Памятка для анализа повествовательного текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памятка для анализа повествовательного текста



1. Назовите главные особенности типа речи — повествования.

2. Определите стиль речи.

3. Назовите жанр (рассказ, басня, поэма, повесть, сказка).

4. Укажите тему. Что можно сказать о полноте ее раскрытия?

5. Назовите идею, или основную мысль.

6. Определите, от какого лица ведется повествование (1-го? 3-го?).

7. Назовите основные действия и порядок их указания.

8. Выделите основные части текста (составьте его план).

9. Укажите начало текста.

 

10. Найдите окончание текста. В чем его особенности? (Нейтральное указа­
ние на последнее действие? Эмоциональное указание на последнее действие?
Вывод? Призыв к размышлению?)

11. Охарактеризуйте заглавие, его связь с темой и идеей.

12. Объясните особенности использования языковых средств.

13. Составьте заключение по характеристике текста.

22 Пленкин Н. А. Уроки развития речи: 5-9 классы: Книга для учителя: Из опыта рабо­ты. М., 2000.


Памятка для анализа текста-описания

1. Найдите начало текста (общее представление объекта, введение или иное
начало).

2. Охарактеризуйте выбор признаков (полнота перечисления, значимость при­
знаков, зависимость выбора от стиля речи; порядок указания признаков; целесо­
образность этого порядка).

3. Найдите окончание описания (указан последний признак, дан вывод).

4. Охарактеризуйте заглавие, его соответствие типу речи, теме, стилю речи.

5. Определите, есть ли в описании элементы других типов речи (повество­
вания, рассуждения). Каково их назначение?

6. Назовите средства связи слов и частей текста.

7. Охарактеризуйте языковые средства.

8. Сделайте общий вывод об описании.

Памятка для анализа текста-рассуиодения

1. Выделите части текста. Как они связаны?

2. Найдите введение, определите его назначение.

3. Выделите тезис. Охарактеризуйте его соответствие теме, особенности его
формулировки.

4. Найдите доказательства, определите, достаточно ли их. Что они собой
представляют (суждение, умозаключение, факт, чужое высказывание)? Каков
порядок указания доказательств?

5. Рассмотрите вывод: его формулировка, подготовка читателя к воспри­
ятию вывода; соответствие вывода тезису.

6. Охарактеризуйте заглавие текста, отражение в нем темы, идеи, соответст­
вие заглавия типу речи, стилю речи.

7. Рассмотрите языковые средства.

8. Сделайте общий вывод по анализу текста.

Учащиеся вырабатывают умения, связанные с анализом текста с разных сторон.

Во-первых, в уровневых разделах курса русского языка учащиеся учатся наблюдать над использованием в тексте отдельных языковых единиц и определять функцию их использования в том или ином тексте.

Во-вторых, ученики должны уметь выявлять те признаки, которые служат единству и целостности текста, то есть текстообразующие при­знаки.

В-третьих, учащиеся должны уметь определять стиль текста и его жанр, а также тип текста (повествование, описание, рассуждение).

Для выработки этих умений используются следующие типы упра­жнений:

1) определить тему и основную мысль текста;

2) найти лингвистические единицы (слова в определенной грамма­
тической форме, или синтаксические конструкции, или слова с опреде-


ленными лексико-семантическими характеристиками), определить их роль в тексте (соотносительность их использования с задачами, усло­виями и содержанием высказывания);

3) указать средства связи частей предложения, предложений в тек­
сте, абзацев;

4) указать признаки текста в приведенном тексте или отрывке тек­
ста;

5) определить тип текста (повествование, описание, рассуждение),
подтвердить свое мнение анализом структуры текста и языковых
средств (например, в рассуждении найти тезис, доказательства и вы­
вод);

6) проанализировать элементы текста, например его название;

7) указать условия и задачи речи, то есть охарактеризовать ситуа­
цию общения, в которой может быть использовать анализируемый
текст;

8) определить стиль текста через анализ его стилевых черт (непри­
нужденность / официальность; эмоциональность / отсутствие эмоцио­
нальности; образность / отсутствие образности и др.) и языковых
средств;

9) указать различия в текстах на одну тему, но разного стиля, жанра,
композиции;

10) найти недостатки исполнения в негативном (намеренно необраз­
цовом) тексте.

