Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственной аттестации бакалавров

Поиск

ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ

Государственной аттестации бакалавров

по направлению 050300 – филологическое образование

Профили: 050301 – «Русский язык и литература»

Литература и литературное редактирование»

Нижний Тагил

Пояснительная записка

 

Итоговая государственная аттестация бакалавра филологического образования предусматривает аттестационные испытания следующих видов:

1. Итоговый государственный экзамен по дисциплинам общепрофессиональной подготовки (педагогике, психологии, технологиям и методикам обучения русскому языку и литературе).

2. Защита выпускной квалификационной работы.

Программа итогового государственного экзамена разработана на основе требований Государственного образовательного стандарта подготовки бакалавров по направлению «Филологическое образование», утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации 31.01.2005 г., № 722 пед/бак.

Программа разработана с учетом квалификационной характеристики выпускника (пункт 1.3. ГОС), требований к профессиональной подготовленности бакалавра (пункт 7.1 ГОС), а также с учетом требований к итоговой государственной аттестации бакалавра (пункт 7.2 ГОС).

Государственный экзамен наряду с защитой выпускной квалификационной работы является обязательным видом итоговой государственной аттестации. Он ставит своей целью определение теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач. Выпускник, получивший квалификацию бакалавра филологического образования, должен быть готов осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики области предметных знаний филологии; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения.

Содержание итоговых аттестационных испытаний, представленное в данной программе, соответствует основной образовательной программе, которую выпускник освоил за время обучения, а также содержанию примерных программ учебных дисциплин общепрофессионального блока (педагогические, психологические, методические дисциплины), рекомендованных Министерством образования РФ.

Программа обсуждена и утверждена:

– на заседании кафедры педагогики 28 сентября 2012 года, протокол № 2;

– на заседании кафедры психологии 20 сентября 2012 года, протокол № 1;

– на заседании Ученого совета Института филологии и массовых коммуникаций НТГСПА10 января2013 года, протокол № 7.

Аттестационные материалы разработаны в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1155 и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников НТГСПА, утвержденным Ученым советом НТГСПА от 29.06.2012 года.

В соответствии с решением Ученого совета НТГСПА от 30 ноября 2007 года для выпускников, обучающихся по образовательной программе подготовки бакалавров (ГОС-2), итоговый государственный экзамен по блоку общепрофессиональных дисциплин включает в себя три вида аттестационных испытаний:

– устный ответ на вопрос экзаменационного билета по теоретическому материалу (педагогика и психология);

– выполнение комплексного практического задания по педагогике, психологии, технологиям и методикам обучения;

– собеседование по научно-педагогической публикации (по статье).

 

Данная программа отражает содержание итоговых аттестационных испытаний для выпускников Института филологии и массовых коммуникаций НТГСПА по направлению «Филологическое образование» (профили – «Русский язык и литература» и «Литература и литературное редактирование») в 2013 году.

I. ИТОГОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

1. Педагогика как наука об образовании, человеке и обществе.

Объект и предмет педагогики. Проблемы и задачи педагогики на современном этапе. Взаимодействие педагогической теории и практики. Основные категории педагогики: развитие, образование, воспитание, обучение, педагогический процесс.

Методология и методика научно-педагогического исследования.

Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Объект, предмет и задачи научно-педагогического исследования. Классификация педагогических исследований. Методологические принципы научно-педагогического исследования. Методы научно-педагогического исследования: общенаучные и конкретно-научные. Структура и логика научно-педагогического исследования: проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

5. Образование как целенаправленный процесс. Закономерности и принципы целостного образовательного процесса.

Сущность, движущие силы, противоречия, логика педагогического процесса. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Общность и специфика процессов обучения и воспитания. Педагогический процесс как система. Основные структурные компоненты целостного педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.

Учебная деятельность.

Учебная деятельность как специфический вид деятельности. Структура учебной деятельности. Характеристика учебной деятельности. Особенности, средства, способы, продукт и результат учебной деятельности.

Сознание и самосознание.

Понятие сознания. Структура сознания. Основные характеристики сознания. Развитие сознания в онтогенезе. Понятие самосознания. Развитие самосознания и «Я-концепция».

Критерии оценки ответов

Оценки «отлично» заслуживает выпускник, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно отвечать на дополнительные вопросы, а также уверенно владеющий основными терминами и понятиями дисциплин.

Оценки «хорошо» заслуживает выпускник, обнаруживший полное знание учебного материала, показавший систематический характер знаний по дисциплинам.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает выпускник, обнаруживший достаточное знание основного программного материала, но допустивший погрешности в ответе на экзамене.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в ответе на дополнительные вопросы.

