Глава 1. Теоретические аспекты исследования природных условий в ценных участках местных ландшафтов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические аспекты исследования природных условий в ценных участках местных ландшафтов.



РЕЦЕНЗИЯ

На дипломную работу студента очной формы обучения

ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный

исследовательский университет», группы 81001203

Немцева Никиты Романовича

«Исследование современного экологического состояния дендропарков Старооскольского района Белгородской области».

 

В рецензируемой работе представлены материалы исследований и обобщены сведения по проблеме ухудшения состояния природных экосистем дендропарков Старооскольского района и деградации ценных участков местных ландшафтов.

Сделан сравнительный анализ и дана общая оценка современного экологического состояния дендропарков. Рассмотрены основные объекты, факторы и процессы, влияющие на экологическое состояние местных экосистем, предложены рекомендации по его улучшению.

В настоящее время эта тема очень актуальна, т.к. ее цель направлена на решение проблемы увеличения видового разнообразия деревьев и кустарников путем акклиматизации интродуцированной дендрофлоры из разных стран и распространение новых видов в местных ландшафтах. Актуальность работы доказывает необходимость охраны этих уникальных объектов искусственной рекреации.

Для раскрытия темы было использовано и проанализировано достаточное количество источников информации; для оформления - таблиц, карт, диаграмм. Структура соответствует содержанию, целям и задачам данной работы.

Новизна работы заключается в том, что были изучены, проанализированы и обобщены результаты научных исследований по данной теме белгородских и других ученых, разработки молодежных научно-исследовательских работ и сделан вывод, что в последнее время глубокого и детального исследования по изучению состояния дендропарков не проводится, результаты не печатаются.

Положительной оценки заслуживают приложения, здесь представлен картографический материал, самостоятельно составлены списки дендрофлоры и сравнительная таблица экологического состояния дендропарков.

Немцев Н. Р. в ходе исследований показал высокий уровень теоретической и практической подготовки, предоставил обоснованные выводы и рекомендации по каждому разделу и вопросу.

Несмотря на некоторые недочеты, такие как язык и стилистика изложения, расширенное освещение некоторых вопросов, объем картографического материала, считаю, что Немцев Н. Р. показал умение ставить цели и решать их, исследовать, анализировать и обобщать литературный и научный материал, делать аргументированные выводы.

Данные исследования и рекомендации можно использовать на практике, применительно к конкретным природным экосистемам, направленных на сохранение их естественного состояния и увеличения видового разнообразия.

Дипломная работа Немцева Н. Р. соответствует предъявленным требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Экология и горное дело» и заслуживает оценки «отлично».

 

 

ОТЗЫВ

научного руководителя на дипломную работу

студента очной формы обучения

группы 81001203 Немцева Никиты Романовича

«Исследование современного экологического состояния дендропарков Старооскольского района Белгородской области»

 

Немцев Никита определился с направлением своей научно-исследовательской работы сразу с первого курса. Он занялся изучением состояния дендропарков в Старооскольском районе постепенно: по литературным данным, во время экскурсий. В это время у него проявились такие черты как наблюдательность, творческая активность, самостоятельность, инициативность.

В течение последующих лет учебы Никита продолжал заниматься этой темой и сбором научного материала к ней. На 4 курсе уже окончательно определились его научные интересы по исследованию экологического состояния дендрариев, их сравнительным анализом и оценкой.

Никита за все время работы над этой темой добросовестно выполнял поставленные перед ним цели и задачи.

Задание по дипломной работе выполнено им в срок, в полном объеме и отвечает всем требованиям выпускной квалификационной работы.

 

К.г.н, доцент кафедры

природопользования

и земельного кадастра

Соловьев А.Б.

20.06.16

 

НИУ Булгу ШАПКА

 

Немцев Никита Романович

Исследование экологического состояния дендропарков Старооскольского района Белгородской области

Автореферат.

