Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование выбора знаков препинания как пунктуационное умение

Поиск

Одним из структурных элементов пунктуационного умения является мотивировка употребления знака препинания в предложении или тексте. Сформированность данного умения обеспечивает овладение детьми умением выделять знаками препинания пунк-туационно-смысловые отрезки.

В процессе обоснования выбора места и самого знака препинания ход рассуждения может быть двояким: от знака (знаков) препинания к выделенному им (ими) пунктуационно-смысловому отрезку и от пунктуационно-смыслового отрезка к знаку (знакам) препинания. Упражнение, формирующее данное умение, называется пунктуационным разбором.

Пунктуационный разбор, начинающийся от знака препинания, выполняется учащимися в следующей последовательности:

· - называется знак препинания и определяется его функция;

· - указывается, двойной он или одинарный;

· - читается (называется) пунктуационно-смысловой отрезок, выделяемый знаком (знаками) препинания;

· - обозначаются графически условия выбора знака (знаков) препинания.

Пунктуационный разбор, начинающийся с нахождения пунктуационно-смыслового отрезка, имеет иную последовательность:

· - читается пунктуационно-смысловой отрезок и определяется его значение;

· - называется знак препинания, которым он выделен, и определяется, двойной он или одинарный;

· - обозначаются графически условия выбора знака (знаков) препинания.

Перечисленные пунктуационные умения формируются в определенной последовательности. Прежде всего необходимо позаботиться о развитии пунктуационной зоркости, а также об овладении пунктуационным разбором. На этом фоне эффективнее формируется умение выделять знаками препинания в предложениях и в тексте пунктуационно-смысловые отрезки.

§36. РАБОТА ПО ПУНКТУАЦИИ В V-VII КЛАССАХ
ПРИ ИЗУЧЕНИ НЕСИНТАКСИЧЕСКИХ ТЕМ

В работе по пунктуации между V и VIII классами образуется перерыв в два с половиной года, в связи с тем что в этот период изучаются несинтаксические темы "Фонетика", "Лексика", "Морфемика", "Словообразование", "Морфология" и "Орфография". Естественно, оставлять детей без работы по пунктуации нельзя, поскольку за такой длительный срок их пунктуационные умения, сформированные в начале V класса, утратятся. Систематическая работа по пунктуации необходима не только для поддержания умений на должном уровне, но и для пунктуационного обеспечения работы по развитию связной речи школьников.

Рассматриваемый период в работе по русскому языку специфичен не только тем, что отсутствует в программе синтаксический материал, а тем, что все перечисленные разделы науки о языке изучаются на уровне слова: и звуки, и морфемы, и формы слова, и орфограммы. "Словный" характер языкового материала, изучаемого в этот период, создает известные методические трудности в работе по пунктуации в V-VII классах. Органически трудно, а порой невозможно связать работу по пунктуации, коммуникативную по своей природе, с работой над отдельными словами при изучении их звукового состава, структуры и семантики. Методика и школьная практика предлагают для этой цели параллельную работу по пунктуации в связи с изучением программного материала по языку. В этих условиях выделяются следующие четыре направления в работе по пунктуации:

· - использование текстов упражнений;

· - написание диктантов;

· - составление предложений учащимися;

· - написание ими творческих работ.

Использование текстов упражнений для работы по пунктуации

Дидактический материал упражнений учебников представляет собой не только отдельные слова, но и предложения и тексты. Последние два вида дидактического материала можно использовать для работы по пунктуации. Приводим виды пунктуационных упражнений, которые целесообразно предлагать учащимся попутно с основной работой:

· - нахождение в коммуникативной единице известного смыслового отрезка;

· - объяснение выбора знака препинания;

· - указание опознавательных признаков известных смысловых отрезков, подлежащих выделению знаками препинания;

· - перечисление условий выбора того или иного знака препинания;

· - постановка пропущенных знаков препинания.

Действующие учебники для V-VII классов располагают необходимыми дидактическими материалами для любого из перечисленных видов пунктуационной работы. Одни из них включены в задания к упражнениям (чаще всего на постановку пропущенных знаков препинания), другие учитель сам должен предложить детям, ориентируясь на уровень их пунктуационных знаний и умений, а также учитывая возможности самого текста упражнения учебника.

