Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия и языковые факты в школьном курсе русского языкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лингвистические понятия как учебные единицы. Понятия, характеризующие систему русского языка, охватывают все разделы науки о нем. В раздел "Фонетика" включены понятия: звуки речи; гласные; гласные ударные и безударные; согласные; согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные согласные по мягкости-твердости, по звонкости-глухости; слог, ударение; чередование гласных и согласных. В школьном учебнике еще добавлены понятия шипящие и сонорные согласные, а также функции звуков речи. В совокупности перечисленные понятия, отражая существенные признаки звуковой системы русского языка, составляют основы знаний о ней. Помимо понятий в школьный курс фонетики входят отдельные языковые фонетические факты, например звуки [и], [ц]. Для описания звуков языка через учебник вводятся основные элементы транскрипции: знак мягкости и квадратные скобки. В раздел "Лексика и фразеология" включены следующие понятия: слово, лексическое значение слова, многозначные и однозначные слова, прямое и переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы, общеупотребительные слова, диалектные слова, профессиональные слова, эмоционально и стилистически окрашенные слова, заимствованные слова, устаревшие слова, неологизмы, фразеологизмы. Часть из этих понятий характеризует лексику русского языка с точки зрения значения слов, часть - с точки зрения их употребления, часть - происхождения. Через учебник дополнительно введены необходимые для практики понятия из области лексикографии: толковый словарь, словарная статья, помета в словарной статье, словарь иностранных слов. Словообразовательная система русского языка в разделе "Словообразование" описывается с помощью понятий, характеризующих строение слова (морфемику) и производство слов: окончание, нулевое окончание, основа; корень, приставка, суффикс; одноко-ренные слова; способы образования слов - приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход одной части речи в другую, сложное слово, соединительная гласная, сложносокращенное слово. В разделе "Морфология" представлены понятия, описывающие слово как часть речи: часть речи, форма слова, начальная форма слова; части речи самостоятельные и служебные; части речи - имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражательные слова. Для характеристики изменяемых самостоятельных частей речи отобраны понятия, описывающие их постоянные признаки (присущие слову в целом) и непостоянные признаки (т.е. формы изменения). В тему "Имя существительное" включены следующие понятия: одушевленные и неодушевленные существительные, собственные и нарицательные, род существительных, склонение, падеж, число, несклоняемые существительные, разносклоняемые существительные. Два понятия даны описательно: существительные, употребляющиеся только в единственном числе, и существительные, употребляющиеся только во множественном числе. Тема "Имя прилагательное" располагает следующими понятиями: разряды прилагательных по значению - качественные, относительные и притяжательные; краткие и полные прилагательные; степени сравнения прилагательных (простая и составная), падеж, число, род. О теме "Имя числительное" сообщаются такие понятия: количественные и порядковые, простые и составные; количественные числительные - дробные, собирательные; склонение, падеж. Одно понятие дается не в виде термина, а описательно: количественные числительные, обозначающие целые числа. В тему "Глагол" включены две группы понятий, характеризующих все слово и его отдельные формы, неопределенная форма; совершенный и несовершенный вид, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы, спряжение; непостоянные признаки: наклонение - изъявительное, повелительное, условное; разноспрягаемые глаголы, лицо, число, время. Через учебник введено понятие возвратные глаголы. У причастий указываются постоянные признаки: вид, переходность, время, действительные и страдательные - и непостоянные: полные и краткие, падеж, число, род; у деепричастий - вид и переходность. О теме "Наречие" школе сообщаются скудные сведения. В программу включены только степени сравнения - простая и составная. Категория состояния описывается с точки зрения ее синтаксической функции. О служебных частях речи в школьный курс русского языка вошли понятия, характеризующие способ строения термина, а также их лексико-синтаксическую, лексико-структурную или лексико-семантическую особенность. Рассмотрим их. Предлоги - непроизводные и производные, простые и составные. Союзы - сочинительные: соединительные, разделительные, противительные; подчинительные: причинные, временные, определительные и т.