Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Цели обучения русскому языку
Похожие статьи вашей тематики
Цели обучения
| Основные компоненты целей
| Структурные элементы
| Познавательные цели
| 1. Формирование у школьников лингвистического мировоззрения.
| Сформировать лингвистическую компетентность учеников:
1.Язык – развивающееся явление.
2.3.Язык – система взаимосвязанных единиц.
4.Место русского языка среди других языков мира и его функции.
5.Национальный язык и его части
| 2. Вооружение учащихся основами знаний о языке и речи.
| 1. Сформировать языковую компетентность учеников в пользовании языком.
2. Сформировать коммуникативную компетентность учеников в пользовании языком.
| 3. Эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка.
| 1. Познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка и речи);
2. Развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства;
3. Воспитать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал);
4. Развить у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей речи.
| Практические цели
| 1. Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
| 1. Сформировать орфографическую и пунктуационную память и зоркость учащихся:
- научить предвидеть в процессе письма орфограммы в словах и смысловые отрезки в предложении и тексте, требующие выделения знаками препинания;
- научить находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
2. Сформировать орфографическую и пунктуационную грамотность - научить правильно писать слова с изученными видами орфограмм и правильно ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами.
| 2. Вооружение учащихся нормами русского литературного языка.
| 1.Освоение учащимся норм литературного языка: фонетических, лексических, грамматических (морфологических и синтаксических) и стилистических.
2. Предупреждение и преодоление просторечного произношения и просторечного употребления слов и словоформ
| 3. Развитие умения связно излагать свои мысли.
| 1. Обогащение словарного запаса учащихся и грамматического строя речи учащихся
2. Обучение различным видам речевой деятельности.
| Общепредметные цели
| 1. Воспитание учащихся.
| Эстетическое, морально-этическое, трудовое, патриотическое воспитание и др.
| 2. Развитие логического мышления.
| 1. Формировать у учащихся системы мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации.
2. Развивать способность и умение учащихся правильно представлять себе явления языка в их существенных свойствах и отношениях.
3. Работа над родовидовыми связями языковых явлений.
4. Работа по классификации языковых явлений.
5. Работа над определениями понятий и работа по выяснению существенных свойств понятий.
| 3. Обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке.
| 1. Формирование умений самостоятельной работы с источниками, интернет-ресурсами.
2. Формирование умений самостоятельной работы со словарями и справочной литературой.
| СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ И СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА
Состав современного школьного курса русского языка
Типы учебных материалов
| Содержание
| 1. Знания о языке
| 1. Основы науки о русском литературном языке - о его единицах, их функциях и значениях, о структуре, о его функционировании в речи
2. Элементы речеведения - сведения по стилистике и культуре речи, а также элементы лексикографии.
3. Элементы общего языкознания, истории русского языка и русской диалектологии.
4. Графика, орфография и пунктуация.
| 2. Умения
| 1. Учебно-языковые умения, т.е. умения производить действия с языковыми явлениями в учебных целях.
2. Коммуникативные умения, т.е. умения пользоваться языковыми явлениями в речи для целей обучения.
3. Орфографические и пунктуационные умения.
| 3. Способы деятельности с языковыми явлениями
| Сообщаются в учебниках в виде образцов рассуждений, которые представляют собою алгоритмы действий учащихся.
|
Принципы отбора знаний для школьного курса русского языка
Критерий отбора
| Содержание
| Понятия
| Мировоззренческий критерий
| Отбор таких понятий, которые обеспечивают развитие у учащихся научного представления о языке - о его функциях, происхождении, развитии, системном характере, многообразии языков, их взаимодействии, о месте русского языка в современном мире, о членении русского национального языка на части, о русском литературном языке и его использовании во всех сферах общественной жизни, о языке и письменности.
| Язык, речь, функция языка, древнерусский язык, группы языков, славянские языки, заимствование, национальный язык, диалектный язык, городское просторечие, русский литературный язык, стили русского литературного языка, формы литературного языка, письмо, письменность.
| Системный критерий
| Отбор понятий, которые в совокупности дали бы основу знаний о русском литературном языке как системе, приспособленной для общения, передачи и хранения информации. С этой целью необходимо учитывать особенности его структуры, его внутриуровневые и межуровневые связи.
| Понятия, отражающие:
а) общее строение языка (русский язык, единицы русского языка - звук, слово, предложение), функции и значения единиц языка;
б) парадигматические отношения (например, в фонетике - гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; в морфологии - все части речи независимо от их доли в порождении речи, все склонения существительных, все спряжения глаголов; в синтаксисе - все виды придаточных предложений и т.д.);
в) синтагматические связи (например, в фонетике - чередование ударных и безударных гласных, чередование согласных; в лексике - сочетаемость слов и т.д.).
| Функциональный критерий
| Зависимость выбора языковых средств в процессе их употребления в речи от цели, ситуации, адресата и сферы общения
| Типы текста, текст, стиль, функциональные стили речи и др.).
| Эстетический критерий
| Отбор понятий и связанных с ним фактов, направленных на раскрытие прекрасного в языке и речи, богатства языка, его выразительных средств и норм, а также уместности использования языковых средств, на формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи.
| Литературный язык, диалектизм, жаргонизм, просторечие, профессионализм, устаревшее слово, переносное значение слова, синоним, антоним, норма, текст, стиль.
| Коммуникативный критерий
| Отбор таких понятий, которые обеспечивают теоретическую основу работы по развитию связной речи учащихся, т.е. по обучению детей создавать тексты разных типов и стилей речи.
| Текст, стиль, речь, тип речи, стили речи, а с другой - тема, основная мысль, план простой и сложный, сбор материала, систематизация собранного материала, интерьер, пейзаж и др.
| Исторический критерий
| Призван дать ученику языковые факты, показывающие развитие языка, его связь с жизнью народа.
| Исконно русские слова, заимствованные слова, устаревшие слова, неологизмы, пути пополнения словарного запаса языка, развитие языка, "мертвые" языки, древнерусский язык и др.
| Межпредметный принцип
| Вводятся такие понятия, которые необходимы нашему учебному предмету для организации связей с другими учебными предметами.
| общих сведениях о языке (национальный язык, славянские языки, международный язык, язык межнационального общения и др.), во всех разделах науки о русском языке, а также в разделе о развитии речи учащихся (антонимы, синонимы, фразеологизмы, текст, стиль, план, шипящие, языковая норма, склонение, спряжение, собственное имя и др.).
| Практический принцип
| Отбор понятий, связанных не только с расширением знаний учащихся, но и с формированием умений и навыков.
| графика, орфография, пунктуация, лексикография, словари толковый, орфографический, иностранных слов. алфавит, орфограмма, буква, тире, дефис, названия знаков препинания, большая буква, малая буква, шипящие буквы и др.
|
|