Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И язык художественной литературыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы и относится к книжной речи. Задача этого стиля — нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенностью этого стиля является высокая образность и главенство эстетической функции языка: в художественной речи не только (и не столько) передается определенная информация об окружающем мире — художественный текст создает свой собственный, образный мир, преодолевая автоматизм восприятия текста через использование специальных выразительных средств. Этими выразительными средствами являются — тропы — обороты, в которых слово или выражение употреблено — фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, — ритм, рифма, используемые преимущественно в поэтическом Понятие языка художественной литературы является более широким по отношению к понятию художественного стиля: художественный стиль обьгано используется в авторской речи, а в речи персонажей обычно представлены другие стили, в первую очередь разговорный. Вкрап- ление этих стилей в авторское повествование также нередко, особенно при использовании несобственно-прямой речи. Если в авторской речи в основном соблюдаются нормы литературного языка, то в речи его персонажей возможны ошибки, просторечия, диалектизмы, жаргонная и даже обеденная (ненормативная) лексика. Целью этого намеренного нарушения норм литературного языка является, главным образом, речевая характеризация персонажа. § 80. Жанры речи Стили речи реализуются в определенных формах, называемых жанрами речи. Жанры речи — типизированная форма организации речи, отличающаяся заданным характером речевой деятельности (ср. монологический жанр публицистической статьи и диалогический жанр интервью) и формой использования языка (ср. устный жанр доклада и письменный жанр статьи). В основном каждый жанр речи принадлежит к определенному стилю речи, но есть и межстилевые жанры, например статья, очерк, эссе (научные и публицистические), интервью (публицистическое и официально-деловое).
Основные жанры научного стиля — учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия. Основные жанры официально-делового стиля: монологические — приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация, отчет, обзор; жанры-полилоги — собрание, совещание, переговоры, интервью. Основные жанры публицистического стиля — публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка. Для разговорной речи характерны такие жанры, как рассказ, беседа, письмо. В художественной литературе бытуют специфические жанры, изучаемые в литературоведении. О том, какие из этих жанров изучаются в средней школе, см. § 82. §81. Типы речи Типы речи — результат разграничения речи по обобщенному (типовому) значению. Выделяют три типа речи — повествование, описание и рассуждение. Повествование описывает последовательные действия. Повествовательные тексты включают такие компоненты, как завязка (начало действия), развитие действия, кульминация (наиболее важный момент в развитии действия) и развязка (конец действия). При этом в повествовании может нарушаться последовательность этих компонентов, что часто бывает представлено в художественных произведениях (например, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова). «Новым» в предложениях повествовательного текста является сообщение о сменяющих друг друга событиях. Поскольку повествование рассказывает о событиях в их временной последовательности, в повествовательном тексте часто употребляются лексические средства, обозначающие временную последовательность действий {потом, тогда, через некоторое время), глаголы обычно употребляются в прошедшем времени. Описание изображает какое-либо явление через перечисление и раскрытие его признаков. Текст такого рода может описывать внешность человека, предмет, место, состояние человека или окружающей среды. В «данном» называется предмет или его части, в «новом» сообщаются признаки предмета. Для описательного текста характерно использование прилагательных, глаголов в настоящем времени.
