Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многоаспектный анализ текста как вид исследований на уроках русского языка в начальной школе

Поиск

Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения, так как современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. В такой педагогической теории ученик является центральной фигурой, его деятельность приобретает активный познающий характер.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным этапом развития творческих способностей ребёнка, его самореализации. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания. Формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры формируется на уроках русского языка. Именно поэтому ученические исследования рассматриваются как средство активизации процесса обучения. Дети вовлечены в интересную поисково-исследовательскую деятельность. В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т.е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические, организационные. Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы.

Исследования представлены в различных формах: электронная презентация, рисунок, схема, паспорт, заметка, фоторепортаж, устное сообщение и т.д.

На уроках русского языка организовываем три вида исследования:

- исследование словарного слова;

- исследование текста;

- исследование фразеологизма.

Для анализа берутся художественные тексты, например, отрывок из рассказа М.Пришвина «Старый гриб», стихотворение И.Бунина «Осень», С.Есенина «С добрым утром», отрывок из рассказа К.Паустовского «Подарок». Проводим лингвистический, грамматический, синтаксический анализы, выявляем значение слов и выражений, подбираем синонимы и выясняем их смысловые различия, анализируем изобразительные средства языка, определяем различные формы слова и др. Приоритетным являются активные игровые методы, творческое самовыражение, выбор наиболее точных и эффективных форм работы.

Исследование отрывка из рассказа М.Пришвина «Старый гриб» проводилось по плану:

1) прочитав текст до слов «Вышел я из ельника и подумал «Может и мне напиться из такой тарелочки?», продолжить слова автора 3 - 4 предложениями;

2) обсудить придуманное и сравнить с мыслями автора;

3) определить вид текста (повествование);

4)придумывание заголовка;

5)зачитывание стилистически - окрашенных предложений и словосочетаний;

6)нахождение сравнений, олицетворений (листья - пятачки; отодвинутая веточка - лесное оконце: сыроежка - тарелка: вода дрогнет: листик загуляет);

7) угадывание словарного слова

(1группа - зачеркни буквы через одну, начиная с гласной - у т ф а г р ц е ч л б к в а;

2 группа - из данных слов кровать, телевизор, тарелка, мармелад - выбрать слово, подходящее по смыслу - Кастрюля, ……., стакан - посуда.;

3 группа - расположить по порядку результатов математических выражений (45:9 -Л; 101-99 -А; 32-25-А

16:16 - Т; 64:16 - Е; 24:8 - Р; 93-87 - К);

8)представление учащимся ранее исследуемого слова «тарелка» и обмен мнениями;

9)работа над правописанием слов с парными согласными в корне - берёзки, дубки, погодка, сыроежки, красноголовки, травке, дорожке, головку;

10)обсуждение образования сложных слов - сыроежки, красноголовки;

11)нахождение фразеологизма в тексте по определению большая усталость - валился с ног;

12) чтение предложений с однородными подлежащими, определениями, сказуемыми;

13) запись антонимов - прилагательных: холодная - тёплая, узкая - широкая, маленькая - огромная, большая, молодая - старая, мелкая - глубокая;

14) дополнение словосочетаний: ёлочки (какие?) …, не повезло (с чем?) …,

было (как?) …, пищит (где?) …, птичка (какая?) … и т.д.:

15)выписать однокоренные слова и дополнить другими - грибная, грибами;

подберёзовики, берёзы, берёзки; дождиком, дождевик; пить, напиться, пьёт.

Такая форма работы создаёт особое позитивное отношение школьника к учебному процессу, повышается эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любого вопроса. Многолетний личный опыт преподавания в начальной школе показывает, что русский язык содержит немало «изюминок», методических находок, помогающих активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческие способности.


Экспериментальное исследование эффективности методики работы с текстом в 4 классе

 

 


2.3 Выводы и рекомендации


Заключение

 

Исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

1.

