![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Не являющиеся членами предложенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предложение может быть осложнено элементами и конструкциями, не являющимися членами предложения. Это обращение, вводные и вставные конструкции, прямая речь, цитаты. Обращение — это слово или словосочетание, называющее лицо (реже — предмет), к которому обращена речь. Обращение может выражаться однословно и неоднословно. Однословное обращение бывает выражено существительным или любой частью речи в функции существительного в И.п., неоднословное обращение может включать зависимые от этого существительного слова или пунктуационно не отделяемое от обращения междометие о: Опять я ваш, о юные друзья! (название элегии А. С. Пушкина). Целесообразно рассмотреть такие периферийные средства выражения обращения, как форма косвенного падежа существительного, если оно обозначает признак предмета или лица, к которому обращена речь {Эй, в шляпе, вы крайний?), а также представленное в разговорной речи выражение обращения личным местоимением; в этом случае местоимение выделяется интонационно и пунктуационно: {Эй, вы, идите сюда!). Для правильного синтаксического разбора предложения важно понимать, что обращение грамматически не связано с предложением и не является его членом. Так, предложение Петя, немедленно иди сюда! следует разбирать так: предложение односоставное определенно-личное, распространенное, осложнено обращением. Другим осложняющим предложение элементом являются вводные и вставные конструкции. Вводные слова и словосочетания выражают отношение говорящего к высказываемой мысли или к способу ее выражения. Они не являются членами предложения, выделяются интонационно и пунктуационно. Вводные слова и словосочетания делятся на группы в зависимости от выражаемого ими значения: 1) чувства, эмоции: к сожалению, к досаде, к ужасу, к счастью, к К счастью, сутра погода наладилась; 2) оценка говорящим степени достоверности сообщаемого: конеч меется, в самом деле, в сущности, по существу, по сути, надо полагать, думаю и др.: Пожалуй, погода сегодня будет хорошая; 3) источник сообщаемого: по-моему, помнится, мол, дескать, по сло
По-моему, он предупреждал об отъезде; 4) связь мыслей и последовательность их изложения: во-первых, на С одной стороны, предложение интересное, с другой — опасное; 5) способ оформления мыслей: словом, так сказать, иначе / вернее / Он пришел вечером, а точнее говоря, почти ночью; 6) обращение к собеседнику с целью привлечения внимания: ска Я этого, поверьте, не знал; 7) оценка меры того, о чем говорится: самое большее, самое мень Он говорил со мной, по крайней мере, как большой начальник; 8) степень обычности: бывает, бывало, случается, по обыкновению: 9) экспрессивность: кроме шуток, честно говоря, между нами бу Я, честно говоря, сильно устал. Общепринятой классификации вводных слов и словосочетаний по значению не существует. Так, все комплексы выделяют такие группы вводных конструкций, как «Различная степень уверенности», «Чувства», «Источник сообщения», «Связь и порядок мыслей, способ их оформления», однако не все слова могут быть определены в эти группы. Поэтому в комплексе 3 выделены также группы «Привлечение внимания», «Выражение вежливости», в комплексе 2 — «Оценка стиля высказывания», а в новом учебнике комплекса 1 в разные группы выделены «Уверенность», «Неуверенность», «Возможность», «Предположение» и ДР- Те же значения могут передаваться вводными предложениями: Элегантность, я думаю, никогда не выйдет из моды (=по-моему). От вводных предложений необходимо отличать вставные предложения, носящие характер дополнительного замечания и выделяющиеся не запятыми, как вводные предложения, а скобками или тире. Отличительной особенностью вставных предложений является то, что они могут иметь иную цель высказывания или интонацию, чем основное пред- ложение, например: Наконец (нелегко мне это далось!) она разрешила мне приехать. Вставные предложения выделены в комплексах 2, 3 и новом учебнике комплекса 1; в учебнике С. Г. Бархударова и др. комплекса 1 вставные предложения не отделяются от вводных.
