Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра восточных и романо-германских языков↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кафедра восточных и романо-германских языков
Утверждено на заседании кафедры восточных и романо-германских языков (протокол № от «» 2011 г.)
ВВедение в языкознание Программа дисциплины и планы семинарских занятий
Челябинск Издательство Челябинского государственного университета Составитель: Епимахова А.Ю., канд. филол. наук.
Дисциплина “Введение в языкознание” является одной из профессиональных дисциплин, определяющих общий профиль подготовки студентов очного отделения по направлениям «Зарубежное регионоведение» и «Восточная философия». Настоящая программа разработана на основе примерной программы дисциплины "Язык изучаемого региона (страны)", составленной кафедрой английского языка №2 МГИМО (У) МИД России. Целью данной программы является овладение студентами особенностями языковой системы и ее функционирования.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
Утверждаю Проректор по научной работе _______________________А.Ю.Шумаков «____»________________2011 г.
Введение в языкознание Программа дисциплины и планы семинарских занятий
Согласовано Декан факультета Евразии и Востока _______________________Г.В.Сачко «______»__________________2007 г.
Челябинск 2011
Утверждена на заседании кафедры восточных и романо-германских языков
Протокол № от 2011 г.
Зав. кафедрой ______________ В.Г. Будыкина
Предназначено для студентов I курса и преподавателей факультета Евразии и Востока.
Составитель: Епимахова А.Ю.., канд. филол. наук. Рецензент:
Цели и задачи дисциплины Цель преподавания дисциплины: Курс «Введение в языкознание» является первым, установочным курсом лингвистических дисциплин, читаемых на факультете. Курс «Введение в языкознание» органически связан с последующим курсом «Теория перевода», вместе с которым он составляет единый комплекс дисциплин по общелингвистической подготовке студентов факультета Евразии и Востока по направлениям «Зарубежное регионоведение» и «Восточная философия». Курс «Введение в языкознание» знакомит студентов с главными разделами науки о языке и помогает создать теоретическую базу для изучения проблем частного языкознания (практической фонетики, практической грамматики, практики перевода и истории изучаемого языка), рассматриваемых в специальных курсах в последующие годы обучения в университете.
Задачи изучения дисциплины: В курсе «Введение в языкознание» особое внимание уделяется раскрытию сущности языковых явлений и освоению научного аппарата и терминологии. Ставится задача дать фундаментальные, но, одновременно, доступные для усвоения студентов сведения. Речь идет о сущности языка и его функционировании на разных этапах развития общества, о методах анализа языка, о строении языка в целом и устройстве его отдельных частей, о единицах языка, о многообразии языков мира и способах их классификации, о месте человеческого языка среди смежных общественных явлений и о месте языкознания среди других наук. Задачи курса сводятся не только к тому, чтобы студент получил некоторую совокупность позитивных знании по определенным проблемам. Курс строится так, чтобы дать широкий теоретический фон, обеспечивающий понимание явлений, характеризующих систему языка и его функционирование, правильное пользование основной лингвистической терминологией, умение применять основные, изучавшиеся в курсе методы анализа языка, знание классификации языков и их распространения на Земле, знание основных законов взаимодействия языков. Курс «Введение в языкознание», призван стимулировать внимательный подход к языку и речевой культуре и осторожное обращение с языковым материалом. Определенный в программе объем материала является обязательным для всех студентов факультета, однако календарные планы создаются в соответствии с конкретными условиями работы на факультете. Занятия по курсу «Введение в языкознание» проводятся в виде лекций и семинарских занятий. Предусмотрены также индивидуальные и групповые консультации. Лекционный материал должен служить основой при овладении материалом курса. По указанию преподавателя студенты также знакомятся с определенными разделами учебных пособий, по которым самостоятельно изучаются разделы курса. К фронтальным семинарским занятиям студенты изучают (дополнительно к лекциям) указанные преподавателем разделы учебных пособий, а при подготовке докладов (или по желанию студентов) также знакомятся с научными статьями и монографическими работами, включенными в список дополнительный литературы, который приводится ниже. На семинарские занятия выносятся наиболее сложные для изучения темы. Целью семинарских занятий является не только овладение определенными обязательными знаниями, но и привитие навыка чтения оригинальной лингвистической литературы, создание условий для проявления творческих способностей студентов, выработки навыка самостоятельной подготовки докладов и публичных выступлений. Эти виды работы оказываются очень полезными для подготовки студента к написанию курсовых и дипломных работ по языкознанию.
