Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы формирования учебно-языковых умений (упражнения)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все три типа учебно-языковых умений (см. главу "Содержание обучения русскому языку") своеобразно преломляются в методиках изучения школьных разделов науки о языке, и для их формирования выработаны специфические методы, называемые в нашей науке упражнениями. Фонетические упражнения формируют ряд фонетических умений: · - различение звуков в словах: определите по слуху, какие гласные звуки произносятся в корнях слов (например, вода и воды; земля и земли; часы и часики); согласные в корнях слов (например, луг и луга; сторож и сторожить); · - смыслоразличительная роль звуков: назовите звуки, которые различают данные слова (например, лук и люк; миновать и линовать; лимон и лиман); определите, что различает данные слова (например, лот и тол; мода и дома; спор и спорт; школа и день); · - деление слова на слоги: произнесите слова по слогам; запишите слова, деля их горизонтальной черточкой на слоги; · - постановка ударения в словах: произнесите слово, выделяя в нем голосом ударный слог; при списывании поставьте ударения в словах; запишите слова под диктовку, расставляя в них ударения; измените слово так, чтобы ударение было на другом слоге (например, лиса, а мн. число?); подберите к словам с безударной приставкой слова с той же приставкой, но ударной; подберите однокоренные слова с ударными и безударными корнями; · - группировка слов с определенными звуками: спишите, распределяя слова так: в один столбик с ударным корнем (суффиксом и т.д.), а в другой - с безударным; в один столбик запишите слова с твердыми согласными на конце слова, а в другой - с мягкими и т.д.; · - определение звукового состава слова: произнесите звуки в данных словах; произведите фонетический разбор слова. Фонетико-графические упражнения служат для различения детьми звуков и букв. Для этой цели используются такие упражнения: · - обозначьте звуки (в произносимом слове) буквами; · - определите звуковое значение выделенных букв (или указанных учителем); · - расположите слова по алфавиту; · - подчеркните буквы, не совпадающие со звуками. Лексико-фразеологические упражнения готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями; решению этих задач служат следующие упражнения: · - укажите (назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы и т.д.); · - подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову; · - найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы; · - определите значение, в котором употреблено выделенное (указанное учителем) слово; · - составьте словарную статью такого-то слова (по его контекстам); · - составьте предложения с указанным значением данного слова; · - найдите лексическую (фразеологическую) ошибку в данном предложении. В совокупности эти упражнения формируют у школьников умение пользоваться лексическими и фразеологическими знаниями. Морфемные упражнения развивают у учащихся умение определять структуру слова. Для этих целей используются такие упражнения: · - найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то структуру); · - обозначьте условными знаками части слова; · - подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой); · - выполните графический диктант (запись не слóва, а его схемы, например: вместо домик); · - сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний и т.д.); · - заполните таблицу, используя данные примеры; · - разберите слова по составу; · - определите, в каком из слов приставка (суффикс и т.д.) не выделяется. Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова. Используются следующие виды упражнений: · - определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово; · - составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования); · - определите способ образования слова; · - подберите однокоренные слова к данному слову. Эти упражнения имеют громадное значение для формирования на их основе орфографических умений и навыков. Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения: · - опознание части речи, того или иного разряда этой части речи; · - подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи; · - постановка слова в указанной форме; · - составление парадигмы слова; · - разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи; · - группировка слов по частям речи, их разрядам; · - составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами; · - полный или частичный морфологический разбор слова. Синтаксические упражнения включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, а для этого используются такие упражнения: · - отграничение одних синтаксических структур от других; · - определение структуры данной синтаксической единицы; · - нахождение в предложениях тех или иных структурных частей; · - составление схем предложений; · - составление предложений по схемам; · - составление предложений указанной структуры; · - полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур. Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладению пунктуацией, а также рядом коммуникативных умений. * * * Работа над лингвистическими понятиями продолжается при изучении других тем. Закреплению знаний и учебно-языковых умений служат дополнительные задания к упражнениям учебников. Если они регулярно выполняются, то знания учащихся поддерживаются на нужном уровне. Литература 1. Хрестоматия по методике русского языка. Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях / Автор-сост. М.Р. Львов. - М., 1996. 2. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. - М., 1988. 3. Купалова А.Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса. - М., 1974. 4. Озерская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе. - М., 1989. 5. Палей И.Р. Очерки по методике русского языка. - М., 1965. 6. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. - М., 1973. Глава VII Методика орфографии - это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков. Методика орфографии начала складываться еще в XVIII в. В настоящее время она является разветвленной научно-методической дисциплиной, обладающей своими целями, содержанием, предпосылками, принципами и методами обучения и контроля. В ее становлении принимали участие кроме видных ученых-методистов и учителей русского языка известные русские лингвисты И.А. Бодуэн де Куртенэ, В.А. Богородицкий, А.И. Томсон, Я.К. Грот, Р.Ф. Брандт, С.П. Обнорский, Д.Н. Ушаков, А.Б. Шапиро, А.И. Гвоздев, Л.В. Щерба и другие. Одни из них, опираясь на Московскую фонологию, разрабатывали фонематическую (или морфе-матическую) теорию орфографии на основе главного фонематического принципа русской орфографии; другие, опираясь на Ленинградскую фонологию, разрабатывали морфологическую теорию орфографии на основе главного морфологического принципа русской орфографии. В соответствии с фонематической орфографией перевод речи в письменную осуществляется от звука к фонеме, а от фонемы в морфеме к букве; в соответствии с морфологической орфографией - от фонемы прямо к букве. §21. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ Следует различать основную и частные цели обучения орфографии в школе. Основная цель обучения школьников - формирование орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Существует два уровня овладения орфографической грамотностью: абсолютная и относительная грамотность пишущих.Абсолютная орфографическая грамотность - это умение пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами1, а также умение безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Относительная орфографическая грамотность - это умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определенному списку. В школе не ставится цель обеспечить абсолютную орфографическую грамотность выпускников, во-первых, потому, что учащиеся усваивают лишь часть всех орфографических правил, во-вторых, потому, что она практически недостижима, поскольку в языке существует огромное количество слов, правописание которых не регулируется правилами. На этот факт обращал внимание еще в 1940 г. академик Л.В. Щерба, который писал следующее: "Абсолютно грамотными и в орфографии и в пунктуации являются немногие исключительно опытные корректоры и тоже немногие знающие учителя русского языка. Все остальные пишущие люди, считающиеся грамотными, грамотны лишь относительно. Самого себя я никак не могу считать абсолютно грамотным, так как даже, например, при написании этой статьи два раза недоумевал, как надо писать то или иное слово" (Об идеально грамотном человеке // Учит. газ. - 1940. - 3 ноября). Стремление к достижению абсолютной орфографической грамотности привело бы к тому, что, даже затратив на работу по орфографии все учебное время, отведенное на курс русского языка в школе, мы и в этом случае вряд ли успели бы изучить орфографические правила в полном объеме, тем более обеспечить запоминание всех слов с непроверяемыми написаниями. И наконец, в практике письменной речи большинства людей многие правила оказываются необходимыми чрезвычайно редко, а многие слова с непроверяемыми написаниями вовсе не употребляются. Изучение таких правил и малоупотребляемых слов было бы слишком затруднительным и нецелесообразным. В школе ставится задача сформировать относительную орфографическую грамотность учащихся. Для достижения относительной орфографической грамотности необходимо реализовать следующие частные учебные цели: · - познакомить школьников с основными орфографическими понятиями; · - сформировать у учащихся орфографические умения на основе этих понятий; · - научить писать слова с непроверяемыми орфограммами; · - сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарем; · - создать необходимые условия (предпосылки) обучения школьников орфографии. Орфография - самостоятельный раздел науки о языке. Она имеет свою систему понятий, принципов, поэтому в школе теоретически возможно компактное ознакомление с ней либо до изучения грамматики, либо после ее изучения. Первая возможность в школе нереальна в связи с тем, что русская орфография связана со всем языком - со всеми его уровнями, и незнание сведений о нем не позволит успешно заниматься орфографией. Компактное изучение орфографии после ознакомления с