Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таблицы, справочные материалы, схемы

Поиск

Методическое пособие для студентов

 

КАЗАНЬ 2013

 

I. Методика преподавания русского языка как наука

Основные характеристики Содержание
Предмет Процесс обучения русскому языку.
Обучение включает в себя 1. Содержание обучения, языковой материал, который изучается 2. Деятельность учителя по отбору и подаче материала учащимся, по организации их учебного труда. 3. Деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков.
Задачи методики 1. Определение целей и задач обучения русскому языку (зачем обучать?) 2. Определение содержания обучения, обоснование и составление программы, учебников и учебных комплексов (чему учить?) 3. Разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков, методических пособий, учебного оборудования (как учить?) 4. Определение критериев оценки, методов контроля (как контролировать усвоенное?)
Методы исследования 1.Эксперимент: методический (констатирующий, поисковый, формирующий, контрольный), лингвистический 2. Изучение истории школы и методических учений 3. Теоретический анализ литературы по методике преподавания, анализ языка в учебных целях, 4. Моделирование учебно-воспитательного процесса 5. Диагностика и прогнозирование трудностей в обучении 6. Исследование уровня речевого развития учащихся 7. Изучение опыта работы отдельных школ и передовых учителей 8. Письменные работы 9. Тестирование 10. Анкетирование 11. Беседы и интервью 12. Анализ документации.

 

Теоретические основы

Методики преподавания русского языка

 

Методологическая основа Психологические основы Педагогические основы Лингвистические основы
Философия   Общая психология Возрастная психология Педагогическая психология Теория обучения (дидактика) Теория воспитания Наука о русском языке Родной язык
Взаимосвязь языка и мышления   Формирование мировоззрения   Теория познания Мыслительные операции Механизмы памяти Психофизиологическая основа речевых навыков, навыков беглого письма и чтения Основные этапы речевой деятельности Психологические особенности школьника Психологическое обоснование методов и приемов обучения Теория принципов обучения Теория методов и приемов обучения Теория урока Фонетика Лексикология, лексикография Морфемика, словообразование Морфология Синтаксис Орфография и пунктуация Стилистика Теория речевой деятельности

 

 

Методологическая основа (философия )

 

Дидактические основы

Принципы обучения

Принципы Разновидности принципов
1. Общедидактические принципы обучения 1.Принцип научности 2. Принцип доступности 3. Принципы систематичности и последовательности 4. Принципы преемственности и перспективности 5. Принцип связи теории с практикой 6. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся 7. Принципы сознательности и активности в обучении 8. Принцип наглядности в обучении 9. Принцип прочности знаний учащихся 10. Принцип развивающего обучения 11. Принцип воспитывающего обучения 12. Принцип учета особенностей родного языка при обучении русскому языку
2. Общеметодические принципы обучения 1. Экстралингвистический принцип 2. Функциональный принцип 3. Структурно-семантический принцип. 4. Принцип межуровневых и внутриуровневых связей 5. Нормативно-стилистический принцип 6. Исторический принцип
3. Частнометодические принципы обучения 1. При изучении фонетики: -опора на речевой слух учащихся; - рассмотрение звука в морфеме; - сопоставление звуков и букв. 2. При изучении лексики и фразеологии: - лексико-грамматический; - системный; - контекстный; - лексико-синтаксический. 3. При изучении морфемики и словообразования: - структурно-словообразовательный; - лексико-словобразовательный; - мотивационный. 4. При изучении морфологии: - лексико-грамматический; - парадигматический; - морфолого-синтаксический. 5. При изучении синтаксиса: - морфолого-синтаксический; - интонационный.

 

Методы и приемы обучения

Метод обучения – способ деятельности преподавателя и учащихся по реализации поставленной цели и задач учебного процесса (А.Н.Щукин).

Метод обучения – система функционально объединенных ведущей идеей частнометодических принципов, моделирующих стратегию обучения какому-либо виду речевой деятельности (Е.И.Пассов)

Методы обучения – упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников (Зверев Н.Д.)

Классификация методов по пути познания и способам мышления (философская) Психологическая классификация методов Методы обучения с учетом последовательных действий учителя (педагогическая классификация) М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер
1. Индукция и дедукция 2. Аналогия, сопоставление и противопоставление 3. Анализ и синтез 1. Рецептивные 2. Репродуктивные 3. Продуктивные 1. Объяснительно-иллюстративный 2. репродуктивный 3. Проблемное изложение 4. Частично-поисковый (эвристический) 5. Исследовательский


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.169 (0.009 с.)