Принципы формирования содержания



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы формирования содержания



Анализ большого количества отечественных и зарубеж­ных дидактических источников позволяет выделить следую­щие общие принципы формирования содержания школьно­го образования:

1. Гуманистичности, обеспечивающей приоритет обще­человеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности.

2. Научности, проявляющейся в соответствии предлагае­мых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса.

3. Последовательности, заключающейся в планирова­нии содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него.

4. Историзма, означающего воспроизведение в школь­ных курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых.

5. Систематичности, предполагающей рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, по­строение всех учебных курсов и всего содержания школьно­го обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры.

6. Связи с жизнью как способа верификации (проверки) действеннности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного об­разования реальной практикой.

7. Соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников, которым та или иная систе­ма знаний, умений предлагается для освоения; если мате­риал, которым учащиеся овладевают, слишком легок, то и знания, и познавательные силы растут медленно, несораз­мерно с их возможностями.

8. Доступности, определяемой структурой учебных пла­нов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

В программах обучения должны содержаться сведения, учитывающие общественные и индивидуальные потребно­сти, отражающие основное современное содержание боль­шой воспитательной и познавательной ценности. Содержа­ние должно быть подобрано таким образом, чтобы учителя имели возможность индивидуализировать свою учебно-вос­питательную работу с учетом интересов и способностей учащихся. В рамках так называемых родственных дисцип­лин обращается внимание на взаимосвязь отдельных раз­делов и тем. Содержание должно заключать в себе богатые воспитательные возможности. В него следует вводить мате­риал, облегчающий профессиональную ориентацию моло­дежи.

Содержание учебного процесса как система может иметь I различную структуру изложения (представления). Элементы структуры — это отдельные знания или их элементы (шаги, порции), которые могут «сцепляться» между собой различным образом. Наиболее распространенными в настоящее время яв­ляются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.

При линейной структуре отдельные части учебного материа­ла образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз. При выборе та­кой структуры изложения особенно важно придерживаться требований последовательности, историзма, систематичности, доступности. Данная структура оправдывает себя при изложе­нии истории, языков, литературы, музыки и т. д.

Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется не­сколько раз, причем его содержание постепенно расши­ряется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимо­стями. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются. Эта структура широко используется при изложении физики, химии, биологии.

Характерной особенностью спиральной структуры изложе­ния является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исход­ную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В спиральной структуре нет перерывов, характерных для концентрической структуры, нет в ней и одноразовости в изучении знаний, которая отличает ли­нейную структуру. Наиболее эффективной спиральная структу­ра оказывается при организации содержания общественных, педагогических, психологических наук.

Составители учебных книг сегодня все больше используют возможности смешанной структуры, являющейся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она поз­воляет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

При выборе структуры организации содержания учитывают­ся цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемых знаний, а также, по возможности, осо­бенности тех групп учащихся, которым будет адресовано разра­батываемое содержание.

Теории организации содержания образования

Какой характер должно иметь образование, что оно дол­жно давать человеку? По этим вопросам существуют раз­личные точки зрения, влияющие на формирование содержа­ния. Наибольшую популярность приобрели две теории — материального и формального образования.

Сторонники материального образования разделяют точ­ку зрения Я.А. Коменского, согласно которой основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Выпускник, прошедший хорошую школу, должен стать энциклопедичес­ки образованным.

Приверженцами материального образования были мно­гие известные педагоги XIX в. Энциклопедическая модель была принята в большинстве престижных учебных заведений Европы, в частности в российских классических гимназиях. Имеет она своих сторонников и сегодня. Возрожда­емые по типу дореволюционных современные гимназии во многом копируют классическую структуру учебных предме­тов. Наряду с несомненными преимуществами материаль­ное образование имеет и недостатки. Это слабая связь между курсами, переполненными учебным материалом, не всегда нужным для развития учащихся. В этих условиях учитель вынужден торопливо, нередко поверхностно пре­подавать предмет, программы обучения могут составляться только по линейной схеме.

