Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Производная и производящая основаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Производность при изучении современного русского языка понимается синхронически: производными называются не те слова, которые были образованы в прошлом или представляются (кажутся) образованными ранее от других слов данного языка, а слова, формально и семантически связанные с другими однокоренными словами: формально производное слово обычно сложнее производящего, а семантически оно мотивировано значением производящего (критерий мотивированности7). То есть в синхронии производящая основа является основой, формально и семантически мотивирующей исследуемую производную основу. Например: столик <— стол, так как столик — это 'маленький стол' (прямая мотивированность — производящее сразу всплывает в толковании); ишачить <— ишак, так как ишачить — 'выполнять тяжелую работу, подобно ишаку' (метафорическая мотивированность — производящее вводится в толкование союзом как, подобно); чернила <— черный, так как чернила — 'жидкость для письма, в том числе черного цвета' (периферийная мотивированность — производящее вводится в толкование конструкцией в том числе). Существенным при определении производящей основы является то, что производящей является ближайшая основа, через которую можно формально и семантически мотивировать исследуемую. Типичной ошибкой школьников является указание в качестве производящей основы непроизводной основы, начинающей словообразовательную цепочку. Так, для слова пароходный производящей будет основа пароход, а не основы пар и ходить. Синхроническая производность слова может не совпадать с его диахронической (этимологической) производностью: 1) слова могут подвергнуться опрощению, в случае если утрачена 2) слова могут быть подвергнуты переразложению — перемещению 7 Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию. // Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959. производящего (лентяй, первоначально лент-яп от лента со значением 'лентяй'; сейчас осознается производным от лениться: лениться —>■ лентяй); 3) слова могут быть подвергнуты усложнению, в результате которо 4) производные слова могут подвергнуться декорреляции — процес Как же рассматривается вопрос о синхронической и исторической производности слов в анализируемых нами учебных комплексах? Комплекс 1 В первом комплексе данный материал включен в описание способов словообразования без введения терминов «производность», «производная и производящая основа». Так, в параграфе «Основные способы образования слов русского языка» приводится следующий образец рассуждения: «Чтобы определить способ образования слов, рассуждайте так: березовое (полено) — (полено) из березы. Значит, слово березовый образовано от слова береза <...> Подберезовик — гриб, растущий в березовом лесу. Значит, слово подберезовик образовано от слова березовый». Как мы видим, учащимся предлагается абсолютно корректный путь определения производности слова: при нахождении производящей основы необходимо использовать критерий мотивированности значения производного значением производящего. В учебнике не акцентируется внимание на возможном различии синхронической и этимологической производности слов, однако в методических рекомендациях к учебнику авторы пишут: «Различая современный и этимологический состав слова, необходимо также разграничивать современный способ образования слова и исторический. Например, слово внизу с современной точки зрения осмысливается как приставочно-суффиксальное образование (внизу — там, где низ), а этимологически способ его образования определяется как слияние предлога и падежной формы существительного». Там же указывается на такие исторические изменения морфемного состава слова, как опрощение и переразложение. Представляется, что вопрос о синхронической и исторической про-изводности слова должен быть затронут обязательно — ив связи с морфемным составом основы, и в связи с определением производности слова. Причем сделать это при объяснении данной темы можно естественно и понятно. Здесь можно порекомендовать логику изложения, представленную в статье Г. О. Винокура, например, следующим образом. Существует принципиальная разница между словами непроизводными, ни от чего не образованными, и производными. Значение первых мы может объяснить только путем указания на них или описания их существенных признаков. Так, непроизводное слово стол имеет значение 'род мебели в виде широкой доски с одной или несколькими ножками, на которую ставят или кладут что-либо во время работы или еды' (толкование взято из MAC). А образованное от него слово столик (запись на доске: столик <— стол) имеет значение 'маленький стол'. Значение любого производного в современном языке слова можно истолковать через значение того слова, от которого оно образовано. Современная и историческая производность слов может различаться. Так, например, известно, что слово столица исторически образовано от слова стол (сравним: престол, стольный град), однако оно не может быть истолковано через слово стол, следовательно, эти слова не связаны отношениями производности в современном языке (запись на доске: столица <— стол). Приведенное объяснение можно представить как в курсе морфемики в 5 классе, поскольку в комплексе 1 заложены предпосылки для морфемного разбора слова с опорой на его словообразовательных разбор, так и в начале курса словообразования в 6 классе. Комплекс 2 Комплекс 2 представляет материал по словообразованию лишь в двух параграфах: «Словообразование» и «Исторические изменения в составе слова». Материал по словообразованию начинается сообщением, что «в языке постоянно образуются новые слова — неологизмы <...