Воспитание учащихся на уроках русского языка



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание учащихся на уроках русского языка



В воспитание учащихся включаются следующие структурные элементы: эстетическое, морально-этическое, трудовое воспитание и др. Оно реализуется как в классной, так и во внеклассной и внешкольной работе, на всех учебных предметах в процессе соединения обучения и воспитания детей.

В нашем предмете имеются два типа учебного материала, который можно использовать для воспитания учащихся: во-первых, общие сведения о языке, во-вторых, дидактический материал, служащий для целей обучения.

Общие сведения о языке, сообщаемые в начале учебного года в каждом классе, а также в конце учебного года в IX классе, включают темы о месте и роли русского языка в современном мире. В связи с работой над этими сведениями учитель говорит о равноправии языков, об уважении к национальным языкам, об интернационализме, о любви к родному языку. Правильно раскрывая эти темы, преподаватель тем самым воспитывает учащихся идейно-политически и морально-этически. В данном направлении необходимо систематически работать, подсказывать детям правильный взгляд на языковую политику в нашей стране.

Дидактический материал, используемый для целей обучения,- это тексты упражнений учебника, диктантов и изложений, темы сочинений, материалы, подбираемые учителем из жизни школы, страны, внеклассной и внешкольной работы. Дидактический материал разного типа (в зависимости от его содержания) позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь и преданность Родине, уважение к другим народам, любовь к родной природе и т.д.

Воспитывает учащихся и их деятельность по сбору материала на патриотические, морально-этические и другие темы (составление тематических словариков, подбор учащимися художественных и публицистических текстов на указанные темы, запись рассказов героев войны и использование их на уроках русского языка и т. п.).

Разумеется, работа над отдельными словами, предложениями и даже текстами не решает всех воспитательных задач. Она должна сочетаться с внеклассными мероприятиями, проводимыми в школе. Объединяя в учебном процессе обучение и воспитание, учитель должен постоянно помнить о том, что центральной задачей урока является сообщение знаний и формирование умений и что воспитательная работа должна органически вплетаться в его ткань.

В процессе воспитания учащихся на уроках русского языка, учитывая специфику нашего предмета, используются следующие методы:

· - попутные разъяснения учителя, раскрывающие воспитательный смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;

· - фронтальная беседа, направленная на разъяснение воспитательного смысла темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения;

· - словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом, упорными занятиями известных успехов или преодолевающих учебные трудности, собравших интересный материал для уроков русского языка и т.д.;

· - эмоциональное чтение текстов, используемых на уроке;

· - внеурочные встречи учащихся с интересными людьми, служащие в дальнейшем материалом для составления предложений и для написания сочинений;

· - написание сочинений на патриотические, морально-этические, трудовые и другие воспитательные темы.

Развитие логического мышления учащихся
средствами русского языка

Мышление - это высшая ступень в познании человеком мира (после ощущений, восприятий и представлений). Человеческое мышление, как установлено психологами, существует в двух формах: различают чувственно-наглядное мышление и абстрактно обобщенное (или словесно-логическое) мышление. Чувственно-наглядное мышление отражает мир в образах конкретных предметов, а абстрактно обобщенное мышление - в форме понятий. Только с абстрактно обобщенным мышлением связан язык, который выступает "средством осуществления человеческого мышления" (Панфилов В.З. Взаимоотношение языка и мышления. - М., 1971. - С. 16).

Абстрактно обобщенное мышление, производимое посредством понятий (в языке им соответствуют слова), проявляется в форме различных логических операций, поэтому оно называется логическим. Развитие логического мышления учащихся - это формирование у них системы мыслительных операций. Психологи выявили следующий их набор: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация (Общая психология / Под ред. В.В.Богословского и др. - 3-е изд. - М., 1981. - С. 242). Школьники овладевают этими мыслительными операциями в процессе обогащения знаниями, которые "могут быть усвоены только в том случае, если совершается вся

система мыслительных операций" (Там же. - С. 245). Для развития логического мышления на уроках русского языка не требуется выделять специальное время. Характер применяемых методов обучения должен быть таким, чтобы приводить учащихся к необходимости опоры на мыслительные операции.

Логическое мышление в процессе изучения русского языка - это способность и умение учащихся правильно представлять себе явления языка в их существенных свойствах и отношениях (3). Проявляется логическое мышление в процессе овладения знаниями о русском языке в следующих умениях:

· - выделение главного, существенного в языковом явлении;

· - установление сходства и различия между языковыми явлениями;

· - группировка, классификация языковых явлений по определенному основанию;

· - формирование обобщающих выводов;

· - установление истинности или ложности тех или иных утверждений.

Работа над родовидовыми связями языковых явлений. В мышлении, как известно, отражаются "основные свойства предметного мира. Но условием наличия этих свойств является то, что бытие дискретно и разделяется на отдельные предметы и явления, так или иначе отграниченные друг от друга", "характеризуемые относительно устойчивыми комплексами признаков" (Панфилов В.З. Взаимоотношение языка и мышления. - С. 102). Язык как часть бытия обладает этим свойством. Он членим на единицы, вследствие чего поддается познанию на уровне мышления.

В процессе познания мира человеком мышление устанавливает иерархические, субординативные отношения между познанными дискретными единицами. Подобные отношения имеют место и в языке. Установление иерархии единиц между собою способствует "раскрытию сущности явления путем включения его в различные системы связей и отношений" (Общая психология / Под ред. В.В.Богословского и др. - С. 240). Один из видов связей между дискретными предметами, явлениями - это родовидовые отношения.

