Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В группе общего недоразвития речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими об- щее недоразвитие речи, осуществляется в дошкольных учреждениях в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Раз- личными авторами предлагаются методики преодоления речевого дефекта детей дошкольного возраста от строго регламентированной поэтапной работы (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), которая является программой обучения детей с ОНР, утвержденной Министерством образования Российской Федерации, и комплексно- тематических методик (В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко, Т.А. Ткаченко, Е.А. Пожиленко и др.) до развлекательно-игровых с привлечением сказочных сюжетов и героев или вымышленных героев в приключенческих ситуациях. Полностью разделяя общепризнанные методические направления формирования речи при ее недоразвитии (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше), авторы тем не менее подчеркивают, что поиски приемов и методик в логопедической психолого-педагогической практике кор- рекции речи не утратили своей актуальности, поскольку некоторые нарушения речи могут быть устранены при помощи логопеда в услови- ях поликлиники или логопедического пункта, а другие требуют систе- матической помощи ребенку в условиях специального учреждения. Логопеды могут воспользоваться различными авторскими мето- диками, критически оценив их значимость и актуальность, апробиро- вать собственные, совершенствуя их год от года. В настоящее время успешно используются различные варианты организации занятий с опорой на: — описанные в литературе, известные и придуманные (иногда с помощью детей) игры; — литературные и придуманные персонажи; — сказочные сюжеты; — воображаемые путешествия, поездки, приключения; — настольно-печатные игры; — рисунки и другие работы детей; — игры-драматизации. Темы и сюжеты таких занятий могут планироваться с учетом по- желаний детей или разрабатываться в форме совместного экспромта логопеда и детей при ведущей и руководящей роли логопеда. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими ре- чевую патологию, много лет назад подтолкнули нас к идее проведе- ния логопедических досугов как итоговых занятий после изучения определенных тем или звуков и букв. Этот вид деятельности дает возможность детям психологически подготовиться к публичным вы- ступлениям на праздниках в детском саду, поскольку дети с речевой патологией не имеют, как правило, опыта участия в таких мероприя- тиях. Сначала такие занятия-развлечения проводились только в груп- пах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и имели тематику праздников правильной речи, поставленных и авто- матизированных звуков. В последующие годы логопедические досуги стали проводиться и в группах для детей с ОНР, включая игровые задания по лексико-грамматической тематике. Цель этих занятий: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания, продемонстрировать навыки и умения детей, разнообразить формы и методы коррекционно-педагогического воздействия. Речевой материал подбирается с учетом индивидуаль- ных речевых возможностей детей, проговаривается на индивидуаль- ных занятиях с логопедом, воспитателями или родителями. Музыкальное сопровождение, подбор и разучивание необходи- мых хореографических элементов и движений, а также песенок, му- зыкальных шуток осуществляется музыкальным руководителем на индивидуальных занятиях. К участию в отдельных этапах могут приглашаться родители или дети других групп. В результате наших многолетних наблюдений мы убедились, что участие детей с речевой патологией в логопедических досугах помо- гает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепить полученные знания, умения и навыки. Для иллюстрации приведем пример логопедического досуга на тему «Удивительное путешествие в страну Букварию».
