Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синтаксис сложносочиненного и сложноподчиненного предложенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте Сложносочиненное предложение Между частями сложносочиненного предложения, связанными сочинительными союзами, ставится запятая: На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна. Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними ставится тире: Один прыжок – и лев уже на спине буйвола. Запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится, если: 1) части предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение: В начале апреля зацвела черемуха и запели соловьи; Когда началась гроза, игра прекратилась и все перешли на террасу; 2) части сложносочиненного предложения являются назывными или вопросительными предложениями: Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда? 3) части сложносочиненного предложения являются безличными предложениями и имеют синонимичные слова в составе сказуемого: Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные в ней ошибки. Сложноподчиненное предложение Придаточная часть сложноподчиненного предложения отделяется от главной запятой. 1) Между однородными придаточными предложениями, не соединенными союзами, ставится запятая: Я стал думать о том, что приближается отпуск, что появится много свободного времени, что можно будет куда-нибудь поехать отдохнуть. 2) Между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, запятая не ставится: Получили известие, что Волга стала и что через нее потянулись обозы. 3) При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и относительном слове), а также при сочетании подчинительного союза и сочинительного запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза – то, так, но: Мечик почувствовал, что, если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики. 4) Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание не или повторяющийся сочинительный союз и, или, либо, то придаточная часть не отделяется от главной запятой: Важно не что он сказал, а как он это сказал. 5) Придаточная часть, состоящая из одного относительного слова, запятой не отделяется: Он обиделся, но не сказал почему.
Задание 1. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сформулируйте правила, в соответствии с которыми расставлены знаки. 1. Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. 2. Продолговатая тень машины метнулась мимо и точно стремясь настигнуть ее или ветром разодрать себе лицо Скутаревский пустил на предельную скорость. 3. И млея и силы накапливая спит строй сосновых высот и лес шелушится и каплями роняет струящийся пот. 4. Бывает за одним таким вихрем следует несколько других и долгие часы они шипя кружат по пустыне и сталкиваются и рассыпаются и рождаются вновь. 5. Так как я ел мало, то в голове моей странно шумело и я покачивался. 6. И было солнечное утро и был бодр и красив молодостью и бодростью Никульев и стоял босой и руки по швам глупорожий Кузя, – когда вошла в контору Арина Арсеньевна. 7. Мгновенье и я уже никогда не увижу этого солнца этой воды этого ущелья. 8. Это кто такие и что им надобно? 9. Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад. 9. Лет пятнадцать такой работы и машина человеческого организма совершенно разбита. 10. И до вечера в саду толпится народ и слышится около шалаша смех и говор и раздается иногда топот пляски. Задание 2. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. 1. Было видно что знали его здесь хорошо и жилось ему суматошно молодо и весело. 2. Когда приблизился рассвет и воздух побледнел все обнаружилось словно вывернулось наизнанку. 3. Если он бежит с чайником за водой то ему казалось что он или опоздает на поезд или его ошпарят кипятком. 4. И в один майский день когда небо зеленело от холода пришло великое известие что мы победили и война окончена. 5. Не могу судить много ли он знал но он постоянно обнаруживал свои знания так как хотел чтобы и другие также знали. 6. Узнав кто мы и откуда идем удэгеец сказал что ему известно было что мы должны спуститься по Иману об этом он услыхал от своих сородичей живущих по реке и что там внизу нас давно уже ожидают. 7. Я знаю о чем он думает и что он там видит в этом своем море которое по его убеждению при терпении и подходящем времени может показать все что оно видело за свой долгий-долгий век. 8. А пассажиры еще долго говорили о граче предвестнике весны о картине Саврасова «Грачи прилетели» о том что Москва постепенно превращается в сад где будет привольно всякой птице и скоро весь город будет с утра до ночи звенеть от птичьего пения. Задание 3. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обратите внимание на пунктуацию при сочетании союзов. 1. Дорога впереди была известна проезжали по ней и где медсанбат знали. 2. Полчаса спустя он вернулся домой в свою комнату и когда призванный завываниями гонга вошел в гостиную он увидел в ней того самого черномазого незнакомца который наткнулся на него в роще. 3. Он в течение часа консервировал в слезах как в спирту свою молодость и когда у него не стало слез все распалось унеслось исчезло. 4. Он имеет идею и если даже самый счастливый шаг не направлен к ней хотя бы по кривой он не делает его вовсе. 5. Я подумал что ежели в сию решительную минуту не переспорю старика то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. 6. Я спал долго потому что когда проснулся была уже ночь. 7. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса. 8. Таким образом противник сам для себя создает обстановку в которой если мы без колебания будем решительны и смелы он сам подставит нам для разгрома свои главные силы. 9. А потом улегшись у себя в клетушке где пахло пшеном думала что если Николай Никитич ее не отпустит в театральную школу то она просто сбежит а когда ее примут будет просить у старика прощения. 10. Вздохнув она рассказала что когда на чердаке затопили печь то весь дым повалил в горницу. Задание 4. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Приведите соответствующие правила. Начертите схемы предложений. 1. Шаровая молния средних размеров может образоваться или когда крупная капля росы попадает в канал грозового разряда или когда плотность ее вещества мало отличается от плотности окружающего воздуха. 2. Ей пробовали рассказывать что говорил доктор но оказалось что хотя доктор и говорил очень складно и долго никак нельзя было передать того что он сказал. 3. Он знал что увидит там Ильина которого не видел с тех пор как отправил его на задание знал что придется с ним разговаривать но не представлял себе как и о чем и вообще черт его знает как себя с ним держать. 4. Размеренно билось его сердце и даже если бы сейчас его арестовали и повели скованного он казалось не возражал бы.
Занятие 7 Синтаксис бессоюзного предложения Таблица 12. Знаки препинания в бессоюзном предложении
Задание 1. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. 1. К полудню туча закрыла окрестные горы и начала заслонять солнце цвет ее, сначала бледно-розовый, стал огненно-красным. 2. Зимою еще скучнее становилось на хуторе сугробы со всех сторон облегали постройки вьюги и метели наводили тоску, открытый северному ветру, лес гудел мрачно и зловеще по ночам выли волки. 3. Не важен предмет очарования важна жажда быть очарованным. 4. Два мира есть у человека один, который нас творил, другой, который мы от века творим по мере наших сил. 5. Как дикий олень, он перемахивал огромные валежины продирался сквозь непролазные заросли тайга пуста. 6. Прислушаешься какой-то странный посвист разносится над дремлющими лагунами. 7. Видимо, дядя Саша был хорошим стрелком когда они спугнули выводок он уложил с двух выстрелов двух уток. 8. Вот на рябине спорит стайка черноголовых синиц где-то внизу кричит желна часто попадаются на глаза белоспинные дятлы. Задание 2. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите грамматические и семантические признаки бессоюзных предложений, между частями которых ставится тире. 1. Не стих звучит стучит топор. Не ямб скандируется топот. 2. Глинистая дорога разбухла приходилось жаться к мокрым кустам сворачивать в сторону. 3. Бег его кажется легким летящим никак не нагонишь. 4. Юность кончена начинается путь новый и трудный. 5. Издали пруд хоть картину пиши. А подойди затхлостью понесет ибо воды-то в нем на вершок а тины на две сажени и караси все подохли. 6. Мы остались без ужина это не такое уж большое горе. 7. С конька свешивается веревочка с остатками засохшей и почерневшей рябины такие связки или садки как их еще называют по всему Северу раньше вывешивали на домах. Задание 3. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите грамматические и семантические признаки бессоюзных предложений, между частями которых ставится двоеточие. 1. И произошло как повествует древняя легенда великое чудо начался тропический ливень и гора нависшая над Нилом сползла в реку. 2. А потом поступал с текстами сказок как композиторы русские с народными песнями пошлифует поверхность волшебного стекла и оно становится только прозрачнее. 