Описание используется в разных стилях речи, но чаще в научном и в художественном. В научном стиле в описание объекта включаются существенные признаки, которые названы прилагательными или отглагольными существительными. В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами. Рассуждение описывает причины свойств и явлений. Оно может представлять собой доказательство, объяснение или размышление, разница между которыми состоит в степени категоричности суждений. В рассуждении обычно присутствуют тезис (то, что нужно доказать), аргументы и вывод. Текст, особенно художественный, часто объединяет разные типы речи. При этом для текста разговорного стиля характерно использование всех типов речи, а, например, в научном стиле чаще используются описание и рассуждение. § 82. Особенности изучения речеведческих понятий в учебных комплексах Изучение теоретических речеведческих понятий проходит как индуктивно, так и дедуктивно — через анализ текстов разного типа, стиля, жанра. Как уже было сказано, теоретический материал по стилистике рассредоточен по основным разделам курса и изучается во всех классах с 5 по 9. Изучение речеведческих понятий происходит с опорой на понятие ситуации общения (речевой ситуации) и в сопоставлении функциональных стилей. Ситуация общения описывает то, где, с кем и зачем мы говорим. В. И. Капинос предлагает несколько наглядных схем, позволяющих обобщить речеведческие понятия. Так, ситуация общения может быть схематично представлена следующим образом14: в официальной обстановке где говорим >
в неофициальной обстановке с одним человеком (1 — 1) со многими людьми (1 — мно-го) общение
сообщение воздействие
Функциональные стили характеризуются через ситуацию общения и стилевые черты
Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1980. С. 51. 5 Там же. С.53
Учащимся в процессе изучения функциональных стилей для анализа и порождения текстов разных стилей целесообразно предложить схему структурного описания функциональных стилей, которая поможет им определить, к какому стилю относится анализируемый текст: 1. Сфера применения. 2. Задача речи. 3. Стилевые черты. 4. Характерные для данного стиля языковые средства. Учитывающие эти параметры признаки стиля можно объединить в общую таблицу, которая будет заполняться по мере изучения разных стилей.
Приведем два примера определения стиля текста с опорой на приведенную схему. Первый пример — отрывок из статьи А. Архангельского, опубликованной в газете «Известия» 6 апреля 2002 г.: Культур и Мультур Всю минувшую неделю кипели думские страсти, газеты и телевидение бурно обсуждали, кому какой комитет достанется и что в конце концов будет с коммунистами. Между тем в этом обсуждении начисто отсутствовал один мотив, который в известной мере можно считать ключевым. А именно: какие два комитета были предложены товарищам большевикам в качестве утешительного приза по причине из политической незначимости? На какие кабинеты никто из нового большинства так и не позарился — ни безликие ЕДИОТы, ни блескучие правые? Правильно, дети. Садитесь, пять. Это были комитеты по культуре и религиозным объединениям... Боюсь, народные избранники в очередной раз совершают очень серьезную ошибку. Не культурную. И не религиозную. А вполне себе политическую. Потому что политик не политолог. Он не обязан быть слишком умным. Зато он должен иметь хороший нюх. И всегда держать нос по ветру: куда дует ветер эпохи? Что же до ветра эпохи, то он дует в сторону от непосредственной (точнее, вполне посредственной) политики. Дадим характеристику этому тексту в соответствии с предложенной схемой анализа: 1. Сфера применения: газетная статья. 2. Задача речи: передача информации с целью воздействия на чита 3. Стилевые черты: неофициальность, эмоциональность. 4. Языковые средства:
— политическая лексика: комитеты, кабинеты {министров), дум — разговорная и просторечная лексика, в том числе фразеологизмы: — языковая игра: в заголовке (Культур и Мультур — перифраз по — выражение авторского «я» — глагол в форме 1-го л. ед. ч. с оце — отсутствие деепричастий, незначительное число причастий; — вопросительные предложения; — «простой» синтаксис; — риторический прием обращения к читателям:... какие два коми — парцелляция: совершают очень серьезную ошибку. Не культур
