Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование лексико-грамматического строя у детей с на-Содержание книги
Поиск на нашем сайте
рушениями речи. Формирование словарного запаса и грамматического строя речи аномальных детей в специальной психологической и педа- гогической литературе рассматривается в ряду важнейших задач их речевого развития. Своеобразие развития словарного состава и грамма- тического строя речи при общем ее недоразвитии показано в исследо- ваниях Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт и других. Р.Е. Левиной описаны особенности словаря на каждом уровне речевого развития. На первом уровне развития речи у детей полностью отсутствуют вербальные средства общения, хотя мимико-жестикуляторная речь от- носительно сохранна. У детей данной группы звукоподражания и зву- ковые комплексы, имеющиеся в активном словаре, несут номинативное и предикативное значение. Чаще всего эти слова являются многознач- ными. Дифференцированное обозначение предметов и действий заме- няется названием предметов и наоборот. В речи отсутствуют морфо- логические элементы для передачи грамматических отношений. От- сюда речь становится понятной лишь в конкретной ситуации. Описывая второй уровень речевого развития, Р.Е. Левина указыва- ет на возросшую речевую активность детей. Фразовая речь, которая появляется на этом уровне, отличается от нормативной фразы в фоне- тическом и грамматическом отношении. Словарь становится более разнообразным и широким по объему. Спонтанная речь детей характе- ризуется наличием разноплановых средств общения, включающих в себя следующие лексико-грамматические разряды слов: существитель- ные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые пред- логи и союзы. Ответы детей на вопросы по картинке, связанные с семь- ей, знакомыми явлениями окружающего мира, не включают многие сло- ва, обозначающие животных и их детенышей, части тела, одежду, ме- бель, профессии и т.д. Характерный для этого уровня резко выражен- ный аграмматизм затрудняет понимание речи. Оно остается неполным, т.к. многие грамматические формы недостаточно различаются детьми. У детей с третьим уровнем речевого развития отмечается развер- нутая обиходная речь без лексико-грамматической и фонетической недостаточности, наблюдается неточное знание и употребление мно- гих слов и недостаточно полно сформирован ряд грамматических форм и категорий языка. Номинативный и предикативный словарь превалирует над группами слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование но- вых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют нужное слово другим, сходным по значению. Н.Н. Трауготт отмечает у детей с ОНР, имеющих нормальный слух и первично сохранный интеллект, скудный, отличающийся от нормы словарь и своеобразие его употребления, узко ситуативный характер словаря. Дети не сразу начинают употреблять в различных ситуациях речевого общения слова, усвоенные ими на занятиях, при изменении ситуации теряют слова, казалось бы, хорошо знакомые и произносимые ими в других условиях. Л.Ф. Спирова, изучая словарь младших школьников, делает вы- вод о том, что по количественным показателям словарь учащихся 1-4-х классов для детей с тяжелыми нарушениями речи не достигает того уровня, который свойственен детям более младшего школьного возраста (6-7 лет), имеющим нормальное речевое развитие. Даже оби- ходный словарь оказывается у детей данного контингента ограничен- ным. Классифицируя лексические ошибки, допускаемые детьми с тя- желыми нарушениями речи при назывании предметов и действий, автор объясняет их возникновение звуковым, структурным, смысло- вым или ассоциативным сходством слов. Вопрос о соотношении между развитием звукопроизношения и словарного запаса освещен в работах Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, А.К. Марковой. О.Е. Грибова, описывая нарушения лексической системы у детей с общим недоразвитием речи, указывает на то, что одним из механиз- мов патогенеза является несформированность звуко-буквенных обобщений. Автор полагает, что уровень несформированности звуко- вых обобщений напрямую связан с уровнем развития речи. Общее недоразвитие речи — это неравномерный, замедленный процесс овладения языковыми средствами родного языка. Дети не овладевают самостоятельной речью, и с возрастом эти расхождения становятся все более заметными. Как показывают исследования Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, время появления первых слов у детей с общим недоразвитием речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжа- ют пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное предложение, различны. Основными симптомами дизонтогенеза речи являются стойкое и длительное отсутствие речевого подражания но- вым для ребенка словам, воспроизведение в основном открытых сло- гов, укорочение слова за счет пропуска его отдельных фрагментов. Исследования С.Н. Шаховской показывают, что у детей с тяже- лой патологией речи пассивный запас слов значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. Дети не ис- пользуют имеющийся у них запас лингвистических единиц, не умеют оперировать ими, что говорит о несформированности языковых средств, о невозможности осуществлять спонтанно выбор языковых знаков и использовать их в речевой деятельности. При ограниченно- сти словарного запаса отмечается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи, число глаголов составляет не более половины номинативного словаря. Ограничено использование в речи прилагательных. У детей с недоразвитием речи нет правильной группировки слов при их усвоении, лексика не точна по значению. Выявляются функциональные замещения с расширением значений слов с многочисленными взаимозаменами, недочеты при усвоении абстрактной лексики. По наблюдениям Н.С. Жуковой среди признаков раннего речево- го дизонтогенеза выступает морфологически нечленимое использова- ние слов. Слова, соединяемые в предложении, не имеют грамматиче- ской связи между собой, используются ребенком в какой-либо одной форме. Данная тенденция может наблюдаться в течение многих лет жизни ребенка. Отмечаются факты длительного существования пред- ложений, грамматически правильно и неправильно оформленных. Известно, что для осуществления речевого общения необходимо умение выражать и передавать мысли. Этот процесс реализуется с помощью фраз. При нарушении речевого развития трудности по- строения фраз и оперирования ими в процессе речевой коммуникации выступают достаточно отчетливо, проявляются в аграмматизме речи (сужение набора употребляемых конструкций, их дефекты, наруше- ния грамматической формы слова), что свидетельствует и о несфор- мированности грамматического структурирования. Исследования В.К. Воробьевой, С.Н. Шаховской и др. позволяют говорить также о том, что самостоятельная связная контекстная речь детей с недоразвитием речи является несовершенной по своей струк- турно-семантической организации. У них недостаточно развито уме- ние связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют на- бором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в програм- мировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое ив отборе материала для той или иной цели. С за- труднениями в программировании содержания развернутых высказы- ваний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев. Таким образом, спонтанное речевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овла- дении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осу- ществлению полноценной деятельности общения. Глава 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.192 (0.008 с.) |