Учебно-научный текст – это обучающий текст, связанный с определенной предметной областью, который отличается информативностью, терминированностью, четкой структурированностью, строгой дозированностью информации, последовательным использованием графических способов дифференциации информации, наличием «опор», помогающих в восприятии и понимании текста. Учебно-научный текст направлен на формирование информационно-аналитических умений – воспринимать, понимать, анализировать, извлекать и дифференцировать информацию в тексте, систематизировать, преобразовывать и создавать на его основе собственный текст.

2. Методика обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом на уроках русского языка включает следующие компоненты:

– цель методики – формирование информационно-аналитических умений в работе с учебно-научным текстом: умений осуществлять поиск, воспринимать, понимать, анализировать, обобщать, систематизировать информацию; реализовывать данные умения при создании собственных учебно-научных текстов различных жанров;

– задачи методики: обучение восприятию и пониманию учебно-научного текста; формирование умений извлекать и обрабатывать информацию учебно-научного текста, умений работать с различными видами учебно-научного текста в следующей последовательности: текст-определение, текст-правило, текст-описание, текст-объяснение, текст-рассуждение; дифференциации учебно-научного текста (выделение признаков, языковых особенностей учебно-научного текста); обучение созданию учебно-научных текстов разных жанров (сообщение, языковой пример, объяснение-толкование, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка);

– принципы организации обучения: научности, доступности, сознательности, систематичности и последовательности, преемственности;

– этапы обучения: пропедевтический (фронтальная форма работы) − формирование умения осуществлять поиск информации, воспринимать и понимать информацию в учебно-научном тексте; развитие первоначальных умений работы с учебно-научным текстом (текстом-определением, текстом-правилом); практическое ознакомление учащихся с особенностями учебно-научного текста (без введения термина); формирование умений создавать учебно-научные тексты следующих жанров: сообщение, устный ответ, языковой пример; репродуктивный (групповая форма работы) − формирование умений извлекать и обрабатывать информацию учебно-научного текста; развитие умений работать с учебно-научным текстом (определением, правилом, описанием): закрепление умений создавать сообщение, устный ответ, языковой пример, знакомство с другими жанрами учебно-научного текста: объяснение-толкование, ответ-анализ; формирование понятия «учебно-научный текст» на основе понимания его категориальных признаков; продуктивный (индивидуальная форма работы) − совершенствование умений осуществлять поиск, воспринимать, понимать, обобщать, анализировать информацию учебно-научного текста, формирование умений дифференцировать учебно-научный текст и создавать собственные учебно-научные тексты различных жанров;

– методы и приемы: озаглавливание текста с опорой на тему и основную мысль; соотносение заголовка и содержания учебно-научного текстов; определение темы текста, основной мысли текста; выделение ключевого слова в тексте; членение текста на части, определение содержания каждой части; составление плана текста; составление вопросов к тексту; нахождение главной/второстепенной информации из учебно-научного текста (самостоятельно составляют вопросы); определение известной/неизвестной информации в учебно-научном тексте (по вопросам); определение ложной/истинной информации (по вопросам учителя); представление текста в разных формах (в схему, таблицу и т.д.); нахождение дополнительной информации в других источниках (словарях, энциклопедиях и т.д.), построение графической схемы к учебно-научному тексту и др.

3. О сформированности информационно-аналитических умений у младших школьников, которые принимали участие в опытном обучении, позволяют судить критерии и показатели: умения, связанные со способами действий при восприятии и понимании учебно-научного текста; умения извлекать и осмысливать информацию учебно-научного текста; умения, связанные со способами действий при дифференциации учебно-научного текста; текстовые умения, связанные со способами действий при порождении учебно-научного текста.


Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Особое внимание на уроках русского языка следует обращать на задания, направленные на развитие грамотной устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Это невозможно без систематического изучения текста в начальной школе и формирования у младших школьников текстовых умений.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований.

Одно из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, овладение младшими школьниками умениями осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Читательская компетентность, или грамотность чтения, которая предполагает способности человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей по праву считается фундаментом всего образования и необходима для успешного решения социальных, профессиональных, личностных проблем.