Вывод: этот текст принадлежит к публицистическому стилю. Дадим анализ еще одного текста — отрывка из письма А. С. Пушкина к жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года: Стыдно, женка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? <...> Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, ужу тебя такая натура. 1. Сфера применения: частная переписка. 2. Задача речи: общение. 3. Стилевые черты: непринужденность, свобода в выборе слов и вы 4. Языковые средства:
— использование разговорной и просторечной лексики: женка, тас — слово с оценочным словообразовательным суффиксом городишко, — инверсионный порядок слов в некоторых предложениях, — повтор слова скверный, — обращение, — наличие вопросительного предложения, — употребление личных местоимений 1 и 2-го л. ед. ч., — употребление глаголов в настоящем времени, — употребление отсутствующей в языке формы множественного чи Вывод: текст принадлежит к разговорному стилю речи. Четкие представления о ситуации общения, задачах речи и соответствующему им стилю речи учащиеся должны иметь не только для анализа готовых текстов, но в первую очередь для создания самостоятельных устных и письменных высказываний. Рассмотрим последовательность и способ изучения речеведческих понятий в разных учебных комплексах. Комплекс 1 Комплекс 1 предлагает следующую последовательность изучения тем. В 5 классе в соответствии с программой изучаются следующие темы: «Понятие о тексте и его частях. Лексические и грамматические средства связи частей текста. Тема и основная мысль текста. Общее понятие о разговорном, научном и художественном стилях речи. Понятие о повествовании, описании, рассуждении.» В 5 классе основной путь изучения теоретических понятий стилистики — дедуктивный. Многие параграфы не содержат сформулированных определений и полностью состоят из заданий по анализу текста с вопросами, ответы на которые и представляют собой искомый теоретический материал. Текст определяется как ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Изучение понятия текста, его темы и основной мысли происходит преимущественно через анализ текстов. Так, учащимся предлагается сравнить текст и набор предложении, не связанных по смыслу, или составить текст из связанных по смыслу, но бессистемно расположенных предложений. Определение темы и основной мысли текста происходит через его озаглавли-вание, поиск предложений, выражающих основную мысль, и анализ негативного текста.
Общее понятие о стилях речи опирается на понятие задачи высказывания. Так, например, разговорный стиль определяется как речь, которой мы пользуемся, когда делимся своими мыслями или выражаем чувства. Понятие о повествовании и описании также дано через анализ текстов, причем внимание учащихся фиксируется на наиболее существенных для разных типов речи языковых средствах: глаголах со значением действия, стоящих в прошедшем времени, в повествовании; глаголах в настоящем времени в описании. Описание изучается на основе текстов-описаний предмета и животного. Рассуждению как типу текста дано определение, в котором названы основные элементы текста-рассуждения — тезис, доказательство, вывод. Из жанров речи в 5 классе изучается рассказ на бытовые темы. В 6 классе повторяется и закрепляется теоретический материал 5 класса и изучается новая тема «Понятие об официально-деловом стиле речи». При повторении и закреплении изученного в 5 классе в учебнике не только сформулировано определение текста, но и названы средства связи частей текста — повторение слова, замена существительного местоимением, синонимы. При повторении описания привлекаются тексты-описания помещения и природы. Новым является понятие об официально-деловом стиле, который определяется достаточно подробно с указанием не только на задачу и сферу применения, но и на его особенности (однозначность, точность, специальная лексика, стандартные обороты). Из жанров официально-делового стиля изучается заявление. В 7 классе повторяется и закрепляется теоретический материал 5 и 6 класса и изучается новая тема «Понятие о публицистическом стиле речи». При определении публицистического стиля определяются его задача, сфера применения и называются некоторые жанры (репортаж, интервью, очерк). В учебнике есть некоторое противоречие между начальным и конечным повторением. Так, в § 8 сказано, что в литературном языке выделяются следующие стили — научный, официально-деловой, публицистический и разговорный. Язык же художественной литературы занимает особое место и отличается от стилей тем, что в нем используются средства других стилей. А в § 73 раздела «Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах» учащимся предлагается заполнить таблицу «Стили речи» названиями жанров, при этом указано 5 