 

Направление подготовки

 

022000.68 Экология и природопользование

Белгород, 2016

Введение

Актуальность работы. В настоящее время в нашем регионе в процессе техногенеза нарушено экологическое равновесие, его экологическая емкость снизилась до минимума. Количество промышленных предприятий и других источников воздействия на природу быстро растет на ограниченной территории. Поэтому в настоящий момент возникла необходимость в особой охране отдельных участков ценных природных ландшафтов, таких как дендропарки в Старооскольском районе, в привлечении внимания населения к экологическим проблемам своей территории.

 

Цель работы. Провести исследование современного экологического состояния дендропарков Старооскольского района: дендропарка им. А. М. Полуэктова в урочище «Горняшка» и ООПТ регионального значения – дендропарка «Ильины» в урочище «Заубля», сделать сравнительный анализ, составить список дендрофлоры, травянистых сообществ, проследить динамику развития, определить их значение. Дать общую оценку экологического состояния дендропарков и рекомендации по ее улучшению.

 

Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:

1 – найти и изучить архивные материалы по закладке дендропарков;

2 – изучить опыт работы других исследований по данной тематике и применить на практике;

3 – использовать доступные методы, методику и новейшую методологию исследований;

4 – провести сравнительный анализ и дать общую оценку экологического состояния дендропарков;

5 – разработать рекомендации по дальнейшему развитию и охране данных территорий.

 

В качестве объектов нашего исследования выступают дендропарки им. А. М. Полуэктова в урочище «Горняшка» и ООПТ регионального значения - дендропарк «Ильины» в урочище «Заубля» со всеми компонентами природной среды, на которые совокупно действуют природные и техногенные факторы.

Предметом исследования является экологическое состояние природной среды дендропарков в настоящий период, их значение и функции, а также роль в воспитании экологических ценностей у населения.

Методы исследования:

1 – изучение научной литературы;

2 – полевой (экспедиционный в летний период);

3 – описательно-географический;

4 – сравнительно-географический;

5 – визуальный.

 

Материалом для исследования послужили данные из библиотечного фонда, местного музея, опыт научно-исследовательских работ «Детского эколого-биологического центра» г. Старый Оскол, Староскольского лесничества, а также данные собственных полевых экспедиционных работ; теоретические, методические и научные разработки по вопросам исследования ООПТ, памятников природы, дендрологических парков других регионов. Непосредственно использовались теоретическая и методическая базы данных на кафедре природопользования и земельного кадастра, материалы по ландшафтоведению и общей экологии, справочники и определители, постановления.

 

Научная новизна исследований. В работе изучены, проанализированы, объединены и применены результаты исследований многих ученых по вопросам экологического состояния ООПТ, памятников природы (в частности, дендропарков). Новизна работы заключается в том, что проведено исследование дендропарков Старооскольского района, изучены их функции и значение, выявлены основные проблемы и перспективы дальнейшего развития. Изучен обобщенный опыт практической и научно-исследовательской работы в дендрарии «Ильины» «Детского эколого-биологического центра» г. Старый Оскол, определена роль в формировании экологических компетентностей. Сделан сравнительный анализ и дана общая экологическая оценка окружающей природной среды дендропарков на данный момент.

 

На защиту предоставляется следующий материал:

1.Теоретические аспекты исследования природных условий в ценных участках местных ландшафтов.

 

2.Исследование видового состава флоры и фауны дендропарков.

 

3.Характеристика качества окружающей среды. Сравнительный анализ экологического состояния дендропарков.

 

4. Организация практической природоохранной деятельности в дендропарках. Общая оценка их современного экологического состояния.

 

 

Животный мир

Животный мир Старооскольского района представлен видами открытых пространств: полей, лугов и степей и типично лесными обитателями, т.е. совмещает особенности фауны смежных природных зон – широколиственных лесов и степей. В зоогеографическом отношении территория района относится к лесостепной фауне. Ее состав в дендропарках разнообразен, благодаря сложному рельефу, плодородным почвам, высокопродуктивной растительности при оптимальном режиме тепла и влаги, что создает благоприятные условия для существования здесь многих видов животных лесостепной зоны.