Написание обучающих диктантов и их использование для работы по пунктуации

Обучающие диктанты - обязательное учебное средство формирования умений наряду со списыванием. Тексты для них берутся из двух источников: из учебника и подготавливаются самим учителем. В учебнике имеются специальные тексты для диктантов. В качестве диктантов целесообразно использовать любые другие тексты учебника полностью или частично. При подборе текстов диктантов самим учителем помимо основной цели, связанной с изучаемой в данный момент темой, необходимо учитывать синтаксические особенности предложений: в них должны быть известные детям смысловые отрезки, которые они пунктуационно выделят.

К текстам диктантов целесообразно давать следующие пунктуационные задания:

· - найти смысловые отрезки, требующие пунктуационного выделения;

· - определить, какие и для какой цели знаки препинания необходимо использовать в данных предложениях;

· - поставить знаки препинания во время записи под диктовку;

· - объяснить выбор знаков препинания в записанных предложениях.

Составление учащимися предложений

Это упражнение выполняет две функции: способствует закреплению нового грамматического материала и служит средством упрочения пунктуационных умений. Источником для составления предложений могут быть отдельные слова, которые школьники должны использовать в роли какого-либо члена предложения. Для успешного выполнения данного задания полезно дать ученикам либо какую-то смысловую тему, либо репродукцию картины,

подобранную для этого случая. Данное упражнение будет способствовать закреплению пунктуационных умений, если учащимся предлагается составлять предложения определенной структуры, например с однородными членами, с обращением и т.д. Источником составления предложений служат схемы. Они имеются в учебнике, но их может предлагать учитель, руководствуясь уровнем подготовки класса. В слабом классе целесообразно при этом давать детям конкретные смысловые отрезки, которые они должны включить в составляемые предложения.

Большую пользу приносит составление предложений по ситуации, или "немой" диктант. Чтобы выполнить пунктуационные цели, данное упражнение сопровождается заданием построить предложение определенной структуры, используя в нем тот или иной тип смыслового отрезка. В качестве описываемых ситуаций могут быть реальные действия, наблюдаемые детьми или описанные учителем.

Написание творческих работ

К творческим, т.е. самостоятельно созданным, относятся диктанты с изменением содержания, изложения и сочинения. Творческие упражнения, используемые на уроке наряду с другими видами упражнений, дают широкую возможность для закрепления пунктуационных умений.

Диктанты с изменением содержания. К ним относятся творческие и свободные диктанты. Творческие диктанты заключаются во введении в данный текст смысловых отрезков, вносящих добавочную информацию. Эта процедура прямо связана с работой по пунктуации. Свободные диктанты, если им предшествует пунктуационный анализ предложений записываемого абзаца, также способствуют существенному повышению уровня пунктуационной грамотности.

Диктанты с совмещением других видов работ. К ним относятся диктант с продолжением и диктант с элементами изложения. Диктант с продолжением включает в себя элементы сочинения. Для работы по пунктуации в этом случае имеются большие возможности. Учащиеся могут в добавляемой части использовать предложения с определенными смысловыми отрезками.

Диктант с элементами изложения, если он подобран с таким расчетом, что в пересказываемой части имеются изучаемые в данный момент смысловые отрезки, тоже обеспечивает хорошие условия для работы по пунктуации. В этом случае учащимся дается задание по возможности сохранить дополнительную информацию, заключенную в тех или иных смысловых отрезках, имеющихся в пересказываемом тексте.

Изложения и сочинения. Эти упражнения обычно рассчитаны на 8-10 мин. Пунктуационную ценность изложения приобретают в том случае, если в них имеются предложения с известными детям смысловыми отрезками, требующими выделения знаками препинания. В процессе анализа исходного текста (как при слуховом, так и при зрительном восприятии) такие предложения выделяются, в них находятся соответствующие смысловые отрезки и дается обоснование для выделения их знаками препинания. При пересказе учащимся рекомендуется выразить те или иные дополнительные значения с помощью включения смысловых отрезков.

Для сочинений-миниатюр формулируются такие темы, которые можно раскрыть за короткое время. Их источниками могут быть пословицы, изучаемые литературные произведения, живопись, окружающая жизнь. Чтобы сочинения способствовали выработке пунктуационных умений, необходимо в процессе отбора содержания и языковых средств выяснить возможности для выражения дополнительных значений с помощью специальных смысловых отрезков, включаемых в предложения или в текст (обращений, чужой речи, однородных членов и т.д.).