д.; простые и составные. Частицы - формообразующие, отрицательные и модальные. Междометие как часть речи не дифференцируется. Через учебник предлагается отграничивать их от звукоподражательных слов. Синтаксическая система русского языка представлена группами понятий, описывающих словосочетания и предложения. Словосочетания дифференцируются по структуре (главное и зависимое слово), по морфологической природе главного слова, по видам связи (согласование, управление и примыкание). Предложения рассматриваются с нескольких точек зрения. Простые предложения описываются по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные); по особенностям грамматической основы (двусоставные и односоставные); по наличию главных и второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные); по наличию-отсутствию необходимых членов предложения (полные и неполные); по наличию осложняющих включений (однородные члены, обращения, вводные слова, обособления). Сложные предложения рассматриваются с точки зрения средств связи (союзные и бессоюзные); союзные сложные предложения описываются по характеру средств связи (сложносочиненные и сложноподчиненные); сложноподчиненные - по значениям придаточной части. При описании бессоюзных предложений учитываются смысловые отношения между частями. Сложные предложения рассматриваются также с точки зрения количественного состава простых предложений, входящих в него (сложные синтаксические конструкции). В раздел "Синтаксис" включены сведения о средствах передачи чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог). Лингвистические понятия как учебные единицы по своим особенностям объединяются в группы. 1. В школьном курсе русского языка учащиеся знакомятся не только с языковыми явлениями, но и с разделами науки о языке, изучающими их. Эти отношения выражаются в программе и в учебнике в виде понятий, называющих единицы языка, и понятий, называющих разделы науки о языке, изучающие данные единицы. В учебном процессе для установления их отличий ставятся такие вопросы: какие вы знаете единицы языка? В каких разделах науки о языке они изучаются? Или: в каком разделе науки о языке изучается слово как часть речи? звук? часть слова? и т.д. Понимание детьми разницы между указанными группами понятий имеет мировоззренческий характер, предупреждает смешение языка со смежными явлениями. 2. Лингвистические понятия, изучаемые в школе, различаются объемом значения. Одни из них имеют широкое значение, охватывая множество далее членимых явлений, например в фонетике - звук, гласный звук, согласный звук; в морфологии - часть речи, имя существительное, глагол и т.д.; в синтаксисе - словосочетание, предложение и т.д. Другие понятия имеют более узкое или предельно узкое значение, описывающее далее нечленимое языковое явление, например в фонетике - безударный гласный, мягкий согласный; в морфемике - нулевое окончание, приставка и т.д. Членение лингвистических понятий на широкие (родовые) и узкие (видовые) служит базой как для познания языка, так и для формирования логического мышления учащихся (см. об этом выше). 3. В языке имеются явления, выражаемые одним словом и сочетанием слов, например простые и составные степени сравнения прилагательных и наречий, простые и составные имена числительные, простые и составные сказуемые, собственные имена и собственные наименования существительных (Урал, Великая Отечественная война), простые и составные предлоги, союзы. Изучение подобных понятий в языке покажет детям разные способы наименования. 4. Среди лингвистических понятий есть такие, которые характеризуют все слово в целом. Они являются его постоянными признаками, например в именах существительных - род, одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, склонение. Им противопоставляются понятия, характеризующие отдельные формы. Их называют непостоянными признаками слова, например в именах прилагательных - краткая и полная формы, род, число, падеж. Постоянные и непостоянные признаки требуют различного подхода к их изучению. Ознакомление учащихся с этими группами понятий имеет для них важное практическое значение. 5. В языке одни явления обладают только функцией, а другие - функцией и значением. Первые являются односторонними единицами, например фонема, слог, а вторые - двусторонними, например приставка, слово, предложение. Они сочетают в себе структурные и семантические свойства. Подход к изучению тех и других понятий, естественно, должен быть разным. 6. Немаловажное значение имеет группа лингвистических понятий, характеризующих разные формы одного и того же слова. Это начальная форма, например у имен существительных - именительный падеж, у глаголов - неопределенная форма (инфинитив) и косвенные формы, называемые по-разному в именах и впримыкающих к ним словах и в глаголах. Различение косвенных форм и исходной формы прямо связано с формированием ряда языковых умений. 7. Наконец, выделяется группа лингвистических понятий, которые характеризуют связи слов парадигматические (например, в фонетике - сильные и слабые позиции звуков, в лексике - синонимы, антонимы, в морфологии имен - падежи) и синтагматические (например, чередование звуков в потоке речи, сочетаемость слов, виды связей предложений). Каждая из приведенных групп лингвистических понятий специфична по-своему, поэтому методика их изучения должна учитывать перечисленные особенности каждой из описанных групп. 