В противоположность представителям энциклопедизма сторонники дидактического формализма придерживаются древнего афоризма: многознание уму не научает. На этих позициях стояли древнегреческий философ Гераклит, древ­неримский правовед Цицерон, немецкий философ Э. Кант, а также педагог Ф. Дистервег, рекомендовавший учить воспи­танников мыслить, «а остальное, т. е. знания, придет к ним в процессе роста». И. Гербарт, Г. Спенсер также были сторон­никами дидактического формализма, их позиция в настоя­щее время нашла подкрепление в исследованиях известно­го психолога Ж. Пиаже. Несомненная заслуга дидактическо­го формализма в том, что его сторонники обращали внима­ние на необходимость развития способностей и познава­тельных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышле­ния. Слабость их позиции в том, что средством для разви­тия этих качеств они избрали «инструментальные предме­ты» — языки, математику, физику, недооценивая значения гуманитарных наук для формирования всесторонне образо­ванной личности.

Дидактический утилитаризм (Д. Дьюи, Г. Кершенштей-нер и др.) исходит из приоритета индивидуальной и обще­ственной деятельности ученика. Он должен заниматься теми видами деятельности, которые позволили цивилизации выйти на современный уровень. Поэтому внимание нужно сконцентрировать на занятиях конструктивного харак­тера: учить детей готовить еду, шить, приобщать к рукоде­лию и т. д. Вокруг этих утилитарных знаний и умений кон­центрируется информация более общего характера. Дидак­тический утилитаризм оказал сильное влияние как на содер­жание, так и на методы работы в американской школе.

Проблемно-комплексная теория, предложенная польским ученым Б. Суходольским, предполагает изучать отдельные школьные предметы не порознь, а комплексно, делая пред­метом познавательной деятельности учащихся проблемы, разрешение которых требует использования знаний из раз­личных областей. Эта теория во многом перекликается с из­вестным в истории педагогики «методом проектов».

Содержание обучения, утверждает польский профессор педагогики К. Сосницкий, должно быть организовано в виде решетки из крупных структур, содержащих основные систе­мообразующие компоненты. Отсюда название теории — структурализм. Только так можно избежать перегружен­ности содержания и сократить объем учебного материала без ущерба для качества обучения. В старших классах сле­дует отказаться от принципов систематичности, последова­тельности и историзма, организуя структуры по логическому принципу. Этот принцип применим лишь при изучении точ­ных предметов.

Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации (ви­деодисках, видеокассетах, компьютерных программах).

Учебный план — это сертификат учебного заведения, опре­деляющий:

• продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;

• полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;

• распределение предметов по годам обучения;

• количество часов по каждому предмету за все время обу­чения и на изучение предмета в каждом классе;

• количество часов в неделю на изучение каждого предмета;

• структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п.

В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, намеченные цели, победившая концеп­ция формирования содержания. Он разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических и организационных требований, сложившихся традиций. Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные (по выбору). В большинстве стран учебные планы разрабатываются и утверждаются цен­тральными органами просвещения. Типовые учебные планы не всегда подходят для новых учебных заведений (гимназий, ли­цеев, высших профессионально-технических училищ), которые разрабатывают свои собственные документы.

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа содержит:

• объяснительную записку о целях изучения данного пред­мета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения;

• тематическое содержание изучаемого материала;

• ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса;

• перечень основных мировоззренческих вопросов;

• указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей;

• перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

• рекомендуемую литературу.

В связи с углублением процессов дифференциации образо­вания разрабатываются различные (альтернативные) варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному и тому же предмету, которые предлагаются для усвое­ния учащимися в соответствии с их интересами и возможно­стями. Решение о введении дифференцированных программ и создании классов с углубленным или, наоборот, облегченным изучением предмета принимают школьные советы.

Вот образец ориентировочного учебного плана, по кото­рому работало большинство общеобразовательных школ РФ в 1992/93 учебном году.

