ТОП 10:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ



Одной из форм самостоятельной работы, выполняемой студентами во внеаудиторное время, является написание реферата(или письменной работы другого жанра) по одной из наиболее актуальных проблем культуры речи (они отражены в перечне предлагаемых тем).

Письменная работа по форме может представлять собой текст лекции по культуре речи, которую студент при желании прочитает перед сокурсниками или другой аудиторией. Работа над темой лекции будет способствовать углублению знаний по определенному вопросу программы.

Выполнение письменной работы предусматривает следующие этапы:

1. Выбор темы.

2. Предварительный план, подборка литературы.

3. Изучение литературы, ее конспектирование.

4. Написание текста, оформление работы.

Следует обратить внимание на внешний вид письменной работы: титульный лист, почерк, грамотность, аккуратность оформления. В конце письменной работы необходимо дать список использованной литературы.

Для написания письменной работы необходимо знать структуру массовой лекции. Важную роль играет вступление к лекции. Оно логически ипсихологически подготавливает слушателей к восприятию основногоматериала. От того, насколько удачным окажется вступление, во многомбудет зависеть степень заинтересованности слушателей в лекции. Часто,стремясь сосредоточить внимание слушателей на основных проблемах темы,во вступлении прибегают к краткому перечислению важнейших вопросовлекции. Для пробуждения интереса к теме лекторы часто используют вовступлении примеры из художественной литературы, цитаты изпроизведений классиков, высказывания писателей, общественных деятелей(в лекции о культуре речи - высказывания о русском языке). Некоторыелекторы считают целесообразным, прежде чем перейти к теоретическомуосвещению проблем, рассказать о каком-либо жизненном факте. Конечно,этим не исчерпываются возможные варианты вступления к лекции. Шаблоназдесь быть не может. Какова бы ни была форма вступления, оно не должнобыть затянутым.

Изложение основного материала (основная часть) должно быть строго последовательным. Существуют разные способы изложения материала. Историческое изложение состоит в том, что лектор объясняет слушателям, чем был предмет, анализируемый в лекции, как он изменялся, чем стал, какое место занял в ряду других явлений.

Чаще всего используется ступенчатый метод расположения материала. В этом случае изложение идет по восходящей линии, от одной идеи к другой, без возвращения к тому, что уже изложено. В конечном счёте раскрывается та главная идея, которая определяет цель данного выступления.

При концентрическом способе изложения основная идея лекции формулируется уже в ее начале, но в общем виде. В дальнейшем она всесторонне обосновывается, обогащается новыми характеристиками, обнаруживает различные свои стороны и грани. В конце своего выступления лектор возвращается к формулировке основной идеи, помогая слушателям осмыслить ее во всей совокупности связей.

В лекционной практике ни один способ построения лекции не выдерживается строго. В каждом конкретном случае можно говорить лишь о преобладании одного из них, так как чаще всего в лекции они тем или иным способом комбинируются.

Заключительная часть лекции подводит итог всему ее содержанию. От последних фраз во многом зависит, какое общее впечатление останется у слушателей и от лекции, и от лектора. Самой природе лекции наиболее соответствует такое заключение, которое кратко обобщает все сказанное, как бы возвращает слушателей к исходному пункту рассуждений и таким образом завершает изложение, "закругляет" его. Во многих случаях оказывается уместным заключение, в котором слушатели призываются к активному действию. Речь идет о стимулировании конкретного поведения слушателей.

Композиционная соразмерность важна и в соотношении рационального и эмоционального в лекции, фактического материала и теоретических положений, пространных рассуждений и кратких выводов, негативного и позитивного материала.

5.6 Темыписьменныхработ(рефератов)

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, СООБЩЕНИЙ, РЕФЕРАТОВ

По разделу «Культура речи»

 

1 Культура ораторской речи.

2 Культура полемической речи.

3 Особенности служебно-делового общения.

4 Дифференциация официально-делового стиля. Понятие подстиля. Канцелярский подстиль. Жанры документов канцелярского подстиля.

5 Особенности формальной организации, содержательного наполнения и используемых средств языка текстов канцелярского подстиля.

6 Юридический подстиль. Жанры документов юридического подстиля.

7 Особенности формальной организации, содержательного наполнения текстов юридического подстиля и используемых при их создании языковых средств.

8 Речевое общение в деловых переговорах.

9 Служебная документация.

10 Документы для внутреннего пользования.

11 Документы для внешнего пользования.

12 Служебная документация. Сопутствующие обстоятельства: коммерческая тайна, типичные ошибки.