Подсистемы обучения родному языку (языковое образование, литературное развитие, речевое развитее) взаимосвязаны, особенно на практическом уровне. Одним из связующих компонентов может выступать работа с текстом. Изучение роли речевой среды и способов ее формирования на уроках русского языка положили начало работы Л. П. Федоренко. В исследованиях по методике преподавания русского языка отмечается, что речевая (языковая) среда – это «речь, которую воспринимает человек (ребенок, взрослый) в естественных условиях: речь членов семьи, друзей, знакомых, язык радио, телевидения, язык читаемых книг и т.п. Качество воспринимаемой речи определяет развивающий потенциал речевой среды. Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды является текст.

В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык действий», именно это качество и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной. Являясь сферой функционирования языковых единиц разных уровней, текст служит подтверждением, что языковая система исполнена красоты и гармонии, что в речи (в тексте) все единицы языковой системы взаимодействуют.

Систематическая работа с текстом-образцом на уроке развивает у ребенка чувство языка, интуитивное ощущение языковой системы, обретает способность совершенствовать свои коммуникативные способности, не только опираясь на подражание образцам, но и в результате «самонаучения». По мнению психолога Н.Н.Жинкина, самонаучение «есть ни что иное, как формирование языка в естественных условиях речевой коммуникации, вызываемой насущными потребностями ребенка». Языковое чутье будет развиваться успешнее, если то, что постигается неосознанно, на основе интуиции, находит подкрепление, подтверждение при изучении теории. Но теория текста становится основой развития чувства языка в том случае, если отбор теоретических сведений сориентирован на практическую деятельность учащихся. Теоретические сведения, предлагаемые учащимся для усвоения, будут закрепляться в памяти прочнее, если они предлагаются в виде различных схем-обобщений, памяток-подсказок.


Список литературы

1. Андреева Т.В. Теоретический аспект проблемы общества и общественного мнения в России во второй половине XIX – начале XX в. // Власть, общество и реформы в России в XIX – начале XX века: исследования, историография, источниковедение. СПб., 2009. С. 256-268.

1. Бунеев, Р.Н. Русский язык. Учебник для 1-го класса (1-4) / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М.: «Баласс», 2011. – 113 с.

2. Бунеев, Р.Н. Русский язык. Учебник для 2-го класса (1-4) / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М.: «Баласс», 2011. – 160 с.

3. Бунеев, Р.Н. Русский язык. Учебник для 3-го класса (1-4) в 2-х частях. Часть 1/ Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М.: «Баласс», 2012. – 171 с.

4. Бунеев, Р. Н. Русский язык. Учебник для 3-го класса (1-4) в 2 частях. Часть 2 / Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М.: «Баласс», 2012. – 176 с.

5. Бунеев, Р.Н. Русский язык. Учебник для 4-го класса (1-4) и 3-го класса (1-3) / Под научной редакцией академика А.А. Леонтьева. (Серия «Свободный ум»). – М.: «Баласс», 2011. – 208 с.

6. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В.И. Даль. – М.: Русский язык, 2011. – 708 с.

7. Ипполитова, Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учебное пособие /Н.А.Ипполитова. – М.: Просвещение, 2013.- 132с.

8. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. – 709 с.

9. Ломакович, С.В., Тимченко, Л.И. Обучение русскому языку в начальной школе. 4 класс: Пособие для учителя / С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко. – М.: Вита-Пресс, 2013. – 112с.

10. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 390 с.

11. Методика преподавания русского языка в начальной школе: Учебн. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.

12. Методические рекомендации и программа по русскому языку с лингворечевыми упражнениями / Сост. Т.В. Ренская. – Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого – 2011. – 95 с.

13. Мисаренко, Г.Г. Технология обучения фонемному анализу: изучение ударения / Г.Г. Мисаренко // Начальная школа плюс до и после. – 2008. - №8 – 56-61 с.

14. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, И.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1998. – 944 с.

15. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред.: Б.М. Бим-Бад; редкол: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2013. – 528 с.

16. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учебник для 1-го класса четырехлетней начальной школы / Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2011. – 112 с.

17. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учебник для 2-го класса четырехлетней начальной школы / Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2011. – 208 с.

18. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учебник для 3-го класса четырехлетней начальной школы / Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2011. – 256 с.

19. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учебник для 4-го класса четырехлетней начальной школы / Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2011. – 256 с.

20. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: Оникс, 2003. – 231 с.

21. Русский язык: Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М.: Академия, 2004. 768 с.

22. Русский язык. Начальная школа: Программно-методические материалы / Сост. Л.А. Вохмянина. – М.: Дрофа, 2012. – 320с.

23. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 384 с.

24. Соловейчик, М.С. К тайнам нашего языка: 1 класс: Учебник-тетрадь по русскому языку для четырехлетней начальной школы / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 112 с.

25. Соловейчик, М.С. К тайнам нашего языка: 2 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. – 208 с.

26. Соловейчик, М.С. К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. – 240 с.

27. Соловейчик, М.С. К тайнам нашего языка: 4 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. – 272 с.

28. Фомина, М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учебн. Для студ. вузов / М.И. Фомина. – М.: Высшая школа, 2013. – 415 с.

29. Храмкова, Е.Ю. Диагностика сформированности умений работать с учебно-научным текстом у младших школьников / Е.Ю. Храмкова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – №7. – С. 245-254.

30. Храмкова, Е.Ю. Работа с учебно-научными текстами на уроках русского языка в начальной школе (учебно-методический комплекс «Школа 2100») / Е.Ю. Храмкова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – №1. – С. 152-159.

31. Храмкова, Е.Ю. Формирование у младших школьников умений работать с учебно-научным текстом на уроках предметной области «Окружающий мир» / М.Л. Кусова, Е.Ю. Храмкова // Педагогическое образование в России. – 2011. – №2. – С. 182-188.

32. 1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012 год

33. 2. Галеева Н.Л., Викулина Т.А., Винокурова Н.К. Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка.

34. 3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. М. ВентанаГраф, 2013

35. 4. Пентин А.Ю. Что нам делать с PISA? // Методист. 2010. №4.

36. 5. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4.

37. 6. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс - М., Экзамен, 2014

38. 7. http://www.prodlenka.org Автор материала: Баранова Ирина Владимировна

1. Артемьева О.Н. Сжатое изложение как этап подготовки к сочинению [Текст] / О.Н. Артемьева // Русский язык в школе. 2010. № 11. С. 31–35.

2. Артемьева О.Н. Обучение школьников приёмам информационной переработки текста [Текст] / О.Н. Артемьева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета (Серия «Педагогические науки»). 2011. № 1. С. 85–88.

3. Артемьева О.Н. Сочинение-описание памятника (VIII класс) [Текст] / О.Н. Артемьева // Русский язык в школе. 2011. № 5. С. 49–54.

Статьи, опубликованные в сборниках материалов конференций и сборниках научных трудов:

4. Артемьева О.Н. Упражнения, готовящие к написанию сжатого изложения на уроках русского языка, посвящённых изучению односоставных предложений (8 класс) [Текст] / О.Н. Артемьева // Актуальные вопросы лингвистики и современные проблемы преподавания русского языка и развития речи учащихся и студентов. Ульяновск, 2008. С.101–104.

5. Артемьева О.Н. Формирование сознательного читателя как важная методическая задача [Текст] / О.Н. Артемьева // Реалии современной практики преподавания дисциплин филологического цикла и перспективы развития методической мысли: Материалы Международной научно-практической заочной конференции, посвящённой юбилею профессора Е.П. Прониной (апрель – октябрь 2008 г.). Самара, 2008. С. 21–23.

