Характеристика необходимых методов и средств обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика необходимых методов и средств обучения



Планируя урок, необходимо обеспечить взаимодействие педагога и учащихся, направленное на решение поставленных задач. Поэтому, выбирая методы обучения, продумайте, как будет организовано такое взаимодействие.

В отборе необходимых средств обучения следует учесть и обязательные требования, и реально имеющиеся возможности современных образовательных учреждений.

6. Определение способов контроля и оценки результатов изучения темы (раздела).

Представленный проект должен включать в себя сведения о том, как будет организован контроль усвоения материала. Укажите, какие способы проверки и оценки результатов изучения необходимо использовать на данном уроке или на итоговом занятии по всему разделу.

Рекомендации к подготовке поурочных планов-конспектов

В плане-конспекте урока можно выделить три структурные части:

а) «шапку» конспекта;

б) описание хода (структуры, этапов) урока;

в) содержательно-методическую часть урока.

1. «Шапка» плана-конспекта включает следующие пункты:

Дата _______ Класс ______ Номер урока ______ Тема урока ________

Цели и задачи урока:

а) образовательные (дидактические);

б) воспитательные;

в) развивающие.

Тип урока.

Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке.

Основные методы и приемы, применяемые на уроке.

Основные средства обучения (справочники, наглядные пособия, ТСО).

2. Ход урока отражает состав и последовательность основных его этапов, структурных элементов, из которых складывается урок (его макроструктру). Макроструктура урока не является «застывшей», она подвижна, динамична и зависит от цели и типа урока, от содержания учебного материала, от решаемых дидактических задач. Описывая ход урока, следует указать время, запланированное для каждого этапа (элемента) урока из расчета 40-45 минут, отводимых на урок.

3. Содержательно-методическая часть (собственно план-конспект урока) должна включать в себя:

– краткую поэтапную запись содержания основных частей урока;

– методы и приемы изложения нового материала, его закрепления и усвоения;

– формулировки основных правил, определений, а также основные понятия, вводимые на уроке;

– номера страниц в учебнике (учебном пособии), которые учащимся следует проработать самостоятельно;

– примерные формулировки вопросов для учащихся (без предполагаемых ответов);

– номера упражнений, а также виды заданий (упражнений), не содержащихся в учебниках и предназначенных для закрепления полученных знаний;

– дидактический материал, тексты обучающих диктантов, материал для развития речи, карточки для индивидуальной работы (если необходимо) и т.п.

Кроме перечисленных трех основных частей, в плане-конспекте указывается домашнее задание к следующему уроку с указанием того, что и как делать (с дополнительным заданием для «сильных» учеников).

Критерии оценки выполненного комплексного задания

Данная часть экзамена выявляет готовность выпускника к профессиональной деятельности в качестве учителя русского языка и литературы и организатора внеклассной работы по данным предметам. Поэтому, оценивая выполненную студентом в ходе экзамена разработку, экзаменационная комиссия основное внимание уделяет следующим качествам (показателям):

– умение комплексно применить знания, полученные при изучении педагогики, психологии, методики и специальных дисциплин предметной подготовки в процессе проектирования учебной деятельности по русскому языку и литературе;

– знание закономерностей психологического развития детей и особенностей их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

– знание школьных программ по русскому языку и литературе и понимание методических особенностей работы по разным вариантам программ;

– умение методически правильно отобрать необходимый материал для урока или внеклассного занятия, спланировать учебную работу с использованием различных форм и методов ведения занятий, целесообразно распределить учебное время, выбрать необходимые средства обучения;

– умение грамотно изложить результат проектирования в виде плана-конспекта урока (внеклассного занятия).

Оценка «отлично» ставится, если выпускник показал:

– умение комплексно применить знания, полученные при изучении педагогики, психологии, методики и специальных дисциплин предметной подготовки в процессе проектирования учебной деятельности по русскому языку или литературе;

– знание возрастных особенностей детей и умение применить эти знания для эффективной организации образовательного процесса при обучении русскому языку и литературе;

– умение методически правильно отобрать необходимый материал для урока, спланировать учебную работу с использованием различных форм и методов ведения занятий, целесообразно распределить учебное время, выбрать необходимые средства обучения;

– умение грамотно изложить результат проектирования в виде плана-конспекта урока.