13 Типичные ошибки в языке и стиле документов.

14 Методика редактирования текстов документов.

15 Использование технических средств в общении (телефон, факс-модем, электронная почта, пейджер, телеконференция и др.).

16 Особенности речи перед микрофоном и телекамерой.

17 Аннотирование и реферирование.

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, СООБЩЕНИЙ, РЕФЕРАТОВ

По разделу «Этикет»

 

1. История развития этикета в России.

2. Особенности приветствий на Западе, в мусульманских странах и в России.

3. Речевая культура приветствий в различных социальных группах.

4. Застольный этикет.

5. Невербальные средства общения и этикет.

6. Коммерческая тайна и способы ее защиты.

7. История визитной карточки и ее виды.

8. Переговоры как «искусство компромисса»: виды переговоров, методы и тактики их ведения.

9. «Размен» или «пакетная сделка».

10. Особенности ведения переговоров в странах Европы, США, Азии (по выбору).

11. Имидж делового человека: мужчина, женщина.

12. Старообрядческая деловая среда и ее роль в развитии российской деловой культуры.

13. Этикет в юридической практике.

14. Виды официальных приемов и правила их проведения.

 

5.7 Список литературы для письменных работ(рефератов)

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М., 1972.

2. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. - М., 1978.

3. Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. - М., 1981.

4. Алексеев М.Н. Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг » - Л.,1967.

5. Апресян Г.З. Ораторское искусство. - М., 1972.

6. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. - М., 1966.

7. Барашков В.Ф. А как у вас говорят? - М., 1986.

8. Брагина Л.А. Русское слово в языках мира. - М., 1978.

9. Будагов Р.А. Как мы говорим и пишем. - М., 1988.

10. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. - М., 1988.

11. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. - М., 1982.

12. Вартаньян Э.А. Рождение слова. - М., 1970.

13. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче... - М., 1984.

14. Веселов П.В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки. - М., 1993.

15. Веселов П.В., Овчинникова Н.В. Служебный речевой этикет // Русская речь. 1986. № 4, 5.

16. Вишнякова О.В. Паронимия в русском языке. - М., 1984.

17. Галь Н. Слово живое и мертвое. - М., 1979.

18. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии. - М., 1988.

19. Головин Б.Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. - М., 1988.

20. Гольдин В.Е. Речь и этикет. - М., 1983.

21. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. - М., 1987.

22. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое, настоящее, будущее. - М., 1984.

23. Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. - М., 1983.

24. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. - М., 1978.

25. Жигулев А.М. Русские пословицы и поговорки. - М., 1969.

26. Жигулев А.М. Сила образного слова. - М., 1979.

27. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А. Тайны родного языка. - М., 1969.

28. Калинин А.В. Культура русского слова. - М., 1984.

29. Касаткин Л.Л. Русские диалекты и языковая политика // Русская речь. 1993. №2.

30. Коготкова Т.С. Письма о словах. - М., 1984.

31. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. - М., 1984.

32. Колесников Н.П. Культура письменной речи. - М., 1987.

33. Колосов В.В. Культура речи - культура поведения. - Л., 1988.

34. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. - М., 1978.

35. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И. Мир родной речи. - М., 1972.

36. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. - М., 1976.

37. Максимов В.И. Точность и выразительность слова. - Л., 1968.

38. Мокиенко В.М. В глубь поговорки. - М., 1975.

39. Мокиенко В.М. Образы русской речи. - Л., 1986.

40. Николаева Т.М. Жест и мимика в лекции. - М., 1972.

41. Никольская С.Т. Техника публичной речи. - М., 1980.

42. Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. - М., 1981. Гл. 6: Речевая культура оратора.

43. Ночевник М.Н. Человеческое общение. - М., 1988.

44. Нуйкин А. Мужской разговор. - М., 1988.

45. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. - М., 1973.

46. Опульская Л. Д. Точность авторского слова (текстологический анализ рукописей Л.Толстого) // Русская речь. 1988. № 4.

47. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. - М., 1982.

48. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М., 1991.

49. Паламарь А. Мудрость общения. М., 1990.

50. Порудоминский В. Повесть о толковом словаре. - М., 1981.

51. Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? - М., 1979.

52. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. - М., 1979.

53. Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. - М., 1984.

55. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? - М., 1980.

56. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М., 1995.

57. Солодуб Ю.П. Путешествие в мир фразеологии. - М., 1981.

58. Суперанская А.В. Как вас зовут? Где вы живете? - М., 1964.

