представлены миниатюрные словари ("Пиши правильно", "Произноси правильно", "Толковый словарь"), помогающие школьникам в решении орфографических задач, в освоении норм русского литературного языка. Наличие справочных материалов способствует развитию у учащихся навыков самостоятельного труда, активизирует их познавательную деятельность, облегчает повторение изученного, способствует обобщению знаний и т.п.
| 10. Реализация в учебнике задач формирования научного мировоззрения и воспитания учащихся
| Осмысливая теорию языка, осознавая взаимосвязь всех его уровней, всех разделов, познавая его законы, школьники воспринимают язык как общественное явление, обладающее определенными функциями. Языковые сведения, описанные в учебниках, законы, изученные на уроках, формируют у школьников научное представление о языке, его функциях. Наличие в учебниках вводных тем, содержащих сведения о богатстве русского языка, о его значении в жизни человека, о родственных русскому языку славянских языках, о развитии русского языка в связи с жизнью общества, воспитывает у них любовь к родному языку, способствует осознанию его роли в решении задач, связанных с общением и деятельностью людей.
| .
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вид речевой деятельности
| Тип речевой деятельности
| Речевые разновидности
| Активные виды
| Говорение
| 1. Диалогическая речь.
2. Монологическая речь:
а) описание, повествование, рассуждение;
б) творческие высказывания: рассказ, пересказ, устное рисование, устное публичное выступление;
в) развернутые ответы по грамматике.
| Письмо (письменная речь)
| Монологическая речь:
а) описание, повествование, рассуждение;
б) стилистические и жанровые разновидности (репортаж, письмо, интервью, конспект, тезисы, объявление и др.)
в) изложение, сочинение
| Пассивные виды
| Аудирование (слушание)
| 1. Глобальное восприятие.
2. Детальное восприятие.
3. Критическое восприятие.
| Чтение
| 1. Изучающее чтение.
2. Ознакомительное чтение.
3. Просмотровое чтение.
|
МЕТОДИКА ОРФОГРАФИИ
Методика орфографии - это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков.
Цель обучения орфографии
| Формирование относительного уровня орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания.
| Задачи обучения орфографии
| · - познакомить школьников с основными орфографическими понятиями;
· - сформировать у учащихся орфографические умения на основе этих понятий;
· - научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;
· - сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарем;
- создать необходимые условия (предпосылки) обучения школьников орфографии.
| Содержание обучения
| Орфографические понятия. В программу для V класса включены два понятия: орфограмма и орфографический словарь. В учебниках (в материалах для наблюдений, в заданиях к упражнениям) используются следующие понятия: орфограмма-буква, орфограмма-пробел, слитное написание, раздельное написание, дефис, вид орфограммы, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма (или непроверяемое написание), условия выбора орфограммы, опознавательные признаки орфограмм. Остальные понятия: написание, неорфограмма, орфографическая ошибка, буквенная орфограмма, небуквенная орфограмма, черточка при переносе - используются учителем в учебном процессе.
Орфографический факт - это отдельное языковое явление, правописание которого запоминается учеником "в лицо", а также языковое явление, с помощью которого обосновывается то или иное написание в слове. Орфографическими фактами являются и слова с непроверяемыми орфограммами. Орфографическими фактами являются также отдельные морфемы, орфограммы, которые изучаются в школе, например приставки на з и с, пре- и при-, не- и ни-; суффиксы -ек (-ик), -ок (-ек); корни -кос- (кас-), -гор- (-гар-) и др.; отдельные служебные слова, например союзы чтобы, также, частицы -ка, -то.
Орфографические правила. Орфографическое правило - это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы1. Формулировки орфографических правил в зависимости от способа перечисления условий выбора бывают двух видов: констатирующие и регулирующие. В констатирующих орфографических правилах перечисляются условия выбора орфограммы или условия запрета на какое-либо написание. В регулирующих орфографических правилах указываются способы действий учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний.
Орфографические умения и навыки. Умения и навыки - это интеллектуально-моторные действия учащихся. В работе по орфографии они проявляются в выборе детьми орфограмм и в фиксации их в письменном слове.
В школе формируются следующие виды орфографических умений и навыков:
· - нахождение в словах орфограмм;
· - написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями;
· - обоснование орфограмм;
· - нахождение и исправление орфографических ошибок.
| Орфографическая память
| Слуховая память заключается в запоминании на слух фонем в морфемах. Осуществляется их запоминание в процессе письма, т.е. при передаче фонем с помощью букв. На уроках для этого используются различные виды диктантов.
Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании. На уроках зрительная память проявляет себя при использовании различных видов списывания, а также диктантов со зрительной подготовкой.
Речедвигательная (кинестетическая) память опирается на послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого закрепляется фонемный состав изучаемого слова в мускульных движениях органов речи. Речедвигательная память используется при обучении детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.
Моторная память заключается в многократной записи одного и того же слова учеником. Методика и школьный опыт не располагают данными о количестве необходимых повторных записей того или иного слова.
| Развитие у учащихся орфографической зоркости
| Выбор правильных написаний в словах начинается с нахождения в них орфограмм в соответствии с их приметами. Приметами, или опознавательными признаками орфограмм, являются следующие особенности слов: фонетические (безударность гласной, шипящие, ц, и др.), лексико - грамматические (собственные имена и собственные наименования и др.), лексические (предлоги, союзы, частицы), структурные (наличие некоторых приставок, суффиксов, сложные слова).
| Принципы методики орфографии
| Общие принципы:
- опора на связь изучения орфографии с изучением грамматики и фонетики, что определило параллельно рассредоточенное ознакомление с орфографическим материалом при изучении фонетического, морфемного, словообразовательного и морфологического материала;
- опора на опознавательные признаки орфограмм.
