Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приемы и средства работы с учебным текстом в начальной школеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Анализ учебно-методических комплексов: «Классическая начальная школа»; УМК, реализующий принципы развивающего обучения (система Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова); УМК, реализующий личностно-развивающие принципы («Школа 2100») – по русскому языку и окружающему миру (в данных учебниках содержатся учебно-научные тексты, в учебниках по литературному чтению – художественные) – показал, что обучение младших школьников работе с учебно-научным текстом ведется только в УМК «Школа 2100». Во всех УМК по русскому языку внимание уделяется обучению младших школьников восприятию и пониманию информации текста (прогнозирование содержания текста; определение темы и основной мысли текста, озаглавливание текста, деление текста на части, определение микротем текста, составление вопросов к тексту, составление плана текста; пересказ подробный и сжатый; составление текста на заданную тему; извлечение основной информации из текста), а также порождению учебно-научного текста (рассказы по вопросам, с опорой на план, с опорой на рисунок, продолжение текста, подробный и сжатый пересказ и др.). В учебниках предусмотрены упражнения на формирование умений у младших школьников (практическим путем) создавать учебно-научный текст разных жанров (устный ответ, языковой пример, ответ-анализ, и т.п.). Работа с видами учебно-научного текста (определениями, объяснениями, правилами и т.д.) проходит по одной схеме: предположение, чтение текста, ответ на вопросы. Таким образом, требования к личности, умеющей извлекать и преобразовывать учебную информацию, делает необходимым формирование у учащихся умений работать с учебно-научным текстом, т.е. информационно-аналитических умений, в том числе и на уроках русского языка, но учебно-методические комплексы, предлагая отдельные способы решения данной задачи, не достаточно формируют информационно-аналитические умения у младших школьников в работе с учебно-научным текстом. Поэтому необходимо формировать у учащихся умения воспринимать и понимать учебно-научный текст, извлекать, обрабатывать, анализировать информацию учебно-научного текста, умения работать с различными видами учебно-научного текста (текст-определение, текст-правило, текст-описание, текст-объяснение, текст-рассуждение); умения дифференцировать учебно-научный текст (выделение признаков, языковых особенностей учебно-научного текста); умения создавать учебно-научные тексты разных жанров (сообщение, языковой пример, объяснение-толкование, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка). Работа с текстом направлена на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки (универсальные учебные действия – УУД) в учебных и жизненных ситуациях: 1. Нахождение информации. «Прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме, выделение главного и второстепенного содержания». 2. Интерпретация текста. «Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста». 3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. «Связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения». УМК «Начальная школа XXI века» включает в себя разные виды работы с текстом в начальной школе: Виды работ с текстом в начальной школе: - Чтение всего текста (первичное, ознакомительное). - Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений). - Чтение по готовому плану. - Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий. - Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома. - Восстановление деформированного текста. - Инсценирование текста или отрывка. - Выборочное чтение (с определенным заданием). - Чтение в лицах. - «Жужжащее чтение». - Чтение цепочкой по предложению. - Чтение абзацами. - Чтение с пометками. - Чтение с остановками (+прием «дерево предсказаний»). - Чтение по группам. - Поисковое чтение. - Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором) - «Живая картинка» (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное). - Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку. - Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос. - Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста. - Нахождение и чтение образных слов и описаний. - Нахождение и чтение слов с логическим ударением. - Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн. - Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило. - Нахождение самого длинного слова в тексте. - Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов. - Чтение с пометками непонятных слов. - Кроссворд (игровая форма) погружения в текст Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО: 1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия. - Практическое отличие текста от набора предложений. - Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. - Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. - Озаглавливание текста (подбор заголовков). - Составление схематического или картинного плана под руководством учителя. 2 класс – обучение детей работать с текстом: - смысловое чтение; - владение пересказом разного вида; - деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения); - выделение опорных слов (словосочетаний); - характеристика героев и их поступков. - Подбор антонимов и синонимов к словам. - Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова. 3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: - самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента); - нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме; - выделение главной и второстепенной информации; - выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями); - прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; - самостоятельное формулирование вопросов по тексту; - сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием. Для обучения работе с текстами соблюдаются некоторые условия: 1. Для развития умения находить информацию используются тексты научно-познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ. 2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». 3. Попутно ведется работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность). 4. При работе с текстами учитывается мотивация учащихся и их способность быть читателем. 5. Разные по объему произведения позволяют учителю учитывать разноуровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении является одной из основных черт современного начального образования. Необходимость дифференцированного подхода к работе обусловлена тем, что мы начинаем обучение детей разного уровня готовности к школе (читающие, не читающие, знающие буквы и сомневающиеся) и разными индивидуальными особенностями. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи. Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»): - Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ. - Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом). - Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов). Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость. На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью. На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения. На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире. На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.). Поэтапно реализуемая работа с текстами даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом. Если в начале 2 класса учащиеся показывали 55 % качества, то к концу учебного года процент качества составлял 72%. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Использованная литература: 1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2008 год 2. Галеева Н.Л., Викулина Т.А., Винокурова Н.К. Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка. 3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. М. ВентанаГраф, 2013 4. Пентин А.Ю. Что нам делать с PISA? // Методист. 2008. №4. 5. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2005. №4. 8 6. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс - М., Экзамен, 2014 7. http://www.prodlenka.org Автор материала: Баранова Ирина Владимировна
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.7 (0.008 с.) |