Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие словаря и грамматического строя речи у детей с нор-Содержание книги
Поиск на нашем сайте
мальным речевым развитием. Д.Б. Эльконин указывал, что расши- рение социальных отношений ребенка, изменение его деятельности и возможностей общения с окружающими взрослыми в дошкольном возрасте приводят к постепенному росту словаря. В зарубежных исследованиях приведены средние цифры словар- ного состава речи детей в возрасте от 1,6 до 6 лет: к полутора годам у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам — 300-400, к 3 го- дам — 1000-1100, к 4 годам — 1600, к 5 годам — 2200 слов. Отечественные исследователи отмечают, что в 1 год ребенок ак- тивно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь уве- личивается до 3-3,5 тысяч слов. По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий,.1,9% числи- тельных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов, 0,9% междометий и частиц. Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что дети дошкольного возраста чаще всего употребляют существительные и глаголы. Это объясняется тем, что у них есть потребность в этих сло- вах. Остальные части речи употребляются гораздо реже в связи с тем, что понятия о признаках предметов находятся в стадии формирова- ния, поскольку у них еще не сформировано само ощущение признака. Анализируя словарный запас речи детей в возрасте от шести до семи лет, можно выделить наиболее употребительные слова в речи детей: существительные — "мама", "мальчик", "девочка", "люди"; прилага- тельные — "маленький", "большой", "хороший", "плохой"; глаго- лы — "пойти", "говорить"; отмечается преобладание в словаре детей слов, обозначающих людей. Ребенку в возрасте от 2 до 5-6 лет присуще особое "чувство язы- ка", которое и позволяет ему разобраться в сложнейших языковых явлениях (К.Д. Ушинский, К.И. Чуковский, А.Н. Гвоздев и др.). Един- ственной опорой для ребенка в ситуации словотворчества является речевой микросоциум, состоящий из знакомых слов. "Ребенок конструирует формы, свободно оперирует значимыми элементами, исходя из их значений. Еще большая самостоятельность требуется при создании новых слов, так как в этом случае создается новое значение; для этого требуется разносторонняя наблюдатель- ность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты... Здесь имеет место настоящее творчество, свиде- тельствующее о языковой одаренности детей" (А.Н. Гвоздев). Многие авторы механизм детского словотворчества связывают с формированием языковых обобщений, со становлением системы сло- вообразования. Лексические средства из-за своей ограниченности не могут выразить новые представления ребенка об окружающем, по- этому он прибегает к словообразовательному уровню. С возрастом усвоение ребенком словарного состава родного языка изменяется ко- личественно и качественно. До определенного времени пути развития речи и мышления идут параллельно, независимо друг от друга. Развивающаяся речь оказыва- ет влияние на формирующееся мышление ребенка, существенно пре- образуя его. В дальнейшем процессы мышления и речи развиваются в непрерывном взаимодействии друг с другом. Л.С. Выготский рассматривал значение слова как динамический процесс: "Значение есть путь от мысли к слову". В становлении лексико-семантической системы у детей до- школьного возраста в отечественной литературе выделены четыре этапа развития системной организации детского словаря. На пер- вом этапе лексический запас ребенка представляет собой неупоря- доченный набор отдельных слов. На втором, "ситуационном" этапе в сознании ребенка формируется некоторая система слов, относя- щихся к одной ситуации. Третий этап характеризует объединение лексем в тематические группы. На четвертом этапе возникает сино- нимия, и системная организация словаря ребенка приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых носи- телей языка. Психологическими исследованиями установлено, что значение слова на всех этапах развития ребенка не остается неизменным, а на- против претерпевает сложнейшее развитие. На самых ранних этапах развития слова не разграничиваются друг от друга. Слово выступает для ребенка как компонент целой ситуации, которая включает в себя ряд неязыковых явлений. В процессе совместной деятельности со взрослым ребенок узнает и запоминает названия отдельных предме- тов, их свойств, качеств, действий. Несформированность высших психических процессов не дает возможности ребенку усвоить многочисленные понятия, названия предметов, признаков, действий и явлений окружающей жизни. По- этому исследователи отмечают перенесение названия одного предме- та на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. Ребенок использует слово для названия ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков, а также общее функ- циональное назначение предметов. По мере развития словарного запаса значение слова постепенно уточняется. Это связано с усвоением детьми новых слов, уточнением их значения и дифференцированным употреблением известных слов. Изменение значения слова, по мнению авторов, отражает развитие представлений ребенка об окружающем мире, тесно связано с его когнитивным развитием. На этапе от трех до пяти лет нормально развивающийся ребе- нок овладевает предметной отнесенностью слова. Слово становит- ся для ребенка самостоятельным знаком. Усвоив предметные, кон- кретно отнесенные значения, ребенок овладевает логическими операциями. По мере развития слово начинает обозначать отдельные признаки предмета или стороны явления. Слово постепенно приобретает функ- цию обобщения и начинает выступать в качестве средства формиро- вания понятий. Значение слова развивается от конкретного к абст- рактному, обобщенному. М.М. Кольцова выделила четыре степени обобщения детьми до- школьного возраста непосредственных раздражителей словом:
1 степень — слово является эквивалентом комплекса непосредствен- ных ощущений от предмета; 2 степень — слово обобщает ряд однородных предметов; 3 степень — слово объединяет многие разнородные объекты, относя- щиеся к одной категории; 4 степень — разные категории объектов обобщаются в одну, более широкую.