3. Дни ледостава из года в год почти одинаковы все то же небо темное от низких туч та же бурая трава по берегам и ледяной ветерок обжигающий щеки. 4. Но меня успокаивает одно раз человек видит эти болячки на теле земли он непременно рано или поздно примется их лечить. 5. Непонятно лишь что было оригиналом а что подражанием Мирон ли ваял с Сократа или автор портрета античного мудреца воодушевлялся работой Мирона? Задание 4. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Охарактеризуйте бессоюзные сложные предложения. Обратите внимание на возможные варианты постановки знаков (мотивируйте выбор знака структурой и семантикой предложения). 1. Взгляните на снежинки через лупу какой симметричный узор какая нежная конструкция из тончайших линий и как все в них совершенно! 2. Вдруг из предрассветной мути до нас долетает неясный звук не то прокричал филин не то взревел зверь. 3. Украдкой Сергей Андреич разглядывал брата желтое почти натриевое пламя огня делало его лицо безжизненней и во всяком случае старше как-то не верилось что он способен произнести сейчас большие слова. 4. Где он бывал и что там делал никто не знал и не спрашивал потому что все знали дед Павел не любил об этом рассказывать. 5. Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок а потом уже другие старой мебели красного дерева сушеного липового цвета… Во всех комнатах в лакейской в зале в гостиной прохладно и сумрачно это оттого что дом окружен садом а верхние стекла окон цветные синие и лиловые.
Приложение 6 Тематика рефератов 1. Языковой портрет личности (на примере телеведущих, деятелей культуры, политиков, учёных и т.д. – по выбору студента). 2. Новые явления в русском языке 1990 – 2005 гг. 3. Виды и причины речевых ошибок. 4. Виды и причины коммуникативных неудач. 5. Язык коммерческой рекламы. 6. Язык политической рекламы. 7. Особенности научного языка специальности (обучающихся) на фоне общих лингвистических черт научного стиля. 8. Культура речи и эффективность общения. 9. Особенности современной городской коммуникации. 10. Взаимодействие вербальных (словесных) и невербальных средств передачи информации. 11. Правила ведения научного диалога. 12. Культура речи и культура поведения. 13. Деловое общение руководителя. 14. Реклама деловой речи. 15. Значение речевого этикета в деловом общении. 16. Интернациональные и национальные черты русской коммерческой корреспонденции. 17. Приёмы унификации языка служебных документов и их роль в организации эффективного делового общения. 18. Литературный язык и язык художественной литературы. 19. Особенности устной разновидности публицистического стиля (язык радио и телевидения). 20. Язык массовой коммуникации и его роль для культуры речи. 21. Митинговая речь как разновидность публицистического стиля. 22. Средства обеспечения понятности и выразительности публичной речи. 23. Подготовка и проведение дискуссии. 24. Непродуктивные модели беседы и способы их избежать. 25. Язык и власть. 26. Компетентность в общении. 27. Работа над голосом и её значение в эффективном общении. 28. Обратная связь в устном выступлении. 29. Техника свёртывания научной информации. 30. Искусство задавать вопросы и его роль в эффективном общении. 31. Речевая манипуляция: путь к деловому успеху или источник конфликта? 32. Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления. 33. Роль невербальных средств в обеспечении эффективности общения. 34. Правила ведения научного диалога. 35. Подготовка и проведение дискуссии. 36. Непродуктивные модели беседы и способы их избежать. 37. Обратная связь в публичном выступлении. 38. Стиль речи – стиль жизни. 39. Совершенствование навыков слушания. 40. Психологический анализ речевого общения. 41. Использование принципов дидактики в речевой деятельности. 42. Устная речь – звуковой портрет говорящего. 43. Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи. 44. Учет интересов и особенностей аудитории в публичном выступлении. 45. Экспрессия в общении. 46. Средства обеспечения понятности и выразительности речи. 47. Искусство задавать вопросы и его роль в эффективном общении. 48. Развитие речевых возможностей. 49. Проблема интуиции в речевой коммуникации. 50. Языковая компетентность и ее роль в речевой коммуникации Приложение 5.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.117 (0.011 с.) |