современного русского литературного языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

современного русского литературного языка



 

Словари, фиксирующие орфографические нормы

1. Баронова, М.М. С большой буквы или с маленькой? /
М. М. Баронова. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

2. Большой орфографический словарь русского языка: более 110 000 слов / Сост. А. А. Медведев. – М.: Центрполиграф, 2001.

3. Булыко, А.Н. Орфографический словарь с правилами русского языка /
А. Н. Булыко, Е. И. Артемьева. – М.: Мартин, 2007.

4. Лопатин, В.В. Как правильно? С большой буквы или с маленькой? /
В. В. Лопатин. – М.: АСТ: Астрель, 2005.

5. Розенталь, Д.Э. Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М.: Айрис Пресс, 2007.

6. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку: Прописная или строчная? / Д. Э. Розенталь. – М., 2002.

7. Сазонов, И.Ю. Как правильно? Две буквы или одна? /
И. Ю. Сазонов. – М.: АСТ: Астрель, 2002.

8. Слитно или раздельно. – М.: Русский язык, 2001.

9. Ушакова, О. Д. Как писать? ПРЕ- или ПРИ-? / О. Д. Ушакова. – СПб.: Литера, 2005.

10. Через дефис, слитно, раздельно?: словарь-справочник русского языка / Сост. В. В. Бурцева. – М.: Русский язык: Медиа, 2006.

 

Словари, фиксирующие лексические нормы

1. Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка /
З. Е. Александрова. – М.: Русский язык, 2006.

2. Балыхина, Т. М. Словарь новой русской лексики / Т. М. Балыхина,
Н. Ю. Горчакова. – М.: Изд-во РУДН, 2006.

3. Бельчиков, Ю. А. Словарь паронимов русского языка /
Ю. А. Бельчиков. – М.: АСТ: Астрель, 2002.

4. Блохин, Л. Ф. Типичные ошибки в словоупотреблении: словарь /
Л. Ф. Блохин. – М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2005.

5. Большой словарь иностранных слов: А–Я / Сост. А. Ю. Москвин. – М.: Центрполиграф, 2001.

6. Булыко, А. Н. Современный словарь иностранных слов /
А. Н. Булыко. – М.: Мартин, 2005.

7. Васюкова, И. А. Словарь иностранных слов: с грамматическими формами, синонимами, примерами употребления / И. А. Васюкова. – М.: АСТ: Астрель, 2001.

8. Введенская, Л. А. Словарь антонимов русского языка /
Л. А. Введенская. – М.: АСТ: Астрель, 2002.

9. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь служебных частей речи русского языка / Т. Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 2001.

10. Комлев, Н. Г. Иностранное слово в деловой речи: краткий словарь новых слов с переводом и толкованием / Н. Г. Комлев. – М., 1992.

11. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. – М.: Эксмо, 2005.

12. Львов, М. В. Словарь антонимов русского языка / М. В. Львов. – М.: Русский язык, 2002.

13. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Оникс: Мир и образование, 2006.

14. Окунева, А. П. Словарь омонимов русского языка / А. П. Окунева. – М.: Русский язык, 2002.

15. Осипова, Л. И. Новые слова в русском языке: словарь-справочник /
Л. И. Осипова. – М., 2002.

16. Толковый словарь крылатых слов и выражений / Авт.-сост.
А. Кирсанова. – М.: Мартин, 2007.

17. Толковый словарь современного русского языка: Языковые изменения конца ХХ столетия / под ред. Г. Н. Скляревской. – М.: АСТ: Астрель, 2001.

18. Словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. – М.: АСТ: Астрель, 2002.

19. Фразеологический словарь русского языка / Сост. А. Н. Тихонов,
А. Г. Ломов, Л. А. Ломова. – М.: Русский язык: Медиа, 2007.

 

Словари, фиксирующие орфоэпические нормы

1. Агеенко, Ф. Л. Словарь ударений русского языка / Ф. Л. Агеенко,
М. В. Зарва. – М.: Русский язык, 1993.

2. Агеенко, Ф. Л. Собственные имена в русском языке: словарь ударений / Ф. Л. Агеенко. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

3. Горбачевич, К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке / К. С. Горбачевич. – СПб., 2000.

4. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: краткий словарь-справочник. – СПб., 2002.

5. Еськова, Н. А. Словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение / Н. А. Еськова. – М.: Русский язык, 2003.

6. Келенчук, М. Л. Словарь трудностей русского произношения /
М. Л. Келенчук. – М.: Русский язык, 2001.

7. Орфоэпический словарь / под ред. Т. Н. Гурьевой. – М.: Мир книги, 2003.

8. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – 8-е изд. – М., 2006.

 

Словари, фиксирующие иные нормы

1. Граудина, Л. К. Грамматическая правильность русской речи: Стилистический словарь вариантов / Л. К. Граудина. – М.; Новгород, 2001.

2. Давайте говорить правильно! Трудности грамматического управления в современном русском языке: кратк. словарь-справочник / Г. Н. Скляревская [и др.]. – М.; СПб.: Academia, 2004.

3. Ведина, Т. Ф. Словарь личных имен / Т. Ф. Ведина. – М.: АСТ, 1999.

4. Ведина, Т. Ф. Словарь фамилий / Т. Ф. Ведина. – М.: АСТ, 1999.

