Аспекты формирования экологических компетентностей и развитие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аспекты формирования экологических компетентностей и развитие



творческого потенциала обучающихся через многообразие форм и методов экологического образования и просвещения

Чепрасова Ольга Ивановна, педагог – организатор

МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр»

«Учить надо так, чтобы люди, насколько это, возможно, приобретали знания не из книг, а из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».

/Ян Амос Каменский/

Поиск устойчивого развития современного общества,осознание экологической ответственности выдвигает на первый план важную педагогическую задачу экологического образования подрастающего поколения. Экология становится одной из фундаментальных основ формирования личности, глобального видения и понимания единства человека с природой.

Проблема экологического образования волнует всех – ученых, педагогов, методистов, практиков. Именно сейчас остро стоит вопрос, чему учить и как учить школьников, чтобы на доступном уровне сформировать современную картину окружающего мира, представление о поведении и деятельности в природе.

Одним из приоритетных направлений деятельности МБОУ ДОД «ДЭБЦ» является формирование экологических компетентностей и развитие творческого потенциала обучающихся через многообразие форм и методов экологического образования и просвещения в дендропарке «Ильины». В методологическую основу положен компетентностный подход. В центре внимания мы обозначили ключевые экологические компетентности:

· экологическую образованность;

· экологическую сознательность;

· экологическую деятельность.

Формирование экологической компетентности – целенаправленный процесс освоения обучающимися теоретических знаний, практических умений, экологических ценностей, обретения экологических смыслов в ходе личностно и социально значимой учебной экологической деятельности и приобретения на этой основе опыта решения экологических проблем.

Прогнозируемый результат нашей деятельности - это обучающийся:

- проявляющий интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;

- воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, способный к поиску разных способов решения одной и той же задачи – креативный;

- проявляющий активность и самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности – инициативный;

- способный воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;

- проявляющий разумную осторожность в общении с животными, растениями, выполняющий выработанные обществом правила безопасного поведения, деятельности – осторожный;

- понимающий ценность жизни, проявляющий заботу и внимание к растениям, животным, птицам – бережно относящийся ко всему живому.

Отношение обучающихся к природе должно основываться на нравственном начале. Важно создать для них особую гуманную атмосферу, в которой осуществлялась бы интересная экологическая деятельность, а самое главное, предложить условия для ее реализации.

Для нас дендропарк «Ильины» как особо охраняемая природная территория регионального значения как раз и является природной средой, где созданы все условия для успешного обеспечения образовательного процесса через учебную экологическую тропу «Восьмое чудо света».

Учитывая особенности возраста обучающихся, при организации работы на экологической тропе, мы использовали разнообразные виды и формы организации детской деятельности.

Свою деятельность мы построили интересно и содержательно. Нами апробировались не только традиционные формы работы: экскурсии, прогулки, проведение исследований и природоохранных акций, уроков в зеленом классе, но и интерактивные: творческие конкурсы, викторины, семинары, выставки, летние экологические экспедиции.

Говоря о методах экологического образования и просвещения, можно отметить, что кроме традиционно принятых в дидактике, особое внимание уделялось методу проектов.

Содержательный компонент формирования ключевых экологических компетенций разработан с учётом обозначенных выше форм и методов экологического образования и просвещения.

Экологическая образованность - это развитие у обучающихся познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством экскурсий по учебной экологической тропе «Восьмое чудо света».

Экскурсии по экологической тропе «Восьмое чудо света» - новая форма обучения для нашего центра, и она несет главную образовательную и просветительскую нагрузку.

На экологической тропе экологическое обучение и воспитание сливаются в единый процесс, здесь происходит раскрытие самоценности природы через ее созерцание, средств познания, дающих возможность обучающимся раскрыть «тайны» природы и самостоятельно, творчески демонстрировать свое отношение к ней.

Выявление и поощрение обучающихся, имеющих знания, полученные в ходе экскурсии по экологической тропе «Восьмое чудо света», мы проводили через интерактивную форму работы: викторину «Что ты знаешь о дендропарке?».

Анализ ответов на вопросы викторины «Что ты знаешь о дендропарке?», показал, что из 182 участников: 30% - ответили на все вопросы, их ответы были не только правильные, но содержали много дополнительной информации, 50% - ответили правильно на все вопросы, 12,8% - не ответили на несколько вопросов, 6,2% - в ответах назвали деревья, которых нет в дендропарке (рис.1).

Рис.1

Итоги викторины «Что ты знаешь о дендропарке?»

