Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обоснование выбора знаков препинания как пунктуационное умениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из структурных элементов пунктуационного умения является мотивировка употребления знака препинания в предложении или тексте. Сформированность данного умения обеспечивает овладение детьми умением выделять знаками препинания пунк-туационно-смысловые отрезки. В процессе обоснования выбора места и самого знака препинания ход рассуждения может быть двояким: от знака (знаков) препинания к выделенному им (ими) пунктуационно-смысловому отрезку и от пунктуационно-смыслового отрезка к знаку (знакам) препинания. Упражнение, формирующее данное умение, называется пунктуационным разбором. Пунктуационный разбор, начинающийся от знака препинания, выполняется учащимися в следующей последовательности: · - называется знак препинания и определяется его функция; · - указывается, двойной он или одинарный; · - читается (называется) пунктуационно-смысловой отрезок, выделяемый знаком (знаками) препинания; · - обозначаются графически условия выбора знака (знаков) препинания. Пунктуационный разбор, начинающийся с нахождения пунктуационно-смыслового отрезка, имеет иную последовательность: · - читается пунктуационно-смысловой отрезок и определяется его значение; · - называется знак препинания, которым он выделен, и определяется, двойной он или одинарный; · - обозначаются графически условия выбора знака (знаков) препинания. Перечисленные пунктуационные умения формируются в определенной последовательности. Прежде всего необходимо позаботиться о развитии пунктуационной зоркости, а также об овладении пунктуационным разбором. На этом фоне эффективнее формируется умение выделять знаками препинания в предложениях и в тексте пунктуационно-смысловые отрезки. §36. РАБОТА ПО ПУНКТУАЦИИ В V-VII КЛАССАХ В работе по пунктуации между V и VIII классами образуется перерыв в два с половиной года, в связи с тем что в этот период изучаются несинтаксические темы "Фонетика", "Лексика", "Морфемика", "Словообразование", "Морфология" и "Орфография". Естественно, оставлять детей без работы по пунктуации нельзя, поскольку за такой длительный срок их пунктуационные умения, сформированные в начале V класса, утратятся. Систематическая работа по пунктуации необходима не только для поддержания умений на должном уровне, но и для пунктуационного обеспечения работы по развитию связной речи школьников. Рассматриваемый период в работе по русскому языку специфичен не только тем, что отсутствует в программе синтаксический материал, а тем, что все перечисленные разделы науки о языке изучаются на уровне слова: и звуки, и морфемы, и формы слова, и орфограммы. "Словный" характер языкового материала, изучаемого в этот период, создает известные методические трудности в работе по пунктуации в V-VII классах. Органически трудно, а порой невозможно связать работу по пунктуации, коммуникативную по своей природе, с работой над отдельными словами при изучении их звукового состава, структуры и семантики. Методика и школьная практика предлагают для этой цели параллельную работу по пунктуации в связи с изучением программного материала по языку. В этих условиях выделяются следующие четыре направления в работе по пунктуации: · - использование текстов упражнений; · - написание диктантов; · - составление предложений учащимися; · - написание ими творческих работ. Использование текстов упражнений для работы по пунктуации Дидактический материал упражнений учебников представляет собой не только отдельные слова, но и предложения и тексты. Последние два вида дидактического материала можно использовать для работы по пунктуации. Приводим виды пунктуационных упражнений, которые целесообразно предлагать учащимся попутно с основной работой: · - нахождение в коммуникативной единице известного смыслового отрезка; · - объяснение выбора знака препинания; · - указание опознавательных признаков известных смысловых отрезков, подлежащих выделению знаками препинания; · - перечисление условий выбора того или иного знака препинания; · - постановка пропущенных знаков препинания. Действующие учебники для V-VII классов располагают необходимыми дидактическими материалами для любого из перечисленных видов пунктуационной работы. Одни из них включены в задания к упражнениям (чаще всего на постановку пропущенных знаков препинания), другие учитель сам должен предложить детям, ориентируясь на уровень их пунктуационных знаний и умений, а также учитывая возможности самого текста упражнения учебника. Написание обучающих диктантов и их использование для работы по пунктуации Обучающие диктанты - обязательное учебное