ТОП 10:

КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ



КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)»

КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ

(РПА МИНЮСТА РОССИИ)

 

 

      Утверждаю Заместитель директорапо учебной работе,председатель методического совета ____________ О.М. Коблова    

 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Культура речи и этикет

Рабочая программа учебной дисциплины

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 40.03.01 –ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – БАКАЛАВР

 

КАЛУГА 2015

Автор: Хачикян Е.И., доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин КФ РПА Минюста России

Рецензенты:

внутренний – В.В. Виноградов, кандидат юридических наук, доцент кафедры международных нравственных дисциплин КФ РПА Минюста России

внешний –Еремин А.Н., доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция».

 

 

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин «31» августа 2015 г., протокол № 1

 

Рабочая программа одобрена на заседании методического совета КФ РПА Минюста России «04» сентября 2015 г., протокол № 1

 


Раздел 1. Общая характеристика дисциплины

1.1. Цели преподавания дисциплины

· вырабатывание у студентов навыков осознанного выбора и организации языковых средств и модели поведения, которые в ситуации делового общения при соблюдении языковых норм и профессиональной этики позволяют достичь максимального эффекта в достижении поставленных коммуникативных, а в конечном итоге – деловых задач.

· формирование языковых способностей в рамках коммуникативно-прагматической направленности;

· выявление специфики разных форм речи в межличностных иобщественных отношениях;

· воспитание этических принципов коммуникации;

· изучение общих закономерностей и тенденций, присущихсовременному русскому литературному языку;

· повышение уровня речевой и этической культуры; развитие навыковэффективного речевого поведения в различных ситуациях общения.

1.2. Задачами преподавания дисциплины являются:

  • обогатить представления о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;
  • познакомить с системой норм русского языка и совершенствовать навыки правильной речи (устной и письменной);
  • показать богатые выразительные возможности русского языка;
  • выработать навыки делового этикета;
  • сформировать коммуникативную компетенцию - умение человека организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения с учетом этических норм;
  • научить умелому использованию приёмов оптимизации всех видов речевой деятельности;

1.3. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Культура речи и этикет» относится к вариативной частигуманитарного, социального и экономического цикла ООП. Изучается дисциплина на первом курсе, базируется на знаниях, полученных по русскому языку в школе или колледже.

Навыки и умения, полученные студентами в процессе изучения дисциплины «Культура речи и этикет» могут быть применены в процессе изучения всехдисциплин ООП по направлению 031001 «Правоохранительная деятельность», так как ониформируют речевую деятельность студента.

Преподавание дисциплины "Культура речи и этикет" ведётся на 1 курсе (1 семестр) и предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары, самостоятельная работа студента. В процессе обучения предусматривается использование компьютерной техники и мультимедийной аппаратуры; активных и интерактивных форм обучения; организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов и др.

Требуется тесная координация с такими дисциплинами, как «Логика», «Риторика», «Психология».

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: зачёт.

Общая трудоёмкость освоения дисциплины составляет 2зачётные единицы. На изучение дисциплины отводится 72 часа.

 

Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, семинары, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (тематических дискуссий, групповых дискуссий, компьютерных симуляций, деловых игр, проектных методик, разбора конкретных ситуаций и иных форм). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием дисциплины.

Раздел 2. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В результате освоения программы учебной дисциплины «Культура речи и этикет» выпускник должен:

знать:

- что такое русский литературный язык и каковы его основные признаки (чем он отличается от диалекта и просторечия);

- что такое норма литературного языка (и какова система вариантов нормы на разных уровнях литературного языка);

- какие существуют функциональные стили литературного языка (и какова совокупность признаков каждого из них);

- что такое текст, каковы его типы и в каких формах он существует;

уметь:

- использовать грамотно и по назначению разные речевые стили;

- применять полученные знания в профессиональной деятельности;

- отбирать и использовать необходимые языковые средства в определенной ситуации общения с целью достижения поставленных коммуникативных задач;

- выстраивать иерархию ценностей применительно к конкретным этикетным ситуациям;

- осуществлять эффективный выбор вариантов приличного поведения в различных социальных коммуникациях;

- успешно решать этикетные дилеммы в проблемных ситуациях;