В настоящее время фауна района насчитывает 60 видов млекопитающих, более 25 видов птиц, 40 видов рыб, 20 видов земноводных и пресмыкающихся, большое количество насекомых.

На распределение видов животных по территории района влияют как их приспособленность к определенным типам местообитаний, так и степень устойчивости к антропогенному влиянию. Особую роль в сохранении разнообразия фауны нашего края играют ООПТ регионального значения дендропарк «Ильины» и дендропарк им. Полуэктова, охотничьи хозяйства, заповедные территории.

 

Список литературы

 

1. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально значимые проекты. Из опыта работы / авт.-сост. Т.Н.Ковязина, Н.Е. Галицина.- Волгоград: Учитель, 2010.

2. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности// Народное образование. 1995. № 8

3. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ «Сфера», 2002

4. Степанчук Н.А. Модели экологического образования: программы, рекомендации, уроки / Н.А.Степанчук.- Волгоград:Учитель, 2011.

5. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельностьучащихсяпо биологии: метод. Пособие / Е.В. Тяглова. -2 –е изд. Стереотип. – М.:Планета,2010.

6. Интернет-сайты: http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/2010_1/Nesterova.htm

Сайт.http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a361.php

7. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1996

8. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый подход с позиции культуры. – М., 1997.

9. Экологическая культура и культура экологического развития как компоненты профессионализма педагога нового типа: Материалы YII Всероссийского научно-практического семинара 8-12 ноября 2010 г., Санкт – Петербург.- СПБ.: «Крисмас +», 2010.

10. Экологическая культура личности: формирование и развитие.-г.Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2010.

Ползикова А.И.,

Методист МБОУ ДОД «ДЭБЦ»

 

Экскурсионный метод познания окружающей среды традиционен для краеведения.

Экскурсия характеризуется тремя существенными признаками: во-первых, на экскурсии обучение и воспитание проводятся на основе непосредственного восприятия обучающимися изучаемого объекта. Во-вторых, обучение увязывается с исследованием предмета на месте его нахождения, что, в-третьих, требует выхода за пределы школы и движения к изучаемому объекту.

Экскурсия по экологической тропе «Восьмое чудо света» в дендропарке - новая форма работы для педагогов нашего центра, потому что проходит на территории, имеющей охранный статус. Экскурсия несет главную познавательную и просветительскую нагрузку.

Экологическая тропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные объекты и использующийся для развития познавательного потенциала обучающихся.

Экскурсия по экологической тропе имеет ряд особенностей:

- выбор в наблюдаемых объектах самого важного и существенного;

- увязывание вновь изучаемого материала с ранее полученными экскурсантами опытом и знаниями.

Восприятие экскурсионного материала основано на сочетании трёх видов психологических процессов:

- познавательные (ощущения, представление, мышление, воображение);

- эмоциональные (переживания);

- волевые (усилие для сохранения внимания, активная работа памяти).

Но во главе работы стоит интерес к наблюдаемым объектам.

Маршрут экскурсии по экологической тропе «Восьмое чудо света» проложен по уже существующим тропам дендропарка – это удобно для обучающихся и не приносит ущерба природе. Протяжённость экологической тропы 800 метров. Продолжительность экскурсии для средней и старшей ступеней обучающихся - 55 минут, для младшей ступени - 30 минут.

По своему содержанию экологическая тропа «Восьмое чудо света» - учебная. Она используется в ходе изучения таких предметов как биология, экология и др. Обучающиеся наблюдают природные объекты, видят различные проявления антропогенного фактора.

Важная задача педагога - экскурсовода учебной экологической тропы состоит в том, чтобы научить аудиторию замечать, анализировать и оценивать представляемые объекты, результаты воздействия человека на окружающую среду. Объекты показа на экологической тропе в дендропарке естественные.

