Занятие 5. Система функциональных стилей. Разговорный и публицистический стили. Язык художественной литературы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 5. Система функциональных стилей. Разговорный и публицистический стили. Язык художественной литературы.



Функциональными стилями называются особые разновидности единого литературного языка, которые используются в той или иной сфере человеческой деятельности, выполняют определенные задачи (функции) и обладают некоторыми особенностями в отборе и употреблении языковых средств. В современном русском литературном языке выделяется четыре функциональных стиля: разговорный, публицистический, официально-деловой, научный. Каждый функциональный стиль имеет свои нормы. Эти нормы регулируют употребление и сочетание языковых средств в текстах, обладающих разными функционально-стилистическими характеристиками. Нарушение данных норм является причиной стилистических ошибок. (Например: Девочка, ты по какому вопросу плачешь?).

Функциональные стили обусловливают стилистическую гибкость языка, многообразные возможности выражения, варьирования мысли.

Официально-деловой стиль употребляется в сфере административно-правовой деятельности. Самую важную роль в официально-деловой речи играет функция сообщения и социальной регламентации (информационно-директивная функция). Стилевые черты: безличность, стандартность. Типичные языковые средства: нейтральные слова, официально-деловая терминология, стандартные выражения и обороты. Жанры деловой речи исключительно многообразны. Среди них – автобиография, заявление, отчет, протокол, приказ, объяснительная записка, закон, устав, договор и пр.

Научный стиль используется в сфере науки и техники. Научный стиль выполняет информационно-аргументативную функцию. Основные стилевые черты: точность (проявляется в преобладании терминологической лексики), отвлеченно-обобщенность (проявляется в преобладании абстрактных существительных, употреблении «настоящего вневременного», единственного числа в собирательном значении), объективность (проявляется в отказе от форм местоимений 1-го и 2-го лица единственного числа и соответствующих форм глагола, употреблении безличных конструкций), логичность (прочвляется в особой строгой упорядоченности и последовательности синтаксического построения научных текстов).

Разговорный стиль используется в сфере бытового общения и реализуется, преимущественно, в устной форме. Этот стиль противопоставляется другим стилям, которые связаны с различными сферами общественной деятельности и реализуются в письменной форме. Основной функцией разговорного стиля является функция общения. Разговорный стиль обладает такими стилевыми чертами, как неподготовленность, непринужденность, диалогичность и эмоциональность. В лексике разговорного стиля преобладают нейтральные слова с конкретным значением. Активно используются слова с разговорной стилистической окраской, а также эмоционально-экспрессивные слова, обладающие разнообразными стилевыми оттенками, для обозначения которых в словаре используется специальная система помет (ирон., ласк., бран., неодобр., шутл. и т.п.). Широко употребляются фразелогизмы (кружить голову, крутить носом, строить глазки и т.п.). Часто используются слова, образованные с помощью стяжения словосочетания в одно слово или длинного сложного слова в одно укороченное (неуд, изоляционка, зачетка). Особенности морфологической нормы разговорного стиля: преобладание именительного падежа – даже там, где в письменной форме он невозможен (Посадская, выходите?), употребление усеченных форм служебных слов(уж, хоть, чтоб), неупотребительность причастий и деепричастий. Для синтаксиса разговорного стиля характерно употребление неполных предложений (отсутствующие элементы высказывания легко восстанавливаются из ситуации): Выйди; Мне – одну. Часто используются слова предложения, междометия и междометные фразы (Да. Нельзя. Ах! Эх вы!).