Приведем примеры заданий из учебных комплексов.

/? О чем говорится в тексте (какова его тема)? Что значит порядочный человек, по мнению Ю. Я. Яковлева? Найдите предложения, в которых автор выра­жает эту основную мысль.

Порядочный человек

Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Поря­дочный человек»? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «поря­дочный»?

Может быть, человек, который любит порядок, аккуратно одет, не раз­брасывает по комнате свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу?

Да, корень этого слова «порядок». Но речь идет не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок — верность, честность, благо­родство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собст­венной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди.

Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное рус­ское слово. И живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Это порядочный человек».

(Задание из комплекса 1)


/? Прочитайте текст, запишите его. Подчеркните сцепляющие слова.

На улице Мира

На улице Мира — работа с утра. Там с детства проходят науку добра. На улице Мира — из радуги мост. Он с улицы Мира проложен до звезд. (Н. Добронравов)

(Задание из комплекса 2)

/? Определите стиль речи (по речевой ситуации). Укажите языковые средства, характерные для стиля.

Красная площадь! Главная площадь страны. Символ нашей родины России! Она входит в наше сознание и сердце с ранних лет. Придите на любую вы­ставку детских рисунковв московской, сибирской, якутской школе,и вы обязательно увидите Красную площадь. Хотя многие из ребят еще не были на ней, еще не были в Москве.

(Задание из комплекса 3)

§ 88. Воспроизведение, трансформация и информационная переработка текста

Воспроизведение, трансформация и информационная переработка тек­ста имеют и самостоятельную ценность, и вспомогательную ценность как ступень формирования умения создавать собственные тексты.

Основными видами информационной переработки текста являют­ся составление плана, конспекта, тезисов текста. Задача этих видов ра­боты — выделение в тексте главного, того, что помогает понять автор­ский замысел, логику автора, особенности структуры текста.

При конспектировании учащийся пользуется фразами готового тек­ста, избирая наиболее значимые из них, то есть при конспектировании учащийся должен отличить главное от второстепенного, сократить текст до минимального информативно значимого объема. Нецелесо­образно конспектировать текст по мере его прочтения; следует сначала прочитать весь текст, понять его тему и идею, найти в нем опорные фразы. Для этой работы хорошо применять прием, возможный только при работе с собственным учебником, — подчеркивание в тексте или выделение главного маркером.

При составлении тезисов степень компрессии текста и отхода от ав­торских формулировок выше, чем при конспектировании. Тезисы пред­полагают более четкое структурирование текста, часто с нумерацией основных положений.


План является наиболее сжатой формой переработки текста и почти всегда содержит собственные формулировки его составителя, то есть наиболее далеко отстоит по форме от исходного текста. Учащиеся со­ставляют простой и сложный план текста. Сложный план включает в се­бя подпункты основных пунктов, то есть заголовки более мелких час­тей.

Е. И. Никитина в «Приложении» к учебнику «Развитие речи» комплекса 2 предлагает следующую памятку по составлению плана текста: «1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.

4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: всё ли
главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отра­
жают ли они тему и основную мысль текста.

5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пере­
сказать или изложить) текст.

6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана».23

К методам трансформации текста относятся следующие виды зада­ний:

1) синонимические замены слов и синтаксических конструкций;

2) улучшение (исправление речевых ошибок и недочетов) негатив­
ного текста;

3) составление текста из разрозненных предложений, представлен­
ных в произвольном порядке;

4) группировка предложений в абзацы;

5) распространение исходного текст;

6) сжатие (сокращение) исходного текст;

7) редактирование собственного текста;

8) озаглавливание текста или его частей;

9) введение в текст цитат;

10) устный или письменный пересказ текста.

Воспроизведение текста имеет устную форму — пересказ и пись­менную форму — изложение.

Остановимся более подробно на письменном пересказе текста — из­ложении.

