Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Памятка для анализа повествовательного текстаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Назовите главные особенности типа речи — повествования. 2. Определите стиль речи. 3. Назовите жанр (рассказ, басня, поэма, повесть, сказка). 4. Укажите тему. Что можно сказать о полноте ее раскрытия? 5. Назовите идею, или основную мысль. 6. Определите, от какого лица ведется повествование (1-го? 3-го?). 7. Назовите основные действия и порядок их указания. 8. Выделите основные части текста (составьте его план). 9. Укажите начало текста.
10. Найдите окончание текста. В чем его особенности? (Нейтральное указа 11. Охарактеризуйте заглавие, его связь с темой и идеей. 12. Объясните особенности использования языковых средств. 13. Составьте заключение по характеристике текста. 22 Пленкин Н. А. Уроки развития речи: 5-9 классы: Книга для учителя: Из опыта работы. М., 2000. Памятка для анализа текста-описания 1. Найдите начало текста (общее представление объекта, введение или иное 2. Охарактеризуйте выбор признаков (полнота перечисления, значимость при 3. Найдите окончание описания (указан последний признак, дан вывод). 4. Охарактеризуйте заглавие, его соответствие типу речи, теме, стилю речи. 5. Определите, есть ли в описании элементы других типов речи (повество 6. Назовите средства связи слов и частей текста. 7. Охарактеризуйте языковые средства. 8. Сделайте общий вывод об описании. Памятка для анализа текста-рассуиодения 1. Выделите части текста. Как они связаны? 2. Найдите введение, определите его назначение. 3. Выделите тезис. Охарактеризуйте его соответствие теме, особенности его 4. Найдите доказательства, определите, достаточно ли их. Что они собой 5. Рассмотрите вывод: его формулировка, подготовка читателя к воспри 6. Охарактеризуйте заглавие текста, отражение в нем темы, идеи, соответст 7. Рассмотрите языковые средства. 8. Сделайте общий вывод по анализу текста. Учащиеся вырабатывают умения, связанные с анализом текста с разных сторон. Во-первых, в уровневых разделах курса русского языка учащиеся учатся наблюдать над использованием в тексте отдельных языковых единиц и определять функцию их использования в том или ином тексте. Во-вторых, ученики должны уметь выявлять те признаки, которые служат единству и целостности текста, то есть текстообразующие признаки. В-третьих, учащиеся должны уметь определять стиль текста и его жанр, а также тип текста (повествование, описание, рассуждение). Для выработки этих умений используются следующие типы упражнений: 1) определить тему и основную мысль текста; 2) найти лингвистические единицы (слова в определенной грамма ленными лексико-семантическими характеристиками), определить их роль в тексте (соотносительность их использования с задачами, условиями и содержанием высказывания); 3) указать средства связи частей предложения, предложений в тек 4) указать признаки текста в приведенном тексте или отрывке тек 5) определить тип текста (повествование, описание, рассуждение), 6) проанализировать элементы текста, например его название; 7) указать условия и задачи речи, то есть охарактеризовать ситуа 8) определить стиль текста через анализ его стилевых черт (непри 9) указать различия в текстах на одну тему, но разного стиля, жанра, 10) найти недостатки исполнения в негативном (намеренно необраз Приведем примеры заданий из учебных комплексов. /? О чем говорится в тексте (какова его тема)? Что значит порядочный человек, по мнению Ю. Я. Яковлева? Найдите предложения, в которых автор выражает эту основную мысль. Порядочный человек Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»? Может быть, человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает по комнате свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу? Да, корень этого слова «порядок». Но речь идет не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок — верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди. Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное русское слово. И живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Это порядочный человек». (Задание из комплекса 1) /? Прочитайте текст, запишите его. Подчеркните сцепляющие слова. На улице Мира На улице Мира — работа с утра. Там с детства проходят науку добра. На улице Мира — из радуги мост. Он с улицы Мира проложен до звезд. (Н. Добронравов) (Задание из комплекса 2) /? Определите стиль речи (по речевой ситуации). Укажите языковые средства, характерные для стиля. Красная площадь! Главная площадь страны. Символ нашей родины России! Она входит в наше сознание и сердце с ранних лет. Придите на любую выставку детских рисунков — в московской, сибирской, якутской школе, — и вы обязательно увидите Красную площадь. Хотя многие из ребят еще не были на ней, еще не были в Москве. (Задание из комплекса 