Базисный учебный план общеобразовательных учебных учреждений России

  Количество часов в неделю по классам
1 Наименование дисциплины I II III I II III IV V VI VII VIII IX X XI
Родной язык и литература             б                
Второй язык - - - - - - - - -
Искусство - - -
Общественные - - - - - - -
дисциплины                            
Окружающий мир - - - - - - - -
Естественные - - - - - - -
дисциплины                            
Математика
Информатика -                      
Физкультура
Технология
Итого:
Обязательные занятия по выбору                            
Обязательная нагрузка учащегося                            
Факультативные, индивидуальные и групповые занятия                       б    
Максимальная нагрузка учащегося                            

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: школьные учебники, справочни­ки, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборни­ки задач и упражнений, тетради на печатной основе и т. п. От качества учебной литературы зависит результативность обуче­ния, поэтому подготовке эффективных учебных пособий уде­ляется большое внимание, к созданию учебных книг привлека­ются виднейшие специалисты.

Хороший учебник должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к содержанию обучения, а также быть интерес­ным для учащихся, по возможности кратким, доступным, хо­рошо иллюстрированным, эстетически оформленным. Учебник должен быть одновременно и стабильным, и мобильным. В со­ответствии с требованием стабильности учебник должен иметь устойчивую основу. Мобильность обеспечивает возможность быстрого введения новых знаний без нарушения основной конструкции. Этой цели способствует блочная конструкция учебника, допускающая вставки, расширяющие блоки. Требо­вания, предъявляемые к учебной книге, настолько многогран­ны и противоречивы, что во всем мире ощущается дефицит хо­роших учебников, имеющий тенденцию к увеличению по мере роста объема знаний и новых требований. В экономически развитых странах издаются альтернативные (параллельные) учебники, благодаря чему учителя и учащиеся имеют возмож­ность выбирать лучшие.

Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное освоение учеб­ного материала. В связи с решением этих задач учебник вы­полняет следующие дидактические функции:

1. Мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отноше­ние к работе.

2. Информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации.

3. Контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировоч­ных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Наряду с традиционными все шире применяются безбумаж­ные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и др. Ди­дактические оценки этих новых и необычных средств обучения противоречивы — от восторженных утверждений о революции в образовании до унылой констатации низкой результативно­сти и бесполезности. Можно ожидать, что там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, видеоучебники принесут пользу, но с их помощью трудно раз­вивать продуктивное мышление, тренировать умения и навы­ки, решать другие задачи. Поэтому их целесообразно приме­нять в комплексе с традиционными учебными материалами.

Абстрактное мышление, логику хорошо развивают компь­ютерные обучающие программы. Знание, переданное компь­ютером, неизбежно является неполным, усеченным, формали­зованным. Поэтому компьютерные учебные материалы оказы­ваются весьма эффективными при изучении знаний, имеющих логическую структуру. Прекрасные возможности предоставляет ЭВМ и для выполнения тренировочных упражнений, контроля и коррекции знаний.

XI. Что вы понимаете под содержанием образования?

1. Содержание образования — это не что иное, как пере­чень предметов, которые должны изучаться в школе, ко­личество часов на их изучение и указание тем, разделов.

2. Под содержанием образования следует понимать такой круг знаний, который отбирает каждый учащийся для свое­го развития, удовлетворения интересов, склонностей, по­требностей.

3. Содержание образования — это система знаний, уме­ний, отобранных для изучения в школе, овладение кото­рыми обеспечивает основу для всестороннего развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности.

4. Правильного ответа нет.

5. Не знаю.

XII. Из перечисленных названий систем выберите те, ко­торые определяют формирование содержания учебно­го процесса. Это системы: 1) целей; 2) потребления; 3) со­циальных и научных достижений; 4) пожеланий родителей; 5) общественных потребностей; 6) личных потребностей; 7) возможностей; 8) методов обучения; 9) принципов обуче­ния; 10) педагогических намерений.