Учебная экологическая тропа хорошо оборудована. Оформление и благоустройство маршрута имеет большое значение для обучения, воспитания и развития экологической культуры обучающихся. Кроме этого, экологическая тропа помогает сделать экскурсию более организованной и информативной. А ещё она несёт полезную информацию не только для обучающихся, но и для местных жителей.

Учебная экологическая тропа в дендропарке оборудована «зелёным классом», где обучающиеся получают дополнительную информацию, определяют и детально изучают собранный материал, оформляют исследования.

Экскурсия по экологической тропе «Восьмое чудо света» обзорная. Она даёт общее представление о растительном сообществе дендропарка у хутора «Ильины».

Цель экскурсии по тропе - знакомство с видовым разнообразием растений-экзотов дендропарка.

Кроме этого, она способствует формированию познавательного интереса, поддерживает инициативу изучения природы, развивает навыки наблюдения, умения общаться с природой как с общечеловеческой ценностью; воспитывает у обучающихся чувство прекрасного, бережное отношение к окружающему миру природы.

Восприятие экскурсионного материала разными возрастными группами экскурсантов требует внесения изменений в содержание, методику проведения, а также продолжительность экскурсии. По этой причине тексты экскурсий подбираются соответственно возрастным категориям экскурсантов: у нас разработаны экскурсии для младшего, среднего, старшего школьного звена. Кроме этого, экскурсии по экологической тропе проводим для взрослых людей –социальной категории граждан, гостей города. В этом случае приходится учитывать интересы каждой из групп.

Внеурочная деятельность – это составная часть учебно – воспитательного процесса. Одной из форм внеурочной деятельности является экскурсия. Поэтому многие школы практикуют природоведческие экскурсии по экологической тропе. Особенно популярны такие экскурсии у младших школьников. Учащийся образовательного учреждения несёт в себе возможность развития в нём интереса к познанию природы.

Приёмы, которые мы применяем при проведении экскурсии по экологической тропе «Восьмое чудо света» в дендропарке «Ильины», доступны обучающимся, сочетаются с программами, используемыми в учебной деятельности. (Природоведение. Биология. Экология: 5 -11 классы: программы. – М: 2010. – 176 с.; Былова А.М. Экология растений: 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений М.: 2010. – 192 с.).

Во время экскурсии в природу у обучающихся формируется правильное представление о многих природных объектах. Экскурсия создаёт благоприятные условия для развития навыков проведения работ исследовательского характера: обучающиеся учатся наблюдать, сопоставлять. Экскурсии проводятся в течение года, поэтому они могут видеть смену сезонов в природе.

Экскурсии по экологической тропе связаны с таким предметом, как биология.

В настоящее время экскурсия - обязательный элемент процесса обучения. Она вооружает обучающихся знаниями о растениях, обеспечивает непосредственное общение с природой. Назначение экскурсий заключается в закреплении и конкретизации знаний, полученных на уроках биологии. Благодаря наглядности – существенного признака экскурсии – обучающиеся быстрее усваивают знания, которые затем на занятиях становятся опорным фактическим материалом при восприятии новой темы, при обобщении и формулировании соответствующих выводов. Учителя биологии, заказывая обзорную экскурсию по экологической тропе, просят подробнее остановиться на той или иной группе растений. Поэтому мы проводим экскурсии по заказу. Так, например, в прошлом году гимназия № 18 заказала тематическую экскурсию о хвойных растениях, а именно о туе. Для школы № 8 мы провели экскурсию о кустарниковой растительности.

Учителя начальных классов школы №1 заказали для своих воспитанников экскурсию о птицах. Тематические экскурсии по биологии, такие как «Травянистая растительность дендропарка», «Первоцветы»,

«Кустарниковая растительность», помогают лучше узнать флору родного края. По словам обучающихся, практических занятий по биологии очень мало, что отрицательно сказывается на знании растений. От этого зависит и результат олимпиад по биологии, и аттестация по предмету.