6. Артемьева О.Н. Формирование функциональной грамотности как важнейшее направление работы на уроке русского языка [Текст] / О.Н. Артемьева // Университетское образование: проблемы и перспективы: Сборник материалов Молодёжного научного форума (24 января 2009 г.) / Под общей редакцией В.В. Кузнецовой. Ульяновск: УлГПУ, 2009. С. 205–208.

7. Артемьева О.Н. Обучение школьников приёмам определения темы текста на уроках русского языка [Текст] / О.Н. Артемьева // Русское слово: Материалы межрегиональной научно-практической конференции памяти профессора Е.И. Никитиной. 18 февраля 2009 года. Выпуск 1. Ульяновск: УлГПУ. 2009. С. 79–84.

8. Артемьева О.Н. Определение темы текста через составление тематической группы слов [Текст] / О.Н. Артемьева // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни): Материалы Международной научно-практической конференции (19–20 марта 2009 г.). М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2009. С. 153–157.

9. Артемьева О.Н. Обучение сокращению текста в системе формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка [Текст] / О.Н. Артемьева // Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века: Проблемы современного образования: Материалы 10-й Международной научно-методической конференции памяти И.Н. Ульянова «Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века» (16-17 октября 2009 г., Ульяновск) / Под общей ред. Л.И. Петриевой. Ульяновск: УлГПУ, 2009. С. 136–140.

10. Артемьева О.Н. К вопросу об обучении школьников пониманию текста на уроках русского языка [Текст] / О.Н. Артемьева // Университетское образование: традиции и инновации: материалы международного молодёжного научного форума: 26 января 2010 г. Россия, г. Ульяновск, часть 2 / Отв. ред. А.В. Ильина. Ульяновск: УлГПУ, 2010. С. 20–24.

11. Артемьева О.Н. Методика проведения сжатого изложения [Текст] / О.Н. Артемьева // Русское слово: Материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора Е.И. Никитиной. 18 февраля 2010 года. Выпуск 2. Часть 2. Ульяновск: УлГПУ, 2010. С. 3–12.

12. Артемьева О.Н. Обучение школьников приёмам понимания текста на уроках русского языка [Текст] / О.Н. Артемьева // Преподавание русского языка в школе и вузе в контексте межкультурной коммуникации: Материалы Международной научно-практической конференции (18-19 марта 2010 г.). М: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР, 2010. С. 497–501.

13. Артемьева О.Н. Обучение школьников приёмам понимания текста как основа формирования тактик аналитического чтения [Текст] / О.Н. Артемьева // Образование. Книга. Чтение: текст и формирование читательской культуры в современной образовательной среде. Сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. М.: Русская школа, 2010. С. 220–225.

14. Артемьева О.Н. К вопросу об обучении составлению плана текста [Текст] / О.Н. Артемьева // Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века: Проблемы современного образования: Материалы 11-й Международной научно-методической конференции памяти И.Н. Ульянова «Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века» (16–17 октября 2010 г., Ульяновск) / Под общей ред. Л.И. Петриевой. Ульяновск: УлГПУ, 2010. С. 142–146.

15. Артемьева О.Н. Пути решения проблемы обучения осмысленному чтению на уроках русского языка[Текст] / О.Н. Артемьева // Роль словесника в школе и вузе XXI века: хранитель и транслятор знаний, методист, наставник, тьютор…: сб. материалов II Всероссийского научно-практического семинара (3 декабря 2010 г., г. Саранск) / под общ. ред. Н.А. Беловой; ред. колл.: Е.А. Кашкарева, Т.П. Малявина, Т.А. Ханюкова; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2011. С. 6–11.

16. Артемьева О.Н. Обучение пониманию текста как одно из условий развития творческого потенциала личности [Текст] / О.Н. Артемьева // Язык, культура, личность: развитие творческого потенциала учащихся средствами русского языка: материалы Международной научно-практической конференции (17–18 марта 2011 г.) / сост. и науч. ред. А.Д. Дейкиной, А.П. Еремеевой, Л.А. Ходяковой, О.Н. Лёвушкиной. М: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР, 2011. С. 81–85.