- формировать толерантные установки поведения и эффективно разрешать противоречия и конфликты в различных ситуациях повседневной и деловой жизни;

- умело пользоваться речевым этикетом, невербальными средствами общения;

- использовать полученные знания в профессиональной деятельности;

владеть:

- нормами русского литературного языка;

- навыками композиционного построения речи;

- выразительными и художественными средствами речи;

- навыками построения юридических текстов разных жанров;

- необходимыми теоретическими знаниями о сущности и специфике культурной (этикетной) жизни общества;

- основными понятиями и ценностными категориями (этикет, воспитанность, корректность, тактичность и др.);

- основами искусства служебного этикета, делового протокола, искусства ведения деловых бесед и переговоров, организации и проведения официальных мероприятий, создания имиджа делового человека;

- спецификой поведенческих навыков в юридической практике;

обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

-

обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

  • способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
  • в правоприменительной деятельности:
  • владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

  • способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

  • способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
  • способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

· способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

· способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

· способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

 

Раздел 3. Структура и содержание дисциплины

3.1распределениечасовдисциплины по модулям, темам и видам занятий

3.1.1 Тематический план учебной дисциплиныочной формы обучения

Тематический план учебной дисциплины

Для очной формы обучения

Разделы и темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Семинары (практи-ческие занятия) Самостоя-тельная работа
2-й семестр
Раздел I. Предмет и задачи курса. Предмет этикета, его виды. Литературный язык и его норма. Общая характеристика стилей русского литературного языка. Текст, его формы и типы        
Тема 1. «Культура речи и этикет» как учебная дисциплина    
Тема 2. Литературный язык. Норма, вариативность нормы    
Тема 3. Кодификаторы (словари и грамматики)    
Тема 4. Функциональные стили литературного языка    
Тема 5. Текст    
Раздел II. Общегражданский этикет и культура речевого общения        
Тема 6. Общение и его слагаемые    
Тема 7. Языковые нормы современного русского литературного языка: - фонетические нормы; - нормы словоупотребления (лексические); - морфологические нормы; - синтаксические нормы; - стилистические нормы; - правописание(орфографические нормы); - пунктуация  
Тема 8. Невербальные средства общения  
Раздел III. Культура разговорной речи        
Тема 9. Разговорная речь и ее особенностии этикетные формы    
Раздел IV. Культура и этикетное поведение оратора      
Тема 10. Выступление как разновидность ораторской прозы  
Тема 11. Логика, этика и эстетика речи      
Тема 12. Звучащая речь и ее особенности    
Раздел V. Этикет и культура полемической речи        
Тема 13. Культура полемической речи    
Раздел VI. Деловой человек и культура профессиональной речи      
Тема 14. Деловой человек    
Тема 15. Культура научной и профессиональной речи. «Специальный язык»  
Раздел VII. Культура деловой речи и этикет на службе        
Тема 16. Культура деловой речи    
Тема 17. Этикет деловых переговоров  
Тема 18. Этикет государственного служащего. Служебный этикет юриста      
Тема 19. Официально-деловой стиль юридических текстов    
Тема 20. Правила служебного этикета  
Зачет        
Итого в семестре
Всего по дисциплине (2 зачетные единицы)

Раздел 4. Дисциплинарные модули

Содержание модулей

Тема 5. Текст

Формы текста: устный и письменный; диалог и монолог. Смысловые типы текстов: описание, рассуждение и повествование.

 

Пунктуация.

Тема 14. Деловой человек

Принципы делового человека:

- делать все вовремя (организация рабочего места);

- не болтать лишнего (деловая информация и способы ее хранения, внутрикорпоративная переписка);

- быть вежливым и доброжелательным (отношения на службе с руководством и коллегами);

- учитывать мнение других (правила отношений с сослуживцами и посетителями, корпоративная культура);

- одеваться, как положено (внешний облик делового человека – мужчины и женщины);

- говорить и писать хорошим языком (визитная карточка, телефонные переговоры и прием посетителей, деловое письмо).

Планы семинарских занятий

Занятие 4. Культура разговорной речи. Невербальные средства общения (темы 8, 9). Общение и его слагаемые. Общегражданский этикет. Общие правила приветствий и представлений. Рукопожатие. Речевая культура представлений и приветствий (темы 6, 14)

Вопросы для обсуждения:

1. Разговорная речь и ее особенности.