Публицистический стиль реализуется в общественно-политической сфере. Главная его функция – функция социального воздействия. Он также выполняет и функцию сообщения (информативную). Это обусловливает его одновременную ориентацию на экспрессию (для наиболее сильного воздействия) и стандарт (для точности передачи и быстроты восприятия информации). Первоначально он выступал как книжный стиль и употреблялся в газетах и журналах, т.е. публицистике (отсюда и его название). Однако сегодня активно развивается и устная разновидность публицистического стиля, вбирающая в себя многие особенности разговорной речи. Стилевые черты: страстность, призывность. Жанры публицистической речи: статья, очерк, фельетон, интервью, информационная заметка, репортаж, комментарий, агитационное выступление, рекламная статья, рекламное объявление и пр. В публицистическом стиле активно употребляется общественно-политическая лексика и фразеология, а также слова, связанные с новыми экономическими, политическими, бытовыми, научно-техническими явлениями. Используется также и высокая книжная лексика (ознаменовать, воздвигать, воин и т.п.). Употребительны разговорные слова и обороты. Возможность сочетания книжного и разговорного во многом определяет и морфологические нормы публицистического стиля. Частотны личные местоимения. Активно используется настоящее время (так называемое «настоящее репортажа»: Захожу в дом; Встречаю знакомых). В повествовательных жанрах публицистического стиля (очерке, фельетоне, корреспонденции и др.) широко используется прошедшее время. Для синтаксиса публицистического стиля характерны побудительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и обращения, повторы, обратный порядок слов.

Язык художественной литературы не входит в систему функциональных стилей современного русского литературного языка и представляет собой, по определению профессора Л.Ю. Максимова, проекцию национального языка под эстетическим углом зрения на особую плоскость художественной литературы.

В языке художественной литературы обрабатываются, проходят "переплавку" все средства общенародного языка, многие из которых впоследствии получают права "литературного гражданства".

Для языка художественной литературы характерно широкое использование синонимов, антонимов; употребление слов в переносном значении; использование наряду с общеупотребительными словами просторечных слов, жаргонизмов, диалектизмов, авторских неологизмов и т.п.; использование всех возможных видов предложений. Динамичность речи достигается благодаря использованию большого количества глаголов. Здесь широко употребляются изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гиперболы перифразы и др. Вместе с тем использованием специальных образных средств не исчерпывается специфика языка художественной литературы. Определяя специфику анализа художественного текста, А.М. Пешковский – выдающийся русский ученый и педагог начала ХХ века – писал: “Очевидно, дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной образности каждого слова, поскольку оно преподносится в художественных целях, в плане общей образности” (Пешковский А.М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. - М. - Л., 1930, С.158.).

Суть этого явления заключается в наиболее полной реализации внутренней образности языка. Весь художественный текст в целом представляет собой некоторое “непрямое говорение”, образный сдвиг, одну развернутую метафору. При этом каждое слово, каждый языковой элемент начинает излучать некую скрывающуюся в нем энергию, пробуждая в читателе способность к образному сотворчеству.

Вопросы

1. Какие факторы учитываются при характеристике и классификации функциональных стилей?

2. Какова специфика стилистических норм?

3. На чем основано противопоставление разговорного стиля другим функциональным стилям?

4. Как проявляется одновременная ориентация на экспрессию и стандарт в языковых средствах публицистического стиля?

5. В чем заключается проблема языка художественной литературы?

Задания:

Задание 1. Рассмотрите таблицу 5.1, сопоставьте ее с приведенным выше изложением материала по теме "Функциональные стили". Какие сведения получили более полное отражение в таблице? Чего в ней не хватает? Можно ли усовершенствовать таблицу? Каким именно образом?

Таблица 5.1

Функциональные стили речи

Задачи речи Стиль, сфера применения Стилевые черты Языковые средства
Общение (делиться мыслями, чувствами, организовывать совместную деятельность) Разговорный (в беседах со знакомыми людьми) Непринужденность, эмоциональность Разговорные непринужденные слова (вымахал, вырос); эмоционально-оценочные слова (умница, безобразничать); слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (березка, звездочка, серенький, ключик); слова с суффиксом неполного качества (сладковатый, синеватый); различные по цели высказывания предложения; предложения с обращениями
Сообщение (передавать знания, объяснять их, обобщать изложенное) Научный, учебно-научный (в научных трудах, учебниках, ответах на занятиях) Обобщенность, подчеркнутая логичность, доказательность Слова нейтральные, книжные, с обобщенным и отвлеченным значением (животные, растения и пр.) Термины (суффикс, прилагательное, речь, часть речи и др.). Глаголы в форме 3 лица настоящего времени со значением постоянного (вневременного) действия (например, рыбы дышат жабрами). Именное составное сказуемое
Сообщение (инструктировать, давать указания) Официально деловой (деловые бумаги) Строгость,бесстрастность Слова нейтральные, книжные с обобщенным и отвлеченным значением. Стандартные выражения
Воздействие (влиять на поступки людей, убеждать их) Публицистический (газеты, выступления на митингах и др.) Страстность, призывность Предложения побудительные, восклицательные. Риторические вопросы. Распространенные обращения. Повторы. Общественно-политическая лексика и фразеология

 

Задание 2.Найдите в следующих предложениях стилистические ошибки. Исправьте их.