Формы контроля: Экзамен – 1 семестр. Контрольные работы – 2. Терминологические диктанты по теме: «Фонетика и фонология», «Слово как предмет лексикологии», «Морфология как раздел языкознания», «Синтаксис». Контроль знаний принадлежности конкретных языков к той или иной языковой семье. Самостоятельная работа студентов – написание докладов, рефератов по монографиям и статьям. Конспектирование дополнительной литературы по предложенной теме. Объем дисциплины и виды учебной работы Аудиторные занятия – 36. Лекции – 18 (1 семестр). Семинарские занятия – 18 (1 семестр). Самостоятельная работа – 72.
Содержание дисциплины
Курс «Введение в языкознание» знакомит студентов с местом и ролью языкознания в системе наук, а также с различными разделами языкознания (общее и частное, синхроническое и диахроническое, теоретическое и прикладное, современное). В курсе дается характеристика языка как общественного явления, рассматриваются его функции, изучаются искусственные и естественные языки, языкиживые и мертвые. Дается социальная и территориальная дифференциация языков, рассматриваются основные теории происхождения языков, их историческое развитие. Даются основные понятия фонетического, грамматического илексического строя языка. Изучается история и теория письма и письменности, классификация языков, дается понятие лингвистического знака, студенты знакомятся с теорией фонетики, фонологии. Рабочая программа
Темы практических занятий 1. Языкознание как самостоятельная дисциплина. Ее предмет и основные разделы. Происхождение языка. 2. Язык как своеобразное общественное явление. 3. Классификация языков. 4. Фонетика и фонология. 5. Слово как предмет лексикологии. 6. Морфология как раздел языкознания. 7. Синтаксис. 8. Современные проблемы языкознания. 9. Методы лингвистического анализа. Планы семинарских занятий Семинарское занятие №1 Языкознание как самостоятельная дисциплина, ее предмет и основные разделы. Происхождения языка Цель: Раскрыть определение одной из важных дисциплин в цикле общелингвистической подготовки. Рассмотреть методологические основы курса. Раскрыть задачи и перспективы курса. Изучить в историческом ракурсе подходы к проблеме происхождения языка. Показать сложность данного вопроса. Выработать умение критически анализировать имеющиеся подходы, обосновывать выбранную гипотезу. Основные вопросы семинарского занятия 1. Предмет и задачи курса. 2. Место и роль языкознания в системе наук. Связь с другими науками. Языкознание общее и частное, теоретическое и прикладное. 3. Основные проблемы общего языкознания. 4. Язык как предмет языкознания. 5. Происхождение языка. Гипотезы происхождения языка. Основные понятия и определения Языкознание – наука о естественном человеческом языке и вообще обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Различают наиболее общие и частные разделы языкознания. Один из крупных разделов языкознание, которое занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от используемых им частных языковедческих дисциплин, которые выделяются в языкознании по своему предмету – либо по отдельному языку (русистика), либо по группе родственных языков (романистика). Семинарское занятие №2 Семинарское занятие №3 Классификация языков Цель: Ознакомить студентов с существующими классификациями языков. Отработать на практическом материале генеалогическую классификацию. Основные вопросы семинарского занятия 1. Принципы классификации языков: географический, культурно-исторический, этногенетический, типологический и др. 2. Генеалогическая классификация языков. Основные семьи языков. 3. Индоевропейская семья.
Основные понятия и определения Сравнительно-исторический метод – система научно-исследовательских приемов, имеющая своей задачей объяснить историю данного языка посредством сравнения родственных языков, восстановить незафиксированные прошлые языковые факты путем их сравнения с соответствующими более поздними фактами. Генеалогическая классификация языков – (от греч. Genealogia - родословная). Подразделение языков на группы по их родству, основанному на общности происхождения и находящему свое выражение в общности слов или морфем. Типологическая (морфологическая) классификация языков – подразделение языков на группы, основанное на различиях в способах образования грамматических форм.
