Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В коррекционной работе логопедаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей состояния двига- тельной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа вы- полнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняе- мых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции. Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук (М.М. Коль- цова, Е.И. Исенина, Л.В. Фомина). Если развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика . при этом может быть нормальной и даже выше возрастной нормы. В специальной литературе описаны отдельные приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития, при моторной алалии, при детском церебральном параличе, в которых ре- комендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки дви- жений пальцев рук, что является, по мнению М.М. Кольцовой "мощ- ным средством повышения работоспособности коры головного мозга". Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, предлагают использовать в системе кор- рекционной работы по преодолению речевой патологии в дошко- льном возрасте такие авторы, как Т.А. Ткаченко, И.С. Лопухина, В.В. Цвынтарный. Авторы предлагают использовать пальцевые уп- ражнения, включая их в занятия логопеда или воспитателя как физ- культминутки. В специальной литературе недостаточно освещен вопрос об ис- пользовании физкультминуток в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возрас- та, хотя особенности двигательной сферы таких детей отмечены прак- тически всеми исследователями. При коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием ре- чи мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппа- рата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой. Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упраж- нениях для развития общей моторики, для улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости. Физкультминутки включаются в занятия логопедов, воспитате- лей, психолога. В зависимости от возраста и от темы занятия их мо- жет быть 1 -2 по 2-3 минуты. Условно все физкультминутки можно разделить на упражнения без речевого и с речевым сопровождением. Среди упражнений без речевого сопровождения выделяются движения, выполняемые стоя, сидя или лежа, упражнения с элемен- тами йога-гимнастики и психогимнастики. Проводятся они, как пра- вило, на начальном этапе обучения с целью переключения на другой вид деятельности, привлечения внимания детей, обучения правиль- ному и точному выполнению заданий. Упражнения на релаксацию проводятся на каждом этапе обуче- ния. Они могут иметь музыкальное сопровождение. Детям предлага- ется, сидя на своем месте за столом, положить голову на стол (на ру- ки) и закрыть глаза или лечь на спину на ковер, вытянуть руки вдоль туловища ладонями вниз, закрыть глаза и представить себя летящим на мягком, пушистом облаке (на лесной полянке, на лугу, на берегу моря и т. п.), которое качает и баюкает ласково, как мама, ветерок, нежно шевелит волосы и гладит по голове, по щекам. Упражнение заканчивается словами: "Но вот подул прохладный ветерок, и нам захотелось вернуться на землю". Упражнения с элементами психогимнастики проводятся в любом периоде обучения. Идея проведения элементов психогимнастики за- имствована нами у М.И. Чистяковой. Это могут быть задания на изо- бражение отдельных эмоций с помощью мимики, жестов, пантомимы: для выражения гнева игра-этюд "Мальчики поссорились" (для детей 4-5 лет). Мальчики очень рассердились, они сдвинули брови, разма- хивают руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся. Для выражения опасности предлагается игра-этюд "Лисенок боит- ся" (4 года). Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода в ручье холодная, да и, должно быть, ручей очень глубокий. Детям предлагается выполнить такие движения: поставить ногу вперед на носок, вернуть ногу на место, повторить это движение несколько раз, для большей выразительности можно имити- ровать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды. Для выражения внимания, интереса и сосредоточения предлага- ется игра-этюд "Лиса охотится" (для детей 6-7 лет). Лиса вышла по- охотиться, увидела мышку, моментально застыла в напряженной по- зе, мордочка у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза не- подвижно смотрят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах. Такие упражнения проводятся часто с музыкальным сопровожде- нием. Необходимость в проведении физкультминуток с элементами ре- лаксации и психогимнастики и их содержание обсуждается совместно логопедом и психологом. Упражнения с речевым сопровождением можно условно подраз- делить на речевые игры фонетической или лексико-грамматической направленности, включая их, соответственно, в занятия по формиро- ванию звукопроизношения или лексико-грамматических категорий. Такие упражнения могут нести в себе целый комплекс коррекцион- ных задач: — снять напряжение после изучения нового материала, когда требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и памяти; — развивать память, внимание, эмоции; — содействовать развитию дыхания; — закреплять произношение отдельных звуков речи; — развивать просодическую сторону речи. В текстах физкультминуток используются веселые, забавные, озорные образы, которые способствуют эмоциональному восприятию, вызывают положительные чувства, что, в конечном итоге, помогает более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов; игры разных народов, произведения устного народного творчества, в кото- рые при необходимости можно внести изменения, адаптируя их с уче- том речевых возможностей детей с общим недоразвитием речи. Более простой по содержанию текст дети могут выучить заранее с воспитателем, а на занятии — разучить движения с речевым сопро- вождением. Очень важно, чтобы логопед знал текст физкультминутки наи- зусть, четко, уверенно выполнял движения, иначе смысл физкультми- нутки теряется. Во время упражнений каждый ребенок должен хорошо видеть ли- цо логопеда, чтобы повторять эмоции и артикуляцию. Логопед должен хорошо видеть каждого ребенка, оценивать качество выполнения дви- жений, ритм, плавность, согласованность движений с речью. Руководящая роль логопеда особенно важна во время проведения игр с элементами релаксации и психогимнастики. Трудно переоце- нить в этот момент подбор музыкального сопровождения текстов, тон логопеда. Наши многолетние наблюдения позволяют сделать вывод, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, в процессе коллективных игровых действий во время физкультминуток становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают прави- ла игр, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятель- ность. Проведение физкультминуток предупреждает переутомление дошкольников, служит средством эмоциональной разрядки, снимает статическую нагрузку, раскрепощает моторику и речь детей, позволя- ет достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.58.68 (0.007 с.) |