Частные принципы:
- принцип сопоставления звуков слабой позиции со звуками сильной позиции в определенной морфеме;
- сопоставление звука и его фонетического окружения;
- принцип сопоставления собственного имени и собственного наименования и нарицательного имени;
- сопоставление семантики слова и структуры слова;
- принцип сопоставления части речи и члена предложения;
- принцип наблюдения над слоговым составом слова.
| Орфографические упражнения
| 1. Списывание (осложненное или неосложненное).
2. Различные виды диктантов.
3. Изложения и сочинения.
4. Орфографический разбор.
5. Для обучения школьников умению писать слова с непроверяемыми орфограммами используются
- послоговое орфографическое проговаривание слова;
- многократная запись слова;
- этимологический анализ слова;
- составление таблиц из слов с непроверяемыми орфограммами;
- подбор однокоренных слов.
|
МЕТОДИКА ПУНКТУАЦИИ
Методика пунктуации - раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся пунктуационных умений и навыков.
Цели обучения пунктуации
| Сформировать у учащихся относительную пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего - адекватно с пишущим понимать написанное.
| Задачи обучения пунктуации
| Познавательные задачи:
- раскрытие назначения пунктуации и знаков препинания;
- знакомство с основной единицей пунктуации - пунктуационно-смысловым отрезком и типами смысловых отрезков;
- ознакомление с функциями знаков препинания, условиями их постановки и опознавательными признаками смысловых отрезков, требующих выделения их знаками препинания;
- усвоение пунктуационных правил, включенных в программу.
Практические задачи:
- развить у учащихся пунктуационную зоркость;
- научить расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
- развить умение обосновывать выбор знаков препинания;
- научить детей находить пунктуационные ошибки и исправлять их.
| Содержание работы
| 1. Пунктуационные понятия:
- пунктуационно-смысловой отрезок;
- пунктуационная норма - узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении и в тексте;
- для выделения смысловых отрезков в устной речи используется интонация (ритмомелодика), а в письменной - особые графические средства, называемые знаками препинания, которые делятся на предложенческие (запятая, скобки и др.) и текстовые (абзацный отступ, черта под текстом страницы для отделения ее от сноски и др.). Некоторые знаки препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие) выполняют двоякую роль: употребляются и в предложении (в функции завершения), и в тексте (в функции разделения).
2. Пунктуационное правило. Перечень условий выбора места для знака и выбора необходимого знака включается в особую инструкцию, которая называется пунктуационным правилом. Каждому пунктуационному правилу соответствует свой смысловой отрезок, выделяемый знаками препинания. Пунктуационные правила либо разрешают постановку знака (знаков) препинания, либо запрещают. Первый вид правил называется позитивным, второй - негативным.
3. Пунктуационные умения.В школе формируются следующие виды пунктуационных умений:
- находить в коммуникативных единицах смысловые отрезки, требующие выделения их знаками препинания;
- ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
- обосновывать выбор места для знака и выбор необходимого знака препинания;
- находить пунктуационные ошибки и исправлять их.
| Формирование пунктуационной зоркости
| В коммуникативных единицах - предложении и тексте - имеются приметы, по которым можно обнаружить смысловой отрезок и выявить его границы - опознавательные признаки. Опознавательными признаками являются морфологические особенности смысловых отрезков: наличие причастий, деепричастий, междометий, союзов, отдельных частиц; синтаксические особенности: наличие двух и более грамматических основ, осложняющих простое предложение элементов (обращений, вводных слов, обособлений, чужой речи, однородных рядов); звуковые (ритмомелодические) особенности: звательная, предупредительная, перечислительная и другие виды интонации; смысловые особенности: причина, противопоставление, последовательность и др.
| Структура школьного курса пунктуации
| Пунктуация в связи с ее прикрепленностью к коммуникативной единице - предложению - изучается параллельно с синтаксисом. 1. Элементарный этап. Элементарные сведения по пунктуации даются в начальных классах в виде перечня отдельных знаков препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая) и некоторых пунктуационных правил об употреблении знаков препинания в конце предложения, о запятой между однородными членами, не соединенными союзами, соединенными союзами а и но.
Пропедевтический этап. Следующей ступенью изучения пунктуации является V класс, в котором сообщаются пропедевтические сведения по пунктуации как простого, так и сложного предложения: знаки препинания в конце предложения; запятые между однородными членами при бессоюзии, с союзами а, но и одиночным союзом и, двоеточие после обобщающего слова; знаки препинания при обращении; запятая между простыми в сложном предложении, при бессоюзии и с союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что; знаки препинания при прямой речи, стоящей до и после слов автора; тире перед репликами в диалоге. В VII классе добавляются сведения о постановке запятых при причастном и деепричастном оборотах.
Основной этап. Систематическая работа по пунктуации реализуется в VIII-IX классах. При этом в VIII классе ведется работа над пунктуацией простого предложения и предложений с прямой речью. Сочетается повторение пройденных в V и VII классах пунктуационных норм с новыми вариантами этих норм, а также вводятся новые смысловые единицы - обособленные члены предложения и вводные слова, словосочетания и предложения. В IX классе изучаются правила разделения знаками препинания простых предложений в сложном.
| Принципы методики пунктуации
| Принцип наблюдения над логико-предметной информацией, выраженной в предложении.
Принцип наблюдения над структурой предложения
Принцип наблюдения над ритмомелодикой предложения.
| Пунктуационные упражнения
| 1. Списывание (осложненное, неосложненное).
2. Различные вида диктантов.
3. Изложения и сочинения.
4. Пунктуационный разбор.
5. Графический диктант.
|
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
|