Литература для подготовки

Нормативные документы

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., № 3266-1 (с изменениями и дополнениями). – Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mon.gov.ru/

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., № 273-ФЗ. – Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mon.gov.ru/.

3. Декларация прав ребенка. – Официальный сайт Организации Объединенных наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org.ru/.

4. Конвенция о правах ребенка/ – Официальный сайт Организации Объединенных наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org.ru/.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года. – Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.edu.ru/.

6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751. – Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.edu.ru/.

7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/doc/akt/6591.

8. ФГОС и ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования – Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.standart.edu.ru/.

9. Федеральная программа развития образования в России. ФЗ № 51. 10.04.2000 г. – Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.edu.ru/.

Основная литература по педагогике

1. Анисимов В. В. Общие основы педагогики: Учебник для вузов /В. В. Анисимов, Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. – М., 2006.

2. Виненко В. Г. Общие основы педагогики: Учебное пособие / В. Г. Виненко. – М., 2008.

3. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., 2008.

4. Корнетов Г. Б. Общая педагогика: Учебное пособие / Г. Б. Корнетов. – М., 2003.

5. Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учеб. для студентов педвузов / В. В. Краевский. – М., 2003.

6. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2004.

7. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; под ред. Л. П. Крившенко. – М., 2004.

8. Педагогика: теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / [С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов [и др.]; под ред. С. А. Смирнова. – М., 2006.

9. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для вузов по пед. спец. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002.

10. Смирнов В. И. Общая педагогика: Учеб. пособие. Изд. 2-е / В. И. Смирнов. – М., 2003.

11. Шамова Т. И. Управление образовательными системами /Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин; под. ред. Т. И. Шамовой. – М., 2002.

Дополнительная литература по педагогике

1. Акулова О. В. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына; под общ. редакцией А. П. Тряпицыной. – СПб, 2005.

2. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. – М., 1995.

3. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А. С. Белкин. – М., 2000.

4. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) /В. П. Беспалько. – М, 2002.

5. Горчакова-Сибирская М. П., Колесникова И. А. Педагогическое проектирова­ние: Учебное пособие для студентов /М. П. Горчакова-Сибирская, И. А. Колесникова. – М., 2008.

6. Гребенкина Л. К. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие / Л. К. Гребенкина. – М., 2010.

7.Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для вузов / А. Н. Джуринский. – М., 2003.

8. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. – М., 2001.

9. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учеб. пособие для пед. вузов / [А. И. Пискунов, Р. Б. Вендровская, В. М. Кларин и др.]; под ред. А. И. Пискунова. – М., 2005.

10. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для высш. и средн. пед. учебн. заведений / Г. М. Коджаспирова. – М., 2005.

11. Коменский Я. А. Великая дидактика // Коменский Я.А. Педагогическое наследие. – М., 1989.

12. Корчак Я. Педагогическое наследие. – М., 1991.

13. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов педвузов / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М., 2007.

14. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / Пед. соч. В 8-ми т. Т. 4. – М., 1984.

15. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В 8-ми т. Т. 1. – М., 1983.

16. Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Пед. соч.: В 8-ми т. Т. 3. – М.,1984.

17. Минаева В. М. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для вузов / В. М. Минаева. – М., 2004.

18. Смирнов В. И. Дидактика. Ч. 1. Общетеоретические основы / В. И. Смирнов. – Н.Тагил: НТГСПА, 2012.

19. Смирнов В. И. Дидактика. Ч. 2. Технологии процесса обучения / В. И. Смирнов. – Н.Тагил: НТГСПА, 2012.

20. Смирнов В. И. История образования и педагогической мысли. Ч. 1. История зарубежного образования и педагогики / В. И. Смирнов. – Н.Тагил: НТГСПА, 2012.

21. Смирнов В. И. История образования и педагогической мысли. Ч. 2. История отечественного образования и педагогики / В. И. Смирнов. – Н. Тагил: НТГСПА, 2012.

 

Периодические издания

Педагогика.

Вопросы психологии.

Учительская газета.

Воспитание школьников.

Народное образование.

Первое сентября.

Педагогический поиск.

Семья и школа.

Литература по психологии

1. Абрамова Г. С. Практическая психология: учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. Изд. 6-е. – М., 2010.

2. Бороздина Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. – М., 2009.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. – СПб., 2008.

4. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие / И.В. Вачков. – М., 2010.