Существенную роль в работе по пунктуации играет составление небольших текстов на основе предложения, которое становится и темой будущего сочинения и частью его содержания. Учащиеся решают вопрос о том, какие еще добавить предложения, чтобы получился мини-текст, где их добавить: до данного предложения, после него или до и после него. Подбирая необходимые предложения, школьники одновременно решают вопрос, какие смысловые отрезки можно в них включить и как их оформить пунктуационно.

Использование на одном уроке всех этих видов работы нецелесообразно, поскольку существенно перегрузит деятельность и учителя, и учащихся. Преподаватель сам выбирает те виды работы, которые более всего соответствуют конкретной цели повторения пунктуации.

 


 

§37. РАБОТА ПО ПУНКТУАЦИИ В СВЯЗИ С РАЗВИТИЕМ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В V-IX КЛАССАХ

Формирование пунктуационных умений органически связывается с той стороной работы по развитию связной речи учащихся, которая имеет дело с отбором и использованием в создаваемом тексте нужных языковых средств. Особое внимание при этом следует обратить на текстообразующие языковые средства и на их пунктуационное оформление.

Работа по пунктуации связана со всеми этапами подготовки детей к написанию изложений и сочинений: с рассредоточенной подготовкой (за несколько дней до урока развития связной речи) и с работой на самом уроке развития связной речи.

Пунктуационная подготовка учащихся до написания изложений и сочинений

У данного этапа подготовки учащихся к изложениям и сочинениям имеются две цели: обогащение учащихся необходимыми значениями и средствами их выражения и предупреждение возможных пунктуационных ошибок. Содержанием рассредоточенной пунктуационной подготовки является, во-первых, предложение определенной структуры, во-вторых, смысловые отрезки с определенным значением.

Пунктуационная подготовка к изложениям. Ее содержание устанавливается в результате синтактико-пунктуационного анализа исходного текста, из которого выбираются типичные для автора конструкции со знакомой детям пунктуацией. Результаты анализа учитель записывает в виде отдельных предложений и в виде отрывков (они обычно соответствуют абзацам). Отобранный син-тактико-пунктуационный материал используется как на этапе рассредоточенной подготовки (до знакомства с текстом), так и на этапе знакомства с текстом на уроке развития речи.

Во время рассредоточенной подготовки (в течение трех-четырех уроков) отобранные предложения включаются в обучающие упражнения, из них создаются самостоятельные упражнения; учащиеся составляют аналогичные по структуре предложения. Отрывки используются для свободного диктанта или изложений-миниатюр. В процессе работы проводится синтаксический анализ предложений, обосновывается выбор знаков препинания, выделяются смысловые отрезки, обозначенные теми или иными знаками препинания.

На уроке развития речи в процессе анализа исходного текста пунктуационная подготовка состоит в нахождении и анализе смысловых отрезков с точки зрения их связи с темой и основной мыслью текста. Полезно при этом напомнить учащимся, что над подобными смысловыми отрезками они работали ранее на уроках русского языка. В конечном итоге школьникам рекомендуется при пересказе исходного текста использовать проанализированные смысловые отрезки.

Пунктуационная подготовка к сочинениям. Содержание этой работы определяется учителем в зависимости, во-первых, от того, с какими пунктуационными нормами уже знакомы учащиеся, во-вторых, от

темы, стиля и жанра создаваемого текста. Учитель на основе указанных факторов и прежнего опыта составляет перечень видов предложений, включающих те или иные смысловые отрезки, из которых создает программу предварительной пунктуационной подготовки.

На этапе рассредоточенной подготовки учитель включает в план урока в качестве материала для упражнений схемы предложений определенной структуры из составленной программы. Учащиеся выполняют следующие задания: создают предложения заданной структуры, включают их в мини-тексты, обосновывают выбор знаков препинания.

На уроке развития речи при составлении рабочих материалов учащиеся включают в них смысловые отрезки, необходимые для выражения тех или иных значений, или готовые предложения с отобранными смысловыми отрезками в зависимости от темы, цели, стиля и адресата высказывания. В процессе создания текста учащимся рекомендуется использовать синтаксические структуры, над которыми работали, и заботиться о правильном выделении в них смысловых отрезков соответствующими знаками препинания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.65 (0.011 с.)