Программное содержание: закреплять навык чтения слов с Изученными буквами. Ход досуга. 1. Сразу после полдника в группу кто-то стучит несколько раз, пока стук не будет услышан всеми детьми. Кто-то из детей идет открывать дверь. Входит Карлсон, который передает конверт. В конверте записка:
Жду вас в гости. отуБрани (облегченный вариант: тиБурано) Все вместе дети читают записку, угадывают, что написал её Буратино. Делается предположение, что он приглашает совершить чудесное пу- тешествие в страну Букварию, где живут многие сказочные герои. 2. Дети должны отгадать, кто ждет их в стране Букварии. Для этого надо написать по порядку первые буквы слов-названий картинок: бант, утка, конь, вата, ы. 3. Путешествовать предлагается на ковре-самолете, в который пре- вращается ковер из групповой комнаты. Чтобы попасть на него, надо, получив билет (талончик с нарисованной слоговой схемой), выбрать себе попутчика (игрушку) в соответствии с билетом: кукла, слон, кот, утка, мышка, мишка и т. д. Контролеры проверяют соответствие схе- мы слову. 4. Сели на ковер-самолет, закрыли глаза, завели мотор, полетели. Можно пофантазировать, где и как летит ковер-самолет. Впереди го- ры, как альпинисты пробираемся по цепочке, которую нельзя преры- вать. Надо найти свое место в цепочке: каждое следующее слово це- почки начинается с того звука, которым заканчивается предыдущее слово. Картинки получают у командира корабля, назвавшего первое слово цепочки: карандаш — шапка — ананас — сом — мост — танк — кубики — иголка — альбом. 5. Перебрались через горы, оказались на берегу моря, где на острове находится чудесная страна Буквария. Добираться будем на пароходе, чтобы попасть на него, надо отгадать зашифрованное слово, без кото- рого на борт парохода попасть нельзя. Закодировано слово разновы- сотными буквами: пТар (Трап). 6. Чтобы на пароходе было не скучно — соревнование двух команд: собрать из кубиков слова (на каждом кубике только одна необходи- мая буква) маг, зло. 7. Злой волшебник заколдовал буквы, чтобы дети не смогли читать книжки: а) Некоторые элементы букв стали невидимками: А Н Ж Ф К. б) Другие буквы — перевернул. в) Семь букв намазал клеем и склеил. г) А одна буква так испугалась злого волшебника... Послушайте, что с ней приключилось: Мы обычные слова, Всех нас знает каждый. Мы содержим букву А Трижды или дважды. Иногда всего одну (только не вначале). Но сегодня... — ну и ну! Все они сбежали. БРБН СТКН СХР ПРТ КРНДШ (барабан, стакан, сахар, парта, карандаш). д) Некоторые слова злой волшебник спрятал. Где? В колесе. око, кол, осел, лесок, сокол, колесо, сок, село, лес. Чтобы узнать эти слова, надо прочитать их по цветным стрелкам (стрелки рисует проводящий досуг логопед). 8. Подмосковная ворона Мне доставила пакет В нем широкий листик клена, Что ни строчка — то секрет! «Карр!» — А рядом в клетках пусто. Поразмысли, посиди, И с вороньего на русский Все слова переведи. КАРР картина КАРР карта КАРР карман КАРР картошка КАРР картон КАРР карниз КАРР каркас 9. Пословица, тебя мы знаем Но не такою ты была. Неужто буква озорная Вновь чье-то место заняла?... Ус (ум) хорошо, а два лучше. Жди у горя (моря) погоды. 10. А на чем мы вернемся домой? Попробуйте отгадать. Слово спряталось куда-то. Слово спряталось и ждет: «Пусть найдут меня ребята, Ну-ка, кто меня найдет?!» (вагон) 11. Итог занятия Чтобы узнать, что в коробке, надо разгадать кроссворд: 1).Как называется место, куда приходят корабли? 2).Водится в реке', озере и море? 3).Для вкусного бутерброда нужна красная или черная. 4).В дождь нас'спасает.. „
В первом столбце — отгадка.
Планы-конспекты логопедических досугов. Занятие-развлечение. Тема «Звук Л»
Цель: автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях, спонтанной речи.
План занятия: 1. "Доскажи словечко". 2. Слоговой аукцион. 3. "Угадай-ка". 4. Узнай слово. 5. Отгадай загадку. 6. "Ромашка". 7. "Чей улов больше?" 8. Узнай пословицу. 9. Конкурс скороговорок. 10. Объясни выражения. 11. "Кто получит приз?" 12. Конкурс загадок и стихов.