> В последние два десятилетия стали широко употребляться слова космодром, прилунение, луноход, стекловата, бетонка, пылесосить и др. В русском язы- ке есть несколько способов образования слов <...>», далее перечисляются способы словообразования. Такой подход к представлению материала некорректен. Из этого текста учащиеся могут сделать вывод, что словообразование изучает процесс образования новых слов в языке, то есть некоторую история создания слов, а не производность уже имеющихся в языке слов в синхронном срезе. Путь через неологизмы как раз и приведет к неразличению синхронической и исторической производности слова, что, впрочем, не противоречит теоретическим установкам учебника (см. ранее о принципиальном неразличении синхронического и этимологического морфемного разбора). Вызывает нарекания и следующее объяснение, представленное в учебнике: «При образовании некоторых слов используются одновременно приставки и суффиксы: по-дорож-ник, при-мор-ск-ий, при-земл-и-тъ. В этом случае слова возникают на базе сочетаний существительных с предлогами: подснежник <— под снегом, настольный <— на столе, заречье <— за рекой. При этом бывшие предлоги становятся приставками». Такое пояснение не позволяет понять, что же является производящей основой для исследуемых слов — существительное или «сочетание существительного с предлогом» (во втором случае можно было бы говорить о сложении с суффиксацией). В общепринятой традиции синхронического описания считается, что слово образуется от слова, поэтому при указании производящей основы ее записывают в начальной форме, то есть корректная запись будет такой: подснежник <— снег. Проблемы синхронного и исторического словообразования затрагиваются в комплексе 2 и в параграфе «Исторический изменения в составе слова», где написано следующее: «В процессе исторического развития языка некоторые приставки и суффиксы перестали употребляться для образования новых слов. Такие приставки и суффиксы называются непродуктивными. В русском языке есть слова с непродуктивными приставками {па-, пра-, су-). В русском языке есть слова с непродуктивными суффиксами (-ень, -знь, -тяй). Некоторые приставки и суффиксы настолько тесно слились с корнем слова, что их не всегда можно отделить от него, например: память, помнить, взять и др. При морфемном разборе таких слов приставки и суффиксы не отделяют от корня, но иногда полезно выделить такие морфемы, чтобы объяснить их правописание». Не обращаясь больше к проблеме целесообразности выделения в слове морфем, не выделяющихся на синхронном уровне, обратимся к другой проблеме. Как мы видим, авторы комплекса 2 вводят не использующееся в комплексе 1 понятие «непродуктивные приставки и суф- фиксы». Из текста параграфа у учеников может создаться впечатление, что именно эти непродуктивные суффиксы и перестают вьгаленяться в ходе исторического развития языка (должны же они иметь какое-то отношение к названию параграфа!), в действительности же исторические изменения в составе слова связаны не с непродуктивностью аффиксов, а с утратой производящих основ (см. выше). При живой производящей основе в слове легко вычленяется не только непродуктивный аффикс (жи-знь <— жить), но и уникальный аффикс (стекл-ярус <— стекло). Целесообразность введения понятия продуктивности аффиксов сомнительна, поскольку она ничего не поясняет в теоретическом плане и никак не работает на приобретение умений и навыков. Комплекс 3 В комплексе 3 словообразованию придается значительно меньшее значение, чем морфемике (что странно в связи с общей речевой направленностью этого комплекса). Теоретический материал по словообразованию представлен в параграфах «Как пополняется словарный состав русского языка» и «Как образуются слова в русском языке», где сообщается, что «в языке безотказно действуют два мощных способа пополнения словарного запаса: словообразование и заимствование». Как и в комплексе 2, такой подход формирует преставление учащихся о том, что словообразование как раздел языкознания изучает процесс образования новых слов в языке, а не словообразовательную производность уже имеющихся слов. При рассмотрении материала по морфемике, представленного в комплексе 3, мы видели, что авторы комплекса придают большое значение семантике морфем, не позволяют несемантизированное механическое расчленение слова, при морфемном разборе идут через толкование слова. Однако при изучении словообразования этот аспект не актуализируется, что методически неверно. Авторы комплекса вводят понятие словообразовательной