стилей, включая художественный. В 8 классе расширяются сведения о публицистическом и художественном стилях речи. При повторении изученного в 5-7 классах сказано о последовательной (цепной) и параллельной связи предложений в тексте и о роли союзов, частиц, вводных слов как текстообразующих единиц. В 9 классе весь теоретический материал повторяется и обобщается преимущественно в практическом аспекте. Комплекс 2 Комплекс 2, в отличие от комплексов 1 и 3, как уже было сказано, включает отдельные учебники «Русская речь» Е. И. Никитиной для каждого класса. Теоретические речеведческие понятия представлены в них следующим образом. В 5 классе в соответствии с программой изучаются такие темы: «Устная и письменная формы речи. Речь диалогическая и монологическая. Понятие о связном тексте. Тема. Основная мысль текста. Смысловые части текста. Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте. Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи. Типы речи. Представление о повествовании, описании, рассуждении». Учебник 5 класса состоит из разделов «Речь», «Текст», «Стили речи», «Типы речи». Отдельно выделен раздел «Расширяйте свой словарь!», в котором учащиеся повторяют, обобщают и применяют к связным текстам понятия лексического значения, синонимов, антонимов и фразеологизмов. Завершают учебный курс «Повторение» и «Приложение». В «Приложении» помещены памятки для подготовки к письменным и устным высказываниям (см. § 87). Понятия об устной и письменной речи, диалоге и монологе, типах речи даются индуктивно. Понятие о тексте и текстообразующих признаках формулируется не в начале соответствующих параграфов, а предваряется анализом текстов через ответы на вопросы. Из текстообразующих признаков указаны грамматическая и смысловая связь предложений, тематическое единство, наличие основной мысли. В 5 классе по единому плану дается общая характеристика всех стилей речи: сфера употребления, основная цель, характерные языковые средства. По разным параграфам рассыпаны сведения о тропах, которые помечены буквой Ф (фигуры речи): сравнении (в том числе творительном сравнения), метафоре, олицетворении, эпитете. Из жанров речи дан киносценарий, неточно определенный как литературное произведение, по которому ставится фильм; рассмотрена структура киносценария, включающая ремарки-описания и высказывания действующих лиц — монологи, диалоги, реплики (в качестве материала для анализа приведен отрывок из сценария мультфильма «Трое из Про-стоквашино»). Киносценарий как композиционная форма сочинений рассматривается и усложняется потом в 6, 7 и 8 классе. Интересны и показательны заголовки параграфов этого учебника, например: «Для чего нужен план?», «Как связать предложения в тексте?», «Как описать предмет?», «Рассуждать — значит доказывать». Программа бкласса предусматривает изучение следующих понятий: «Темы широкие и узкие. Простой и сложный план. Эпиграф. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот. Характеристика официально-делового стиля речи. Художественное повествование. Рассказ. Описание природы, помещения, одежды, костюма. Построение текста-рассуждения в различных стилях речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте». Учебник 6 класса состоит из разделов «Текст», «Стили речи», «Типы речи». Завершают учебный курс разделы «Повторение» и «Приложение». При повторении признаков текста к ним добавлено понятие «единство стиля текста». Отношение между узкой и широкой темой определено как отношение части к целому. Эпиграф соотнесен с выражением основной мысли текста. В 6 классе учащиеся повторяют пройденные фигуры речи, добавляя к ним выражение сравнения с помощью кратких форм прилагательных (похож, подобен), форм сравнительной степени прилагательных и наречий, а также цепочку метафор. К лексическим средствам связи предложений в тексте добавляется описательный оборот — выражение, которое употребляется вместо того или иного слова (самолет — воздушный корабль). Углубляются сведения об официально-деловом стиле речи, происходит ознакомление с такими его жанрами, как справка и объявление. Внимание уделяется рассказу как жанру художественного повествовательного текста, рассматриваются такие композиционные элементы рассказа, как вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение; эти элементы обобщены в схеме. В 6 классе подробно изучается описание как тип речи и его композиция (общая характеристика предмета, его признаки, общая оценка) и рассуждение и его композиция (тезис, доказательства, вывод). При