2. Невербальные средства общения.

3. Общие правила приветствий и представлений. Рукопожатие.

4. Речевая культура представлений и приветствий.

Практикум:

1. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

2. Постановка знаков препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения (вводные слова и предложения, обращения, междометия и пр.).

 

Рекомендуемая литература:

1. Материалы лекций.

2. Зарайченко, В. Е. Этикет государственного служащего : учеб. пособие / В. Е. Зарайченко. – 3-е изд. – Ростов-н/Д : Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2009. – 317 с. – (Новые технологии).

3. Русский язык и культура речи : учебник / под ред. проф.
В. И. Максимова. –– М. : Гардарики, 2007. – C. 100–110.

4. Соловьев, Э. Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол : учеб. пособие / Э. Я. Соловьев. – 8-е изд., перераб. и доп. –
М. : Ось-89, 2010. – 320 с.

 

Образовательные технологии

При изучении дисциплины реализованы личностно ориентированнаятехнология образования, сочетающая два равноправных аспекта этого процесса: обучениеи учение. С учётом этого, учебные материалы дисциплины включают информацию нескольких типов:

· информацию, отражающую мировой, постоянно обновляющийся опыт в области культуры речи;

· информацию справочного характера, излагающую факты и связи между ключевыми положениями изучаемой дисциплины и общепрофессиональными дисциплинами,

· информацию, помогающую самообразованию. Это – имеющиеся в лекционном разделе текстовые пояснения, указания, примечания, комментарии, смысловые таблицы, приложения, облегчающие самостоятельную обработку текста, его понимание.

Деятельностныйподходпри освоении дисциплиныреализуется через анализ и решение проблемных ситуаций, возникающих при решении тестовых заданий, основных и контрольных вопросов, примеры которых приведены в рабочей программе.

При изучении культуры речи предусмотрены следующие активные формыпроведения занятий:

1) просмотр и обсуждение видео фрагментов лекционного раздела дисциплины;

2) работа в команде при подготовке аналитических обзоров и презентаций по полученным результатам;

3) активное обсуждение презентаций студентов по результатам рефератов на семинарских занятиях.

 

5.2 Примерные темы контрольной работыдля студентов заочного отделения

Вариант № 1

Орфоэпические нормы

А. В русском языке ударение часто выполняет смыслоразличительную функцию. Дайте определение словам, которые различаются именно местом постановки ударения:

БрОня – бронЯ; вИдение – видЕние; кОлос – колОсс; Община – общИна; острОта – остротА; провИдение – провидЕние.

Б. Расставьте правильные ударения в словах:

Криминолог, каталог, некролог, аналог, пролог; экономия, анемия, лейкемия, топонимия, гастрономия; биометрия, симметрия, полиметрия, сейсмометрия; каллиграфия, полиграфия, стенография; ветеринария, графомания, библиомания, кулинария, семинария.

При выполнении задания пользуйтесь словарями. Укажите, какой словарь вы использовали.

Морфологические нормы

А. Нормы русского языка требуют для образования формы именительного падежа множественного числа существительных в одних случаях окончания -а, в других – окончания -ы. Образуйте верную форму именительного падежа множественного числа для следующих слов:

Бухгалтер, вексель, возраст, директор, диспетчер, драйвер, инспектор, инженер, конструктор, корректор, лектор, округ, ордер, паспорт, приговор, принтер, профессор, пристав, ректор, сектор, снайпер, торт, фронт, штаб.

 

Б. Вспомните особенности склонения фамилий: русские фамилии на согласный (кроме -ов, -ев, -ын, -ин), относящиеся к женщинам и к мужчинам; славянские фамилии на -аго, -ово, -ых, -их; украинские фамилии на -ко; иноязычные имена и фамилии на согласный и на гласные. После этого поставьте сочетания имен и фамилий в дательном падеже единственного числа (кому?):

Иван Сверчук, Светлана Сверчук, Петр Заяц, Ирина Заяц, Николай Гавриленко, Иван Долгих, Ирина Долгих, Петер Шульц, Эмма Шульц, Людвиг ван Бетховен, Акира Куросава, Мария Смит, Клара Цеткин.

