Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика необходимых методов и средств обучения ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Планируя урок, необходимо обеспечить взаимодействие педагога и учащихся, направленное на решение поставленных задач. Поэтому, выбирая методы обучения, продумайте, как будет организовано такое взаимодействие. В отборе необходимых средств обучения следует учесть и обязательные требования, и реально имеющиеся возможности современных образовательных учреждений. 6. Определение способов контроля и оценки результатов изучения темы (раздела). Представленный проект должен включать в себя сведения о том, как будет организован контроль усвоения материала. Укажите, какие способы проверки и оценки результатов изучения необходимо использовать на данном уроке или на итоговом занятии по всему разделу. Рекомендации к подготовке поурочных планов-конспектов В плане-конспекте урока можно выделить три структурные части: а) «шапку» конспекта; б) описание хода (структуры, этапов) урока; в) содержательно-методическую часть урока. 1. «Шапка» плана-конспекта включает следующие пункты: Дата _______ Класс ______ Номер урока ______ Тема урока ________ Цели и задачи урока: а) образовательные (дидактические); б) воспитательные; в) развивающие. Тип урока. Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке. Основные методы и приемы, применяемые на уроке. Основные средства обучения (справочники, наглядные пособия, ТСО). 2. Ход урока отражает состав и последовательность основных его этапов, структурных элементов, из которых складывается урок (его макроструктру). Макроструктура урока не является «застывшей», она подвижна, динамична и зависит от цели и типа урока, от содержания учебного материала, от решаемых дидактических задач. Описывая ход урока, следует указать время, запланированное для каждого этапа (элемента) урока из расчета 40-45 минут, отводимых на урок. 3. Содержательно-методическая часть (собственно план-конспект урока) должна включать в себя: – краткую поэтапную запись содержания основных частей урока; – методы и приемы изложения нового материала, его закрепления и усвоения; – формулировки основных правил, определений, а также основные понятия, вводимые на уроке; – номера страниц в учебнике (учебном пособии), которые учащимся следует проработать самостоятельно;
– примерные формулировки вопросов для учащихся (без предполагаемых ответов); – номера упражнений, а также виды заданий (упражнений), не содержащихся в учебниках и предназначенных для закрепления полученных знаний; – дидактический материал, тексты обучающих диктантов, материал для развития речи, карточки для индивидуальной работы (если необходимо) и т.п. Кроме перечисленных трех основных частей, в плане-конспекте указывается домашнее задание к следующему уроку с указанием того, что и как делать (с дополнительным заданием для «сильных» учеников). Критерии оценки выполненного комплексного задания Данная часть экзамена выявляет готовность выпускника к профессиональной деятельности в качестве учителя русского языка и литературы и организатора внеклассной работы по данным предметам. Поэтому, оценивая выполненную студентом в ходе экзамена разработку, экзаменационная комиссия основное внимание уделяет следующим качествам (показателям): – умение комплексно применить знания, полученные при изучении педагогики, психологии, методики и специальных дисциплин предметной подготовки в процессе проектирования учебной деятельности по русскому языку и литературе; – знание закономерностей психологического развития детей и особенностей их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды; – знание школьных программ по русскому языку и литературе и понимание методических особенностей работы по разным вариантам программ; – умение методически правильно отобрать необходимый материал для урока или внеклассного занятия, спланировать учебную работу с использованием различных форм и методов ведения занятий, целесообразно распределить учебное время, выбрать необходимые средства обучения; – умение грамотно изложить результат проектирования в виде плана-конспекта урока (внеклассного занятия). Оценка «отлично» ставится, если выпускник показал: – умение комплексно применить знания, полученные при изучении педагогики, психологии, методики и специальных дисциплин предметной подготовки в процессе проектирования учебной деятельности по русскому языку или литературе;
– знание возрастных особенностей детей и умение применить эти знания для эффективной организации образовательного процесса при обучении русскому языку и литературе; – умение методически правильно отобрать необходимый материал для урока, спланировать учебную работу с использованием различных форм и методов ведения занятий, целесообразно распределить учебное время, выбрать необходимые средства обучения; – умение грамотно изложить результат проектирования в виде плана-конспекта урока. Оценка «хорошо» ставится, если ответ удовлетворяет вышеизложенным требованиям, полный, правильный, но есть неточности в обосновании выбора методических компонентов урока, объяснении взаимосвязей между элементами урока, в выводах по уроку, исправляемые при дополнительных вопросах экзаменаторов. Оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ правильный, экзаменуемый в основном понимает сущность вопроса, но не может применить теоретические знания по педагогике, психологии и методике для грамотного проектирования конкретного урока, нечетко определяет цели и задачи урока, затрудняется отразить взаимосвязи элементов урока, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в подборе примеров, иллюстрирующих материал. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если ответ неправильный, показывает незнание основ педагогики, психологии и методики обучения изобразительному искусству, непонимание методических и педагогических принципов, законов и закономерностей. Экзаменуемый не может наметить структуру урока, сформулировать его цели и задачи, назвать методы, средства и организационные формы, используемые на предлагаемом уроке. Допускает грубые методические ошибки. Литература по технологиям и методикам обучения русскому языку Основная литература
Дополнительная литература
3. Блинов Г. И. Методика пунктуации в школе. – М., 1978.