грамматикой возможно, но нецелесообразно, так как фактически для формирования орфографических умений будет потеряно три года. Издавна сложилась практика параллельно рассредоточенного ознакомления с орфографическим материалом при изучении фонетического, морфемного, словообразовательного и морфологического материала. Такое размещение орфографии в школьном курсе русского языка обеспечивает научные основы понимания учащимися сущности изучаемых орфограмм, а также постепенность и длительность работы по формированию у них относительной орфографической грамотности. В современном школьном курсе русского языка, как и в прошлом, орфограммы и соответствующие им орфографические правила изучаются последовательно одно за другим. В последнее время в литературе предлагается изучать орфограммы группами, объединенными по признаку какой-либо общности, например гласные после шипящих в суффиксах, мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах, н и нн во всех частях речи, не с разными частями речи и др. Полностью реализовать этот принцип затруднительно, поскольку в группах оказываются орфограммы, условия выбора которых зависят от знаний, еще не известных учащимся. Так, в V классе затруднительно обучить детей правописанию гласных после шипящих в суффиксах разных частей речи, потому что еще не изучены причастия и наречия. Чтобы в V классе научить школьников умению употреблять букву ъ после шипящих на конце глагольных форм, надо уметь опознавать глаголы в повелительном наклонении. Следует отметить, что рассредоточенно групповой способ размещения орфографического материала не проверялся ни в эксперименте, ни в опыте учителей, но в этом способе таятся резервы повышения эффективности работы по орфографии. Необходимо решить при этом ряд проблем, в частности выявить возможные микрогруппировки орфограмм, разработать на этой основе методику формирования у учащихся орфографических умений и навыков и др. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРФОГРАФИИ В ШКОЛЕ В содержание работы по орфографии в школе входят орфографические знания, орфографические правила, орфографические умения и навыки. Орфографические знания. Орфографические знания складываются из понятий и фактов. Понятия отражают множество однородных фактов правописания. Например, понятие дефис - это графический знак в виде коротенькой горизонтальной черточки, используемой для передачи полуслитных написаний в словах между морфемами или между словами. Орфографические понятия описывают систему правописания. В школе они делятся на две группы: на понятия, усваиваемые школьниками, и на понятия, на которые учитель опирается, организуя учебный процесс. В первую группу входят: написание, орфограмма, неорфограмма, ошибка, буквенная орфограмма (или орфограмма-буква), небуквенная орфограмма, дефис (или орфограмма-дефис), слитное написание, раздельное написание (или орфограмма-пробел), черточка при переносе (или орфограмма-черточка), вид орфограммы, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма, условие выбора орфограммы, опознавательные признаки орфограмм, орфографическое правило, орфографический словарь. Центральными среди них являются: орфограмма, ошибка, орфографическое правило, условие выбора орфограммы, опознавательные признаки орфограмм. Ведущая роль этих понятий определяется тем, что в них заключена как суть самой орфографии (орфограмма и орфографическое правило), так и основа методического подхода к обучению школьников орфографии (условия выбора орфограмм и опознавательные признаки орфограмм). Во вторую группу входят следующие понятия: принцип орфографии, тип орфограмм, вид орфограмм, вариант орфограмм, вариантная орфограмма, безвариантная орфограмма, актуальная орфограмма, неактуальная орфограмма, трудная орфограмма, легкая орфограмма, трудный случай в применении правила. Этими понятиями учитель не пользуется в учебном процессе; они являются для него базой построения методики обучения школьников орфографии. Орфографические понятия, которыми оперирует только учитель, не входят в содержание обучения детей орфографии; их нет ни в программе, ни в школьном учебнике русского языка. Орфографические понятия, которыми оперируют в практике письма как учитель, так и учащиеся, входят в содержание обучения и отражаются в программе и в учебнике. В программу для V класса включены два понятия: орфограмма и орфографический словарь. В учебниках (в материалах для наблюдений, в заданиях к упражнениям) используются следующие понятия: орфограмма-буква, орфограмма-пробел, слитное написание, раздельное написание, дефис, вид орфограммы, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма (или непроверяемое написание), условия выбора орфограммы, опознавательные признаки орфограмм. Остальные понятия: написание, неорфограмма, орфографическая ошибка, буквенная орфограмма, небуквенная орфограмма, черточка при переносе - используются учителем в учебном процессе главным образом в работе по выяснению сущности орфографического правила. Одни орфографические понятия, используемые в школе, являются лингвистическими (орфограмма, неорфограмма, орфографическое правило), другие - психологическими (актуальная и неактуальная орфограмма) и методическими (условия выбора орфограмм, опознавательные признаки орфограмм и др.). Орфографический факт - это отдельное языковое явление, правописание которого запоминается учеником "в лицо", а также языковое явление, с помощью которого обосновывается то или иное написание в слове. Орфографическими фактами являются и слова с непроверяемыми орфограммами. В отечественной методике преподавания русского языка были попытки создания словарей-минимумов таких слов для обязательного изучения их в школе (Н.