Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О формах систематизации материала по обучению грамоте дошкольников с онрСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито мышление, речевой слух и особое зрение на буквы (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда). В человеческом мозге имеются клетки, ведающие запоминанием и умением использовать буквы", — писала Т.Г. Визель в работе "Аномалии речевого развития ребенка" (М., 1995 г.). Для детей с ОНР, наряду с речевым нарушением, характерно отставание в формировании различных видов восприятия, низкий уровень развития основных свойств внимания, заметно снижена память и продуктивность запоминания, отмечается низкая активность припоминания, имеется отставание в развитии наглядно-образного мышления, трудности в овладении анализом и синтезом, наряду с недоразвитием общей моторики имеет место недоразвитие мелкой моторики пальцев рук. В связи с этим дошкольники с ОНР испытывают большие трудности в овладении грамотой. Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой (Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, JI.H. Ефименкова, Е.М. Мастюкова). Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с ОНР является обучение грамоте. Многие авторы (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко) разработали свои системы обучения грамоте детей с ОНР, которые широко используются логопедами-практиками в коррекционной работе. Обучение грамоте по данным системам начинается с середины второго года обучения (в подготовительной к школе группе). Вместе с тем, опыт нашей многолетней работы показывает, что обучение грамоте детей с ОНР второго года обучения целесообразнее начинать не со второго периода коррекционного обучения, как рекомендовано программой обучения детей с ОНР, а в начале первого периода сразу же после обследования (начало октября). Более ранние сроки начала обучения грамоте дошкольников с ОНР становятся возможными благодаря уже имеющейся у детей готовности к обучению грамоте (сформированному фонематическому восприятию, навыку звукового анализа и синтезу слов, знанию ритмико-слогового строения слова), сформированной в процессе первого года коррекционного обучения (в старшей группе). В основу разработанных нами методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с ОНР положен звуковой метод обучения чтению Д.Б. Эльконина. При разработке методических рекомендаций мы учитывали ряд особенностей: а) звук и буква изучаются параллельно, что ускоряет процесс запоминания графического образа звука (буквы) и значительно ускоряет процесс формирования навыка послогового чтения; б) последовательность изучения звуков и букв проходит в соответствии с формированием звуков в онтогенезе и предполагает уже с третьего занятия чтение слогов (а, у, м, о, п, т, к, э, н, х, ы, ф, б, д, г, в, л, и, с, з, ш, ж, щ, р, ц, ч); в) в предлагаемой последовательности отсутствуют буквы й, е, е, ю, я и знаки ь и ъ (в связи с тем, что произношение гласных второго ряда расходится с их написанием; й — в русском языке может выступать как самостоятельный звук в конце слова (пой, май, дай), а также как неслоговой перед гласным (яма, елка, юла, ели); ь и ъ не имеют звукового обозначения); г) при знакомстве с буквой необходимо называть не ее "официальное" алфавитное название (эм, бэ), а тот звук, который эта буква обозначает (м, б); д) графические начертания букв изучаются только в их печатном варианте; е) при изучении новой буквы обязательно включаются упражнения по профилактике дисграфических и дислексических расстройств речи у дошкольников; ж) для повышения эффективности формирования звукослогового и звукобуквенного анализа необходимо использовать символику (графические схемы слогов и слов); з) материал по обучению грамоте предлагается нами в следующей последовательности: — сочетание из двух букв, обозначающих гласные звуки; — сочетание гласного с согласным в обратном слоге; — сочетание согласного с гласным в прямом слоге; — односложные слова по типу СГС; — двухсложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов; — двухсложные и трехсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов; -— двухсложные слова со стечением согласных; — трехсложные со стечением согласных; — просто.е двусоставное предложение без предлога; — простое предложение из 3-4 слов без предлога; — простое предложение из 3-4 слов с предлогом; и) печатание слогов, слов и предложений предлагается в той же последовательности с постепенным усложнением материала, что и для чтения. Методические рекомендации по обучению грамоте дошкольников с ОНР второго года обучения обобщены и представлены в форме карточек с заданиями, которые могут быть использованы при проведении фронтальных подгрупповых и индивидуальных занятий начинающими логопедами, студентами, воспитателями, родителями в процессе обучения грамоте дошкольников с ОНР. Очередность заданий в карточке дана в соответствии с учетом принципа поэтапности и последовательности (от простого к сложному, от звука к букве и т. д.). Количество заданий в карточке колеблется от 9 до 12 в зависимости от количества пройденных звуков и букв. Содержание карточек включает в себя следующие задания: 1) называние слов с изучаемым звуком; 2) определение позиции данного звука в словах; 3) знакомство с буквой посредством художественного слова; 4) закрепление зрительного образа буквы путем выкладывания ее из счетных палочек, веревочек, цепочек, палочек и т. п.; 5) печатание буквы (слогов, слов, предложений); 6) звукобуквенный анализ слов с выкладыванием схем и с последующей заменой фишек уже знакомыми буквами; 7) подбор слов к предложенным схемам с частично вписанными буквами; 8) упражнение на преобразование слов путем замены одной буквы; 9) составление и печатание слов с данным слогом; 10) составление и печатание слов из разрозненных слогов; 11) дописывание элементов букв, "зашумленные" буквы, ребусы. Решая задачу обучения грамоте дошкольников с ОНР второго года обучения в комплексном процессе коррекционного воздействия, мы на протяжении ряда лет успешно применяем на практике данные методические рекомендации, которые предупреждают возникновение дисграфий и дислексии. Опыт работы показал, что использование разработанных нами методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с ОНР в процессе коррекционного воздействия позволяет добиться хороших и стойких результатов при обучении детей с ОНР чтению и письму, а также способствует более успешному обучению детей с ОНР в школе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.185.63 (0.006 с.) |