Изложение является традиционным методом работы по развитию речи учащихся и служит для формирования навыков аудирования, за­поминания, воспроизведения текста и для обогащения словаря и грам­матического строя речи учащихся, а также для развития речемысли-

23 Никитина Е. И. Развитие речи. 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учрежде­ний. М., 2001. С. 158.


тельных механизмов, тренировки памяти, закрепления и проверки пра­вописных умений и навыков.

В дореволюционной школе были очень распространены так называемые пере­сказы, переложения. Им подвергались тексты как духовного, так и светского ха­рактера. «Перелагаться» могли даже лирические стихотворения, что в конечном итоге почти всегда сводилось к механическому воспроизведению текста. В совре­менной школе изложение — это упражнение, служащее развитию связной речи.

Классификация изложений происходит по разным основаниям.

По отношению к объему исходного текста изложения бывают подробные и сжатые. Сжатое изложение призвано передать содержа­ние текста значительно менее подробно, чем это сделано у автора. Оче­видно, что при сжатом изложении отход от авторских средств, лексики стиля будет большим, чем при подробном изложении. Именно этот вид изложения закладывает навыки конспектирования.

По отношению к содержанию исходного текста изложения бывают полные, выборочные или дополняющие исходный текст.

При выборочном изложении выбирается одна из микротем текста, причем в исходном тексте эта микротема может быть рассредоточена в разных частях текста. При дополняющих изложениях учащиеся долж­ны дополнить текст концовкой, началом, описаниями или рассужде­ниями. Это вид работы называется изложение с элементами сочинения.

Изложение с дополнительным заданием (или осложненное, или твор­ческое) может заключаться в замене лица рассказчика: если повество­вание велось от первого лица, то в изложении должна произойти замена на 3 лицо (и наоборот). Или в тексте, который представляет собой от­рывок, например, из «Капитанской дочки», задание требует изложить его от имени другого персонажа. Возможен и третий путь: требуется логи­чески продолжить какой-либо текст. Такой вид изложений представляет собой переходный этап от изложения к сочинению.

По способу восприятия исходного текста изложения делятся на написанные на основе прочитанного и на основе услышан­ного текста, а также комбинированные (часть текста воспринимается на слух, часть излагается после прочтения).

По степени знакомства с исходным текстом изложения делятся на изложения знакомого и нового текста.

По характеру текста изложения делятся изложения по­вествовательного характера с элементами описания, изложения-опи­сания, изложения-рассуждения, изложения-характеристики. Соответ­ственно в 5 классе используют изложение текстов повествовательного характера с элементами описания (предметов, животных и т. п.) и рас­суждения. В 6 классе — тексты с элементами описания помещения, пей-


зажа; в 7 классе — тексты, описывающие внешность человека, процесс труда; в 8 классе — тексты публицистического характера с элементами описания местности, памятников истории и культуры.

По цели проведения изложения делятся на обучающие и кон­трольные.

Как следует проводить обучающее изложение?

Непосредственно на уроке подготовка заключается в следующем: учи­тель

— выразительно читает текст;

— объясняет непонятные слова и выражения;

— проводит беседу с классом по содержанию.

В ходе беседы учитель добивается ответа на следующие вопросы:

1) В чем заключается основная мысль текста?

2) На какие части делится текст?

3) Какова связь между частями?

4) Какими художественными средствами раскрывается главная
мысль?

Для адекватного понимания и передачи темы текста и его идеи уча­щиеся должны проанализировать и стилевую принадлежность текста, а также тип текста; это определение поможет учащимся в выборе язы­ковых средств при написании изложения. Типологическая адекватность — одно из обязательных требований, предъявляемых к изложению.

Затем можно переходить к составлению плана и подготовке рабочих материалов: записи фразеологизмов, абзацных зачинов, связующих фраз.

Далее учитель просит дать устный пересказ текста по частям и в целом. После чего учитель повторно читает текст, и учащиеся приступают к рабо­те.

Так как при написании изложения существуют типовые ошибки, це­лесообразно оформить требования, предъявляемые к этому виду пись­менной работы, в виде памятки.