5. Волкова А. И. Психология общения / А. И. Волкова. – Ростов н/Д., 2007.

6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 2008.

7. Ефимова Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие / Н. С. Ефимова. – М., 2006.

8. Ждан А. Н. История психологии. От античности до наших дней / А. Н. Ждан. – М., 2007.

9. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М., 2001.

10. Лучинин А. С. История психологии / А.С. Лучинин. – М., 2005.

11. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. В. Клюевой. – М., 2010.

12. Реан А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб., 2009.

13. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.,2008.

 

Интернет-ресурсы

1. Федеральный портал Российское образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/.

2. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской федерации. Раздел: нормативные документы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok.

3. Российский портал «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eor.edu.ru.

4. Интернет-библиотека «Большая научная библиотека» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sci-lib.com.

5. Научный портал «Библиотека учебной и научной литературы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio.

6. Официальный сайт Научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gnpbu.ru/

7. Научный портал «Педагогика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://paidagogos.com.

8. Научный портал «Педагогическая библиотека» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedlib.ru.

9. Электронный тематический каталог «Педагогическая периодика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://periodika.websib.ru.

10. Инновационная образовательная сеть «Эврика» [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://www.eurekanet.ru.

11. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/

12. Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru

 

 

Примерный порядок выполнения разработки

Литература по технологиям и методикам обучения русскому языку

Основная литература

  1. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. – М., 2007.
  2. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. – М., 2006.
  3. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Авт.-сост. М.Ю. Олешков. – Н.Тагил, 2011.
  4. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М. Ю. Олешков и В. М. Уваров. – М., 2006.

Дополнительная литература

  1. Баранов М. Т. и др. Методика преподавания русского языка. – М., 1999.
  2. Баринова Е. А. и др. Методика русского языка. – М., 1974.

3. Блинов Г. И. Методика пунктуации в школе. – М., 1978.

  1. Блинов Г. И., Панов Б. Т. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка. – М., 1985.
  2. Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. – 1997. – № 1.
  3. Божович Е. Д., Козицкая Е. И. Языковая компетенция как критерий го­товности к школьному обучению (на материале родного языка) // Психоло­гическая наука и образование. – 1999. – № 1.
  4. Виды внеклассной работы по русскому языку. – М., 1973.
  5. Виды разбора на уроках русского языка. – М., 1985.
  6. Власенков А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. – М., 1974.
  7. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1983.
  8. Григорян Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе. – М., 1982.
  9. Дудников А. В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе. – М., 1977.
  10. Зельманова Л. М. Кабинет русского языка в средней школе. – М., 1981.
  11. Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. – М., 1984.
  12. Капинос В. И.и др. Развитие речи: теория и практика обучения (5–7). – М., 1991.
  13. Кружковая работа по русскому языку. – М., 1979.
  14. Купалова А. Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса. – М., 1974.
  15. Куприянов М., Околелов О. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий // Высшее образование в России. – 2001. – № 1.
  16. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1975.
  17. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 2000.
  18. Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1980.
  19. Методические указания к учебникам русского языка (5–9). (Последние издания).
  20. Напольнова Т. В., Пустовалов П. С. Практикум по методике русского языка. – М., 1976.
  21. Напольнова Т. В. Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка. – М., 1983.
  22. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся V–XI классов. (Последн. изд.)
  23. Образовательный процесс: теории, системы, технологии (краткий терминологический словарь). Изд. 2-е, перераб. и доп. / Сост. М. Ю. Олеш­ков. – Нижний Тагил, 1999.
  24. Основы методики русского языка в 4–8 классах. – М., 1988.
  25. Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.
  26. Панов Б. Т. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986.
  27. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. – М., 1982.
  28. Программы по русскому языку для средней (основной) школы. (Последн. изд.)
  29. Сенновский И. Б. Модульная система организации учебно-воспитатель­ного процесса // Завуч. – 1998. – № 1.
  30. Система обучения сочинениям в 4–8 классах. – М., 1978.
  31. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.
  32. Учебники русского языка для средней (основной) школы. (Последн. изд.)
  33. Ушаков Н. Н., Суворова Г. И. Внеурочная работа по русскому языку. – М., 1985.
  34. Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1978.
  35. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982.