Оценка «хорошо» ставится, если ответ удовлетворяет вышеизложенным требованиям, полный, правильный, но есть неточности в обосновании выбора методических компонентов урока, объяснении взаимосвязей между элементами урока, в выводах по уроку, исправляемые при дополнительных вопросах экзаменаторов.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ правильный, экзаменуемый в основном понимает сущность вопроса, но не может применить теоретические знания по педагогике, психологии и методике для грамотного проектирования конкретного урока, нечетко определяет цели и задачи урока, затрудняется отразить взаимосвязи элементов урока, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в подборе примеров, иллюстрирующих материал.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если ответ неправильный, показывает незнание основ педагогики, психологии и методики обучения изобразительному искусству, непонимание методических и педагогических принципов, законов и закономерностей. Экзаменуемый не может наметить структуру урока, сформулировать его цели и задачи, назвать методы, средства и организационные формы, используемые на предлагаемом уроке. Допускает грубые методические ошибки.

Литература по технологиям и методикам обучения русскому языку

Основная литература

  1. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. – М., 2007.
  2. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. – М., 2006.
  3. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Авт.-сост. М.Ю. Олешков. – Н.Тагил, 2011.
  4. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М. Ю. Олешков и В. М. Уваров. – М., 2006.

Дополнительная литература

  1. Баранов М. Т. и др. Методика преподавания русского языка. – М., 1999.
  2. Баринова Е. А. и др. Методика русского языка. – М., 1974.

3. Блинов Г. И. Методика пунктуации в школе. – М., 1978.

  1. Блинов Г. И., Панов Б. Т. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка. – М., 1985.
  2. Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. – 1997. – № 1.
  3. Божович Е. Д., Козицкая Е. И. Языковая компетенция как критерий го­товности к школьному обучению (на материале родного языка) // Психоло­гическая наука и образование. – 1999. – № 1.
  4. Виды внеклассной работы по русскому языку. – М., 1973.
  5. Виды разбора на уроках русского языка. – М., 1985.
  6. Власенков А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. – М., 1974.
  7. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1983.
  8. Григорян Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе. – М., 1982.
  9. Дудников А. В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе. – М., 1977.
  10. Зельманова Л. М. Кабинет русского языка в средней школе. – М., 1981.
  11. Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. – М., 1984.
  12. Капинос В. И.и др. Развитие речи: теория и практика обучения (5–7). – М., 1991.
  13. Кружковая работа по русскому языку. – М., 1979.
  14. Купалова А. Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса. – М., 1974.
  15. Куприянов М., Околелов О. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий // Высшее образование в России. – 2001. – № 1.
  16. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1975.
  17. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 2000.
  18. Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1980.
  19. Методические указания к учебникам русского языка (5–9). (Последние издания).
  20. Напольнова Т. В., Пустовалов П. С. Практикум по методике русского языка. – М., 1976.
  21. Напольнова Т. В. Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка. – М., 1983.
  22. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся V–XI классов. (Последн. изд.)
  23. Образовательный процесс: теории, системы, технологии (краткий терминологический словарь). Изд. 2-е, перераб. и доп. / Сост. М. Ю. Олеш­ков. – Нижний Тагил, 1999.
  24. Основы методики русского языка в 4–8 классах. – М., 1988.
  25. Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.
  26. Панов Б. Т. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986.
  27. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. – М., 1982.
  28. Программы по русскому языку для средней (основной) школы. (Последн. изд.)
  29. Сенновский И. Б. Модульная система организации учебно-воспитатель­ного процесса // Завуч. – 1998. – № 1.
  30. Система обучения сочинениям в 4–8 классах. – М., 1978.
  31. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.
  32. Учебники русского языка для средней (основной) школы. (Последн. изд.)
  33. Ушаков Н. Н., Суворова Г. И. Внеурочная работа по русскому языку. – М., 1985.
  34. Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1978.
  35. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982.