8. Лингвистические понятия по своей ценности в школьном курсе русского языка делятся на две группы: ведущие и фонов ы е. Ведущие понятия являются базой формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений - некоммуникативных и коммуникативных, например в фонетике: ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные и др.; в морфологии: часть речи, названия частей речи, род, склонение, падеж, вид, лицо и др. Фоновые понятия расширяют кругозор учащихся, обеспечивают ассоциативные связи с ведущими понятиями. Учитывая главенствующую роль ведущих понятий, необходимо в учебном процессе уделять внимание в первую очередь им, требовать их усвоения, выполнять больше упражнений, направленных на создание базы работы по орфографии, пунктуации и речи. Лингвистические факты как учебные единицы. К ним относятся отдельные языковые явления, выпадающие из той или иной общей системы, например в фонетике это непарные согласные по твердости-мягкости, по звонкости-глухости; в морфологии это отдельные слова, формообразование которых существенно отличается от парадигмы. Лингвистические факты сообщаются учащимся вне общей модели, т.е. изолированно в виде перечня звуков (например, непарные по мягкости-твердости [ж, ш, ц] и [ч', и']) или перечня слов (например, разносклоняемые существительные путь и десять слов на -мя: имя, время и т.д.; разноспрягаемые глаголы есть, дать, хотеть, бежать; образование глаголов положить, лечь в повелительном наклонении и т.п.). Изучение лингвистических фактов носит индивидуальный характер, являясь содержанием словарно-морфологической работы. Требования к усвоению учащимися знаний о языке. В процессе изучения фонетики, лексики и фразеологии, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса школьники должны усвоить и знать: · - единицы языка, их функции и значения; · - разделы науки о русском языке; · - классификационные разряды языковых явлений; · - определения лингвистических понятий; · - существенные признаки языковых явлений; · - способы образования и изменения слов; · - особенности употребления языковых явлений в речи; · - разборы явлений языка по определенным критериям. Неточное владение перечисленным материалом приводит учащихся к ошибкам в усвоении знаний. Наиболее типичными из них являются: · - смешение в чем-либо сходных или смежных явлений; · - неполное знание существенных признаков; · - незнание разрядов языковых явлений. В учебном процессе необходимо уделять внимание перечисленным видам знаний, предупреждать возможные ошибки учащихся. Учебно-языковые умения Действия с языковыми - фонетическими, лексическими, фразеологическими, морфемными, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими - явлениями носят интеллектуально-мыслительный характер. При этом учащиеся оперируют их существенными признаками, позволяющими детям отличать одни явления от других. Помогают в этом школьникам осмысленно заучиваемые определения. Кроме того, учащимся приходится, сопоставляя, сравнивать изучаемые языковые явления, находить в них общее или различное. В результате дети в своем сознании систематизируют знания о языке. Для применения полученных знаний на практике существенное значение имеет анализ языковых явлений, правильное проведение которого способствует решению правописных и коммуникативных задач. В соответствии с изложенным в процессе изучения разделов науки о языке формируются учебно-языковые умения, которые заключаются в оперировании языковым материалом в учебных целях. По характеру действий эти умения делятся на опознавательные, классификационные и синтетические. Опознавательные учебно-языковые умения направлены на узнавание отдельных явлений языка или речи, например ударных гласных, глухих согласных, описания в тексте, суффикса в слове, распознавание частей речи, членов предложения, выделение словосочетаний из предложений, определение видов придаточных предложений, стиля текста и т.д. Классификационные учебно-языковые умения предназначены для обучения школьников группировке языковых и речевых явлений на определенной основе, например подбирать однокоренные слова, группировать словосочетания по главному слову и т.д. Синтетические учебно-языковые умения заключаются в полном разборе по определенному плану языковых или речевых явлений, т.е. производить фонетический, словообразовательный и т.д. разбор слова, синтаксический разбор предложения, стилистический разбор текста. В дальнейшей жизни овладение перечисленными умениями понадобится лишь немногим учащимся, которые изберут лингвистику своей профессией. Для большинства учащихся данные умения являются чисто учебными, необходимыми для овладения правописными и коммуникативными умениями. §18. ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ О ЯЗЫКЕ Методика преподавания русского языка руководствуется: · - глобальным принципом школы в целом, называемым "соединение обучения с воспитанием"; · - принципами учебного процесса, действующими в любом конкретном предмете (принципами научности, наглядности, сознательности и активности, прочности знаний, систематичности,последовательности, доступности и посильности, индивидуального подхода, связи обучения с жизнью, связи теории с практикой). Эти принципы применяются в процессе изучения русского языка с учетом его специфики. Вместе с тем в нашей методике действуют и специальные принципы, вытекающие из специфики предмета "Русский язык".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.150 (0.009 с.) |