XIII. Каким требованиям должно удовлетворять содер­жание школьного образования?

1) Научность; 2) занимательность; 3) формирование науч­ного мировоззрения; 4) последовательность; 5) историзм; 6) отвечать требованиям политехнизма; 7) идейность; 8) легкость обучения; 9) связь с жизнью; 10) систематич­ность; 11) доступность; 12) оптимизация нагрузки; 13) подго­товка к профессиональной деятельности; 14) партийность; 15) сознательность и активность; 16) преемственность; 17) патриотизм; 18) соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности; 19) отражение национальных особенностей; 20) единство обучения во всех учебных заве­дениях; 21) генерализация учебного материала; 22) экологи­ческая направленность; 23) интеграция знаний; 24) гумани­таризация; 25) внедрение новых информационных техно­логий.

XIV. Что представляет собой учебная программа?

1. Учебная программа определяет порядок изучения учеб­ных дисциплин, количество часов на них, начало и конец каждой четверти.

2. В учебной программе определены содержание и объем знаний по каждому учебному предмету, количество часов, которое отводится на изучение определенных тем, вопро­сов курса.

3. Под учебной программой следует понимать такой доку­мент, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе, количество часов на их изучение.

XV. Что представляет собой учебный план?

1. Учебный план — это сертификат, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в школе, порядок их изу­чения по годам, количество часов в неделю и на год, структуру учебного года.

2. Учебный план определяет количество учебных предме­тов, а также содержание материала по каждому учебному предмету.

3. В учебном плане раскрывается содержание учебного материала по предметам, количество часов на изучение тем, разделов, начало и окончание учебного года, дли­тельность каникул.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

 

Вопросы I II III IV V VI VII VIII
Ответы 2, 4, 5, 6, 8,9,11, 13, 14, 16, 17, 18, 19, __ __ 1,2,3,7, 8, 9, 10, 11,12,16, 17,19,20, 25
Вопросы IX X XI XII XIII XIV XV
Ответы 1,3, 5,6,7 1,4,5,6,9, 10, 12, 15, 16, 18, 19, 20,21,22, 23,24
                             

Контрольный тест

1. Что собой представляет процесс обучения?

2. Какие признаки характерны для понятия процесса обучения?

3. Что называется дидактикой?

4. Дайте определения основных дидактических категорий.

5. Что такое дидактическая система?

6. В чем сущность «традиционной» дидактики Гербарта ?

7. В чем сущность «прогрессивистской» дидактики Дьюи ?

8. Какие признаки характеризуют современную дидактическую систему?

9. Что такое модели обучения?

10. В чем сущность информационной модели?

11. Какие звенья выделяются в традиционной модели обучения?

12. Что такое продукт процесса обучения и какие компоненты в нем выделяются?

13. Что такое таксономия целей обучения?

14. Что такое содержание учебного процесса?

15. Каковы цели общего образования современной школы?

16. Как формируется содержание образования?

17. Какие требования предъявляются к содержанию обучения?

18. Какие схемы формирования содержания вам известны ?

19. Что такое учебный план?

20. Что такое учебная программа?

Литература для самообразования

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

Блага К., Шебек М.Я — твой ученик, ты — мой учитель. — М., 1991.

Брайан С. Общество и образование. — М., 1989.

Владиславлев П.А. Система образования в европейских странах СЭВ. — М., 1989.

Георгиева Т.С. Высшая школа США на современном эта­пе.—М., 1989.

Дидактика современной школы / Под ред. В.А. Онищу-ка. — Киев, 1987.

Зорина Л. Я. Программа — учебник — учитель. — М., 1989.

Михайлов Ф.И., Казакова Е.И. Школа — взгляд на мир. — Л., 1989.

Оконь В. Введение в общую дидактику. — М., 1990.

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. — М., 1984.

Теоретические основы содержания общего среднего об­разования / Под ред. В.В. Краевского, ИЛ. Лернера. — М., 1983.

Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. — М., 1990.

 

ТЕМА 2

ФАКТОРЫ ОБУЧЕНИЯ



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.011 с.)