Ребенок в мире художественной литературы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ребенок в мире художественной литературы.



3 –4 года:

1. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать.

2. Обогащать «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных малых форм фольклора (потешек, прибауток, песенок), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных.

3. Обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем, необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста.

4. Способствовать восприятию и пониманию текста детьми, помогать мысленно представлять события и героев, выявлять яркие поступки героя, пытаться их оценить, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.

5. Обращать внимание на простые традиционные средства языковой выразительности (прежде всего из текстов народных сказок и прибауток), на интонационную выразительность рассказчика – взрослого.

6. Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев.

4 – 5 лет:

1. углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.

2. Расширять читательский опыт(опыт слушания) за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, небылицы, сказки и т.д.) и поэзии (стихи, авторские загадки, веселые детские сказки в стихах).

3. Развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, особо важных событий, эмоционального подтекста и общего настроения произведения или его фрагмента.

4. Обеспечивать развитие умений художественно – речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы, выразительно рассказывать наизусть потешки стихи и поэтические сказки, придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.

5. Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, играх – драматизациях.

5-6 лет:

1. поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.

2. Обогащать «читательский опыт» детей за счет произведений более сложных жанров фольклора (волшебные и бытовые сказки, метафорические загадки, былины), литературной прозы (сказка-повесть, рассказ с нравственным подтесктом) и поэзии (басни, лирические стихи, поэтические сказки).

3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов.

4. Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

5. Обеспечивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности).

6. Обеспечивать совершенствование умений художественно – речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы близко к тексту, пересказывать от лица героев, выразительно рассказывать наизусть стихи и поэтические сказки, придумывать поэтические строфы, загадки, сочинять рассказы, сказки по аналогии со знакомым текстом.

7. Способствовать выражению отношения к литературным произведениям в разных видах художественно – творческой деятельности, самовыражению в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии.

Основные методы литературного развития детей 5 – 6 лет:

· Чтение (рассказывание) взрослого;

· Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов;

· Беседа после чтения;

· Чтение с продолжением;

· Беседы о книгах;

· Метод проектов (создание книг, библиотеки, выставки книг);

· Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления;

· Тематические выставки в книжном уголке.

6 – 7 лет:

1. воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства, родному языку и литературной речи.

2. Способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.

3. Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложных по содержанию и форме.

4. В процессе ознакомления с литературой обеспечивать формирование целостной картины мира, развивать способность творчески воспринимать реальную действительность и особенности ее отражения в художественном произведении, приобщать к социально-нравственным ценностям.

5. Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

6. Развивать умения элементарно анализировать содержание и форму произведения (особенности композиционного строения, средства языковой выразительности и их значение), развивать литературную речь.

7. Обогащать представления об особенностях литературы: о родах, видах, о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках.

8. Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно – творческой деятельности на основе литературных произведений.

Основные методы литературного развития детей 6 – 7 лет:

· Чтение (рассказывание) взрослого;

· Прослушивание и просмотр видеоматериалов

· Просмотр и прослушивание записей исполнения литературных текстов самими детьми;

· Беседа после чтения;

· Чтение с продолжением; беседы о книгах4 обобщающие беседы об основных видах и жанрах фольклора и литературы;

· Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления;

· Тематические выставки в книжном уголке;

· Метод проектов (создание книг, библиотеки, выставок книг, организация театра);

· Ознакомление с писателями, поэтами, художниками – иллюстраторами детских книг.

 

2.9. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области

«Художественное творчество»

Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

– развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

– развитие детского творчества;

– приобщение к изобразительному искусству.

Перечень программ и технологий   1. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом; Детям о книжной графике; Знакомство с пейзажной живописью. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. 2. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя, старшая группы). – М.: Владос, 2001.  
Перечень пособий   1. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. 2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Академия, 1997. 3. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1995. 4. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. – М., 2002. 5. Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1996. 6. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников: Пособие для воспитателя.- М.: Просвещение, 1980. 7. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): Пособие для воспитателей дет. сада.- М.: Просвещение, 1985. 8. Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991 9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: Карапуз-Дидактика, 200 10. Лыкова И.А.художественный труд в детском саду: 4-7 лет. – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» интегрируется с содержанием областей:

«Коммуникация» -развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности;

«Познание» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества;

«Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности;

«Труд» – формирование трудовых навыков и умений, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности;

«Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

 

Задачи освоения образовательной области «Художественное творчество»:

3 – 4 года:

1. развивать у детей желание участвовать в образовательных ситуациях и играхэстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно.

2. Формировать сенсорный опыт и развивать продолжительный эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и некоторых социальных явлений.

3. В процессе ознакомления с отдельными произведениями прикладного искусства (народными игрушками0 и графики (иллюстрации) формировать умение внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке4 понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлекать внимание к некотрым средствам выразительности (цвет, форма, цветовой ритм).

4. Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым. Обеспечить освоение способов создания изображения, передачи формы, построение элементарной композиции на основе освоенных технических приемов.

5. Создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов (гуаши, цветных карандашей, пластилина, теста), развивать мелкую моторику и умение использовать инструменты.

6. Формировать опыт совместной со взрослым деятельности (сотворчества), участия в выполнении коллективных композиций.