В языке родовидовые отношения между его единицами имеют место на всех уровнях - фонетическом, лексическом, грамматическом и стилистическом. При этом отдельные единицы одновременно могут быть родовыми по отношению к одним единицам и видовыми по отношению к другим единицам по всем трем параметрам: по структуре, семантике единиц и по их функционированию. Так, понятиегласный звук по отношению к понятиям безударный гласный, ударный гласный является родовым, а по отношению

к понятию звук является видовым, так как есть еще понятие согласный звук.

Родовидовые связи в языке имеют место на уровне понятий и на уровне фактов. На уровне понятий примеры приведены выше. На уровне языковых фактов родовидовые отношения тоже имеются и в фонетике, и в лексике, и в грамматике, и в стилистике. Так, звуки [п], [т], [к] и др. являются видовыми по отношению к общему их названию - глухие согласные. Приставки вы-, из-, на-, с- и др. являются видовыми по отношению к общему их названию -приставка.

Родовидовые отношения на уровне понятий отражают: а) связи внутри одного уровня и б) связи между разными уровнями (в том числе на уровне языка в целом). Приведенные выше примеры иллюстрируют родовидовые отношения внутри одного языкового уровня. В качестве примеров межуровневых родовидовых связей можно привести следующие понятия: слово и фразеологизм - видовые понятия, а способ наименования - родовое понятие. Понятия звук, слово, предложение в соответствующих уровнях являются родовыми, а по отношению к понятию основная единица языка -видовыми понятиями. Языковое значение является родовым по отношению к видовым: лексическому значению, грамматическому значению, стилистическому значению. В то же времяграмматическое значение является родовым по отношению к видовым: словообразовательному значению, морфологическому значению и синтаксическому значению. На уровне науки о языке в родовидовые отношения вступают следующие понятия: раздел науки о языке (родовые), фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис (видовые).

Родовые понятия по своей сущности бывают двух видов. Первый вид - это названия самих языковых явлений, например: согласный звук, основа слова, вид глагола, предложение и др. Второй вид - это название разряда, группы языковых явлений, например: необщеупотребительные слова, разряд местоимений по значению, способ образования слова, самостоятельная часть речи, способ передачи чужой речи и др.

По способу наименования родовые понятия бывают словными (звук, предложение и др.) и чаще словосочетательными (вид глагола, член предложения и др.).

Среди родовых понятий встречаются такие, которые вступают в разные родовидовые связи в зависимости от того или иного основного свойства. Так, сложное предложение является родовым по отношению к сложным союзным и сложным бессоюзным предложениям (основание - наличие или отсутствие слоеных средств связи между простыми) и по отношению к сложным предложениям

с одним или с двумя и более видами связей (в группу сложных предложений с одним видом связей входят сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения, а в группу сложных предложений с двумя и более видами связей - сложные предложения с разными видами связей).

Установление родовидовых связей между изучаемыми языковыми понятиями и фактами имеет большое познавательное значение. Оно способствует формированию у школьников научно-лингвистического мировоззрения, пониманию ими системных связей в языке, формированию на этой основе прочных знаний - основы развития учебно-языковых умений. Для работы над родовидовыми связями между лингвистическими понятиями учащимся необходим минимум логических знаний: о родовых и видовых явлениях, о двояком - родовом и видовом - характере отдельных явлений. На основе этих знаний у школьников формируется умение устанавливать родовидовые связи между изученными лингвистическими понятиями и языковыми фактами. Работу над родовидовыми связями между изучаемыми явлениями языка необходимо начать уже в V классе. Если она ранее не осуществлялась, ее следует провести во всех остальных классах - в VI-IX. Знакомство с понятием о родовидовых связях между языковыми явлениями можно реализовать двумя путями: на специальном уроке (это предпочтительнее) или на одном из уроков изучения нового понятия, которое по отношению к уже известным детям понятиям является либо видовым, либо родовым.

В V классе понятие о родовидовых связях в языке целесообразно дать либо при повторении пройденного в начале учебного года на специальном уроке после повторения сведений о частях речи (школьники будут оперировать понятиями часть речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение), а также в теме "Синтаксис и пунктуация" при изучении сведений о членах предложения (школьникам станет известно родовое понятие член предложения и видовые - подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство), либо совместить с изучением понятия словосочетание учащиеся познакомятся с родовым понятием член словосочетания и видовыми - главный член словосочетания, зависимый член словосочетания).

Рассмотрим специальный урок ознакомления пятиклассников с понятием о родовидовых связях между языковыми явлениями. Урок целесообразно провести после работы над членами предложения. К этому времени у учащихся будет иметься необходимая основа - понятия об общем и частном слове (из начальных классов), о широкой и узкой теме (из уроков развития речи), члене предложения, главном члене предложения, подлежащем,

сказуемом, второстепенном члене предложения, дополнении, определении, обстоятельстве.

В начале урока учащимся предлагается вспомнить общее название для группы однородных частных предметов, например стол, стул, парта, табурет, шкаф; сорока, воробей, дятел, орел, грач; корова, коза, овца, свинья, лошадь. Результаты беседы можно записать в виде таблицы:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.184.215 (0.005 с.)