Интернет-ресурсы
Виртуальные методические объединения учителей http://vms-list.narod.ru/index.html «Первое сентября» http://www.1september.ru Все для учителя русского языка http://rus.1september.ru/: Информационный сайт «Учительской газеты» http://www.ug.ru/02.03/index.html Культура письменной речи http://www.gramma.ru/1.php?ir=13&ip=0&id=0 Учебно-научный центр довузовского образования http://www.abiturcenter.ru/prog/index_n.php?topic=sprav_vuz_r
Образовательный портал центра дистанционного обучения http://dlc.miem.edu.ru/ Институт общего среднего образования РАО http://www.ioso.ru/ Лаборатория дистанционного обучения http://www.ioso.ru/distant/ Основные правила грамматики русского языка http://www.everyday.com.ua/digilet/rusrules.htm Литература по технологиям и методикам обучения литературе Основная литература 1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика литературы: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. О.Ю.Богдановой. – М., 2008. 2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. – М., 2004. 3. Методика преподавания литературы. Хрестоматия-практикум / Автор-составитель Б.А.Ланин. – М., 2003.
Дополнительная литература 1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение: Кн. Для учащихся 7-11 классов. – М., 2003. 2. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах / Сост. Р.И.Альбертова. - М., 1991. 3. Амфилохиева М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы: Методическое пособие. – СПб., 2003. 4. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. - М., 1969. 5. Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе. – М., 1976. 6. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе. – М., 1983. 7. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М., 1986. 8. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. – М., 1964 (СПб, 2000). 9. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1981. 10. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М., 1962. 11. Громцева С.Н., Маранцман В.Л., Мурин Д.Н. Проверочные работы по литературе в 8 – 10 кл. – М., 1982. 12. ГуковскийГ.А. Изучение литературного произведения в школе. - Л., 1966. 13. Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов. – М., 1984. 14. Дановский А.В. Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях. - М., 1988. 15. Демидова Н.А. Изучение литературно-критических статей. – М., 1995. 16. Долбилова Ю.В. Нетрадиционные и игровые уроки по литературе. – Ростов-на-Дону, 2010. 17. Доманский В.А. Факультативные занятия по русской литературе в 11 классе. – Киев, 1990. 18. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников. – М., 1998. 19. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. - М, 1982. 20. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. – М., 2004. 21. Ильин Е.И. Рождение урока. - М, 1986. 22. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. - М, 1989. 23. Конокольцев Р.Н. Искусство на уроках литературы. - Киев, 1991. 24. Корст Н.О. Восприятие литературного произведения и его анализ в школе // Вопросы анализа литературных произведений. – М., 1969. 25. Костылев О.Л. Критическая статья на уроках литературы. - Л, 1976. 26. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. - М., 1981. 27. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. – Л., 1971.
28. Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. – М., 1988. 29. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975. 30. Лузина Л.В. Методика изучения читательского восприятия и построение концепции анализа литературного произведения в школе. – Н. Тагил, 1996. 31. Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. - М, 1987. 32. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - Л, 1974. 33. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. - Л, 1977. 34. Маранцман В.Г. Труд читателя. – М., 1986. 35. Медведев А.Т. Изучение лирики в школе. - М, 1985. 36. Методика преподавания литературы / Под ред. Рез З.Я. - М., 1985. 37. Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю. и Маранцмана В.Г.: В 2-х томах. – М., 1995. 38. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М, 1976. 39. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М, 1972. 40. Практикум по методике преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю. – М., 1999. 41. Проблемы преподавания литературы в средней школе/ Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М, 1985. 42. Развитие речи учащихся в процессе изучения литературы в школе. - М, 1985. 43. Рез З.Я. Изучение лирики в школе (4 - 7 кл.). - Л, 1968. 44. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985. 45. Теория и методика обучения литературе: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2009. 46. Уроки внеклассного чтения / Под ред. Я.П.Нестурх. - М,1980. 47. Урок литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М., 1984. 48. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5-11 классы/ авт.-сост. Н.Ю.Кадашникова, Л.М.Савина. – Волгоград, 2009.
Нормативные документы 1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» от 5 марта 2004 г. №1089; 2. Федеральный базисный учебный план, одобренный решением коллегии Минобразования России и президиумом Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» от 9 марта 2004 г. №1312; 3. Программы по литературе 2006-2011 гг под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, В.В.Маранцмана, В.Ф. Чертова, Т.А.Калгановой и др.; сборники программ элективных курсов для 10-11 классов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.059 с.) |