Ход занятия. 1. "Доскажи словечко ". Логопед читает стихотворный текст, дети хором договаривают слова. 2. "Слоговой аукцион ". Чья команда последней называет слово с предложенным слогом, та и выигрывает. 3. "Угадай-ка". По словам, произнесенным вразбивку, узнать слово: дыш, лан — ландыш; па, лам — лампа; па, ло, та — лопата; ло, мо, ток — молоток; ва, го, ло — голова. 4. "Узнай слово ". По первым звукам названных слов определить задуманное слово. 5. "Отгадайзагадку". Чья команда больше отгадает загадок. Добавляются очки, если кто — то из детей загадает загадку, в которой есть звук Л. 6. "Ромашка". Сорвать только лепестки с изображением предметов, в названии которых есть звук Л. 7. "Чей улов больше? " Кто больше выловит слов — картинок со звуком Л, пока играет музыка. 8. "Узнай пословицу". В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их на- звать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе. 9. Конкурс скороговорок. Кто больше и без ошибок произнесет предложенную скорого- ворку. 10. "Объясни выражение". Кто лучше объяснит, почему мы так говорим. //. "Кто получит приз?" Проводится в виде эстафеты. Из обручей, расположенных на по-? лу друг за другом, выбрать: а) игрушку, в названии которой есть звук Л; б) картинку, в названии которой есть звук Л; в) вбежать в последний круг, назвать слово со звуком Л, взять приз (игрушку, конфету). 12. Конкурс чтецов. Чтение стихотворений, загадывание загадок со звуком Л. Подведение итогов, назвать лучшую команду и лучших игроков.
Речевой материал к занятию. Доскажи словечко. Гладко, плавно лился стих, Вдруг споткнулся и притих. Ждет он и вздыхает Слова не хватает! Чтобы снова в добрый путь Стих потек, как речка, Помоги ему чуть-чуть, Подскажи словечко! (Е. Серова). 1. Наш огород в образцовом порядке, Как на параде построились грядки. Словно живая ограда вокруг — Пики зеленые выставил... (лук) 2. Сшил себе котенок тапки, Чтоб зимой не мерзли... (лапки) 3. Ну, давай играть в футбол! Забивай скорее... (гол) 4. Нам темно. Мы просим маму Нам включить поярче... (лампу) 5. Руки мыть пошла Людмила, Ей понадобилось... (мыло) 6. Молодчина эта Лина, Лепит все из... (пластилина) 7. Заглянула в дверь коза, Очень грустные... (глаза) 8. Тихо-тихо снег идет, Белый снег мохнатый. Мы расчистим снег и лед Во дворе... (лопатой) 9. Елочка, елочка, колкая... (иголочка) 10. А возле этой елки Бродили злые... (волки) 11. Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Скучно, скучно мне одной, А зовут меня... (луной) 12. На ветке не птичка — Зверек-невеличка, Мех теплый, как грелка. Кто же это?., (белка) 13. Он соло пел среди ветвей, Его назвали... (соловей) 14. Лейся, дождик, веселей, Мы с тобою дружим! Хорошо нам бегать Босиком по... (лужам) 15. Заставил плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а... (лук) 16. Хоть я и сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла. Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я... (свекла) 17. Крошка-сын к отцу пришел.. И спросила кроха: — Что такое хорошо И что такое... (плохо) 18. На одной ноге кружится, Беззаботна, весела. В пестрой юбке танцовщица, Музыкальная... (юла)
Слоговой аукцион. .ла — лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, лас- точка, ластик, ласты, лак. ло — лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора. лу — лук, луна, лупа, лужа, луч, Луша, луковица, Лука. Отгадай пословицу по двум словам. 1. Шило, мешок: шила в мешке не утаишь. 2. Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка. 3. Волки, лес: волков бояться — в лес не ходить. 4. Камень, вода: под лежачий камень и вода не течет. 5. Пчела, мед: одна пчела много меду не наносит. Скороговорки. Говори, торопись, но смотри не ошибись. 1. Кол около стола, стол около кола. 2. Колпак под колпаком, Под колпаком колпак. 3. Дятел дуб долбил, да не додолбил. 4. Не жалела мама мыла. Мама Милу с мылом мыла. 5. Петя пилил пилой пень. 6. В зимний холод всякий молод. 