План семинарского занятия и вопросы для самоконтроля и обсуждения 1. Что такое сравнительно-исторический метод? Кому принадлежит заслуга его открытия? 2. Каковы этапы сравнительно-исторического изучения языков? В чем состоит главное содержание каждого из этапов? 3. Каковы направления развития сравнительно-исторического языкознания на современном этапе? 4. Объясните разницу между языком, диалектом и жаргоном. Всегда ли можно легко отличить диалект от языка? 5. Какие языки называют «мертвыми»? Что дает изучение таких языков? Какие «мертвые» языки вы знаете? 6. Чем определяется степень распространение языка? Назовите наиболее распространенные языки мира. Приведите примеры малораспространенных языков. 7. Что лежит в основе генеалогической классификации языков? Объясните термин «генеалогическая»? 8. Объясните принцип построения генеалогической классификации языков. На основе чего устанавливается общность или различие происхождения языков? Как называется метод, при помощи которого устанавливается родство языков? 9. Раскройте значение терминов «семья языков», «группа» или «ветвь языков». 10. Идентичны ли понятия «территориальная общность языков» и «общность их происхождения»? Дайте аргументированный ответ и проиллюстрируйте его примерами. Как можно объяснить генеалогическую общность Зыков, территориально отдаленных друг от друга? 11. Назовите основные семьи языков. Дайте характеристику индоевропейской семье языков. 12. Что лежит в основе типологической классификации языков? Какие группы языков выделяются в типологической классификации? 13. Каковы характерные особенности флективных языков? Какие языки относятся к этой группе? В чем различие между синтетическими и аналитическими языками? 14. Каковы характерные особенности агглютинативных языков? Какие языки относятся к этой группе? Приведите примеры агглютинации. 15. В чем состоит особенность изолирующих (корневых) языков? Какие языки можно отнести к этой группе? 16. Какие языки относятся к инкорпорирующим (полисинтетическим)? В чем состоит их особенность? 17. Есть ли элементы агглютинации, инкорпорации в русском (английском, немецком, турецком, арабском, японском, китайском) языках?
Практические задания 1. Нижеследующие языки распределены по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков. Укажите, какие из них являются государственными и где: 1) Санскрит, украинский, туркменский, итальянский, ирландский, венгерский, чувашский, калмыкский, марийский, финский, португальский, датский, польский, киргизский, бенгали, цыганский, молдавский; 2) Таджикский, идиш, тохарский, албанский, чукотский, русский, английский, персидский, татарский, узбекский, скифский, испанский, чешский, мордовский, бретонский, армянский, эстонский, болгарский, кашубский; 3) Арабский, турецкий, немецкий, шотландский, греческий, китайский, узбекский, латгальский, литовский, каталанский, башкирский, хиндустани, исландский, македонский, японский, французский, афганский. 2. Назовите языки и их место в генеалогической классификации: республик Прибалтики, республик Закавказья, республик Средней Азии, Швейцарии. 3. В каких странах распространен английский язык? Где он используется как государственный язык? Назовите языки одной с ним группы?