Интернет-ресурсы

Виртуальные методические объединения учителей

http://vms-list.narod.ru/index.html

«Первое сентября»

http://www.1september.ru

Все для учителя русского языка http://rus.1september.ru/:

Информационный сайт «Учительской газеты»

http://www.ug.ru/02.03/index.html

Культура письменной речи

http://www.gramma.ru/1.php?ir=13&ip=0&id=0

Учебно-научный центр довузовского образования

http://www.abiturcenter.ru/prog/index_n.php?topic=sprav_vuz_r

Образовательный портал центра дистанционного обучения

http://dlc.miem.edu.ru/

Институт общего среднего образования РАО

http://www.ioso.ru/

Лаборатория дистанционного обучения

http://www.ioso.ru/distant/

Основные правила грамматики русского языка

http://www.everyday.com.ua/digilet/rusrules.htm

Литература по технологиям и методикам обучения литературе

Основная литература

1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика литературы: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. О.Ю.Богдановой. – М., 2008.

2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. – М., 2004.

3. Методика преподавания литературы. Хрестоматия-практикум / Автор-составитель Б.А.Ланин. – М., 2003.

 

Дополнительная литература

1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение: Кн. Для учащихся 7-11 классов. – М., 2003.

2. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах / Сост. Р.И.Альбертова. - М., 1991.

3. Амфилохиева М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы: Методическое пособие. – СПб., 2003.

4. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. - М., 1969.

5. Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе. – М., 1976.

6. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе. – М., 1983.

7. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М., 1986.

8. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. – М., 1964 (СПб, 2000).

9. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1981.

10. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М., 1962.

11. Громцева С.Н., Маранцман В.Л., Мурин Д.Н. Проверочные работы по литературе в 8 – 10 кл. – М., 1982.

12. ГуковскийГ.А. Изучение литературного произведения в школе. - Л., 1966.

13. Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов. – М., 1984.

14. Дановский А.В. Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях. - М., 1988.

15. Демидова Н.А. Изучение литературно-критических статей. – М., 1995.

16. Долбилова Ю.В. Нетрадиционные и игровые уроки по литературе. – Ростов-на-Дону, 2010.

17. Доманский В.А. Факультативные занятия по русской литературе в 11 классе. – Киев, 1990.

18. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников. – М., 1998.

19. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. - М, 1982.

20. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. – М., 2004.

21. Ильин Е.И. Рождение урока. - М, 1986.

22. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. - М, 1989.

23. Конокольцев Р.Н. Искусство на уроках литературы. - Киев, 1991.

24. Корст Н.О. Восприятие литературного произведения и его анализ в школе // Вопросы анализа литературных произведений. – М., 1969.

25. Костылев О.Л. Критическая статья на уроках литературы. - Л, 1976.

26. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. - М., 1981.

27. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. – Л., 1971.

28. Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. – М., 1988.

29. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.

30. Лузина Л.В. Методика изучения читательского восприятия и построение концепции анализа литературного произведения в школе. – Н. Тагил, 1996.

31. Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. - М, 1987.

32. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - Л, 1974.

33. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. - Л, 1977.

34. Маранцман В.Г. Труд читателя. – М., 1986.

35. Медведев А.Т. Изучение лирики в школе. - М, 1985.

36. Методика преподавания литературы / Под ред. Рез З.Я. - М., 1985.

37. Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю. и Маранцмана В.Г.: В 2-х томах. – М., 1995.

38. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М, 1976.

39. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М, 1972.

40. Практикум по методике преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю. – М., 1999.

41. Проблемы преподавания литературы в средней школе/ Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М, 1985.

42. Развитие речи учащихся в процессе изучения литературы в школе. - М, 1985.

43. Рез З.Я. Изучение лирики в школе (4 - 7 кл.). - Л, 1968.

44. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985.

45. Теория и методика обучения литературе: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2009.

46. Уроки внеклассного чтения / Под ред. Я.П.Нестурх. - М,1980.

47. Урок литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М., 1984.

48. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5-11 классы/ авт.-сост. Н.Ю.Кадашникова, Л.М.Савина. – Волгоград, 2009.

 

Нормативные документы

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» от 5 марта 2004 г. №1089;

2. Федеральный базисный учебный план, одобренный решением коллегии Минобразования России и президиумом Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» от 9 марта 2004 г. №1312;

3. Программы по литературе 2006-2011 гг под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, В.В.Маранцмана, В.Ф. Чертова, Т.А.Калгановой и др.; сборники программ элективных курсов для 10-11 классов.

 

Статьи по педагогике

1. Бессонов Р. В., Околелов О. П. Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс // Педагогика. – 2006. – № 7. – С. 23–29.

2. Барамзина С. А. Учебная деятельность школьников в контексте личностноориентированного обучения // Педагогика. – 2006. – № 8. – С. 41-47.