7. Были галчата в гостях у волчат, Были волчата в гостях у галчат. Ныне волчата галдят как галчата И, как волчата, галчата молчат. 8. Павка на лавке плетет лапти Клавке. 9. Ладушки, ладушки, С мылом моем лапушки, Чистые ладошки, Вот Вам хлеб да ложка. 10. Свекла у Феклы Мокла и сохла. Сохла и мокла Пока не поблекла. Объясни выражение. Лакомый кусочек — что-нибудь заманчивое, привлекательное, соблазнительное. Медвежья услуга — неумелая, неловкая услуга, которая вместо помощи приносит вред. Бить баклуши — праздно проводить время, бездельничать. Пер- воначально означало: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления мелких щепок, т. е. делать очень несложное дело. Блоху подковать — проявить необыкновенную выдумку в каком- либо деле, умение, тонкое мастерство. Как белка в колесе — беспрерывно суетиться, хлопотать без ре- зультатов. Волк в овечьей шкуре — нехороший, лживый человек, который всячески пытается скрыть свои дурные намерения и показать себя добрым. Искать иголку в стоге сена — о том, что нельзя найти, обнаружить. Отгадай загадки. 1. Я землю копала Ничуть не устала. А кто мной копал — Тот и устал. (Лопата)
2. Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук) 3. Над домами у дорожки Висит кусок лепешки. (Луна) 4.В тихую погоду Нет нас нигде. Ветер подует — Бежим по воде. (Волны)
5. Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, На Новый Год я — главная. (Елка)
6. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка) 7. Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако) 8. Раскаленная стрела Дуб свалила у села. (Молния)
9. Под крышей четыре ножки, А на крыше — суп да ложки. (Стол)
10. Этот конь не ест овса, Вместо ног два колеса. (Велосипед)
11. В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник) 12. Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло) 13. Белый камешек растаял, На доске свой след оставил. (Мел)
14. Круглое, красное, Я расту на ветке. (Яблоко) Любят меня взрослые И маленькие детки. 15. Жидко, а не вода. Бело, а не снег. (Молоко)
16. В раздевалке я служу, На весу пальто держу. (Вешалка)
17. Кто в беретке ярко-красной,. В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
18. Все время стучим, Деревья долбим. Но их не калечим, А только лечим. (Дятлы)
19. Кто зимой холодной В лесу бродит злой, голодный? (Волк)
20. Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, (Лось) Рога раскинув широко.
21. С ветки на ветку, Быстрый, как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал. Кто это? (Белка)
22. Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой. Похлопочет над цветком — Он поделится медком. (Пчела) 23. Маленького роста я, Тонкая и острая, Носом путь себе ищу. За собою хвост тащу. (Иголка) 24. Ползун ползет, иголки везет. (Ежик)
2. Занятие-досуг "Путешествие в страну знаний". Тема «Звук и буква Т»
Цели:
1. Развивать фонематическое восприятие. 2. Продолжать учить делить слова на части (одно-, двух-, трех- сложные слова). 3. Закреплять умение производить звукобуквенный анализ и син- тез слов. 4. Развивать связную речь. 1. Развивать мышление и память.
Методические приемы:
1. Игра "Телеграфист". 2. Игра "Новоселы". 3. Подвижная игра "Самый ловкий". 4. Игра "Отгадай слово". 5. Подвижная игра "Самый аккуратный". 6. Игра "Волшебные часы". 7. Подвижная игра "Мышеловка". 8. Игра "Наборщик". 9. Игра "Умники и умницы". 10. Игра "Не знаешь — научим". 11. Игра "Пазлы".
Оборудование.
Дидактический материал (предметные картинки), ребусы, часо- вой циферблат, трехэтажный дом из картона и предметные картинки с изображением животных, пословицы и поговорки в картинках, буквы на кубах, гимнастические палки, стойки, обручи, картонные ступни, стулья для детей, эмблемы, сувениры, конверты, пазлы, 2 корзины, 2 деревянные ложки, шары для пинг-понга (по количеству детей), иг- рушки и предметы на звуки Т, Д, К.
Ход занятия.