Так как наши тематические экскурсии востребованы, мы подбираем тексты для новых тематических экскурсий («Царство клёнов», «Природная кладовая», «Лекарственные растения дендропарка»). Это позволяет совершенствовать наши экскурсии. Мы даже не ожидали, что экскурсионная работа имеет такой диапазон познавательного интереса.

Кроме этого, прослеживается связь экскурсии по экологической тропе «Восьмое чудо света» и школьного предмета экологии. Применение технологии экскурсии в образовательном процессе способствует реализации задач экологического воспитания и обеспечивает формирование у обучающихся экологического сознания, знаний и опыта их деятельности по сохранению окружающей среды.

Одной из форм экологического воспитания является экскурсия по экологической тропе, где обучение и воспитание сливается в единый процесс. Экологическое образование охватывает все ступени обучения:

- первая ступень обучения – знакомятся с правилами поведения в природе; формируется интерес к изучению окружающего мира, к участию в экологических и природоохранных мероприятиях;

- вторая ступень – экологическое воспитание (эколого – биологическое, эколого – краеведческое), участие в экологических и природоохранных мероприятиях, школа экологической грамотности;

- третья ступень - исследовательская и природоохранная деятельность, проектная деятельность по охране природы.

Во время тематических и обзорных экскурсий обучающиеся своими глазами видят и оценивают экологическое состояние демонстрируемых им объектов. Мы знаем, что в дендропарке собраны растения других климатических поясов, других материков. Во время экскурсии педагог- экскурсовод обращает внимание обучающихся на то, как сказывается наш климат на их состоянии. Например, ель сибирская лучше переносит морозы резко континентального климата Восточной Сибири, чем наше слишком жаркое лето 2010 года. Свидетельство этого – солнечные ожоги на стволах деревьев, которые не скоро зарастут. У пихты европейской пожелтела хвоя: она любит влажное лето и тёплую зиму. А наша морозная зима и жаркое лето отрицательно сказывается на её состоянии. Обучающиеся видят это, общаясь непосредственно с природой.

В авторской дополнительной образовательной программе «Экологический практикум», разработанной Степановой В.В., есть тема «Исследовательская работа» Наши экскурсии по экологической тропе «Восьмое чудо света» помогают выйти на проблематику этих работ, в подборе обучающихся для участия в конкурсных мероприятиях.

Мы можем предположить, что экскурсия по экологической тропе «Восьмое чудо света» способствует эффективному формированию экологического сознания обучающихся. Любовь к природе не приходит сама собой, её нужно пробудить. Педагогически организованное общение обучающихся с природой является главным направлением и условием формирования опыта экологического отношения к проблемам взаимодействия человека и природы.

Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема развития познавательного потенциала является довольно значимой. Развитие интереса к познанию приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса. Педагогические условия формирования и развития познавательного потенциала можно представить как:

- определённое содержание знаний, поддающихся способам осмысления;- нахождение таких приёмов и средств, ярких сравнений, образных описаний, которые помогают закрепить в сознании и чувствах обучающихся факты, определения, понятия, играющие наиболее значимую роль в системе содержания знаний:

- определённым образом организованная познавательная деятельность, характеризующаяся системой умственных действий:

- форма организации обучения, при которой обучающийся ставится в позицию исследователя, требующую проявления максимальной умственной активности.

Экскурсию по экологической тропе можно представить как способ самостоятельного развития познавательного потенциала обучающегося, который направлен на самообразование и саморазвитие.

Повышать у обучающихся познавательный потенциал, стимулировать любознательность, высокое качество знаний на этом этапе можно, используя:

- исследовательскую деятельность (экологические экспедиции, изучение флоры и фауны, инвентаризация видового состава растительности и т.д.)

- природоохранное просвещение (знакомство населения с окружающей средой и её проблемами, информация об антропогенных последствиях, проведение игр и акций экологического направления).