 

В. Определите род перечисленных ниже слов:

Денди, крупье, портье, фламинго, протеже, визави, атташе, кредо; адвокат, староста, водитель; Сухуми, Миссисипи, «Атлетико», «Таймс», «Тайм», «Фигаро»; ГЭС, МВФ, КНР, ФСБ, ТАСС, УБОП, РОЭ, АСЕАН.

Обратитесь к словарям и справочникам, чтобы расшифровать аббревиатуры и узнать, чему принадлежат собственные имена; объясните свои решения.

 

3. Исправьте ошибки в словоупотреблении:

1) Агрессия на Ирак была осуждена на заседании Совета Безопасности ООН.

2) Возникает беспокойство про детей: как они перейдут такой оживленный перекресток.

3) Геноцид против цыган отмечен сегодня во Франции.

4) Заведующий института сделал доклад о работе в 2009 году.

5) Исследования об ошибках в речи часто приводят к неожиданным результатам.

6) Контрабанда оружием велась под прикрытием государства.

7) Некролог известного артиста был напечатан на первой странице всех газет.

8) По ТВ шло обсуждение о предложенных Президентом поправках к законам.

9) Последствия от урагана обнаруживаются в разных местах столицы.

10) Причиной преступлению стало поведение потерпевшей.

11) Она была более благосклонна ему, чем другим претендентам на ее руку.

12) Курсовая Иры, по мнению преподавателя, оказалась совершенно идентичной с работой Димы.

13) Он был недосягаем закону из-за депутатской неприкосновенности.

14) Я признательна к нему за его заботу.

15) Скудные в растительности парки Москвы еще больше пострадали летом от жары.

16) Начальство благоволит перед хорошими сотрудниками.

17) Преподаватели обычно импонируют к работящим и аккуратным студентам.

18) Начальник отстранил заместителя с его должности.

19) Перед поездкой сотрудников инструктируют о поведении в поездке.

20) Его действия превалируют перед его поступками.

 

4. Объясните значение каждого из паронимов и придумайте примеры их употребления в речи:

Договор – договоренность; массажист – массажёр; патронаж – патронат; бережный – бережливый; гарантированный – гарантийный; дружеский – дружественный; практичный – практический; оплатить – уплатить; посмотреть – осмотреть; облаченный – облеченный – обличенный.

При выполнении задания пользуйтесь словарями. Укажите, какой словарь вы использовали.

 

5. Стили русского языка. Определите стилистическую принадлежность текстов. Объясните, что помогло вам выполнить задание.

А. На прошлой неделе глава аппарата правительства Д. Козак признался, что административная реформа пока продвигается со скрипом. Не все, что задумывали, получилось. Есть признаки отступления. После майского «технического переназначения» вместо 14 министерств оказалось 15, прибавилось служб и агентств. Неужели мечте о «компактном эффективном правительстве» так и не суждено сбыться? И сколько управленцев все-таки нужно стране?

 

Б. С юридической точки зрения вещи разделяются, прежде всего, на движимые и недвижимые. Под вещами движимыми обычно подразумеваются такие, которые по самой своей природе могут быть отделены от земли и передвигаться без повреждения своего существа и назначения. Под вещами недвижимыми подразумевается обыкновенно земля и все то, что неразрывно связано с ней физически и юридически. Так, например, все, что растет на земле, рассматривается как часть земли: растения, пока они не отделены от земли, рассматриваются как составные ее части. Дома и вообще все возведенные на земле здания рассматриваются как недвижимость, так как они связаны с ней механически, и предполагается, что они не могут быть отделены от нее без повреждения своего существа и назначения.

 

В. Статья 128. Виды объектов гражданских прав. К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Дополнительное задание: Приведите свои собственные примеры текстов официально-делового, научного и публицистического стиля.Дайте рекомендации по написанию резюме на вакансию.

 

Вариант № 2

Орфоэпические нормы

А. Расставьте правильные ударения в формах слов:

О благах, об аэропорте, возрастов, договору, петлями, в пыли, о складах, о торте, тортов, туфлей, туфлями, о бале, деньгами, о досках, локтей, людям, полосами, на полюсах, в порту, о сети, в сети, стеблю, стеблями, стенами, о степи, в степи, толпами, углями, утра (р.п. от утро), к цепи, цепями, цеха/ цехи, в шаге от, на каждом шагу, о шкафе, на шкафу, инженеров, инспекторов, госпиталей, векселей, катеров, драйверов, лекторов, редакторов, паспортов, ордеров, штабелей, токарей, шоферов.

