Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели обучения русскому языку

Поиск
Цели обучения Основные компоненты целей Структурные элементы
Познавательные цели 1. Формирование у школьников лингвистического мировоззрения. Сформировать лингвистическую компетентность учеников: 1.Язык – развивающееся явление. 2.3.Язык – система взаимосвязанных единиц. 4.Место русского языка среди других языков мира и его функции. 5.Национальный язык и его части
2. Вооружение учащихся основами знаний о языке и речи. 1. Сформировать языковую компетентность учеников в пользовании языком. 2. Сформировать коммуникативную компетентность учеников в пользовании языком.
3. Эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка. 1. Познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка и речи); 2. Развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства; 3. Воспитать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал); 4. Развить у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей речи.
Практические цели 1. Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков. 1. Сформировать орфографическую и пунктуационную память и зоркость учащихся: - научить предвидеть в процессе письма орфограммы в словах и смысловые отрезки в предложении и тексте, требующие выделения знаками препинания; - научить находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. 2. Сформировать орфографическую и пунктуационную грамотность - научить правильно писать слова с изученными видами орфограмм и правильно ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами.
2. Вооружение учащихся нормами русского литературного языка. 1.Освоение учащимся норм литературного языка: фонетических, лексических, грамматических (морфологических и синтаксических) и стилистических. 2. Предупреждение и преодоление просторечного произношения и просторечного употребления слов и словоформ
3. Развитие умения связно излагать свои мысли. 1. Обогащение словарного запаса учащихся и грамматического строя речи учащихся 2. Обучение различным видам речевой деятельности.
Общепредметные цели 1. Воспитание учащихся. Эстетическое, морально-этическое, трудовое, патриотическое воспитание и др.
2. Развитие логического мышления. 1. Формировать у учащихся системы мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации. 2. Развивать способность и умение учащихся правильно представлять себе явления языка в их существенных свойствах и отношениях. 3. Работа над родовидовыми связями языковых явлений. 4. Работа по классификации языковых явлений. 5. Работа над определениями понятий и работа по выяснению существенных свойств понятий.
3. Обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке. 1. Формирование умений самостоятельной работы с источниками, интернет-ресурсами. 2. Формирование умений самостоятельной работы со словарями и справочной литературой.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ И СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА

Состав современного школьного курса русского языка

Типы учебных материалов Содержание
1. Знания о языке 1. Основы науки о русском литературном языке - о его единицах, их функциях и значениях, о структуре, о его функционировании в речи 2. Элементы речеведения - сведения по стилистике и культуре речи, а также элементы лексикографии. 3. Элементы общего языкознания, истории русского языка и русской диалектологии. 4. Графика, орфография и пунктуация.
2. Умения 1. Учебно-языковые умения, т.е. умения производить действия с языковыми явлениями в учебных целях. 2. Коммуникативные умения, т.е. умения пользоваться языковыми явлениями в речи для целей обучения. 3. Орфографические и пунктуационные умения.
3. Способы деятельности с языковыми явлениями Сообщаются в учебниках в виде образцов рассуждений, которые представляют собою алгоритмы действий учащихся.

Принципы отбора знаний для школьного курса русского языка

Критерий отбора Содержание Понятия
Мировоззренческий критерий Отбор таких понятий, которые обеспечивают развитие у учащихся научного представления о языке - о его функциях, происхождении, развитии, системном характере, многообразии языков, их взаимодействии, о месте русского языка в современном мире, о членении русского национального языка на части, о русском литературном языке и его использовании во всех сферах общественной жизни, о языке и письменности. Язык, речь, функция языка, древнерусский язык, группы языков, славянские языки, заимствование, национальный язык, диалектный язык, городское просторечие, русский литературный язык, стили русского литературного языка, формы литературного языка, письмо, письменность.
Системный критерий Отбор понятий, которые в совокупности дали бы основу знаний о русском литературном языке как системе, приспособленной для общения, передачи и хранения информации. С этой целью необходимо учитывать особенности его структуры, его внутриуровневые и межуровневые связи. Понятия, отражающие: а) общее строение языка (русский язык, единицы русского языка - звук, слово, предложение), функции и значения единиц языка; б) парадигматические отношения (например, в фонетике - гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; в морфологии - все части речи независимо от их доли в порождении речи, все склонения существительных, все спряжения глаголов; в синтаксисе - все виды придаточных предложений и т.д.); в) синтагматические связи (например, в фонетике - чередование ударных и безударных гласных, чередование согласных; в лексике - сочетаемость слов и т.д.).
Функциональный критерий Зависимость выбора языковых средств в процессе их употребления в речи от цели, ситуации, адресата и сферы общения Типы текста, текст, стиль, функциональные стили речи и др.).
Эстетический критерий Отбор понятий и связанных с ним фактов, направленных на раскрытие прекрасного в языке и речи, богатства языка, его выразительных средств и норм, а также уместности использования языковых средств, на формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи. Литературный язык, диалектизм, жаргонизм, просторечие, профессионализм, устаревшее слово, переносное значение слова, синоним, антоним, норма, текст, стиль.
Коммуникативный критерий Отбор таких понятий, которые обеспечивают теоретическую основу работы по развитию связной речи учащихся, т.е. по обучению детей создавать тексты разных типов и стилей речи. Текст, стиль, речь, тип речи, стили речи, а с другой - тема, основная мысль, план простой и сложный, сбор материала, систематизация собранного материала, интерьер, пейзаж и др.
Исторический критерий Призван дать ученику языковые факты, показывающие развитие языка, его связь с жизнью народа. Исконно русские слова, заимствованные слова, устаревшие слова, неологизмы, пути пополнения словарного запаса языка, развитие языка, "мертвые" языки, древнерусский язык и др.
Межпредметный принцип Вводятся такие понятия, которые необходимы нашему учебному предмету для организации связей с другими учебными предметами. общих сведениях о языке (национальный язык, славянские языки, международный язык, язык межнационального общения и др.), во всех разделах науки о русском языке, а также в разделе о развитии речи учащихся (антонимы, синонимы, фразеологизмы, текст, стиль, план, шипящие, языковая норма, склонение, спряжение, собственное имя и др.).
Практический принцип Отбор понятий, связанных не только с расширением знаний учащихся, но и с формированием умений и навыков.   графика, орфография, пунктуация, лексикография, словари толковый, орфографический, иностранных слов. алфавит, орфограмма, буква, тире, дефис, названия знаков препинания, большая буква, малая буква, шипящие буквы и др.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.250.115 (0.006 с.)