Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Не являющиеся членами предложенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предложение может быть осложнено элементами и конструкциями, не являющимися членами предложения. Это обращение, вводные и вставные конструкции, прямая речь, цитаты. Обращение — это слово или словосочетание, называющее лицо (реже — предмет), к которому обращена речь. Обращение может выражаться однословно и неоднословно. Однословное обращение бывает выражено существительным или любой частью речи в функции существительного в И.п., неоднословное обращение может включать зависимые от этого существительного слова или пунктуационно не отделяемое от обращения междометие о: Опять я ваш, о юные друзья! (название элегии А. С. Пушкина). Целесообразно рассмотреть такие периферийные средства выражения обращения, как форма косвенного падежа существительного, если оно обозначает признак предмета или лица, к которому обращена речь {Эй, в шляпе, вы крайний?), а также представленное в разговорной речи выражение обращения личным местоимением; в этом случае местоимение выделяется интонационно и пунктуационно: {Эй, вы, идите сюда!). Для правильного синтаксического разбора предложения важно понимать, что обращение грамматически не связано с предложением и не является его членом. Так, предложение Петя, немедленно иди сюда! следует разбирать так: предложение односоставное определенно-личное, распространенное, осложнено обращением. Другим осложняющим предложение элементом являются вводные и вставные конструкции. Вводные слова и словосочетания выражают отношение говорящего к высказываемой мысли или к способу ее выражения. Они не являются членами предложения, выделяются интонационно и пунктуационно. Вводные слова и словосочетания делятся на группы в зависимости от выражаемого ими значения: 1) чувства, эмоции: к сожалению, к досаде, к ужасу, к счастью, к К счастью, сутра погода наладилась; 2) оценка говорящим степени достоверности сообщаемого: конеч меется, в самом деле, в сущности, по существу, по сути, надо полагать, думаю и др.: Пожалуй, погода сегодня будет хорошая; 3) источник сообщаемого: по-моему, помнится, мол, дескать, по сло По-моему, он предупреждал об отъезде; 4) связь мыслей и последовательность их изложения: во-первых, на С одной стороны, предложение интересное, с другой — опасное; 5) способ оформления мыслей: словом, так сказать, иначе / вернее / Он пришел вечером, а точнее говоря, почти ночью; 6) обращение к собеседнику с целью привлечения внимания: ска Я этого, поверьте, не знал; 7) оценка меры того, о чем говорится: самое большее, самое мень Он говорил со мной, по крайней мере, как большой начальник; 8) степень обычности: бывает, бывало, случается, по обыкновению: 9) экспрессивность: кроме шуток, честно говоря, между нами бу Я, честно говоря, сильно устал. Общепринятой классификации вводных слов и словосочетаний по значению не существует. Так, все комплексы выделяют такие группы вводных конструкций, как «Различная степень уверенности», «Чувства», «Источник сообщения», «Связь и порядок мыслей, способ их оформления», однако не все слова могут быть определены в эти группы. Поэтому в комплексе 3 выделены также группы «Привлечение внимания», «Выражение вежливости», в комплексе 2 — «Оценка стиля высказывания», а в новом учебнике комплекса 1 в разные группы выделены «Уверенность», «Неуверенность», «Возможность», «Предположение» и ДР- Те же значения могут передаваться вводными предложениями: Элегантность, я думаю, никогда не выйдет из моды (=по-моему). От вводных предложений необходимо отличать вставные предложения, носящие характер дополнительного замечания и выделяющиеся не запятыми, как вводные предложения, а скобками или тире. Отличительной особенностью вставных предложений является то, что они могут иметь иную цель высказывания или интонацию, чем основное пред- ложение, например: Наконец (нелегко мне это далось!) она разрешила мне приехать. Вставные предложения выделены в комплексах 2, 3 и новом учебнике комплекса 1; в учебнике С. Г. Бархударова и др. комплекса 1 вставные предложения не отделяются от вводных. При изучении вводных и вставных элементов широко используются смысловой и интонационный принципы. Именно они помогают в решении сложной практической задачи различения вводных слов и омонимичных им союзов, наречий, слов именных частей