 

Б. Буква Е в русских словах указывает на мягкость предшествующего согласного. С мягким согласным перед Е произносятся многие заимствованные слова (и произношение с твердым воспринимается как манерное, устаревшее – [пион’эр], но не [пионэр]). Однако во многих заимствованиях сохраняется произношение твердого согласного перед Е. Разделите данные ниже слова на две группы: с твердым согласным перед [э] и с мягким.

Академия, дебаты, атеизм, декларация, бизнесмен, демагог, демократия, девальвация, деградировать, детектор, декор, интеграция, дезинтеграция, кодекс, деноминация, терминал, патент, деполитизация, кортеж, дефолт, тендер, тезис, чеддер, кредо, экстерн, стратегия, сессия, претензия, экспресс, темп, террор.

При выполнении задания пользуйтесь словарями. Укажите, какой словарь вы использовали.

Морфологические нормы

А. Нормы русского языка требуют для образования формы именительного падежа множественного числа существительных в одних случаях окончания -а, в других – окончания -ы. В ряде случаев различия в образовании форм именительного падежа множественного числа связаны с разными значениями слов. Определите значение слов по предложенным формам и приведите примеры употребления форм:

Адреса – адресы; года – годы; корпуса – корпусы; меха – мехи; мужья – мужи; образа – образы; ордена – ордены; пропуска – пропуски; счета – счёты; сыновья – сыны; учителя – учители.

Б. Вспомните особенности склонения фамилий: русские фамилии на согласный (кроме -ов, -ев, -ын, -ин), относящиеся к женщинам и к мужчинам; славянские фамилии на -аго, -ово, -ых, -их; украинские фамилии на -ко; иноязычные имена и фамилии на согласный и на гласные. После этого поставьте сочетания имен и фамилий в дательном падеже единственного числа (кому?):

Иван Тодчук, Светлана Тодчук, Петр Корень, Ирина Корень, Николай Игнатенко, Иван Пестрых, Ирина Пестрых, Петер Зегерс, Эмма Зегерс, Тайсеран де Бор, Иоахим Керзоси, Мария Шульц, Тони Кёртис.

 

В. Определите род перечисленных ниже слов:

Месье, кюри, пани, кенгуру, интервью, инкогнито, импрессарио, пенальти; нотариус, сирота, глава (администрации); Глазго, Лимпопо, «Литораль», «Тексако», «Юманите», «Цайтунг»; СЭС, МИД, КНДР, загс, МВД, РАО, СНГ, ТНК-Би-пи.

Обратитесь к словарям и справочникам, чтобы расшифровать аббревиатуры и узнать, чему принадлежат собственные имена; объясните свои решения.

3. Исправьте ошибки в словоупотреблении:

1) Жители выбирают альтернативу уволенного мэра города.

2) Возникает боязнь за детей: как они перейдут такой оживленный перекресток.

3) Он дает гарантию о возвращении долга в срок.

4) Рядом ученых было предложено новое доказательство о существовании Бога.

5) У него появилось желание об отдыхе в Париже.

6) Конференция о культуре речи прошла неделю назад в Институте русского языка.

7) Первые официальные итоги о выборах оказались неожиданными.

8) Несогласованность с действиями прокуратуры помешала вовремя раскрыть происшествие.

9) Он проявляет одержимость в работе и поэтому почти не имеет личного времени.

10) Требование о предъявлении пропуска в развернутом виде висит на проходной в любом государственном учреждении.

11) Виновный за это преступление будет обязательно наказан.

12) Он был очень компетентен по этому вопросу.

13) Это ему очевидно, потому что разбирается в вопросе.

14) Женщины равноправны мужчинам в правах.

15) Мы чувствуем себя сопричастными к происходящим событиям.

16) Мы всей душой болеем о делах нашей компании.

17) В случае пожара рекомендуется звонить к пожарным.

18) Все жители Москвы негодуют о сносе старинных исторических зданий.