Семинарское занятие №4 Фонетика и фонология Цель: Объяснить разницу между фонетикой и фонологией. Систематизировать полученные ранее знания об устройстве речевого аппарата, о классификации звуков речи. Рассмотреть на практическом материале основные фонетические процессы. Дать понятие фонемы и отграничить ее от звука речи. Основные вопросы семинарского занятия 1. Предмет фонетики. 2. Аспект изучения звука речи: акустический, биологический, функциональный. 3. Артикуляционная классификация звуков. 4. Фонетические процессы. Причины, вызывающие мену звуков в потоке речи. Комбинаторные изменения. Позиционные изменения. Прочие фонетические процессы. 5. Предмет и задачи фонологии. 6. Понятие фонемы. 7. Варианты и вариации фонем. Понятие об оппозиции фонем. Типы оппозиций. Дифференциальные признаки фонем. 8. Слог и основные виды ударения. 9. Интонация и просодия. Основные понятия и определения Фонетика – (от греч. Phone – звук, звучание). Раздел языкознания, изучающий образование звуков языка, состав звуков, их классификацию и роль в языке, их изменения как в речевом потоке, так и в историческом плане. Фонология – (от греч. Phone – звучание и logos - учение). Раздел языкознания, изучающий звуки речи как средство различения звуковой стороны ялов и морфем, т.е. изучающий фонемы. Фонема – (отгреч. Phonema - звук). Кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звучание) морфем, слов и их форм, видоизменяемая в речевом потоке в пределах, не нарушающих тождества ее различительных признаков. Артикуляция – (лат. Articulation – от articulare – членораздельно выговаривать). Работа органов речи, направленная на производство звуков. Артикуляционная база – свойственные говорящим на данном языке положение и система движений органов речи при произнесении звуков этого языка. Фраза – самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное паузой от других таких же единиц. Речевой такт (речевое звено) – часть фразы, объединенная одним ударением. Может состоять из 1 или 2 слов (Вишняǀ цветет /под окном// - 1 фраза, 3 такта). Слог – отрезок речи (звук или несколько звуков), произносимый одним толчком выдыхаемого воздуха, характеризующийся увеличением звучности. Звук, выделяющийся наибольшей звучностью в сравнении с соседними, является слогообразующим. Ударение – выделение одного из слогов в составе слова (или слова в составе речевого такта, или такта в составе фразы) различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости). Интонация – (от лат. Intonare – громко произносить). Ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Ассимиляция – (лат. Assimilation - уподобление). Один из звуковых процессов, в результате которого одни звук уподобляется другому (гласный гласному, согласный согласному) в артикуляционном и акустическом отношениях. Диссимиляция – (лат. Dissimilation – расподобление). Процесс, противоположный ассимиляции: замена одного из двух одинаковых или сходных звуков другим, менее сходным звуком. Аккомодация – (лат. Accomodatio – приспособление). Частичное приспособление артикуляции согласного и гласного, обычно стоящих рядом. Редукция – (лат. Reduction от reducere – сокращать, уменьшать). Одно из позиционных изменений звуков, которое состоит в ослаблении артикуляции и изменении звучания главным образом гласных звуков. Диэреза – (от фр. Diairese из гре. Diairesis – разрыв, разделение). Выкидка – устранение, выпадение звуков из состава слова (особенно, при стечении согласных). Гаплология – (от греч. Gaplos – простой + logos – понятие, учение0. Разновидность выкидки, при которой из слова выпадает один из двух одинаковых слогов. Эпентеза – (греч. Epenthesis – вставка). Появление дополнительных звуков внутри слова, чаще всего согласных между двумя соседними гласными (в диалектах и просторечиях). Протеза – (от греч. Prosthesis – стоящий впереди). Надставка – появление в абсолютном начале слова согласного звука (j, b), не оправданного этимологически, но вызванного фонетическими причинами. Метатеза – (от греч. Metathesis - перестановка). Один из видов комбинаторных изменений звуков, состоящий в перестановке двух смежных или несмежных звуков в слове на почве ассимиляции или диссимиляции.