Основные методы и приемы работы с детьми:

· Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил их использования (обследование, освоение действий, демонстрация возможностей, игровое экспериментирование);

· Упражнения и игры, способствующие развитию мелкой моторики (пальчиковые игры);

· Игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы;

· Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка с предметами окружения (точки – зернышки);

· Использование приемов сотворчества (дорисовывание, создание коллективных композиций);

· Применение нетрадиционных техник и материалов;

· Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей;

· Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта;

· Рассматривание ярких книг, иллюстраций.

4 – 5 лет:

1. воспитывать эмоционально – эстетические чувства, формировать умение откликаться на проявлении прекрасного впредметах и явлениях окружающего мира, замечать красоту окружающих предметов, объектов природы.

2. Формировать образные представления о доступных предметах и явлениях, развивать умения изображать их в собственной деятельности.

3. Развивать художественное восприятие произведений искусства, умение последовательно рассматривать образ, эмоционально откликаться на изображение, соотносить увиденное с опытом.

4. Формировать умения и навыки собственной изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности.

5. Поощрять желание детей воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания,поддерживать творческое начало в собственной изобразительной деятельности.

Основные методы и приемы работы с детьми:

· Экспериментирование с изобразительными материалами;

· Игровые приемы;

· Рассматривание, обсуждение, обыгрывание разнообразных привлекательных предметов, элементов росписи;

· Настольно – печатные игры («найди формы»);

· Игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей: «Недорисованные картинки»;

· Упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта;

· Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности(разыгрывание сюжета, подбор музыки).

6 – 7 лет:

1.формировать и активизировать у детей проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях и к разным объектам искусства, природы, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям.

2. развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах.

3.формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства; развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность.

4. подвести детей к пониманию ценности искусства, художественной деятельности, музея; способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образах, собственных творческих работах.

5. побуждать и поддерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности.

6. совершенствовать изобразительную деятельность детей: стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы, планировать деятельность, достигать результата и оценивать его.

Основные методы работы с детьми 6-7 лет:

· Рассматривание, обсуждение, эстетическая оценка объектов;

· Разговор об искусстве, изобразительных техниках;

· Чтение познавательной литературы, рассматривание энциклопедий;

· Рассматривание объектов, создание выставок, поделок для украшения группы, предметов для игр;

· Исследования. Детские игровые проекты;

· Экскурсии в художественные музеи, галереи, выставки;

· Ситуации индивидуального и коллективного творчества;

· Использование современных информационных технологий;

· Упражнения и игры, развивающие сенсорные, эстетические, творческие способности детей; использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.

2.10. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области

«Музыка».

Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

– развитие музыкально-художественной деятельности;

– приобщение к музыкальному искусству.

- развитие музыкальности детей;

- развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи:

- развитие музыкально-художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству.

 

Перечень программ и технологий   1. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999.   2. Ладушки / И. Каплунова, И. Новооскольцева. // Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор, 1999. 3. Матяшина А.А. «Путешествие в страну «хореография». Программа развития творческих способностей детей средствами хореографического искусства. – М.: «Владос», 1999. 4. Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». – М.: «Владос», 1999. 5. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.) 6. Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001. 7. Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М.: «Виоланта», 1999. 8. Трубникова М.А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994. 9. Хазова М.В. «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. – М.: «Владос», 1999. 10. Циркова Н.П. «В мире бального танца». Программа развития творческих способностей детей средствами танцевального искусства. – М.: «Владос», 1999.  
Перечень пособий Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада). Дзержинская И.Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение, 1985 - 160c., нот. Коренева Т.Ф., «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд.центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты. Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. Петрова В.А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-синтез, 2001. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с.: ил. – (Воспитание и доп. образование детей) Методическое обеспечение программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»  О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М.: «Владос», 1997.  «Баюшки-баю». Методическое пособие. – М.: «Владос», 1995. Пособия для педагогов  О.П. Радынова «Беседы о музыкальных инструментах». Комплект из 3 аудиокассет с дидактическим альбомом. – М., 1997. «Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). – М.: 1997. Методическое обеспечение программы К.В. Тарасовой «Синтез»:  «Хрестоматия музыкального репертуара». Пятый год жизни. – М.: Центр «Гармония», 1993.  «Хрестоматия музыкального репертуара». Шестой год жизни. – М.: «Виоланта», 1998. Пособия для педагогов  Аудиокассеты с записями произведений камерной и оперной музыки. Пятый год жизни. – М.: Центр «Гармония», 1993.  Аудиокассеты с записями камерной и оперной музыки. Шестой год жизни. – М.: «Виоланта», 1998.  Тютюнникова Т.Э., «Элементарное музицирование с дошкольниками». Методическое обеспечение технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»:  Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. «Музыка». Учебно-наглядное пособие «Музыка». – М.: АСТ, 1998.

Содержание образовательной области «Музыка» интегрируется с содержанием образовательных областей:

«Физическая культура» -развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности;

«Коммуникация»- развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки;

«Познание» - расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как о виде искусства;

«Социализация» - формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства.

Задачи освоения образовательной области «Музыка»:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.041 с.)