А. Бублеева, П.П. Иванов, Н.Н. Китаев, О.М. Лобанова, А.В. Текучев и др.). Созданные орфографические словарики отражали субъективный подход их авторов к отбору лексического материала. Методика орфографии не определила принципов минимизации словаря слов с непроверяемыми написаниями. Это проблема настоящего и будущего. В связи с ее неразработанностью школа не располагает научно обоснованным минимумом слов с непроверяемыми орфограммами, которые должны были бы войти в программу. Авторами ныне действующих школьных учебников русского языка для V, VI, VII классов составлены для каждого из этих классов словарики слов с непроверяемыми написаниями, встречающихся в упражнениях. Эти словарики даны в конце учебника в приложении под названием "Пиши правильно!". Слова, входящие в них, помещены на полях учебника против тех упражнений, в которых они использованы. Орфографическими фактами являются также отдельные морфемы, орфограммы, которые изучаются в школе, например приставки на з и с, пре- и при-, не- и ни-; суффиксы -ек (-ик), -ок (-ек); корни -кос- (кас-), -гор- (-гар-) и др.; отдельные служебные слова, например союзы чтобы, также, частицы -ка, -то. Учащиеся должны помнить эти орфографические факты "в лицо". Орфографические факты этого типа включаются в программу. Они являются частью содержания обучения школьников орфографии. Орфографические правила. Орфограммы - реальные явления письменной формы языка - имеют свои названия, в которых отражается правописная норма и ее место в слове. Например, в словах шëпот и шорох буквы ë и о в корнях есть орфограммы. Называется эта орфограмма так: "Буквы ë и о в корне слова после шипящих". Названия видов орфограмм выполняют в учебном процессе две функции: помимо своего прямого назначения они одновременно являются и заглавиями орфографических правил. В школьную программу по русскому языку в качестве содержания обучения включаются названия видов орфограмм; в учебниках для учащихся они представлены в виде заголовков орфографических параграфов и в формулировках заданий к упражнениям. Формулировки орфографических правил помещаются в учебниках для изучения и запоминания. Выбор правописной нормы (т.е. орфограммы) зависит от определенных условий. Так, употребление букв ë и о в словах шëпот и шорох зависит от следующих условий: фонетических - положение гласных после шипящих и под ударением, словообразовательных - в корне слова. Эти условия входят в орфографическое правило, регулирующее выбор в корне после шипящих в одних словах буквы ë, а в других - буквы о. Орфографическое правило - это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы1. Формулировки орфографических правил в зависимости от способа перечисления условий выбора бывают двух видов: констатирующие и регулирующие. В констатирующих орфографических правилах перечисляются условия выбора орфограммы или условия запрета на какое-либо написание. Приводим примеры таких правил: "В приставках на з и с перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими - с "; "В сочетаниях ч, ш с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется". Большинство орфографических правил констатирующие. В регулирующих орфографических правилах указываются способы действий учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний. Пример такого правила: "Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое одноко-ренное слово, где после проверяемой согласной стоит гласная". По структуре орфографические правила состоят из одной или из двух частей. Связано это с наличием в орфографической норме вариантов орфограммы, исключений или и того и другого вместе. Примеры таких правил: " Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не "; " Не с существительными пишется слитно: 1) если слово не употребляется без не; 2) если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением"; " Не с существительными пишется раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом а ". Орфографические умения и навыки. Умения и навыки - это интеллектуально-моторные действия учащихся. В работе по орфографии они проявляются в выборе детьми орфограмм и в фиксации их в письменном слове. В школе формируются следующие виды орфографических умений и навыков: · - нахождение в словах орфограмм; · - написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями; · - обоснование орфограмм; · - нахождение и исправление орфографических ошибок. Орфографические умения впервые начали включаться в школьную программу по русскому языку с 1978 г.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.165.192 (0.011 с.) |