Педагогическая наука и педагогическая практика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая наука и педагогическая практика



В предисловии к своей книге «Человек как предмет воспита­ния», вышедшей в 1867 г., К.Д. Ушинский подчеркивает: «... Из сказанного вытекает уже само собой, что педагогика не есть со­брание положений науки, но только собрание правил воспитатель­ной деятельности». И далее: «Педагогика — не наука, а искус­ство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необхо­димое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на на­уку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на мно­жество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и, как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека».

Спустя сто лет накопившая знаний педагогика уже не со­глашалась с почетным местом в ряду искусств. Миллионы учи­телей успешно решали проблемы воспитания, все больше опи­раясь не на полет фантазии, а на научные разработки и рацио­нально обоснованные технологии. Это не могло не отразиться на определении педагогики, которая получила статус — наука и искусство. Такое определение согласовывалось с действи­тельностью и устраивало как ревнителей приоритета педагоги­ческого искусства, так и приверженцев строгой логики, рато­вавших за создание строгой, очищенной от неопределенностей педагогической теории.

Неизвестно, сколько могло бы существовать такое опреде­ление, если бы уже в наше время дотошные исследователи не поставили вопрос ребром — каково же соотношение науки и искусства в педагогике? Если пальма первенства остается за искусством, то педагогика — всего лишь собрание советов, правил и рекомендаций по осуществлению не поддающегося логике учебно-воспитательного процесса. Педагогика-наука должна содержать все компоненты строгой научной теории, выдвигая на первый план системный подход и логику позна­ния своего предмета объективными научными методами. Ее выводы должны иметь характер строго зафиксированных зави­симостей (закономерностей).

Сегодня уже никто не подвергает сомнению научный статус педагогики. Спор перешел в плоскость соотношения науки и педагогической практики. Слишком неоднозначными оказыва­ются реальные достижения воспитателей: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умелым применением пе­дагогической теории, в другом — успех приносят высокое лич­ное мастерство учителя, искусство педагогического воздейст­вия, чутье и интуиция. В последние десятилетия особенно ост­ро ощущалась несогласованность между школьной практикой и педагогической наукой. Последней особенно доставалось за то, что она не снабжает практику прогрессивными рекоменда­циями, оторвана от жизни, не успевает за быстротекущими процессами. Учитель перестал верить науке, наметилось отчуж­дение практики от теории.

Вопрос очень серьезный. Похоже, мы стали забывать, что подлинное мастерство учителя, высокое искусство воспитания опирается на научные знания. Если бы кто-нибудь мог дости­гать высоких результатов без знания педагогической теории, это означало бы ненужность последней. Но так не бывает. Кое-какой мостик через ручей или простую хижину можно построить и без специальных инженерных знаний, но выстро­ить современные сооружения без них нельзя. Так и в педагоги­ке. Чем более сложные задачи приходится решать воспитателю, тем выше должен быть уровень его педагогической культуры.

Но развитие педагогической науки автоматически не обес­печивает качество воспитания. Необходимо, чтобы теория пере­плавлялась в практические технологии. Пока же сближение на­уки и практики идет недостаточно быстро: по оценкам специа­листов, разрыв между теорией и практикой составляет 5—10 лет.

Педагогика быстро прогрессирует, оправдывая свое опреде­ление как самой диалектичной, изменчивой науки. В послед­ние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде ее облас­тей, прежде всего в разработке новых технологий обучения. Современные компьютеры, снабженные качественными обуча­ющими программами, успешно справляются с задачами управ­ления учебным процессом, позволяют достигать высоких ре­зультатов с меньшими затратами энергии и времени как педа­гогов, так и учащихся. Наметился прогресс и в создании более совершенных методик воспитания, технологий самообразова­ния и самовоспитания. В школьной практике используются новые научные разработки. Научно-производственные ком­плексы, авторские школы, экспериментальные площадки — все это заметные вехи на пути положительных перемен.

Поразмышляйте над нижеприведенными высказываниями. Какие из них вам кажутся наиболее убедительными и почему?

1. Воспитатель есть художник; школа — мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества.