Памятка

Не стремиться воспроизвести текст дословно!

Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т. п.).

Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные.

Правильно употреблять личные местоимения.

Перечитать готовое изложение и а) устранить повторы, б) снять логические противоречия, в) исправить неточное употребление какого-то слова.

Для методики проведения изложений надо иметь в виду следующее: изложения на основе услышанного, то есть воспринятого только на слух, текста представляют для многих учащихся (особенно визуалов) значи-


тельную трудность, так как требуют большой концентрации внимания, поэтому учитель должен целенаправленно учить детей этапам воспри­ятия и переработки текста.

Изложение является необходимым методом, переходным от транс­формации готового текста к созданию собственного высказывания.

Об объеме текстов для изложения в разных классах и критериях оценки изложений см. в § 67.

Приведем примеры заданий на воспроизведение, трансформацию и информационную переработку текста из учебных комплексов.

4? Прочитайте заметку в стенгазету и замечания редактора. Раскрыта ли в за­метке основная мысль, отраженная в заголовке? Отредактируйте эту замет­ку — при этом вы можете оставить или изменить ее название.


Интересная встреча

Недавно на встречу с нами мы при­гласили наших шефов и Витиного де­душку, ветерана труда. Мы показали на выставке, что мы умеем делать.

Витин дедушка нас похвалил и ска­зал: «Среди вас не должно быть бе­лоручек. Надо уметь все делать свои­ми руками».

Когда мы стали читать стихи и петь песни, все зашумели. Было скучно, и время тянулось долго-долго. Очень хо­телось домой.

Наконец нас отпустили, и мы весе­ло побежали в раздевалку.


Замечания редактора

1. Когда именно состоялась встреча?

2. Что было на выставке? Как ребята
показывали свои изделия?

3. Что привлекло внимание гостей?

4. Значит, не всё интересно было на
этой встрече? Может быть, об этом
надо написать как-то иначе или со­
всем не писать, если заметка называ­
ется «Интересная встреча»?

(Задание из комплекса 1)


Напишите сжатое изложение (от 3-го лица) по рассказу Г. Снегирева «Бе­лёк». При подготовке составьте композиционную схему рассказа, указав в ней вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение. В сжатом изложении рассказа необходимо а) сохранить его основную мысль; б) отра­зить все узловые моменты композиции.

(Задание из комплекса 2)

Перед вами несколько примеров предложений, неумело построенных млад­шими школьниками. Исправьте погрешности и постарайтесь научно объяс­нить правку.

1) Где-то рядом Нина услышала плач. Она прислушалась. Малыш, в кустах плакал. 2) Нина подошла к малышу. Красными, заплаканными глазами по­смотрел он на нее. 3)Мы остановились на ночлег. Стали устанавливать па­латку на самом берегу. Папа устанавливал палатку. Мы с мамой помогали.

(Задание из комплекса 3)


§ 89. Создание и совершенствование

собственных высказываний (текста)

Конечной задачей уроков по развитию речи является создание уча­щимися собственных устных и письменных высказываний — текстов. Самостоятельные высказывания в письменной форме в школе называют сочинениями.

К самостоятельным высказываниям учащихся предъявляются тре­бования тематического единства, стилевой адекватности и цельности, наличия взаимообусловленных и связанных компонентов (частей), пра­вильности и выразительности исполнения. Иными словами, особые тре­бования предъявляются и к замыслу, и к исполнению высказывания.

Для создания собственных высказываний учащийся должен овладеть следующими умениями:

1) осмысливать тему, ее границы; понимать, к чему обязывает каж­
дое слово в формулировке темы; раскрывать тему;

2) подчинять свое высказывание определенной (основной) мысли;

3) собирать материал для высказывания (отбирать факты, соответст­
вующие теме и основной мысли);

4) систематизировать материал (группировать и систематизировать
факты в соответствии с темой и основной мыслью);

5) строить высказывание в определенном жанре и композиционной
форме;

6) правильно и «хорошо» выражать свои мысли;

7) совершенствовать созданный текст.

