Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Текущий контроль: устная форма. Виды опросаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Текущий контроль как нового, так и изученного ранее материала происходит в форме опроса, который бывает следующих видов: индивидуальный, коллективный, фронтальный, уплотненный или выборочный. Индивидуальный опрос может быть устным и письменным. Устный опрос — это проверка а) усвоения формулировок понятий, б) умения раскрыть сущность лингвистического феномена, в) умения привести языковые факты и примеры в подтверждение вьщвинутого положения (зачастую это самый сложный момент в ответе). Обучая умению строить связное устное монологическое высказывание на лингвистическую тему, а затем проверяя, насколько оно сформировано, целесообразно не только познакомить учащихся с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», чтобы они четко знали, исходя из каких критериев вами оценивается ответ, но и постоянно напоминать им эти критерии. Устные ответы учащихся оцениваются следующим образом. Устный ответ учащего должен представлять собой связанное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение давать определения, верно применять правила в каждом конкретном случае. При оценке устного ответа учитываются следующие критерии 1) полнота и правильность ответа, 2) степень осознанности изученного, 3) языковое оформление ответа. Оценка «5» ставится, если ученик 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий, 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные, 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимании основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил, 2) не может достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры, 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Оценка «5», «4», «3» может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. Знание учащимися критериев выставления оценки снимет ненужные, но постоянно возникающие вопросы «а за что?». Вот почему важно всегда комментировать выставленные в ходе урока отметки. Как проводить устный опрос? Чтобы привлечь всеобщее внимание и включить в работу всех учащихся, надо задать вопрос всему классу и только потом вызвать заранее намеченного ученика. Опрос можно проводить 1) по плану, который предлагает учитель, 2) по плану, который продуман учеником дома самостоятельно или 3) по опорным примерам. Учитель имеет право прервать отвечающего и попросить другого ученика продолжить ответ с места. В ходе устного ответа учитель может дать всем остальным задание составить таблицу классификационного характера и прокомментировать ее. Последняя форма опроса уместна на уроках, завершающих изучение какой-либо темы (а также на уроках обобщения и систематизации). Самостоятельное составление таблиц, схем классификационного характера развивает логическое, абстрактное мышление, умение обобщать лингвистические факты. Предложите учащимся завести отдельную тетрадь, куда переносятся такие таблицы, и к концу года получится альбом с обобщающими курс материалами. Использование таблиц особенно эффективно на уроках повторения при подготовке к очередным или выпускным экзаменам. Устный индивидуальный опрос хорош тем, что здесь устанавливается непосредственный контакт между учителем и учеником. Но «...ученики считают себя вправе оставаться совершенно невнимательными, пока дойдет их очередь отвечать. Один решает задачу или читает, а другие тридцать или сорок тратят попусту время и привыкают к самому гибельному, к самому вредному препровождению его»3. Такую ошибку очень часто и допускает студент-практикант, упуская из виду, что надо спланировать работу всего класса, пока идет опрос у доски, и распределить свое внимание между отвечающим и остальными учениками. Как избежать подобной ситуации и включить класс в работу? Заранее — до начала опроса — попросите (то есть дайте целеуста-новку) или а) воспроизвести прослушанный ответ тезисно, или б) дать анализ примеров с точки зрения их соответствия теме и т. п. ъ К. Д. Ушинский. Собрание сочинений. Т. 2. М.-Л., 1949. С. 215. Предостерегите учащихся от сиюминутного исправления ответа, объяснив, что это мешает их товарищу. На первых этапах обучения умению давать развернутую оценку можно использовать памятки, например, такого типа: 1. Соответствует ли ответ вопросу? 2. Даны ли необходимые определения? 3. Не «перескакивал» ли отвечающий с одного на другое? 4. Был ли ответ полным и какие дополнения можно предложить? 5. Достаточно ли было примеров и были ли они вообще? 6. Какие ошибки в изложении материала были по существу вопроса и по В результате этих действий учитель получает возможность выставить оценки и отвечавшему у доски, и тому, кто дал аргументированный анализ ответа, а значит, тоже продемонстрировал знание материала. Систематическое проведение индивидуального опроса необходимо, так как и учитель получает верную информацию о каждом ученике, и учащиеся начинают ответственно относиться к своему труду. Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы в течение учебной четверти у учащегося была не одна оценка за монологический ответ, полученная в ходе этого вида индивидуального опроса. В связи с этим остановимся на так называемо «тихом» опросе, который можно проводить со слабо успевающими учениками. Методика его проведения: пока класс занят выполнением коллективного вида работы, один ученик проговаривает ответ по теме на диктофон. В конце урока учитель прослушивает, делает замечания и выставляет оценку. Каковы плюсы такого опроса? Вызванный к доске, слабый ученик «съедает» много времени на уроке, класс отвлекается, да и ответ бывает далек от образца, который должен звучать на уроке. Кроме того, не надо забывать, что «слабость» ученика может быть вызвана состоянием психики ребенка (дефекты речи, заикание, смущение и т. д.). «Тихий» опрос снимет это напряжение. Главное в работе с такими учащимися — регулярность и публичное признание их роста. Коллективный опрос (контроль) представляет собой различные виды письменных проверочных работ, о которых речь пойдет далее. Здесь же остановимся только на одном виде коллективного опроса — грамматической контрольной работе для всего класса по вариантам. Так, в 7 классе при проверке темы «Причастие и деепричастие как особые формы глагола» предлагается выполнить следующее задание: от данных глаголов образовать все формы глагола, включая причастия и деепричастия: 1 вариант 2 вариант решить решать встречать встретиться В 8 классе: при закреплении темы «Члены предложения и способы их выражения» — разобрать предложение: Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной по членам предложения (1 вариант) и по частям речи (2 вариант). Фронтальный опрос проводится по следующей схеме: частный, дробный вопрос классу — краткий, односложный ответ. Например, по теме «Основные признаки имени прилагательного как части речи» (5 класс) фронтальный опрос можно провести, используя следующие вопросы: 1. Какая часть речи называется «именем прилагательным»? 2. Какие разряды прилагательных вам известны? 3. Какие прилагательные называются притяжательными? 4. Какие прилагательные называются относительными? 5. Какие прилагательные называются качественными? 6. Какие грамматические признаки отличают качественные прилагательные? 7. Как образуется форма простой сравнительной степени? 8. Как образуется форма составной сравнительной степени? 9. Как образуются формы превосходной степени?
10. От каких прилагательных и как образуется краткая форма? 11. Как изменяются имена прилагательные? 12. Какова их роль в предложении? При подготовке материала для фронтального опроса нужно продумать последовательность вопросов (от общего к частному) и сами формулировки. Практика показывает, что учителя предпочитают именно эту форму опроса. Всему классу предлагается большое количество вопросов, но учитель заранее намечает одного-двух учеников и следит за тем, чтобы каждый из них ответил на 4-5 вопросов. В результате выставляется отметка — так называемый «поурочный балл». Фронтальный опрос хорош как умственная зарядка (с него можно начать урок), но полного представления о глубине усвоения материала он не дает, так как чаще всего демонстрирует не уровень знаний, а активность учащихся на уроке. «Проблема» «поурочного балла» как раз и заключается в том, что оценки, полученные учащимися в ходе фронтального опроса, могут носить случайный характер, а это в свою очередь ведет к появлению с их стороны несерьезного отношения к предмету. Поэтому учитель должен требовать от учеников развернутых ответов и предлагать им по ходу ответа дополнительные вопросы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.158 (0.01 с.) |