Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие учебного текста в начальной школе

Поиск

В педагогической и научной литературе рвстречается множество определений понятия «учебный текст». А.Э. Бабайлова, исследуя текст вообще и учебный текст в частности, пишет: «Учебный текст – это единица обучения текстовой деятельности, учебной текстовой коммуникации. Это текст, организованный в дидактических целях в смысло-содержательном, языковом и композиционном отношениях в единую систему, часть совокупной информации учебника, предназначенной для управляемого становления текстовой деятельности, на основе которой дается система знаний по определенной дисциплине, прививаются умения и навыки людям определенной группы (возрастной, национальной и т.д.) на определенном этапе обучения» [А.Э. Бабайлова, с. 130]. Подчеркивая обучающую роль текстов, Т.М. Дридзе замечает: «Через тексты обучаемый приобщается к знаниям, социальным ценностям и нормам, к разнообразным сведениям, накопленным людьми в ходе практической и теоретической деятельности, что важно ему для участия в социальной жизни, для совместной с другими людьми социальной деятельности; поэтому столь значимым является то, войдут ли полученные знания в картину мира, сформированную в сознании индивида, и какое место отвел человек каждому конкретному тексту в общей системе своих знаний и представлений об окружающем мире» [Т.М. Дридзе, с. 240].

А.Р. Габидуллина [с. 160] выделяет в учебном тексте когнитивную (онтологическую), гносеологическую (методологическую) и прагматическую разновидности информации. Онтологический (предметный) аспект знания соотносится с результатом познавательной деятельности, т.е. знанием, рассматриваемым в его логико-семантической онтологии как данное, когда можно обнаружить установленные связи между элементами, иначе говоря, знанием, рассматриваемым с учетом его логического компонента. Гносеологический (методологический) аспект знания рассматривается как способ формирования новых понятий, обоснования и интерпретации основных и уточняющих понятий, т. е. способ установления логико-семантических отношений между ними. Если онтологический аспект связан со знаниями о мире, то содержание методологического аспекта заключается в знании о знаниях. В учебном тексте есть и прагматическая информация. Посредством нее автор «встраивает» в содержательный план речи разнообразные по своему характеру и сфере действия прагматические значения.

Учебно-научный текст призван воплотить логику программы обучения, которая, в свою очередь, соответствует преподаваемой науке, он должен быть адаптирован к содержанию обучения в целях его понимания. Учебно-научный текст обладает последовательным разворачиванием контекста от известного к неизвестному, от простого к сложному, от частного к общему, полнотой и глубиной рассмотрения материала, описания изучаемого вопроса. Данный текст «аранжирован» вопросами для усвоения и закрепления полученных знаний при чтении учебника. Учебно-научный текст (с точки зрения «сухой» информации) обладает избыточностью: он есть включает в себя эмоционально-воздействующие элементы (сравнения, метафоры, гиперболы).

Учебный текст как продукт письменной речевой деятельности автора, автора-составителя-учебника является основной формой передачи знаний школьникам. Именно поэтому он был и остается основной содержательной единицей обучения. Важнейшей характеристикой учебного текста является наличие в нем образовательного, культурологического, воспитывающего и развивающего потенциала. Из этого следует, что предназначение учебного текста – хранить информацию, а в процессе ее передачи воздействовать на сознание обучаемых, мотивировать их на работу с учебным материалом, способствовать развитию их креативных качеств. Порождение учащимися новых текстов-дискурсов на базе усвоенного учебного текста позволяет им демонстрировать интеллект, формировать мировоззрение, реализовать творческие способности личности.

Именно поэтому учебный текст должен воплощать в себе целостную систему деятельности учащегося, а также содержать компоненты, обеспечивающие восприятие заключенной в нем информации. Ведь учебный текст – это, прежде всего, текст обучающий. Следовательно, он должен включать средства, благодаря которым деятельность учащегося стимулируется, мотивируется, программируется и реализуется, приводя, в конечном счете, к достижению целей, поставленных в процессе изучения предмета. Особенность учебного текста заключается в том, что он ограничивается «учебным языком», то есть языком, определенным образом (в соответствии с целевой установкой) отобранным и минимизированным, т.е. «освобожденным» от малосущественных и второстепенных для данных целей обучения черт.

Учебный текст – это обычно поликодовый текст. Помимо вербальных знаков в нем используются пиктографические изображения, изменение цвета, шрифтовое выделение.

Для учителя текст является неким ориентиром деятельности, для ученика –неким источником информации, объектом изучения и понимания. Для учителя текст является средством обучения, а для ученика – объектом. Соответственно, своеобразие учебного текста с точки зрения его отношения к учебному процессу состоит в том, что он одновременно является и объектом изучения, и средством обучения.

Итак, суммируя все сказанное, можно сказать, что учебный текст является, во-первых, одной из главных содержательных единиц обучения, т.к. он выполняет очень важные образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Во-вторых, учебный текст является важной составляющей учебного дискурса, т.к. в учебном дискурсе два участника – учащийся и учебный текст. Учебный текст, являясь материализованным носителем содержания образования, должен быть одновременно и организатором процесса усвоения этого содержания. Очень важными задачами учебного текста и соответственно его автора являются управление собственно процессом чтения обучаемого, возможность предвидеть возможные затруднения в понимании. Именно поэтому, вопрос о том, каким быть учебному тексту в ситуации смены образовательных парадигм, в свете требований нового образовательного стандарта, вопрос далеко не праздный. От его решения зависит, какими будут новые школьные учебники.