Эти умения соответствуют разным этапам работы над созданием текстов, соответствующим разным этапам порождения речи.

Начальный, доязыковой этап создания текста — это определение темы и основной мысли высказывания.

Тема — это предмет речи, то, что раскрывается в высказывании. Ос­новная мысль — это ответ на поставленный темой вопрос. Обозначение темы выражается заголовком и/или начальными предложениями текста. Слова, обозначающие тему, являются стержневыми, обеспечивают те­матическое единство текста.

Применительно к письменным высказываниям — сочинениям — раз­личают темы широкие («Осень») и узкие («Унылая пора, очей очарова­нье...»). На начальных этапах нельзя предлагать широкие темы, требую­щие от учащихся самостоятельной их конкретизации. Следующий этап — самостоятельное сужение темы учащимися, заключительный этап — со­чинения на свободную, то есть выбранную учащимися тему.


Тема может содержать или не содержать указание на основную мысль сочинения (ср. те же темы: «Осень» и «Унылая пора, очей очарова­нье...»).

Тема, идея, коммуникативная установка и сфера применения предо­пределяет тип речи, стиль и жанр текста. Выражение основной мысли происходит через раскрытие темы, и здесь на первый план выходит коммуникативная установка автора — общение, сообщение или воздей­ствие. При подготовке к высказыванию необходимо оценить ситуацию общения, сферу применения речи. Тема может указывать на жанр сочи­нения, ср.: «Как я провел лето» (повествование), «Моя комната» (опи­сание) и «Зачем нужны домашние животные» (рассуждение).

Основная мысль сочинения также может быть подсказана темой (например, «Интересная встреча»). Не следует формулировкой темы на­вязывать учащимся основную мысль высказывания (например, «Пуш­кин — мой любимый поэт»).

При написании сочинения ученик может вообще не определить за­мысла, основной мысли сочинения или иметь замысел, но не суметь его реализовать. Чтобы выразить основную мысль, надо из общей массы фактов отобрать те, которые ей соответствуют, и подобрать выражения, которые ее раскрывают, отбросив неважное, второстепенное, уводящее в сторону. Для этой работы чрезвычайно важен этап работы по анализу текстов и подготовка и проведение изложений, когда учащиеся учатся находить в чужом тексте основную мысль и определять, какими средст­вами она передана.

К предварительным этапам создания текста относится отбор мате­риала к высказыванию, который предполагает умение фиксировать свои наблюдения и мысли, делать выписки (в том числе для их использова­ния в качестве цитат), выбирать относящийся к теме материал из раз­ных источников.

Сочинения пишутся на материале личных наблюдений учащихся и на материале предложенных для анализа готовых материалов — худо­жественных произведений, картин, а в комплексе 3 — и фотографий.

Научить наблюдать — это научить замечать в объекте самое харак­терное, с одной стороны, и самое выразительное — с другой. На на­чальном этапе учитель предлагает учащимся наводящие вопросы, помо­гающие отметить важные для сочинения черты в объекте. Подготови­тельным этапом служит запись учащимися своих наблюдений в виде ра­бочих материалов. Эти материалы могут фиксировать наблюдения в ви­де отдельных слов, словосочетаний и предложений, которые впоследст­вии войдут в сочинение.

Материалы собираются и по книжным источникам, в основном ху­дожественным текстам. В художественных произведениях такими ма-


териалами служат цитаты, которые следует уместно включать в сочине­ние. Работа над подбором и использованием цитат сложна и требует этапа коллективного научения: учитель должен объяснять, как вводить цитаты полностью или с пропусками в виде прямой речи и как исполь­зовать цитаты как компонент предложения. При этом важно научить правильно связать цитату с текстом сочинения, чтобы она не была изо­лированным элементом текста.

