Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие учебного текста в начальной школеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В педагогической и научной литературе рвстречается множество определений понятия «учебный текст». А.Э. Бабайлова, исследуя текст вообще и учебный текст в частности, пишет: «Учебный текст – это единица обучения текстовой деятельности, учебной текстовой коммуникации. Это текст, организованный в дидактических целях в смысло-содержательном, языковом и композиционном отношениях в единую систему, часть совокупной информации учебника, предназначенной для управляемого становления текстовой деятельности, на основе которой дается система знаний по определенной дисциплине, прививаются умения и навыки людям определенной группы (возрастной, национальной и т.д.) на определенном этапе обучения» [А.Э. Бабайлова, с. 130]. Подчеркивая обучающую роль текстов, Т.М. Дридзе замечает: «Через тексты обучаемый приобщается к знаниям, социальным ценностям и нормам, к разнообразным сведениям, накопленным людьми в ходе практической и теоретической деятельности, что важно ему для участия в социальной жизни, для совместной с другими людьми социальной деятельности; поэтому столь значимым является то, войдут ли полученные знания в картину мира, сформированную в сознании индивида, и какое место отвел человек каждому конкретному тексту в общей системе своих знаний и представлений об окружающем мире» [Т.М. Дридзе, с. 240]. А.Р. Габидуллина [с. 160] выделяет в учебном тексте когнитивную (онтологическую), гносеологическую (методологическую) и прагматическую разновидности информации. Онтологический (предметный) аспект знания соотносится с результатом познавательной деятельности, т.е. знанием, рассматриваемым в его логико-семантической онтологии как данное, когда можно обнаружить установленные связи между элементами, иначе говоря, знанием, рассматриваемым с учетом его логического компонента. Гносеологический (методологический) аспект знания рассматривается как способ формирования новых понятий, обоснования и интерпретации основных и уточняющих понятий, т. е. способ установления логико-семантических отношений между ними. Если онтологический аспект связан со знаниями о мире, то содержание методологического аспекта заключается в знании о знаниях. В учебном тексте есть и прагматическая информация. Посредством нее автор «встраивает» в содержательный план речи разнообразные по своему характеру и сфере действия прагматические значения. Учебно-научный текст призван воплотить логику программы обучения, которая, в свою очередь, соответствует преподаваемой науке, он должен быть адаптирован к содержанию обучения в целях его понимания. Учебно-научный текст обладает последовательным разворачиванием контекста от известного к неизвестному, от простого к сложному, от частного к общему, полнотой и глубиной рассмотрения материала, описания изучаемого вопроса. Данный текст «аранжирован» вопросами для усвоения и закрепления полученных знаний при чтении учебника. Учебно-научный текст (с точки зрения «сухой» информации) обладает избыточностью: он есть включает в себя эмоционально-воздействующие элементы (сравнения, метафоры, гиперболы). Учебный текст как продукт письменной речевой деятельности автора, автора-составителя-учебника является основной формой передачи знаний школьникам. Именно поэтому он был и остается основной содержательной единицей обучения. Важнейшей характеристикой учебного текста является наличие в нем образовательного, культурологического, воспитывающего и развивающего потенциала. Из этого следует, что предназначение учебного текста – хранить информацию, а в процессе ее передачи воздействовать на сознание обучаемых, мотивировать их на работу с учебным материалом, способствовать развитию их креативных качеств. Порождение учащимися новых текстов-дискурсов на базе усвоенного учебного текста позволяет им демонстрировать интеллект, формировать мировоззрение, реализовать творческие способности личности. Именно поэтому учебный текст должен воплощать в себе целостную систему деятельности учащегося, а также содержать компоненты, обеспечивающие восприятие заключенной в нем информации. Ведь учебный текст – это, прежде всего, текст обучающий. Следовательно, он должен включать средства, благодаря которым деятельность учащегося стимулируется, мотивируется, программируется и реализуется, приводя, в конечном счете, к достижению целей, поставленных в процессе изучения предмета. Особенность учебного текста заключается в том, что он ограничивается «учебным языком», то есть языком, определенным образом (в соответствии с целевой установкой) отобранным и минимизированным, т.е. «освобожденным» от малосущественных и второстепенных для данных целей обучения черт. Учебный текст – это обычно поликодовый текст. Помимо вербальных знаков в нем используются пиктографические изображения, изменение цвета, шрифтовое выделение. Для учителя текст является неким ориентиром деятельности, для ученика –неким источником информации, объектом изучения и понимания. Для учителя текст является средством обучения, а для ученика – объектом. Соответственно, своеобразие учебного текста с точки зрения его отношения к учебному процессу состоит в том, что он одновременно является и объектом изучения, и средством обучения. Итак, суммируя все сказанное, можно сказать, что учебный текст является, во-первых, одной из главных содержательных единиц обучения, т.к. он выполняет очень важные образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Во-вторых, учебный текст является важной составляющей учебного дискурса, т.к. в учебном дискурсе два участника – учащийся и учебный текст. Учебный текст, являясь материализованным носителем содержания образования, должен быть одновременно и организатором процесса усвоения этого содержания. Очень важными задачами учебного текста и соответственно его автора являются управление собственно процессом чтения обучаемого, возможность предвидеть возможные затруднения в понимании. Именно поэтому, вопрос о том, каким быть учебному тексту в ситуации смены образовательных парадигм, в свете требований нового образовательного стандарта, вопрос далеко не праздный. От его решения зависит, какими будут новые школьные учебники. 