1. В будущем месяце в областном центре состоится форум доярок.

2. Инженера везде нужны. 3. Строители обещали воздвигнуть здание нового вычислительного центра в сентябре. 4. Эпоха, в которую мы живем, характеризуется широким применением изделий из металла. 5. Что касается телефонов, то в настоящее время заканчивается кабелирование ряда домов, по окончании которого будет налажена телефонная связь. 6. Вышеозначенные мероприятия способствовали обеспечению надлежащего качества труб. 7. Ведутся изыскания возможности создания турбин большой мощности. 8. В соответствии с условиями работы внутреннее пространство двигателя количество разобщено с наружной атмосферой. 9. Примером может служить вековой опыт Шатиловского и Велико-Анадольского лесоповалов, давно заселенных крылатыми друзьями. 10. Какие мероприятия предпринимаете вы для активизации клева?; Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив! – В нашем зеленом массиве так много грибов и ягод (примеры из книги К. Чуковского “Живой как жизнь”). 11. Кара за небрежность в обороне настигла “Зенит” уже на четвертой минуте первого тайма.

 

Задание 3. Сравните предложения. Обратите внимание на употребление речевых штампов, канцеляризмов. Назовите устраненные речевые ошибки и стилистические недочеты. Приведите свои варианты стилистической правки.

 

. Следует поднять вопрос на должную высоту об уровне преподавания некоторых дисциплин в нашем институте. Следует решительно улучшить преподавание некоторых дисциплин в нашем институте.
2. Постоянного внимания заслуживает вопрос о работе с кадрами. Нужно лучше работать с кадрами.
3. Недостаточно машин для широкого охвата перевозок груза. Недостаточно еще автомобилей для увеличения перевозок груза.
4. К сожалению, на высоком уровне находится количество дорожно-транспортных происшествий. К сожалению, еще очень много дорожно-транспортных происшествий.
5. Автор дает в живом и доступном изложении картину жизни этого замечательного художника. Автор интересно рассказывает о жизни этого замечательного художника.
6. В силу стечения непредвиденных обстоятельств я не смог выполнить вашу просьбу. Получилось так, что я не смог выполнить вашу просьбу.
7. Роман о молодой плеяде рабочего класса, его героизме, о современных производственных отношениях, о светлой любви молодых героев, несомненно, вызовет бурный читательский интерес. Роман о молодых рабочих, об их героическом труде и взаимоотношениях в трудовом коллективе, о светлой любви, несомненно, должен вызвать живой интерес читателей.
8. Тщательной проверке подвергались все поля, засеянные озимыми и многолетними травами. Были внимательно проверены все посевы озимых и многолетних трав.
9. Отделка окон и дверей в настоящее время характеризуется двумя приемами: первый – покрытие изделий непрозрачными материалами (эмалью, масляной краской или облицовочными декоративными пленками), а второй – с помощью прозрачных водостойких лаков. Окна и двери отделывают двумя способами: покрывают непрозрачными материалами – эмалями, масляными красками, декоративными пленками или наносят на них прозрачные лаки.
10. Привлечение математических методов с привлечением ЭВМ может оказать существенную помощь в деле решения этой сложной проблемы. Для того чтобы решить эту сложную проблему, необходимо применить математические методы и ЭВМ.
11. Значительное количество работающих на пожароопасных участках работы подвергнуты повторному изучению противопожарного техминимума. Все, кто работает с легковоспламеняющимися материалами, еще раз изучили противопожарный техминимум.
12. Машиностроительный завод быстро наращивает выпуск изделий, спрос на которые растет с каждым днем. Машиностроительный завод, наряду с основной продукцией, все больше выпускает изделия, спрос на которые быстро растет.
13. Предупрежденный заранее о стихии, коллектив железной дороги достойно встретил мощный мартовский паводок. Коллектив железной дороги, предупрежденный о раннем паводке, принял меры к тому, чтобы не нарушалось движение транспорта.
14. Независимо от масштабов организации, работа должна быть на уровне масштабов нашего времени. Независимо от масштабов организации работы, выполнение ее должно отвечать требованиям нашего времени.