Большую трудность для учащихся представляют сочинения по кар­тине, что связано с объективным несовпадением образного и понятий­ного уровней мышления. Но картина во многом и облегчает работу по созданию текста, так как в ней художник уже отобрал объекты, с помо­щью композиции выделил наиболее значимые из них; кроме того, кар­тина в статике отображает то, что в реальности динамично, изменчиво, и это позволяет ее рассматривать, анализировать с опорой на вопросы учителя, обсуждать, что хотел передать художник (каков замысел) и как он это сделал (каковы художественные средства).

Собранный материал подлежит систематизации — отбору и груп­пировке значимого для раскрытия данной темы.

При систематизации важно отобрать из собранного материала то, что имеет отношение к теме, сгруппировать его по подтемам и опре­делить последовательность и средства связи этих частей в целом. Ос­новным приемом систематизации материала служит составление пла­на высказывания, набросков для него. Исследования психологов пока­зывают, что сочинения, составленные по собственному плану учаще­гося, обычно лучше, связнее, логичнее тех, которые написаны по плану, данному учителем.

Следующий этап — составление плана и композиционной схемы, фиксирующей основные композиционные элементы высказывания дан­ного типа речи.

Составление плана, то есть отражение главных моментов высказы­вания, предваряется работой по конспектированию, составлению тези­сов (фиксацией главных моментов прочитанного чужого текста) и рабо­той над планом чужого текста, в частности художественного произве­дения.

План должен соответствовать теме и отражать основную мысль бу­дущего сочинения. Простой план делает это тезисно. Сложный план опи­сывает содержание и вступления, и основной части (в этой части он со­держит подпункты, конкретизирующие основные пункты плана), и за­ключения сочинения.

Работа над вступлением и заключением требует специального нау­чения. Учащиеся должны уметь соотнести эти части сочинения по объ­ему с основной частью и связать все части воедино.


При обучении составлению планов используют специальные вспо­могательные упражнения:

1) определить по предложенному плану тему и основную мысль
текста;

2) сравнить план и предложенный текст, выявить соответствия и не­
соответствия между ними;

3) устранить ошибки в намеренно необразцовом плане к приведен­
ному тексту.

После этого приступают к созданию высказывания в устной или пись­менной форме. Письменное высказывание создается на черновике, уст­ное — проговаривается вслух в подходящих для тренировки условиях.

Далее текст подлежит совершенствованию. Для письменного тек­ста его совершенствование носит название редактирования.

Целью этого звена работы над созданием текста является самостоя­тельное совершенствование созданного текста учащимся до исполнения высказывания и проверки ее учителем, однако в процессе обучения это­му виду работы большое значение имеет работа над ошибками в уже проверенном учителем изложении или сочинении. Анализу написанных сочинений посвящают целые уроки, в которых учитель подробно раз­бирает как удачи, так и неудачи и комментирует последние. Редактиро­ванию подлежат и ошибки замысла (несоответствие теме, невыражен­ность основной мысли), и ошибки исполнения.

Еще один этап этой работы — рецензирование чужого текста, в том числе намеренно необразцового: чужие ошибки видно лучше, чем свои.

Методисты предлагают целые системы специальных знаков, кото­рыми учитель (а впоследствии и учащийся) может отмечать недостатки уже готового текста. Это квадратные скобки для выделения лишнего, знаки абзаца и зачеркнутого абзаца, знак > в месте, которое необходи­мо пояснить, знак \ в месте необходимой вставки, знак П в месте неоп­равданного повтора и др.

При обучении совершенствованию текста необходимо учить делать это в несколько этапов. Первый этап самопроверки должен быть по­священ поиску ошибок замысла — соответствия теме, плану и выра­женности основной мысли, а также логичности и последовательности изложения. Затем текст прочитывается снова на предмет выявления ошибок исполнения.

Для совершенствования текста его создатель должен знать требова­ния, предъявляемые к тексту, критически подойти к своему тексту и оценить раскрытие темы, выраженность основной мысли, правильность, уместность, точность и выразительность использования его элементов. Важным для совершенствования текста является самокритичность, раз-


витие языкового и стилистического чутья и знание типичных ошибок (см. § 88) и способов их преодоления.

Е. И. Никитина предлагает памятки по подготовке к устному вы­сказыванию и сочинению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.151 с.)