59. Супрун А.Е. Русский язык советской эпохи. - Л., 1969.

60. Тимофеев Б. Правильно ли мы говорим? - Л., 1963.

Раздел 6. Методические рекомендации преподавателю

Курс «Культура речи и этикет» изучается студентами очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, занимающимися по программе получения высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция» (подготовка бакалавра). Предмет изучается студентами первого курса, не имеющими опыта обучения в высшем учебном заведении. В силу этого задачей преподавателя является не только доведение до аудитории теоретического материала на лекциях и закрепление его на семинарских занятиях, но и ознакомление студентов со спецификой обучения в вузе, оказание им помощи в адаптации в новых для них условиях.

Изучение дисциплины начинается с рассмотрения предмета и задач курса, определения основных понятий, таких, как «литературный язык и его норма», «диалект», «профессиональный язык», «стили литературного языка», «общегражданский этикет», «речевой этикет» и др. Затем последовательно изучаются основные разделы курса в соответствии с представленной далее программой.

Основными формами учебной работы являются лекции, семинары, самостоятельная работа студентов (включающая в себя подготовку докладов и сообщений).

В ходелекций преподаватель излагает и разъясняет основные понятия изучаемой темы, связанные с ней практические проблемы, предлагает рекомендации к самостоятельной работе.

Семинарские занятия служат для контроля знаний студентов, закрепления изученного материала, выполнения практических заданий, направленных как на формирование навыков оптимального использования языковых средств в конкретной речевой ситуации в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, так и на строгое соблюдение норм русского языка на разных языковых уровнях. Кроме этого, на занятиях формируются навыки публичного выступления, умение говорить выразительно, пользуясь «хорошим» русским языком, навыки ведения дискуссии, составления деловых документов. Важным моментом является предлагаемый на занятиях лингвистический анализ языка юридических текстов, призванный познакомить студентов со спецификой организации таких текстов и выработать навыки создания текстов юридической направленности. Все это является необходимым условием успешной профессиональной деятельности будущих юристов.

В соответствии со спецификой изучаемого курса на семинарских занятиях часть времени отводится практикум по русскому языку, целью которого является освещение наиболее трудных вопросов русской орфографии и пунктуации (в целях эффективной работы над этими проблемами на занятиях студенты должны повторять изученный ранее в средней школе материал в процессе подготовки к каждому семинару).

Преподавание дисциплины предполагает активное использование учебных материалов, выполненных в электронном виде (иллюстративный материал, демонстрирующий тексты разных стилей, изобилующие ошибками содержательного, композиционного и лингвистического характера, и правленые варианты таких текстов; контрольные задания и под.; иллюстративный материал к разделу «Этикет»). Кроме этого, преподаватель может использовать на занятиях Интернет-ресурсы (обращаться к справочным материалам, размещенным на специальных порталах, таких, как www.gramota.ru и www.gramma.ru). Кроме этого, в качестве форм промежуточного контроля знаний студентов могут использоваться тестовые задания, содержащиеся в сформированной преподавателями кафедры базе данных.

Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, подготовку докладов и сообщений, выполнение практических заданий по русскому языку (и повторение ранее изученного материала по разделам «Орфография» и «Пунктуация»). Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов и эффективности работы учебных групп.

Наконсультациях преподаватель разъясняет наиболее сложные вопросы, дает требуемые рекомендации по изучению текущего материала.

Раздел 7. Методические рекомендации студенту

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Культура речи и этикет» являются лекции и семинары. Студент не имеет права пропускать занятия без уважительных причин, в противном случае он может быть не допущен к сдаче зачета.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия рассматриваемой темы, связанные с нею теоретические и практические проблемы, даются рекомендации по организации самостоятельной работы. Обязанностью студентов является внимательное и осмысленное восприятие лекционного материала – конспектирование лекции (в конспекте рекомендуется оставлять поля для последующей самостоятельной работы).

По данному курсу проводятся семинарские занятия по всем основным разделам, служащие для контроля знаний студентов, закрепления изученного материала, выполнения практических заданий. Такие задания формируют у студентов навыки эффективного использования средств русского языка в определенной речевой ситуации в соответствии с поставленной задачей общения, закрепляют знания норм русского языка на разных языковых уровнях, формируют представление о моделях поведения делового человека на службе.

Семинару предшествует самостоятельная работа студентов, заключающаяся в освоении лекционного материала и информации, содержащейся в литературе, рекомендованной преподавателем.

В процессе изучения курса студенты могут выступить на семинарском занятии с докладом или сообщением.