При изучении вводных и вставных элементов широко используются смысловой и интонационный принципы. Именно они помогают в решении сложной практической задачи различения вводных слов и омонимичных им союзов, наречий, слов именных частей речи. Так, например, слово однако может быть вводным (если стоит в середине или абсолютном конце предложения) и оформляться при помощи пауз, но может быть противительным союзом (=но), используемым для связи однородных членов простого предложения, частей сложного предложения или предложений в тексте: Дождь, однако, зарядил надолго — вводное слово. Ошибки негрубые, однако неприятные — союз (можно заменить на но). Слово наконец является вводным, если стоит в перечислительном ряду (часто с вводными словами во-первых, во-вторых и т. д.), и является наречием, если по значению равно наречному выражению в конце концов: Я вышел наконец к просеке — наречие. Во-первых, я болен, во-вторых, устал и, наконец, просто не хочу идти туда — вводное слово. Аналогично этому необходимо различать вводное и невводное употребление слов таким образом, в самом деле, значит и других. Осложнение предложения вызывает также прямая речь — разновидность так называемой чужой речи. Чужая речь (прямая и косвенная), или высказывания других лиц, включенные в авторское повествование, изучается в комплексах 1 и 3 в 8 классе, то есть в ряду тем, посвященных простому предложению, а в комплексе 2 — в 9 классе после изучения сложного предложения. Расположение темы «Чужая речь» после сложного предложения может быть объяснено тем, что одним из способов передачи чужой речи является косвенная речь — пересказ чужого высказывания, оформленного как придаточное предложение. Но у этого разночтения есть и более глобальная причина: в школьной грамматике не определен статус предложений с прямой речью как простых или как сложных. Традиционно используемые в обучении пунктуации при прямой речи схемы описывают предложения с прямой речью как состоящие из нескольких равноправных частей, каждая из которых схематически изображена прямоугольником. Очень наглядные при обучении пунктуации, эти схемы ориенти- руют учащихся на восприятие предложении с прямой речь как сложных. Однако более корректным представляется следующий подход: прямая речь, как и вставное предложение, осложняет предложение, являясь в нем вносным элементом, поэтому при осложненности предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельные предложения со своей целью высказывания и интонацией, которая может не совпадать с целью высказывания и интонацией самого предложения. Так, например, предложение Он с возмущением спросил: «Долго вы еще будете копаться?'!» следует разбирать следующим образом: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено прямой речью. Прямая речь представляет собой предложение вопросительное, восклицательное, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное. Прямая речь может занимать по отношению к словам автора любое место, однако в практике школьного преподавания изучается только расположение слов автора после прямой речи, перед ней и внутри нее.
Чтобы наглядно показать, как оформляется прямая речь в составе предложения, используется ее схематическое изображение, например: «П?» — а. (где П или п — прямая речь, а А или а — слова автора). Завершается тема «Чужая речь» изучением способов цитирования — оформления цитаты как прямой речи и как продолжения (составной части) предложения. Для написания сочинений целесообразно рассмотреть оформление цитат более подробно, чем это сделано в учебных комплексах. Сложное предложение Сложное предложение, как уже было сказано, изучается в 9 классе. Сложное предложение — предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно. По структуре части представляют собой простые предложения. Объединяясь в составе сложного предложения, они сохраняют в основном свое строение, но перестают характеризоваться смысловой законченностью и утрачивают интонацию конца предложения. Сложные предложения делятся на союзные (в качестве средства связи частей выступают союзы или союзные слова) и бессоюзные (части соединены интонационно и по смыслу). Союзные предложения делятся на сложносочиненные (части соединены при помощи сочинительных союзов) и сложноподчиненные (средством связи частей являются подчинительные союзы и союзные слова): сложные предложения
бессоюзные
сложноподчиненные
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2079; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.70.133 (0.008 с.) |