 

 

Задание 4. Определите стилистическую принадлежность следующих отрывков. Аргументируйте свой выбор.

А. Боровое здорово покалечили за войну. Добрую половину изб сожгли. Скотины почти никакой не осталось. Сады повырубали. А какие сады были! Любо-дорого поглядеть! Обезлюдило село. Как наши пришли, так, может, шестая часть колхозников в селе оставалась, а, может, и меньше. Кто сам ушел на восток подался, кто – в партизаны, а кого фрицы в Германию угнали. Ой, худо было! Правда, в Боровом немец еще не так лютовал, как в соседних селах, а все-таки… Да что и говорить – разорил село. А теперь не узнать Борового…

Б. За время войны в с. Боровом 45 домов из 77. В наличии у колхозников оставалось 4 коровы, 3 телки, 13 овец, 3 поросенка. Большинство садов на приусадебных участках, а ровно и фруктовый сад общей площадью 2,7 га, принадлежавший колхозу «Красная заря», оказались вырубленными. Ущерб, причиненный немецко-фашистскими захватчиками собственности колхоза и колхозников, исчисляются приблизительно в 230 700 рублей.

Имели место случаи насильственного увоза жителей на работы для оккупантов… В настоящее время полностью восстановлено в с. Боровом хозяйство колхоза «Красная заря»…

В. Эталоном того, что испытывали села данной области в период Великой Отечественной войны, является село Боровое.

Мы берем данные по селу как типические, средние, поскольку последствия войны в разных населенных пунктах области сказывались неодинаково.

Село подверглось частичному разрушению. Около половины домов и большинство колхозных построек было сожжено или приведено в негодность. Пострадали фруктовые сады, являющиеся одной из рентабельнейших статей дохода в Боровом.

В самом деле, немецкие воинские части не квартировали, но фашистские оккупанты, согласно устным сведениям, полученным нами от местных жителей, по меньшей мере раз в неделю появлялись в Боровом и отбирали у населения скот и продукты питания.

В период военных действий число жителей резко сократилось: к моменту вступления наших войсковых частей в село жителей в нем оказалось всего лишь 64 из 370, числившихся в Боровом до войны. Часть населения самоэвакуировалась, часть ушла в партизаны, а часть, преимущественно подростки, была угнана в Германию.

По изгнании немецко-фашистских захватчиков из района село сразу же приступило к восстановлению колхозного и личного хозяйства, ущерб которого исчисляется, по данным областной комиссии, в 230 700 рублей.

Г. Село Боровое – село, каких много, и война покалечила его, как и большинство сел этой области. Около половины сел было сожжено или разрушено, сады порублены, скота почти не осталось.

За время войны село обезлюдило. Достаточно сказать, что после освобождения района от фашистских захватчиков жителей в Боровом оказалось всего лишь 64 из 370. Некоторые ушли в партизаны, многие просто двинулись от войны на восток, а часть угнали в рабство к фашистам. Немцы наведывались в Боровое чуть ли не каждую неделю, отбирали у жителей телят, свиней, кур, муку… А два раза оккупанты водили с собой 15- и 16-летних подростков – батрачить в Германию.

Не успели прогнать захватчиков, как в село стали возвращаться жители. Поахали, погрустили, глядя на варварские разрушения в родном селе, - да и за работу.

Д. Война изуродовала Боровое. Вперемежку с уцелевшими избами стояли, как памятники народного горя, обуглившиеся печи. Торчали столбы от ворот. Сарай зиял огромной дырой – от него отломили половину и унесли.

Были сады, а теперь пни – как гнилые зубы. Лишь кое-где приютились две яблоньки – подростка.

Село обезлюдело.