3) § 88. Воспроизведение, трансформация и информационная переработка текста Воспроизведение, трансформация и информационная переработка текста имеют и самостоятельную ценность, и вспомогательную ценность как ступень формирования умения создавать собственные тексты. Основными видами информационной переработки текста являются составление плана, конспекта, тезисов текста. Задача этих видов работы — выделение в тексте главного, того, что помогает понять авторский замысел, логику автора, особенности структуры текста. При конспектировании учащийся пользуется фразами готового текста, избирая наиболее значимые из них, то есть при конспектировании учащийся должен отличить главное от второстепенного, сократить текст до минимального информативно значимого объема. Нецелесообразно конспектировать текст по мере его прочтения; следует сначала прочитать весь текст, понять его тему и идею, найти в нем опорные фразы. Для этой работы хорошо применять прием, возможный только при работе с собственным учебником, — подчеркивание в тексте или выделение главного маркером. При составлении тезисов степень компрессии текста и отхода от авторских формулировок выше, чем при конспектировании. Тезисы предполагают более четкое структурирование текста, часто с нумерацией основных положений. План является наиболее сжатой формой переработки текста и почти всегда содержит собственные формулировки его составителя, то есть наиболее далеко отстоит по форме от исходного текста. Учащиеся составляют простой и сложный план текста. Сложный план включает в себя подпункты основных пунктов, то есть заголовки более мелких частей. Е. И. Никитина в «Приложении» к учебнику «Развитие речи» комплекса 2 предлагает следующую памятку по составлению плана текста: «1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. 2. Определите тему и основную мысль текста. 3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их. 4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: всё ли 5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пере 6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана».23 К методам трансформации текста относятся следующие виды заданий: 1) синонимические замены слов и синтаксических конструкций; 2) улучшение (исправление речевых ошибок и недочетов) негатив 3) составление текста из разрозненных предложений, представлен 4) группировка предложений в абзацы; 5) распространение исходного текст; 6) сжатие (сокращение) исходного текст; 7) редактирование собственного текста; 8) озаглавливание текста или его частей; 9) введение в текст цитат; 10) устный или письменный пересказ текста. Воспроизведение текста имеет устную форму — пересказ и письменную форму — изложение. Остановимся более подробно на письменном пересказе текста — изложении. Изложение является традиционным методом работы по развитию речи учащихся и служит для формирования навыков аудирования, запоминания, воспроизведения текста и для обогащения словаря и грамматического строя речи учащихся, а также для развития речемысли- 23 Никитина Е. И. Развитие речи. 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2001. С. 158. тельных механизмов, тренировки памяти, закрепления и проверки правописных умений и навыков. В дореволюционной школе были очень распространены так называемые пересказы, переложения. Им подвергались тексты как духовного, так и светского характера. «Перелагаться» могли даже лирические стихотворения, что в конечном итоге почти всегда сводилось к механическому воспроизведению текста. В современной школе изложение — это упражнение, служащее развитию связной речи. Классификация изложений происходит по разным основаниям. По отношению к объему исходного текста изложения бывают подробные и сжатые. Сжатое изложение призвано передать содержание текста значительно менее подробно, чем это сделано у автора. Очевидно, что при сжатом изложении отход от авторских средств, лексики стиля будет большим, чем при подробном изложении. Именно этот вид изложения закладывает навыки конспектирования. По отношению к содержанию исходного текста изложения бывают полные, выборочные или дополняющие исходный текст. При выборочном изложении выбирается одна из микротем текста, причем в исходном тексте эта микротема может быть рассредоточена в разных частях текста. При дополняющих изложениях учащиеся должны дополнить текст концовкой, началом, описаниями или рассуждениями. Это вид работы называется изложение с элементами сочинения. Изложение с дополнительным заданием (или осложненное, или творческое) может заключаться в замене лица рассказчика: если повествование велось от первого лица, то в изложении должна произойти замена на 3 лицо (и наоборот). Или в тексте, который представляет собой отрывок, например, из «Капитанской дочки», задание требует изложить его от имени другого персонажа. Возможен