17. Артемьева О.Н. Способы понимания проблем текста и авторских позиций [Текст] / О.Н. Артемьева // Русское слово: Материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора Е.И. Никитиной. 18 февраля 2011 года. Выпуск 3. Ульяновск: УлГПУ, 2011. С. 3–8.

18. Артемьева О.Н. Сочинение-описание памятника (VIII класс) [Текст] / О.Н. Артемьева // Моя судьба – Россия: материалы Всероссийского творческого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодых учёных 20-22 октября 2011 года / сост.: К.С. Бажин, Г.И. Симонова, Е.А. Ходырева. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. С. 10–21.

19. Артемьева О.Н. Уровни понимания текста и их диагностика на уроках русского языка [Текст] / О.Н. Артемьева // Русский язык в контексте межкультурной коммуникации: материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения профессора Евгения Михайловича Кубарева (г. Самара, 11 ноября 2011 года) / Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. Самара: ПГСГА, 2011. С. 212–218.

Методические и учебно-методические пособия:

20. Артемьева О.Н. Обучение школьников приёмам понимания текста на уроках русского языка: методическое пособие для учителей-словесников и студентов филологического факультета. Ульяновск: УлГПУ, 2010. 48 с.

21. Артемьева О.Н, Зуева С.В. Сжатое изложение в 5-9 классах. Ульяновск, 2011. 80 с. /40 с.

22. Артемьева О.Н. Методика обучения приёмам понимания текста: учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГПУ, 2011. 134 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Варианты работы с текстом

1 вариант

1)Чемодан стоял на полу, крышка была открыта. 2) Кот случайно толкнул её, крышка захлопнулась и захватила голову. 3) Кот заорал, пытаясь освободиться. 4) На шум прибежали Гарька и Леонид Аркадьевич и вызволили его. 5)Он весь растопорщился, шипел, ругался и долго брезгливо тряс лапами. 6) Вообще кот оказался очень крикливым и обидчивым. 7) За большие уши Леонид Аркадьевич и Гарька окрестили его Ушастиком.

1. Выпиши из первого предложения слово, где звуков больше, чем букв.

2.Определи количество слогов в слове случайно.

3.Выпиши из предложений с1-5 слово, соответствующее значению «Твёрдая прямоугольная коробка с прикреплённой запирающейся крышкой, используемая в дороге»

4. Выпишите из предложений с1-3 глаголы прошедшего времени ед.ч ж.р

5.Из предложений 5-7 выпишите слова, где все согласные звонкие

6. Из предложений 4-5 выпишите имя существительное, которое стоит в творительном падеже мн.ч.

7.Из предложений со 2-5 выпишите все предлоги

8. В 5-м предложении определи грамматическую основу

2 вариант

1)В кухне Леонид Аркадьевич налил коту большую тарелку молока.2) Кот расстелил свой длинный хвост и принялся за молоко. 3) Вылакав его, отошёл от тарелки и, забравшись под стол, завалился спать. 4)Живот настолько вздулся, что не было видно даже головы. 5)«Экая бесцеремонность!»- сказал Леонид Аркадьевич, разглядывая через очки кота.

1.Из предложений 1-2 выпишите слова, где все согласные звуки звонкие.

2. Из предложений 3-4 выпишите слова, где букв больше, чем звуков

3. Во 2 предложении определите грамматическую основу

4.В предложениях с 1-3 найди прилагательное в винительном падеже.

5. Из предложений с1-4 выпиши все предлоги

6. Из предложения 4-5 выпиши слово, обозначающее «беззастенчивость и развязность, выходящую за границы вежливости.»

7. Из предложений1-2 выпиши существительное, стоящее в дательном падеже

8. Из предложений 3-4 выпиши слова, где все согласные звуки глухие.

