Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Учебный текст в начальной школе↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема: Учебный текст в начальной школе ОГЛАВЛЕНИЕ
Содержание обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Наличие у младшего школьника умения извлекать из учебной литературы необходимую информацию и осмысливать её формирует интерес к научному знанию. Данное направление в современном образовании прослеживается во многих нормативных документах. В методическом письме «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» подчеркивается, что «…в зоне внимания учителя должен быть анализ научного текста, … пересказ текстов. Важно, чтобы ученик мог определить главную мысль, выразить в связной речи научную информацию, раскрыть свое понимание понятия или термина» [Методическое письмо: 2010]. Однако как показывают данные международного проекта «Исследование качества чтения и понимания текста» (PIRLS), российские школьники начальных классов продемонстрировали низкий и средний уровень сформированности умений работать с текстом [Ковалева 2006: 126]. Следовательно, обучение работе с текстом, в том числе с учебно-научным, является базовым в языковом образовании детей младшего школьного возраста. Обучение младших школьников работе с текстом осуществляется на уроках литературного чтения, окружающего мира, однако в методической литературе многие аспекты работы с учебно-научным текстом на уроках русского языка в начальной школе остаются недостаточно разработанными. Не уделяется достаточного внимания формированию информационно-аналитических умений младших школьников при обращении к учебно-научному тексту, т.е. умений осуществлять поиск, воспринимать, понимать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию учебно-научного характера, отсутствуют методика обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом, критерии и показатели сформированности умений работать с учебно-научным текстом. Актуальность настоящей работы на социально-педагогическом уровне вытекает из противоречия между востребованностью современного общества в личности, умеющей работать с различной информацией, и недостаточным уровнем сформированности умений извлекать информацию из текста у учащихся начальной школы; Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность методики обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом на уроках русского языка. Объект исследования – процесс обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом. Предмет исследования – методика обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом в начальной школе. Гипотеза исследования. Обучение младших школьников работе с учебно-научным текстом на уроках русского языка будет проходить результативно, если: – используется система обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом, направленная на формирование информационно-аналитических умений: умений осуществлять поиск, воспринимать, понимать, анализировать, обобщать, систематизировать информацию; – данная система включает в себя обучение восприятию и пониманию учебно-научного текста; формирование умений извлекать и обрабатывать информацию учебно-научного текста, умений работать с различными видами учебно-научного текста. На основании цели исследования и рабочей гипотезы были определены следующие задачи исследования: 1) изучить и проанализировать степень разработанности проблемы обучения младших школьников работе с учебным текстом на уроках русского языка в педагогической теории и практике; 2) выявить психолого-педагогические и методические основы обучения младших школьников работе с учебным текстом; 3) провести диагностику сформированности информационно-аналитических умений в работе с учебным текстом у младшего школьника и определить динамику развития выделенных умений после экспериментальной работы; 4) разработать методику обучения учащихся начальных классов работе с учебным текстом на уроках русского языка и оценить ее результативность. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта; анализ нормативных документов; анализ учебно-методических комплексов по русскому языку для начальной школы; эмпирические методы: диагностические (анкетирование, педагогическое наблюдение, беседа), экспериментальные (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов); статистические (обработка результатов констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов). Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в три этапа с сентября 2014 г. по январь 2015 г. Первый этап – подготовительный (сентябрь 2014 г.). На данном этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы, разработана программа, цель исследования. Второй этап – экспериментальное исследование (октябрь – декабрь 2014 г.). В ходе проведения констатирующей диагностики был определен уровень сформированности умений в работе с учебно-научным текстом у младших школьников. Разработана методика, ориентированная на развитие умений младшего школьника работать с учебно-научными текстами. Третий этап – итогово-диагностический (январь 2015г.) обработка полученного в ходе исследования материала и проверка эффективности предложенной системе обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом. Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и рекомендации по обучению младших школьников работе с учебно-научным текстом служат совершенствованию процесса обучения младшего школьника работе с учебно-научным текстом.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТЕ С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ Нормативы сформированности умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации на разных ступенях обучения. Класс Читать тексты словами и слогами, правильно выделять ударный слог. Участвовать в тихом хоровом чтении. Темп чтения вслух к концу года — 30 слов в минуту. Учиться правильно пользоваться уче6ником, под руководством педагога работать над текстами учебника, обращаться к оглавлению, вопросам, заданиям, образцам. Воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение; рассказать, о чем слушали; давать простейшую оценку прослушанному; членить текст на предложения; выделять слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится. Слушать детские радиопередачи, передавать их содержание. Класс Правильно, сознательно читать целыми словами, соблюдать ударение, паузы, интонацию конца предложения. Пользоваться выборочным чтением. Темп чтения вслух - 50 слов в минуту. Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить тексты в оглавлении и на определенной странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках. Внимательно слушать чтение учителем или товарищем художественных и научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы, рассказ, объяснение учителя, ответы ребят. Класс Правильно, сознательно и выразительно читать целыми словами; выделять при чтении важные по смыслу слова, соблюдать паузы между предложениями и абзацами. Пользоваться выборочным чтением и чтением по ролям. Темп чтения вслух - 80 слов, про себя — 100-120 слов в минуту. Ориентироваться в содержании учебника, самостоятельно знакомиться с текстами; пользоваться простейшими схемами, таблицами; использовать образцы, данные в учебниках, при выполнении работы и контроле. Слушать чтение несложных художественных и научно-популярных текстов, выделяя основные смысловые компоненты, последовательность и причинность событий; слушать рассказ, объяснение учителя, производя элементарный смысловой анализ, слушать и оценивать ответ товарища по содержанию и выразительности речи. Класс Читать в соответствии с литературными нормами; пользоваться разными видами чтения; уметь самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Темп чтения вслух - 120, про себя - 120- 140 слов в минуту. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника; работать со словарем; использовать образцы в процессе самостоятельной работы; учиться самостоятельно составлять простой план. Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, усваивая основные положения; воспроизводить основные смысловые компоненты прослушанного в беседе; слушать товарища, подвергая ответ простейшему анализу.
Существуют приемы обучения учащихся умениям и навыкам самостоятельной работы с учебником 1. Репродуктивно-поисковая - комментирование чтения; - ответы на вопросы; - подробный или краткий пересказ; - опорные конспекты; - составление планов; - составление конспектов; - заполнение таблиц; - составление хронологических таблиц; - составление схем, диаграмм; - работа с терминами; - работа с иллюстративным материалом (с рисунками, таблицами, схемами). 2. Сравнительно-аналитическая - задания на сравнения изучаемых явлений; - работа по обобщению и систематизации знаний. 3.Творческая - постановка вопросов к тексту (жгучих интересных); - устное или письменное реферирование ответов товарищей; - составление устных творческих пересказов; - формулировка определенных понятий; - тексты с пропущенными словами; - тексты с ошибками; - рассказ по заданным словам; - тесты; - кроссворды; - доклады, рефераты; - сочинения; - загадки; - рисунки. В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной концепции становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с этим основными задачами начального образования является формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовность к обучению в основной школе, которая включает в себя учебную самостоятельность и ответственность. Достижение этих показателей невозможно без сформированности общеучебных умений и навыков и овладением обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков. Только при этих условиях вчерашний младший школьник сможет чувствовать себя комфортно в основной школе. Одним из главных ОУУН необходимо выделить – навык работы с текстом, т.к. он является важным направлением в формировании информационной компетентности. Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения. Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Большое внимание на уроках литературного чтения уделяеТСЯ работе с текстами не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но и для развития следующих показателей, которые направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях: 1. Нахождение информации. 2. Интерпретация текста. 3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. Работа с текстами ведётся не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка. Дети непосредственно учатся осмысленной работе с текстом для его полного понимания и умения использовать в различных учебных и жизненных ситуациях. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на 3 показатель (умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры). Заключение