средство формирования умений наряду со списыванием. Тексты для них берутся из двух источников: из учебника и подготавливаются самим учителем. В учебнике имеются специальные тексты для диктантов. В качестве диктантов целесообразно использовать любые другие тексты учебника полностью или частично. При подборе текстов диктантов самим учителем помимо основной цели, связанной с изучаемой в данный момент темой, необходимо учитывать синтаксические особенности предложений: в них должны быть известные детям смысловые отрезки, которые они пунктуационно выделят. К текстам диктантов целесообразно давать следующие пунктуационные задания: · - найти смысловые отрезки, требующие пунктуационного выделения; · - определить, какие и для какой цели знаки препинания необходимо использовать в данных предложениях; · - поставить знаки препинания во время записи под диктовку; · - объяснить выбор знаков препинания в записанных предложениях. Составление учащимися предложений Это упражнение выполняет две функции: способствует закреплению нового грамматического материала и служит средством упрочения пунктуационных умений. Источником для составления предложений могут быть отдельные слова, которые школьники должны использовать в роли какого-либо члена предложения. Для успешного выполнения данного задания полезно дать ученикам либо какую-то смысловую тему, либо репродукцию картины, подобранную для этого случая. Данное упражнение будет способствовать закреплению пунктуационных умений, если учащимся предлагается составлять предложения определенной структуры, например с однородными членами, с обращением и т.д. Источником составления предложений служат схемы. Они имеются в учебнике, но их может предлагать учитель, руководствуясь уровнем подготовки класса. В слабом классе целесообразно при этом давать детям конкретные смысловые отрезки, которые они должны включить в составляемые предложения. Большую пользу приносит составление предложений по ситуации, или "немой" диктант. Чтобы выполнить пунктуационные цели, данное упражнение сопровождается заданием построить предложение определенной структуры, используя в нем тот или иной тип смыслового отрезка. В качестве описываемых ситуаций могут быть реальные действия, наблюдаемые детьми или описанные учителем. Написание творческих работ К творческим, т.е. самостоятельно созданным, относятся диктанты с изменением содержания, изложения и сочинения. Творческие упражнения, используемые на уроке наряду с другими видами упражнений, дают широкую возможность для закрепления пунктуационных умений. Диктанты с изменением содержания. К ним относятся творческие и свободные диктанты. Творческие диктанты заключаются во введении в данный текст смысловых отрезков, вносящих добавочную информацию. Эта процедура прямо связана с работой по пунктуации. Свободные диктанты, если им предшествует пунктуационный анализ предложений записываемого абзаца, также способствуют существенному повышению уровня пунктуационной грамотности. Диктанты с совмещением других видов работ. К ним относятся диктант с продолжением и диктант с элементами изложения. Диктант с продолжением включает в себя элементы сочинения. Для работы по пунктуации в этом случае имеются большие возможности. Учащиеся могут в добавляемой части использовать предложения с определенными смысловыми отрезками. Диктант с элементами изложения, если он подобран с таким расчетом, что в пересказываемой части имеются изучаемые в данный момент смысловые отрезки, тоже обеспечивает хорошие условия для работы по пунктуации. В этом случае учащимся дается задание по возможности сохранить дополнительную информацию, заключенную в тех или иных смысловых отрезках, имеющихся в пересказываемом тексте. Изложения и сочинения. Эти упражнения обычно рассчитаны на 8-10 мин. Пунктуационную ценность изложения приобретают в том случае, если в них имеются предложения с известными детям смысловыми отрезками, требующими выделения знаками препинания. В процессе анализа исходного текста (как при слуховом, так и при зрительном восприятии) такие предложения выделяются, в них находятся соответствующие смысловые отрезки и дается обоснование для выделения их знаками препинания. При пересказе учащимся рекомендуется выразить те или иные дополнительные значения с помощью включения смысловых отрезков. Для сочинений-миниатюр формулируются такие темы, которые можно раскрыть за короткое время. Их источниками могут быть пословицы, изучаемые литературные произведения, живопись, окружающая жизнь. Чтобы сочинения способствовали выработке пунктуационных умений, необходимо в процессе отбора содержания и языковых средств выяснить возможности для выражения дополнительных значений с помощью специальных смысловых отрезков, включаемых в предложения или в текст (обращений, чужой речи, однородных членов и т.