изучении рассуждения большое внимание уделяется средствам связи частей рассуждения (лексические и интонационные). При повторении и углублении средств связи предложений в тексте выделяется местоимение как связующее средство. В 7 классе в соответствии с программой изучаются следующие темы: «Описание общего вида местности. Описание действий (трудовых процессов). Описание действий (в спорте). Рассказ на основе услышанного. Сообщение. Отзыв о книге. Характеристика литературного героя. Общая характеристика публицистического стиля. Союз как средство связи предложений и частей текста». Учебник 7 класса состоит из разделов «Текст», «Типы речи», «Стили речи». Завершают учебный курс разделы «Повторение» и «Приложение». Повторение изученного в предыдущих классах начинается с разноплановых признаков текста, среди которых выделяются заглавие или его возможность, тема, идея, делимость на смысловые части, смысловая и структурная связность всех частей, композиционная завершенность, стилистическое единство. В 7 классе продолжается изучение описания как типа речи на новом материале (описание местности, действий). В рамках повествования как типа речи изучается композиция рассказа на основе услышанного. Новым является изучение сочетания разных типов речи в одном тексте. Эта тема изучается на материале отзыва о книге, в котором сочетаются рассуждение, описание книги и повествование о том, как говорящий знакомился с книгой. Из книжных стилей речи изучается публицистический стиль; он описывается по привычной схеме: сфера использования, цель, характерные языковые средства. Из жанров публицистики описано интервью и особенности его композиции. Из морфологических средств связи предложений и частей текста изучается союз. Программа 8 класса включает следующие темы: «Углубление изученных ранее понятий о связной речи. Расширение понятий о публицистическом и художественном стилях. Углубление понятий о средствах связи частей текста». Учебник 8 класса состоит из разделов «Речь устная и письменная», «Текст», «Основные способы и средства связи предложений в тексте», «Композиционные формы сочинений». Завершают учебный курс разделы «Повторение» и «Приложение». В 8 классе изученные ранее понятия повторяются и углубляются. Среди средств выразительности речи изучается вопросительное предложение, начинающее текст или микротекст, сравнительный оборот в функции сказуемого, риторический вопрос, анафора и эпифора, именительный представления (именительный темы), парцелляция. Обобщаются знания о лексических средствах связи предложений в тексте (лексический повтор, однокоренные слова, лексические и текстовые синонимы, описательный оборот, антонимы) и морфологический средствах (местоимение, наречие, союз). Из синтаксических средств связи выделяется повторяющееся обращение, придаточное сравнительное. Специальный параграф посвящен порядку слов в предложении (прямой и инверсионный) и порядку предложений в тексте (цепная и параллельная связь предложений). В разделе «Композиционные формы сочинений и изложений» рассмотрены киносценарий (с углублением по сравнению с 5, 6 и 7 классом), рассуждение на литературную тему, рассуждение-сравнение и психологический портрет. В 9 классе программа предусматривает изучение следующих тем: «Систематизация и обобщение основных понятий связной речи, служащих базой для создания высказываний в устной и письменной форме в соответствии с определенной темой и основной мыслью высказывания, типом речи и стилем высказывания, с использованием разнообразных изобразительно-выразительных средств языка, с соблюдением норм литературной речи. Углубление понятия о научном стиле и стиле художественной литературы». Учебник 9 класса состоит из разделов «Композиционные формы сочинений», «Стили речи. Обобщение и углубление изученного». Завершают учебный курс разделы «Повторение» и «Приложение». Из композиционных форм сочинения учащиеся повторяют и углубляют свои знания об устройстве описания по воображению, памяти и картине, психологическому портрету, рассказу, воспоминанию о книге, изучают новые формы — рецензию, аннотацию, портретный очерк. Сведения о стилях обобщены в едином разделе. Стили названы функциональными, художественный стиль в учебнике 9 класса называется то художественным стилем речи, то стилем художественной литературы. В представлении стилей единообразия нет: некоторые параграфы формулируют характеристику стиля (например, параграф о публицистическом стиле речи), другие предлагают учащимся самим вспомнить и сформулировать