Экскурсии по экологической тропе пользуются спросом. О дендропарке знают и за пределами Белгородской области. Сюда приезжают просто отдохнуть, погулять по тропинкам.

За период с 1 сентября 2009 г по 1 сентября 2012 года 11427 человек посетили дендропарк. Нашими гостями были обучающиеся образовательных учреждений Старооскольского городского округа, школьники из Волоконовки и Губкина, учащиеся экологического лицея Воронежа, Новой Усмани и Москвы, представители разных организаций города Белгорода.

 

 

3.3.Водные ресурсы

 

Водные ресурсы являются одним из важнейших, но, в то же время, уязвимых компонентов окружающей природной среды, который способен быстро меняться под воздействием хозяйственно-бытовой деятельности человека. Под водными ресурсами понимается общее количество поверхностных и подземных вод определенной территории. Из них поверхностные воды – это естественные водотоки (реки, малые реки, ручьи), искусственные водотоки (оросительные, навигационные каналы, оросительные системы), озера, искусственные водохранилища. Оскольское…

Важной характеристикой рационального использования воды на предприятиях служит объем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения. При оборотном водоснабжении за счет оборотных систем идет экономия свежей пресной воды. При повторно-последовательном использовании понимается суммарный объем воды, который после его первоначального использования (в каком-либо производственном процессе) направляется для вторичного использования в другом процессе, экономия забора свежей воды очевидна.

Поверхностные воды.

Основной экологической проблемой, связанной с ведением водного хозяйства, является сохранение требуемого качества воды во всех источниках. Реки г. Старый Оскол и Старооскольского района подвергаются повышенной нагрузке из-за поступление в них со сточными водами огромного количества загрязняющих веществ. Сброс использованных сточных вод включает общий объем производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод.

Подземные воды. Подземные воды широко распространены в районе и подвижны это приводит к постоянному взаимодействию с горными породами района, к перераспределению веществ. Особенности подземных вод района: растворение, выщелачивание, перенос и переотложение пород, проявляются в виде западин, блюдец и карстово-суффозионных воронок. Сильно карстующими породами района являются мел, мергели; слабо защищенными – пески. Глины, пески, алевриты удовлетворительно защищены от появления на поверхности карста. Почвы северо-восточного района города и почвы территории дендропарка Ильины не подвержены проявлению карста, но здесь возможна локальная суффозия, т.е. растворение веществ и образование в результате этих процессов воронок, впадин на дневной поверхности.

В настоящее время существенно нарушен естественный гидродинамический режим подземных вод на площади более 300 кв. км в районе Стойленского и Лебединского карьеров. Здесь произошло перераспределение подземных потоков, и образовалась депрессионная воронка, т.е. появилась зона пониженного давления подземных вод. Нарушен естественный баланс рек из-за депрессионных воронок, подпитки рек подземными водами не происходит.

Экологический эффект водоохранных мероприятий. Водоохранные мероприятия направлены, прежде всего, на уменьшение объема сточных вод, сбрасываемых в природные водные объекты, а также количества вредных веществ, содержащихся в этих стоках. Для достижения этой цели вводятся в действие сооружения для очистки сточных вод (станции для очистки), совершенствуется технология производства. Другая группа водоохранных мероприятий направлена на рациональное использование водных ресурсов путем экономии свежей пресной воды. Для этого используются системы оборотного и повторно-последовательного водоснабжения. Экоэффектом является снижение объема вредных стоков в природные водные объекты, снижение количества вредных веществ.