д.). Существенную роль в работе по пунктуации играет составление небольших текстов на основе предложения, которое становится и темой будущего сочинения и частью его содержания. Учащиеся решают вопрос о том, какие еще добавить предложения, чтобы получился мини-текст, где их добавить: до данного предложения, после него или до и после него. Подбирая необходимые предложения, школьники одновременно решают вопрос, какие смысловые отрезки можно в них включить и как их оформить пунктуационно. Использование на одном уроке всех этих видов работы нецелесообразно, поскольку существенно перегрузит деятельность и учителя, и учащихся. Преподаватель сам выбирает те виды работы, которые более всего соответствуют конкретной цели повторения пунктуации.
§37. РАБОТА ПО ПУНКТУАЦИИ В СВЯЗИ С РАЗВИТИЕМ Формирование пунктуационных умений органически связывается с той стороной работы по развитию связной речи учащихся, которая имеет дело с отбором и использованием в создаваемом тексте нужных языковых средств. Особое внимание при этом следует обратить на текстообразующие языковые средства и на их пунктуационное оформление. Работа по пунктуации связана со всеми этапами подготовки детей к написанию изложений и сочинений: с рассредоточенной подготовкой (за несколько дней до урока развития связной речи) и с работой на самом уроке развития связной речи. Пунктуационная подготовка учащихся до написания изложений и сочинений У данного этапа подготовки учащихся к изложениям и сочинениям имеются две цели: обогащение учащихся необходимыми значениями и средствами их выражения и предупреждение возможных пунктуационных ошибок. Содержанием рассредоточенной пунктуационной подготовки является, во-первых, предложение определенной структуры, во-вторых, смысловые отрезки с определенным значением. Пунктуационная подготовка к изложениям. Ее содержание устанавливается в результате синтактико-пунктуационного анализа исходного текста, из которого выбираются типичные для автора конструкции со знакомой детям пунктуацией. Результаты анализа учитель записывает в виде отдельных предложений и в виде отрывков (они обычно соответствуют абзацам). Отобранный син-тактико-пунктуационный материал используется как на этапе рассредоточенной подготовки (до знакомства с текстом), так и на этапе знакомства с текстом на уроке развития речи. Во время рассредоточенной подготовки (в течение трех-четырех уроков) отобранные предложения включаются в обучающие упражнения, из них создаются самостоятельные упражнения; учащиеся составляют аналогичные по структуре предложения. Отрывки используются для свободного диктанта или изложений-миниатюр. В процессе работы проводится синтаксический анализ предложений, обосновывается выбор знаков препинания, выделяются смысловые отрезки, обозначенные теми или иными знаками препинания. На уроке развития речи в процессе анализа исходного текста пунктуационная подготовка состоит в нахождении и анализе смысловых отрезков с точки зрения их связи с темой и основной мыслью текста. Полезно при этом напомнить учащимся, что над подобными смысловыми отрезками они работали ранее на уроках русского языка. В конечном итоге школьникам рекомендуется при пересказе исходного текста использовать проанализированные смысловые отрезки. Пунктуационная подготовка к сочинениям. Содержание этой работы определяется учителем в зависимости, во-первых, от того, с какими пунктуационными нормами уже знакомы учащиеся, во-вторых, от темы, стиля и жанра создаваемого текста. Учитель на основе указанных факторов и прежнего опыта составляет перечень видов предложений, включающих те или иные смысловые отрезки, из которых создает программу предварительной пунктуационной подготовки. На этапе рассредоточенной подготовки учитель включает в план урока в качестве материала для упражнений схемы предложений определенной структуры из составленной программы. Учащиеся выполняют следующие задания: создают предложения заданной структуры, включают их в мини-тексты, обосновывают выбор знаков препинания. На уроке развития речи при составлении рабочих материалов учащиеся включают в них смысловые отрезки, необходимые для выражения тех или иных значений, или готовые предложения с отобранными смысловыми отрезками в зависимости от темы, цели, стиля и адресата высказывания. В процессе создания текста учащимся рекомендуется использовать синтаксические структуры, над которыми работали, и заботиться о правильном выделении в них смысловых отрезков соответствующими знаками препинания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.65 (0.011 с.) |