черты, присущие стилю (например, научному). При повторении стилей речи особое внимание уделено синонимии средств разных языковых уровней; среди лексических синонимов семантические синонимы отграничиваются от стилистических. Комплекс 3 Расположение материала по развитию речи в учебниках комплекса 3 отличается и от комплекса 2, в котором развитие речи вынесено в отдельные книги, и от комплекса 1, в котором материал по развитию речи включен в языковедческие разделы. В комплексе 3 в учебнике для каждого класса (кроме пятого) выделяется раздел «Язык. Правописание. Культура речи» и отдельно выделяется раздел «Речь», в котором собран теоретический материал по стилистике и упражнения к нему, однако изучение курса развития речи в комплексе 3, как и в двух других комплексах, рассредоточено по всему учебному году. В 5 классе в соответствии с программой изучаются следующие темы: «Текст, его основные признаки; тема и основная мысль текста; развитие мысли в тексте; данная и новая информация; деление текста на абзацы; строение абзаца; зачин, средняя часть, концовка; простой план текста. Стили речи: разговорный, художественный, деловой; их основные признаки; сфера употребления, характерные языковые средства (из числа изученных учащимися). Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения художественного и делового описания, описания предмета, рассуждения-доказательства. Композиционные формы: деловая инструкция (как что-либо делать), объявление». Начинается изучение раздела «Речь» с разграничения языка как «кладовой» и речи как языка в действии, с определения условий, необходимых для речевого общения: наличие говорящего и слушающего, потребности в общении и владения ими одним и тем же языком. Далее речь разделена на монологическую и диалогическую, устную и письменную. Раздел «Речь» состоит из 4 подразделов: «Стили речи», «Текст», «Типы речи», «Строение текста». В разделе «Стили речи» вводится понятие речевой ситуации через описание таких характеристик речи: где говорим (официальная и неофициальная обстановка), с кем говорим (с одним или многими людьми), зачем говорим (общение, сообщение, воздействие). Речь подразделяется на разговорную и книжную; сообщается, что книжная речь бывает художественная и «научно-деловая», эти разновидности сопоставлены по речевой ситуации; художественная речь охарактеризована как речь образная. В разделе «Текст» дано определение тексту и изучаются такие признаки текста, как тема («то, о чем говорится в тексте»), основная мысль текста («отношение автора к предмету речи, оценка изображаемого»), заголовок как отражение темы или основной мысли текста, смысловые отношения между предложениями в тексте (противопоставление, пояснение, причина, условие, следствие и «языковые сигналы», указывающие на эти смысловые отношения). Далее определяется абзац как реализация микротемы, изучается строение абзаца (зачин, развитие мысли, концовка). При описании связей предложений в тексте вводятся понятия «данного» и «нового», указывается на расположение «нового» в спокойной монологической речи в конце предложения. В разделе «Типы речи» вводится понятие описания (указание на одновременные признаки), повествования (рассказ о последовательных действиях) и рассуждения (указание причин явлений). Далее авторы говорят об особом типе речи — «оценка действительности», которая «выражается прилагательными, существительными, словами на -о», и о том, что предложения со значением оценки часто используются для выражения основной мысли. В разделе «Строение текста» рассматривается строение рассуждения (тезис — аргументы — вывод), повествования (сообщение о следующих друг за другом действиях), описания предмета (перечисление признаков предмета). В завершение сообщается, что в тексте могут быть объединены разные типы речи. Программой 6 класса предусмотрено изучение следующих тем: «Текст: способы и средства связи предложений; нормативный повтор и повтор-недочет; сложный план. Стили речи: научный стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Типы речи: описание места, описание состояния природы. Композиционные формы: аннотация, отзыв». В 6 классе раздел «Речь» состоит из подразделов «Стили речи», «Текст», «Типы речи». В разделе «Стили речи» проводится разграничение интегрирование введенного в 5 классе научно-делового стиля на научный и деловой; этим стилям дается более подробная характеристика. Так, при описании научной речи введен термин «научные понятия», или термины, которые делятся на родовые и