План семинарского занятия и вопросы для самоконтроля и обсуждения
1. Что является материальными знаками языка? 2. Каковы основные функции звуков речи? 3. Что такое фонетика? Какова ее роль в теории и практике? 4. Расскажите об истории развития фонетики как науки. 5. Каковы три аспекта звуков речи? 6. Какова природа звуковых признаков, составляющих физический (акустический) аспект звуков речи? Перечислите эти признаки на примере отдельных звуков (тон и шум, высота, сила, громкость, тембр). 7. Обоснуйте термин «речевой аппарат». 8. Опишите устройство речевого аппарата: назовите органы речи, его составляющие (по ходу воздушной струи из легких). 9. Определите назначение каждого органа речи. 10. Какова роль нижней части речевого аппарата? Какие органы в нее входят? 11. Опишите устройство гортани и работу голосовых связок: при произнесении гласных, при произнесении согласных, при произнесении звонких согласных, при произнесении глухих согласных. 12. Какова роль верхней части речевого аппарата: надставной трубы и носовой и ротовой полости? 13. Что такое активные и пассивные органы речи? Перечислите отдельные активные и пассивные органы речи. 14. Опишите работу органов речи, находящихся в полости рта: при произнесении разных типов согласных звуков, при произнесении разных типов гласных звуков. 15. С работой какого органа связано деление согласных на глухие и звонкие, твердые и мягкие? 16. Как объяснить изменение м-б, н-д в произношении при насморке? («у бедя дасборг» вместо «у меня насморк»)? 17. Что такое артикуляция? Из каких элементов она складывается? 18. Что такое артикуляционная база? В чем состоит различие в овладении артикуляционной базой родного и иностранного языков? 19. Что лежит в основе различных подходов к классификации звуков? 20. На каких артикуляционно-акустических различиях основано деление звуков речи на гласные и согласные? 21. На какие типы делятся звуки речи акустически? Чем отличаются сонорные согласные от шумных? 22. Перечислите типы признаков гласных звуков. С работой каких органов речи они связаны? 23. Что такое дифтонг? 24. Перечислите типы артикуляционных признаков согласных звуков. С работой каких органов речи они связаны? 25. Что такое палатализация? Назализация? Аспирация? Лабиализация? 26. На какие фонетические единицы распадается поток речи? 27. Что такое фонетическая (интонационная) фраза? Что определяет ее границы? 28. Что такое такт речи (речевой такт), чем он характеризуется? 29. Какова роль внутрифразовых пауз? 30. Что объединяет несколько фраз в одну фразу? 31. Что такое проклитика? Энклитика? Приведите примеры. 32. Что такое слог? Чем определяется количество слогов в слове? 33. Перечислите известные вам типы слогов? 34. Что является минимальной единицей фонетического членение речи? 35. Что такое живые фонетические процессы, чем они обусловлены? 36. На чем основаны комбинаторные изменения звуков? Перечислите известные вам виды комбинаторных изменений? 37. Что лежит в основе ассимиляции? Между звуками какого типа возможна ассимиляция? 38. Какие виды ассимиляции вам известны? Чем определяется их различие? 39. Всегда ли ассимиляция отражается на письме? 40. Может ли результат диссимиляции стать фактом литературного языка? Приведите примеры. 41. В чем сущность аккомодации? Чем отличается от ассимиляции? 42. Какие виды аккомодации вам известны? 43. Что такое диэреза, гаплология, эпентеза, метатеза, благодаря чему они возникают? 44. Чем вызываются позиционные изменения звуков? Перечислите их виды. 45. Что такое редукция звука, в результате чего она возникает? 46. В чем состоит качественная редукция звука, чем она отличается от количественной? Как иначе можно назвать количественную редукцию? 47. Могут ли редуцироваться согласные звуки? 48. Что такое протеза, благодаря чему она возникает? 49. Какие изменения фонем называются историческими, какие функциональными? 50. В чем заключается основная функция звуков речи? 51. Что такое функциональный (социальный) аспект звуков речи? 52. В чем социальность звука? 53. Что изучает фонология? 54. На что обратил внимание в своей работе «Фонетика французского языка» Л.В. Щерба? 55. Какие признаки можно выделить в составе звуков? Как называются функционально важные звуковые признаки? 56. Что такое фонема? 57. Как соотносятся друг с другом звук речи и фонема? Можно ли сказать, что фонема существует в звуке речи как общее в отдельном? 58. Каким образом можно установить, к одной и той же или к разным фонемам принадлежат те или иные звуки? 59. Совпадают ли нейтральные и дифференциальные (различительные) звуковые признаки в разных языках? 60. Что такое аллофон? В чем состоит различие лингвистического и нелингвистического варьирования звуков речи? 61. Что такое звуковая оппозиция (оппозиция звуковых признаков)? Покажите это на примерах. 62. Что такое нейтрализация фонологических оппозиций? Опишите условия, способные вызвать нейтрализацию фонологических оппозиций. 63. Перечислите известные вам виды ударения. 64. Что такое слоговое ударение? Каковы его типы? 65. Что такое словесное ударение? Какими способами может осуществляться словесное ударение (типы ударения по характеру)? Охарактеризуйте словесное ударение в русском и изучаемых языках. 66. Какое ударение называется свободным, фиксированным, одноместным, разноместным? Приведите примеры языков с разными типами словесного ударения. 67. В чем различие фразового и логического ударения? 68. Что такое интонация? Перечислите элементы, составляющие интонацию 69. Каким образом сочетается в интонации социальное и индивидуальное? 70. Ограничивается ли значение интонации только созданием фонетического облика языка? 71. В чем состоит различие законов развития и законов функционирования языков? 72. Какие требования к фонетическим законам? 73. Приведите примеры проявления фонетических законов в различных языках.