 

В настоящее время все актуальней становится задача разработки дополнительных мер по охране лесных природных памятников, установления на территориях, где они находятся, строгого природоохранного режима, а также проведения необходимого комплекса мероприятий по охране природных эталонов для будущих поколений. (Рожков, 1986). Формы охраны разнообразны, каждая из них исходит из конкретных задач. Но цель одна – надежнее защитить тот или иной природный комплекс от возможного разрушения, сохранить его (Захлебный, 1986 Для охраны памятников природы разработаны специальные правила и режим охраны. На территории самого памятника и в пределах 200 м вокруг него запрещается всякая деятельность, угрожающая его сохранности. В отличие от заповедников и заказников для памятников природы не предусматривается штат сотрудников и егерей. Здесь охраняющие организации (лесхозы и др.), сами оберегают, контролируют состояние и содержание памятников, предотвращают их порчу и разрушение, принимают действенные меры, если памятнику что-либо грозит.

Разработка режимов охраны проводится для каждого объекта с учетом его специфики, уязвимости, реальности осуществления необходимых охранительных мероприятий. При этом режим запретов может быть как постоянным, так и временным (на определенный срок) или сезонным. Видовой состав растительных сообществ уменьшается из-за рубки леса, пожаров, сбора полезных растений, весенних палов, загрязнения воздуха, воды и почвы отходами промышленных предприятий. В результате происходит существенное обеднение видового разнообразия, утрачивается генетический фонд растительности. В России большое количество ООПТ, но их общая площадь не превышает 2,2% территории страны. Это несопоставимо с мировыми стандартами, которые рекомендуют обеспечить разными формами охраны до 1/3 территории. Площадь ООПТ России предстоит в ближайшем будущем увеличить примерно в 10 раз. Площадь ООПТ после этого достигнет 4% всей территории страны.

В настоящее время учеными России подготовлены материалы для организации, по крайней мере, еще двухсот заповедников и национальных парков и тысяч памятников природы и заказников.

 

 

Почвенный покров района разнообразен, здесь произрастают главным образом лиственные леса. Они обычно располагаются на типичных и выщелоченных чернозёмных почвах. Гумусовый горизонт у типичного чернозема 75-90 см. Постепенно, в результате техногенеза, качество почв ухудшается, количество гумуса уменьшается и составляет менее 5%. Большое количество перегноя придаёт чернозёму тёмную окраску. Верхние слои (30-50 см) гумусового горизонта сильно пронизаны корнями трав. Структура комковато-зернистая, хорошо выраженная.

Выщелоченные чернозёмы по многим признакам очень близки к типичным. Окраска почвы тёмная гумуса много, структура в надпахатном слое мелкозернистая. Мощность верхних гумусовых горизонтов большая. Выщелоченность этих чернозёмов проявляется в выносе карбонатов за пределы гумусового горизонта. Выщелоченные черноземы встречаются в местах, где почвы получают значительное добавочное поверхностное увлажнение, например, на балочных склонах северной экспозиции.

На северо-восточной, юго-западной и юго-восточной сторонах района почвенный покров представлен почвами лесного типа, здесь присутствуют серые и темно-серые лесостепные почвы на лессовидных суглинках, подстилаемых песчано-глинистыми и мергельно-меловыми породами. Они сформировались из типичных черноземов в результате их постепенной деградации и подзоливания под влиянием лесных насаждений. По механическому составу почвы относятся к тяжелым и легким. Мощность гумусового горизонта у темно-серых лесных почв достигает 60-65 см, содержание гумуса 4-5 %. Серые лесные почвы характеризуются меньшей мощностью гумусового горизонта и меньшим содержанием гумуса - 3-4 %.

Большая часть почв нашего района имеет слабокислую или нейтральную реакцию среды, в промышленных зонах – щелочную реакцию, что связано с большим количеством пыли карбонатного состава от вредных производств. Это называется техногенной нейтрализацией.

Загрязнение почв вредными отходами производства: сульфатами, хлоридами, нитратами, тяжелыми металлами и т.д. уменьшает плодородие почв, угнетает растительность. Но уникальные свойства наших черноземов сохранили в неблагоприятных меняющихся условиях основную часть их потенциального плодородия и необходимые для человека экологические функции ландшафта.