 

Развитие творческого потенциала происходит через творческие конкурсы: художественный «Я рисую дендропарк», литературный конкурс «Дендропарк глазами детей» и фотоконкурс «В объективе – дендропарк», самые интересные работы которых принимали участие в выставках. Все эти конкурсы проводятся на муниципальном уровне, мониторинг результативности которых, анализируется.

По итогам конкурсов победители и призеры награждаются грамотами управления образования администрации Старооскольского городского округа.

В планах на текущий год – конкурс проектов по благоустройству 0,7 га дополнительной зоны отдыха дендропарка.

Э кологическая сознательность – это воспитание ответственного отношения к природе, к культурным ценностям через практическую и природоохранную деятельность.

Практическая деятельность как один из путей формирования экологической культуры является наиболее рациональным средством в познании общих закономерностей природы. Непосредственный контакт обучающихся с природой и деятельностью людей обеспечивает прочность и глубину знаний подростков, дает возможность связать теорию с практикой, позволяет обучающимся овладеть рядом практических навыков и умений, которые имеют значение для охраны природы, способствует профессиональной направленности обучающихся. В практической деятельности раскрываются конкретные примеры применения научных положений, законов с учетом конкретных (местных) условий и формируются понятия о научных основах хозяйственной деятельности.

Природоохранная работа в дендропарке проводится в рамках городского природоохранного проекта «Берем под свою защиту».

Со дня основания дендропарка нами были организованы и проведены следующие природоохранные акции: «Мы чистим дендропарк» по подготовке дендропарка к экскурсионному сезону, «Посади свое дерево в дендропарке», «Кормушка и корм для птиц дендропарка «Ильины» для привлечения птиц в дендропарк. Названные выше акции стали уже традиционными и с каждым годом количество участников в них, увеличивается в среднем на 20%, что наглядно показывает сравнительная диаграмма за 2009 – 2012 годы (рис.2).

Рис.2

Сравнительная диаграмма участников природоохранных акций за 2009-2012 годы

В рамках природоохранной акции «Спаси лес» была проведена работа по сбору семян экзотических растений: желудей дуба красного, семян кизила, разных видов барбариса, каркаса для выращивания посадочного материала в питомниках образовательных учреждений Старооскольского городского округа, МБОУ ДОД «ДЭБЦ», ОКУ «Старооскольское лесничество», МОЛУ «Старооскольское». Здесь большую помощь оказали отряды школьных лесничеств «Берендей», «Ивушка», «Березка», «Дубравушка».

Экологическая деятельность -этовыявление и развитие исследовательских умений и навыков: сбор информации, построение гипотез, анализ и обобщение.

Продуктивная работа по формированию экологических компетенций посредством практической деятельности осуществлялась не только в рамках природоохранной деятельности, но и в результате мониторингового исследования объектов на стоянках учебной экологической тропы.

Экологический мониторинг флоры и фауны дендропарка «Ильины» как особой охраняемой природной территории, начатый в 2009 году, проводится по четырем направлениям:

1.Экологический мониторинг древесно-кустарниковой растительности.

2.Изучение видового состава травянистой растительности дендропарка.

3.Орнитологическое изучение территории дендропарка.

4. Изучение видового состава насекомых дендропарка.

Здесь юные исследователи, юные лесоводы (3-4 ступени) используют метод проектов, конечный продукт которого – исследовательские работы: «Болезни деревьев дендропарка «Ильины», «Экологическое состояние дендропарка «Ильины», «Видовой состав насекомых дендропарка «Ильины», «Усыхание саженцев хвойных растений дендропарка «Ильины».

В результате научно-исследовательской деятельности был изучен и уточнен видовой состав древесно-кустарниковой растительности, выявлены и определены болезни деревьев на экологической тропе, исследовалось экологическое состояние прилегающей территории.

Результаты экологического мониторинга были переданы в муниципальное унитарное предприятие «Зеленстрой» для осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий.

Практическая значимость исследований обучающихся в области охраны и защиты древесно-кустарниковой и травянистой растительности дендропарка от болезней и от антропогенного воздействия позволила муниципальному унитарному предприятию «Зеленстрой» в своей работе использовать эти исследования в целях благоустройства и оздоровления состояния дендропарка и создания объектов зеленого строительства с учетом современных требований садово-парковой ландшафтной архитектуры.

Актуальность и практическая значимость исследовательской работы «Болезни деревьев дендропарка «Ильины» была отмечена на региональных, Всероссийских и Международных уровнях:

· ХI Всероссийская телеконференция «Природу России сохранят дети!» - II призовое место, г. Москва, 2009год.

· IХ Международная научно-практическая конференция школьников «ООПТ: состояние, проблемы и перспективы развития» - грамота, ГПЗ «Белогорье», 2010 год.