модели: «Как же язык выбирает для создания слова нужные морфемы? Почему не могут жить в языке такие нелепые слова, как «перелисичливый», «разаптекарьость», «проберезонер»? Какой закон нарушили эти слова? Оказывается, любое слово — это не соединение случайных морфем. Оно образовано по той модели (образцу), которая живет в русском языке и понятна каждому. Так, словообразовательная модель cd оват \ ый] имеет значение «чуть-чуть, слегка»: бел-оват-ый, кисл-оват-ый, груб-оват-ый. В русском языке множество моделей, и каждая из них образует слово определенной части речи с определенным значением». Введение понятия словообразовательной модели помогает понять системные отношения единиц в языке, его упорядоченность. Кроме то- го, введение понятия модели позволяет построить компактные и наглядные виды заданий, что и делают авторы учебника. Однако то, что авторы называют словообразовательной моделью, реально является морфемной схемой строения слов и описывает как производные слова, так и непроизводные слова со связанным корнем; например, схема раз cd тъ описывает как производные слова разбить, рассыпать, так и непроизводные раздеть, разуть. Косвенным доказательством того, что для авторов учебника более существенным при использовании моделей является морфемика, а не словообразование, является формулировка заданий, использующих понятие словообразовательной модели, например: «Запишите слова, соответствующие данным моделям: cd ист \ый\: бархат-, волн-, голос-, душ-, зерн-, колос, плеч-, пятн-». Как мы видим, для использования в словообразовательной модели авторы задают не слова (ПЩ основы), а готовые корни, в том числе с уже реализованным чередованием (душ-ист-ый от дух). В другом задании: «Выберите из списка однокоренных такие слова, морфемный состав которых соответствует модели czd h \ ый\». Кроме того, в дериватологии термин «модель» занят: под моделью понимают возможность использования в пределах одного словообразовательного типа разных морфонологических средств: чередования (пе-тербург-ск-ий — петербурж-ск-ий), интерфиксации (бор-ец — пе-в-ец), усечения производящей основы (каноэ-ист — самб-ист), наложения морфем (красн-оват-ый — лиловатый). Таким образом, учителю, работающему по комплексу 3, целесообразно различать модели как схематическое изображение морфемного состава слова и схемы словообразования, использующие овалы и стрелки, как схематическое изображение словообразовательных процессов. Способы словообразования Понятие способа словообразования является основополагающим для словообразования. Существуют разные описания способов словообразования, но наиболее логичным и компактным представляется описание способа словообразования как класса производных слов, образованных одним и тем же формантом — средством словообразования. Как мы уже отметили, синхроническая и историческая производ-ность слова могут не совпадать. Различают диахронические и синхронические способы словообразования. Диахронические способы наиболее последовательно описаны В. В. Виноградовым: 1) морфологический способ (суффиксация, префиксация, префиксаль 2) лексико-семантический способ — возникновение омонимов пу 3) лексико-синтаксический — сращение в одно слово нескольких лек 4) морфолого-синтаксический — переход слова из одной части речи Синхронические способы словообразования отличаются от диахронических тем, что описывают не исторический способ образования слова, а способ связи исследуемого слова со словом, мотивирующим его на синхронном уровне. Процессы опрощения, переразложения и усложнения демонстрируют различия между диахроническим и синхроническим способами образования слов. Существуют несколько типов классификации синхронических способов словообразования. «Русская грамматика» берет за основание классификации количество производящих основ. Однако более логичной представляется классификация, основание для которой служит характеристика словообразовательного форманта (средства словообразования). В этом случае в русском языке представлены следующие способы словообразования. 1. Аффиксальные способы — способы, при которых средством соз 1) приставочный: делать —>■ пере-делатъ, 2) суффиксальный: синий —>■ син-ев-а, 3) постфиксальный: мыть —>■ мыть-ся, 4) приставочно-суффиксальный: стакан —>■ под-стакан-ник, 5) приставочно-постфиксальный: бежать^раз-бежать-ся, 6) суффиксально-постфиксальный: гордый —>■ горд-и-тъ-ся, 7) приставочно-суффиксально-постфиксальный: говорить —>■ пере- 2. Безаффиксные способы — способы, использующие операционные 1) сокращение: заместитель —>■ зам, 2) сложение: а) сложение: лес + степь —>■ лесостепь, Разновидностью сложения является иногда выделяемое в самостоятельный способ сращение: вечно зеленый —> вечнозеленый. В составе производного слова конечная морфема первого производящего слова становится интерфиксом, а не суффиксом или окончанием, как это было в производящем: вечн-о-зеленып. б) сложение с сокращением (аббревиация): стенная газета —>■ стенгазета, Министерство иностранных дел —>■ МИД, При аббревиации возможно сокращение исходных слов до первых звуков (вуз), букв (МГУ), начальных частей (завхоз), начальной части первого слова и первых букв или звуков остальных слов (городской отдел народного образования —> гороно), аббревиатурами являются также слова, образованные соединением начальной части первого слова с несокращенным вторым (Сбербанк) и начала первого слова с началом и/или концом второго (торговое представительство —> торгпредство). 