Практические задания 1. В чем сходство и в чем различие артикуляции: Русских звуков [т, д, н] и английских [t, d, n], Русского звука [х] и английского [h], Русских звуков [ж, ш] и английских [ʒ, ʃ], Русского звука [у] и английских [u, u:], Русского звука [э] и английских [е, ӕ], Русского звука[и] и английских [i, i:], Русского звука [о] и английских [ɔ, ɔ:], 2. Дайте полную характеристику следующим звукам: Д, з, м, х, н, б, в, г, ж, к, л, ш, d, w, r, Ө 3. Определите, какие звуки различают следующие пары слов, с помощью каких признаков эти звуки противопоставлены друг другу: Там – дам, мал – мял, ночь – дочь, пыл – пыль, дом – дым, жар – пар, then – ten, thing – thin, bat – bad, sit – seat, wheal – veal, right – night, Schar – scharr, in – ihn, kein – dein, lieben – leben, Tone – Tonne, Hauch – Bauch. 4. Решите следующие звуковые пропорции: д: т = б:? =?: х с: с’ = д:? =?: б’ п: т = б:? п: ф = б:? д: з: б = т:?:? b: m =?: n = g:? 5. Какие получают слова, если звуки, из которых они состоят, произнести в обратном порядке: ель, лен, куль, толь, ноль, лед, лоб, ток. 6. На какие фонетические единицы можно разделить следующее предложение: Вытаяла возле бора тропинка сухая, и рядом с ней шумит ручей. 7. Приведите два возможных варианта произношения следующих сочетаний. Как изменится при этом тип неударяемого слова: за реку, на нос, на зиму, по сто, по гору, на гору, из виду, на ногу, под руку, без вести. 8. Нижеследующие слова разделите на две группы: с полной ассимиляцией, с частичной ассимиляцией (сделать, отдать, свадьба, бесстрашный, косьба, ложка, иссякший, отбить, сбруя, изжога, сшитый). 9. В нижеследующих словах найдите явления ассимиляции. Укажите, какая это ассимиляция: дочь больна, весь дом, нос зайца, рог коровы, воз песка, лепет девочки, каприз природы, голос жалости. 10. Благодаря какому фонетическому закону возможно просторечное произношение следующих слов: омман (обман), посленний (последний), шашнадцать (шестнадцать), консомолец (комсомолец), асвальт (асфальт), пролубь (прорубь), колидор (коридор), бонба (бомба), лаболатория (лаборатория), транвай (трамвай). 11. Объясните использование разных вариантов префикса в следующих английских словах: invisible, immortal, illegal, impossible, irregular, independent, immodest, illegible, irresponsible, irresistible. 12. Чем объясняется одинаковое восприятие на слух вне контекста следующих слов: частота – чистота, леса – лиса, паз – пас, милок – мелок, дров – дроф, кот – код, столб – столп. 13. Объясните по каким фонетическим законам изменялись следующие слова: мрамор лат. Marmor, 14. В результате каких фонетических законов возникло различие в звуковом составе корня следующих однокоренных слов: оболочка – облачко, холод – прохлада, голосовой – гласный, ус – гусеница, отчизна – вотчина, сбор – собрание. 15. В результате каких фонетических явлений возникло различие: дикообраз дикобраз, знаменоносец знаменосец, близозоркий близорукий, минералология минералогия, корненосый курносый, творушка ватрушка, феврарь февраль, Futteral (нем.) футляр, долонь ладонь, вельблюд верблюд, Malbert (нем.) мольберт, осьмь восемь, Teller (нем.) тарелка. 16. Какие дифференциальными признаками различаются первые фонемы следующих пар слов: дал – бал, зал – жар, год – кот, быль – пыль, ток – сок, моль – боль, ум – им, шар – пар, рок – бок, ус – ас, лом – ром. 17. Сколько различных фонем в данных парах слов? Есть ли в этих словах случаи нейтрализации фонологических оппозиций? Укажите их: род – рад, шелк – толк, пил – пыл, дом – кум, щель – шел, bed – bad, piece – chede, kill – meat, Sohne –Sonne, Buch – Tuch.