Дети поделены на 2 команды, "Утята" и "Котята", на футболках эмблемы, сидят полукругом. Ведущая (В): — Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие — в страну зна- ний, где нас ожидают необычные встречи и приключения. Но чтобы наше путешествие удалось, надо как можно больше знать о звуке и букве Т. Входит Незнайка. Незнайка (Н): — Кто здесь в путешествие собрался? Я тоже очень люблю пу- тешествовать. Я даже На Луну летал. Вот как-то раз... В: — Подожди, Незнайка, ты ведь даже забыл поздороваться с ребятами. Ты что, не знаешь, что нужно быть вежливым? Н: — Знаю. А разве я не поздоровался? Здравствуйте, ребята! В: — Здравствуй, Незнайка. Но мы сегодня с ребятами собрались в путешествие не на Луну, а в страну знаний. Н: — Да, да, я слышал. Нужно все знать о звуке и букве Т. Я не- давно читал очень интересную книгу, из которой узнал много слов со звуком Т, эта книга о тропическом лесе, по-другому он называется джунгЛи, и о его обитателях: пантерах, питонах, удавах. А вот как книга называется, я забыл. У меня даже картинки были с героями этой книги. Но на них упал Лунный камень и картинки рассыпались на кусочки. В: — Не переживай, Незнайка! Мы поможем тебе сложить кар- тинки и вспомнить название книги. Для этого мы должны правильно выполнить все задания. За каждое правильно выполненное задание команды будут получать по одной части этой картинки. Для каждой команды картинки помещены в конверты. Когда вы выполните все задания правильно, вы соберете все части в одно целое и вспомните название книги, которую прочитал Незнайка. А чтобы мы не устали в путешествии, Незнайка приготовил нам разные игры и задания.
1. Игра "Телеграфист ". (Деление слов на слоги). Дети перепрыги- вают через гимнастические палки столько раз, сколько слов в слоге. Слова-картинки: кот, тапочки, танк, бегемот, туча, конфеты, кит, фут- болист, тарелка, табуретка, петух, автобус.
2. Игра "Новоселы ". (Трехэтажный дом с окнами — карманами, в которые помещаются картинки, в названии которых есть звук Т). 1 этаж — звук Т в начале слова: тур, тапир, тушканчик. 2 этаж — звук Т в середине слова: утка, петух, питон. 3 этаж — звук Т в конце слова: кот, енот, бегемот.
3. Подвижная игра "Самый ловкий ". По кругу стоят стулья, меньше на один, чем детей. Дети ходят вокруг, по сигналу занимают стульчик. Ведущая произносит звуки. Стульчик надо занять, если услышишь звук Т. Звуки для анализа: а, у, м, ж, т, п, к, т, д, ть, ль, мь, пь, кь, т, у, с, э, т и т. п.
4. Игра "Отгадай слово". Ребусы слова-загадки. Отгадай слова: — по первым звукам в названии каждой картинки (кошка, игла, топор — кит); — расставь буквы по росту и прочти (утка); — замени букву в слове (салат); — добавь к слогу название картинки (куст).
5. Подвижная игра "Самый аккуратный". Игра-эстафета. Вынести из "курятника" все яйца в ложке, не уро- нив ни одно.
6. Игра "Волшебные часы". Одна команда читает слог, другая придумывает слова с данным слогом. В: — Тик-так, тик-так. Все часы идут вот так. Ну-ка, посмотри сейчас И ответь, который час? Ведущая крутит стрелку на циферблате и останавливает на сло- гах: та, ту, то, ты.
7. Подвижная игра "Мышеловка". Одна команда — мышеловка, вторая команда — мыши и на- оборот.
8. Игра "Наборщики". Проводится в виде эстафеты. На кубиках буквы к, л, и, у, по 2 буквы с, т. Одна команда составля- ет слово "лист", другая — "куст". Преодолевая препятствия, дети пере- носят по одному кубику. Препятствия — дуги для подлезания, имита- ция следов (пройти через ручей, не замочив ног), продеть через голову обручи. Когда все кубики перенесены, из них составляется слово.
9. Игра "Умники и умницы". Отгадывание пословиц и поговорок о труде по опорным картинкам: — иголка, нитка (Куда иголка, туда и нитка); — пруд, рыба (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда); — голова, руки (Голова научит, руки сделают); — яблоня, человек (Яблоню любят плодовитую, а человека — деловитого); — птица, человек (Птицу узнают в полете, а человека в работе); — линейка, ножницы (Семь раз отмерь, один отрежь); — камень, вода (Под лежачий камень вода не течет).
10. Игра "Не знаешь — научим, не умеешь — покажем". 2 корзинки на стульях, предметы и игрушки на столе. Из предметов, в названии которых есть звуки Т, Д, К, брать по одному и переносить в корзинки те, в которых есть звук Т.