Также М.М. Кольцова отмечает, что "каждая последующая сте- пень обобщения словом характеризуется все большим и большим удалением от конкретных чувственных образов, т.е. все более высо- ким уровнем абстрагирования". Л.П. Федоренко выделяет следующие степени обобщения слов по смыслу: — нулевая степень обобщения — собственные имена и названия единичного предмета (от одного года до двух лет); .— первая степень обобщения — понимание обобщающего значения наименований однородных предметов, действий, качеств — имен нарицательных (в возрасте двух лет); —- вторая степень обобщения — усваивание родовых понятий, пере- дающих обобщенно названия предметов, действий, признаков в форме имени существительного (в возрасте трех лет); — третья степень обобщения — усваивание слов, обозначающих родовые понятия, которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения (к пяти-шести годам жизни); -— четвертая степень обобщения — такие слова, как "состояние", "признак", "предметность" и т.д. (подростковый возраст).
Л.С. Выготский указывает, что к семи годам формируется "обособление речи для себя и речи для других из общей нерасчленен- ной речевой функции". В ходе овладения активным словарем ребенок упражняется в связывании слов — образуются словесные связи, формируется сло- воизменение и словообразование. Усвоение грамматических норм идет по мере накопления словаря в практическом их применении. Ребенок не только слушает и слышит, но сам начинает использовать грамматические формы в высказываниях. К концу второго и началу третьего года жизни начинается усвоение грамматической структу- ры предложений. Первый период — от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев. Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. В этом пе- риоде существуют две стадии: стадия однословного предложения (1 год 3 месяца— 1 год 8 месяцев). Например: "Упала" или "Киса" — в этих высказываниях ребенок обозначает словом только главный для него член предложения (подлежащее или сказуемое), остальные чле- ны того же предложения находятся в ситуации и могут быть поняты только из нее и других, невербальных средств ребенка (жестов, мими- ки и т.д.); стадия предложений, состоящих из нескольких слов, глав- ным образом двухсловных предложений, включающих подлежащее и сказуемое ("Киса ушла", "Ляля упала"). Второй период — от 1 года 10 месяцев до трех лет. В этот период происходит интенсивное усвоение грамматической структуры пред- ложения, связанное с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Слова связываются в предложения с помощью различных грамматических средств. В пределах этого периода наме- чаются три стадии: — стадия формирования первых форм связи слов в предложения — рода, числа, некоторых падежей (1 год 10 месяцев — 2 года 1 ме- сяц); —- стадия использования флексийной системы русского языка для выражения синтаксических связей: изменение окончаний суще- ствительных и глаголов, устанавливающее связь слов в предло- жении (2 года 1 месяц — 2 года 3 месяца); — стадия усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений — союзов, предлогов, наречий (2 года 3 месяца — 3 года). В этот период ребенок в основном овладевает употребле- нием большинства союзов (как, потому что, а, и, когда, только и т.д.) и предлогов (над, под, на, рядом и т.д.). Овладение ребенком средствами языка протекает на протяжении всего дошкольного возраста. Потребность его в речевом общении стимулирует его к овладению языковыми средствами. Развитие грам- матических и лексических особенностей речи ребенка связано с его коммуникативной деятельностью. Период раннего детства является решающим в речевом развитии ребенка. Ребенок проходит путь от отсутствия речи, появления первых лепетных слов до фразовой речи. В психолого-педагогической литературе названы три этапа генезиса речи как средства общения (М.И. Лисина). I этап — довербальный. Ребенок еще не понимает речи окружающих и не умеет говорить сам. Подготовительный этап охватывает первый год жизни детей и имеет исключительное значение в последующем развитии речи. Ос- новное значение довербального этапа в развитии речи ребенка состо- ит в том, что в это время складываются условия для понимания речи. Оно подготовлено выделением ребенком среди всех звуков именно звуков человеческой речи, нарастанием чувствительности к тем ха- рактеристикам речевых звуков, которые помогают вычислить значе- ние слова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.181 (0.008 с.) |