 

2.4. Животный мир

 

 

Реймерс и Штильмарк в 1998 году дали следующее определение ООПТ «Особо охраняемые природные территории определяются как объемные участки биосферы, включающие сушу или акваторию с их поверхностью и толщей, которые полностью или частично, постоянно или временно исключены из традиционного интенсивного хозяйственного оборота и предназначены для сохранения и улучшения свойств окружающей человека природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, защиты природных и искусственных объектов и явлений, имеющих научное, историческое, хозяйственное или эстетическое значение».

 

Приземная атмосфера выносит техногенные загрязнители, которые трансформируются и накапливаются в тканях растений и животных, в почвенном покрове. Миграция загрязнителей зависит от характера и скорости химических превращений органических и минеральных веществ в воздухе и почве, от интенсивности выноса вредных продуктов за пределы территории воздушными и водными потоками

 

Постепенно, в результате техногенеза, качество пахотных почв ухудшается, происходит деградация почвенного покрова. Дегумификация, т.е. уменьшение количества гумуса, которое составляет сейчас менее 5%, является одним из основных видов деградации. В естественных ландшафтах этот показатель выше.

 

В Белгородской области многие памятники природы взяты под охрану и постоянно облагораживаются. Но для того, чтобы какой-либо ценный, редкий природный объект вошел в число официально охраняемых природных территорий, необходимо решение областных и местных органов власти. Недавно дендрологическому парку «Ильины» был присвоен статус особо охраняемой природной территории регионального значения.

В Белгородской области многие памятники природы взяты под охрану и постоянно облагораживаются. Но для того, чтобы какой-либо ценный, редкий природный объект вошел в число официально охраняемых природных территорий, необходимо решение областных и местных органов власти. Недавно дендрологическому парку «Ильины» был присвоен статус особо охраняемой природной территории регионального значения.

Дуб, липа, ясень, береза здесь являются самыми высокими деревьями. Вместе с дубом и липой в дендропарке произрастают сопутствующие кленовые породы: клен остролистный, клен татарский, клен полевой, клен американский и другие. Дикая яблоня и груша могут сопровождать клены во втором ярусе и занимать третий, либо расти отдельно на полянах. Груша менее зимостойка и более теплолюбива по сравнению с яблоней. Лесная яблоня и груша используются в лесных, в противоэрозионных насаждениях, в защитных полосах. Максимальное количество осадков наблюдается в июле, минимальное - в феврале-марте. Весной частые суховеи дают скачок температуры (в мае) и способствуют снижению до минимума осадков и влажности воздуха. Их количество может изменяться не только в разные годы, но и по временам года. Больше всего осадков выпадает летом – до 30 – 40 %, весной и осенью – 20 – 25 %, зима – 15 %.

Там, где сильное затенение, эти лесные кустарники под пологом леса растут вполне нормально. Они обычно цветут и плодоносят. Но если какой-либо кустарник пересадить из леса на открытое место, то он быстро растет, обильно цветет и плодоносит, не испытывая затенения, конкуренции и т.д. Терн, шиповник обыкновенный, бересклет бородавчатый в некоторых местах дендрария представляют собой густые заросли. В конкурентной борьбе они уничтожают травянистые сообщества, но способствуют накоплению почвенной влаги, и потому имеют большое водорегулирующее значение.

Биологическое действие аномального геомагнитного поля.

 

В аномальных районах Курской магнитной аномалии (Курская и Белгородская области) резко изменяются градиенты составляющих элементов геомагнитного поля, достигающие нескольких сотен, а в некоторых случаях даже нескольких тысяч гамм на километр. В этом отношении Курская магнитная аномалия уникальна, где величина вертикальной составляющей геомагнитной аномалии достигает 1,5 эрстэд, что в три раза превышает величину вертикальной составляющей нормального поля (Дубров, 1994). Этот аномальный фактор природного происхождения является экологическим фактором и может оказывать негативное влияние на живые организмы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.085 с.)