Когда однорукий Федор вернулся домой, мать была в живых. Состарилась, отощала, седины прибавилось. Усадила за стол, а угощать - то и нечем. Было у Федора свое, солдатское. За столом мать рассказала: всех пообирали, шкуродеры окаянные! Прятали мы свиночек да курочек, кто куда горазд. Да неужто убережешь? Он шумит-грозит, подавай ему курицу, будь хоть распоследняя. С перепугу и последнюю отдавали. Вот и меня ничего не осталось. Ой, худо было! Разорил село фашист проклятый! Сам видишь, что осталось…больше половины дворов спалил. Народ кто куда разбежался: кто в тыл, кто в партизаны. Девчонок сколько поугоняли! Вот и нашу Фросю увели…

За день-два огляделся Федор. Стали возвращаться свои, боровские. Повесили на пустой избе фанерку, а по ней кривобокими буквами сажей на масле – не было краски – «Правление колхоза «Красная заря»» - и пошло, и пошло! Лиха беда начало!

(По Г.Я.Солганику)

Задание 5. Найдите слова с высокой и сниженной стилистической окраской. Определите их стилистическую функцию в предложениях и замените, где это возможно, нейтральными словами. Как в таких случаях меняется тональность фразы?

1. Царевич, лобызая руки отца, нежно изъявлял ему любовь и сострадание; убеждал его не предаваться отчаянию; сказал, что умирает верным сыном и подданным…(Н.М.Карамзин). 2. Женщина разостлала скатерть прямо на земле, появились разные закуски и таинственные свертки… Все, по древнему обычаю, возлежали (Д.Н.Мамин-Сибиряк). 3. – Ты такая хорошенькая – и влюбилась в такую скверную рожу? (А.Ф.Писемский.). 4. – Ты что, сдурел? – спросила жена. (В.М.Шукшин). 5. – Я извиняюсь, – запыхавшись, сказал Мятишин, – припоздали маненько (Ю.П.Герман). 6. – И куда это такая прорва народу едет? (А.П.Гайдар). 7. Друзья предостерегали: – Вот увидишь, тебя посадят. Пришьют какую-нибудь уголовщину, и будь здоров!.. (С.Довлатов) 8. Следствием строгих мер было варварское убиение генерал-майора Траубенберга, своевольная перемена в управлении и, наконец, усмирение бунта картечью и жестокими наказаниями (А.С.Пушкин). 9. Уныние рождает отчаяние, которое есть душевное убийство, страшнейшее всех злодеяний, совершаемых человеком, ибо отрезывет все пути к спасению, и потому пуще всех грехов оно ненавидимо Богом. (Н.В.Гоголь).

Задание 6.Ознакомьтесь сотрывкомиз рассказа А.С.Тургенева«Стучит». Какие особенности разговорного стиля отражаются в репликах героев рассказа? Определите, есть ли среди отмеченных особенностей такие, которые играют характерологическую роль (помогают в создании образа персонажа).

– Что я вам доложу, – промолвил Ермолай, входя ко мне в избу, – а ятолько что пообедал и прилег на походную кроватку, чтоб отдохнуть немного после довольно удачной, но утомительной охоты на тетеревов – дело было в десятых числах июля и жары стояли страшные, что я вам доложу: у нас вся дробь вышла. Я вскочил с кроватки. – Вышла дробь! Как же так! Ведь мы с собой из деревни почитай чтофунтов тридцать взяли! Целый мешок! – Оно точно; и мешок был большой: на две недели бы хватило. Да кто его знает! Прореха, что ль, в нем произошла, - а только, как есть, нету дроби... так, зарядов на десять осталось.– Что же мы станем теперь делать? Самые лучшие места впереди - назавтрешний день нам обещали шесть выводков...– А пошлите меня в Тулу. Тут недалече: всего сорок пять верст. Духомслетаю и дроби привезу, коли прикажете, целый пуд.– Да когда же ты поедешь?– А хоть сейчас. Чего мешкать? Только вот что: надо будет лошадейнанять.– Как лошадей нанять! А свои-то на что?– На своих ехать нельзя. Коренник захромал... страсть!– Это с каких пор?– А вот намеднись, - кучер его ковать водил. Ну и заковал. Кузнец,должно, попался неладный. Теперь даже на ногу ступить не может. Передняя нога. Так и несет ее... как собака.– Что ж? Расковали его, по крайней мере? – Нет, не расковали; а непременно расковать его следует. Гвоздь-то ему,

чай, в самое мясо вогнат.