Доклад – это самостоятельная работа студента по выбранной проблеме, предполагающая достаточно глубокое и всестороннее ее освещение, для чего необходимо изучение и обобщение литературы по изучаемому вопросу (в том числе дополнительной). Доклад представляется студентом на семинарском занятии и длится 20–25 минут. В конце выступления докладчик должен сделать обобщение и ответить на вопросы аудитории.

В отличие от доклада сообщение, как правило, посвящено более частному вопросу, но также предполагает изучение дополнительной литературы и достаточно глубокое освещение вопроса. Сообщение длится 10–15 минут. В конце выступления докладчик также должен быть готов к ответам на вопросы, возникшие у аудитории.

Студентам заочного отделения необходимо выполнить контрольную работу, предусмотренную учебным планом. В процессе работы над контрольной необходимо сначала осваивать теоретический материал, а затем переходить к выполнению практического задания. Работа должна быть выполнена абсолютно грамотно и оформлена в соответствии со стандартами (поля, абзацное членение, шрифт).

В процессе работы над докладами и сообщениями, контрольной и письменными работами студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Примерные темы докладов и сообщений приведены в настоящем издании. Кроме этого, студенты могут по согласованию с преподавателем подготовить сообщения и на другие интересующие их темы в рамках проблематики изучаемого предмета.

Консультации могут проводиться как индивидуально, так и для целой группы. С графиком консультаций можно ознакомиться на кафедре и на сайте академии.

Раздел 8. Литература

8.1 Основная

1. Зарайченко, В. Е. Этикет государственного служащего : учеб. пособие / В. Е. Зарайченко. – 3-е изд. – Ростов-н/Д : МарТ : Феникс, 2012. — 317 с.

2. Русский язык и культура речи : учебник / под ред. проф. В. И. Максимова. – М. : Гардарики, 2013[2]. — 408 с. (или стереотипные издания 2002 и 2004 гг.).

3. Русский язык и культура речи : практикум / под ред. проф. В. И. Максимова. – М. : Гардарики, 2013. — 304 с. (или стереотипные издания 2002 и 2004 гг.).

4. Соловьев, Э. Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол : учеб. пособие / Э. Я. Соловьев. – 8-е изд., перераб. и доп. – М. : Ось-89, 2012. — 319 с.

5. Культура и стиль делового общения [Электронный ресурс] / Ю.А. Петрова. - М., 2007.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

6. Основы культуры речи [Электронный ресурс]/ Е.Н. Зверева. - М.:Евраз.откр. ин-т, 2009.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

7. Русская риторика и культура речи [Электронный ресурс] / И.Б. Голуб, В.Д. Неклюдов. - М.: Юнити, 2011.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

8. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н.В. Камнева, Л.В. Шевченко.- Томск: Эль Контент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2013.— 124 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

9. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Е.Н. Бегаева, Е.А. Бойко, Е.В. Михайлова, Е.В.Шарохина. - Саратов, 2012.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

 

Дополнительная

1. Киянова, О.Н. Работа над текстом официально-делового стиля : учеб.-метод. пособие / О. Н. Киянова. – М. : РПА Минюста России, 2007. — 141 с.

2. Культура русской речи : учебник для вузов / отв. ред. Л. К. Граудина и Е. Н. Ширяев. – М. : Норма, 2008. — 549 с. в дополнительную, 8 экз.

3. Розенталь, Д. Э. Пособие по русскому языку /
Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс : Мир и образование, 2009. — 415 с. (или любое другое стереотипное издание).

4. Русский язык и культура речи : учебник / под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. – М. : Юрайт, 2009. – 356 с.

5. Егорова, А. С. Этикет деловых отношений / А. С. Егорова. – М. : ОЛМА, Медиа Групп, 2010.

6. Навыки юриста : учеб. пособие / под ред. Е. Н. Доброхотовой. – СПб. : Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та : Изд-во юрид. факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2006.

7. Смирнов, Г. Н. Этика деловых отношений : учебник / Г. Н. Смирнов. – М. : Проспект, 2009.

8. Солоницына, А. А. Профессиональная этика и этикет : учебник /
А. А. Солоницына. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.

9. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.И. Максимова.- М.: Гардарики, 2008

10. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.И. Максимова.- М.: Гардарики, 2006.

11. Русский язык. Культура речи: курс лекций / под ред. М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев.- М.: АйрисПресс, 2008.

 

 

Рекомендуемые словари







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.245.125 (0.026 с.)