Семинарское занятие №5 Семинарское занятие №6 Семинарское занятие №7 Синтаксис Цель: Показать особенности синтаксиса как раздела грамматики. Определить предложение и словосочетание, выявить их основные типы. Рассмотреть традиционную классификацию словосочетаний. Основные вопросы семинарского занятия 1. Синтаксис как раздел языкознания. Основные единицы синтаксиса. 2. Предложение и аспекты его изучения.
Основные понятия и определения План семинарского занятия и вопросы для самоконтроля и обсуждения Практические задания
Семинарское занятие №8 Цель: Основные вопросы семинарского занятия Основные понятия и определения План семинарского занятия и вопросы для самоконтроля и обсуждения Практические задания
Семинарское занятие №9 Вопросы к экзамену по курсу «Введение в языкознание»
Список использованной литературы
Кафедра восточных и романо-германских языков
Утверждено на заседании кафедры восточных и романо-германских языков (протокол № от «» 2011 г.)
ВВедение в языкознание Программа дисциплины и планы семинарских занятий
Челябинск Издательство Челябинского государственного университета Составитель: Епимахова А.Ю., канд. филол. наук.
Дисциплина “Введение в языкознание” является одной из профессиональных дисциплин, определяющих общий профиль подготовки студентов очного отделения по направлениям «Зарубежное регионоведение» и «Восточная философия». Настоящая программа разработана на основе примерной программы дисциплины "Язык изучаемого региона (страны)", составленной кафедрой английского языка №2 МГИМО (У) МИД России. Целью данной программы является овладение студентами особенностями языковой системы и ее функционирования.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
Утверждаю Проректор по научной работе _______________________А.Ю.Шумаков «____»________________2011 г.
Введение в языкознание Программа дисциплины и планы семинарских занятий
Согласовано Декан факультета Евразии и Востока _______________________Г.В.Сачко «______»__________________2007 г.
Челябинск 2011
Утверждена на заседании кафедры восточных и романо-германских языков
Протокол № от 2011 г.
Зав. кафедрой ______________ В.Г. Будыкина
Предназначено для студентов I курса и преподавателей факультета Евразии и Востока.
Составитель: Епимахова А.Ю.., канд. филол. наук. Рецензент:
Цели и задачи дисциплины Цель преподавания дисциплины: Курс «Введение в языкознание» является первым, установочным курсом лингвистических дисциплин, читаемых на факультете. Курс «Введение в языкознание» органически связан с последующим курсом «Теория перевода», вместе с которым он составляет единый комплекс дисциплин по общелингвистической подготовке студентов факультета Евразии и Востока по направлениям «Зарубежное регионоведение» и «Восточная философия». Курс «Введение в языкознание» знакомит студентов с главными разделами науки о языке и помогает создать теоретическую базу для изучения проблем частного языкознания (практической фонетики, практической грамматики, практики перевода и истории изучаемого языка), рассматриваемых в специальных курсах в последующие годы обучения в университете.
Задачи изучения дисциплины: В курсе «Введение в языкознание» особое внимание уделяется раскрытию сущности языковых явлений и освоению научного аппарата и терминологии. Ставится задача дать фундаментальные, но, одновременно, доступные для усвоения студентов сведения. Речь идет о сущности языка и его функционировании на разных этапах развития общества, о методах анализа языка, о строении языка в целом и устройстве его отдельных частей, о единицах языка, о многообразии языков мира и способах их классификации, о месте человеческого языка среди смежных общественных явлений и о месте языкознания среди других наук. Задачи курса сводятся не только к тому, чтобы студент получил некоторую совокупность позитивных знании по определенным проблемам. Курс строится так, чтобы дать широкий теоретический фон, обеспечивающ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.113 (0.013 с.) |