речи. Так, например, слово однако может быть вводным (если стоит в середине или абсолютном конце предложения) и оформляться при помощи пауз, но может быть противительным союзом (=но), используемым для связи однородных членов простого предложения, частей сложного предложения или предложений в тексте: Дождь, однако, зарядил надолго — вводное слово. Ошибки негрубые, однако неприятные — союз (можно заменить на но). Слово наконец является вводным, если стоит в перечислительном ряду (часто с вводными словами во-первых, во-вторых и т. д.), и является наречием, если по значению равно наречному выражению в конце концов: Я вышел наконец к просеке — наречие. Во-первых, я болен, во-вторых, устал и, наконец, просто не хочу идти туда — вводное слово. Аналогично этому необходимо различать вводное и невводное употребление слов таким образом, в самом деле, значит и других. Осложнение предложения вызывает также прямая речь — разновидность так называемой чужой речи. Чужая речь (прямая и косвенная), или высказывания других лиц, включенные в авторское повествование, изучается в комплексах 1 и 3 в 8 классе, то есть в ряду тем, посвященных простому предложению, а в комплексе 2 — в 9 классе после изучения сложного предложения. Расположение темы «Чужая речь» после сложного предложения может быть объяснено тем, что одним из способов передачи чужой речи является косвенная речь — пересказ чужого высказывания, оформленного как придаточное предложение. Но у этого разночтения есть и более глобальная причина: в школьной грамматике не определен статус предложений с прямой речью как простых или как сложных. Традиционно используемые в обучении пунктуации при прямой речи схемы описывают предложения с прямой речью как состоящие из нескольких равноправных частей, каждая из которых схематически изображена прямоугольником. Очень наглядные при обучении пунктуации, эти схемы ориенти- руют учащихся на восприятие предложении с прямой речь как сложных. Однако более корректным представляется следующий подход: прямая речь, как и вставное предложение, осложняет предложение, являясь в нем вносным элементом, поэтому при осложненности предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельные предложения со своей целью высказывания и интонацией, которая может не совпадать с целью высказывания и интонацией самого предложения. Так, например, предложение Он с возмущением спросил: «Долго вы еще будете копаться?'!» следует разбирать следующим образом: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено прямой речью. Прямая речь представляет собой предложение вопросительное, восклицательное, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное. Прямая речь может занимать по отношению к словам автора любое место, однако в практике школьного преподавания изучается только расположение слов автора после прямой речи, перед ней и внутри нее. Чтобы наглядно показать, как оформляется прямая речь в составе предложения, используется ее схематическое изображение, например: «П?» — а. (где П или п — прямая речь, а А или а — слова автора). Завершается тема «Чужая речь» изучением способов цитирования — оформления цитаты как прямой речи и как продолжения (составной части) предложения. Для написания сочинений целесообразно рассмотреть оформление цитат более подробно, чем это сделано в учебных комплексах. Сложное предложение Сложное предложение, как уже было сказано, изучается в 9 классе. Сложное предложение — предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно. По структуре части представляют собой простые предложения. Объединяясь в составе сложного предложения, они сохраняют в основном свое строение, но перестают характеризоваться смысловой законченностью и утрачивают интонацию конца предложения. Сложные предложения делятся на союзные (в качестве средства связи частей выступают союзы или союзные слова) и бессоюзные (части соединены интонационно и по смыслу). Союзные предложения делятся на сложносочиненные (части соединены при помощи сочинительных союзов) и сложноподчиненные (средством связи частей являются подчинительные союзы и союзные слова): сложные предложения союзные бессоюзные
сложносочиненные сложноподчиненные Сложносочиненное и бессоюзное предложение во всех трех комплексах рассматривается сходным образом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2035; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.51 (0.007 с.) |