· На региональном экологическом форуме «Зеленая планета - 2010» - II место, г.Белгород, 2010 год.

· Региональный юниорский лесной конкурс «Подрост» в рамках фестиваля «Наука. Творчество. Развитие» - 1 место, г. Белгород, 2011 год.

· Российское соревнование юных исследователей «Шаг в будущее» - диплом III степени, г. Москва, 2012 год.

Маршрут и описание экологической тропы «Восьмое чудо света», разработанные экологическим отрядом «Поиск» МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр» вошли в паспорт экологической тропы.

Макет экологической тропы «Восьмое чудо света», паспорт экологической тропы и путеводитель по дендропарку «Ильины» принимали участие в региональной выставке методических материалов по здоровьесбережению.

Анкетирование 120 обучающихся 3ступени в 2009 году по выявлению уровня удовлетворенности обучающимися деятельностью в дендропарке «Ильины» (методика А.А. Андреевой), выявило:

50% - уверены, что в дендропарке получают экологические и биологические знания;

5% - ответили, что они освоили метод проектов.

45% - указывают на возможность самореализации;

65% - называют дендропарк - символом творчества и радости.

В мае 2012 года эти показатели увеличились (рис. 3):

92% - уверены, что в дендропарке получают экологические и биологические знания;

19% - ответили, что они освоили метод проектов;

75% - указывают на возможность самореализации;

82% - называют дендропарк – символом творчества и радости.

Рис.3

Удовлетворенность обучающих деятельностью в дендропарке «Ильины»

На диаграмме наглядно можно увидеть увеличение количества обучающихся (на 42%), получающих экологические и биологические знания в дендропарке.

Обобщенные материалы научно-исследовательской работы, творческой и природоохранной деятельности ежегодно оформляются и представляются общественности на городских праздниках «Марш парков» в рамках Международной природоохранной акции «Марш парков».

· 2010 год – подведение итогов работы по особо охраняемым природным территориям Старооскольского городского округа.

· 2011 год - подведение итогов работы по сохранению и восстановлению лесов Старооскольского городского округа.

· 2012 год - на территории дендропарка был проведен конкурс школьных лесничеств «Защитим леса от пожаров!» с целью профилактики пожаров в ООПТ и лесах Старооскольского округа.

Лучшие творческие работы обучающихся: тезисы исследовательских работ, методические разработки праздников, творческие работы победителей и призеров конкурсов вошли в сборник творческих работ «Радуга впечатлений от встречи с дендропарком «Ильины».

На уровне учреждения обобщен актуальный опыт работы по теме «Экологическая тропа «Восьмое чудо света» - основа развития экологической культуры обучающихся».

Информация о проводимых мероприятиях в дендропарке своевременно размещается в средствах массовой информации и на сайте администрации Старооскольского городского округа. Опытом работы по вопросам организации детской деятельности мы систематически делимся с педагогами дополнительного образования, с руководителями школьных лесничеств и учителями общеобразовательных учреждений Старооскольского городского округа на обучающих семинарах и курсах повышения квалификации учителей биологии, экологии и географии в МБОУ ДПО (ПК) «Старооскольский городской институт усовершенствования учителей».

Таким образом, через экологическую тропу реализуется следующая идея: не столь важно обогатить обучающегося дополнительными знаниями, сколько важно сформировать у него потребность в них, пробудить любознательность, сформировать умения что-то делать своими руками, умение слушать, видеть, понимать.

Наша задача – поддержать их, научить адаптироваться в современном окружающем мире.

Список литературы

 

1. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально значимые проекты. Из опыта работы / авт.-сост. Т.Н.Ковязина, Н.Е. Галицина.- Волгоград: Учитель, 2010.

2. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности// Народное образование. 1995. № 8

3. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ «Сфера», 2002

4. Степанчук Н.А. Модели экологического образования: программы, рекомендации, уроки / Н.А.Степанчук.- Волгоград:Учитель, 2011.

5. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельностьучащихсяпо биологии: метод. Пособие / Е.В. Тяглова. -2 –е изд. Стереотип. – М.:Планета,2010.

6. Интернет-сайты: http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/2010_1/Nesterova.htm

Сайт.http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a361.php

7. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1996

8. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый подход с позиции культуры. – М., 1997.

9. Экологическая культура и культура экологического развития как компоненты профессионализма педагога нового типа: Материалы YII Всероссийского научно-практического семинара 8-12 ноября 2010 г., Санкт – Петербург.- СПБ.: «Крисмас +», 2010.

10. Экологическая культура личности: формирование и развитие.-г.Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2010.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.032 с.)