видовые, сказано, что термины раскрываются в их логических определениях, что в научной речи часто используются рассуждения-объяснения. При описании делового стиля указывается на книжные, официальные слова и выражения, используемые в нем наиболее часто. В разделе «Текст» рассматриваются такие средства связи предложений в тексте, как лексический повтор, использование местоимений и синонимов, вводится понятие последовательного и параллельного соединения предложений в тексте. В разделе «Типы речи» основное внимание уделено повествованию. В качестве жанра повествовательного текста художественного стиля выделен рассказ, имеющий следующую структуру: вступление, основная часть, состоящая из завязки, развития действия, кульминации и развязки, и заключение. Среди повествований делового стиля выделены инструкции с характерными для них языковыми средствами. Из текстов-описаний выделены описание места и окружающей среды (природы и помещения). Программа 7 класса предполагает изучение следующих тем: «Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста. Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Типы речи: описание состояния человека; способы выражения оценки предметов, действий, состояний и пр.» В учебнике 7 класса раздел «Речь» состоит из подразделов «Стили речи», «Порядок слов в предложениях текста» и «Типы речи». В разделе «Стили речи» основное внимание уделено публицистическому стилю. Ему дана характеристика с точки зрения как речевой ситуации, так и языковых средств. Из жанров публицистического стиля выделена заметка в газету, из типов публицистического текста — публицистическое рассуждение. В разделе «Порядок слов в предложениях текста» рассматривается прямой порядок («новое» после «данного») и обратный порядок («новое» перед «данным»), усиливающий эмоциональность речи. В разделе «Типы речи» дано описание состояний, внешности и характера человека; характеристика человека рассмотрена с особенностями ее представления в текстах делового, публицистического и художественного стиля. В соответствии с программой учащиеся 8 класса изучают следующие темы: «Расширение представления о языковых средствах, характерных для разных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публицистических высказываний (задача речи, структура текста, характерные языковые и речевые средства). Композиционные формы: высказывание типа репортажа-повествования (повествование о событии: посещение театра, экскурсия, поход); высказывание типа репортажа-описания (описание родного города, поселка, улицы, памятника истории или культуры, музея); высказывание типа портретного очерка (об интересном человеке). Деловые бумаги: автобиография (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг)». После обстоятельного повторения изученного в 5-7 классах учащиеся приступают к изучению раздела «Жанры публицистики, их строение и языковые особенности». Этот раздел дает учащимся представление о таких публицистических жанрах, как репортаж (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни), статья (проблемное изложении важного вопроса об окружающем мире, политике, экономике и др.), очерк (главным образом портретный). О каждом из этих жанров сообщается, какова задача его использования особенности его построения. Программа 9 класса содержит следующие темы: «Повторение. Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением-объяснением {Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Какой он?); высказывания типа статьи в газету с рассуждением-доказательством {Надо ли читать книгу в век радио и телевидения? Чем измеряется жизнь?); Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг). Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей». После раздела повторения изученного о речи в 5-8 классах помещен раздел «Углубление знаний о стилях и жанрах речи». В начальном параграфе этого раздела разграничиваются понятия «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы». Отдельные параграфы посвящены таким жанрам, как эссе (разновидность очерка научного, исторического, публицистического характера, в котором главную роль играют не факты, а впечатления и ассоциации автора, раздумья о жизни, науке, литературе), путевые заметки (разновидность путевого очерка — жанра художественной публицистики), рецензия (письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения). В этих параграфах основное внимание уделено строению речевых произведений этих жанров. Так, п
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.239 (0.017 с.) |