Интернет-ресурсы

Виртуальные методические объединения учителей

http://vms-list.narod.ru/index.html

«Первое сентября»

http://www.1september.ru

Все для учителя русского языка http://rus.1september.ru/:

Информационный сайт «Учительской газеты»

http://www.ug.ru/02.03/index.html

Культура письменной речи

http://www.gramma.ru/1.php?ir=13&ip=0&id=0

Учебно-научный центр довузовского образования

http://www.abiturcenter.ru/prog/index_n.php?topic=sprav_vuz_r

Образовательный портал центра дистанционного обучения

http://dlc.miem.edu.ru/

Институт общего среднего образования РАО

http://www.ioso.ru/

Лаборатория дистанционного обучения

http://www.ioso.ru/distant/

Основные правила грамматики русского языка

http://www.everyday.com.ua/digilet/rusrules.htm

Литература по технологиям и методикам обучения литературе

Основная литература

1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика литературы: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. О.Ю.Богдановой. – М., 2008.

2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. – М., 2004.

3. Методика преподавания литературы. Хрестоматия-практикум / Автор-составитель Б.А.Ланин. – М., 2003.

 

Дополнительная литература

1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение: Кн. Для учащихся 7-11 классов. – М., 2003.

2. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах / Сост. Р.И.Альбертова. - М., 1991.

3. Амфилохиева М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы: Методическое пособие. – СПб., 2003.

4. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. - М., 1969.

5. Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе. – М., 1976.

6. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе. – М., 1983.

7. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М., 1986.

8. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. – М., 1964 (СПб, 2000).

9. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1981.

10. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М., 1962.

11. Громцева С.Н., Маранцман В.Л., Мурин Д.Н. Проверочные работы по литературе в 8 – 10 кл. – М., 1982.

12. ГуковскийГ.А. Изучение литературного произведения в школе. - Л., 1966.

13. Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов. – М., 1984.

14. Дановский А.В. Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях. - М., 1988.

15. Демидова Н.А. Изучение литературно-критических статей. – М., 1995.

16. Долбилова Ю.В. Нетрадиционные и игровые уроки по литературе. – Ростов-на-Дону, 2010.

17. Доманский В.А. Факультативные занятия по русской литературе в 11 классе. – Киев, 1990.

18. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников. – М., 1998.

19. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. - М, 1982.

20. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. – М., 2004.

21. Ильин Е.И. Рождение урока. - М, 1986.

22. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. - М, 1989.

23. Конокольцев Р.Н. Искусство на уроках литературы. - Киев, 1991.

24. Корст Н.О. Восприятие литературного произведения и его анализ в школе // Вопросы анализа литературных произведений. – М., 1969.

25. Костылев О.Л. Критическая статья на уроках литературы. - Л, 1976.

26. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. - М., 1981.

27. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. – Л., 1971.

28. Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. – М., 1988.

29. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.

30. Лузина Л.В. Методика изучения читательского восприятия и построение концепции анализа литературного произведения в школе. – Н. Тагил, 1996.

31. Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. - М, 1987.

32. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - Л, 1974.

33. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. - Л, 1977.

34. Маранцман В.Г. Труд читателя. – М., 1986.

35. Медведев А.Т. Изучение лирики в школе. - М, 1985.

36. Методика преподавания литературы / Под ред. Рез З.Я. - М., 1985.

37. Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю. и Маранцмана В.Г.: В 2-х томах. – М., 1995.

38. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М, 1976.

39. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М, 1972.

40. Практикум по методике преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю. – М., 1999.

41. Проблемы преподавания литературы в средней школе/ Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М, 1985.

42. Развитие речи учащихся в процессе изучения литературы в школе. - М, 1985.

43. Рез З.Я. Изучение лирики в школе (4 - 7 кл.). - Л, 1968.

44. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985.

45. Теория и методика обучения литературе: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2009.

46. Уроки внеклассного чтения / Под ред. Я.П.Нестурх. - М,1980.

47. Урок литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М., 1984.

48. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5-11 классы/ авт.-сост. Н.Ю.Кадашникова, Л.М.Савина. – Волгоград, 2009.

 

Нормативные документы

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» от 5 марта 2004 г. №1089;

2. Федеральный базисный учебный план, одобренный решением коллегии Минобразования России и президиумом Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» от 9 марта 2004 г. №1312;

3. Программы по литературе 2006-2011 гг под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, В.В.Маранцмана, В.Ф. Чертова, Т.А.Калгановой и др.; сборники программ элективных курсов для 10-11 классов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.059 с.)