19) Он часто бывает смешным, поэтому все наши друзья о нем постоянно иронизируют.

20) Он протежирует своего друга.

4. Объясните значение каждого из паронимов и придумайте примеры их употребления в речи:

Здравница – здравица; коррективы – корректировка; невежда – невежа; поступок – проступок; выборный – выборочный; главный – заглавный; жилой – жилищный; обидный – обидчивый; туристский – туристический; освоить – усвоить; представить – предоставить.

При выполнении задания пользуйтесь словарями. Укажите, какой словарь вы использовали.

5. Стили русского языка. Определите стилистическую принадлежность текстов. Объясните, что помогло вам выполнить задание.

А. Мощный торнадо обрушился на американские штаты Канзас и Миссури. Там объявлено чрезвычайное положение. Разрушены сотни домов. Жертвами стихии стали 22 человека, более 20 получили ранения. Сейчас спасатели разбирают завалы: под обломками зданий могут находиться люди. По словам очевидцев, диаметр воронки смерча был размером с несколько футбольных полей. Торнадо был настолько сильным, что не выдержали даже самые прочные сооружения. По данным метеослужб, это самый мощный ураган в США за последние 10 лет.

 

Б. Французские просветители называли цивилизованным общество, основанное на разуме и справедливости, подчеркивая тем самым значение факторов, обеспечивающих целостность, общественную гармонию. У Канта намечается различие между понятиями цивилизации и культуры. В концепциях Н. Я. Данилевского, Шпенглера понятии цивилизации противопоставляются понятию культуры. Шпенглер, например, различает культуру как царство органически жизненного в противоположность цивилизации как совокупности технико-механических элементов.

В. Статья 234. Общие положения. Настоящей главой Кодекса устанавливается единый социальный налог (далее в настоящей главе – налог), предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

 

Дополнительное задание: Приведите свои собственные примеры текстов официально-делового, научного и публицистического стиля.

 

Вариант № 3

Орфоэпические нормы

А. В разных глаголах и глагольных формах произносится после мягких согласных [о] (на письме обозначается как Ё, но написание этой буквы не является обязательным) или [э]. Например, во всех формах глагола блёкнуть произносится [о] (блёкну, блёкнешь, блёкло…), а в формах глагола вычерпывать произносится [э] (вычерпываю, вычерпывал...). Разбейте данные ниже глагольные формы на две группы – с произношением О и с произношением Е:

Сберегший, добредший, навезший, свергший, доведший, отвлекшись, нажегший, зарекшийся, изобретший, изрекший, залегший, унесший, обретший, запекшийся, оплетший, предрекший, пренебрегший, приплетший, засекший, затекший, расцветший.

 

Б. В словарях, предназначенных для работников СМИ, есть специальные разделы – произношение имен собственных. Употребляя собственные имена, необходимо придерживаться норм произношения и ударения. Прочитайте имена собственные, расставьте правильные ударения и отметьте случаи произношения твердого слогласного перед Е:

Ясир Арафат, Тони Блэр, Беназир Бхутто, Джордж Вашингтон, Вацлав Гавел, «Гринпис», «Джамахирия», Муамар Каддафи, Александр Керенский, Авраам Линкольн, Нельсон Мандела, Джон Мейджор, Улоф Пальме, Рональд Рейган, Теодор Рузвельт, Иосип Броз Тито, Маргарет Тетчер, ЮНЕСКО;

Анадырь, Анжеро-Судженск, Бангладеш, Берн, Бостон, Буэнос-Айрес, Быково, Вайоминг, Гаага, Геттинген, Гуантанамо, Девоншир, Душанбе, Инсбрук, Йеллоустон, Кембридж, Кэмп-Дэвид, Лейк-Плэсид, Малороссия, Миннеаполис, Мэриленд, Нидерланды, Олбани, Очамчира, Сан-Ремо, Стаффордшир, Тюбинген, Урус-Мартан, Флорида, Хасавюрт, Шэннон, Элиста.

При выполнении задания пользуйтесь словарями. Укажите, какой словарь вы использовали.