и третий путь: требуется логически продолжить какой-либо текст. Такой вид изложений представляет собой переходный этап от изложения к сочинению. По способу восприятия исходного текста изложения делятся на написанные на основе прочитанного и на основе услышанного текста, а также комбинированные (часть текста воспринимается на слух, часть излагается после прочтения). По степени знакомства с исходным текстом изложения делятся на изложения знакомого и нового текста. По характеру текста изложения делятся изложения повествовательного характера с элементами описания, изложения-описания, изложения-рассуждения, изложения-характеристики. Соответственно в 5 классе используют изложение текстов повествовательного характера с элементами описания (предметов, животных и т. п.) и рассуждения. В 6 классе — тексты с элементами описания помещения, пей- зажа; в 7 классе — тексты, описывающие внешность человека, процесс труда; в 8 классе — тексты публицистического характера с элементами описания местности, памятников истории и культуры. По цели проведения изложения делятся на обучающие и контрольные. Как следует проводить обучающее изложение? Непосредственно на уроке подготовка заключается в следующем: учитель — выразительно читает текст; — объясняет непонятные слова и выражения; — проводит беседу с классом по содержанию. В ходе беседы учитель добивается ответа на следующие вопросы: 1) В чем заключается основная мысль текста? 2) На какие части делится текст? 3) Какова связь между частями? 4) Какими художественными средствами раскрывается главная Для адекватного понимания и передачи темы текста и его идеи учащиеся должны проанализировать и стилевую принадлежность текста, а также тип текста; это определение поможет учащимся в выборе языковых средств при написании изложения. Типологическая адекватность — одно из обязательных требований, предъявляемых к изложению. Затем можно переходить к составлению плана и подготовке рабочих материалов: записи фразеологизмов, абзацных зачинов, связующих фраз. Далее учитель просит дать устный пересказ текста по частям и в целом. После чего учитель повторно читает текст, и учащиеся приступают к работе. Так как при написании изложения существуют типовые ошибки, целесообразно оформить требования, предъявляемые к этому виду письменной работы, в виде памятки. Памятка Не стремиться воспроизвести текст дословно! Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т. п.). Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные. Правильно употреблять личные местоимения. Перечитать готовое изложение и а) устранить повторы, б) снять логические противоречия, в) исправить неточное употребление какого-то слова. Для методики проведения изложений надо иметь в виду следующее: изложения на основе услышанного, то есть воспринятого только на слух, текста представляют для многих учащихся (особенно визуалов) значи- тельную трудность, так как требуют большой концентрации внимания, поэтому учитель должен целенаправленно учить детей этапам восприятия и переработки текста. Изложение является необходимым методом, переходным от трансформации готового текста к созданию собственного высказывания. Об объеме текстов для изложения в разных классах и критериях оценки изложений см. в § 67. Приведем примеры заданий на воспроизведение, трансформацию и информационную переработку текста из учебных комплексов. 4? Прочитайте заметку в стенгазету и замечания редактора. Раскрыта ли в заметке основная мысль, отраженная в заголовке? Отредактируйте эту заметку — при этом вы можете оставить или изменить ее название. Интересная встреча Недавно на встречу с нами мы пригласили наших шефов и Витиного дедушку, ветерана труда. Мы показали на выставке, что мы умеем делать. Витин дедушка нас похвалил и сказал: «Среди вас не должно быть белоручек. Надо уметь все делать своими руками». Когда мы стали читать стихи и петь песни, все зашумели. Было скучно, и время тянулось долго-долго. Очень хотелось домой. Наконец нас отпустили, и мы весело побежали в раздевалку. Замечания редактора 1. Когда именно состоялась встреча? 2. Что было на выставке? Как ребята 3. Что привлекло внимание гостей? 4. Значит, не всё интересно было на (Задание из комплекса 1) Напишите сжатое изложение (от 3-го лица) по рассказу Г. Снегирева «Белёк». При подготовке составьте композиционную схему рассказа, указав в ней вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение. В сжатом изложении рассказа необходимо а) сохранить его основную мысль; б) отразить все узловые моменты композиции. (Задание из комплекса 2) Перед вами несколько примеров предложений, неумело построенных младшими школьниками. Исправьте погрешности и постарайтесь научно объяснить правку. 1) Где-то рядом Нина услышала плач. Она прислушалась. Малыш, в кустах плакал. 