К.Д. Ушинский

2. Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремес­лом, — в этом корень учительского дела.

Л.Н. Толстой

3. Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сооб­щена одним лицом другому, и поэтому лишь в виде извест­ных идей, т.е. в виде теоретической науки, может существо­вать педагогика.

П.П. Блонский

4. Педагогическая теория — абстракция. Ее практическое применение — всегда высокое искусство.

(Автор)

I Определенную отрасль знаний называют наукой, когда со­блюдаются следующие необходимые условия:

• четко выделен, обособлен и зафиксирован собственный предмет;

• для его изучения применяются объективные методы ис­следования;

• зафиксированы объективные связи (законы и закономер­ности) между факторами, процессами, составляющими предмет изучения;

• установленные законы и закономерности позволяют пред­видеть (прогнозировать) будущее развитие изучаемых процес­сов, производить необходимые расчеты.

Нетрудно заметить, что все перечисленные требования в отношении педагогики в той или иной степени соблюдены. Но именно мера соблюдения требований характеризует уровень развитости науки.

Многие теоретики педагогики, следуя принципам класси­фикации наук, установленным немецкими философами Виндельбандом и Риккертом, относят педагогику к так называе­мым нормативным наукам. Причина этого — особенности по­знанных педагогикой закономерностей. До последнего времени они были и во многом еще остаются широкими заключениями, выражающими общие тенденции развития педагогических про­цессов. Это затрудняет их применение для конкретного прог­нозирования, ход процесса и его будущие результаты можно предсказать лишь в самых общих чертах. Выводы педагогики отличаются большой вариативностью, неопределенностью. Во многих случаях она лишь устанавливает норму («учитель дол­жен, школа должна, ученик должен»), но не обеспечивает до­стижение этой нормы научной поддержкой.

Нетрудно понять, почему не снимается с повестки дня во­прос о соотношении науки и педагогического мастерства. Нор­мы, даже установленные на основе анализа сущностей педаго­гических явлений, — это всего лишь абстрактные истины. На­полнить их живым смыслом способен только думающий педагог.

Вопрос об уровне теоретизации педагогики, т. е. о том пре­деле, при котором она еще не упускает из поля зрения человека, но и не слишком возвышается в абстракциях, превращаясь в со­брание «мертвых», «безлюдных» схем, очень актуален. Попытки делить педагогику на теоретическую и нормативную (практи­ческую) восходят к прошлому веку. «В том, что касается средств, — читаем в одной дореволюционной монографии, — педагогика — наука теоретическая, так как ее средства заключа­ются в знании законов, которым подчинена физическая и ду­ховная природа человека; в том же, что касается целей, педаго­гика есть наука практическая».

В процессе продолжающейся и ныне дискуссии о статусе педагогики были предложены различные подходы к анализу и структурированию накопленных наукой знаний, оценке их уровня и степени зрелости самой науки. Для нас важен тот факт, что большинство исследователей во всем мире считают обоснованным и правомерным выделение из обширной облас­ти педагогических знаний теоретической педагогики, содержа­щей базовые научные знания о закономерностях и законах воспитания, образования, обучения. Главными компонентами системы научной педагогики являются также аксиомы и прин­ципы. Через конкретные рекомендации и правила теория со­единяется с практикой.

VIII. Заполните пробелы в тексте, вписывая отсутствую­щее слово (или слова).

Ответы (с правой стороны текста) закройте полоской бу­маги и, после того как заполните очередной пробел (или пробелы), перемещайте ее вниз. Последовательно сверяй­те сформулированный вами ответ с правильным. Если они совпадают, переходите к изучению следующего фрагмента текста, если нет — внесите исправление в ответ и постарай­тесь определить причину ошибки. Аналогичным образом поступайте в дальнейшем при проработке блоков самокон­троля такого типа.

С характеристикой достоинств и недостатков подобного способа изучения материала вы познакомитесь во второй части пособия.