3) субстантивация — переход прилагательного или причастия в существительное: столовая (прил.) —>■ столовая (сущ.). Относительно субстантивации причастий существует и другая точка зрения, согласно которой слова типа заведующий образованы суффиксальным способом от глаголов (заведовать -> заведу-ющ-ий). Эта точка зрения основана на том, что, в отличие от причастий, у существительных суффиксы -ущ-, -ти-, -нн- и другие являются не формообразовательными, а словообразовательными. 3. Смешанные способы — способы, при которых одновременно используются аффиксы и операционные средства словообразования: орден + носить —> орден-о-нос-ец (сложение производящий основ + суффиксация). Особо оговорим случаи типа бежать —>■ бег-0. Школьная грамматика не выделяет нулевого словообразующего суффикса и называет способ образования слов типа бег бессуффиксным. Научная грамматика за термином безаффиксные способы закрепляет способы, использующие операционные средства словообразования. Образование же слов типа бег относится к суффиксальному способу. Суффикс здесь нулевой: бег-0 <— бежа-ть. Для вьщеления нулевого словообразующего суффикса необходимы два условия: 1) слово должно быть производив, мотивировано другим словом язы 2) должно иметься словообразовательное значение, которое может С помощью нулевого словообразующего суффикса образуются: 1) существительные со значением абстрактного действия от глаго 2) существительные со значением абстрактного признака от прила 3) существительные со значением предмета, осуществляющего дей 4) существительные со значением лица, осуществляющего действие, 5) существительные со значение лица женского пола, образованные 6) существительные со значением лица по предмету, образован 7) относительные прилагательные, в том числе порядковые числи Как рассматривают способы словообразования учебные комплексы? Комплекс 1 Комплекс 1 выделяет следующие способы словообразования: 1) приставочный (потемнеть от темнеть), 2) суффиксальный (автозаводской от автозавод), 3) приставочно-суффиксальный (соединять от единый), 4) бессуффиксный (переход от переходить), 5) сложение основ с помощью соединительной гласной (ледокол от 6) сложение слов (диван — кровать), 7) переход слова из одной части речи в другую (заводская столовая 8) сложение с сокращением: у сокращаемого слова берутся а) части, состоящие из нескольких звуков: рыб(оводное) хозяй б) начальные буквы: Московский) Государственный) Универ в) начальные звуки: с(троительное) м(онтажное) управление) —>■ Как мы видим, данная классификация отличается от предложенной выше следующим. Во-первых, в ней заявлен бессуффиксный способ словообразования, который соответствует нулевой суффиксации. Во-вто- рых, в ней отсутствуют смешанные способы, то есть способы, использующие более одного средства словообразования. При этом способ образования таких слов, как ледокол, объявляется сложением, в то время как исходя из предложенной классификации его надо было бы объявить сложением с «бессуфиксацией», поскольку реально это сложение с нулевой суффиксацией. Материал, касающийся способов словообразования, задается крупным блоком в начале параграфа и отрабатывается множеством упражнений, выполнение которых может быть значительно затруднено недостаточностью теоретического материала. Традиционно сложность представляет бессуффиксный способ словообразования (нулевая суффиксация). Учащимся сложно понять, почему слово, меньшее по объему, является производным от слова, большего по объему (например, переход от переходить), поскольку это противоречит привычному ощущению, что при словообразовании «что-то прибавляется». Объяснение этого материала возможно только при опоре на критерий мотивированности значения производного значением производящего. В методических рекомендациях к учебнику объясняется, почему слова бег, синь образованы от слов бежать, синий, а не наоборот (указанием на первичные и вторичные значения частей речи), но в учебнике этот материал проработан недостаточно. При объяснении данного материала целесообразно опираться как на языковое чутье учащихся, так и на знания о значениях частей речи. Так, у учащихся спрашивается: что такое переход! Естественный ответ: это место, где переходят. При толковании этого существительного используется глагол (ср.: спа-льн-я — место, где спят), значит, существительное образовано от глагола. Сложнее дело обстоит в том случае, если существительное имеет значение абстрактного действия или признака {бег, синь), то есть при синтаксической деривации, когда значения производного и производящего совпадают. Здесь уместно обратиться к знанию учащихся о значении частей речи. Так, слова бежать и бег обозначают действие. Для какой части речи более характерно, первично значение действия? Ответ: для глагола. Значит, глагол является производящим, а существительное — производным. Комплекс 2 В комплексе 2 выделены следующие способы словообразования: 1) суффиксальный; 2) приставочный; «При образовании некоторых слов используются одновременно приставки и суффиксы: по-дорож-ник, при-мор-ск-ий, при-земл-и-ть. В этом случае слова возникают на базе сочетаний существительных с предло- гами: подснежник <— под снегом. При этом бывшие предлоги становятся приставками». 