2) Нина подошла к малышу. Красными, заплаканными глазами посмотрел он на нее. 3)Мы остановились на ночлег. Стали устанавливать палатку на самом берегу. Папа устанавливал палатку. Мы с мамой помогали. (Задание из комплекса 3) § 89. Создание и совершенствование собственных высказываний (текста) Конечной задачей уроков по развитию речи является создание учащимися собственных устных и письменных высказываний — текстов. Самостоятельные высказывания в письменной форме в школе называют сочинениями. К самостоятельным высказываниям учащихся предъявляются требования тематического единства, стилевой адекватности и цельности, наличия взаимообусловленных и связанных компонентов (частей), правильности и выразительности исполнения. Иными словами, особые требования предъявляются и к замыслу, и к исполнению высказывания. Для создания собственных высказываний учащийся должен овладеть следующими умениями: 1) осмысливать тему, ее границы; понимать, к чему обязывает каж 2) подчинять свое высказывание определенной (основной) мысли; 3) собирать материал для высказывания (отбирать факты, соответст 4) систематизировать материал (группировать и систематизировать 5) строить высказывание в определенном жанре и композиционной 6) правильно и «хорошо» выражать свои мысли; 7) совершенствовать созданный текст. Эти умения соответствуют разным этапам работы над созданием текстов, соответствующим разным этапам порождения речи. Начальный, доязыковой этап создания текста — это определение темы и основной мысли высказывания. Тема — это предмет речи, то, что раскрывается в высказывании. Основная мысль — это ответ на поставленный темой вопрос. Обозначение темы выражается заголовком и/или начальными предложениями текста. Слова, обозначающие тему, являются стержневыми, обеспечивают тематическое единство текста. Применительно к письменным высказываниям — сочинениям — различают темы широкие («Осень») и узкие («Унылая пора, очей очарованье...»). На начальных этапах нельзя предлагать широкие темы, требующие от учащихся самостоятельной их конкретизации. Следующий этап — самостоятельное сужение темы учащимися, заключительный этап — сочинения на свободную, то есть выбранную учащимися тему. Тема может содержать или не содержать указание на основную мысль сочинения (ср. те же темы: «Осень» и «Унылая пора, очей очарованье...»). Тема, идея, коммуникативная установка и сфера применения предопределяет тип речи, стиль и жанр текста. Выражение основной мысли происходит через раскрытие темы, и здесь на первый план выходит коммуникативная установка автора — общение, сообщение или воздействие. При подготовке к высказыванию необходимо оценить ситуацию общения, сферу применения речи. Тема может указывать на жанр сочинения, ср.: «Как я провел лето» (повествование), «Моя комната» (описание) и «Зачем нужны домашние животные» (рассуждение). Основная мысль сочинения также может быть подсказана темой (например, «Интересная встреча»). Не следует формулировкой темы навязывать учащимся основную мысль высказывания (например, «Пушкин — мой любимый поэт»). При написании сочинения ученик может вообще не определить замысла, основной мысли сочинения или иметь замысел, но не суметь его реализовать. Чтобы выразить основную мысль, надо из общей массы фактов отобрать те, которые ей соответствуют, и подобрать выражения, которые ее раскрывают, отбросив неважное, второстепенное, уводящее в сторону. Для этой работы чрезвычайно важен этап работы по анализу текстов и подготовка и проведение изложений, когда учащиеся учатся находить в чужом тексте основную мысль и определять, какими средствами она передана. К предварительным этапам создания текста относится отбор материала к высказыванию, который предполагает умение фиксировать свои наблюдения и мысли, делать выписки (в том числе для их использования в качестве цитат), выбирать относящийся к теме материал из разных источников. Сочинения пишутся на материале личных наблюдений учащихся и на материале предложенных для анализа готовых материалов — художественных произведений, картин, а в комплексе 3 — и фотографий. Научить наблюдать — это научить замечать в объекте самое характерное, с одной стороны, и самое выразительное — с другой. На начальном этапе учитель предлагает учащимся наводящие вопросы, помогающие отметить важные для сочинения черты в объекте. Подготовительным этапом служит запись учащимися своих наблюдений в виде рабочих материалов. Эти материалы могут фиксировать наблюдения в виде отдельных слов, словосочетаний и предложений, которые впоследствии войдут в сочинение. Материалы собираются и по книжным источникам, в основном художественным текстам. В художественных произведениях такими ма- териалами служат цитаты, которые следует уместно включать в сочинение. Работа над подбором и использованием цитат сложна и требует этапа коллективного научения: учитель должен объяснять, как