Исследование позволяет сформулировать следующие выводы: 1. Учебно-научный текст – это обучающий текст, связанный с определенной предметной областью, который отличается информативностью, терминированностью, четкой структурированностью, строгой дозированностью информации, последовательным использованием графических способов дифференциации информации, наличием «опор», помогающих в восприятии и понимании текста. Учебно-научный текст направлен на формирование информационно-аналитических умений – воспринимать, понимать, анализировать, извлекать и дифференцировать информацию в тексте, систематизировать, преобразовывать и создавать на его основе собственный текст. 2. Методика обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом на уроках русского языка включает следующие компоненты: – цель методики – формирование информационно-аналитических умений в работе с учебно-научным текстом: умений осуществлять поиск, воспринимать, понимать, анализировать, обобщать, систематизировать информацию; реализовывать данные умения при создании собственных учебно-научных текстов различных жанров; – задачи методики: обучение восприятию и пониманию учебно-научного текста; формирование умений извлекать и обрабатывать информацию учебно-научного текста, умений работать с различными видами учебно-научного текста в следующей последовательности: текст-определение, текст-правило, текст-описание, текст-объяснение, текст-рассуждение; дифференциации учебно-научного текста (выделение признаков, языковых особенностей учебно-научного текста); обучение созданию учебно-научных текстов разных жанров (сообщение, языковой пример, объяснение-толкование, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка); – принципы организации обучения: научности, доступности, сознательности, систематичности и последовательности, преемственности; – этапы обучения: пропедевтический (фронтальная форма работы) − формирование умения осуществлять поиск информации, воспринимать и понимать информацию в учебно-научном тексте; развитие первоначальных умений работы с учебно-научным текстом (текстом-определением, текстом-правилом); практическое ознакомление учащихся с особенностями учебно-научного текста (без введения термина); формирование умений создавать учебно-научные тексты следующих жанров: сообщение, устный ответ, языковой пример; репродуктивный (групповая форма работы) − формирование умений извлекать и обрабатывать информацию учебно-научного текста; развитие умений работать с учебно-научным текстом (определением, правилом, описанием): закрепление умений создавать сообщение, устный ответ, языковой пример, знакомство с другими жанрами учебно-научного текста: объяснение-толкование, ответ-анализ; формирование понятия «учебно-научный текст» на основе понимания его категориальных признаков; продуктивный (индивидуальная форма работы) − совершенствование умений осуществлять поиск, воспринимать, понимать, обобщать, анализировать информацию учебно-научного текста, формирование умений дифференцировать учебно-научный текст и создавать собственные учебно-научные тексты различных жанров; – методы и приемы: озаглавливание текста с опорой на тему и основную мысль; соотносение заголовка и содержания учебно-научного текстов; определение темы текста, основной мысли текста; выделение ключевого слова в тексте; членение текста на части, определение содержания каждой части; составление плана текста; составление вопросов к тексту; нахождение главной/второстепенной информации из учебно-научного текста (самостоятельно составляют вопросы); определение известной/неизвестной информации в учебно-научном тексте (по вопросам); определение ложной/истинной информации (по вопросам учителя); представление текста в разных формах (в схему, таблицу и т.д.); нахождение дополнительной информации в других источниках (словарях, энциклопедиях и т.д.), построение графической схемы к учебно-научному тексту и др. 3. О сформированности информационно-аналитических умений у младших школьников, которые принимали участие в опытном обучении, позволяют судить критерии и показатели: умения, связанные со способами действий при восприятии и понимании учебно-научного текста; умения извлекать и осмысливать информацию учебно-научного текста; умения, связанные со способами действий при дифференциации учебно-научного текста; текстовые умения, связанные со способами действий при порождении учебно-научного текста. Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Особое внимание на уроках русского языка следует обращать на задания, направленные на развитие грамотной устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Это невозможно без систематического изучения текста в начальной школе и формирования у младших школьников текстовых умений. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Одно из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, овладение младшими школьниками умениями осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Читательская компетентность, или грамотность чтения, которая предполагает способности человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей по праву считается фундаментом всего образования и необходима для успешного решения социальных, профессиональных, личностных проблем. Подсистемы обучения родному языку (языковое образование, литературное развитие, речевое развитее) взаимосвязаны, особенно на практическом уровне. Одним из связующих компонентов может выступать работа с текстом. Изучение роли речевой среды и способов ее формирования на уроках русского языка положили начало работы Л. П. Федоренко. В исследованиях по методике преподавания русского языка отмечается, что речевая (языковая) среда – это «речь, которую воспринимает человек (ребенок, взрослый) в естественных условиях: речь членов семьи, друзей, знакомых, язык радио, телевидения, язык читаемых книг и т.п. Качество воспринимаемой речи определяет развивающий потенциал речевой среды. Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды является текст. В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык действий», именно это качество и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной. Являясь сферой функционирования языковых единиц разных уровней, текст служит подтверждением, что языковая система исполнена красоты и гармонии, что в речи (в тексте) все единицы языковой системы взаимодействуют. Систематическая работа с текстом-образцом на уроке развивает у ребенка чувство языка, интуитивное ощущение языковой системы, обретает способность совершенствовать свои коммуникативные способности, не только опираясь на подражание образцам, но и в результате «самонаучения». По мнению психолога Н.Н.Жинкина, самонаучение «есть ни что иное, как формирование языка в естественных условиях речевой коммуникации, вызываемой насущными потребностями ребенка». Языковое чутье будет развиваться успешнее, если то, что постигается неосознанно, на основе интуиции, находит подкрепление, подтверждение при изучении теории. Но теория текста становится основой развития чувства языка в том случае, если отбор теоретических сведений сориентирован на практическую деятельность учащихся. Теоретические сведения, предлагаемые учащимся для усвоения, будут закрепляться в памяти прочнее, если они предлагаются в виде различных схем-обобщений, памяток-подсказок. Список литературы 1. Андреева Т.В. Теоретический аспект проблемы общества и общественного мнения в России во второй половине XIX – начале XX в. // Власть, общество и реформы в России в XIX – начале XX века: исследования, историография, источниковедение. СПб., 2009. С. 256-268. 1. Бунеев, Р.Н. Русский язык. Учебник для 1-го класса (1-4) / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М.: «Баласс», 2011. – 113 с. 2. Бунеев, Р.Н. Русский язык. Учебник для 2-го класса (1-4) / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М.: «Баласс», 2011. – 160 с. 3. Бунеев, Р.Н. Русский язык. Учебник для 3-го класса (1-4) в 2-х частях. Часть 1/ Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М.: «Баласс», 2012. – 171 с. 4. Бунеев, Р. Н. Русский язык. Учебник для 3-го класса (1-4) в 2 частях. Часть 2 / Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М.: «Баласс», 2012. – 176 с. 5. Бунеев, Р.Н. Русский язык. Учебник для 4-го класса (1-4) и 3-го класса (1-3) / Под научной редакцией академика А.А. Леонтьева. (Серия «Свободный ум»). – М.: «Баласс», 2011. – 208 с. 6. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В.И. Даль. – М.: Русский язык, 2011. – 708 с. 7. Ипполитова, Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учебное пособие /Н.А.Ипполитова. – М.: Просвещение, 2013.- 132с. 8. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. – 709 с. 9. Ломакович, С.В., Тимченко, Л.И. Обучение русскому языку в начальной школе. 4 класс: Пособие для учителя / С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко. – М.: Вита-Пресс, 2013. – 112с. 10. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 390 с. 11. Методика преподавания русского языка в начальной школе: Учебн. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с. 12. Методические рекомендации и программа по русскому языку с лингворечевыми упражнениями / Сост. Т.В. Ренская. – Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого – 2011. – 95 с. 13. Мисаренко, Г.Г. Технология обучения фонемному анализу: изучение ударения / Г.Г. Мисаренко // Начальная школа плюс до и после. – 2008. - №8 – 56-61 с. 14. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, И.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1998. – 944 с. 15. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред.: Б.М. Бим-Бад; редкол: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2013. – 528 с. 16. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учебник для 1-го класса четырехлетней начальной школы / Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2011. – 112 с. 17. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учебник для 2-го класса четырехлетней начальной школы / Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2011. – 208 с. 18. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учебник для 3-го класса четырехлетней начальной школы / Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2011. – 256 с. 19. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учебник для 4-го класса четырехлетней начальной школы / Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2011. – 256 с. 20. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: Оникс, 2003. – 231 с. 21. Русский язык: Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М.: Академия, 2004. 768 с. 22. Русский язык. Начальная школа: Программно-методические материалы / Сост. Л.А. Вохмянина. – М.: Дрофа, 2012. – 320с. 23. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 384 с. 24. Соловейчик, М.С. К тайнам нашего языка: 1 класс: Учебник-тетрадь по русскому языку для четырехлетней начальной школы / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 112 с. 25. Соловейчик, М.С. К тайнам нашего языка: 2 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. – 208 с. 26. Соловейчик, М.С. К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. – 240 с. 27. Соловейчик, М.С. К тайнам нашего языка: 4 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. – 272 с. 28. Фомина, М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учебн. Для студ. вузов / М.И. Фомина. – М.: Высшая школа, 2013. – 415 с. 29. Храмкова, Е.Ю. Диагностика сформированности умений работать с учебно-научным текстом у младших школьников / Е.Ю. Храмкова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – №7. – С. 245-254. 30. Храмкова, Е.Ю. Работа с учебно-научными текстами на уроках русского языка в начальной школе (учебно-методический комплекс «Школа 2100») / Е.Ю. Храмкова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – №1. – С. 152-159. 31. Храмкова, Е.Ю. Формирование у младших школьников умений работать с учебно-научным текстом на уроках предметной области «Окружающий мир» / М.Л. Кусова, Е.Ю. Храмкова // Педагогическое образование в России. – 2011. – №2. – С. 182-188. 32. 1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012 год 33. 2. Галеева Н.Л., Викулина Т.А., Винокурова Н.К. Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка. 34. 3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. М. ВентанаГраф, 2013 35. 4. Пентин А.Ю. Что нам делать с PISA? // Методист. 2010. №4. 36. 5. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4. 37. 6. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс - М., Экзамен, 2014 38. 7. http://www.prodlenka.org Автор материала: Баранова Ирина Владимировна 1. Артемьева О.Н. Сжатое изложение как этап подготовки к сочинению [Текст] / О.Н. Артемьева // Русский язык в школе. 2010. № 11. С. 31–35. 2. Артемьева О.Н. Обучение школьников приёмам информационной переработки текста [Текст] / О.Н. Артемьева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета (Серия «Педагогические науки»). 2011. № 1. С. 85–88. 3. Артемьева О.Н. Сочинение-описание памятника (VIII класс) [Текст] / О.Н. Артемьева // Русский язык в школе. 2011. № 5. С. 49–54. Статьи, опубликованные в сборниках материалов конференций и сборниках научных трудов: 4. Артемьева О.Н. Упражнения, готовящие к написанию сжатого изложения на уроках русского языка, посвящённых изучению односоставных предложений (8 класс) [Текст] / О.Н. Артемьева // Актуальные вопросы лингвистики и современные проблемы преподавания русского языка и развития речи учащихся и студентов. Ульяновск, 2008. С.101–104. 5. Артемьева О.Н. Формирование сознательного читателя как важная методическая задача [Текст] / О.Н. Артемьева // Реалии современной практики преподавания дисциплин филологического цикла и перспективы развития методической мысли: Материалы Международной научно-практической заочной конференции, посвящённой юбилею профессора Е.П. Прониной (апрель – октябрь 2008 г.). Самара, 2008. С. 21–23. 6. Артемьева О.Н. Формирование функциональной грамотности как важнейшее направление работы на уроке русского языка [Текст] / О.Н. Артемьева // Университетское образование: проблемы и перспективы: Сборник материалов Молодёжного научного форума (24 января 2009 г.) / Под общей редакцией В.В. Кузнецовой. Ульяновск: УлГПУ, 2009. С. 205–208. 7. Артемьева О.Н. Обучение школьников приёмам определения темы текста на уроках русского языка [Текст] / О.Н. Артемьева // Русское слово: Материалы межрегиональной научно-практической конференции памяти профессора Е.И. Никитиной. 18 февраля 2009 года. Выпуск 1. Ульяновск: УлГПУ. 2009. С. 79–84. 8. Артемьева О.Н. Определение темы текста через составление тематической группы слов [Текст] / О.Н. Артемьева // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни): Материалы Международной научно-практической конференции (19–20 марта 2009 г.). М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2009. С. 153–157. 9. Артемьева О.Н. Обучение сокращению текста в системе формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка [Текст] / О.Н. Артемьева // Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века: Проблемы современного образования: Материалы 10-й Международной научно-методической конференции памяти И.Н. Ульянова «Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века» (16-17 октября 2009 г., Ульяновск) / Под общей ред. Л.И. Петриевой. Ульяновск: УлГПУ, 2009. С. 136–140. 10. Артемьева О.Н. К вопросу об обучении школьников пониманию текста на уроках русского языка [Текст] / О.Н. Артемьева // Университетское образование: традиции и инновации: материалы международного молодёжного научного форума: 26 января 2010 г. Россия, г. Ульяновск, часть 2 / Отв. ред. А.В. Ильина. Ульяновск: УлГПУ, 2010. С. 20–24. 11. Артемьева О.