3) сложение: а) сложение слов: школа-интернат, б) сложение основ с помощью соединительных гласных о и е: ле в) сложение начальной части слова с целым словом: стенгазета, 4) образование слов из словосочетаний: а) из подчинительных словосочетаний: железная дорога — же б) из сочинительных словосочетаний: научный и технический — «Слова, образованные 3 и 4 способами, называются сложными». 5) сложение слогов и начальных букв слов: а) сложение слогов: универмаг, б) сложение начальных букв слов: МГУ, вуз. «Слова, образованные этим способом, называются сложносокращенными». Как мы видим, при описании способов словообразования комплекс 2 допускает больше неточностей, чем комплекс 1. Во-первых, не выдерживает никакой критики сообщение о приста-вочно-суффиксальном способе образования (почему-то не обозначенном отдельной цифрой в перечне способов): «При образовании некоторых слов используются одновременно приставки и суффиксы: по-дорож-ник, при-мор-ск-ий, при-земл-и-ть. В этом случае слова возникают на базе сочетаний существительных с предлогами: подснежник <— под снегом. При этом бывшие предлоги становятся приставками». Что значит «образовано на базе сочетания существительного с предлогом? Что здесь имеет место сложение, что предлог участвует в словообразовании? Несложно видеть даже из приведенных в этом абзаце примеров (приземлить), что это не так. Кроме того, существенным является то положение, что слово в языке при синхронном описании считается образованным от слова, а не от словоформы. Во-вторых, в приведенной классификации отсутствует то, что в комплексе 1 названо «бессуффиксным способом» (то есть нулевая суффиксация), при этом в качестве примеров сложения основ приведены слова луноход и пешеход (наряду со словом лесостепь). В-третьих, вызывает нарекания отдельный способ, названный авторами «образованием слов из словосочетаний». Неясно, чем он принципиально отличается от сложения (чем, например, слово лесостепь отли- чается от слова научно-технический). Кроме того, сюда включены такие примеры, как железнодорожный. При минимальной внимательности можно заметить, что в слове железнодорожный, помимо основ слов железная и дорога, присутствует суффикс -н-. В-четвертых, в классификации разведены в разные способы слова типа стенгазета (названы сложными) и слова типа универмаг (сложносокращенные). Это противоречит общепринятой точке зрения, согласно которой любое слово, использующее при сложении сокращение хотя бы одной основы, является сложносокращенным. В-пятых, в одну группу «сложение начальных букв слов» объединены слова МГУ и вуз, хотя последнее образовано сложением не букв, а начальных звуков. В-шестых, нет указание на способ образования существительных типа столовая (субстантивация). Таким образом, теоретический материал по способам словообразования, предложенный комплексом 2, нуждается в значительной корректировке. Комплекс 3 В комплексе 3 указаны следующие способы словообразования: 1) суффиксальный {покупать + тель —>■ покупатель), 2) приставочный (при + готовить —>■ приготовить), 3) сложение (сталевар, стенгазета, универмаг). Как мы видим, теоретический материал представлен здесь в минимальной степени и не может служить базой для словообразовательного разбора большого количества слов русского языка. Однако теоретическая база словообразования значительно расширяется в параграфах, посвященных образованию отдельных частей речи и в разделе «Словообразование частей речи», включенном в учебник 6 класса. Так, среди способов образования отдельных частей речи выделен еще приставоч-но-суффиксальный способ, а также сложение и сложение с суффиксацией (сложение с суффиксацией не выделено как способ в комплексах 1 и 2). Авторы учебника используют специальный знак: кружком или овалом обводится часть слова (иногда целое слово), к которому присоединяется суффикс или приставка или которое используется при сложении, например: (стал£>+ е -Квасить —>■ сталевар. Поскольку в этом комплексе, как и в других, не рассматривается процесс усечения ПЩ основы при словообразовании, такой условный знак представляется оправданным и с точки зрения теории, и методически с точки зрения своей наглядности. Если при словообразовании использован суффикс, то в схему записи в скобках после этого суффикса помещается окончание, например: С покугП ртъ + -телъ (□)—>■ покупатель. Такая система записи допустима с той точки зрения, что суффиксы в русском языке закреплены за определенной частью речи, однако надо обратить внимание учащихся, что окончание не участвует в словообразовании и не является его средством. Формальные различия
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.104 (0.018 с.) |