Научная теория характеризуется соблюдением ряда общих ….. условий, требований
Должен быть выделен …… исследования предмет
Для его изучения применяются.......................методы исследования объективные
В результате исследований уста­навливаются..............и.................... закономерности законы
Установленные закономерности и законы обеспечивают возможность....................будущего развития пе­дагогических процессов прогнозирования
Законы и закономерности педагоги­ки имеют.............................характер общий
Выделяются два уровня педагоги­ческой теории:..................................и теоретический нормативный
В структуре педагогической теории выделяются компоненты:.................. закономерности, принципы
Теория соединяется с практикой с помощью............................................. правил

 

Система педагогических наук

Педагогика — обширнейшая наука. Изучаемый ею предмет настолько сложен, что отдельная, даже очень широкая, наука не в состоянии охватить его сущность, все связи и опосредова­ния. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась к настоящему времени в развет­вленную систему научных знаний. Поэтому современную педа­гогику правильнее называть системой наук о воспитании.

Систему педагогической науки, как и любую другую слож­ную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направленности изучения и желания получить ответы на те или иные вопросы. Нас интересует общая архи­тектура педагогической науки, поэтому для начала изберем простой критерий — последовательность связей педагогичес­ких отраслей, изучающих воспитание человека на всем протя­жении его развития и формирования.

Фундамент педагогики — философия, и в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. Философия вос­питания — это область знаний, которая использует в воспита­тельной практике идеи различных философских систем. Одна из задач философии воспитания, как ее определяет английский философ А. Брент, состоит в том, чтобы определить критерий и разработать принципы, позволяющие выявить суть предмета и методов воспитания.

Давние и прочные связи педагогики с философией обусло­вили особую роль последней. Философия осталась основой пе­дагогики. Но современная философия, как известно, неодно­родна. Противоборствующие учения материализма и идеализма заставляют педагогов четко определять свои позиции и выби­рать путь познания педагогической действительности — мате­риалистический или идеалистический. Общий подход к позна­нию, его направленность принято называть методологией (от латинского «методос» — путь).

Развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических учений исследует история педагогики. Принцип историзма — важнейший принцип развития любой науки: по­нимая прошлое — заглядываем в будущее. Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим не только помо­гают лучше проследить основные этапы развития современных явлений, но и предостерегают от повторения ошибок прошло­го, делают более обоснованными прогностические предложе­ния, устремленные в будущее.

Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучаю­щая общие закономерности воспитания человека, разрабатыва­ющая общие основы учебно-воспитательного процесса в вос­питательных учреждениях всех типов. В общей педагогике вы­деляются два уровня: теоретический и прикладной (норматив­ный). Традиционно общая педагогика содержит четыре боль­ших раздела:

• общие основы;

• дидактику (теория обучения);

• теорию воспитания;

• школоведение.

Названные разделы в последние десятилетия настолько раз­рослись, что стали большими самостоятельными отраслями знаний.

Дошкольная и школьная педагогика составляет подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаются закономерности воспи­тания подрастающего человека, отражающие специфику учеб­но-воспитательной деятельности внутри определенных возраст­ных групп. Возрастная педагогика, как она сложилась к насто­ящему времени, охватывает всю систему среднего образования. В компетенции возрастной педагогики и закономерности учеб­но-воспитательного процесса в профессионально-технических училищах, и особенности воспитания в средних специальных учебных заведениях, и воспитание молодежи, получающей среднее образование через систему вечерних (сменных, заоч­ных) школ.

Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблема­ми взрослых, быстро прогрессирует педагогика высшей школы. Ее предмет — закономерности учебно-воспитательного процес­са в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования. Педагогика труда занимается проблемами повышения квалификации, а также очень острыми сейчас вопросами переквалификации работни­ков различных отраслей народного хозяйства, освоения новых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте. В подсистеме социальной педагогики выделяются такие отрасли, как семейная педагогика, перевоспитание правонарушителей и др. Люди с различными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопроса­ми обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых — тифлопедагогика, умственно отста­лых — олигофренопедагогика.

Особую группу педагогических наук составляют так называ­емые частные или предметные методики, исследующие законо­мерности преподавания и изучения конкретных учебных дис­циплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Ме­тодикой преподавания своего предмета должен превосходно владеть каждый педагог.

Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной взаи­мосвязи с другими науками. Философские науки (диалектичес­кий и исторический материализм, науковедение, социология, этика, эстетика и другие) помогают педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие об­щих закономерностей человеческого бытия и мышления, снаб­жают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать на­правленность воспитания. Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека — раз­вития высшей нервной деятельности и типологических особен­ностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем,, развития и функционирования органов чувств, опорно-двига­тельного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психоло­гией, изучающей закономерности развития психики человека. Психологию главным образом интересует само развитие психи­ки, а педагогику — эффективность тех воспитательных воздей­ствий, которые приводят к намеченным изменениям во внут­реннем мире и поведении человека. Каждый раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии: в ди­дактике, например, опирается на теорию познавательных про­цессов и умственного развития; теория воспитания базируется на психологии личности и т. д. Интеграция наук привела к возникновению пограничных отраслей — педагогической психо­логии и психопедагогики.

Очевидны связи педагогики с историей и литературой, гео­графией и антропологией, медициной и экологией, экономикой и археологией. Человек, сфера его обитания, его жизни, условия развития интересуют педагогов профессионально, помогая по­стичь свой предмет во всех его связях.

У наук, имеющих совершенно различные и, казалось бы, очень далекие области исследования, находится немало точек соприкосновения, из которых часто и возникают новые пер­спективные направления. Таковы, например, отрасли, возник­шие на стыке педагогики с точными и техническими наука­ми, — кибернетическая, математическая, компьютерная педаго­гика, суггестология и др.

IX. Укажите, в какую группу включены науки, входящие в систему педагогических.

1. Дидактика, психология, история, философия, школове­дение, теория воспитания, школьная гигиена, сравнитель­ная педагогика.

2. Общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика, методики изучения отдельных предметов, спе­циальные педагогики, история педагогики.

3. Педагогика дошкольных учреждений, педагогика школы, педагогика высшей школы, педагогика профессионально-технического образования.

4. Общая педагогика, этика, эстетика, возрастная физио­логия, дошкольная педагогика, школоведение, история школы.

X. Заполните таблицу

  Система педагогических наук
Общая педагогика  
Возрастная педагогика  
Профессиональная педагогика  
Специальная педагогика  
Другие отрасли  

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Вопросы   II III IV V VI VII VIII IX X
Ответы 2,5          

Контрольный тест

За каждый правильный ответ начисляйте себе один балл. По­лученную сумму разделите на 4. Это будет ваша оценка.

1. Что изучает педагогика?

2. Каковы задачи педагогики?

3. Когда возникла наука о воспитании?

4. Выделите основные периоды развития педагогической мысли.

5. Что сделал для педагогики Я.А. Каменский? Когда это было?

6. Расскажите о педагогических взглядах К.Д. Ушинского.

7. Кого из педагогов нашей страны вы знаете? Чем они просла­вились?

8. Что такое воспитание в широком и узком смысле?

9. В чем исторический и классовый характер воспитания?

10. Что называется обучением?

11. Что такое образование?

12. Что такое политехническое образование?

13. Что такое развитие личности?

14. Что называется формированием личности?

15. Проанализируйте соотношение педагогической науки и педа­гогической практики.

16. Какими признаками характеризуется научная педагогическая теория?

17. Охарактеризуйте систему педагогических наук.

18. Что такое методологическая основа педагогики?

19. Зачем педагогике опираться на психологию?

20. Что вы знаете о новых отраслях педагогики?

Литература для самообразования

Бабанскип Ю.К. Педагогика. — М., 1988.

Гончаров Н.К. Основы педагогики. — М., 1947.

Измайлов В.Ф. Народная педагогика: педагогические воз­зрения народов Средней Азии и Казахстана. — М., 1991.

Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.

Общие основы педагогики / Под ред. Ф.Ф. Королева, В.Е. Гмурмана. — М., 1967.

Соколов В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. — М., 1991.

Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 1990.

ТЕМА 2

МЕТОДЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.181.0 (0.067 с.)