Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Газетно-публицистический стиль.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Газетно-публицистический стиль функционирует в общественно - политической сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (например, передовая статья, репортаж, интервью и других), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется как в письменной, так и в устной форме. Одной из основных, характерных черт газетно-публицистического стиля является сочетание двух тенденций – тенденции к экспрессивности и тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация, передаваемая посредством публицистики, адресована огромному кругу людей, всем носителям языка и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной сфере). Для актуальности информации очень значим временной фактор: информация должна передаваться и становиться общеизвестной в кратчайшие сроки, что совсем неважно, например, в официально-деловом стиле. В газетно-публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия на читателя или слушателя, поэтому автор всегда выражает свое отношение к сообщаемой информации, хотя оно, как правило, не является только его личным отношением, а выражает мнение определенной социальной группы людей (например, какой-либо партии, какого-либо социального движения и так далее). С функцией воздействия на массового читателя или слушателя связана такая черта газетно-публицистического стиля, как его эмоционально-экспрессивный характер, а с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля. Тенденция к стандарту означает стремление публицистики к строгости и информативности, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Тенденция к экспрессивности выражается в стремлении к доступности и образности формы выражения, что характерно для художественного стиля и разговорной речи. В публицистической речи переплетаются черты этих стилей. Газетно-публицистический стиль обладает одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в публицистической речи присутствует достаточное количество штампов, общественно- политических и иных терминов. С другой стороны, стремление к убеждению читателей, оказанию на них воздействия, требует все новых языковых средств. Именно этой цели служат все богатства художественной и разговорной речи. Лексика газетно-публицистического стиля имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы. Здесь используются такие лексико-фразеологические единицы и словосочетания, которые объединяют в себе функциональную и экспрессивно-оценочную окраски (например, «оболванивание, «желтая пресса», «пособник» и так далее). Газетно-публицистическая речь активно использует иноязычные слова и элементы слов, в частности, приставки: а-, анти-, про-, нео-, ультра - («антиконституционный», «ультраправые»)и другие. Именно благодаря средствам массовой информации в последнее время значительно пополнился активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка («приватизация», «электорат», «деноминация» и им подобные). Газетно-публицистический стиль не только привлекает весь запас эмоционально-экспрессивных и оценочных слов, но и включает в сферу оценочности даже имена собственные и прозвища литературных героев, названия литературных произведений (например, Плюшкин, Держиморда, «Человек в футляре» и так далее).
Художественный стиль. Художественный стиль как функциональный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функции. Чтобы понять особенности художественного способа познания действительности, мышления, определяющего специфику художественной речи, надо сравнить художественный стиль с другими функциональными стилями. Язык науки или деловой документации и язык художественной прозы и поэзии нельзя рассматривать как явления одного порядка. Художественный текст не имеет определенного лексического набора и грамматического инструментария, которые отличают, обычно, одну разновидность от другой. Особенность языка художественной литературы не в том, что он использует какие-то специфические языковые средства, свойственные ему: он является открытой системой и не ограничен в использовании любых языковых возможностей. Автор литературного текста смело использует все ресурсы языка, а единственным мерилом правомерности такого использования является лишь художественная целесообразность. Не только те лексические и грамматические особенности, которые характерны для деловой, публицистической и научной речи, но и особенности нелитературной речи – диалектной, просторечной, жаргонной – могут быть приняты художественным текстом и органически усвоены им. Художественной литературе, как и другим видам искусства, присуще конкретно-образное представление жизни в отличие от абстрагированного, логико-понятийного, объективного отражения действительности в научной речи. Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и перевоссоздание действительности. Автор художественного произведения стремится передать, прежде всего, свой личный опыт, свое понимание и осмысление того или иного явления. Для художественного стиля характерно внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Так, в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя каждый из показанных писателем помещиков олицетворяет некие конкретные человеческие качества, выражает определенный тип, а все вместе они являлись «лицом» современной автору России. Мир художественной литературы - это «перевоссозданный» мир, где изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел. В художественном стиле главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. В художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и так далее. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля. Как средство общения художественная речь имеет свой язык - систему образных форм, выражаемую языковыми средствами. Художественная речь наряду с нехудожественной, составляют два уровня национального языка. Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Лексический состав и функционирование слов в художественном стиле имеют свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, прежде всего, входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни. Например, Л.Н. Толстой в «Войне и мире» при описании батальных сцен использовал специальную военную лексику; значительное количество слов из охотничьего лексикона мы найдем в «Записках охотника» И.С. Тургенева, в рассказах М.М. Пришвина, В.П. Астафьева; в «Пиковой даме» А.С. Пушкина много слов из лексикона карточной игры и так далее. В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нем дополнительные смыслы и смысловые оттенки, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Автор использует все богатство языка для создания своего неповторимого языка и стиля. На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи – как социально-обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Например, прилагательное «свинцовый» в научной речи реализует свое прямое значение («свинцовая руда», «свинцовая пуля»), а в художественной образует экспрессивную метафору («свинцовые тучи», «свинцовая ночь», «свинцовые волны»). Поэтому в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление. Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, то есть. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую стилистическую окраску. Примером инверсии может служить известная строка из стихотворения А. Ахматовой: «Все мне видится Павловск холмистый…». Варианты авторского порядка слов разнообразны, подчинены общему замыслу. В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм, обусловленные художественной актуализацией, то есть выделением автором какой-то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм. Особенно часто этот прием используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа. Разговорно-обиходный стиль. Разговорно-обиходный стиль функционирует в сфере повседневно-бытового общения. Этот стиль реализуется в форме непринужденной, неподготовленной монологической или диалогической речи на бытовые темы, а также в форме частной, неофициальной переписки. Под непринужденностью общения понимают отсутствие установки на сообщения, имеющие официальный характер, неофициальные отношения между говорящими и отсутствие факторов, нарушающих неофициальность общения (например, посторонние лица). Разговорная речь функционирует лишь в частной сфере общения, в обиходно-бытовой, дружеской, семейной и так далее. В сфере массовой коммуникации разговорная речь неприменима. Однако это не значит, что разговорно-обиходный стиль ограничивается бытовой тематикой. Разговорная речь может затрагивать и другие темы. Это может быть разговор в кругу семьи или разговор людей, находящихся в неофициальных отношениях, об искусстве, науке, политике, спорте и так далее, разговор друзей на работе, связанный с профессией говорящих, беседы в общественных учреждениях. Разговорно-обиходный стиль противопоставляется книжным стилям, так как они функционируют в тех или иных сферах общественной деятельности. Однако разговорная речь включает в себя не только специфические языковые средства, но и нейтральные, являющиеся основой литературного языка. Поэтому данный стиль связан с другими стилями, которые также используют нейтральные языковые средства. В пределах литературного языка разговорная речь противопоставлена кодифицированному языку в целом (кодифицированной речь называется, потому что именно по отношению к ней ведется работа по сохранению ее норм, чистоты). Но кодифицированный литературный язык и разговорная речь представляют собой две подсистемы внутри литературного языка. Как правило, каждый носитель литературного языка владеет этим обеими разновидностями речи. Основными чертами обиходно-разговорного стиля являются уже указанные непринужденный и неофициальный характер общения, а также эмоционально-экспрессивная окраска речи. Поэтому в разговорной речи используются все богатства интонации, мимика, жесты. Одной из ее важнейших особенностей является опора на внеязыковую ситуацию, то есть непосредственную обстановку речи, в которой протекает общение. Обиходно-разговорный стиль речи имеет свои лексические и грамматические особенности. Характерной чертой разговорной речи является ее лексическая разнородност ь. Здесь встречаются самые разнообразные в тематическом и стилистическом отношении группы лексики: и общекнижная лексика, и термины, и иноязычные заимствования, и слова высокой стилистической окраски, и даже некоторые факты просторечия, диалектов и жаргонов. Это объясняется, во-первых, тематическим разнообразием разговорной речи, не ограничивающейся рамками бытовых тем, обиходных реплик, во-вторых, осуществлением разговорной речи в двух тональностях – серьезной и шутливой. В последнем случае возможно использование разнообразных элементов. Порядок слов в разговорной речи отличается от используемого в письменной. Здесь главная информация концентрируется в начале высказывания. Говорящий начинает речь с главного, существенного элемента сообщения. Чтобы акцентировать внимание слушающих на главной информации, пользуются интонационным выделением. Вообще же порядок слов в разговорной речи обладает высокой вариативностью.