11 ,Игра"Пазлы". Из восьми частей собрать картинку ("Маугли"). В: — Вот видишь, Незнайка, какие у нас умные дети. Они столь- ко всего знают о звуке и букве Т, что им не составило труда выпол- нить все задания и помочь тебе вспомнить название книги Киплинга "Маугли". Н: — Спасибо, ребята, вы все молодцы! Вы такие умные, ловкие, умелые. Победила дружба. (Вручение призов).
Занятие-развлечение.
Тема "В гостях у бабушки Азбуки"
Цель: закрепить навык чтения слогов, слов с пройденными бук- вами.
План занятия.
1. Составить слово по первым буквам — "Угадай-ка". 2. Кто больше составит слов. 3. "Слово рассыпалось". 4. "Волшебная цепочка". 5. Кроссворд. 6. Ребусы. 7. "Шифровальщики". 8. "Чья команда победит?". 9. "Найди пару". 10. "Хвастунишка". 11. Итог занятия. Награждение победителей.
1. "Угадай-ка". По первым буквам слов составить новые слова. Показываются таблицы, на каждой из которых 3-4 предметных картинки. Дети называют эти картинки, самостоятельно определяют первую букву в слове и по первым буквам называют получившееся слово. Выигрывает команда, которая первая сможет определить за- шифрованное на таблице слово. РОТ — расческа, ослик, топор. РАК — рука, ананас, колесо. КАША — кошка, ананас, шары, арбуз. ' АИСТ — арбуз, игла, самолет, торт. ПУХ — попугай, утенок, хлеб. МУХА — матрешка, удочка, хлеб, арбуз. СОН — сорока, ослик, носорог. МАК — мука, Айболит, карандаш. ЛУНА — лук, У, ножницы, апельсин. ЛУК — лось, У, колесо. УСЫ — уши, собака, Ы. КОЗЫ — кастрюля, О, зонт, Ы. ТАНК — туфли, А, Н, конфета. Подводится итог, каждый отгадавший слово, получает фишку, по числу которых в конце занятия можно определить победителя или команду-победителя.
2. "Кто больше составит слов ". Предъявляются слоговые таблицы, каждая разделена вертикаль- ной чертой на 2 половины. Задание: к слогу, напечатанному слева, подобрать слог из напечатанных справа так, чтобы получилось слово. Чья команда больше составит слов, та и выигрывает. Вариант: слова составлять из кубиков, каждая команда в отве- денном ей месте выкладывает слова, затем демонстрирует их веду- щему. ХА ТЫ ЛАТ НО ТОК СЫ СА ТА ХАР КА РЫ ША
ША СОК СА ТО НА НО КУ РЫ РА ЛУ МА
3. "Слово рассыпалось ". На двух столах приготовлены кубы (можно мячи, шары, круги и т. д.), на которых наклеены буквы, составляющие слова. Слова прочи- тываются. Выбранные дети (по количеству букв) берут эти кубики, под музыку выполняют любые движения, можно танцевальные, мож- но бег по залу врассыпную. Как только музыка останавливается, нуж- но как можно быстрее собрать команде свое слово. Слова: МАК, СУП, ДОМ, КОТ, ТОМА, ЛУША. Вариант: кто быстрее составит слово. Атрибуты те же, можно по типу эстафеты, например, 1-й бежит, 2-й перепрыгивает через кубики, 3-й прыгает через скакалку, 4-й про- лезает через обруч по ходу бега, но каждый из них, добегая до стола, выбирает кубик, ставит его на соответствующее место, бегом возвра- щается к команде, передавая, таким образом, эстафету следующему игроку. В завершении проверяется, правильно ли составлено коман- дой заданное слово.
4. "Волшебная цепочка ". На двух столах приготовлены предметные картинки, конечная буква в названии одной является начальной буквой в названии другой картинки. По типу эстафеты дети из команд берут каждый по одной кар- тинке и пытаются найти свое место в цепочке. Первое слово цепочки называет ведущий. Слова для цепочек: карандаш — шкаф — флажок — куст — то- пор — ракета — автобус; сук — ключ — чайник — кошка — ананас — сом — мак — крокодил — лук.