Задание 7.Раскройте значение публицистических штампов.

Труженики полей, морей, сельского хозяйства; черное золото, белое золото, зеленое золото, голубое золото; люди в белых халатах, серых шинелях; рыцари льда; страж ворот; город на Волге; город на Днепре; страна кленового листа; страна восходящего солнца; страна тюльпанов и каналов; страна тысячи озер.

Задание 8.Проанализируйте текст. Какие особенности публицистического стиля нашли отражение в нем? В чем проявляется здесь одновременная ориентация на экспрессию и стандарт?

Игра “Мафия” – интеллектуальное развлечение, которое в последнее время становится популярным проведением досуга среди финансовой элиты и представителей среднего класса из числа банковских работников и сотрудников всевозможных коммерческих структур. Это своего рода ролевая игра, задействующая логику, память, математические способности и интуицию игроков. Отличный тренинг для тех, кто по роду своей работы много контактирует с людьми и ведет переговоры.
Как утверждают игроки, принимающие постоянное участие в подобных вечеринках, “Мафия” была придумана студентами МГУ весной 1989 года на волне популярности итальянского телесериала “Спрут”. Причем ее авторство до сих пор оспаривают между собой два факультета – мехмат и ВМК. Из стен университетских аудиторий “Мафия” с невероятной скоростью двинула в массы и уже в начале 90-х стала любимым времяпрепровождением студентов многих российских вузов.

– Понимаешь, “Мафия” буквально попала мухе в глаз, – объяснял мне завзятый игрок Алексей. – По энергетическому накалу это дикая смесь пейнтбола с преферансом. Все уже вроде отстрелялись – надоело, а руки еще чешутся –адреналина не хватает. Чтобы этот зуд унять, приходится задействовать мозги.

– Помнится, в “Мафию” мы играли еще в школе, лет пятнадцать назад, а потом и в институте, но тогда это была совсем другая игра – веселая, смешная и крикливая. Время внесло свои коррективы – правила ужесточились, игроки посерьезнели, а антураж школьных классов и студенческой общаги поменялся на интерьеры закрытых элитных клубов, где разворачивается психологическая битва между “честными горожанами” и “мафиози” за контроль над несуществующим “городом”. Такие клубы уже есть в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве…. “Мафиози” из Северной столицы, известной своей непростой криминальной обстановкой, ввели в игру дополнительного персонажа – “маньяка”. Этот тип отличается неуправляемым характером и “мочит” всех подряд, а потом глумится над “трупами”. Склонные к эпатажу киевляне ввели на “мафиозных” вечеринках строгий дресс-код, и теперь на них могут попасть только игроки в красно-черных одеждах. А в Москве у “мафии” даже есть своя национальность – сеть самых крупных приватных “маф-клубов” принадлежит выходцам из Армении, которые и составляют большую часть играющей элиты.

Задание 9.Дайте характеристику средств лексической выразительности речи у поэтов «серебряного века».

О, время, завистью не мучай

Того, кто вовремя застыл

Нас пеною воздвигнул случай

И кружевом соединил.

(О. Мандельштам)

 

В море просветы янтаря

И кровавых кораллов лес,

Иль то розовая заря

Утонула, сойдя с небес?

(Н.Гумилев)

 

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

(К. Бальмонт)

 

Дома до звезд, а небо ниже,

Земля в чаду ему близка.

В большом и радостном Париже

Все та же тайная тоска.

(М. Цветаева)

 

 

Задание 10.Прочитайте стихотворение А.Ахматовой. Обратите внимание на чередование в нем глагольных временных форм. Как это связано с образным содержанием стихотворения?

 

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных бродил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни...

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

 

Задание 11.Прочитайте отрывок из повести А.Платонова «Котлован». Найдите в нем канцеляризмы и отступления от лексических и грамматических норм. Подумайте, какую роль играют эти речевые «аномалии» для создания художественности, «общей образности» текста.