Н. Методика проведения сжатого изложения [Текст] / О.Н. Артемьева // Русское слово: Материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора Е.И. Никитиной. 18 февраля 2010 года. Выпуск 2. Часть 2. Ульяновск: УлГПУ, 2010. С. 3–12. 12. Артемьева О.Н. Обучение школьников приёмам понимания текста на уроках русского языка [Текст] / О.Н. Артемьева // Преподавание русского языка в школе и вузе в контексте межкультурной коммуникации: Материалы Международной научно-практической конференции (18-19 марта 2010 г.). М: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР, 2010. С. 497–501. 13. Артемьева О.Н. Обучение школьников приёмам понимания текста как основа формирования тактик аналитического чтения [Текст] / О.Н. Артемьева // Образование. Книга. Чтение: текст и формирование читательской культуры в современной образовательной среде. Сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. М.: Русская школа, 2010. С. 220–225. 14. Артемьева О.Н. К вопросу об обучении составлению плана текста [Текст] / О.Н. Артемьева // Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века: Проблемы современного образования: Материалы 11-й Международной научно-методической конференции памяти И.Н. Ульянова «Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века» (16–17 октября 2010 г., Ульяновск) / Под общей ред. Л.И. Петриевой. Ульяновск: УлГПУ, 2010. С. 142–146. 15. Артемьева О.Н. Пути решения проблемы обучения осмысленному чтению на уроках русского языка[Текст] / О.Н. Артемьева // Роль словесника в школе и вузе XXI века: хранитель и транслятор знаний, методист, наставник, тьютор…: сб. материалов II Всероссийского научно-практического семинара (3 декабря 2010 г., г. Саранск) / под общ. ред. Н.А. Беловой; ред. колл.: Е.А. Кашкарева, Т.П. Малявина, Т.А. Ханюкова; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2011. С. 6–11. 16. Артемьева О.Н. Обучение пониманию текста как одно из условий развития творческого потенциала личности [Текст] / О.Н. Артемьева // Язык, культура, личность: развитие творческого потенциала учащихся средствами русского языка: материалы Международной научно-практической конференции (17–18 марта 2011 г.) / сост. и науч. ред. А.Д. Дейкиной, А.П. Еремеевой, Л.А. Ходяковой, О.Н. Лёвушкиной. М: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР, 2011. С. 81–85. 17. Артемьева О.Н. Способы понимания проблем текста и авторских позиций [Текст] / О.Н. Артемьева // Русское слово: Материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора Е.И. Никитиной. 18 февраля 2011 года. Выпуск 3. Ульяновск: УлГПУ, 2011. С. 3–8. 18. Артемьева О.Н. Сочинение-описание памятника (VIII класс) [Текст] / О.Н. Артемьева // Моя судьба – Россия: материалы Всероссийского творческого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодых учёных 20-22 октября 2011 года / сост.: К.С. Бажин, Г.И. Симонова, Е.А. Ходырева. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. С. 10–21. 19. Артемьева О.Н. Уровни понимания текста и их диагностика на уроках русского языка [Текст] / О.Н. Артемьева // Русский язык в контексте межкультурной коммуникации: материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения профессора Евгения Михайловича Кубарева (г. Самара, 11 ноября 2011 года) / Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. Самара: ПГСГА, 2011. С. 212–218. Методические и учебно-методические пособия: 20. Артемьева О.Н. Обучение школьников приёмам понимания текста на уроках русского языка: методическое пособие для учителей-словесников и студентов филологического факультета. Ульяновск: УлГПУ, 2010. 48 с. 21. Артемьева О.Н, Зуева С.В. Сжатое изложение в 5-9 классах. Ульяновск, 2011. 80 с. /40 с. 22. Артемьева О.Н. Методика обучения приёмам понимания текста: учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГПУ, 2011. 134 с. ПРИЛОЖЕНИЯ Варианты работы с текстом 1 вариант 1)Чемодан стоял на полу, крышка была открыта. 2) Кот случайно толкнул её, крышка захлопнулась и захватила голову. 3) Кот заорал, пытаясь освободиться. 4) На шум прибежали Гарька и Леонид Аркадьевич и вызволили его. 5)Он весь растопорщился, шипел, ругался и долго брезгливо тряс лапами. 6) Вообще кот оказался очень крикливым и обидчивым. 7) За большие уши Леонид Аркадьевич и Гарька окрестили его Ушастиком. 1. Выпиши из первого предложения слово, где звуков больше, чем букв. 2.Определи количество слогов в слове случайно. 3.Выпиши из предложений с1-5 слово, соответствующее значению «Твёрдая прямоугольная коробка с прикреплённой запирающейся крышкой, используемая в дороге» 4. Выпишите из предложений с1-3 глаголы прошедшего времени ед.ч ж.р 5.Из предложений 5-7 выпишите слова, где все согласные звонкие 6. Из предложений 4-5 выпишите имя существительное, которое стоит в творительном падеже мн.ч. 7.Из предложений со 2-5 выпишите все предлоги 8. В 5-м предложении определи грамматическую основу 2 вариант 1)В кухне Леонид Аркадьевич налил коту большую тарелку молока.2) Кот расстелил свой длинный хвост и принялся за молоко. 3) Вылакав его, отошёл от тарелки и, забравшись под стол, завалился спать. 4)Живот настолько вздулся, что не было видно даже головы. 5)«Экая бесцеремонность!»- сказал Леонид Аркадьевич, разглядывая через очки кота. 1.Из предложений
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.80.194 (0.011 с.) |