1. Бабайлова А. Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. – с.130.

2. Габидуллина А.Р. Учебно-педагогический дискурс. – Горловка: ГГПИИЯ, 2009. – с.160.

3. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихологии. – М.: Наука, 1984. – c.240.

Проанализируем особенности учебного текста в начальной школе.

В настоящее время система образования должна ориентироваться на развитие личности школьника, способной творчески применять полученные знания и умения в практической деятельности. Время предъявляет особые требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план способность быстро ориентироваться в информационном пространстве, находить, анализировать, обобщать и хранить информацию.

В младшем школьном возрасте происходит большое количество преобразований в личности ребенка, которые влияют на всю дальнейшую жизнедеятельность индивида. В данном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой школьник получает и перерабатывает огромные объемы информации. С поступлением ребенка в школу начинается изучение русского языка, «естествознания, географии, истории, хотя бы и элементарных, но построенных в виде системы» (С.Л. Рубинштейн). Анализ педагогической теории и практики (Л.И. Божович, Э.А. Фарапонова, Б.С. Волков, Ф.Н. Гоноболин и др.) показал, что у младших школьников есть предпосылки для успешной работы с учебно-научными текстами. По мнению Б.С. Волкова, развитие восприятия в большей мере происходит под воздействием учителя, который учит младших школьников выделять существенные признаки и свойства, указывает, на что следует специально обратить внимание, учит планомерному и систематическому анализу при восприятии. На уроках русского языка под руководством учителя учащиеся овладевают техникой восприятия информации на материале учебных текстов: смотрят, слушают, выделяют главное, существенное, видят в предмете много деталей; восприятие становится расчлененным и целенаправленным, управляемым, сознательным процессом.

В процессе учебной деятельности ученик получает много учебно-научных сведений, что требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять материал и усвоить его, т.е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию.

Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнестическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала), переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала (третий – четвертый класс). Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет, в конечном счете, на отношение к учебе и школе.

В процессе учебной деятельности у младших школьников мыслительные процессы меняют свой характер: восприятие, внимание и память становятся произвольными, целенаправленными и управляемыми процессами; мышление приобретает форму связного логического рассуждения (Л.И. Божович, А.Г. Рузская, А.А. Смирнов и др.). Несмотря на это у младших школьников наблюдаются сложности в восприятии, понимании, анализе информации учебно-научного текста.

Учебно-научные тексты наиболее адекватны целям обучения в школе. Учебно-научные тексты составляют основу учебного материала, необходимого для усвоения учащимися. В современной науке учебно-научный текст исследуется в различных аспектах: дидактическом (Д.Д. Зуев, И.Я. Лернер, А. Шогенов), методическом (Г.Г. Граник, Л.А. Концевой и др.), лингвистическом (А.Н. Васильева); определен круг текстовых умений младших школьников (Т.А. Ладыженская, С.И. Львова), выстроен методический аппарат по обучению младших школьников восприятию и созданию текста (Г.С. Щеголева).

Е.И. Мотина определяет учебно-научный текст как единицу, «содержащую такое сообщение, в котором доказательно раскрывается содержание изучаемого объекта, дается совокупность его характеристик в определенном аспекте, отражающем направление рассмотрения данного объекта в конкретной научной дисциплине». По мнению О.Д. Митрофановой, учебно-научные тексты отличаются своей дидактической направленностью, они призваны обучать, что отражается в способе представления и расположения материала, в изложении и даже в оформлении. Их цель – обучение, поэтому учебно-научный текст строится по законам учебного процесса (от простого к сложному, от известного в новому), отличается дедуктивным характером изложения, обилием примеров-иллюстраций. Ж.И. Жеребцова рассматривает учебно-научный текст как «сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершенностью, связанностью и направленное на передачу знаний, то есть на процесс обучения».

Таким образом, учебный текст в начальной школе – это обучающий текст, связанный с определенной предметной областью, который отличается информативностью, терминированностью, четкой структурированностью, строгой дозированностью информации, последовательным использованием графических способов дифференциации информации, наличием «опор», помогающих в восприятии и понимании текста. В учебных книгах для начальной школы представлен следующими видами: текст-определение, текст-правило, текст-описание, текст-объяснение, текст-рассуждение.

Перечисленные признаки позволяют отграничить учебно-научный текст от других видов учебных текстов, аргументировать роль учебно-научных текстов в формировании у младших школьников информационно-аналитических умений, т.е. умений осуществлять поиск, воспринимать, понимать, анализировать, обобщать, систематизировать информацию; реализовывать данные умения при создании собственных учебно-научных текстов различных жанров.

Теоретической основой обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом является теория речевой и теория учебной деятельности.

Речевая деятельность дает возможность рассматривать методику обучения работе с учебно-научным текстом в соответствии с этапами порождения речи, содержащей ориентировку в условиях деятельности, определение плана в соответствии с результатами ориентировки, осуществление (реализация) этого плана, контроль речевых действий.

Учебная деятельность рассматривается как основной вид деятельности младшего школьника. Учебная деятельность имеет определенную структуру: (учебные ситуации (или задачи), учебные действия, контроль, оценка) – которая учитывается при формировании умений по работе с учебно-научным текстом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.21.96 (0.012 с.)