 

2 вариант

1)На дворе мороз и вьюга. 2)Ветер кружит хлопья снега.3) Смолкли птичьи голоса.4) Только дятлы стучат по коре деревьев. 5)Холодно зверям зимой. 6)Медведь залёг в берлогу.7) Лиса залезла в нору, а белка в дупле орешки грызёт.8) Заяц дрожит под кустом.

Из предложения 7 выпиши слова, где все согласные звонкие

Из предложения 5 выпиши слово, где все согласные твёрдые

Из предложения 7 выпиши грамматические основы

Из предложения 4 выпиши существительное в Дательном падеже

Из предложений с 3-5 выпиши слово со значением «зимнее лежбище медведя»

Из предложений с1-5 выпиши предлоги

Из предложений с 3-6 найди глагол в прошедшем времени м.р. ед.ч.

Определи сколько слогов в слове птичьи

2 вариант

1)Пришла зима в лесную чащу.2) Одела она деревья в пушистый наряд. 3)Хлопья снега падают на деревья, кусты. 4)Под сосной лежат шишки, эта работа белки. 5)На снегу лисьи и волчьи следы. 6)Вот мелькнула белая шубка зайца.7) Хорошо в лесу зимой!

 

Из предложения 1 выпиши слово, где все согласные мягкие

Из предложения 5 выпиши однородные члены.

Из предложения 2 выпиши слова, где все согласные звонкие

Из предложения 4 выпиши слова, где все согласные глухие.

Из предложения 4выпиши грамматические основы

Из предложения 6 выпиши слово, где звуков больше, чем букв.

Из предложений с 1-3 выпиши слово со значением «Густой частый лес»

Из предложений с 1-3 выпиши глагол в настоящем времени


 

Приём «человечек».

В каждом тексте есть вступление, основная часть, заключение. Представьте себе, что текст – это человечек, у которого есть голова. В тексте – это вступление. Туловище – основная часть, ноги – заключение в тексте. Самая большая часть в тексте - основная, она может состоять из нескольких частей. Основная часть содержит в себе практически всё содержание текста. Голова и ноги поменьше, поэтому в тексте это 1-2 предложения.

Каждая часть по смыслу отличается от другой части. Учащиеся легко находят основную мысль каждой части и озаглавливают их, т.е. составляют план.

Виды планов:

  • Вопросный (Как? Сколько? Когда? Почему?)
  • Тезисный (кратко сформулированная идея рассказа)
  • Назывной (план записан в виде тезисов, но без глаголов)
  • Опорная схема (состоит из опор, т.е. слов, словосочетаний, предложений несущих наибольшую смысловую нагрузку)
  • Комбинированный (сочетает в себе разные виды планов)

Требования к формулировке пунктов плана:

  1. В пунктах плана должны выражаться главные мысли текста, чтобы было понятно, о ком или о чём и что говорится в каждой части рассказа.
  2. Пункты плана должны быть связаны по смыслу.
  3. Пункты плана должны быть краткими, чёткими.

Работа над планом.

1. Прочитать текст.

2. Определить идею, т.е. главную мысль и сформулировать её.

3. Разделить текст на части.

4. Озаглавить каждую часть.

5. Перечитать текст и ещё раз продумать формулировки пунктов плана.

Памятка для самопроверки.

1. Соответствует ли содержание высказывания (текста) заглавию (теме)?

2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?

3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?

4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?

5. Правильно ли связаны между собой части текста и соседние предложения? (Выделены ли части текста красной строкой)?

6. Те ли слова подобраны для раскрытия темы? Верно ли построены предложения?

7. Интересно ли и понятно всё изложенное читателю (слушателю)?

Советы родителям

"Как воспитать и поддержать в деталях привычку к чтению».

1. Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным…) и вырабатывайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию.

2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.

3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.

4. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.

5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.

6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.

7. Подпишитесь на журналы для ребёнка с учётом его интересов.

8. Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому – нибудь из домашних.

9. Поощряйте чтение.

10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

11. В доме должна быть детская библиотечка.

12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях и т. д.)

13. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

14. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.

15. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.

16. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

17. Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

Родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.167 (0.013 с.)