3. Бобровников Н. А. Что такое хороший урок // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала ХХ вв. – М., 1990. – С. 412-418.

4. Бунаков Н. Ф. Идеалы и средства нравственного воздействия школы и воспитывающего обучения на учеников // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала ХХ вв. – М., 1990. – С. 246-253.

5. Буряк В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 71-78.

6. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала ХХ вв. – М., 1990.

7. Корчажкина О. М. Реализация педагогических проектов в общеобразовательной школе // Педагогика. – 2008. – № 8. – С. 29-35.

8. Каптерев П. Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала ХХ вв. – М., 1990. – С. 218-221.

9. Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. – М., 1972.

10. Щербаков Р. Н. Процесс обучения: от объяснения – к пониманию // Педагогика. – 2007. – № 5. – С. 48-55.

 

Статьи по психологии

1. Выготский Л. С. Педагогика и психология / Выготский Л. С. Педагогическая психология // Под ред. В. В. Давыдова. – М., 1996. – C. 10-19

2. Рубинштейн С. Л. Учение / Рубинштейн С. Л. // Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989. Т. 2.

Примерная структура анализа статьи

- Название статьи, автор, краткая биографическая справка об авторе;

- Основные идеи и проблематика статьи, их значение при организации образовательного процесса;

- Доступность, четкость, лаконичность изложения основных положений;

- Введение автором новых понятий и категорий для характеристики описываемых явлений;

- Используемый автором источник педагогического опыта, представленный в статье;

- Практическая ценность и теоретическая значимость статьи в развитии педагогической или психологической науки;

- Основные выводы и рекомендации для использования современного практического опыта педагогической деятельности.

ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ

государственной аттестации бакалавров

по направлению 050300 – филологическое образование

Профили: 050301 – «Русский язык и литература»

Литература и литературное редактирование»

Нижний Тагил

Пояснительная записка

 

Итоговая государственная аттестация бакалавра филологического образования предусматривает аттестационные испытания следующих видов:

1. Итоговый государственный экзамен по дисциплинам общепрофессиональной подготовки (педагогике, психологии, технологиям и методикам обучения русскому языку и литературе).

2. Защита выпускной квалификационной работы.

Программа итогового государственного экзамена разработана на основе требований Государственного образовательного стандарта подготовки бакалавров по направлению «Филологическое образование», утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации 31.01.2005 г., № 722 пед/бак.

Программа разработана с учетом квалификационной характеристики выпускника (пункт 1.3. ГОС), требований к профессиональной подготовленности бакалавра (пункт 7.1 ГОС), а также с учетом требований к итоговой государственной аттестации бакалавра (пункт 7.2 ГОС).

Государственный экзамен наряду с защитой выпускной квалификационной работы является обязательным видом итоговой государственной аттестации. Он ставит своей целью определение теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач. Выпускник, получивший квалификацию бакалавра филологического образования, должен быть готов осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики области предметных знаний филологии; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения.

Содержание итоговых аттестационных испытаний, представленное в данной программе, соответствует основной образовательной программе, которую выпускник освоил за время обучения, а также содержанию примерных программ учебных дисциплин общепрофессионального блока (педагогические, психологические, методические дисциплины), рекомендованных Министерством образования РФ.

Программа обсуждена и утверждена:

– на заседании кафедры педагогики 28 сентября 2012 года, протокол № 2;

– на заседании кафедры психологии 20 сентября 2012 года, протокол № 1;

– на заседании Ученого совета Института филологии и массовых коммуникаций НТГСПА10 января2013 года, протокол № 7.

Аттестационные материалы разработаны в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1155 и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников НТГСПА, утвержденным Ученым советом НТГСПА от 29.06.2012 года.

В соответствии с решением Ученого совета НТГСПА от 30 ноября 2007 года для выпускников, обучающихся по образовательной программе подготовки бакалавров (ГОС-2), итоговый государственный экзамен по блоку общепрофессиональных дисциплин включает в себя три вида аттестационных испытаний:

– устный ответ на вопрос экзаменационного билета по теоретическому материалу (педагогика и психология);

– выполнение комплексного практического задания по педагогике, психологии, технологиям и методикам обучения;

– собеседование по научно-педагогической публикации (по статье).

 

Данная программа отражает содержание итоговых аттестационных испытаний для выпускников Института филологии и массовых коммуникаций НТГСПА по направлению «Филологическое образование» (профили – «Русский язык и литература» и «Литература и литературное редактирование») в 2013 году.

I. ИТОГОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.92.165 (0.012 с.)