5. Кроссворд "Куда спешат звери?" На предметных картинках номера: 1 — мышка, 2 — кот, 3 — слон, 4 — лиса, 5 — аист, на доске сетка кроссворда с выделенными клетками. По типу эстафеты дети выходят и вписывают названия животных в клетки. После того, как кроссворд заполнен, читают выделенное слово.
6. Отгадываем ребусы. 1. "Построй по высоте". Из букв, различных по высоте, составить слово, начиная с самой высокой. О П л — пол а П Л А — лапа р А Ш — шар ы О С — осы
2. "Добавишь букву — изменишь слово". Предъявляются таблицы: Ш, утка (шутка) Г, роза (гроза) Э, кран (экран) шар, Ф (шарф)
3. "Букву в слове поменяй, слово новое называй". Л/Ш — шапки Р/К — кот Р/М — маки С/Х — халат П/Т — торт У/А — раки Ы/О — дом
4. В зависимости от подготовки группы можно предложить отга- дать слова: М ША У А У Наум ТА Наташа ШКА подушка РОК подарок КОМ КА КАР ТА комната ВА канава вал карнавал 7. "Шифровальщики" или "Кого возьмем в разведчики". Дается задание первой паре детей (по 1-2 из каждой команды): достать из конверта картинку, назвать слово, составить к нему звуко- слоговую схему, например, РАК, МАК. Следующей паре детей необходимо к предложенной схеме (из конверта) подобрать слово. Предметные картинки: 1 — лампа, суп, шуба, барабан; 2 — шары, лопата, маска, мак.
8. "Чья команда победит? " Из каждой команды выходят по 3-4 ребенка, которые получают разноцветные круги с наклеенными буквами. Получив круги, держат их обратной стороной к зрительному залу. Из каждой команды выхо- дят по 1 желающему, которые получают задание "развесить" гирлян- ду таким образом, чтобы можно было прочитать слова. По команде разноцветные круги показывают всем детям, водящий составляет сло- во. Закончив работу, просит поднять круги вверх. Все читают слова, например, ШАРЫ, РУКА, ЛАПА, КАША и т.д. Побеждает команда, игрок которой первым составит слово.
9. "Найди пару ". Названные дети (по 4-5) получают на одну из рук браслет- резинку с кружком (квадратом), выполняют под музыку танцеваль- ные движения, демонстрируя друг другу свои буквы, после оконча- ния звучания нужно встать парами так, чтобы можно было прочи- тать слог (сначала выбор делают мальчики, затем девочки; просто названные по имени дети; те, у кого на браслетике согласная буква; гласная буква и т.д.)
10. "Хвастунишка". В конце разыгрывается сценка, которую дети готовят заранее, в секрете от остальных, это могут быть и гости из другой группы. У детей шапочки с изображением зверят: мишка, белка, ежик, медве- жонок, зайчонок. Ведущий: Закончилось лето, собрались на полянке в лесу зверя- та, показывают, что им родители к школе приготовили. Зайчонок: Мне мама ранец купила. Мышка: А мне краски разноцветные. Белочка: А мне букварь с разноцветными картинками. Ежик: А мне альбом. Ведущий: Все ребята хотят в школу. Медвежонок: Эка невидаль, школа, я и без школы все знаю! Зайчонок: И рисовать умеешь? Мышка: И писать умеешь? Ежик: И буквы знаешь? Медвежонок: Я все знаю, все умею. Белочка: Тогда прочитай, что здесь написано. Ведущий: Взял медвежонок (звери улыбаются). А вы, ребята, до- гадались, почему звери рассмеялись?). (Мишка держал букварь вверх ногами).
4. Занятие-досуг "Умники и умницы".
Тема «звук — слог — слово — предложение»
Цель: активировать словарь, развивать связную речь, формиро- вать звукобуквенный анализ и синтез, совершенствовать навык пись- ма и чтения. Методические приемы.
1. Игра "Разноцветный сундучок". 2. Игра "Скажи наоборот". 3. Игра "Шифровальщик". 4. Игра "Слово рассыпалось". 5. Игра "Кто здесь лишний?". 6. Игра "Шел прошлогодний снег". 2. Игра "Кто больше назовет?".