Морфологические нормы

А. Нормы русского языка требуют для образования формы родительного падежа множественного числа существительных мужского рода в одних случаях окончания -ов, в других – нулевого окончания (казахов – грузин). Образуйте верную форму родительного падежа множественного числа для следующих слов (слова даны в именительном падеже множественного числа):

Киргизы, осетины, цыгане, солдаты, татары, вандалы, подонки, рекруты, брелоки, браслеты, габариты, нервы, купоны, помидоры, байты, килограммы, километры, рентгены, носки, валенки, плечи, сапоги, чулки.

 

Б. Вспомните особенности склонения фамилий: русские фамилии на согласный (кроме -ов, -ев, -ын, -ин), относящиеся к женщинам и к мужчинам; славянские фамилии на -аго, -ово, -ых, -их; украинские фамилии на -ко; иноязычные имена и фамилии на согласный и на гласные. После этого поставьте сочетания имен и фамилий в дательном падеже единственного числа (кому?):

Иван Мельничук, Светлана Мельничук, Петр Десняк, Ирина Десняк, Николай Давыденко, Никита Белых, Анна Живаго, Димитри Пачуря, Анна Парута, Луи Пастер, Екатерина Гельцер, Жан Лаперуз, Галя Цвирка.

 

В. Определите род перечисленных ниже слов:

Кабальеро, мисс, атташе, какаду, рефери, протеже, импрессарио, рефери; адвокат, плакса, врач; Капри, Хуанхэ, «Наполи», «Цзянси жибао», «Си-эн-эн», «Шпигель»; ТЭЦ, вуз, ПНР, ООН, ОМОН, РАО, СССР, АПН.

Обратитесь к словарям и справочникам, чтобы расшифровать аббревиатуры и узнать, чему принадлежат собственные имена; объясните свои решения.

 

3. Найдите ошибки в словоупотреблении и напишите предложения правильно:

1) Отмечается аномалия его речи – он сильно шепелявит.

2) Была предложена новая версия о виновнике происшествия.

3) У всех поднялось возмущение об ораторе – уж очень плохо он говорил.

4) У многих людей жажда к знаниям приходит только с возрастом.

5) Инициатива о выдвижении Петра Андреева лидером партии не прошла.

6) Командующий армии дал приказ отступить.

7) Мемориал павшим воинам был разрушен в результате выходки вандалов.

8) Его обижали намеки о его связях с преступным миром.

9) Его поведение вызывало обеспокоенность о его здоровье.

10) В газете было опубликовано опровержение о последней статье.

11) Приверженность к идеалам отличает всех работников спецслужб.

12) Он был очень благодарен к своему спасителю.

13) Губительный зеленым насаждениям Москвы смог навредил летом паркам города.

14) Виктор может быть конкурентоспособным с выпускниками ведущих вузов.

15) Он признателен к своим спасителям и постоянно про них вспоминает.

16) Женщины равны с мужчинами в правах.

17) Это письмо адресовано ко всем жителям города.

18) Плохие новости у нас в СМИ доминируют перед хорошими.

19) Жители обороняют свой двор против строителей многоэтажного гаража.

20) После взрывов в метро многие москвичи опасаются о своей безопасности.

 

4. Объясните значение каждого из паронимов и придумайте примеры их употребления в речи:

Вариант – вариации; значение – значимость; основание – обоснование; процесс – процессия; двойной – двойственный; криминальный – криминогенный; праздничный – праздный; элитный – элитарный; выполнить – исполнить; помириться – примириться; принять – предпринять.

При выполнении задания пользуйтесь словарями. Укажите, какой словарь вы использовали.

 

5. Стили русского языка. Определите стилистическую принадлежность текстов. Объясните, что помогло вам выполнить задание.

А. Статья 41. 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека…

 

Б. Государственный секретарь США Колин Пауэлл выступил на заседании Совета Безопасности ООН по вопросу Ирака. Он предъявил спутниковые снимки, аудиозаписи и распечатки подслушанных разговоров иракских руководителей. Пауэлл заявил, что в Ираке хранится от 100 до 500 тонн химических отравляющих веществ и около 16 тысяч ракет. Позиция трех из пяти постоянных членов Совбеза, имеющих право вето, – Китая, России и Франции – осталась неизменной. Министр иностранных дел России Игорь Иванов сказал, что Россия не видит в данный момент необходимости в принятии новой резолюции по Ираку.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.245.121 (0.049 с.)