 

В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда. Вощев взял на квартире вещи в мешок и вышел наружу, чтобы на воздухе лучше понять свое будущее. Но воздух был пуст, неподвижные деревья бережно держали жару в листьях, и скучно лежала пыль на безлюдной дороге – в природе было такое положение. Вощев не знал, куда его влечет, и облокотился в конце города на низкую ограду одной усадьбы, в которой приучали бессемейных детей к труду и пользе. Дальше город прекращался – там была лишь пивная для отходников и низкооплачиваемых категорий, стоявшая, как учреждение, без всякого двора, а за пивной возвышался глиняный бугор, и старое дерево росло на нем одно среди светлой погоды. Вощев добрел до пивной и вошел туда на искренние человеческие голоса. Здесь были невыдержанные люди, предававшиеся забвению своего несчастья, и Вощеву стало глуше и легче среди них. Он присутствовал в пивной до вечера, пока не зашумел ветер меняющейся погоды; тогда Вощев подошел к открытому окну, чтобы заметить начало ночи, и увидел дерево наглинистом бугре – оно качалось от непогоды, и с тайным стыдом заворачивались его листья. Где-то, наверно в саду совторгслужащих, томился духовой оркестр: однообразная, несбывающаяся музыка уносилась ветром в природу через приовражную пустошь, потому что ему редко полагалась радость,

но ничего не мог совершить равнозначного музыке и проводил свое вечернее время неподвижно. После ветра опять настала тишина, и ее покрыл еще более тихий мрак. Вощев сел у окна, чтобы наблюдать нежную тьму ночи, слушать разные грустные звуки и мучиться сердцем, окруженным жесткими каменистыми костями.

 

Задание 12. Ознакомьтесь с фрагментом рассказа А.Грина «Крысолов». Определите, какие выразительные средства языка использованы здесь писателем. Сравните данный фрагмент с приведенным выше отрывком из повести А.Платонова. Что сближает и что различает язык приведенных примеров?

 

Весной 1920 года, именно в марте, именно 22 числа, – дадим эти жертвы точности, чтобы заплатить за вход в лоно присяжных документалистов, без чего пытливый читатель нашего времени наверное будет расспрашивать в редакциях – я вышел па рынок. Я вышел на рынок 22 марта и, повторяю, 1920 года. Это был Сенной рынок. Но я не могу указать, на каком углу я стоял, а также не помню, что в тот день писали в газетах. Я не стоял на углу потому, что ходил взад-вперед по мостовой возле разрушенного корпуса рынка. Я продавал несколько книг – последнее, что у меня было.

Холод и мокрый снег, валивший над головами толпы вдали тучами белых искр, придавали зрелищу отвратительный вид. Усталость и зябкость светились во всех лицах. Мне не везло. Я бродил более двух часов, встретив только трех человек, которые спросили, что я хочу получить за свои книги, но и те нашли цену пяти фунтов хлеба непомерно высокой. Между тем, начинало темнеть, – обстоятельство менее всего благоприятное для книг. Я вышел на тротуар и прислонился к стене.

Справа от меня стояла старуха в бурнусе и старой черной шляпе с стеклярусом. Механически тряся головой, она протягивала узловатыми пальцами пару детских чепцов, ленты и связку пожелтевших воротничков. Слева, придерживая свободной рукой под подбородком теплый серый платок, стояла с довольно независимым видом молодая девушка, держа то же, что и я, – книги. Ее маленькие, вполне приличные башмачки, юбка, спокойно доходящая до носка – не в пример тем обрезанным по колено вертлявым юбчонкам, какие стали носить тогда даже старухи, – ее суконный жакет, старенькие теплые перчатки с голыми подушечками посматривающих из дырок пальцев, а также манера, с какой она взглядывала на прохожих, – без улыбки и зазываний, иногда задумчиво опуская длинные ресницы свои к книгам, и как она их держала, и как покряхтывала, сдержанно вздыхая, если прохожий, бросив взгляд на руки, а затем на лицо, отходил, словно изумясь чему-то и суя в рот "семечки", – все это мне чрезвычайно понравилось, и как будто на рынке стало даже теплее.

 

Занятие 6



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.91 (0.02 с.)