Приемы и средства работы с учебным текстом в начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы и средства работы с учебным текстом в начальной школе



Анализ учебно-методических комплексов: «Классическая начальная школа»; УМК, реализующий принципы развивающего обучения (система Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова); УМК, реализующий личностно-развивающие принципы («Школа 2100») – по русскому языку и окружающему миру (в данных учебниках содержатся учебно-научные тексты, в учебниках по литературному чтению – художественные) – показал, что обучение младших школьников работе с учебно-научным текстом ведется только в УМК «Школа 2100». Во всех УМК по русскому языку внимание уделяется обучению младших школьников восприятию и пониманию информации текста (прогнозирование содержания текста; определение темы и основной мысли текста, озаглавливание текста, деление текста на части, определение микротем текста, составление вопросов к тексту, составление плана текста; пересказ подробный и сжатый; составление текста на заданную тему; извлечение основной информации из текста), а также порождению учебно-научного текста (рассказы по вопросам, с опорой на план, с опорой на рисунок, продолжение текста, подробный и сжатый пересказ и др.). В учебниках предусмотрены упражнения на формирование умений у младших школьников (практическим путем) создавать учебно-научный текст разных жанров (устный ответ, языковой пример, ответ-анализ, и т.п.). Работа с видами учебно-научного текста (определениями, объяснениями, правилами и т.д.) проходит по одной схеме: предположение, чтение текста, ответ на вопросы.

Таким образом, требования к личности, умеющей извлекать и преобразовывать учебную информацию, делает необходимым формирование у учащихся умений работать с учебно-научным текстом, т.е. информационно-аналитических умений, в том числе и на уроках русского языка, но учебно-методические комплексы, предлагая отдельные способы решения данной задачи, не достаточно формируют информационно-аналитические умения у младших школьников в работе с учебно-научным текстом. Поэтому необходимо формировать у учащихся умения воспринимать и понимать учебно-научный текст, извлекать, обрабатывать, анализировать информацию учебно-научного текста, умения работать с различными видами учебно-научного текста (текст-определение, текст-правило, текст-описание, текст-объяснение, текст-рассуждение); умения дифференцировать учебно-научный текст (выделение признаков, языковых особенностей учебно-научного текста); умения создавать учебно-научные тексты разных жанров (сообщение, языковой пример, объяснение-толкование, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка).

Работа с текстом направлена на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки (универсальные учебные действия – УУД) в учебных и жизненных ситуациях:

1. Нахождение информации. «Прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме, выделение главного и второстепенного содержания».

2. Интерпретация текста. «Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста».

3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. «Связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения».

УМК «Начальная школа XXI века» включает в себя разные виды работы с текстом в начальной школе:

Виды работ с текстом в начальной школе:

- Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

- Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).

- Чтение по готовому плану.

- Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.

- Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

- Восстановление деформированного текста.

- Инсценирование текста или отрывка.

- Выборочное чтение (с определенным заданием).

- Чтение в лицах.

- «Жужжащее чтение».

- Чтение цепочкой по предложению.

- Чтение абзацами.

- Чтение с пометками.

- Чтение с остановками (+прием «дерево предсказаний»).

- Чтение по группам.

- Поисковое чтение.

- Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)

- «Живая картинка» (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

- Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

- Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

- Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

- Нахождение и чтение образных слов и описаний.

- Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

- Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

- Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

- Нахождение самого длинного слова в тексте.

- Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

- Чтение с пометками непонятных слов.

- Кроссворд (игровая форма) погружения в текст

Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО:

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

- Практическое отличие текста от набора предложений.

- Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

- Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

- Озаглавливание текста (подбор заголовков).

- Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс – обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

- Подбор антонимов и синонимов к словам.

- Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

- сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Для обучения работе с текстами соблюдаются некоторые условия:

1. Для развития умения находить информацию используются тексты научно-познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

3. Попутно ведется работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

4. При работе с текстами учитывается мотивация учащихся и их способность быть читателем.

5. Разные по объему произведения позволяют учителю учитывать разноуровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении является одной из основных черт современного начального образования. Необходимость дифференцированного подхода к работе обусловлена тем, что мы начинаем обучение детей разного уровня готовности к школе (читающие, не читающие, знающие буквы и сомневающиеся) и разными индивидуальными особенностями.

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»):

- Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.

- Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).

- Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).

Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.

Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью. На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения.

На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов.

Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.

На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

Поэтапно реализуемая работа с текстами даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом. Если в начале 2 класса учащиеся показывали 55 % качества, то к концу учебного года процент качества составлял 72%.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Использованная литература:

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2008 год

2. Галеева Н.Л., Викулина Т.А., Винокурова Н.К. Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка.

3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. М. ВентанаГраф, 2013

4. Пентин А.Ю. Что нам делать с PISA? // Методист. 2008. №4.

5. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2005. №4. 8

6. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс - М., Экзамен, 2014

7. http://www.prodlenka.org Автор материала: Баранова Ирина Владимировна


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1084; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.019 с.)