1. Бабайлова А. Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. – с.130. 2. Габидуллина А.Р. Учебно-педагогический дискурс. – Горловка: ГГПИИЯ, 2009. – с.160. 3. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихологии. – М.: Наука, 1984. – c.240. Проанализируем особенности учебного текста в начальной школе. В настоящее время система образования должна ориентироваться на развитие личности школьника, способной творчески применять полученные знания и умения в практической деятельности. Время предъявляет особые требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план способность быстро ориентироваться в информационном пространстве, находить, анализировать, обобщать и хранить информацию. В младшем школьном возрасте происходит большое количество преобразований в личности ребенка, которые влияют на всю дальнейшую жизнедеятельность индивида. В данном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой школьник получает и перерабатывает огромные объемы информации. С поступлением ребенка в школу начинается изучение русского языка, «естествознания, географии, истории, хотя бы и элементарных, но построенных в виде системы» (С.Л. Рубинштейн). Анализ педагогической теории и практики (Л.И. Божович, Э.А. Фарапонова, Б.С. Волков, Ф.Н. Гоноболин и др.) показал, что у младших школьников есть предпосылки для успешной работы с учебно-научными текстами. По мнению Б.С. Волкова, развитие восприятия в большей мере происходит под воздействием учителя, который учит младших школьников выделять существенные признаки и свойства, указывает, на что следует специально обратить внимание, учит планомерному и систематическому анализу при восприятии. На уроках русского языка под руководством учителя учащиеся овладевают техникой восприятия информации на материале учебных текстов: смотрят, слушают, выделяют главное, существенное, видят в предмете много деталей; восприятие становится расчлененным и целенаправленным, управляемым, сознательным процессом. В процессе учебной деятельности ученик получает много учебно-научных сведений, что требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять материал и усвоить его, т.е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнестическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала), переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала (третий – четвертый класс). Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет, в конечном счете, на отношение к учебе и школе. В процессе учебной деятельности у младших школьников мыслительные процессы меняют свой характер: восприятие, внимание и память становятся произвольными, целенаправленными и управляемыми процессами; мышление приобретает форму связного логического рассуждения (Л.И. Божович, А.Г. Рузская, А.А. Смирнов и др.). Несмотря на это у младших школьников наблюдаются сложности в восприятии, понимании, анализе информации учебно-научного текста. Учебно-научные тексты наиболее адекватны целям обучения в школе. Учебно-научные тексты составляют основу учебного материала, необходимого для усвоения учащимися. В современной науке учебно-научный текст исследуется в различных аспектах: дидактическом (Д.Д. Зуев, И.Я. Лернер, А. Шогенов), методическом (Г.Г. Граник, Л.А. Концевой и др.), лингвистическом (А.Н. Васильева); определен круг текстовых умений младших школьников (Т.А. Ладыженская, С.И. Львова), выстроен методический аппарат по обучению младших школьников восприятию и созданию текста (Г.С. Щеголева). Е.И. Мотина определяет учебно-научный текст как единицу, «содержащую такое сообщение, в котором доказательно раскрывается содержание изучаемого объекта, дается совокупность его характеристик в определенном аспекте, отражающем направление рассмотрения данного объекта в конкретной научной дисциплине». По мнению О.Д. Митрофановой, учебно-научные тексты отличаются своей дидактической направленностью, они призваны обучать, что отражается в способе представления и расположения материала, в изложении и даже в оформлении. Их цель – обучение, поэтому учебно-научный текст строится по законам учебного процесса (от простого к сложному, от известного в новому), отличается дедуктивным характером изложения, обилием примеров-иллюстраций. Ж.И. Жеребцова рассматривает учебно-научный текст как «сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершенностью, связанностью и направленное на передачу знаний, то есть на процесс обучения». Таким образом, учебный текст в начальной школе – это обучающий текст, связанный с определенной предметной областью, который отличается информативностью, терминированностью, четкой структурированностью, строгой дозированностью информации, последовательным использованием графических способов дифференциации информации, наличием «опор», помогающих в восприятии и понимании текста. В учебных книгах для начальной школы представлен следующими видами: текст-определение, текст-правило, текст-описание, текст-объяснение, текст-рассуждение. Перечисленные признаки позволяют отграничить учебно-научный текст от других видов учебных текстов, аргументировать роль учебно-научных текстов в формировании у младших школьников информационно-аналитических умений, т.е. умений осуществлять поиск, воспринимать, понимать, анализировать, обобщать, систематизировать информацию; реализовывать данные умения при создании собственных учебно-научных текстов различных жанров. Теоретической основой обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом является теория речевой и теория учебной деятельности. Речевая деятельность дает возможность рассматривать методику обучения работе с учебно-научным текстом в соответствии с этапами порождения речи, содержащей ориентировку в условиях деятельности, определение плана в соответствии с результатами ориентировки, осуществление (реализация) этого плана, контроль речевых действий. Учебная деятельность рассматривается как основной вид деятельности младшего школьника. Учебная деятельность имеет определенную структуру: (учебные ситуации (или задачи), учебные действия, контроль, оценка) – которая учитывается при формировании умений по работе с учебно-научным текстом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.240.14 (0.008 с.) |