вводить цитаты полностью или с пропусками в виде прямой речи и как использовать цитаты как компонент предложения. При этом важно научить правильно связать цитату с текстом сочинения, чтобы она не была изолированным элементом текста. Большую трудность для учащихся представляют сочинения по картине, что связано с объективным несовпадением образного и понятийного уровней мышления. Но картина во многом и облегчает работу по созданию текста, так как в ней художник уже отобрал объекты, с помощью композиции выделил наиболее значимые из них; кроме того, картина в статике отображает то, что в реальности динамично, изменчиво, и это позволяет ее рассматривать, анализировать с опорой на вопросы учителя, обсуждать, что хотел передать художник (каков замысел) и как он это сделал (каковы художественные средства). Собранный материал подлежит систематизации — отбору и группировке значимого для раскрытия данной темы. При систематизации важно отобрать из собранного материала то, что имеет отношение к теме, сгруппировать его по подтемам и определить последовательность и средства связи этих частей в целом. Основным приемом систематизации материала служит составление плана высказывания, набросков для него. Исследования психологов показывают, что сочинения, составленные по собственному плану учащегося, обычно лучше, связнее, логичнее тех, которые написаны по плану, данному учителем. Следующий этап — составление плана и композиционной схемы, фиксирующей основные композиционные элементы высказывания данного типа речи. Составление плана, то есть отражение главных моментов высказывания, предваряется работой по конспектированию, составлению тезисов (фиксацией главных моментов прочитанного чужого текста) и работой над планом чужого текста, в частности художественного произведения. План должен соответствовать теме и отражать основную мысль будущего сочинения. Простой план делает это тезисно. Сложный план описывает содержание и вступления, и основной части (в этой части он содержит подпункты, конкретизирующие основные пункты плана), и заключения сочинения. Работа над вступлением и заключением требует специального научения. Учащиеся должны уметь соотнести эти части сочинения по объему с основной частью и связать все части воедино. При обучении составлению планов используют специальные вспомогательные упражнения: 1) определить по предложенному плану тему и основную мысль 2) сравнить план и предложенный текст, выявить соответствия и не 3) устранить ошибки в намеренно необразцовом плане к приведен После этого приступают к созданию высказывания в устной или письменной форме. Письменное высказывание создается на черновике, устное — проговаривается вслух в подходящих для тренировки условиях. Далее текст подлежит совершенствованию. Для письменного текста его совершенствование носит название редактирования. Целью этого звена работы над созданием текста является самостоятельное совершенствование созданного текста учащимся до исполнения высказывания и проверки ее учителем, однако в процессе обучения этому виду работы большое значение имеет работа над ошибками в уже проверенном учителем изложении или сочинении. Анализу написанных сочинений посвящают целые уроки, в которых учитель подробно разбирает как удачи, так и неудачи и комментирует последние. Редактированию подлежат и ошибки замысла (несоответствие теме, невыраженность основной мысли), и ошибки исполнения. Еще один этап этой работы — рецензирование чужого текста, в том числе намеренно необразцового: чужие ошибки видно лучше, чем свои. Методисты предлагают целые системы специальных знаков, которыми учитель (а впоследствии и учащийся) может отмечать недостатки уже готового текста. Это квадратные скобки для выделения лишнего, знаки абзаца и зачеркнутого абзаца, знак > в месте, которое необходимо пояснить, знак \ в месте необходимой вставки, знак П в месте неоправданного повтора и др. При обучении совершенствованию текста необходимо учить делать это в несколько этапов. Первый этап самопроверки должен быть посвящен поиску ошибок замысла — соответствия теме, плану и выраженности основной мысли, а также логичности и последовательности изложения. Затем текст прочитывается снова на предмет выявления ошибок исполнения. Для совершенствования текста его создатель должен знать требования, предъявляемые к тексту, критически подойти к своему тексту и оценить раскрытие темы, выраженность основной мысли, правильность, уместность, точность и выразительность использования его элементов. Важным для совершенствования текста является самокритичность, раз- витие языкового и стилистического чутья и знание типичных ошибок (см. § 88) и способов их преодоления. Е. И. Никитина предлагает памятки по подготовке к устному высказыванию и сочинению.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.172 (0.018 с.) |