5. Левашов, Е. А. Географические названия: прилагательные, образованные от них. Названия жителей: словарь-справочник / Е. А. Левашов. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2002.

6. Новый словарь сокращений русского языка / Cост. Л. Б. Бернштейн
[и др.]. – М.: ЭТС, 1995.

7. Петровский, Н. А. Словарь русских личных имен / Н. А. Петровский. – М., 2002.

8. Словарь аббревиатур. – М.: СПИК-центр, 1999.

9. Словарь сокращений русского языка / Д. Ш. Алексеев [и др.]. – М.: Русский язык, 1984.

 

Справочники и пособия

1. Валгина, Н. С. Русский язык. Орфография и пунктуация / Н. С. Валгина, В. Н. Светлышева. – М.: Неолит, 2002.

2. Розенталь, Д. Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы / Д. Э. Розенталь. – М.: Оникс: Новая волна, 2007.

3. Розенталь, Д. Э. Практическое пособие по русскому языку / Д. Э. Розенталь. – М., 2007.

4. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Е. П. Кабанова. – М., 1994.

5. Чешко, Л. А. Русский язык для абитуриентов / Л. А. Чешко. – М.: Айрис-Пресс: Рольф, 2007.

Раздел 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Методические материалы.

• Набор электронных презентаций для использования на аудиторных занятиях.

• Интерактивные электронные средства для обеспечения практических работ.

• Набор оценочных средств контроля усвоения материала дисциплины и т. п.

 

Используемое оборудование:

• компьютер;

• проектор;

• интерактивная доска;

• компьютерный класс.


СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Культура речи – раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и оптимального (уместного) использования языковых средств в определенной речевой ситуации. В культуре речи выделяют две стороны:

1) правильность речи;

2) ораторское мастерство.

Правильность речи – соблюдение языковых норм современного русского литературного языка (говорящие и пишущие с точки зрения нормы оценивают речь как правильную (норма) или неправильную (ошибка).

Речевое мастерство – умение выбирать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения мысли и отношения, соблюдая языковые нормы.

Литературный язык – исторически сложившаяся высшая (образцовая, обработанная) форма национального языка, обладающая богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей.

Свойства литературного языка:

1) наличие определенных норм (правил) словоупотребления, ударения, произношения и т.д., соблюдение которых имеет общеобязательный характер независимо от социальной, профессиональной и территориальной принадлежности носителей данного языка;

2) стремление к устойчивости, сохранению общекультурного наследия и литературно-книжных традиций;

3) полифункциональность;

4) стилистическое богатство;

5) наличие двух форм – устной и письменной.

Норма – основной признак литературного языка. Норма «пронизывает» все уровни языка.

Фонетические (орфоэпические) нормы – нормы произношения звуков современного русского литературного языка, постановки ударения в словах и соблюдения правильной интонации.

Лексико-фразеологические нормы – нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении.

Морфологические нормы – нормы словоизменения при склонении именных частей речи, местоимения и причастия и при спряжении глаголов.

Синтаксические нормы – нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.

Стилистические нормы – умение использовать в том или ином функциональном стиле присущие ему языковые средства.

Стили литературного языка – разновидности литературного языка, которые обслуживают какую-либо сторону общественной жизни (обыденное общение, официально-деловые отношения, агитационно-массовую деятельность, науку, словесно-художественное творчество): разговорный; официально-деловой стиль; научный стиль; публицистический стиль; художественный стиль.

Текст – произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств (повторений одних и тех же слов, синтаксических конструкций и т.п.).

Речевые формы текста: диалог – одна из форм речи, в которой обмен высказываниями происходит непосредственно между участниками беседы; монолог – одна из форм речи, в которой развернутое высказывание состоит из ряда предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Монолог обращен к слушателям, читателям, самому себе (внутренний монолог).

Смысловые типы текстов: описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Описательный текст может быть в форме любого стиля; рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-либо явление, факт, понятие. Рассуждение всегда строится по следующему плану: тезис – аргументы, доказывающие его, – вывод. Текст-рассуждение бывает в форме научного стиля; повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности. Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стилей.

 

 

Содержание

Раздел 1.Общая характеристика дисциплины ……………………………… ….3 – 4

Раздел 2.Требования к результатам освоения содержания дисциплины …. ….4 – 5

Раздел 3.Структура и содержание дисциплины ……………………………….. 5 – 10

Раздел 4. Дисциплинарные модули………..……………………………………..10 – 23

Раздел 5.Порядок проведения и оценочные средства для промежуточной

аттестации по итогам освоения дисциплины ………………………………. …23 – 50

Раздел 6.Методические рекомендации преподавателю.…………………… …..50 – 51

Раздел 7. Методические рекомендации студенту……....…………………… ….51 – 52

Раздел 8. Литература……………………………….…….…………………… ….52– 54

Раздел 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………… ….54- 55

 

Словарь основных терминов………………………………………………………….55 – 56

Содержание……………………………………………………………………………57

 

 


[1]При подготовке к практикуму рекомендуется пользоваться учебниками
Д.Э.Розенталя «Практическое пособие по русскому языку» (М., 2007), «Пособие по русскому языку для поступающих в вузы»(М., 2007) или любыми другими стереотипными изданиями данных учебников.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.125.112 (0.024 с.)