Оборудование: доска, мел, сундучок, ребус, карточки в форме ле- пестков ромашки, предметные картинки, пуфики, наборное полотно, снежинки, буквы, схема кроссворда "Доброта", магнитофон, песня А. Беликова "Снег", песня из мультфильма "Фунтик".
Ход занятия.
На демонстрационной доске — графическая схема будущего кроссворда. По мере отгадывания слов кроссворда дети самостоя- тельно вписывают их в схему кроссворда.
1. Игра "Разноцветный сундучок" (определение первого звука в слове). Картинки: иголка, паук, книга, сапоги, телефон, улитка, бинт, ло- пата, радуга, мешок, халат. Ведущая: Я картинку положила В разноцветный сундучок. Ну-ка, Оля (Миша, Катя), Загляни, Вынь картинку, назови. Ребенок достает картинку из сундучка, четко, правильно произ- нося звука в слове, называет ее и определяет первый в слове. Картин- ка ставится на наборное полотно. Когда все картинки выставлены, ведущая предлагает найти среди картинок первое слово кроссворда, отгадав загадку: Крашеное коромысло Над рекой повисло. (Радуга). Ребенок, первый отгадавший загадку, вписывает слово "Радуга" в схему кроссворда.
2. Игра "Скажи наоборот " (деление слов на слоги). Ребенок называет слово-антоним, делит его на слоги, перепрыги- вает через пуфики столько раз, сколько слове слогов. Последнее сло- во (ночь) — второе слово кроссворда. грустный —... (веселый), мокрый —...(сухой), сильный —...(слабый), старый —...(молодой), большой —...(маленький), высокий —...(низкий), широкий —...(узкий), толстый —...(тонкий), длинный —...(короткий), горячий —...(холодный), больной —...(здоровый), день —...(ночь). 3. Игра "Шифровальщик " (звуковой анализ и синтез слогов). Детям предлагается "расшифровать" слово по первым звукам других слов: барабан, арбуз, ножницы, кошка, аист — банка (третье слово кроссворда).
4. Игра "Слово рассыпалось " (составление слов из слогов). На наборное полотно выставляются карточки со слогами. Рас- ставляя в нужном порядке слоги, детям надо составить слово. По- следнее составленное слово (рука) — четвертое слово кроссворда. ка, пол — полка пус, та, ка — капуста ва, тык — тыква та, кар — карта ши, ма, на — машина ки, сан — санки лот, пи — пилот зы, му, ка — музыка ша, гру — груша та, пар — парта ги, но — ноги ка, ру — рука
5. Игра "Кто здесь лишний? " (Послоговое чтение). Карточки, с одной стороны — картинка, с другой — название, написанное печатными буквами. Карточки разложены на полу в фор- ме ромашки шрифтом вверх. Ребенок отрывает лепесток "ромашки", читает слово, затем переворачивает лепесток и сравнивает прочитан- ное с изображением на ней. Из "оторванных" лепестков рядом выкла- дывается другая "ромашка" иллюстрациями вверх. Дети определяют лишнее слово. Это слово "слон" — пятое слово кроссворда. Слова в ромашке — корова, собака, кошка, коза, слон.
6. Игра "Шел прошлогодний снег " (анализ предложения). Дети стоят на ковре с закрытыми глазами. Звучит музыка. Тихо "падают" снежинки (на одной из снежинок задание). Дети находят снежинку с заданием. Задание: прочитать предложение, составленное на наборном полотне и ответить на вопросы. Кот сидит под столом. — Сколько слов в предложении? — Какое первое слово? второе? третье? четвертое? — Какое короткое слово в предложении? — О каком домашнем животном говорится в предложении? Слово "кот" — шестое слово кроссворда.
7. Игра "Кто больше назовет слов? " (навык связного говорения). Ведущая: Прошла зима, но она еще напоминает о себе морозами, снегом, зиме на радость, весне — на удивление. Вспомните и назови- те пословицы, поговорки, загадки о зиме. Кто больше всех назовет, тот и впишет последнее слово кросс- ворда. В конце досуга дети все вместе читают ключевое слово кросс-<
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.76.174 (0.013 с.) |