Вопросы. 1. Что такое функциональный стиль? 2. Какие факторы влияют на выделение функциональных стилей речи? 3. Назовите основные функциональные стили русского языка. 4. Что такое жанры? 5. В какой сфере общественной деятельности функционирует научный стиль? 6. Каковы основные черты научного стиля? 7. Перечислите основные речевые жанры научного стиля. 8. Какой жанр научной прозы является, по Вашему мнению, одним из важнейших и почему? 9. В каких формах реализуется научный стиль речи? 10. Какова основная сфера функционирования официально-делового стиля? 11. Назовите основные тексты официально-делового стиля. 12. Какие черты официально-делового стиля Вам известны? 13. Какова основная функция официально-делового стиля в обществе? 14. Какие основные черты имеет газетно-публицистический стиль? 15. Какова сфера функционирования газетно-публицистического стиля? 16. Какие жанры газетно-публицистического стиля Вы знаете? 17. Какие функции выполняет в обществе публицистика? 18. Какие языковые средства использует газетно-публицистический стиль? 19. Где находит применение художественный стиль? 20. Какие черты, присущие художественному стилю, Вы могли бы назвать? 21. Что такое инверсия? 22. Какие черты характеризуют ситуацию общения в разговорно-обиходный речи? 23. Какие особенности присущи разговорной речи?
Тест 3. 1.Функциональный стиль – это: конкретный вид текстов, обладающих специфическими чертами; разновидность языка, свойственная определенной сфере человеческой деятельности; совокупность жанровых разновидностей; основное средство коммуникации между людьми, принадлежащими к одной социальной группе. 2. Характерными признаками функционального стиля являются: использование специфической лексики; синтаксические структуры; стилистические структуры; строго регламентированная сфера применения. 3. Основными чертами научного стиля являются: точность; эмоциональность; абстрактность; экспрессивность; логичность; непринужденность. 4. Научный стиль реализуется преимущественно: в устной форме; в письменной форме. 5. К текстам научного стиля относятся: репортаж; доклад; в) распоряжение; г) лекция; учебное пособие. 6. Основной сферой функционирования официально-делового стиля является: общественно-политическая; административно-правовая; научная; бытовая. 7. К текстам официально-делового стиля относятся: приказ; реферат; статья; инструкция; монография; договор. 8. Газетно-публицистическому стилю присущи: консервативность; экспрессивность; стандартизированность; долженствующе-предписывающий характер; использование просторечных и жаргонных слов; использование иноязычных слов. 9. Публицистика выполняет в обществе следующие функции: регламентирующую; убеждения; эмоционального воздействия; социально-регулирующую; информационно-содержательную. 10. Характерными чертами художественного стиля являются: использование профессиональной лексики; образность; экспрессивность; речевые штампы; использование инверсии; речевая многозначность слова. 11. Художественный стиль находит основное применение: в научной сфере; в официально-деловой сфере; в художественной литературе; в бытовой сфере; в публицистике. 12. Разговорно-обиходной речи присущи: точность; объективность; стандартизированность; образность; неподготовленность; лексическая разнородность. 13. Разговорно-обиходная речь функционирует: в административно-правовой сфере; в научной сфере; в бытовой сфере; в художественной литературе; в социально-политической сфере.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 3187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.87 (0.016 с.) |