Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткие сведения по теории и истории методики развития речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет методики развития речи. Методика развития речи детей с нарушениями речи (специальная) — педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Основной целью данной методики является разработка научно обоснованной системы обучения родному языку. Предметом курса методики развития речи (специальной) является формирование и развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Содержание методики — формирование номинативной, коммуникативной и когнитивной функций речи, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи, подготовка детей с нарушениями речи к обучению грамоте, ознакомление дошкольников с художественной литературой. Исходя из цели, определяются следующие задачи: • изучение онтогенеза речевой деятельности; • изучение развития речи при различных формах речевых нарушений; • разработка принципов обучения родному языку детей с нарушениями речи; • усовершенствование средств, методов и приемов развития речи дошкольников с речевой патологией; • определение содержания и организации работы по развитию речи в специальном дошкольном учреждении. В указанных задачах определяется как теоретическая, так и практическая направленность специальной методики развития речи. Для решения поставленных задач необходимо использовать связи методики развития речи (специальной) с другими науками (языкознание; психология; лингвистика; психолингвистика; педагогика общая, дошкольная и специальная; логопедия). Особую важность для решения данных задач имеет связь теории методики развития речи (специальной) с практическим опытом педагогов дошкольных образовательных учреждений. Историческая справка о становлении методики развития речи (специальной) и ее связь с другими науками. Методологической ос- новой методики развития речи (специальной) являются положения философии и психологии о взаимосвязи языка и мышления, о языке как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия лю- дей, о ведущей роли деятельности и речи в развитии личности, теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия); теория о словесной регуляции деятельности (В.В. Лубовский); прин- ципы коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития. Теоретическую основу методики развития речи (специальной) составляют лингвистические, психологические и педагогические кон- цепции, раскрывающие закономерности формирования и развития речевой функции в онтогенезе и при нарушениях речи. Методика развития речи (специальная) опирается на исследова- ния других наук. Прежде всего на науку о языке — языкознание (лин- гвистика) — как науку о человеческом естественном языке и общих законах строения и функционирования человеческого языка, изучаю- щую разные уровни языковой системы: фонетику, фонологию, грам- матику (морфологию, словообразование, синтаксис), лексикологию, фразеологию. В ХХ-ом веке на стыке языкознания и психологии появилась психолингвистика — наука, сочетающая в себе систему понятий и методов психологии и лингвистики и определяющая взаимодействие единиц языка с механизмами и формами речевой деятельности. Из- вестный лингвист А.А. Реформатский подчеркивает невозможность замены слова "речь" на слово "язык", говоря о развитии и обогащении речи детей, так как имеется в виду психофизиологический процесс. Речь — это "разные формы применения языка в различных ситуациях общения". Язык — средство общения, а речь — сам процесс общения. Методика развития речи (специальная) тесно связана с различ- ными отраслями психологии — детской и педагогической. Знание закономерностей психического развития ребенка, использование ме- тодов психолого-педагогической диагностики позволит педагогу наи- более успешно планировать занятия по развитию речи, делая акцент на личностных особенностях, учитывая состояние восприятия, памя- ти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с на- рушениями речи. В процессе обучения и воспитания детей с наруше- ниями речи должны быть предусмотрены как общедидактические, так и коррекционные и психокоррекционные цели. Педагогика (общая, дошкольная и специальная) является основой для методики развития речи (специальной) в выборе общепедагогиче- ских принципов, методов, приемов, средств воспитания и обучения детей с нарушениями речи. В процессе работы по развитию речи ло- гопед и воспитатель специального дошкольного учреждения не толь- ко обогащают словарь детей, формируют и развивают грамматиче- ский строй, воспитывают звуковую культуру речи, развивают связ- ную речь и готовят детер к обучению грамоте, но и проводят воспита- тельную работу для успешной социальной адаптации ребенка с рече- вой патологией. Знание симптоматики речевых нарушений, их причин, механиз- мов, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре де- фекта позволит успешно и эффективно организовывать систему заня- тий по развитию речи с детьми с нарушениями речи. Данную сумму знаний к настоящему времени накопила логопедия — наука о нару- шениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Состояние проблемы развития речи детей. Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработ- ку методики развития речи внесли: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, А.Н. Гвоздев, А.П. Усова, О.И. Соловьева и многие другие. Один из великих педагогов прошлого Ян Амос Коменский уже в XVII веке сказал о пользе точного употребления слов, "о наименова- нии вещей полно и вполне продуманно, о возможности выражать все, о чем думаем, удачно, ясно и отчетливо". В одном из известных про- изведений Я.А. Коменскии посвятил развитию речи целую главу "Каким образом нужно искусно упражнять детей в развитии речи", в которой уделил внимание проблеме изучения грамматике (ее началь- ных этапов), риторике и поэтике. Одним из первых Я.А. Коменскии подчеркнул связь мышления и речи, взаимообусловленность их раз- вития и необходимость целенаправленного формирования этих пси- хических процессов. "Две особенности решительно отличают челове- ка от животных: разум и речь; разум нужен человеку для самого себя, а речь — для ближнего. Поэтому нужно прилагать одинаковую заботу к тому и другому, чтобы и ум, и язык были у человека как можно бо- лее развиты и усовершенствованы". Швейцарский педагог-демократ Иоганн Генрих Песталоцци внес огромный вклад в методику развития речи, подчеркивая, что речь необходимо развивать, начиная со звуков, их сочетаний в слогах, затем он предлагал "обучение словам или средствам ознакомления с отдельными предметами" и обучение речи — "...научиться ясно вы- ражаться о предметах, ставших нам известными и обо всем, что мы в состоянии о них узнать." По его мнению, огромную роль играют со- циальные условия, речевое окружение. Взрослые должны как можно больше и чаще говорить с маленьким ребенком и между собой о предметах и явлениях окружающего мира, употребляя множество на- званий. Благодаря частому проговариванию слова взрослых бессозна- тельно усваиваются ребенком, говоря современным языком, происхо- дит накопление пассивного словаря. Константин Дмитриевич Ушинский разработал педагогиче- скую систему первоначального обучения родному языку, в которой были сформулированы цели, задачи, принципы обучения, а также разработаны содержание и методическое наполнение. Он впервые в отечественной педагогике подчеркнул значение обучения ребенка на родном языке (из истории известно, что обучение в семьях среднего и высшего сословия осуществлялось на французском, немецком и дру- гих иностранных языках). К.Д. Ушинский писал: "Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоиз- менения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и фило- софию языка,:— и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения." К.Д. Ушинский обосновал необходимость первоначального преподавания русского языка. Им были поставлены три цели обучения: первая — развитие словарного запаса ребенка с привлечением наглядности и его жизненного опыта; вторая цель — обучение родному языку с опорой на доступные художественные произведения, обладающие положительной идеей; третья цель — раз- витие грамматического строя речи. К.Д. Ушинский впервые опреде- лил круг детского чтения, сделав акцент на "язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В язы- ке... претворяется творческой силой народного духа в мысль, в кар- тину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее кли- мат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы — весь тот глубокий, полный мысли и чувства, голос родной природы, ...который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов...": народные сказки, пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, произведения русских писателей и собственные произведения. Идеи К.Д. Ушинского наряду с другими легли в основу современной методики развития речи. Сторонницей и последовательницей взглядов К.Д. Ушинского была Елизавета Ивановна Тихеева, подчеркивающая, что "лингви- стическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке". Ею были разработаны система занятий по обогащению словаря с использова- нием наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, дидактических игр и т.п., методика обучения связной речи, т.е. система работы по "живому слову". Е.И. Тихеевой были разработаны занятия, "которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей. К ним мы относим: разговор с детьми, поручения и задания, беседы, рассказывание, чтение, письма, заучивание стихотворений". Практические рекомендации, содержа- щиеся в книге "Развитие речи детей" включают в себя раздел, посвя- щенный недостаткам речи и их преодолению. Автор классифицирует недостатки речи детей по трем категориям: первая — физиологически обусловленные нарушения речи; вторая — нарушения речи, обуслов- ленные "недостатками анатомического и психофизического харак- тера" (ринолалия, заикание, нарушения речи при нарушении слуха); третья — нарушения речи, обусловленные влиянием речи окру- жающих. Е.И. Тихеева делает акцент на необходимость ранней ди- агностики и специально организованного коррекционного обучения детей с нарушениями речи, включающее в себя "устные и письмен- ные упражнения, воздействуя на сознание детей в одном и том же направлении, содействовать постепенному искоренению этих [рече- вых] ошибок". Дальнейшее развитие теории и практики методики развития речи осуществила Евгения Александровна Флёрина, в области исследо- ваний которой находилось эстетическое воспитание дошкольников средствами художественного слова. Она подчеркивала, что в "ярких образах художественной литературы, в различных видах словесной работы необходимо давать разнообразный материал как со стороны познавательной, так и эмоциональной, всесторонне обогащая воспри- ятие детей, расширяя их кругозор". Наряду с вышеперечисленными исследованиями, в которых тео- рия и методика развития речи и обучения родному языку рассматри- валась в разных аспектах, существует ряд исследований, посвящен- ных дневниковым записям речи детей (И.А. Бодуэн де Куртене, Чарльз Дарвин, супруги Штерн и др.). В нашей стране наиболее из- вестен дневник ученого-языковеда Александра Николаевича Гвоздева, фиксировавшего речь сына Жени. Эти записи после лингвисти- ческой обработки были преобразованы в фундаментальный труд "Вопросы изучения детской речи", в котором был проанализирован процесс усвоения ребенком фонетической системы и грамматическо- го строя языка. А.Н. Гвоздевым были выделены периоды в формиро- вании грамматического строя русского языка, характеризующиеся специфическими особенностями: "1. Период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в оном неизменном виде во всех случаях, где они используются... 2. Период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешне- го выражения... 3. Период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонения и спряжения...". Исследования А.Н. Гвоздева легли в основу современной теории и методики развития речи детей. Формирование современной методики развития речи являлось результатом коллективного труда ученых и методистов-практиков. На современном этапе методика развития речи совершенствуется вслед- ствие изменения социально-политических условий, изменений в сис- теме образования в связи с достижениями научно-технического про- гресса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.241.191 (0.01 с.) |